Методическая разработка урока Среды жизни планеты Земля 5 класс
план-конспект урока по биологии (5 класс) по теме

Чикина Елена Валерьевна

Урок разработан в соответствии с ФГОС. Ориентирован на учебник под ред. Пономаревой И.Н.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Конспект урока

Тема урока: Среды жизни планеты Земля.

Учитель: Чикина Е.В.

Место работы: ГБОУ СОШ № 27 г. Санкт- Петербурга

Класс: 5

Тема и номер урока в теме: Раздел 3  урок № 1

Предмет: биология

Тип урока: изучения нового материала. Технология проблемного обучения.

Формы работы учащихся: индивидуальная, фронтальная, в парах.

Оборудование: УМК  И.Н. Пономарёва; И.В.Николаев; О.А. Корнилова « Вентана - Граф» 2014г.; компьютер, проектор, раздаточный материал (рабочие листы, картинки с изображением животных), презентация.

Цели урока: 1. Создать условия для формирования у школьников представления об отличительных особенностях разных сред обитания. 2. Научить распознавать приспособления организмов к особенностям среды обитания

Задачи урока:

Обучающие. Изучение учениками материала об условиях, сложившихся в разных средах обитания, чертах приспособления живых организмов к жизни к конкретной среде.

Развивающие.

Развивать умение ставить цели урока, исходя из заданной темы. Удерживать цель деятельности до получения ее результата; Оценивать весомость приводимых доказательств. Корректировать деятельность на уроке в зависимости от поставленных задач. Анализировать собственную работу.

Воспитательные.

Воспитание любви к природе. Уважение к чужому мнению.

Планируемые результаты освоения  темы.

Личностные. Осознавать успешность своей деятельности.

Предметные. Выявлять черты приспособления живых организмов к условиям, сложившимся в разных средах обитания.

Метапредметные умения:

* познавательные - осуществлять поиск информации в соответствии с учебным заданием, уметь выявлять в рассматриваемых объектах их сходство и различие, фиксировать результаты в рабочей тетради, делать выводы;

* регулятивные - ставить цели урока, достигать результата в процессе учебной деятельности, адекватно оценивать действия по выполнению задания, корректировать деятельность в процессе урока;

* коммуникативные – работать в паре, группе,  корректно взаимодействовать друг с другом.

Основные понятия и термины: среды жизни  живых организмов: водная среда, наземно-воздушная среда, почвенная среда жизни, организм как среда жизни;

Методы контроля на уроке: фронтальный, устный, письменный.

Ход урока.

1.Организационный этап (1 мин).

2. Актуализация         опорных  знаний (2-3 мин).

Учит.- Все вы помните сказку «Теремок». Посмотрев видеофрагмент, ответьте на вопрос.

Живому организму  подходят любые условия жизни?

Видеофрагмент (мультфильм «Теремок»)

Ученики отвечают на вопрос, поставленный перед просмотром фрагмента.

Учит. –  Предположите тему урока.

Учен. – Высказывают предположения.

Тема урока « Среды жизни планеты Земля»

Учит.- Что для вас важно,  хочется узнать, интересно?

Учен. – (таким образом учащиеся формулируют значимую для них цель)

Учит. – Для того чтобы выполнить поставленную вами цель, предлагаю выполнить несколько заданий.

3. Этап усвоения новых понятий. (25-30 мин.)

Проблемный вопрос урока.

Почему живые организмы отличаются друг от друга?

Учен. – Высказывают предположения.

Учит. – Вы гуляете в лесу, парке. Плаваете в реке или море. Вы осваиваете наземно - воздушную и водную среды обитания, но вы вряд ли об этом задумываетесь. Но так ученые называют эти дома для живых существ.

Задание № 1. На основе имеющихся у вас знаний  на карточках с названиями животных и сред обитания соедините стрелками название животного и соответствующую ему среду обитания.

 Выполняется в парах.

Соедините стрелками название животного и соответствующую среду обитания:

Сорока                                                        наземно - воздушная среда

Ёж  

Карась

Крот                                                                водная среда

Медуза                                                        

Кузнечик

Дельфин

Слепыш                                                            почвенная среда

Учит. -  Взаимопроверка по образцу на слайде №5.

Задание 2.

Учит. – говорит о том, что для выполнения следующего задания им необходимо прочитать параграф 17 учебника. Объясняет, как заполнять таблицу.  

Задание выполняется индивидуально. Каждому ученику выдается схема.

По прошествии 3 минут учитель спрашивает, кому нужна помощь и раздает Приложение 1.

Задание № 2.Заполните таблицу «Сравнение условий жизни в разных средах»

Условия жизни

Водная среда

Наземно-

воздушная среда

Почвенная среда

Организменная среда

Кислород

Вода

Изменения температуры

Свет

Взаимопроверка по образцу.

Учит. – кратко обобщает, демонстрирует слайд №6. 

Учащиеся дополняют, исправляют записи в таблице.

Приложение  1 Характеристика сред.

                                     Водная среда                                            

                                     Кислорода    не хватает                                            

                                    Света  мало

                                     Воды   достаточно

                                     Температура изменяется незначительно

Почвенная среда                                                               Наземно – воздушная среда                  

Кислорода недостаточно                                        Света  достаточно        

Света  недостаточно                                               Воды часто не хватает

Воды  достаточно                                                   Температура значительно изменяется

Температура ровная

                                       Организменная среда

                                    Кислорода недостаточно

                                    Света недостаточно

                                    Воды достаточно

                                    Температура может изменяться

        .

Характеризуем среды, приложение №1 – «помощник», выдается по желанию.

Задание №3. 

Задание выполняется в группах.

По раздаточному материалу (картинки с изображениями животных), с помощью таблицы (задание  №2) найдите черты приспособления животных к обитанию в определенной среде. Заполните «свою» графу таблицы. Две другие графы заполняются во время ответа других групп.

Среда жизни

Приспособления

Животные

Водная

Наземно-воздушная

Почвенная

Работа в группах.

Группа №1 - Водная среда

Группа №2. Наземно - воздушная среда

Группа №3. Почвенная среда

Учит. – кратко обобщает, демонстрирует слайды №7-22.  

Учащ.  дополняют, исправляют записи в таблице.

  1. Этап применения новых понятий. (5-7 мин.)

Учит. –  Можете ли вы теперь ответить на вопрос, который был задан после просмотра видеосюжета?

Живому организму  подходят любые условия жизни?

Учащ. – кратко отвечают.

Слайды №23-24

Задание № 4. Задание выполняется индивидуально. Работа с текстом. Вставьте пропущенные слова:

Жизнь в каждой среде имеет свои _____________________. В наземно- воздушной среде достаточно_____________, зато часто не хватает ________.                В водной среде достаточно ___________. Температура здесь меняется меньше, чем температура ______________. Почвенная среда – дом для множества _______________ и ________________. Температура  здесь более ровная , чем на __________________.

Задание №5. Задание выполняется индивидуально.  Какие утверждения верны? Обведите номера правильных предложений.

1) Различают две среды обитания: наземно-воздушную и водную.

2) Чтобы легче было передвигаться в толще воды, большинство рыб имеют обтекаемую форму тела.

3)Крупные кенгуру совершают прыжки до 9 м. Это помогает им схватывать пищу.

4) Передние лапы этого животного плоские, как лопаты. Тело овальное, компактное. Живет это животное в наземно-воздушной среде.

5) Есть такие животные, которые поселяются в организме человека и вызывают различные заболевания.

  1. этап. Домашнее задание.  (2 мин.), слайд№25

§17, работа над мини-проектом «Новоселье» (выбрать животное и «переселить» его в новую среду обитания, продумав, какие новые приспособления ему понадобятся, оформить в любой технике – рисунок, аппликация, поделка из бумаги и т.п.)

                

  1. этап. Итоги урока. (2-3 мин.)

Выставление оценок, ученики сдают рабочие листы и тетради с выполненным  домашним заданием прошлого урока.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

разработка урока по теме"Среды жизни планеты Земля" 5 класс

в данной разработке урока дана технологическая карта урока в соответствии с требованиям ФГОС...

разработка урока по теме"Среды жизни планеты Земля" 5 класс

урок разработан в соответствии  с требованиями ФГОС...

Конспект урока 5 класс "Среды жизни планеты Земля"

Конспект урокаТема урока: Среды жизни планеты Земля.   Учитель: Виноградова Л.А.Место работы: ГБОУ СОШ № 455 Санкт- ПетербургаКласс: 5Тема и номер урока в теме: Разд...

Технологическая карта урока "Среды жизни планеты Земля"

Технологическая карта.   Тема урока: “Среды жизни  планеты Земля”....

Методическая разработка (открытый урок) по теме «Среды жизни планеты Земля»

Открытый урок «Среды жизни планеты Земля», ориентированный на учащихся 5-х классов, изучающих предмет «Биология»....

Презентация к уроку "Среды жизни планеты Земля" 5 класс

В данном материале описываются основные среды жизни в природе: водная, почвенная, наземно-воздушная и организменная, даны характеристики каждой среды жизни и приспособления организмов к жизни в данных...