Методическая разработка урока Среды жизни планеты Земля 5 класс
план-конспект урока по биологии (5 класс) по теме
Урок разработан в соответствии с ФГОС. Ориентирован на учебник под ред. Пономаревой И.Н.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
metodicheskaya_razrabotka_uroka_sredy_zhizni_planety_zemlya_5_klass.docx | 43.17 КБ |
Предварительный просмотр:
Конспект урока
Тема урока: Среды жизни планеты Земля.
Учитель: Чикина Е.В.
Место работы: ГБОУ СОШ № 27 г. Санкт- Петербурга
Класс: 5
Тема и номер урока в теме: Раздел 3 урок № 1
Предмет: биология
Тип урока: изучения нового материала. Технология проблемного обучения.
Формы работы учащихся: индивидуальная, фронтальная, в парах.
Оборудование: УМК И.Н. Пономарёва; И.В.Николаев; О.А. Корнилова « Вентана - Граф» 2014г.; компьютер, проектор, раздаточный материал (рабочие листы, картинки с изображением животных), презентация.
Цели урока: 1. Создать условия для формирования у школьников представления об отличительных особенностях разных сред обитания. 2. Научить распознавать приспособления организмов к особенностям среды обитания
Задачи урока:
Обучающие. Изучение учениками материала об условиях, сложившихся в разных средах обитания, чертах приспособления живых организмов к жизни к конкретной среде.
Развивающие.
Развивать умение ставить цели урока, исходя из заданной темы. Удерживать цель деятельности до получения ее результата; Оценивать весомость приводимых доказательств. Корректировать деятельность на уроке в зависимости от поставленных задач. Анализировать собственную работу.
Воспитательные.
Воспитание любви к природе. Уважение к чужому мнению.
Планируемые результаты освоения темы.
Личностные. Осознавать успешность своей деятельности.
Предметные. Выявлять черты приспособления живых организмов к условиям, сложившимся в разных средах обитания.
Метапредметные умения:
* познавательные - осуществлять поиск информации в соответствии с учебным заданием, уметь выявлять в рассматриваемых объектах их сходство и различие, фиксировать результаты в рабочей тетради, делать выводы;
* регулятивные - ставить цели урока, достигать результата в процессе учебной деятельности, адекватно оценивать действия по выполнению задания, корректировать деятельность в процессе урока;
* коммуникативные – работать в паре, группе, корректно взаимодействовать друг с другом.
Основные понятия и термины: среды жизни живых организмов: водная среда, наземно-воздушная среда, почвенная среда жизни, организм как среда жизни;
Методы контроля на уроке: фронтальный, устный, письменный.
Ход урока.
1.Организационный этап (1 мин).
2. Актуализация опорных знаний (2-3 мин).
Учит.- Все вы помните сказку «Теремок». Посмотрев видеофрагмент, ответьте на вопрос.
Живому организму подходят любые условия жизни?
Видеофрагмент (мультфильм «Теремок»)
Ученики отвечают на вопрос, поставленный перед просмотром фрагмента.
Учит. – Предположите тему урока.
Учен. – Высказывают предположения.
Тема урока « Среды жизни планеты Земля»
Учит.- Что для вас важно, хочется узнать, интересно?
Учен. – (таким образом учащиеся формулируют значимую для них цель)
Учит. – Для того чтобы выполнить поставленную вами цель, предлагаю выполнить несколько заданий.
3. Этап усвоения новых понятий. (25-30 мин.)
Проблемный вопрос урока.
Почему живые организмы отличаются друг от друга?
Учен. – Высказывают предположения.
Учит. – Вы гуляете в лесу, парке. Плаваете в реке или море. Вы осваиваете наземно - воздушную и водную среды обитания, но вы вряд ли об этом задумываетесь. Но так ученые называют эти дома для живых существ.
Задание № 1. На основе имеющихся у вас знаний на карточках с названиями животных и сред обитания соедините стрелками название животного и соответствующую ему среду обитания.
Выполняется в парах.
Соедините стрелками название животного и соответствующую среду обитания:
Сорока наземно - воздушная среда
Ёж
Карась
Крот водная среда
Медуза
Кузнечик
Дельфин
Слепыш почвенная среда
Учит. - Взаимопроверка по образцу на слайде №5.
Задание 2.
Учит. – говорит о том, что для выполнения следующего задания им необходимо прочитать параграф 17 учебника. Объясняет, как заполнять таблицу.
Задание выполняется индивидуально. Каждому ученику выдается схема.
По прошествии 3 минут учитель спрашивает, кому нужна помощь и раздает Приложение 1.
Задание № 2.Заполните таблицу «Сравнение условий жизни в разных средах»
Условия жизни | Водная среда | Наземно- воздушная среда | Почвенная среда | Организменная среда |
Кислород | ||||
Вода | ||||
Изменения температуры | ||||
Свет |
Взаимопроверка по образцу.
Учит. – кратко обобщает, демонстрирует слайд №6.
Учащиеся дополняют, исправляют записи в таблице.
Приложение 1 Характеристика сред.
Водная среда
Кислорода не хватает
Света мало
Воды достаточно
Температура изменяется незначительно
Почвенная среда Наземно – воздушная среда
Кислорода недостаточно Света достаточно
Света недостаточно Воды часто не хватает
Воды достаточно Температура значительно изменяется
Температура ровная
Организменная среда
Кислорода недостаточно
Света недостаточно
Воды достаточно
Температура может изменяться
.
Характеризуем среды, приложение №1 – «помощник», выдается по желанию.
Задание №3.
Задание выполняется в группах.
По раздаточному материалу (картинки с изображениями животных), с помощью таблицы (задание №2) найдите черты приспособления животных к обитанию в определенной среде. Заполните «свою» графу таблицы. Две другие графы заполняются во время ответа других групп.
Среда жизни | Приспособления | Животные |
Водная | ||
Наземно-воздушная | ||
Почвенная |
Работа в группах.
Группа №1 - Водная среда
Группа №2. Наземно - воздушная среда
Группа №3. Почвенная среда
Учит. – кратко обобщает, демонстрирует слайды №7-22.
Учащ. дополняют, исправляют записи в таблице.
- Этап применения новых понятий. (5-7 мин.)
Учит. – Можете ли вы теперь ответить на вопрос, который был задан после просмотра видеосюжета?
Живому организму подходят любые условия жизни?
Учащ. – кратко отвечают.
Слайды №23-24
Задание № 4. Задание выполняется индивидуально. Работа с текстом. Вставьте пропущенные слова:
Жизнь в каждой среде имеет свои _____________________. В наземно- воздушной среде достаточно_____________, зато часто не хватает ________. В водной среде достаточно ___________. Температура здесь меняется меньше, чем температура ______________. Почвенная среда – дом для множества _______________ и ________________. Температура здесь более ровная , чем на __________________.
Задание №5. Задание выполняется индивидуально. Какие утверждения верны? Обведите номера правильных предложений.
1) Различают две среды обитания: наземно-воздушную и водную.
2) Чтобы легче было передвигаться в толще воды, большинство рыб имеют обтекаемую форму тела.
3)Крупные кенгуру совершают прыжки до 9 м. Это помогает им схватывать пищу.
4) Передние лапы этого животного плоские, как лопаты. Тело овальное, компактное. Живет это животное в наземно-воздушной среде.
5) Есть такие животные, которые поселяются в организме человека и вызывают различные заболевания.
- этап. Домашнее задание. (2 мин.), слайд№25
§17, работа над мини-проектом «Новоселье» (выбрать животное и «переселить» его в новую среду обитания, продумав, какие новые приспособления ему понадобятся, оформить в любой технике – рисунок, аппликация, поделка из бумаги и т.п.)
- этап. Итоги урока. (2-3 мин.)
Выставление оценок, ученики сдают рабочие листы и тетради с выполненным домашним заданием прошлого урока.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
разработка урока по теме"Среды жизни планеты Земля" 5 класс
в данной разработке урока дана технологическая карта урока в соответствии с требованиям ФГОС...
разработка урока по теме"Среды жизни планеты Земля" 5 класс
урок разработан в соответствии с требованиями ФГОС...
Конспект урока 5 класс "Среды жизни планеты Земля"
Конспект урокаТема урока: Среды жизни планеты Земля. Учитель: Виноградова Л.А.Место работы: ГБОУ СОШ № 455 Санкт- ПетербургаКласс: 5Тема и номер урока в теме: Разд...
Конспект урока "Среды жизни планеты Земля. "
Конспект урока в 5 классе...
Технологическая карта урока "Среды жизни планеты Земля"
Технологическая карта. Тема урока: “Среды жизни планеты Земля”....
Методическая разработка (открытый урок) по теме «Среды жизни планеты Земля»
Открытый урок «Среды жизни планеты Земля», ориентированный на учащихся 5-х классов, изучающих предмет «Биология»....
Презентация к уроку "Среды жизни планеты Земля" 5 класс
В данном материале описываются основные среды жизни в природе: водная, почвенная, наземно-воздушная и организменная, даны характеристики каждой среды жизни и приспособления организмов к жизни в данных...