Элективный курс «Индивидуальный проект» Для обучающихся 10 - 11 класса
методическая разработка (10 класс)
Предварительный просмотр:
МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
«СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА № 10
ГОРОДА НОВОАЛТАЙСКА АЛТАЙСКОГО КРАЯ»
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
Элективный курс «Индивидуальный проект»
Для обучающихся 10 - 11 класса
СОСТАВИТЕЛЬ:
Доброгорская Е.В.
учитель истории.
НОВОАЛТАЙСК
2021
Рабочая программа
Пояснительная записка
Программа предназначена для учащихся 10 - 11 классов
Согласно ФГОС среднего общего образования, индивидуальный проект представляет собой особую форму деятельности учащихся (учебное исследование или учебный проект).
Индивидуальный проект выполняется обучающимися самостоятельно под руководством учителя (тьютора) по выбранной теме в рамках одного или нескольких изучаемых учебных предметов, курсов в любой избранной области деятельности (познавательной, практической, учебно- исследовательской, социальной, художественно - творческой, иной).
Индивидуальный проект выполняется обучающимся в течение одного или двух лет в рамках учебного времени, специально отведённого учебным планом, и должен быть представлен в виде завершённого учебного исследования или разработанного проекта: информационного, творческого, социального, прикладного, инновационного, конструкторского, инженерного.
Целью куса: формирование навыков разработки, реализации и общественной презентации обучающимися результатов исследования индивидуального проекта, направленного на решение научной, личностно и (или) социально значимой проблемы.
Задачи курса:
- реализация требований Стандарта к личностным и метапредметным результатам освоения основной образовательной программы;
- формирование у обучающихся системных представлений и опыта применения методов, технологий и форм организации проектной и учебно-исследовательской деятельности для достижения практико-ориентированных результатов образования;
- повышение эффективности освоения обучающимися основной образовательной программы, а также усвоения знаний и учебных действий.
- развитие исследовательских навыков, то есть способности к анализу, синтезу, выдвижению гипотез, детализации и обобщению;
- развитие навыков публичного выступления
Сроки реализации программы – 2 года, с 10 по 11 классы.
Форма аттестации: предзащита/защита проекта
Место предмета «Индивидуальный проект» в учебном плане
Согласно учебному плану, предмет «Индивидуальный проект» изучается в 10 и в 11 классах в объеме 35/34 часов (1 час в неделю).
В связи с тем, что в настоящее время в федеральном перечне учебников отсутствуют учебники и методические пособия по преподаванию предмета «Индивидуальный проект», при создании настоящей программы были использованы также следующая литература:
- Янушевский В.Н. Методика и организация проектной деятельности в школе. 5–9 классы. Методическое пособие для учителей и руководителей школ. — М.: Гуманитарный изд. центр ВЛАДОС, 2015
- Вяземский Е. Е. В99 Проектная деятельность школьников на уроках истории : учеб.пособие для общеобразоват. организаций / Е. Е. Вяземский, О. Ю. Стрелова. — М. : Просвещение, 2017. — 160 с. — (Учимся с «Просвещением». «Просвещение» — учителю»). — ISBN 978-5-09-050698-4.
- Логинов Д.А. Примерная программа метапредметного курса «Индивидуальный проект» для образовательных организаций, реализующих программы среднего общего образования. Саратов: ГАУ ДПО «СОИРО», 2018.
- Свиридова Л.Е., Комаров Б.А., Маркова О.В., Стацунова Л.М. Индивидуальный проект. Рабочая тетрадь. 10-11 классы.- Москва: Просвещение, 2019.
5. М.М. Новожилова, С.Г. Воровщиков, И.В. Таврель / Предисл. В.А. Бадил. Как корректно провести учебное исследование: от замысла к открытию– 5-е изд., перераб. и доп. – М.: 5 за знания, 2011. – 216 с.ISBN 978-5-98923-566-7
Планируемые результаты изучения курса «Индивидуальный проект»
При освоении метапредметного курса планируется достичь следующих личностных результатов:
1) сформированность мировоззрения, основанного на современных научных знаниях;
2) готовность и способность к самостоятельной, творческой деятельности;
3) толерантное сознание и поведение в поликультурном мире.
4) навыки сотрудничества со сверстниками, детьми младшего возраста, взрослыми в образовательной, общественно полезной, учебно-исследовательской, проектной деятельности;
2. Метапредметные результаты освоения программы учебного предмета отражают:
1) умение самостоятельно определять цели деятельности и составлять планы деятельности; самостоятельно осуществлять, контролировать и корректировать деятельность;
2) умение продуктивно взаимодействовать в процессе совместной деятельности, учитывать позиции других участников деятельности;
3) владение навыками познавательной, учебно-исследовательской и проектной деятельности;
4) готовность и способность к самостоятельной информационно-познавательной деятельности, включая умение ориентироваться в различных источниках информации, критически оценивать и интерпретировать информацию, получаемую из различных источников;
5) умение использовать средства информационных и коммуникационных технологий в решении когнитивных, коммуникативных и организационных задач с соблюдением требований эргономики, техники безопасности, гигиены, ресурсосбережения, правовых и этических норм, норм информационной безопасности;
6) умение самостоятельно оценивать и принимать решения, определяющие стратегию поведения, с учётом гражданских и нравственных ценностей;
7) владение навыками познавательной рефлексии, определять границы своего знания и незнания, ставить новые познавательные задачи, определять средств их достижения.
3. Предметные результаты освоения программы учебного предмета «Индивидуальный учебный проект»
1) сформированность навыков коммуникативной, учебно-исследовательской деятельности, критического мышления;
2) способность к инновационной, аналитической, творческой, интеллектуальной деятельности;
3) сформированность навыков проектной деятельности, а также самостоятельного применения приобретённых знаний и способов действий при решении различных задач, используя знания нескольких учебных предметов и/или предметных областей;
4) способность постановки цели и формулирования гипотезы исследования, планирования работы, отбора и интерпретации необходимой информации, структурирования аргументации результатов исследования на основе собранных данных, презентации результатов;
5) владение умением излагать результаты проектной работы на семинарах, конференциях; 6) сформированность понятий проект, проектирование;
7) владение знанием этапов проектной деятельности;
8) владение методами поиска и анализа научной информации;
Обучающийся научится:
1. планировать и выполнять учебный проект, учебное исследование, используя оборудование, модели, методы и приемы, адекватные проблеме;
2. формулировать научную гипотезу, ставить цель в рамках исследования и проектирования, исходя из культурной нормы;
3. выделять основные задачи по реализации поставленной цели в проекте и исследовательской работе;
4. распознавать проблемы и ставить вопросы, формулировать на основании полученных результатов;
5. отличать факты от суждений, мнений и оценок;
6. подбирать методы и способы решения поставленных задач; использовать основные методы и приемы, характерные для естественных и гуманитарных наук;
7. оценивать ресурсы, необходимые для достижения поставленной цели, определять допустимые сроки выполнения проекта или работы;
8. находить различные источники материальных и нематериальных ресурсов, предоставляющих средства для проведения исследований и реализации проектов в различных областях деятельности человека;
9. работать с литературой, выделять главное;
10. оформлять результаты своего исследования или отчет о выполнении проекта;
11. подготовить доклад и компьютерную презентацию по выполненной работе (проекту) для защиты на школьной конференции;
12. грамотно, кратко и четко высказывать свои мысли, уметь отвечать на вопросы и аргументировать ответы;
13. вступать в коммуникацию с держателями различных типов ресурсов, точно и объективно презентуя свой проект или возможные результаты исследования, с целью обеспечения продуктивного взаимовыгодного сотрудничества.
14. осознавать свою ответственность за достоверность полученных знаний, за качество выполненного проекта.
Содержание учебного предмета, курса.
10 класс
Раздел 1. Введение.
Понятия «индивидуальный проект», «проектная деятельность», «проектная культура». Типология проектов. Проекты в современном мире. Цели, задачи проектирования в современном мире, проблемы. Научные школы.
Раздел 2. Этапы работы над проектом.
Осознание и постановка проблемной ситуации, выявление противоречия между потребностями общества и реальным состоянием системы. Понимание требований к формулировке темы: актуальность, реализуемость в современных условиях, должна вызывать интерес на данный момент и в перспективе. Определение актуальности исследования, т.е. изучение темы, отвечает насущным потребностям общества. Практическая значимость заключается в возможности решения на их основе иной практической задачи; возможности проведения дальнейших научных исследований, использование полученных данных на практике. Определение объекта исследования - что рассматривает работа. Установление предмета, определение, того как рассматривается объект в данном исследовании. Определение цели исследования, ориентация на признаки цели: полнота содержания, временная определенность, реальность, побудительность, контролируемость. Этапы достижения цели фиксируются в установленных задачах. Задачи теоретические и практические. Установление гипотезы, соответствует требованиям: содержит предположение, проверяемость, логичность, непротиворечивость, доказуемость или опровергаемость в реальных условиях. Методы исследования. Эмпирические: наблюдение, эксперимент, моделирование, анкетирование, интервьюирование. Теоретические: анализ и синтез; сравнение, обобщение, классификация, определение понятий. Планирование исследования.
Раздел 3. Оформление промежуточных результатов проектной деятельности.
Эскизы и модели, макеты проектов, оформление курсовых работ. Коммуникативные барьеры при публичной защите результатов проекта, курсовых работ. Главные предпосылки успеха публичного выступления.
Календарно- тематическое планирование курса «Индивидуальный проект» 10 класс
№ урока | Наименование раздела, темы | ||
Кол-во | прим | ||
10 класс | |||
Раздел 1. Введение 3 | |||
1 | Понятия «индивидуальный проект», «проектная деятельность», «проектная культура». Стартовая диагностика | 1 | |
2 | Типология проектов | 1 | |
3 | Структура проектов и исследовательских работ | 1 | |
Раздел 2. Инициализация проекта 24 | |||
4 | Проблема, как трамплин исследования | 1 | |
5 | Определение проблемы – это начало исследования | 1 | |
6 | Определение проблемы – это начало исследования | 1 | |
7 | Интересное рядом. Как найти тему для выполнения проекта. | 1 | |
8 | Требования к выбору темы исследования | 1 | |
9 | Требования к формулировке темы. | 1 | |
10 | Определение актуальности проектной работы. | 1 | |
11 | Определение практической значимости проекта | 1 | |
12 | Определение объекта исследования. | 1 | |
13 | Аспект рассмотрения объекта - предмет исследования | 1 | |
14 | Постановка цели исследования, признаки цели исследования | 1 | |
15 | Задачи проектной и исследовательской работы | 1 | |
16 | Постановка гипотезы проектной и исследовательской работы | 1 | |
17 | Эмпирические и теоретические методы исследования | 1 | |
18 | Эмпирические и теоретические методы исследования | 1 | |
19 | Определение методов исследования | 1 | |
20 | Постановка задач проектной и исследовательской работы | 1 | |
21 | План исследования | 1 | |
22 | Календарный график проекта | 1 | |
23 | Обзор информационных источников исследования | 1 | |
24 | Виды литературных источников. | 1 | |
25 | Виды фиксирования информации. | 1 | |
26 | Виды обобщения информации | 1 | |
27 | Правила работы в сети Интернет | 1 | |
28 | Методика работы в музеях, архивах | 1 | |
29 | Сбор и систематизация материалов | 1 | |
30 | Выбор методов эксперимента | 1 | |
31 | Подтверждение гипотезы, анализ полученных данных | 1 | |
32 | Оформление эскизов, моделей, макетов проектов | 1 | |
33 | Практикум «Снятие коммуникативных барьеров при публичной защите результатов проекта». | 1 | |
34 | Защита пробных проектов, исследовательских работ. Промежуточная аттестация. | 1 | |
35 | Защита пробных проектов, исследовательских работ. Промежуточная аттестация. | 1 |
11 класс
Раздел 1. Введение
Анализ итогов проектов 10 класса. Анализ достижений и недостатков. Корректировка проекта с учетом рекомендаций. Планирование деятельности по проекту на 11 класс.
Раздел 2. Управление оформлением и завершением проектов
Применение информационных технологий в исследовании и проектной деятельности. Работа в сети Интернет. Способы и формы представления данных. Компьютерная обработка данных исследования. Библиография, справочная литература, каталоги. Оформление таблиц, рисунков и иллюстрированных плакатов, ссылок, сносок, списка литературы. Сбор и систематизация материалов по проектной работе. Основные процессы исполнения, контроля и завершения проекта, курсовых работ. Мониторинг выполняемых работ и методы контроля исполнения. Критерии контроля. Управление завершением проекта. Корректирование критериев оценки продуктов проекта и защиты проекта. Архив проекта. Составление архива проекта: электронный вариант. Коммуникативные барьеры при публичной защите результатов проекта. Главные предпосылки успеха публичного выступления. Навыки монологической речи. Аргументирующая речь. Умение отвечать на незапланированные вопросы. Публичное выступление на трибуне и личность. Подготовка авторского доклада.
Раздел 3. Защита результатов проектной деятельности
Публичная защита результатов проектной деятельности. Экспертиза проектов. Оценка индивидуального прогресса проектантов.
Раздел 4. Рефлексия проектной деятельности
Рефлексия проектной деятельности. Дальнейшее планирование осуществления проектов.
11 класс | |||
Раздел 1. Введение 4 | |||
1 | Анализ итогов проектов 10 класса. Стартовая диагностика | 1 | |
2 | Корректировка проекта с учетом рекомендаций | 1 | |
3 | Корректировка проекта с учетом рекомендаций | 1 | |
4 | Планирование деятельности по проекту на 11 класс | 1 | |
Раздел 2. Управление оформлением и завершением проектов 24 | |||
5 | Применение информационных технологий, работа в сети Интернет | 1 | |
6 | Применение информационных технологий, работа в сети Интернет | 1 | |
7 | Компьютерная обработка данных исследования | 1 | |
8 | Компьютерная обработка данных исследования | 1 | |
9 | Библиография, справочная литература, каталоги | 1 | |
10 | Библиография, справочная литература, каталоги | 1 | |
11 | Сбор и систематизация материалов по проектной работе | 1 | |
12 | Сбор и систематизация материалов по проектной работе | 1 | |
13 | Основные процессы исполнения, контроля и завершения проекта | 1 | |
14 | Основные процессы исполнения, контроля и завершения проекта | 1 | |
15 | Мониторинг выполняемых работ | 1 | |
16 | Методы контроля исполнения | 1 | |
17 | Методы контроля исполнения | 1 | |
18 | Управление завершением проекта | 1 | |
19 | Управление завершением проекта | 1 | |
20 | Корректирование критериев оценки продуктов проекта и защиты проекта | 1 | |
21 | Корректирование критериев оценки продуктов проекта и защиты проекта | 1 | |
22 | Архив проекта. Составление архива проекта | 1 | |
23 | Составление архива проекта: электронный вариант | 1 | |
24 | Главные предпосылки успеха публичного выступления | 1 | |
25 | Навыки монологической речи. | 1 | |
26 | Аргументирующая речь | 1 | |
27 | Публичное выступление и личность. | 1 | |
28 | Подготовка авторского доклада | 1 | |
Раздел 3. Защита результатов проектной деятельности 5 | |||
29 | Публичная защита результатов проектной деятельности | 1 | |
30 | Публичная защита результатов проектной деятельности. Промежуточная аттестация. | 1 | |
31 | Публичная защита результатов проектной деятельности. Промежуточная аттестация. | 1 | |
32 | Экспертиза проектов | 1 | |
33 | Экспертиза проектов | 1 | |
Раздел 4. Рефлексия проектной деятельности 1 | |||
34 | Дальнейшее планирование осуществления проектов | 1 |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Рабочая программа элективного курса «Индивидуальный проект» для 10 класса
Пояснительная запискаРабочая программа элективного курса «Индивидуальный проект» составлена в соответствии с• Федеральным законом от 29 декабря 2012 г. N 273-ФЗ "Об образовании в...
Рабочая программа элективного курса " Индивидуальный проект" (9 класс)
Рабочая программа по элективному курсу "Индивидуальный проект" для учащихся 9 классов разработана на основе ФГОС ООО и образовательных ресурсов сети Интернет. Программа включает ...
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ЭЛЕКТИВНОГО КУРСА «ИНДИВИДУАЛЬНЫЙ ПРОЕКТ» 10 класс (ФГОС)
Цель курса: формирование навыков разработки, реализации и общественной презентации обучающимися результатов исследования индивидуального проекта, направленного на решение научной, личностно и (или) со...
Рабочая программа элективного курса _Индивидуальный проект_ 10-11 класс
Программа предназначена для обучающихся 10 и 11 классов. Значительные изменения, происходящие в последние годы в российском образовании, проявившиеся, в частности, в утверждении принципов личностно- о...
Рабочая программа элективного курса "Индивидуальный проект" 10 класс
Рабочая программа элективного курса "Индивидуальный проект" 10 класс...
Программа элективного курса " Индивидуальный проект", 10 класс
КТП, планируемые результаты...
Рабочая программа по элективному курсу «Индивидуальный проект» 10-11 класс
Индивидуальный проект представляет собой особую форму организации деятельности обучающихся (учебное исследование или учебный проект)....