Программа элективного курса " Индивидуальный проект", 10 класс
рабочая программа (10 класс)
КТП, планируемые результаты
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
РП элективного курса "Индивидуальный проект" | 708.45 КБ |
el_kurs_ip-10-klass_-.docx | 708.45 КБ |
Предварительный просмотр:
СОДЕРЖАНИЕ РАБОЧЕЙ ПРОГРАММЫ ЭЛЕКТИВНОГО КУРСА
«ИНДИВИДУАЛЬНЫЙ ПРОЕКТ»
1 | Планируемые результаты освоения элективного курса «Индивидуальный проект» | 2-7 |
2 | Содержание элективного курса «Индивидуальный проект» | 7-8 |
3 | Тематическое планирование, в том числе с учетом рабочей программы воспитания с указанием количества часов, отводимых на освоение каждой темы | 8-9 |
Приложение 1. Календарно-тематическое планирование | 10-11 |
ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ОСВОЕНИЯ ЭЛЕКТИВНОГО КУРСА
«ИНДИВИДУАЛЬНЫЙ ПРОЕКТ»
Личностные результаты:
Личностные результаты в сфере отношений обучающихся к себе, к своему здоровью, к познанию себя:
- ориентация обучающихся на достижение личного счастья, реализацию позитивных жизненных перспектив, инициативность, креативность, готовность и способность к личностному самоопределению, способность ставить цели и строить жизненные планы;
- готовность и способность обеспечить себе и своим близким достойную жизнь в процессе самостоятельной, творческой и ответственной деятельности;
- готовность и способность обучающихся к отстаиванию личного достоинства, собственного мнения, готовность и способность вырабатывать собственную позицию по отношению к общественно-политическим событиям прошлого и настоящего на основе осознания и осмысления истории, духовных ценностей и достижений нашей страны;
- готовность и способность обучающихся к саморазвитию и самовоспитанию в соответствии с общечеловеческими ценностями и идеалами гражданского общества, потребность в физическом самосовершенствовании, занятиях спортивно-оздоровительной деятельностью;
- принятие и реализация ценностей здорового и безопасного образа жизни, бережное, ответственное и компетентное отношение к собственному физическому и психологическому здоровью;
- неприятие вредных привычек: курения, употребления алкоголя, наркотиков.
Личностные результаты в сфере отношений обучающихся к России как к Родине (Отечеству):
- российская идентичность, способность к осознанию российской идентичности в поликультурном социуме, чувство причастности к историко-культурной общности российского народа и судьбе России, патриотизм, готовность к служению Отечеству, его защите;
- уважение к своему народу, чувство ответственности перед Родиной, гордости за свой край, свою Родину, прошлое и настоящее многонационального народа России, уважение к государственным символам (герб, флаг, гимн);
формирование уважения к русскому языку как государственному языку Российской Федерации, являющемуся основой российской идентичности и главным фактором национального самоопределения;
- воспитание уважения к культуре, языкам, традициям и обычаям народов, проживающих в Российской Федерации.
Личностные результаты в сфере отношений обучающихся к закону, государству и к гражданскому обществу:
- гражданственность, гражданская позиция активного и ответственного члена российского общества, осознающего свои конституционные права и обязанности, уважающего закон и правопорядок, осознанно принимающего традиционные национальные и общечеловеческие гуманистические и демократические ценности, готового к участию в общественной жизни;
- признание неотчуждаемости основных прав и свобод человека, которые принадлежат каждому от рождения, готовность к осуществлению собственных прав и свобод без нарушения прав и свобод других лиц, готовность отстаивать собственные права и свободы человека и гражданина согласно общепризнанным принципам и нормам международного права и в соответствии с Конституцией Российской Федерации, правовая и политическая грамотность;
- мировоззрение, соответствующее современному уровню развития науки и общественной практики, основанное на диалоге культур, а также различных форм общественного сознания, осознание своего места в поликультурном мире;
- интериоризация ценностей демократии и социальной солидарности, готовность к договорному регулированию отношений в группе или социальной организации;
- готовность обучающихся к конструктивному участию в принятии решений, затрагивающих их права и интересы, в том числе в различных формах общественной самоорганизации, самоуправления, общественно значимой деятельности;
- приверженность идеям интернационализма, дружбы, равенства, взаимопомощи народов; воспитание уважительного отношения к национальному достоинству людей, их чувствам, религиозным убеждениям;
- готовность обучающихся противостоять идеологии экстремизма, национализма, ксенофобии; коррупции; дискриминации по социальным, религиозным, расовым, национальным признакам и другим негативным социальным явлениям.
Личностные результаты в сфере отношений обучающихся с окружающими людьми:
- нравственное сознание и поведение на основе усвоения общечеловеческих ценностей, толерантного сознания и поведения в поликультурном мире, готовности и способности вести диалог с другими людьми, достигать в нем взаимопонимания, находить общие цели и сотрудничать для их достижения;
- принятие гуманистических ценностей, осознанное, уважительное и доброжелательное отношение к другому человеку, его мнению, мировоззрению;
- способность к сопереживанию и формирование позитивного отношения к людям, в том числе к лицам с ограниченными возможностями здоровья и инвалидам; бережное, ответственное и компетентное отношение к физическому и психологическому здоровью других людей, умение оказывать первую помощь;
- формирование выраженной в поведении нравственной позиции, в том числе способности к сознательному выбору добра, нравственного сознания и поведения на основе усвоения общечеловеческих ценностей и нравственных чувств (чести, долга, справедливости, милосердия и дружелюбия);
- развитие компетенций сотрудничества со сверстниками, детьми младшего возраста, взрослыми в образовательной, общественно полезной, учебно-исследовательской, проектной и других видах деятельности.
Личностные результаты в сфере отношений обучающихся к окружающему миру, живой природе, художественной культуре:
- мировоззрение, соответствующее современному уровню развития науки, значимости науки, готовность к научно-техническому творчеству, владение достоверной информацией о передовых достижениях и открытиях мировой и отечественной науки, заинтересованность в научных знаниях об устройстве мира и общества;
- готовность и способность к образованию, в том числе самообразованию, на протяжении всей жизни; сознательное отношение к непрерывному образованию как условию успешной профессиональной и общественной деятельности;
- экологическая культура, бережное отношения к родной земле, природным богатствам России и мира; понимание влияния социально-экономических процессов на состояние природной и социальной среды, ответственность за состояние природных ресурсов; умения и навыки разумного природопользования, нетерпимое отношение к действиям, приносящим вред экологии;
приобретение опыта эколого-направленной деятельности;
- эстетическое отношения к миру, готовность к эстетическому обустройству собственного быта.
Личностные результаты в сфере отношений обучающихся к семье и родителям, в том числе подготовка к семейной жизни:
- ответственное отношение к созданию семьи на основе осознанного принятия ценностей семейной жизни;
- положительный образ семьи, родительства (отцовства и материнства), интериоризация традиционных семейных ценностей.
Личностные результаты в сфере отношения обучающихся к труду, в сфере социально- экономических отношений:
- уважение ко всем формам собственности, готовность к защите своей собственности,
- осознанный выбор будущей профессии как путь и способ реализации собственных жизненных планов;
- готовность обучающихся к трудовой профессиональной деятельности как к возможности участия в решении личных, общественных, государственных, общенациональных проблем;
- потребность трудиться, уважение к труду и людям труда, трудовым достижениям, добросовестное, ответственное и творческое отношение к разным видам трудовой деятельности;
- готовность к самообслуживанию, включая обучение и выполнение домашних обязанностей. Личностные результаты в сфере физического, психологического, социального и академического благополучия обучающихся:
- физическое, эмоционально-психологическое, социальное благополучие обучающихся в жизни образовательной организации, ощущение детьми безопасности и психологического комфорта, информационной безопасности.
Метапредметные результаты:
Регулятивные универсальные учебные действия Выпускник научится:
– самостоятельно определять цели, задавать параметры и критерии, по которым можно определить, что цель достигнута;
- оценивать возможные последствия достижения поставленной цели в деятельности, собственной жизни и жизни окружающих людей, основываясь на соображениях этики и морали;
- ставить и формулировать собственные задачи в образовательной деятельности и жизненных ситуациях;
- оценивать ресурсы, в том числе время и другие нематериальные ресурсы, необходимые для достижения поставленной цели;
- выбирать путь достижения цели, планировать решение поставленных задач, оптимизируя материальные и нематериальные затраты;
- организовывать эффективный поиск ресурсов, необходимых для достижения поставленной цели;
- сопоставлять полученный результат деятельности с поставленной заранее целью.
Познавательные универсальные учебные действия Выпускник научится:
- искать и находить обобщенные способы решения задач, в том числе, осуществлять развернутый информационный поиск и ставить на его основе новые (учебные и познавательные) задачи;
- критически оценивать и интерпретировать информацию с разных позиций, распознавать и фиксировать противоречия в информационных источниках;
- использовать различные модельно-схематические средства для представления существенных связей и отношений, а также противоречий, выявленных в информационных источниках;
- находить и приводить критические аргументы в отношении действий и суждений другого; спокойно и разумно относиться к критическим замечаниям в отношении собственного суждения, рассматривать их как ресурс собственного развития;
- выходить за рамки учебного предмета и осуществлять целенаправленный поиск возможностей для широкого переноса средств и способов действия;
- выстраивать индивидуальную образовательную траекторию, учитывая ограничения со стороны других участников и ресурсные ограничения;
- менять и удерживать разные позиции в познавательной деятельности.
Коммуникативные универсальные учебные действия Выпускник научится:
- осуществлять деловую коммуникацию как со сверстниками, так и со взрослыми (как внутри образовательной организации, так и за ее пределами), подбирать партнеров для деловой коммуникации исходя из соображений результативности взаимодействия, а не личных симпатий;
- при осуществлении групповой работы быть как руководителем, так и членом команды в разных ролях (генератор идей, критик, исполнитель, выступающий, эксперт и т.д.);
- координировать и выполнять работу в условиях реального, виртуального и комбинированного взаимодействия;
- развернуто, логично и точно излагать свою точку зрения с использованием адекватных (устных и письменных) языковых средств;
- распознавать конфликтогенные ситуации и предотвращать конфликты до их активной фазы, выстраивать деловую и образовательную коммуникацию, избегая личностных оценочных суждений.
Предметные результаты:
Обучающиеся получат представление:
- о философских и методологических основаниях научной деятельности и научных методах, применяемых в исследовательской и проектной деятельности;
- о таких понятиях, как концепция, научная гипотеза, метод, эксперимент, надежность гипотезы, модель, метод сбора и метод анализа данных;
- о том, чем отличаются исследования в гуманитарных областях от исследований в естественных науках;
- об истории науки;
- о новейших разработках в области науки и технологий;
- о правилах и законах, регулирующих отношения в научной, изобретательской и исследовательских областях деятельности (патентное право, защита авторского права и др.);
- о деятельности организаций, сообществ и структур, заинтересованных в результатах исследований и предоставляющих ресурсы для проведения исследований и реализации проектов (фонды, государственные структуры, краудфандинговые структуры и др.);
Обучающиеся смогут:
- решать задачи, находящиеся на стыке нескольких учебных дисциплин;
- использовать основной алгоритм исследования при решении своих учебнопознавательных задач;
- использовать основные принципы проектной деятельности при решении своих учебно- познавательных задач и задач, возникающих в культурной и социальной жизни;
- использовать элементы математического моделирования при решении исследовательских задач;
- использовать элементы математического анализа для интерпретации результатов, полученных в ходе учебно-исследовательской работы.
Обучающиеся научатся:
- формулировать научную гипотезу, ставить цель в рамках исследования и проектирования, исходя из культурной нормы и сообразуясь с представлениями об общем благе;
- восстанавливать контексты и пути развития того или иного вида научной деятельности, определяя место своего исследования или проекта в общем культурном пространстве;
- отслеживать и принимать во внимание тренды и тенденции развития различных видов деятельности, в том числе научных, учитывать их при постановке собственных целей;
- оценивать ресурсы, в том числе и нематериальные (такие, как время), необходимые для достижения поставленной цели;
- находить различные источники материальных и нематериальных ресурсов, предоставляющих средства для проведения исследований и реализации проектов в различных областях деятельности человека;
- вступать в коммуникацию с держателями различных типов ресурсов, точно и объективно презентуя свой проект или возможные результаты исследования, с целью обеспечения продуктивного взаимовыгодного сотрудничества;
- самостоятельно и совместно с другими авторами разрабатывать систему параметров и критериев оценки эффективности и продуктивности реализации проекта или исследования на каждом этапе реализации и по завершении работы;
- адекватно оценивать риски реализации проекта и проведения исследования и предусматривать пути минимизации этих рисков;
- адекватно оценивать последствия реализации своего проекта (изменения, которые он повлечет в жизни других людей, сообществ);
- адекватно оценивать дальнейшее развитие своего проекта или исследования, видеть возможные варианты применения результатов.
СОДЕРЖАНИЕ ЭЛЕКТИВНОГО КУРСА «ИНДИВИДУАЛЬНЫЙ ПРОЕКТ»
Тема 1. Введение в проектную культуру
Понятие «индивидуальный проект, проектная деятельность, проектная культура. Цели, задачи проектирования в современном мире, проблемы. Методология и технология проектной деятельности. Методы проектного мышления. Учимся выделять главную мысль. Навыки скоростного конспектирования. Системное мышление. Виды проблемных ситуаций и подходы к их решению. Структура проекта.
Тема 2. Инициализация проекта
Конструирование темы и проблематики проекта. Проектный замысел. Актуальность – аргументы, обоснованность. Постановка цели и декомпозиция на задачи, конкретность, методы проверки на соответствие теме. Обзор основных материалов по теме. Рассмотрение текста с точки зрения его структуры. Виды переработки чужого текста. Понятия: конспект, тезисы, реферат, аннотация, рецензия, исследование. Критерии безотметочной самооценки и оценки продуктов проекта. Критерии оценки проектной и исследовательской работы Гипотезы исследования. Рабочая гипотеза. Методы проверки гипотезы – методы исследования: методы эмпирического исследования (наблюдение, сравнение, измерение, эксперимент); методы, используемые как на эмпирическом, так и на теоретическом уровне исследования (абстрагирование, анализ и синтез, индукция и дедукция, моделирование и др.); методы теоретического исследования (восхождение от абстрактного к конкретному и др.).
Тема 3. Базовое проектирование и исследование
Логика действий и последовательность шагов при планировании индивидуального проекта. Расчет календарного графика своей деятельности. Умение выделять главное в потоке информации, создание кейса для продуктивной работы над проектом. Работа с массивом материала – обзор, анализ, критика, рерайтинг, присвоение. Умение донести до аудитории свой проектный замысел или исследование, умение свернуть в 1 абзац и развернуть до 1 страницы. План исследования,
разработка карты исследования. Образовательные экскурсии и методика работы в архиве, музеях, библиотеках. Научные документы и издания. Организация работы с научной литературой. Знакомство с каталогами. Энциклопедии, специализированные словари, справочники, библиографические издания, периодическая печать и др. Методика работы в музеях, архивах. Применение информационных технологий в исследовании, проектной деятельности. Работа в сети Интернет. Предварительная публичная презентация: тема, рабочая гипотеза, актуальность, план исследования, предполагаемые результаты, план проекта.
Тема 4. Информационные ресурсы проектной и исследовательской деятельности
Работа с информационными источниками. Поиск и систематизация информации. Информационная культура. Виды информационных источников. Инструментарий работы с информацией – методы, приемы, технологии. Отбор и систематизация информации. Информационные ресурсы на бумажных носителях. Рассмотрение текста с точки зрения его структуры. Виды переработки чужого текста. Понятия: конспект, тезисы, реферат, аннотация, рецензия. Информационные ресурсы на электронных носителях. Применение информационных технологий в исследовании, проектной деятельности. Способы и формы представления данных. Компьютерная обработка данных исследования. Сетевые носители – источник информационных ресурсов. Работа в сети Интернет. Сопровождение проекта (исследования) через работу с социальными сетями. Дистанционная коммуникация в работе над проектом. Технологии визуализации и систематизации текстовой информации. Диаграммы и графики. Графы. Сравнительные таблицы. Опорные конспекты. Технологии визуализации и систематизации текстовой информации. Лучевые схемы- пауки и каузальные цепи. Интеллект-карты. Создание скетчей, или визуальных заметок. Инфографика. Скрайбинг. Требования к оформлению проектной и исследовательской работы. Библиография, справочная литература, каталоги. Оформление таблиц, рисунков и иллюстрированных плакатов, ссылок, сносок, списка литературы. Сбор и систематизация материалов. Тренинг по применению технологий визуализации и систематизации текстовой информации. Представление идеи индивидуального проекта с помощью интеллект-карты. Оформление проектной (исследовательской) работы обучающегося.
ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ, В ТОМ ЧИСЛЕ С УЧЕТОМ РАБОЧЕЙ ПРОГРАММЫ ВОСПИТАНИЯ С УКАЗАНИЕМ КОЛИЧЕСТВА ЧАСОВ,
ОТВОДИМЫХ НА ОСВОЕНИЕ КАЖДОЙ ТЕМЫ
№ п/п | Тема | Количество часов |
1. | Методология и технология проектной деятельности | 1 |
2. | Методы проектного мышления | 1 |
3. | Системное мышление. Виды проблемных ситуаций и подходы к их решению | 1 |
4. | Структура проекта | 1 |
5. | Конструирование темы и проблематики проекта. Проектный замысел | 1 |
6. | Актуальность – аргументы, обоснованность | 1 |
7. | Постановка цели и декомпозиция на задачи, конкретность, методы проверки на соответствие теме | 1 |
8. | Обзор основных материалов по теме. РПВ «Обзор материалов по образовательному событию» | 1 |
9. | Переработка чужого текста. Понятия: конспект, тезисы, реферат, аннотация, рецензия, исследование | 1 |
10. | Критерии оценки проектной и исследовательской работы | 1 |
11. | Гипотезы исследования. Рабочая гипотеза | 1 |
12. | Методы проверки гипотезы. Методы исследования | 1 |
13. | Расчет календарного графика проектной деятельности | 1 |
14. | Работа с массивом материала – обзор, анализ, критика, рерайтинг, присвоение | 1 |
15. | Работа с массивом материала – обзор, анализ, критика, рерайтинг, присвоение | 1 |
16. | Работа с массивом материала – обзор, анализ, критика, рерайтинг, присвоение | 1 |
17. | Работа с массивом материала – обзор, анализ, критика, рерайтинг, присвоение | 1 |
18. | Образовательные экскурсии и методика работы в архиве, музеях, библиотеках | 1 |
19. | Образовательные экскурсии и методика работы в архиве, музеях, библиотеках. РПВ «Библиотечный урок» | 1 |
20. | Образовательные экскурсии и методика работы в архиве, музеях, библиотеках | 1 |
21. | Организация работы с научной литературой. Знакомство с каталогами | 1 |
22. | Организация работы с научной литературой. Знакомство с каталогами | 1 |
23. | Организация работы с научной литературой. Знакомство с каталогами | 1 |
24. | Методика работы в музеях, архивах. РПВ «Музейный урок» | 1 |
25. | Применение информационных технологий в исследовании, проектной деятельности | 1 |
26. | Применение информационных технологий в исследовании, проектной деятельности | 1 |
27. | Эскизы и модели, макеты проектов, оформление курсовых работ | 1 |
28. | Коммуникативные барьеры при публичной защите результатов проекта, курсовых работ | 1 |
29. | Способы и формы представления данных. Компьютерная обработка данных исследования | 1 |
30. | Библиография, справочная литература, каталоги | 1 |
31. | Оформление таблиц, рисунков и иллюстрированных плакатов, ссылок, сносок, списка литературы. РПВ «Оформление плаката, посвященного образовательному событию» | 1 |
32. | Сбор и систематизация материалов | 1 |
33. | Публичная презентация | 1 |
34. | Рефлексия, обратная связь, корректировка | 1 |
Итого: | 34 |
Приложение 1.
КАЛЕНДАРНО-ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ
№ п/п | Тема | Количество часов | Дата проведения | |
План | Факт | |||
1. | Методология и технология проектной деятельности | 1 | ||
2. | Методы проектного мышления | 1 | ||
3. | Системное мышление. Виды проблемных ситуаций и подходы к их решению | 1 | ||
4. | Структура проекта | 1 | ||
5. | Конструирование темы и проблематики проекта. Проектный замысел | 1 | ||
6. | Актуальность – аргументы, обоснованность | 1 | ||
7. | Постановка цели и декомпозиция на задачи, конкретность, методы проверки на соответствие теме | 1 | ||
8. | Обзор основных материалов по теме. РПВ «Обзор материалов по образовательному событию» | 1 | ||
9. | Переработка чужого текста. Понятия: конспект, тезисы, реферат, аннотация, рецензия, исследование | 1 | ||
10. | Критерии оценки проектной и исследовательской работы | 1 | ||
11. | Гипотезы исследования. Рабочая гипотеза | 1 | ||
12. | Методы проверки гипотезы. Методы исследования | 1 | ||
13. | Расчет календарного графика проектной деятельности | 1 | ||
14. | Работа с массивом материала – обзор, анализ, критика, рерайтинг, присвоение | 1 | ||
15. | Работа с массивом материала – обзор, анализ, критика, рерайтинг, присвоение | 1 | ||
16. | Работа с массивом материала – обзор, анализ, критика, рерайтинг, присвоение | 1 | ||
17. | Работа с массивом материала – обзор, анализ, критика, рерайтинг, присвоение | 1 | ||
18. | Образовательные экскурсии и методика работы в архиве, музеях, библиотеках | 1 | ||
19. | Образовательные экскурсии и методика работы в архиве, музеях, библиотеках. РПВ «Библиотечный урок» | 1 | ||
20. | Образовательные экскурсии и методика работы в архиве, музеях, библиотеках | 1 | ||
21. | Организация работы с научной литературой. Знакомство с каталогами | 1 | ||
22. | Организация работы с научной литературой. Знакомство с каталогами | 1 | ||
23. | Организация работы с научной литературой. Знакомство с каталогами | 1 | ||
24. | Методика работы в музеях, архивах. РПВ «Музейный урок» | 1 | ||
25. | Применение информационных технологий в исследовании, проектной деятельности | 1 | ||
26. | Применение информационных технологий в исследовании, проектной деятельности | 1 | ||
27. | Эскизы и модели, макеты проектов, оформление курсовых работ | 1 | ||
28. | Коммуникативные барьеры при публичной защите результатов проекта, курсовых работ | 1 |
29. | Способы и формы представления данных. Компьютерная обработка данных исследования | 1 | ||
30. | Библиография, справочная литература, каталоги | 1 | ||
31. | Оформление таблиц, рисунков и иллюстрированных плакатов, ссылок, сносок, списка литературы. РПВ «Оформление плаката, посвященного образовательному событию» | 1 | ||
32. | Сбор и систематизация материалов | 1 | ||
33. | Публичная презентация | 1 | ||
34. | Рефлексия, обратная связь, корректировка | 1 | ||
Итого: | 34 |
Предварительный просмотр:
СОДЕРЖАНИЕ РАБОЧЕЙ ПРОГРАММЫ ЭЛЕКТИВНОГО КУРСА
«ИНДИВИДУАЛЬНЫЙ ПРОЕКТ»
1 | Планируемые результаты освоения элективного курса «Индивидуальный проект» | 2-7 |
2 | Содержание элективного курса «Индивидуальный проект» | 7-8 |
3 | Тематическое планирование, в том числе с учетом рабочей программы воспитания с указанием количества часов, отводимых на освоение каждой темы | 8-9 |
Приложение 1. Календарно-тематическое планирование | 10-11 |
ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ОСВОЕНИЯ ЭЛЕКТИВНОГО КУРСА
«ИНДИВИДУАЛЬНЫЙ ПРОЕКТ»
Личностные результаты:
Личностные результаты в сфере отношений обучающихся к себе, к своему здоровью, к познанию себя:
- ориентация обучающихся на достижение личного счастья, реализацию позитивных жизненных перспектив, инициативность, креативность, готовность и способность к личностному самоопределению, способность ставить цели и строить жизненные планы;
- готовность и способность обеспечить себе и своим близким достойную жизнь в процессе самостоятельной, творческой и ответственной деятельности;
- готовность и способность обучающихся к отстаиванию личного достоинства, собственного мнения, готовность и способность вырабатывать собственную позицию по отношению к общественно-политическим событиям прошлого и настоящего на основе осознания и осмысления истории, духовных ценностей и достижений нашей страны;
- готовность и способность обучающихся к саморазвитию и самовоспитанию в соответствии с общечеловеческими ценностями и идеалами гражданского общества, потребность в физическом самосовершенствовании, занятиях спортивно-оздоровительной деятельностью;
- принятие и реализация ценностей здорового и безопасного образа жизни, бережное, ответственное и компетентное отношение к собственному физическому и психологическому здоровью;
- неприятие вредных привычек: курения, употребления алкоголя, наркотиков.
Личностные результаты в сфере отношений обучающихся к России как к Родине (Отечеству):
- российская идентичность, способность к осознанию российской идентичности в поликультурном социуме, чувство причастности к историко-культурной общности российского народа и судьбе России, патриотизм, готовность к служению Отечеству, его защите;
- уважение к своему народу, чувство ответственности перед Родиной, гордости за свой край, свою Родину, прошлое и настоящее многонационального народа России, уважение к государственным символам (герб, флаг, гимн);
формирование уважения к русскому языку как государственному языку Российской Федерации, являющемуся основой российской идентичности и главным фактором национального самоопределения;
- воспитание уважения к культуре, языкам, традициям и обычаям народов, проживающих в Российской Федерации.
Личностные результаты в сфере отношений обучающихся к закону, государству и к гражданскому обществу:
- гражданственность, гражданская позиция активного и ответственного члена российского общества, осознающего свои конституционные права и обязанности, уважающего закон и правопорядок, осознанно принимающего традиционные национальные и общечеловеческие гуманистические и демократические ценности, готового к участию в общественной жизни;
- признание неотчуждаемости основных прав и свобод человека, которые принадлежат каждому от рождения, готовность к осуществлению собственных прав и свобод без нарушения прав и свобод других лиц, готовность отстаивать собственные права и свободы человека и гражданина согласно общепризнанным принципам и нормам международного права и в соответствии с Конституцией Российской Федерации, правовая и политическая грамотность;
- мировоззрение, соответствующее современному уровню развития науки и общественной практики, основанное на диалоге культур, а также различных форм общественного сознания, осознание своего места в поликультурном мире;
- интериоризация ценностей демократии и социальной солидарности, готовность к договорному регулированию отношений в группе или социальной организации;
- готовность обучающихся к конструктивному участию в принятии решений, затрагивающих их права и интересы, в том числе в различных формах общественной самоорганизации, самоуправления, общественно значимой деятельности;
- приверженность идеям интернационализма, дружбы, равенства, взаимопомощи народов; воспитание уважительного отношения к национальному достоинству людей, их чувствам, религиозным убеждениям;
- готовность обучающихся противостоять идеологии экстремизма, национализма, ксенофобии; коррупции; дискриминации по социальным, религиозным, расовым, национальным признакам и другим негативным социальным явлениям.
Личностные результаты в сфере отношений обучающихся с окружающими людьми:
- нравственное сознание и поведение на основе усвоения общечеловеческих ценностей, толерантного сознания и поведения в поликультурном мире, готовности и способности вести диалог с другими людьми, достигать в нем взаимопонимания, находить общие цели и сотрудничать для их достижения;
- принятие гуманистических ценностей, осознанное, уважительное и доброжелательное отношение к другому человеку, его мнению, мировоззрению;
- способность к сопереживанию и формирование позитивного отношения к людям, в том числе к лицам с ограниченными возможностями здоровья и инвалидам; бережное, ответственное и компетентное отношение к физическому и психологическому здоровью других людей, умение оказывать первую помощь;
- формирование выраженной в поведении нравственной позиции, в том числе способности к сознательному выбору добра, нравственного сознания и поведения на основе усвоения общечеловеческих ценностей и нравственных чувств (чести, долга, справедливости, милосердия и дружелюбия);
- развитие компетенций сотрудничества со сверстниками, детьми младшего возраста, взрослыми в образовательной, общественно полезной, учебно-исследовательской, проектной и других видах деятельности.
Личностные результаты в сфере отношений обучающихся к окружающему миру, живой природе, художественной культуре:
- мировоззрение, соответствующее современному уровню развития науки, значимости науки, готовность к научно-техническому творчеству, владение достоверной информацией о передовых достижениях и открытиях мировой и отечественной науки, заинтересованность в научных знаниях об устройстве мира и общества;
- готовность и способность к образованию, в том числе самообразованию, на протяжении всей жизни; сознательное отношение к непрерывному образованию как условию успешной профессиональной и общественной деятельности;
- экологическая культура, бережное отношения к родной земле, природным богатствам России и мира; понимание влияния социально-экономических процессов на состояние природной и социальной среды, ответственность за состояние природных ресурсов; умения и навыки разумного природопользования, нетерпимое отношение к действиям, приносящим вред экологии;
приобретение опыта эколого-направленной деятельности;
- эстетическое отношения к миру, готовность к эстетическому обустройству собственного быта.
Личностные результаты в сфере отношений обучающихся к семье и родителям, в том числе подготовка к семейной жизни:
- ответственное отношение к созданию семьи на основе осознанного принятия ценностей семейной жизни;
- положительный образ семьи, родительства (отцовства и материнства), интериоризация традиционных семейных ценностей.
Личностные результаты в сфере отношения обучающихся к труду, в сфере социально- экономических отношений:
- уважение ко всем формам собственности, готовность к защите своей собственности,
- осознанный выбор будущей профессии как путь и способ реализации собственных жизненных планов;
- готовность обучающихся к трудовой профессиональной деятельности как к возможности участия в решении личных, общественных, государственных, общенациональных проблем;
- потребность трудиться, уважение к труду и людям труда, трудовым достижениям, добросовестное, ответственное и творческое отношение к разным видам трудовой деятельности;
- готовность к самообслуживанию, включая обучение и выполнение домашних обязанностей. Личностные результаты в сфере физического, психологического, социального и академического благополучия обучающихся:
- физическое, эмоционально-психологическое, социальное благополучие обучающихся в жизни образовательной организации, ощущение детьми безопасности и психологического комфорта, информационной безопасности.
Метапредметные результаты:
Регулятивные универсальные учебные действия Выпускник научится:
– самостоятельно определять цели, задавать параметры и критерии, по которым можно определить, что цель достигнута;
- оценивать возможные последствия достижения поставленной цели в деятельности, собственной жизни и жизни окружающих людей, основываясь на соображениях этики и морали;
- ставить и формулировать собственные задачи в образовательной деятельности и жизненных ситуациях;
- оценивать ресурсы, в том числе время и другие нематериальные ресурсы, необходимые для достижения поставленной цели;
- выбирать путь достижения цели, планировать решение поставленных задач, оптимизируя материальные и нематериальные затраты;
- организовывать эффективный поиск ресурсов, необходимых для достижения поставленной цели;
- сопоставлять полученный результат деятельности с поставленной заранее целью.
Познавательные универсальные учебные действия Выпускник научится:
- искать и находить обобщенные способы решения задач, в том числе, осуществлять развернутый информационный поиск и ставить на его основе новые (учебные и познавательные) задачи;
- критически оценивать и интерпретировать информацию с разных позиций, распознавать и фиксировать противоречия в информационных источниках;
- использовать различные модельно-схематические средства для представления существенных связей и отношений, а также противоречий, выявленных в информационных источниках;
- находить и приводить критические аргументы в отношении действий и суждений другого; спокойно и разумно относиться к критическим замечаниям в отношении собственного суждения, рассматривать их как ресурс собственного развития;
- выходить за рамки учебного предмета и осуществлять целенаправленный поиск возможностей для широкого переноса средств и способов действия;
- выстраивать индивидуальную образовательную траекторию, учитывая ограничения со стороны других участников и ресурсные ограничения;
- менять и удерживать разные позиции в познавательной деятельности.
Коммуникативные универсальные учебные действия Выпускник научится:
- осуществлять деловую коммуникацию как со сверстниками, так и со взрослыми (как внутри образовательной организации, так и за ее пределами), подбирать партнеров для деловой коммуникации исходя из соображений результативности взаимодействия, а не личных симпатий;
- при осуществлении групповой работы быть как руководителем, так и членом команды в разных ролях (генератор идей, критик, исполнитель, выступающий, эксперт и т.д.);
- координировать и выполнять работу в условиях реального, виртуального и комбинированного взаимодействия;
- развернуто, логично и точно излагать свою точку зрения с использованием адекватных (устных и письменных) языковых средств;
- распознавать конфликтогенные ситуации и предотвращать конфликты до их активной фазы, выстраивать деловую и образовательную коммуникацию, избегая личностных оценочных суждений.
Предметные результаты:
Обучающиеся получат представление:
- о философских и методологических основаниях научной деятельности и научных методах, применяемых в исследовательской и проектной деятельности;
- о таких понятиях, как концепция, научная гипотеза, метод, эксперимент, надежность гипотезы, модель, метод сбора и метод анализа данных;
- о том, чем отличаются исследования в гуманитарных областях от исследований в естественных науках;
- об истории науки;
- о новейших разработках в области науки и технологий;
- о правилах и законах, регулирующих отношения в научной, изобретательской и исследовательских областях деятельности (патентное право, защита авторского права и др.);
- о деятельности организаций, сообществ и структур, заинтересованных в результатах исследований и предоставляющих ресурсы для проведения исследований и реализации проектов (фонды, государственные структуры, краудфандинговые структуры и др.);
Обучающиеся смогут:
- решать задачи, находящиеся на стыке нескольких учебных дисциплин;
- использовать основной алгоритм исследования при решении своих учебнопознавательных задач;
- использовать основные принципы проектной деятельности при решении своих учебно- познавательных задач и задач, возникающих в культурной и социальной жизни;
- использовать элементы математического моделирования при решении исследовательских задач;
- использовать элементы математического анализа для интерпретации результатов, полученных в ходе учебно-исследовательской работы.
Обучающиеся научатся:
- формулировать научную гипотезу, ставить цель в рамках исследования и проектирования, исходя из культурной нормы и сообразуясь с представлениями об общем благе;
- восстанавливать контексты и пути развития того или иного вида научной деятельности, определяя место своего исследования или проекта в общем культурном пространстве;
- отслеживать и принимать во внимание тренды и тенденции развития различных видов деятельности, в том числе научных, учитывать их при постановке собственных целей;
- оценивать ресурсы, в том числе и нематериальные (такие, как время), необходимые для достижения поставленной цели;
- находить различные источники материальных и нематериальных ресурсов, предоставляющих средства для проведения исследований и реализации проектов в различных областях деятельности человека;
- вступать в коммуникацию с держателями различных типов ресурсов, точно и объективно презентуя свой проект или возможные результаты исследования, с целью обеспечения продуктивного взаимовыгодного сотрудничества;
- самостоятельно и совместно с другими авторами разрабатывать систему параметров и критериев оценки эффективности и продуктивности реализации проекта или исследования на каждом этапе реализации и по завершении работы;
- адекватно оценивать риски реализации проекта и проведения исследования и предусматривать пути минимизации этих рисков;
- адекватно оценивать последствия реализации своего проекта (изменения, которые он повлечет в жизни других людей, сообществ);
- адекватно оценивать дальнейшее развитие своего проекта или исследования, видеть возможные варианты применения результатов.
СОДЕРЖАНИЕ ЭЛЕКТИВНОГО КУРСА «ИНДИВИДУАЛЬНЫЙ ПРОЕКТ»
Тема 1. Введение в проектную культуру
Понятие «индивидуальный проект, проектная деятельность, проектная культура. Цели, задачи проектирования в современном мире, проблемы. Методология и технология проектной деятельности. Методы проектного мышления. Учимся выделять главную мысль. Навыки скоростного конспектирования. Системное мышление. Виды проблемных ситуаций и подходы к их решению. Структура проекта.
Тема 2. Инициализация проекта
Конструирование темы и проблематики проекта. Проектный замысел. Актуальность – аргументы, обоснованность. Постановка цели и декомпозиция на задачи, конкретность, методы проверки на соответствие теме. Обзор основных материалов по теме. Рассмотрение текста с точки зрения его структуры. Виды переработки чужого текста. Понятия: конспект, тезисы, реферат, аннотация, рецензия, исследование. Критерии безотметочной самооценки и оценки продуктов проекта. Критерии оценки проектной и исследовательской работы Гипотезы исследования. Рабочая гипотеза. Методы проверки гипотезы – методы исследования: методы эмпирического исследования (наблюдение, сравнение, измерение, эксперимент); методы, используемые как на эмпирическом, так и на теоретическом уровне исследования (абстрагирование, анализ и синтез, индукция и дедукция, моделирование и др.); методы теоретического исследования (восхождение от абстрактного к конкретному и др.).
Тема 3. Базовое проектирование и исследование
Логика действий и последовательность шагов при планировании индивидуального проекта. Расчет календарного графика своей деятельности. Умение выделять главное в потоке информации, создание кейса для продуктивной работы над проектом. Работа с массивом материала – обзор, анализ, критика, рерайтинг, присвоение. Умение донести до аудитории свой проектный замысел или исследование, умение свернуть в 1 абзац и развернуть до 1 страницы. План исследования,
разработка карты исследования. Образовательные экскурсии и методика работы в архиве, музеях, библиотеках. Научные документы и издания. Организация работы с научной литературой. Знакомство с каталогами. Энциклопедии, специализированные словари, справочники, библиографические издания, периодическая печать и др. Методика работы в музеях, архивах. Применение информационных технологий в исследовании, проектной деятельности. Работа в сети Интернет. Предварительная публичная презентация: тема, рабочая гипотеза, актуальность, план исследования, предполагаемые результаты, план проекта.
Тема 4. Информационные ресурсы проектной и исследовательской деятельности
Работа с информационными источниками. Поиск и систематизация информации. Информационная культура. Виды информационных источников. Инструментарий работы с информацией – методы, приемы, технологии. Отбор и систематизация информации. Информационные ресурсы на бумажных носителях. Рассмотрение текста с точки зрения его структуры. Виды переработки чужого текста. Понятия: конспект, тезисы, реферат, аннотация, рецензия. Информационные ресурсы на электронных носителях. Применение информационных технологий в исследовании, проектной деятельности. Способы и формы представления данных. Компьютерная обработка данных исследования. Сетевые носители – источник информационных ресурсов. Работа в сети Интернет. Сопровождение проекта (исследования) через работу с социальными сетями. Дистанционная коммуникация в работе над проектом. Технологии визуализации и систематизации текстовой информации. Диаграммы и графики. Графы. Сравнительные таблицы. Опорные конспекты. Технологии визуализации и систематизации текстовой информации. Лучевые схемы- пауки и каузальные цепи. Интеллект-карты. Создание скетчей, или визуальных заметок. Инфографика. Скрайбинг. Требования к оформлению проектной и исследовательской работы. Библиография, справочная литература, каталоги. Оформление таблиц, рисунков и иллюстрированных плакатов, ссылок, сносок, списка литературы. Сбор и систематизация материалов. Тренинг по применению технологий визуализации и систематизации текстовой информации. Представление идеи индивидуального проекта с помощью интеллект-карты. Оформление проектной (исследовательской) работы обучающегося.
ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ, В ТОМ ЧИСЛЕ С УЧЕТОМ РАБОЧЕЙ ПРОГРАММЫ ВОСПИТАНИЯ С УКАЗАНИЕМ КОЛИЧЕСТВА ЧАСОВ,
ОТВОДИМЫХ НА ОСВОЕНИЕ КАЖДОЙ ТЕМЫ
№ п/п | Тема | Количество часов |
1. | Методология и технология проектной деятельности | 1 |
2. | Методы проектного мышления | 1 |
3. | Системное мышление. Виды проблемных ситуаций и подходы к их решению | 1 |
4. | Структура проекта | 1 |
5. | Конструирование темы и проблематики проекта. Проектный замысел | 1 |
6. | Актуальность – аргументы, обоснованность | 1 |
7. | Постановка цели и декомпозиция на задачи, конкретность, методы проверки на соответствие теме | 1 |
8. | Обзор основных материалов по теме. РПВ «Обзор материалов по образовательному событию» | 1 |
9. | Переработка чужого текста. Понятия: конспект, тезисы, реферат, аннотация, рецензия, исследование | 1 |
10. | Критерии оценки проектной и исследовательской работы | 1 |
11. | Гипотезы исследования. Рабочая гипотеза | 1 |
12. | Методы проверки гипотезы. Методы исследования | 1 |
13. | Расчет календарного графика проектной деятельности | 1 |
14. | Работа с массивом материала – обзор, анализ, критика, рерайтинг, присвоение | 1 |
15. | Работа с массивом материала – обзор, анализ, критика, рерайтинг, присвоение | 1 |
16. | Работа с массивом материала – обзор, анализ, критика, рерайтинг, присвоение | 1 |
17. | Работа с массивом материала – обзор, анализ, критика, рерайтинг, присвоение | 1 |
18. | Образовательные экскурсии и методика работы в архиве, музеях, библиотеках | 1 |
19. | Образовательные экскурсии и методика работы в архиве, музеях, библиотеках. РПВ «Библиотечный урок» | 1 |
20. | Образовательные экскурсии и методика работы в архиве, музеях, библиотеках | 1 |
21. | Организация работы с научной литературой. Знакомство с каталогами | 1 |
22. | Организация работы с научной литературой. Знакомство с каталогами | 1 |
23. | Организация работы с научной литературой. Знакомство с каталогами | 1 |
24. | Методика работы в музеях, архивах. РПВ «Музейный урок» | 1 |
25. | Применение информационных технологий в исследовании, проектной деятельности | 1 |
26. | Применение информационных технологий в исследовании, проектной деятельности | 1 |
27. | Эскизы и модели, макеты проектов, оформление курсовых работ | 1 |
28. | Коммуникативные барьеры при публичной защите результатов проекта, курсовых работ | 1 |
29. | Способы и формы представления данных. Компьютерная обработка данных исследования | 1 |
30. | Библиография, справочная литература, каталоги | 1 |
31. | Оформление таблиц, рисунков и иллюстрированных плакатов, ссылок, сносок, списка литературы. РПВ «Оформление плаката, посвященного образовательному событию» | 1 |
32. | Сбор и систематизация материалов | 1 |
33. | Публичная презентация | 1 |
34. | Рефлексия, обратная связь, корректировка | 1 |
Итого: | 34 |
Приложение 1.
КАЛЕНДАРНО-ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ
№ п/п | Тема | Количество часов | Дата проведения | |
План | Факт | |||
1. | Методология и технология проектной деятельности | 1 | ||
2. | Методы проектного мышления | 1 | ||
3. | Системное мышление. Виды проблемных ситуаций и подходы к их решению | 1 | ||
4. | Структура проекта | 1 | ||
5. | Конструирование темы и проблематики проекта. Проектный замысел | 1 | ||
6. | Актуальность – аргументы, обоснованность | 1 | ||
7. | Постановка цели и декомпозиция на задачи, конкретность, методы проверки на соответствие теме | 1 | ||
8. | Обзор основных материалов по теме. РПВ «Обзор материалов по образовательному событию» | 1 | ||
9. | Переработка чужого текста. Понятия: конспект, тезисы, реферат, аннотация, рецензия, исследование | 1 | ||
10. | Критерии оценки проектной и исследовательской работы | 1 | ||
11. | Гипотезы исследования. Рабочая гипотеза | 1 | ||
12. | Методы проверки гипотезы. Методы исследования | 1 | ||
13. | Расчет календарного графика проектной деятельности | 1 | ||
14. | Работа с массивом материала – обзор, анализ, критика, рерайтинг, присвоение | 1 | ||
15. | Работа с массивом материала – обзор, анализ, критика, рерайтинг, присвоение | 1 | ||
16. | Работа с массивом материала – обзор, анализ, критика, рерайтинг, присвоение | 1 | ||
17. | Работа с массивом материала – обзор, анализ, критика, рерайтинг, присвоение | 1 | ||
18. | Образовательные экскурсии и методика работы в архиве, музеях, библиотеках | 1 | ||
19. | Образовательные экскурсии и методика работы в архиве, музеях, библиотеках. РПВ «Библиотечный урок» | 1 | ||
20. | Образовательные экскурсии и методика работы в архиве, музеях, библиотеках | 1 | ||
21. | Организация работы с научной литературой. Знакомство с каталогами | 1 | ||
22. | Организация работы с научной литературой. Знакомство с каталогами | 1 | ||
23. | Организация работы с научной литературой. Знакомство с каталогами | 1 | ||
24. | Методика работы в музеях, архивах. РПВ «Музейный урок» | 1 | ||
25. | Применение информационных технологий в исследовании, проектной деятельности | 1 | ||
26. | Применение информационных технологий в исследовании, проектной деятельности | 1 | ||
27. | Эскизы и модели, макеты проектов, оформление курсовых работ | 1 | ||
28. | Коммуникативные барьеры при публичной защите результатов проекта, курсовых работ | 1 |
29. | Способы и формы представления данных. Компьютерная обработка данных исследования | 1 | ||
30. | Библиография, справочная литература, каталоги | 1 | ||
31. | Оформление таблиц, рисунков и иллюстрированных плакатов, ссылок, сносок, списка литературы. РПВ «Оформление плаката, посвященного образовательному событию» | 1 | ||
32. | Сбор и систематизация материалов | 1 | ||
33. | Публичная презентация | 1 | ||
34. | Рефлексия, обратная связь, корректировка | 1 | ||
Итого: | 34 |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
рабочая программа элективного курса " Индивидуальный проект!
Элективный курс "Индивидуальный проект" для ступени среднего общего образования является логическим завершением лицейской проектной системы, и одновременно - важнейшим средством для построения индивид...
Рабочая программа элективного курса «Индивидуальный проект» для 10 класса
Пояснительная запискаРабочая программа элективного курса «Индивидуальный проект» составлена в соответствии с• Федеральным законом от 29 декабря 2012 г. N 273-ФЗ "Об образовании в...
Рабочая программ элективного курса « Индивидуальный проект»
Отличительная особенность курса состоит в том, что предмет «Индивидуальный проект» представляет собой учебный проект или учебное исследование, выполняемое обучающимся в рамках одного или н...
Рабочая программа элективного курса " Индивидуальный проект" (9 класс)
Рабочая программа по элективному курсу "Индивидуальный проект" для учащихся 9 классов разработана на основе ФГОС ООО и образовательных ресурсов сети Интернет. Программа включает ...
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ЭЛЕКТИВНОГО КУРСА «ИНДИВИДУАЛЬНЫЙ ПРОЕКТ» 10 класс (ФГОС)
Цель курса: формирование навыков разработки, реализации и общественной презентации обучающимися результатов исследования индивидуального проекта, направленного на решение научной, личностно и (или) со...
Рабочая программа элективного курса _Индивидуальный проект_ 10-11 класс
Программа предназначена для обучающихся 10 и 11 классов. Значительные изменения, происходящие в последние годы в российском образовании, проявившиеся, в частности, в утверждении принципов личностно- о...
Рабочая программа элективного курса "Индивидуальный проект" 10 класс
Рабочая программа элективного курса "Индивидуальный проект" 10 класс...