Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа для учащихся с нарушениями интеллекта социально- гуманитарной направленности «Финансовая грамотность».
рабочая программа

Наталья Анатольевна Павлова

Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа «Финансовая грамотность» носит социально- гуманитарную направленность.

Актуальность. Современная школа обучает учащихся всему: читать, писать, считать, но не готовит к реальной жизни, к трудностям на пути взросления и становления личности во всех сферах жизни, в особенности в вопросах финансового образования. Нельзя представить себе мир сегодня без денег. Деньги окружают человека с самого рождения и становятся одним из главных условий жизни. Поэтому уроки финансовой грамотности сегодня просто необходимы.

В связи с тем, что рекомендованных для использования программ дополнительного образования для обучения учащихся с ОВЗ «Финансовая грамотность» нет, то проблема разработки, апробации и внедрения крайне актуальна.

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл finansovaya_gramotnost_pavlovoy_21.docx68.38 КБ

Предварительный просмотр:

Санкт- Петербургское государственное бюджетное стационарное

учреждение социального обслуживания

«Дом - интернат для детей с отклонениями в умственном развитии № 2»

ПРИНЯТА

на заседании

Педагогического совета № ___

от «____» декабря 20____ года

УТВЕРЖДАЮ

Директор СПб  ГБСУСО

 « Детский Дом - интернат № 2»

____________/ Дерябина И. В./

Приказ № _____ -од от «___» января  20______года

Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа

для учащихся с нарушениями интеллекта социально- гуманитарной направленности

« Финансовая грамотность»

Возраст учащихся: от 8 до 18 лет

Срок реализации: 1 год

Разработчик:

Павлова Наталья Анатольевна

педагог дополнительного образования

Петергоф

2020

Пояснительная записка.

Финансовая грамотность – это умение использовать знания и навыки, для принятия правильных решений, связанных с деньгами и тратами.

Стратегия повышения финансовой грамотности в Российской Федерации на 2017–2023 гг., утвержденная Распоряжением Правительства РФ от 25 сентября 2017 г., содержит определение финансовой грамотности, как результата процесса финансового образования, который определяется как сочетание осведомленности, знаний, умений и поведенческих моделей, необходимых для принятия успешных финансовых решений и в конечном итоге для достижения финансового благополучия.

Каждый человек имеет право быть финансово благополучным, включая учащегося, имеющего ментальные нарушения.

У учащихся с интеллектуальной недостаточностью стойко нарушена познавательная деятельность вследствие органического поражения головного мозга (наследуемого или приобретенного). Психика детей с нарушением интеллекта совершенно не похожа на психику нормального ребенка. Незрелость высших интеллектуальных процессов в сочетании с чрезмерной косностью поведения создает качественно своеобразную картину психического развития.

Мышление учащихся с нарушением интеллекта носит конкретный характер, очень медленно переходя от конкретного к обобщенному. Для этих учащихся характерна непоследовательность мышления, а также некритичность суждений. Внимание умственно отсталых учащихся слабоорганизовано, плохо распределяемо, неустойчиво. Во многом это определяется недостаточной зрелостью нейрофизиологических механизмов, обеспечивающих процессы внимания.

Умственно отсталые учащиеся способны к развитию, которое осуществляется замедленно, атипично, со многими, подчас весьма резкими, отклонениями от нормы. Тем не менее, оно представляет собой поступательный процесс, вносящий качественные изменения в психическую деятельность детей.

Обучение основам экономических знаний необходимо начинать с раннего возраста, ведь представления о деньгах и их применении начинают формироваться у учащихся с ОВЗ в школьном возрасте, а не в дошкольном и не имеет четких сенситивных периодов.

Современная жизнь диктует свои стандарты: в условиях рыночной экономики человеку в любом возрасте, чтобы быть успешным, необходимо быть финансово грамотным. Поэтому обучение основам экономических знаний необходимо начинать с раннего возраста, ведь представления о деньгах и их применении начинают формироваться у учащихся с ОВЗ в школьном возрасте.

Грамотное отношение к собственным деньгам и опыт пользования финансовыми продуктами в раннем возрасте открывает хорошие возможности и способствует финансовому благополучию учащихся, когда они вырастают.

Учащиеся должны знать, что жить надо по средствам, тратить надо меньше, чем зарабатывается. Понятно, что счастье за деньги не купишь, но учащимся не лишним будет знать, что достаточное количество финансовых ресурсов открывают перед ними большие возможности, способные дарить радость.

Чем раньше учащиеся узнают о роли денег в частной, семейной и общественной жизни, тем раньше могут быть сформированы полезные финансовые привычки.

Учащиеся должны знать, что деньги – это ценность, богатство, но им необходимо усвоить, откуда они берутся. Главная идея финансовой грамотности – связь денег с трудом.

Обучая учащихся финансовой грамотности, мы помогаем им прояснить для себя связи между работой, заработком, затратами и сбережениями; они раньше поймут цену деньгам и научаться правильно принимать финансовые решения.

Нормативно-правовой базой составления данной программы явились:

- Федеральный закон от 29.12.2012 № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации»;

-Приказ Министерства просвещения Российской Федерации от 09.11.2018 № 196 «Об утверждении Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по дополнительным общеобразовательным программам» (Зарегистрировано в Минюсте России 29.11.2018 N 52831);

- Распоряжение Комитета по образованию № 617-Р от 01.03.2017 «Об утверждении методических рекомендаций по проектированию дополнительных общеразвивающих программ в государственных образовательных организациях Санкт-Петербурга, находящихся в ведении Комитета по образованию»;

- СанПиН 2.4.3648-20 «Санитарно - эпидемиологические требования к организациям воспитания и обучения, отдыха и оздоровления детей и молодёжи»;

- План мероприятий (« дорожная карта») по реализации стратегии повышения финансовой грамотности в РФ на 2017-2023 годы» (утв. Банком России, Минфином России 03.12.2018 года;

- Локальные нормативные акты СПб ГБСУСО « Дом- интернат для детей с отклонениями в умственном развитии № 2», регулирующие образовательную деятельность по дополнительным общеобразовательным общеразвивающим программам.

Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа «Финансовая грамотность» носит социально- гуманитарную направленность.

Актуальность. Современная школа обучает учащихся всему: читать, писать, считать, но не готовит к реальной жизни, к трудностям на пути взросления и становления личности во всех сферах жизни, в особенности в вопросах финансового образования. Нельзя представить себе мир сегодня без денег. Деньги окружают человека с самого рождения и становятся одним из главных условий жизни. Поэтому уроки финансовой грамотности сегодня просто необходимы.

Отличительной особенностью программы « Финансовая грамотность». В связи с тем, что рекомендованных для использования программ дополнительного образования для обучения учащихся с ОВЗ « Финансовая грамотность» нет, то проблема разработки, апробации и внедрения крайне актуальна.

Адресат программы. Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа «Азбука финансовой грамотности» адресована учащимся с отклонениями в умственном развитии от 8 до 18 лет.

Новизна данной общеобразовательной общеразвивающей программы заключается в том, что она позволяет по-новому решать проблему дополнительного образования учащихся с ограниченными возможностями здоровья (далее ОВЗ). Обучение, воспитание таких учащихся представляет малоизученную и труднейшую проблему, которая находится в стадии разработки. Но уже сейчас она может и должна реализовываться в специальных (коррекционных) учреждениях.

В настоящее время свыше половины потребителей финансовых услуг не имеют представления о своих правах и возможностях в решении финансовых проблем, неспособны принимать взвешенные, основанные на анализе всей доступной информации решения в отношении тех или иных финансовых продуктов или услуг, спонтанность принятия финансовых решений, неумение адекватно оценивать риски, отсутствие знаний в области защиты прав потребителей на финансовых рынках, отсутствие понятной и доступной информации об услугах на финансовом рынке, многим недоступно профессиональное консультирование и т.д.
Дети из детских домов и домов интернатов особенно часто встречаются с такими проблемами. У детей, не лишенных родительского внимания и заботы, осознание себя в мире и мира в себе происходит одним образом, а у данных детей совершенно иначе. Ребенок вынужден адаптироваться в социуме. Постинтернатная адаптация детей имеет свои особенности.
Развитие самосознания, через которое проходит каждый, специфично: мы познаем, испытываем эмоции, у нас формируется стиль поведения. Для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей характерно ситуативное, мгновенное проживание жизни. Трудности постинтернатной адаптации детей, живущих без родителей, связаны с ограниченной информативностью источников социализации. У детей, живущих в детских домах, развивается синдром нарушения ролевой идентификации. Когда дети начинают осваивать социальные роли, то у них возникают определенные проблемы.
У воспитанников детских домой и домой интернатов нет возможности принять и освоить социальный опыт родителей, бабушек и дедушек, то есть они не могут подражать им, брать с них пример, разрешать какие-то ситуации так, как решили бы их близкие, либо они делают это, но так, что их действия носят несовместимый с законами социума характер.
Ранний опыт ребенка формирует один из самых серьезных феноменов сиротства: ребенок теряет доверие к реальному миру. Проявляется это в неприспособленности к жизни в незнакомой среде, агрессивности и подозрительности.
Как правило, выпускники детских домов и домой интернатов выходят во взрослую жизнь без ценного багажа знаний в финансовом планировании и управлении своими деньгами, при этом часто невольно совершают ошибки (к примеру, быстро потратив деньги на ненужную вещь, неразумно распорядившись имуществом, взяв кредит на ненужную им вещь, т.д.), которое препятствуют их благополучию, социальному и личному развитию, а иногда и приводят к потере имущества.

Педагогическая целесообразность программы. Данная общеобразовательная общеразвивающая программа педагогически целесообразна, т.к. являясь составной частью общего педагогического процесса учреждения, позволяет воспитанникам с ОВЗ овладевать жизненно необходимыми социальными умениями навыками.

Цель программы: создание условий пропедевтики основ финансовой грамотности детей с умственной отсталостью, с учетом их возрастных, индивидуальных психологических и физиологических особенностей для обеспечения социальной адаптации.

Задачи реализации программы:

Обучающие задачи:

  1. Способствовать представлению о товарно- денежных отношениях;
  2. Содействовать познавательной активности в разных видах деятельности;
  3. Научить детей пользоваться экономическим инструментарием.

Развивающие задачи:

  1. Развивать культуру экономического мышления.

Воспитательные задачи:

  1. Воспитывать устойчивый интерес к занятиям.

Формы занятий: лекция, практическое занятие, мини- проекты, исследования.

Приемы и методы организации учебного процесса:

Методы: словесный (устное изложение, анализ текста и т. д.), наглядный (показ видеоматериалов, презентаций, показ, работа по образцу, практические задания, частично- поисковый, фронтальный, коллективный, индивидуальный, групповой, работа в мини- группах.

Приемы: упражнения, диалог, устное изложение, показ презентаций, практические занятия.

Дидактический материал: методические разработки, методические рекомендации, тесты, раздаточный материал, материал для самостоятельной работы и др.

Методы и приемы в программе реализуются через различные виды и формы организации детской деятельности: сюжетные, ролевые и дидактические игры с экономическим содержанием, непосредственно образовательную деятельность, изобразительную деятельность, увлекательные ситуационные задачи, загадки, кроссворды и т.д. и т. п.

Условия реализации программы:

Набор и формирование групп осуществляется на добровольной основе с учетом рекомендаций ППК специализированного структурного подразделения. Предполагаемый объем учебного времени - 2 часа в неделю. Продолжительность занятия по времени до 45 минут.

Содержание программы ориентировано на группы в количестве от 2 до 6 человек. Занятия проводятся в группах, сочетая принцип группового обучения с индивидуальным подходом. Программу реализует педагог дополнительного образования. Занятия проводятся на русском языке.

Планируемые результаты:

Учащиеся будут знать:

  • Понимать и правильно  использовать экономические термины;
  • Иметь представление о роли денег в семье и обществе;
  • Уметь характеризовать виды и функции денег;
  • Знать источники доходов и направления расходов семьи;

Учащиеся будут уметь:

  • Рассчитывать доходы и расходы и составлять простой семейный бюджет;
  • Проводить  элементарные финансовые расчёты;
  • Уметь вести себя правильно в реальных жизненных ситуациях;
  • Уметь соизмерять свои потребности и возможности, контролировать свои потребности в соответствии с возрастом.

Учебный план.

№ п/п

Название раздела программы

Количество часов

Форма контроля

Всего

Теория

Практика

1.

Обмен и деньги. Какими бывают деньги.

42

22

20

Текущий

2.

Семейный бюджет.

32

16

16

Текущий

3.

Защита мини- проектов и исследований.

10

10

Итоговый

Всего

84

38

46

Календарный учебный график реализации дополнительной общеобразовательной общеразвивающей программы « Финансовая грамотность»

на 2021 учебный год.

Год

обучения

Дата начала

занятий

Дата окончания

занятий

Количество учебных недель

Количество учебных

часов

Режим занятий

1 год

11.01.2020 года

31.12.2020 года

42

84

2 раза в неделю по 1 учебному часу

Рабочая программа.

Цель программы: создание условий пропедевтики основ финансовой грамотности детей с умственной отсталостью, с учетом их возрастных, индивидуальных психологических и физиологических особенностей для обеспечения социальной адаптации.

Задачи реализации программы:

Обучающие задачи:

  1. Способствовать представлению о товарно - денежных отношениях;
  2. Содействовать познавательной активности в разных видах деятельности;
  3. Научить детей пользоваться экономическим инструментарием.

Развивающие задачи:

  1. Развивать культуру экономического мышления.

Воспитательные задачи:

  1. Воспитывать устойчивый интерес к занятиям.

Планируемые результаты:

Учащиеся будут знать:

  • Понимать и правильно  использовать экономические термины;
  • Иметь представление о роли денег в семье и обществе;
  • Уметь характеризовать виды и функции денег;
  • Знать источники доходов и направления расходов семьи;

Учащиеся будут уметь:

  • Рассчитывать доходы и расходы и составлять простой семейный бюджет;
  • Проводить  элементарные финансовые расчёты;
  • Уметь вести себя правильно в реальных жизненных ситуациях;
  • Уметь соизмерять свои потребности и возможности, контролировать свои потребности в соответствии с возрастом.

Содержание программы:

Раздел I. Обмен и деньги. Какими бывают деньги.

Тема.  Что такое деньги и откуда они взялись.

Появление обмена товарами. В результате обмена должны выиграть обе стороны. Проблемы товарного обмена. Товарные деньги облегчают процесс обмена. Появление первых денег - товаров с высокой ликвидностью. В разных регионах в качестве денег использовались разные вещи. Свойства драгоценных металлов (ценность, прочность, делимость) делают их удобными товарными деньгами. Появление монет. Первые монеты разных государств. В связи с проблемами изготовления и безопасности перевозки появляются бумажные деньги. Покупательная сила денег может меняться.

Основные понятия:

Товар. Бартер. Деньги. Покупка. Продажа. Ликвидность. Товарные деньги.  Драгоценные металлы. Монеты. Бумажные деньги. Банкноты (банковские билеты). Купюры. Номинал. Покупательная сила. Товары. Услуги.

Компетенции

  • Объяснять причины и приводить примеры обмена. Объяснять выгоды обмена.
  •  Объяснять проблемы, возникающие при обмене.
  • Описывать свойства предмета, выполняющего роль денег.
  •  Приводить примеры товарных денег.
  • Объяснять, почему драгоценные металлы стали деньгами.
  •  Приводить примеры первых монет.
  • Описывать ситуации, в которых используются деньги.
  • Объяснять, почему бумажные деньги могут обесцениваться.
  • Сравнивать преимущества и недостатки разных видов денег.
  • Составлять задачи с денежными расчётами.

Тема. Рассмотрим деньги поближе. Защита от подделок.

Устройство монеты. Изобретение бумажных денег. Защита монет от подделок. Современные монеты. Способы защиты от подделок бумажных денег.

Основные понятия:

Монеты. Гурт. Аверс. Реверс. «Орёл». «Решка». Номинал. Банкнота. Купюра. Фальшивые деньги. Водяные знаки. Фальшивомонетчики.

Компетенции

  • Объяснять, почему появились монеты.
  • Описывать купюры и монеты.
  • Сравнивать металлические и бумажные деньги.
  • Объяснять, почему изготовление фальшивых денег является преступлением.

Тема. Какие деньги были раньше в России.

Древнерусские товарные деньги. Происхождение слов «деньги», «рубль», «копейка». История монет. Первые русские монеты. Бумажные деньги. Монеты и купюры являются наличными деньгами. Бумажные деньги удобны в обращении, но менее долговечны.

Основные понятия:

«Меховые деньги». Куны. Первые русские монеты. Деньга. Копейка. Гривна. Грош. Алтын. Бумажные деньги. Рубль. Гривенник. Полтинник. Ассигнация. Наличные деньги.

Компетенции

  • Объяснять, почему появились бумажные деньги.
  • Оценивать преимущества и недостатки использования бумажных денег.
  • Описывать старинные российские деньги.
  • Объяснять происхождение названий денег.

Тема. Современные деньги России и других стран.

Современные деньги России. Современные деньги мира. Доллар и евро. Безналичные деньги.  Появление безналичных денег. Безналичные деньги как информация на банковских счетах. Проведение безналичных расчётов. Современные банки используют пластиковые карты. Функции банкоматов.

Основные понятия:

Доллары. Евро. Банки. Наличные, безналичные и электронные деньги. Банкомат. Пластиковая карта.

Компетенции

  • Описывать современные российские деньги.
  • Решать задачи с элементарными денежными расчётами.
  • Объяснять, что такое безналичный расчёт и пластиковая карта.
  • Приводить примеры иностранных валют.

Тема. Викторина по теме «Деньги».

Раздел II. Семейный бюджет.

Тема. Откуда в семье деньги.

Деньги можно получить в наследство, выиграть в лотерею или найти клад. Основным источником дохода современного человека является заработная плата. Размер заработной платы зависит от профессии. Собственник может получать арендную плату и проценты. Государство помогает пожилым людям, инвалидам, студентам, семьям с детьми и безработным. При нехватке денег их можно взять взаймы. Существуют мошенники, которые обманом отбирают у людей деньги.

Основные понятия:

Доходы. Клады. Лотерея. Наследство. Товары. Услуги. Заработная плата. Профессия. Сдельная зарплата. Почасовая зарплата. Пенсия. Пособие. Стипендия. Имущество. Аренда. Проценты по вкладам. Кредиты.

Компетенции

  • Описывать и сравнивать источники доходов семьи.
  • Объяснять причины различий в заработной плате.
  • Объяснять, кому и почему платят пособия.
  • Приводить примеры того, что можно сдать в аренду.

Тема. На что тратятся деньги.

Люди постоянно тратят деньги на товары и услуги. Расходы бывают обязательными и необязательными. Для покупки мебели, бытовой техники, автомобиля чаще всего приходится делать сбережения. Если сбережений не хватает или появляются непредвиденные расходы, деньги можно взять в долг. Некоторые люди тратят много денег на хобби, а иногда и на вредные привычки.

Основные понятии:

Расходы. Продукты. Коммунальные платежи. Счёт. Одежда. Обувь. Образование. Непредвиденные расходы. Сбережения. Долги. Вредные привычки. Хобби.

Компетенции

  • Объяснять, что влияет на намерения людей совершать покупки.
  • Сравнивать покупки по степени необходимости.
  • Различать планируемые и непредвиденные расходы.
  • Объяснять, как появляются сбережения и долги.

Тема. Как умно управлять своими деньгами.

Бюджет - план доходов и расходов. Люди ведут учёт доходов и расходов, чтобы избежать финансовых проблем.

Основные понятия

Расходы и доходы. Бюджет. Банкрот. Дополнительный заработок.

Компетенции

  • Объяснять, как управлять деньгами.
  • Сравнивать доходы и расходы.
  • Объяснять, как можно экономить.
  • Составлять бюджет на простом примере.

Тема. Как делать сбережения.

Если доходы превышают расходы, образуются сбережения. Сбережения, вложенные в банк или ценные бумаги, могут принести доход.

Основные понятия

Копилки. Коллекционирование. Банковский вклад. Недвижимость. Ценные бумаги. Фондовый рынок. Акции. Дивиденды.

Компетенции

  • Объяснять, в какой форме можно делать сбережения.
  • Приводить примеры доходов от различных вложений денег.

Сравнивать разные виды сбережений.

Раздел III. Защита мини- проектов и исследований.

Тема. Подготовка и защита мини- проектов и исследований.

Календарно-тематический план.

Тема занятия

Количество часов

Дата

Теория

Практика

Раздел 1. Обмен и деньги. Какими бывают деньги.

Что такое деньги и откуда они взялись

7

12.01(2),

19.01(2),

26.01(2),

02.02(1)-6 гр.

13.01(2),

20.01(2),

27.01(2),

03.02(1)-4 гр.

14.01(2),

21.01(2),

28.01(2),

04.02(1)-2 гр.

Рассмотрим деньги поближе. Защита от подделок.

5

5

02.02(1),

09.02(2),

16.02(2),

20.02(2),

02.03(2),

09.03(1)-6 гр.

03.02(1),

10.02(2),

17.02(2),

24.02(2),

03.03(2),

10.03(1)-4 гр.

04.02(1),

11.02(2),

18.02(2),

25.02(2),

04.03(2),

11.03(1)-2 гр.

Какие деньги были раньше в России.

5

5

09.03(1),

16.03(2),

23.03(2),

30.03(2),

06.04(2),

13.04(1)-6 гр.

10.03(1),

17.03(2),

24.03.(2),

31.03(2),

07.04(2),

14.04(1)-4 гр.

11.04(1),

18.03(2),

25.03(2),

01.04(2),

08.04(2),

15.04(1)-2 гр.

Современные деньги России и других стран.

5

5

13.04(1),

20.04(2),

27.04(2),

04.05(2),

11,05(2),

18.05(1)-6 гр.

14.04(1),

21.04(2),

28.04(2),

05.05(2),

12,05(2),

19.05(1)-4 гр.

15.04(1),

22.04(2),

29.04(2),

06.05(2),

13,05(2),

20.05(1)-2 гр.

Викторина по теме «Деньги». ( По сказкам)

5

18.05(1),

25.05(2),

06.07(2)-6 гр.

19.05(1),

26.05(2),

30.06(2)-4 гр.

20.05(1),

27.05(2),

01.07(2)-2 гр.

Раздел 2. Семейный бюджет

Откуда в семье деньги

5

1

06.07(2),

13.07(2),

20.07(2)-6 гр.

07.07(2),

14.07(2),

21.07(2)-4 гр.

08.07(2),

15.07(2),

22.07(2)-2 гр.

На что тратятся деньги

5

10

27.07(2),

03.08(2).
10.08(2),

17.08(2),

24.08(2),

31.08(2),

05.10(2),

12.10(1)-6 гр.

28.07(2),

04.08(2).
11.08(2),

18.08(2),

25.08(2),

29.09(2),

06.10(2),

13.10(1)-4 гр.

29.07(2),

05.08(2).
12.08(2),

19.08(2),

26.08(2),

30.09(2),

07.10(2),

14.10(1)-2 гр.

Как умно управлять своими деньгами

3

5

12.10(1),

19.10(2),

26.10(2),

02.11(2),

09.11(1)-6 гр.

13.10(1),

20.10(2),

27.10(2),

03.11(2),

10.11(1)-4 гр.

14.10(1),

21.10(2),

28.10(2),

11.11(2),

18.11(1)-2гр.

Как делать сбережения

3

09.11(1),

16.11(2)-6 гр.

10.11(1),

17.11(2)-4 гр.

18.11(1),

25.11(2)-2 гр.

Раздел 3. Защита мини- проектов и исследований

Подготовка и защита мини- проектов и исследований.

10

23.11(2),

30.11(2),

07.12(2),

14.12(2),

21.12(2)-6 гр.

24.11(2),

01.12(2),

08.12(2),

15.12(2),

22.12(2)-4 гр.

02.12(2),

09.12(2),

16.12(2),

23.12(2),

30.12(2)-2 гр.

Итого:                                                     84 часа

38

46

Оценочные и методические  материалы.

Формы контроля

Текущий контроль:

  • устный опрос;
  • письменная самостоятельная работа: ответы на вопросы;
  • тестовое задание;
  • решение задач;
  • решение кроссворда и анаграммы;
  • мини-исследование;
  • графическая работа: построение схем и диаграмм связей;
  • творческая работа: постер, компьютерная презентация.

Итоговый контроль:

  • викторина;
  • тест;
  • творческая работа;
  • мини-проект.

Критерии отслеживания усвоения программы

Система оценивания:

Система оценивания программы «Финансовая грамота» основана на критериальном подходе и предполагает вовлечение учащихся в процесс оценивания, включая самооценку и взаимооценку. В основе критериев лежат универсальные учебные действия.

Критерии оценивания:

  1. Знание, понимание основных принципов экономической жизни семьи; понимание и правильное использование экономических терминов.
  2.         Обработка, анализ и представление информации в виде простых таблиц, схем и диаграмм.
  3. Сравнение, обобщение, классификация, установление аналогий и причинно-следственных связей.
  4. Исследовательские навыки: определение проблемы, постановка цели, подбор источников информации с помощью учителя.
  5.          Определение позитивных и негативных последствий решений и действий.
  6.          Представление результатов: соответствие темы и содержания, структурированный материал, логичное и понятное изложение, умение задавать вопросы и отвечать на них, использование видеоряда.
  7. Творческий подход: оригинальность, разнообразие выразительных средств, качество оформления.

Вид работы

A

(5баллов)

B

(5баллов)

C

(5баллов)

D

(5баллов)

E

(5баллов)

F

(5баллов)

G

(5баллов)

Максимальное

количество

баллов

Тест, кроссворд, анаграмма

V

5

Задача

V

V

5-10

Графическая работа

V

V

V

15

Кейс

V

V

V

V

V

20-25

Доклад, сообщение

V

V

V

V

20

Ролевая игра

V

V

V

V

V

5-20

Постер

V

V

V

V

20

Компьютерная презентация

V

V

V

V

20

Мини-исследование

V

V

V

15

Проект

V

V

V

V

V

V

V

15-35

* Предлагаемое распределение критериев является ориентировочным и может быть изменено учителем в зависимости от сложности того или иного задания. Например, сложность задач может варьировать от простого знания формул до поиска логических связей. Доклад может носить характер простого изложения одного источника, а может быть основан на нескольких источниках и собственном опыте. Масштаб проекта зависит от поставленной задачи. При групповом проекте или ролевой игре баллы дополняются оценкой группы личного участия в работе каждого участника.

Для оценки эффективности занятий также можно использовать следующие показатели:

  • степень помощи, которую оказывает педагог учащимся при выполнении заданий;
  • поведение детей на занятиях: живость, активность, заинтересованность обеспечивают положительные результаты;
  • результаты выполнения творческих  заданий, при выполнении которых выявляется, справляются ли ученики с ними самостоятельно;

Условия реализации программы.

Материально-технические условия:

Занятия кружка проводятся в учебном кабинете, с использованием:

  • компьютера,
  • мультимедийного проектора,
  • раздаточного материала.

Мотивационные условия:

       Важнейшей особенностью дополнительного образования детей является добровольный выбор ребёнком вида деятельности по интересам. Соответственно, занятия кружка позволяют удовлетворять разнообразные познавательные интересы личности, создают равные «стартовые» возможности каждому ребёнку, оказывает помощь и поддержку одарённым и талантливым обучающимся, поднимая их на качественно новый уровень индивидуального развития, что создаёт возможность личностного роста для каждого ребенка с учетом его способностей и мотивации.

Развитие потребностей, мотивов и целей ребенка, в том числе мотивов учения, мотивов к познанию и творчеству, побуждает детей к овладению способами познания, творчества, активности в творческой и учебной деятельности.

Научно-методические условия:

        Методической особенностью изложения учебных материалов на кружковых занятиях является такое изложение, при котором новое содержание изучается на проектных задачах.

        Метод обучения через проектные задачи базируется на следующих дидактических положениях:  

  • Наилучший способ обучения учащихся, дающий им сознательные и прочные знания и обеспечивающий одновременное их умственное развитие, заключается в том, что перед учащимися ставятся последовательно одна за другой посильные теоретические и практические проектные задачи, решение которых даёт им новые знания;
  • С помощью проектных задач, последовательно связанных друг с другом, можно ознакомить учеников даже с довольно сложными теориями;
  • Усвоение учебного материала через последовательное решение проектных задач происходит в едином процессе приобретения новых знаний и их немедленного применения, что способствует развитию познавательной самостоятельности и творческой активности учащихся.

         Большое внимание уделяется овладению учащимися проектными методами поиска решений, логическими рассуждениями, построению и изучению проектных моделей.  Обсуждение решений проектных задач с учащимися необходимо проводить в виде эвристической беседы. 

        Для поддержания у учащихся интереса к изучаемому материалу, их активность на протяжении всего занятия необходимо применять дидактические игры – современному и признанному методу обучения и воспитания, обладающему образовательной, развивающей и воспитывающей функциями, которые действуют в органическом единстве. Кроме того, на занятиях кружка необходимо создать «атмосферу» свободного обмена мнениями и активной дискуссии. При закреплении материала, совершенствовании знаний, умений и навыков целесообразно практиковать самостоятельную работу учащихся.

       На занятиях используется наглядный материал («финансовые» задачки, дидактический, демонстрационный материал, схемы, символы, модели).

Список литературы:

  1. Абросимова Е. А. Финансовая грамотность: учебная программа. Детские дома, школы- интернаты / Е. А. Абросимова.-М.: ВИТА-ПРЕСС, 2016.-24с.( Внеурочная деятельность и дополнительное образование: Серия « Учимся разумному финансовому поведению»).
  2. Абросимова Е. А. Финансовая грамотность: контрольно измерительные материалы. Детские дома, школы- интернаты / Е. А. Абросимова.-М.: ВИТА-ПРЕСС, 2016.-16 с.( Внеурочная деятельность и дополнительное образование: Серия « Учимся разумному финансовому поведению»).
  3. Абросимова Е. А. Финансовая грамотность: дидактические материалы. Детские дома, школы- интернаты / Е. А. Абросимова.-М.: ВИТА-ПРЕСС, 2016.-64 с.( Внеурочная деятельность и дополнительное образование: Серия « Учимся разумному финансовому поведению»).
  4. Абросимова Е. А. Финансовая грамотность: материалы для воспитанников детских домов и учащихся школ-интернатов. Детские дома, школы- интернаты / Е. А. Абросимова.-М.: ВИТА-ПРЕСС, 2016.-192 с.( Внеурочная деятельность и дополнительное образование: Серия « Учимся разумному финансовому поведению»).
  5. Корлюгова Ю.Н. Финансовая грамотность: методические рекомендации для учителя. 2-4 классы общеобразоват. орг. / Ю. Н. Корлюгова. — М.: ВИТА-ПРЕСС, 2014.
  6. Корлюгова Ю. Н. Финансовая грамотность: контрольные измерительные материалы. 2–4 классы общеобразоват. орг. / Ю. Н. Корлюгова. — М.: ВИТА-ПРЕСС, 2014.
  7. Смирнова Т.В., Проснякова Т.Н., Мухина Е.А.Методические рекомендации к факультативному курсу «Экономика для младших школьников» (1-й год обучения). - Самара : Издательство «Учебная литература»: Издательский дом «Федоров, 2009. - 112 с.
  8. Смирнова Т.В., Проснякова Т.Н.Методические рекомендации к факультативному курсу «Экономика». - Самара: Издательство «Учебная литература: Издательский дом «Федоров», 2008. - 96 с.
  9. Стахович Л. В. Читаем и обсуждаем: пособие для воспитателей дошкольных учреждений/ Л. В. Стахович, Е. В. Семенова, Л. Ю. Рыжановская; серия книг « Занимательные финансы. Азы для дошкольников».- М.: ВИТА- ПРЕСС, 2019.-64 с.
  10. Стахович Л. В. Методические рекомендации: пособие для воспитателей дошкольных учреждений/ Л. В. Стахович, Е. В. Семенова, Л. Ю. Рыжановская; серия книг « Занимательные финансы. Азы для дошкольников».- М.: ВИТА- ПРЕСС, 2020.-80 с.
  11. Финансовая грамотность дошкольника. Программа кружка. Ресурсный и дидактический материал. Занятия и игры/ авт.-сост. Г. П. Поварницина, Ю. А. Киселева.- Волгоград: Учитель.-186 с.

Интернет- ресурсы:

  1. Барсукова Л.С., Беляева И.А., Гусева М.А. Серия игр «Рубль и Копеечка: поиграем в экономику» - Электронный ресурс: https://cyberleninka.ru/article/v/osnovy-ekonomicheskogo-obrazovaniyastarshih-doshkolnikov-v-interaktivnyh-razvivayuschih-igrah
  2. Герасименко С.В., Маркушевская Е.А., Шайкина И.П., Назарова И.В. и др. Программа образовательного курса «Приключения кота Белобока, или экономика для малышей», Волгоград, 2015 – Электронный ресурс: http://new.kiro46.ru/docs/BELOBOKA.pdf
  3. Денежные сказки: альбом для детского художественного творчества из комплекта «ФИНАНСОВЫЙ ГРАМОТЕЙ» Пособие для воспитания финансовой грамотности от 5 до 99» / Иркутск: ООО «Альмира», 2012.— с. 28 ил. – Электронный ресурс: http://fincult.ru/trenings/file_profolog/KursKids/Denegnie_skazki_Raskra ska.pdf
  4. Крючкова Н.А. Учебно-методическое пособие по повышению финансовой грамотности «Первые шаги по ступенькам финансовой грамоты» - Электронный ресурс: https://www.fingram39.ru/materials/materialy-dlya-doshkolnikov/

  1. Комикс «История о рублике и его друзьях»/ Министерство финансов Калининградской области – электронный ресурс: https://www.fingram39.ru/upload/iblock/918/9182ae2359acfa3fd1c2069d 8a466a78.pdf
  2. Книжка-раскраска для дошкольников/ Министерство финансов Калининградской области – электронный ресурс: https://www.fingram39.ru/upload/iblock/44e/44e1e34705398d818ca0462 8236bef1b.pdf
  3. Методические рекомендации к книжке- раскраске для старших дошкольников/ Министерство финансов Калининградской области – электронный ресурс: https://www.fingram39.ru/upload/iblock/cc6/cc62f9ae54cb43a0e6dc2253 329144b4.pdf
  4. Банк России:https://vashifinancy.ru/
  5. http://dni-fg.ru Он-лайн уроки по финансовой грамотности для старшеклассников. Организатором проекта выступает регулятор финансового рынка России – Центральный банк Российской Федерации.
  6.  https://www.homecredit.ru/fin/child.php «Дети и Деньги» – книга от банка «Хоум кредит», которая поможет научить маленьких детей правильно использовать деньги родителей.
  7.  https://upupapp.ru/book/deti_dengi.pdf «Дети и первые деньги» – книга от создателей сервиса Upup, в которой на простых примерах рассматривается финансовое воспитание самых маленьких детей.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа «Начальная футбольная подготовка. Подготовительный этап» физкультурно-спортивная направленность стартовый уровень секция «Футбол»

Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа «Начальная футбольная подготовка. Подготовительный этап» относится к физкультурно-спортивной направленности.Программа стартовог...

Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа «Финансовая грамотность» социально-гуманитарной направленности

Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа социально-гуманитарной направленности «Финансисты» (далее – Программа) включает в себя 3 тематических модуля. Программа п...

Дополнительная общеобразовательная Общеразвивающая программа Социально-гуманитарной направленности «Искусство общения»

Актуальность: общение в жизни детей играет важнейшую роль. Именно в общении дети усваивают систему нравственных принципов, типичных для общества и конкретной социальной среды, поэтому в работе с обуча...

Дополнительная общеобразовательная Общеразвивающая программа Социально-гуманитарной направленности «Тропинка к своему Я» для ОВЗ

Актуальность программыОдной из актуальных проблем в настоящее время является изучение психики человека, возможностей человека. Социальная значимость темы определяется тем, что в настоящее время общест...

Дополнительная общеобразовательная (общеразвивающая) программа социально-гуманитарной направленности «Ступени успеха»

Направленность программы: социально-гуманитарная. Уровень усвоения: общекультурный. Актуальность программы: на современном этапе от обучающихся требуется четкое осознание своих целей, умение планиров...

Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа для учащихся с нарушениями интеллекта физкультурно-спортивной направленности « В стране шашек »

Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа « В стране шашек» носит физкультурно - спортивную направленность. В связи с тем, что рекомендованных для использования про...