Тематическое занятие "Ленинградская Блокада" 2021
презентация к уроку (8, 9 класс)

Презентация

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл blokada_leningrada.pptx2.56 МБ

Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Ленинградская Блокада 1941-1944

Слайд 2

Блокада Ленинграда — осада немецкими, финскими и испанскими ( Голубая дивизия) войсками во время Великой Отечественной войны города Ленинграда (ныне Санкт-Петербург). Длилась с 8 сентября 1941 по 27 января 1944 (блокадное кольцо было прорвано 18 января 1943 года) — 872 дня.

Слайд 3

Против нас полки сосредоточив, Враг напал на мирную страну. Белой ночью, самой белой ночью Начал эту страшную войну.

Слайд 4

22 июня 1941 г. Германия пересекла границы нашей страны. Темп наступления войск составлял 30 км в сутки. Захвату города Ленинграда отводилось особое место. Противник хотел захватить побережье Балтийского моря и уничтожить Балтийский флот.

Слайд 5

Немцы стремительно прорывались к городу и с июля из Ленинграда стали вывозить жителей и расположенные в городе заводы и фабрики.

Слайд 7

Женский стрелковый батальон На защиту города поднялись все его жители: 500 тысяч ленинградцев строили оборонительные сооружения, 300 тысяч ушли добровольцами в народное ополчение, на фронт и в партизанские отряды.

Слайд 8

Проводы на фронт

Слайд 9

Танки идут на фронт

Слайд 11

Враг окружил город , 8 сентября 1941 года Ленинград оказался в блокадном кольце.

Слайд 12

Враги подошли близко к Ленинграду и теперь могли обстреливать из пушек все ленинградские улицы.

Слайд 14

Эвакуация госпиталя.

Слайд 16

Рабочие патрули охраняют город

Слайд 18

Днём и ночью немцы бомбили и обстреливали Ленинград.

Слайд 19

На Ленинград обрушилось свыше 100 тысяч фугасных и зажигательных авиабомб, фашисты выпустили 150 тысяч снарядов. Враги хотели обречь на мучительную смерть как можно больше людей, оставшихся в живых, взять город голыми руками .

Слайд 20

После бомбёжки.

Слайд 21

Опустели цеха ленинградских заводов. Многие рабочие ушли на фронт. К станкам встали их жёны и дети.

Слайд 22

Кировский завод оказался в опасной близости от расположения немецких войск, и тем не менее там круглосуточно шла работа по изготовлению танков. Мужчины, женщины и подростки стояли у станков. Из ворот завода ежедневно выходили танки и шли прямиком на фронт.

Слайд 23

На заводе

Слайд 24

Продовольствие в Ленинграде закончилось. А в городе около 2,5 млн. людей (включая 400 тыс.детей), 343 тыс. военных, защищавших город. Продовольственные склады в результате авиационного налета и возникшего пожара сгорели. Чем кормить людей? Наступил голод.

Слайд 26

С первых дней сентября в Ленинграде были введены продовольственные карточки. Закрылись столовые и рестораны.

Слайд 27

Вглядись в эти фотографии - и ты поймёшь, как жили ленинградцы первой блокадной зимой. 125 граммов хлеба на целый день.

Слайд 28

В городе резко возросло количество краж, убийств с целью завладения продуктовыми карточками. Начались налеты на хлебные фургоны и булочные.

Слайд 30

Январь и начало февраля 1942 г. стали самыми страшными, критическими месяцами блокады. Первую половину января всё неработающее население города никаких продуктов по карточкам вообще не получало В пищу шло все. Первыми были съедены домашние животные. Люди отдирали обои, на обратной стороне которых сохранились остатки клейстера. Чтобы заполнить пустые желудки, заглушить ни с чем не сравнимые страдания от голода, жители прибегали к различным способам изыскания пищи: ловили грачей, яростно охотились за уцелевшей кошкой или собакой, из домашних аптечек выбирали всё, что можно употребить в пищу: касторку, вазелин, глицерин; из столярного клея варили суп, студень.

Слайд 31

Число жертв голода стремительно росло − каждый день умирали более 4000 человек Столько людей умирало в городе в мирное время в течение 40 дней. Были дни, когда умирало 6−7 тысяч человек. Мужчины умирали гораздо быстрее, чем женщины. К концу войны женщины составляли основную часть городского населения.

Слайд 32

Люди умирали прямо на улицах

Слайд 33

Из воспоминаний Е.А.Скрябиной 15 ноября 1941год. Смерть хозяйничает в городе. Люди умирают и умирают. Сегодня, когда я проходила по улице, передо мной шёл человек. Он еле передвигал ноги. Обгоняя его, я невольно обратила внимание на жуткое синее лицо. Подумала про себя: наверное, скоро умрёт. Тут действительно можно было сказать, что на лице человека лежала печать смерти. Через несколько шагов я обернулась, остановилась, следила за ним. Он опустился на тумбу, глаза закатились, потом он медленно стал сползать на землю. Когда я подошла к нему, он был уже мёртв. Люди от голода настолько ослабели, что не сопротивляются смерти. Умирают так, как будто засыпают. А окружающие полуживые люди не обращают на них никакого внимания . Смерть стала явлением, наблюдаемым на каждом шагу. К ней привыкли, появилось полное равнодушие: ведь не сегодня – завтра такая участь ожидает каждого. Когда утром выходишь из дому, натыкаешься на трупы, лежащие в подворотне, на улице. Трупы долго лежат, так как некому их убирать.

Слайд 34

Без воды, без тепла, без света День похож на чёрную ночь. Может, в мире силы нету, Чтобы всё это превозмочь. Умирали – и говорили, - Наши дети увидят свет! Но ворота они не открыли, На колени не встали, нет!

Слайд 36

Дети, плача хлеба просили, Нет страшнее пытки такой. Ленинграда ворот не открыли И не вышли к стене городской….

Слайд 37

Дневник Тани Савичевой стал символом Великой Отечественной войны

Слайд 38

Детская рука, теряющая силы от голода, писала неровно, скупо. Хрупкая душа, пораженная невыносимыми страданиями, была уже не способна на живые эмоции. Таня просто фиксировала реальные факты своего бытия - трагические «визиты смерти» в родной дом. И когда читаешь это, цепенеешь: «28 декабря 1941 года. Женя умерла в 12.30 ночи.1941 года». «Бабушка умерла 25 января в 3 часа 1942 г.». «Лека умер 17 марта в 5 часов утра. 1942 г.». «Дядя Вася умер 13 апреля в 2 часа дня. 1942 год». «Дядя Леша, 10 мая в 4 часа дня. 1942 год». «Мама – 13 марта в 7 часов 30 минут утра. 1942» «Умерли все». «Осталась одна Таня». Когда началась эвакуация детей, девочку удалось вывезти по Дороге Жизни на «Большую землю». От голода, стужи, потери близких подорвалось ее здоровье. Врачи боролись за её жизнь, но медицинская помощь пришла слишком поздно. Таня Савичева умерла от истощения.

Слайд 39

Пришли и другие бедствия. В конце ноября ударили морозы. Ртуть в термометре приблизилась к отметке минус 40 градусов. Замёрзли водопроводные и канализационные трубы, жители остались без воды - теперь ее можно было брать только из Невы.

Слайд 40

Вскоре подошло к концу топливо. Перестали работать электростанции, в домах погас свет, внутренние стены квартир покрылись изморозью. Ленинградцы начали устанавливать в комнатах железные печки-времянки. В них сжигали столы, стулья, платяные и книжные шкафы, диваны, паркетные плитки пола, а затем и книги.

Слайд 41

"Весной 1942 года полуживая от голода старушка вынесла своего кота на улицу погулять. К ней подходили люди, благодарили, что она его сохранила". "В марте 1942 года вдруг увидела на городской улице тощую кошку. Вокруг нее стояли несколько старушек и крестились, а исхудавший, похожий на скелет милиционер следил, чтобы никто не изловил зверька". "В апреле 1942 года, проходя мимо кинотеатра «Баррикада», увидала толпу людей у окна одного из домов. Они дивились на необыкновенное зрелище: на ярко освещенном солнцем подоконнике лежала полосатая кошка с тремя котятами. Увидев ее, я поняла, что мы выжили". Памятник блокадным кошкам

Слайд 42

В связи с прекращением связи с Большой землей особое значение приобрела дорога через Ладожское озеро, ставшая легендарной- «Дорогой Жизни». Наступил ноябрь Ладога стала понемногу затягиваться льдом. К 17 ноября толщина льда достигла 100 мм, что было недостаточно для открытия движения. Все ждали морозов… Работники дорожной службы ежедневно измеряли толщину льда на всём озере, но были не в силах ускорить его нарастание. 20 ноября толщина льда достигла 180 мм. На лёд вышли конные обозы… После достижения толщины льда, допускающей транспортировку грузов любого веса, вышла первая автоколонна грузовых автомашин.

Слайд 43

На таких машинах «полуторках» перевозили хлеб по льду озера.

Слайд 44

Только одна дорога связывала блокадный город с Большой землёй. Эта дорога шла по воде. В город везли продовольствие, а обратно стариков и голодных детей. «Дорога жизни» находилась под постоянным огнем противника.

Слайд 45

Эвакуация детей и стариков

Слайд 46

Машины ломались одна за другой и продовольствие для города грузили в машины не просто «под завязку», а гораздо больше. Казалось, что машина вот-вот развалится! Проехала я ровно пол пути и я только успела услышать треск льда, как моя «полуторка» оказалась под водой. Меня спасли. Не помню как, но очнулась я уже на льду метрах в пятидесяти от того прорубя, куда провалилась машина. Я быстро стала замерзать. Меня на попутной машине повезли обратно. Кто-то накинул на меня то ли шинель, то ли что-то подобное, но это не помогало. Одежда на мне стала замерзать и перестала чувствовать кончики пальцев. Проезжая я увидела еще две утонувших машины и людей, пытавшихся спасти груз. В районе блокады я находилась ещё шесть месяцев. Самое страшное, что я видела это когда во время ледохода всплывали трупы людей и лошадей. Вода казалась черно-красной.

Слайд 48

Но город продолжал жить и бороться. В городе работали театры, ставились новые спектакли, работали музеи. Все то время, когда шла блокада, работало ленинградское радио. Для многих оно было единственной ниточкой, позволявшей почувствовать, что город живет. В несломленном городе состоялась премьера 7-й симфонии Дмитрия Шостаковича, которую впоследствии назовут "Ленинградской". Зал был полон - очереди за билетами в Большой зал городской филармонии были длиннее, чем в булочные.

Слайд 49

Продолжали работать школы. В классах было холодно. Везде стояли печки « буржуйки». Все сидели в шубах , шапках и рукавицах . Писали на старых газетах карандашами. Чернила замерзали на морозе. А после школы дети шли на крышу и дежурили там, тушили зажигательные бомбы или работали в госпитале .

Слайд 50

Орден Победы Медаль «За оборону Ленинград а

Слайд 52

В январе 1943 года Красная Армия прорвала блокаду Ленинграда. Советские войска преодолели 12 километров вдоль Ладожского озера . На освобождённой территории была сразу же сооружена железная и шоссейная дороги. К моменту прорыва блокады в городе оставалось не более 800 тыс. человек гражданского населения. Многие из этих людей в течение 1943 г. были эвакуированы в тыл. Окончательно блокада была полностью снята 27 января 1944 года.

Слайд 54

За годы блокады погибло, по разным данным, от 300 тыс. до 1,5 млн.человек. Только 3% из них погибли от бомбёжек и артобстрелов; остальные 97% умерли от голода.

Слайд 57

Пискарёвское мемориальное кладбище расположено на севере Санкт - Петербурга, одно из мест массовых захоронений жертв блокады Ленинграда и воинов Ленинградского фронта. На кладбище воздвигнут мемориал павшим.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

ТЕМАТИЧЕСКИЙ КОНТРОЛЬ В ФОРМЕ ТЕМАТИЧЕСКОГО ТЕСТИРОВАНИЯ

Файл содержит разработку контрольную работу в формате ЕГЭ по органической химии на тему "УГЛЕВОДЫ" 10 класс УМК Габриелян О.С. Рассчитана на 40 минут, включает контроль одной темы, но соответствует ст...

Клендарно-тематическое планирование профильного учебного материала по физике в 10кл.Календарно-тематическое планирование профильного учебного материала по физике в 11кл.

Календарно-тематическое планирование профильного учебного материала по физике в 10клКалендарно-тематическое планирование профильного учебного материала по физике в 11кл...

Итоговое повторение курса алгебры 7-9 классов: тематическое планирование и тематические тестовые работы

Разработка  системы  итогового  повторения курса алгебры  7 - 9 классов:  примерное тематическое планирование  итогового  повторения  и  тематические ...

Тематический тренажер для подготовки к ГИА в 2014 г. по математике 9 класс. Тематические тренировочные задания. Отработка заданий: модуль «Алгебра» Тема№2 «Решение линейных уравнений»

Представляю вашему вниманию очередной тематический тренажер для подготовки к ГИА в 2014г по алгебре по теме "Решение линейных уравнений". Подобраны упражнения, которые соответствуют типовым заданиям К...

Примерное тематическое планирование. Примерное тематическое планирование. Направление "Изобразительное искусство" ФГОС 6 класс (34 ч) Программа "Изобразительное искусство" С. П. Ломов, С. Е. Игнатьева, М. В. Карамзина.

Программа по предмету Изобразительное искусство разработана в соответствии с требованиями к результатам освоения основной образовательной программы основного общего образования, предусмотренным федера...