Повышение мотивации учащихся при обучении английскому языку в условиях вечерней школы
материал по теме

Глухенькая Наталья Степановна

Повышение мотивации учащихся при обучении английскому языку в условиях вечерней школы

Скачать:


Предварительный просмотр:

Повышение мотивации слабых учащихся при обучении английскому языку.

Использование на уроках компьютерных технологий, использование личностной индивидуализации, с функциональным подходом к работе над иноязычной лексикой, с разработкой системы внеклассных мероприятий -  усиливают мотивационную сторону изучения языка. К повышению мотивации можно отнести нетрадиционные формы урока, обучающие и развивающие игры, игровые ситуации, (особенно на начальном этапе обучения и в среднем звене), позволяющие сделать каждый урок интересным, увлекательным, развивающим познавательный интерес, творческую, мыслительную активность учащихся, способствующие эффективной отработке языкового программного материала, обеспечивающие практическую направленность обучения; наглядные пособия, использование страноведческого материала, элементы интенсивной методики, позволяющей реализовать цели, заложенные в рамках стандарта, а также повысить уровень обученности, заложенный в стандарте, нельзя забывать про доброжелательное отношение учителя к учащимся. Многолетний опыт обучения иностранному языку позволяет сделать вывод – начало урока является одним из его важных этапов, во многом определяет успех всего урока. Задача учителя на этом этапе – сразу ввести учеников в атмосферу иностранного языка, заменяя формальный оргмомент речевой зарядкой в форме диалога. При этом использование учителем внешних и внутренних мотивов речи исключает искусственность и надуманность высказываний учащихся и приближает данный этап урока к естественной речи на иностранном языке. Регулярное, целенаправленное проведение речевой зарядки без особых усилий и больших затрат времени позволяет повторить и прочно усвоить лексику, закрепить новые грамматические структуры и речевые обороты, лучше овладеть навыком диалога, умением задавать общие и специальные вопросы, кратко и лаконично отвечать на них.

Как реализация принципов может обеспечить повышение внутренней мотивации деятельности учащихся по овладению иностранным языком при ознакомлении с учебным материалом, тренировке и применении.

Ознакомление.Основным результатом ознакомления учащихся с учебным материалом и действий по его реализации является осознание его, осмысление и понимание того, какую коммуникативную задачу можно решить с помощью данного материала. Поэтому основным принципом при ознакомлении является принцип сознательности. Сознательность должна поддерживаться наглядностью, чтобы учащиеся представили, в каких ситуациях используется усваиваемый материал, для решения каких речевых задач его можно применить; аудированием, направленностью графической стороны на осмысление графических образов.

Тренировка. Основным результатом тренировки является выработка у школьников автоматизма лексических, грамматических,произносительных и других навыков. Основными принципами тренировки являются принцип активности и коммуникативности. Всякая тренировка в отрыве от ситуативной обусловленности малоэффективна. Учащимся интересно заниматься, когда они проявляют самостоятельность в выполнении действий, в решении условно коммуникативных задач. В интенсивной методике формулой обучения является обучение «в коллективе и через коллектив». Учащиеся хотят общаться. Когда работа проводится в коллективе, в группах, в парах, то у учащихся нет ощущения, что его спрашивают, а есть коммуникативный настрой, обращенность речи.

Применение. Главными принципами применения являются коммуникативность, индивидуализация и наглядность при ведущей роли коммуникативности. Функция коммуникативности это вовлечение учащихся в деятельность общения: говорение, аудирование, чтение. Функция принципа наглядности заключается в создании условий для практического применения осваиваемого материала. Функцией принципа индивидуализации является повышение речевой активности учащихся при выполнении ими деятельности аудирования, говорения и чтения. Самостоятельное чтение дома доступных по языку и интересных по содержанию текстов, безусловно, будет служить повышению мотивации.

Для повышения мотивации изучения английского языка я использую следующие пути.

1) создание  специально разработанной системы упражнений, выполняя которые обучающиеся ощущали бы результат своей деятельности;

При изучении новой лексики по теме применяю следующую систему упражнений: знакомство с лексикой (презентация, карточки, иллюстрации), тренировка лексики – разгадывание кроссвордов, нахождение слов в тексте, составление из разбросанных букв, составление предложений, мини-текстов.

2) характер  педагогических воздействий учителя, в частности наличием стимулов и подкреплений;

Стимулирую учащихся, поощряю их ответы оценками и словесно.

4) использование на уроках аудиовизуальных средств;

Использование нескольких средств наглядности в комплексе, это и таблицы, и схемы, и рисунки, а также и презентация - современное решение вопроса. Использование ИКТ на уроках английского языка позволяет разнообразить формы работ, деятельность учащихся, активизировать внимание, повышает творческий потенциал личности, позволяет индивидуализировать обучение по темпу и глубине прохождения курса, что и необходимо в условиях вечерней школы. Но нужно отметить, что  каждоурочное использование ИКТ может снизить мотивацию учащихся, так как начнет считаться обыденностью.

5) использование личностной индивидуализации;

Для этого использую разноуровневые  карточки  для отработки и закрепления лексического и грамматического  материала. Важной частью являются карточки-информаторы (включают в себя теоретический грамматический материал), которые снимают трудности при выполнении заданий.

6) разработка системы внеклассных занятий, усиливающих мотивационную сторону изучения языка.

В рамках недели иностранного языка провожу различные конкурсы, страноведческие викторины, мероприятия, в которых учащиеся участвуют с большим удовольствием.  

7) большая роль в поддержании и сохранении интереса к изучению предмета принадлежит:

а) видеоуроку

в) уроку – заочной экскурсии (как с использованием презентации, так и с использование иллюстраций и рассказов, которые делают сами учащиеся – только апробирую, но результат уже заметен)

8) внедрение азартных технологий не только решает проблему мотивации учащихся, но и является эффективным инструментом на этапе закрепления знаний по лексике и грамматике. «Лексическое (грамматические) лото» - один из примеров использования новой технологии азартного изучения английского языка. Учебное пособие схоже,   по своей сущности, с игрой «Лото», но вместо бочонков используются тематические карточки.

9) создание атмосферы энтузиазма, оптимизма и веры учащихся в свои способности и возможности.

  • даю учащимся посильные и реально выполнимые ими упражнения,
  • вовлекаю учащихся в самостоятельную, парную, групповую работу на уроке (на основе текста: переводят в парах; разные тексты в группах; составление общего текста)

10) Именно благоприятный психологический климат, доверительные отношения учителя и учащихся в значительной мере определяют повышенный интерес к предмету.

Основная цель – добиться, чтобы пусть и не все, но большинство  учащихся побуждала заниматься сама деятельность, чтобы ему нравилось говорить, читать, воспринимать иностранную речь на слух, узнавать новое, и тогда можно  будет сказать, что у учащихся высокий интерес к изучению иностранного языка.

Работа с неуспевающими учащимися в первую очередь  предусматривает индивидуальный дифференцированный подход на разных этапах урока: при закреплении, отработке и тренировке материала, при самостоятельной работе, а именно он подразумевает использование

  • карточек - информаторов (в них доступным языком дается грамматический материал, они способствуют более прочному усвоению правила, так как используются почти на каждом уроке; отсутствующие учащиеся могут самостоятельно ознакомится с ним);
  •  карточки, в которых показаны образцы того, как следует выполнять упражнение, эти карточки распределяются по уровням знаний учащихся (например, слабоуспевающим нужно подставить нужные слова в предложения, учащимся со средним уровнем знаний – составить предложения из данных слов, более сильным учащимся дается только начало предложения, а окончание они должны написать самостоятельно);
  • многократная тренировка одной и той же темы, лексики (различные виды упражнений, повторение с определенной периодичностью);
  • поощрение успеха, доброжелательность, личное внимание учителя.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Повышение мотивации учащихся к обучению английского языка

Повышение мотивации учащихся к обучению английского языка: от традиционной методики к инновациям...

Методы обучения английскому языку в условиях вечерней школы

Методы обучения английскому языку в условиях вечерней школы...

Презентация «Повышение мотивации учащихся к обучению иностранного языка через использование новых педагогических технологий»

На мой взгляд,в  использовании новых технологий заложены большие возможности для решения таких задач, как преодоление инертности, боязни говорить на иностранном языке из-за возможных ошибок в реч...

Использование активных методов обучения для повышения мотивации учащихся на уроках английского языка

Данный материал является выступлением на семинаре для учителей иностранного языка ОУ Высокогорского муниципального района РТ по теме "Активные формы и методы обучения в условиях реализации ФГОС н...

Эффективные способы повышения мотивации учащихся к изучению иностранного языка в условиях ФГОС

В статье представлен опыт работы учителя по организации и проведению Фестиваля любителей иностранного языка, а также организации проектной деятельности учащихся в рамках летнего многопредметного лагер...

Проектная деятельность как эффективное средство повышения мотивации учащихся на уроках иностранного языка в условиях цифровизации

Проектная деятельность как эффективное средство повышения мотивации учащихся на уроках иностранного языка в условиях цифровизации...

Пути повышения мотивации учащихся при изучении английского языка в современной школе.

Положительно эмоциональное, комфортное общение создает условия для творческой совместной деятельности....