Библиотечный урок "На чём писали в древности"
учебно-методический материал

Александрова Светлана Сергеевна

Библиотечный урок "На чём писали в древности", работу выполнила педагог-библиотекарь Александрова Светлана Сергеевна

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл bibliotechnyy_urok_na_chyom_pisali_v_drevnosti.docx89.43 КБ

Предварительный просмотр:

               Библиотечный урок  "На чем писали в древности".

                     

 Разработала: Александрова Светлана Сергеевна,

педагог-библиотекарь МАОУСОШ №8  г. Старая Русса

Цель урока: Изучение способов письма на различных материалах, знакомство с историческими центрами возникновения письменности во всем мире, с причинами использования конкретных материалов на различных территориях.

Задачи: Познакомить детей с историей возникновения письменности; привить начальные навыки анализа причин использования конкретного писчего материала в зависимости от различных условий; во время беседы убедиться усвоен ли материал.

Оборудование: Компьютер, проектор, географическая карта.

Демонстрационный материал: Электронная презентации,  узелковое письмо,  глиняная табличка, свиток.

Раздаточный материал:  Листы формата А 4; демонстрационные карточки

с шифрами ребусов, буквами алфавита; заготовки табличек из пластилина; палочки для письма.

Формы работы: фронтальная, групповая.

Аудитория: обучающиеся 3-4 классов.

План урока:

  • Вступительное слово библиотекаря
  • Из истории писчего материала, с демонстрацией наглядного материала и практического задания
  • Показ слайдов презентации
  • Проверка, как усвоен материал

                                                         I.  Организационный момент

Цель: Организовать группу на работу. Создать позитивное настроение.

Деятельность детей

Деятельность педагога-библиотекаря

Примечания

Здравствуйте, ребята! Я рада видеть вас сегодня здесь.

                                                                 II. Вводная беседа

Дети отвечают.

-Скажите, вы любите подарки?

Дети отвечают.

-А какой самый необычный подарок вы получали в своей жизни?

Дети отвечают.

-И я люблю. Необычными подарками часто удивляет меня мой друг Сергей Иванович. Он археолог и много времени  проводит в экспедициях. Вы знаете, кто такой археолог?

Дети показывают на географической карте.

-Первый подарок он прислал мне из Южной Америки, Перу. Давайте посмотрим, где находится эта страна на карте.

Обращение внимания детей к географической карте.

Дети отвечают

-Вот какой подарок я получила. Кто знает, что это такое?

Демонстрация узелкового письма

- Давайте узнаем, правильно ли вы ответили. Вместе с подарком я получила письмо от Сергея Ивановича. Кто прочитает нам это письмо?

Дети читают письмо

         Здравствуйте, Светлана Сергеевна!

В  прошлом месяце наша экспедиция отправилась на север Перу. Интересными артефактами пополнилась наша коллекция. Среди них было  КИПУ, которое вы держите в руках.  Кипу - это узелковое письмо. Его придумали индейцы. Для такого письма требовались толстая веревка и тоненькие разноцветные шнурки разной длины. Тот, кто хотел выразить свою мысль, привязывал к толстой веревке шнурок особым способом, в зависимости от содержания информации. Чем ближе к веревке был узелок, тем важнее была вещь, о которой шла речь. Прочесть кипу было нелегко, поэтому всегда с письмом посылали вестника, который объяснил его содержание.

Для разгадки этого КИПУ я посылаю вам ключ.

 С уважением, Сергей Иванович.

Демонстрация письма

Дети отвечают

-Ребята, а что такое   артефакт?

III. Постановка темы, целей

Дети отвечают

- Вы, наверное, догадались, чему будет посвящено наше занятие сегодня?

 -Правильно ребята, мы с вами познакомимся с материалами, на которых писали в древности.

IV. Основная часть

1. Практическое задание:

Дети завязывают узелки наКИПУ и расшифровывают, используя ключ.

- Предлагаю вам самим создать узелковое письмо и расшифровать его, используя ключ.

- На белой нитке завяжите 3 узла, на коричневой – 1, на зеленой – 0, на красной, черной, желтой, синей – 0, на оранжевой – 1.

Расшифровка:  (Три человека живут в одном доме в лесу. На рассвете они ходят на охоту, а вечером  танцуют у костра.)

Детям выдаётся узелковое письмо и ключ для расшифровки.

Ключ:

Белый – человек
Коричневый – дом
Зеленый – лес
Красный – рассвет
Черный – охота
Желтый – вечер
Синий – танцы
Оранжевый – костер

                                                         2. Знакомство с папирусом

Дети показывают на географической карте.

- Следующий подарок я получила от Сергея Ивановича из Египта. Давайте посмотрим, где находится эта страна на карте.

Обращение внимания детей к географической карте.

Дети отвечают (свиток)

- Ребята, вам знаком этот предмет, что это такое?

Демонстрация свитка.

Дети отвечают (из папируса)

- Из чего изготавливали свитки?  

Дети читают

-Вместе с подарком Сергей Иванович прислал  мне открытки.

Обращение внимания детей к презентации, показ слайдов (Египет, свитки, папирус)

Дети читают

Открытка с изображением папируса и свитков. 

В Египетском государстве писали на папирусе. Папирус – речной тростник с высоким и толстым стволом. Рос  он  обильно  в  Африке,  по  берегам  рек  и  болот. Только  ни  один  простой  человек  под  страхом  смерти  не  имел  права  его  срезать.  Весь  папирус  принадлежал  царям  -  фараонам.

 Папирус разрезали на полосы и высушивали. На нём писали палочками, обмакивая их в чернила или цветные краски. Потом листы склеивали, и получалась книга в виде длинного свитка, обычно длиной около 6 метров. После чтения свиток сворачивали в трубку и хранили в особом футляре.                                                                                                

3. Письмо на глине

-Следующий подарок  я получила из Ирака.

На тот момент  Сергей Иванович увлёкся изучением жизни цивилизации древних шумеров.

Кто такие шумеры, спросите вы?

Это народ, который проживал  в Месопотамии, расположенной между реками Тигр и Евфрат.

Дети выполняют упражнения

- Экспедиции пришлось преодолеть трудный путь, чтобы добраться до места раскопок. Давайте и мы с вами попробуем преодолеть этот маршрут. Отправляемся в путь, перед нами заболоченные берега, ноги вязнут в трясине, высоко поднимаем ноги. А сейчас нам предстоит перебраться на другой берег реки. Берём в руки вёсла и гребём. Вот мы и на месте.

Динамическая пауза

Дети показывают на географической карте.

- Месопотамия-это современный Ирак. Кто покажет на карте, где находится эта страна.

Обращение внимания детей к географической карте

В посылке помимо подарка было письмо. Давайте прочитаем его.

Дети читают письмо

              Здравствуйте, Светлана Сергеевна!

Будучи в Ираке наша экспедиция в этот раз наткнулась на интереснейшую находку. Нам попалась груда глиняных кирпичей. Сначала мы подумали, что это останки какого-то строения. Вы не поверите, но это были книги. На серых глиняных дощечках был написан текст.

На таких дощечках писали заострённой палочкой (стилем), а потом их обжигали в печах, как обыкновенные глиняные горшки. Чтобы написать книгу, таких плиток нужно было много - несколько сотен. Все они пронумеровывались, а сверху на каждой ставилось название книги. У Ассирийского царя Ассибанипала была огромная глиняная библиотека. Глиняные книги были очень неудобными, громоздкими. Их нельзя взять домой почитать, ведь плиток очень много. Каждая книга весила несколько десятков килограммов. Поэтому читали только в библиотеке.

А вам я высылаю титульный лист своей будущей книги, которую планирую написать.
С уважением, Сергей Иванович

Демонстрация письма

                 Глиняная табличка:

  С.И.Лапин  Мои археологические находки 

Демонстрация глиняной таблички

                                                        4. Практическое задание:

Дети пишут на табличках заглавные буквы: ф.и.о.

- А сейчас я предлагаю вам написать на глине свой фамильный знак. Использовать мы с вами будем современный материал-это пластилин.

Раздаются заготовки табличек из пластилина, палочки для письма, образцы букв. C:\Users\User\Desktop\2627732d01dd3f5390ca6a0fab167097.jpg

- Вы можете работы взять с собой. Это будет мой подарок вам.

V. Рефлексия

Дети отвечают

  • -На чём же писали в древние времена разные народы?
  • -Из каких материалов делали книги древние египтяне?
  • -На каком материале писали древние шумеры?

-А вам бы хотелось узнать, на чём ещё писали в древности?

                                                                   VI. Показ презентации

Дети показывают на географической карте.

  • - Предлагаю вашему вниманию презентацию. На карте мы будем отмечать, где использовали тот или иной писчий материал.

Демонстрация презентации.

Обращение внимания детей к географической карте

Дети отвечают

- Ребята, вам понравилось занятие? Что нового вы сегодня узнали?

-Спасибо за сотрудничество! До новой встречи в библиотеке!

 

Список использованной литературы

  1. Валькова В.Г., Спаль А.Н. Книжкин дом.- М.: Книжная палата,1990.-80с. 
  2. «Детская энциклопедия» №8,96 Познавательный журнал для девочек и мальчиков –М: АО «Аргументы и факты», 1996-40с.: ил.
  3. Иллюстрированная энциклопедия школьника: ООО «Издательство Группа «Азбука-Аттикус», 2013.-256 с., с ил.
  4. Я познаю мир: История: Дет. Энциклопедия/ Авт.-сост. Н.В. Чудакова, А.В. Громов; Худож. А.В. Кардамук, А. М. Кузнецов. –М.: ООО «Издательство АСТ, 2002.-506 с.:ил.

Интернет-ресурсы:

  1. http://old.orlovka.org.ru/biblioznajka/index.php?option=com_content&view=article&id=92
  2. https://lubopitnie.ru/istoriya-knigi/
  3. https://yrzevo.schools.by/pages/sovety-roditeljam-po-privlecheniju-rebenka-k-chteniju
  4. https://www.abirus.ru/content/564/623/626/12557/21616.html




По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Библиотечный урок "В библиотечном царстве - книжном государстве"

Урок знакомит с библиотекой, формирует интерес к книге, знакомитс правилами обращения с книгой.ЗАДАЧИ УРОКА: дать понятие «библиотека»,познакомить учащихся с правилами пользования библиотеко...

"Библиотечный каталог" библиотечный урок

Цели: Закрепление знаний о каталоге, полученных на предыдущих уроках.Выявление общих и различных черт при поиске информации в карточном и электронном каталогах...

«Особенности написания сочинения по русскому языку и литературе: что писать и как писать»  Занятие факультатива 11 класс

Практическое занятие факультатива «Особенности написания сочинения по русскому языку и литературе: что писать и как писать»Т: Подбор материала к сочинениюФорма: Практическая работаЦель: подготовка к с...

Тема урока СБО: 1. Виды писем. 2. Порядок отправления писем различного вида.

Тема урока СБО: Виды писем. Порядок отправления писем различного вида....

План конспект библиотечного урока в 8 кл на тему " Библиотечные каталоги,цели и задачи"

Библиотечнй урок для 8 кл по теме : " Библиотечные каталоги,  цели и задачи ". Чтобы стать грамотным читателем  ребят нужно научить находить необходимую литературу по каталогам и к...