ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ОБЩЕРАЗВИВАЮЩАЯ ПРОГРАММА ТЕХНИЧЕСКОЙ НАПРАВЛЕННОСТИ «ЭЛЕКТРОНИК»
методическая разработка

Федорова Анастасия Сергеевна

Моделью успешного современного человека должна стать творческая, активная личность, способная проявить себя в нестандартных условиях, которая может гибко и самостоятельно использовать приобретенные знания в разнообразных жизненных ситуациях. Дошкольное детство является наиболее оптимальным периодом для реализации данной задачи, так как в этом возрасте возможно создать необходимые условия для развития способностей каждого ребёнка.

Отличительной особенностью программы  является то, что серьезная работа принимает форму игры, что очень привлекает и заинтересовывает старших дошкольников.

Дополнительная общеразвивающая общеобразовательная программа «Электроник» разработана с учетом основных принципов, требований к организации и содержанию  учебной деятельности в дошкольной образовательной организации, возрастных особенностей детей.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл dopolnitelnaya_obrazovatelnaya_programma_elektronik.docx92.91 КБ

Предварительный просмотр:

Детский сад «Сказка», филиал Автономного учреждения дошкольного образования муниципального образования Заводоуковский городской округ

«Центр развития ребенка – Детский сад «Светлячок»

(Детский сад «Сказка», филиал Детского сада «Светлячок»)

РАССМОТРЕНА                                                                    УТВЕРЖДАЮ

на заседании педагогического совета                                  Директор Детского сада «Сказка»

от «___»____________ 2021 года                                          _____________ / Шахова О.А.

Протокол №                                                                            «____» ______________ 2021 года

ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ

ОБЩЕРАЗВИВАЮЩАЯ ПРОГРАММА

ТЕХНИЧЕСКОЙ  НАПРАВЛЕННОСТИ

«ЭЛЕКТРОНИК»

                                                        Возраст обучающихся: 5-6 лет

                                                                               Срок освоения программы: 1 год

                                                                               Объем программы: 72 часа 

                                    Автор-составитель:

                                                                            Федорова Анастасия Сергеевна,   воспитатель

                                                                 высшей квалификационной категории

г. Заводоуковск, 2021

СОДЕРЖАНИЕ

  1. Пояснительная записка………………………………………………………………… 3
  2. Учебный план ……………………………………………………………………………6
  3. Методические материалы……………………………………………………………..   7
  1.  Содержание программного материала
  2.  Требования техники безопасности в процессе реализации программы……………12
  3.  Организация мероприятий с обучающимися и родителями вне учебного плана…………………………………………………………………………………….12
  1. Оценочные материалы…………………………………………………………………13
  2. Перечень информационного, материально-технического и кадрового обеспечения реализации программы…………………………………………………………………14

5.1. Перечень оборудования, используемого для реализации программы …………….14

5.2. Перечень методических пособий и дидактических средств………………………..14

 5.3. Список литературы для педагога…………………………………………………….15

 5.4. Перечень полезных интернет-ссылок………………………………………………..15

Приложение ………………………………………………………………………………...16

  1. Пояснительная записка

Направленность дополнительной общеразвивающей программы – развитие познавательной активности старших дошкольников (техническая).

Новизна. Новизна данной Программы заключается, в том, что при ее изучении используется специальный электронный конструктор «Знаток», изготовленный для кружков радиоэлектроники, с помощью которого дети получают практический опыт по созданию и сборке электрических схем. При построении моделей и схем затрагивается множество проблем из разных областей знаний о физическом мире, что является вполне естественным. Этот конструктор помогает стать ребенку более внимательным, усидчивым, рассудительным. Так же происходит лучшее развитие воображения ребенка, словесно-логического мышления. При помощи электронного конструктора ребенок сможет научиться комбинировать, абстрактно мыслить.

Актуальность. Моделью успешного современного человека должна стать творческая, активная личность, способная проявить себя в нестандартных условиях, которая может гибко и самостоятельно использовать приобретенные знания в разнообразных жизненных ситуациях. Дошкольное детство является наиболее оптимальным периодом для реализации данной задачи, так как в этом возрасте возможно создать необходимые условия для развития способностей каждого ребёнка.

Педагогическая целесообразность – навыки, умения, приобретенные ребенком в дошкольный период, будут служить фундаментом для получения знаний и развития способностей в старшем возрасте – в школе.

Отличительной особенностью программы  является то, что серьезная работа принимает форму игры, что очень привлекает и заинтересовывает старших дошкольников.

Дополнительная общеразвивающая общеобразовательная программа «Электроник» разработана с учетом основных принципов, требований к организации и содержанию  учебной деятельности в дошкольной образовательной организации, возрастных особенностей детей.

Цель и задачи программы

Цель программы: формирование основ технического мышления у дошкольников через электроконструирование.

Задачи программы:

Обучающие – Дать общие сведения о природе электрического тока и показать основные приемы и правила выполнения простейших электромонтажных работ.

Развивающие –  Развивать коммуникативные качества.

Развивать у детей познавательную активность и интерес к техническому творчеству.

Воспитательные –  Приобщать детей к научным ценностям и достижениям современной техники.

Дополнительная образовательная программа «Электроник» предназначена для детей 5-6 лет и задаётся целью развития у детей познавательной активности, наблюдательности, мышления, формирования начальных естественнонаучных представлений.

Объем программы составляет не менее 72  часов.

Нормативный срок освоения программы: 1 год.

Направленность программы - техническая.

Форма обучения очная.

Формы и режимы занятий.

Построение программы для старшего дошкольного возраста ориентировано на удовлетворение ведущей потребности, свойственной конкретному возрастному периоду детства, и основано на развитии эмоциональной и коммуникативной сферы. Интерес к занятиям повышает применение игровых педагогических технологий, использование занимательных материалов. Применяются элементы технологии проблемного обучения. Технология развивающего обучения и личностно-ориентированный подход способствуют развитию творческой личности. Здоровьесберегающие технологии (физкультминутки, смена видов деятельности, игры) способствуют укреплению здоровья воспитанников. Принципы проведения занятий:

- систематичность подачи материала;

- наглядность обучения;

- цикличность построения занятия;

- доступность;

- проблемность;

- развивающий и воспитательный характер учебного материала.

Формы организации деятельности обучающихся на занятии:

‒ групповая (совместная образовательная деятельность);

‒ подгрупповая (в группах по несколько человек);

‒ индивидуальная (самостоятельная деятельность).

Освоение материала в основном происходит в процессе практической творческой деятельности.

             Практические занятия соотносятся с теоретическими беседами в игровой форме, показом различного дополнительного материала, иллюстрациями, схемами, демонстрацией готовых образцов (если это необходимо).

Каждое занятие содержит в себе следующие этапы:

1.Организационный этап (создание эмоционального настроения в группе, упражнения и игры с целью привлечения внимания детей);

2.Мотивационный этап (сообщение темы занятия, пояснение тематических понятий, выяснение исходного уровня знаний детей по данной теме);  

3.Практический этап (подача новой информации на основе имеющихся данных, задания на развитие познавательных процессов и творческих способностей, отработка полученных навыков на практике)

4.Рефлексивный этап (обобщение полученных знаний, подведение итогов занятия.

Используемые формы, методы, педагогические технологии

- словесные методы (рассказ, беседа, инструктаж, чтение справочной литературы);

- наглядные методы (демонстрации мультимедийных презентаций, фотографии);

- практические методы (упражнения).

 иллюстративно - объяснительные методы

- репродуктивные методы;

- проблемные методы (методы проблемного изложения) дается часть готового знания;

- исследовательские – обучающиеся сами открывают и исследуют знания.

- индуктивные, дедуктивные методы: синтез и анализ, сравнение, обобщение, абстрагирование, классификация, систематизация.

- Методы стимулирования мотива интереса к занятиям: познавательные задачи, учебные дискуссии, опора на неожиданность, создание ситуации новизны, ситуации гарантированного успеха и т.д.

- Методы стимулирования мотивов  сознательности, ответственности, настойчивости: убеждение, требование, приучение, упражнение, поощрение.

В процессе реализации Программы используются технологии: проектов, проблемного обучения, критического мышления.

Планируемые результаты освоения программы

будут знать: 

- основные элементы электрических схем и способы их обозначения;

- основные приемы выполнения работ при сборке простейших электрических цепей;

- технику безопасности при выполнении практико-ориентированных заданий.

будут уметь:

- организовывать рабочее место;

- собирать и анализировать электрические схемы простого уровня сложности;

- соблюдать технику безопасности при выполнении практико-ориентированных заданий; будут развиты:

- коммуникативные качества.

-  познавательная активность и интерес к техническому творчеству.

 получат навыки:

 - сборки простейших электромонтажных работ.

 будет сформирован:

- интерес к научным ценностям и достижениям современной техники.

        Для выявления, фиксации и предъявления результатов, подведения итогов реализации дополнительной общеобразовательной программы используются:

Способы и формы выявления результатов

Способы и формы фиксации результатов

Способы и формы предъявления результатов

Выставки готовых работ воспитанника, педагогическое наблюдение, диагностика

Готовые работы, грамоты, дипломы, протоколы диагностики.

Открытое занятие для родителей, День открытых дверей, фоторепортаж или фото отчеты на сайте ОО, в социальных сетях.

   

2. Учебный план дополнительной общеразвивающей общеобразовательной программы

№ п/п

Название раздела, темы

Количество часов

Формы аттестации (контроля)

Всего

Теория

Практика

1.

Раздел. Основы электро-конструирования

 

1.1.

Тема 1. Правила работы с электронным конструктором, техника безопасности и правила поведения. Природа электрического тока.

4

2

2

Наблюдение за детьми, анализ готовой поделки 

1.2.

Тема 2. Источники питания и света

16

2

14

педагогическое наблюдение, анализ готовой поделки

1.3.

 Тема 3. Имитаторы звуков

13

2

11

опрос, проверочные задания

1.4.

 Тема 4.Музыкальные звонки

13

2

11

педагогическое наблюдение, анализ готовой поделки

1.5.

Тема 5. Радиоприемники и вентиляторы

15

2

13

выставка творческих работ и проектов

1.6.

 Тема 6. Охранные сигнализации

10

2

8

выставка творческих работ и проектов

 Итоговое занятие

1

анализ достижений

Итого часов:

72

12

60

Календарный учебный график

Сроки реализации программы

Количество учебных недель

Количество занятий

Продолжительность одного занятия

в год

в месяц

в неделю

1 год

(01.09.2021 -31.06.2022)

36

72

8

2

30 минут

3. Методические материалы

3.1.Содержание программного материала

№ п/п

Тема

Содержание занятия (приемы и методы)

Тема 1. Правила работы с электронным конструктором, техника безопасности и правила поведения. Природа электрического тока.

1

Вводное занятие.

Электронный

конструктор.

 Основные понятия: Конструктор, электроника, электричество.

Теория. Беседа об электронике. История появления и развития электричества. Знакомство с правилами работы с конструктором. Техника безопасности.

2

Правила работы с электронным конструктором, техника безопасности и правила поведения.

Беседа об электронике. Знакомство с правилами работы с

конструктором. Техника безопасности. Вводное тестирование.  Наблюдение за расположением деталей

конструктора, внешними признаками и их сравнение между собой.

3

Практическое занятие.

Изучение компонентов (электронные блоки и провода) электрической схемы. Методика сборки.

4

Практическое занятие.

Наблюдение за расположением деталей конструктора, внешними признаками и их сравнение между собой.

Тема 2. Источники питания и света

5

Монтажная плата. Провод. Источники питания. Батарейки и

аккумуляторы.

Основные понятия. Монтажная плата, провода, источники питания, батарейки, аккумуляторы.

Теория.

Что такое монтажная плата и провода? Как обозначать на схеме?

Что такое батарейка? Каких видов бывают батарейки? Как обозначать на

схеме? Откуда берутся батарейки? Когда появилась первая батарейка? Зачем

нужны батарейки? Что означает «села» батарейка?

Что такое аккумуляторы? Какие они бывают? Чем они отличаются от батареек?

Что такое «эффект памяти аккумулятора»?

Чем отличается схема — инструкция от адаптированных принципиальных

схем?

6

Источники света. Лампочки и светодиоды.

Основные понятия. Лампочка, светодиод.

Теория.

Что такое лампочка? Как она устроена? Кто придумал лампочку? Каких

видов бывают? Как обозначать на схеме?

 Что называют светодиодом? Чем они лучше ламп накаливания? Где

применяются светодиоды? Как обозначать на схеме?

Практика.

Основные схемы включения. Сборка по схеме — инструкции.

 Попеременное включение лампы и светодиода. Сборка по схеме - инструкции.

7

Практическое занятие.

Схема №1 - «Лампа», Схема №5 - «Последовательное соединение лампы и вентилятора. Последовательное и параллельное соединение элементов цепи. Современные источники питания. Внешний вид, устройство и условное обозначение ламп накаливания.

8

Практическое занятие.

Внешний вид, устройство и условное обозначение светодиодов встречающихся в принципиальных схемах. Вольт-амперные характеристики светодиодов. Новые источники света.

9

Практическое занятие. Основные схемы включения ламп и светодиодов

Схема №7 – «Светодиод». 

10

Практическое занятие.

Схема №12 – «Лампа с измеряемой яркостью»

11

Практическое занятие.

Схема №28 – «Лампа, включаемая светом»

12

Практическое занятие.

Схема №38 «Зуммер, включаемый светом»

13

Практическое занятие.

Схема №45 – «Мигающая лампа», Схема №63 – «Мигающая лампа, управляемая светом».

14

Практическое занятие.

Схема №48 – «Сигналы пожарной машины со световым сопровождением»

15

Практическое занятие.

Схема №70 – «Яркая лампа с сенсорным управлением»

16

Практическое занятие.

Схема №104 – «Лампа, управляемая звуком», Схема №128 – «Мигающая цветная лампа, управляемая звуком»

17

Практическое занятие.

Схема №113 – «две лампы с миганием»

18

Практическое занятие. Влияние силы тока на яркость светодиодов.

Схема №122 – «Лампа с регулируемой яркостью»

19

Практическое занятие. Попеременное включение лампы и светодиода.

Схема №129 – «Задувание лампы»

20

Практическое занятие.

Схема №260 – «Лампа с выдержкой времени»

Тема 3. Имитаторы звуков

21

 Звуки игрушек, техники,  природы.

Дать представление о том, что для имитации звуков стрельбы игрушечных автоматов и пистолетов используются низковольтные электромоторы со специальной насадкой, производящей удары о корпус аппарата, которые создают эффект "тарахтения" игрушки. Сформировать практические умения и навыки при сборе имитатора звуковой индикации. Проверить умения работать с принципиальными схемами.

22

Громкоговорители

Основные понятия. Громкоговорители, динамик.

Теория.

Какие устройства называют громкоговорителями?

Каких видов бывают громкоговорители? Как обозначать на схеме?

Из каких частей состоит динамик?

Практика.

Проверка работоспособности динамика. Сборка по схеме — инструкции.

Воспроизведение различных звуков. Сборка по схеме — инструкции.

23

Практическое занятие. Схемы имитации звуков игрушек.

Схема №40 – «Звуки пулемета»

24

Практическое занятие.

Схема №50 –«Звуки игрового автомата со световым сопровождением

25

Практическое занятие.

Схема №56 – «Звуки звездных войн, управляемые вручную», Схема № 109 – «перестрелка в звездных войнах»

26

Практическое занятие. Схемы имитации звуков  техники

Схема №138 – «Звуки теплохода»

27

Практическое занятие.

Схема №145 – «Звуки колокольчика»

28

Практическое занятие. Схемы имитации звуков  природы.

Схема №185 – «Звуки музыки, возвещающие о закате»

29

Практическое занятие.

Схема №233 – «Генератор звука высокой тональности»

30

Практическое занятие. Схемы имитации звуков  природы.

Схема №238 – «Тихий комариный писк», Схема №242 – Громкий комариный писк»

31

Практическое занятие. Схемы имитации звуков  техники.

Схема №254 – «Звук полицейского свистка», Схема №289 – «Сигналы полицейской машины, управляемые сенсором»

32

Практическое занятие.

Схема №271 – «Зуммер с различными звуками»

33

Практическое занятие.

Схема №306 – «Световой индикатор громкости звука».

Тема 4.Музыкальные звонки

34

История появления музыкальных дверных звонков.

История возникновения дверного звонка.

Методы:

1. Изучение литературных источников, видеоуроков.

2. Наблюдение, беседа.

3. Правила безопасности при работе с конструктором.

4.Сборка схем.

35

Последовательное и параллельное соединение элементов цепи. Условные обозначения элементов цепи.

Тема: «Звонок для дяди Фёдора»

Методы обучения: 

1. Игровая ситуация.  Беседа,

2.Объяснение, демонстрация, упражнение.

3. Ситуация свободного выбора, создание ситуации успеха.

4. Правила безопасности при работе с конструктором.

5.Сборка схем.

36

Практическое занятие. Музыкальные звонки с различным управлением.

Схема №18 – «Музыкальный дверной звонок с ручным управлением»

37

Практическое занятие.

Схема №33 – «Светомузыкальный дверной звонок с ручным управлением»

38

Практическое занятие.

Схема №112 – Музыкальный дверной звонок с прерывистым звучанием»

39

Практическое занятие.

Схема №153 – «Высокочувствительный дверной звонок, управляемый звуком»

40

Практическое занятие.

Схема №180 – «Музыкальный дверной звонок с выдержкой времени»

41

Практическое занятие.

Схема №181 – «Музыкальный дверной звонок, управляемый сенсором»

42

Практическое занятие.

Схема №183 – «Дверной звонок с продолжительным звучанием, управляемый сенсором»

43

Практическое занятие.

Схема №187 – «Музыкальный дверной звонок, выключаемый струей воды», Схема №189 – «Музыкальный дверной звонок, включаемый струей воды».

44

Практическое занятие.

Схема №200 – «Светомузыкальный электронный почтовый ящик»

45

Практическое занятие.

Схема №270 – «Музыкальные дверные звонки с различным управлением»

46

Практическое занятие. Музыкальные звонки различной громкости и

продолжительности 

Схема №272 – «Громкий дверной звонок»

Тема 5. Радиоприемники и вентиляторы

47

Радиоэлектроника.

Первоначальные понятия радиоэлектроники. Радиоэлектроника – прошлое и настоящее. Графические обозначения.

48

Вентилятор.

Схема приемника, схема вентилятора. Рассматривание схемы вентилятора, собранной воспитателем. Рассказ педагога о том, какие бывают вентиляторы, о назначении работы вентилятора.

49

Практическое занятие.

Схема №4 – «Вентилятор, управляемый магнитом»

50

Практическое занятие.

Схема №13 – «Вентилятор, с изменяемой скоростью вращения»

51

Практическое занятие.

Схема №72 – «Вентилятор со звуком, управляемый магнитом»

52

Практическое занятие.

Схема №125 – «Вентилятор, останавливающийся при включении света»

53

Практическое занятие.

Схема №130- «Вентилятор, замедляющий вращение при усилении потока воздуха»

54

Практическое занятие.

Схема №157 – «Вентилятор, включаемый струей воздуха»

55

Практическое занятие.

Схема №166 – «Музыкальная радиостанция»

56

Практическое занятие.

Схема №171 – «Радиостанция для защитной музыкальной сигнализации»

57

Практическое занятие.

Схема №201 – «Радиоприемник с усилителем»

58

Практическое занятие.

Схема №202 – «Громкий радиоприемник»

59

Практическое занятие.

Схема №203 – «Радиоприемник с регулируемой громкостью»

60

Практическое занятие.

Схема №284 – «Радиостанция звездных войн»

61

Практическое занятие.

Схема №319 – «Приемник FM диапазона с автоматической настройкой на станции», Схема №320 - Приемник FM диапазона с регулируемой громкостью».

Тема 6. Охранные сигнализации

62

Охранные сигнализации.

1.Рассказ педагога (какие бывают сигнализации и о их назначении).

2.Рассматривание схемы работы сигнализации, собранной педагогом.  Название деталей схемы.

63

 «Сигнальный фонарь»

1.создание игровой ситуации.

2.отгадывание ребусов на билетах.

3.Заполнение таблицы «Чем управляет магнит?» (Морфтаблица «Чем управляет магнит»: нахождение предметов, обладающих магнетизмом.)

4.Физминутка: Эстафета «Кто быстрее соберет магнетические предметы?».

5.  Работа детей со схемой. Схема №140.

6. Рефлексия - игра «Доскажи».

64

Практическое занятие.

Схема №36 – «Сигнал тревоги, если ребенок мокрый»

65

Практическое занятие.

Схема №167 – «Беспроводная сигнализация о том, что ребенок мокрый»

66

Практическое занятие.

Схема №174 – «Беспроводная сигнализация со звуком пулеметной очереди»

67

Практическое занятие.

Схема №227 – «Защитная сигнализация с одной лампой»

68

Практическое занятие.

Схема №253 – «Детектор лжи»

69

Практическое занятие.

Схема №273 – «Усиленная звуковая сигнализация»

70

Практическое занятие.

Схема №285 – «Радиоприемник звездных войн в качестве защитной сигнализации»

71

Практическое занятие.

Схема №291 – «Музыкальная защитная сигнализация, реагирующая на обрыв провода»

72

 Итоговое занятие

«На помощь Дим Димычу».

Выставка работ детей.

Методы:

1. Игровая ситуация

2.Игра «Назови правильно»

3.Физминутка  «Помогатор»

4.Самостоятельная работа детей в парах.

Три стола:

Электрическая цепь «Лампа»

Электрическая цепь «Вентилятор»

Электрическая цепь «Звук»

Постановка задачи, выполнение детьми заданий педагога, заполнение диагностической таблицы.

ИТОГО: 72

3.2. Требования техники безопасности в процессе реализации программы

Правила безопасности

а) При работе с электрооборудованием цепь собирать согласно схеме

б) Работать сухими руками.

в) При сборке соблюдать полярность (+ источника тока соединять с + элемента, - соединять с -)

г) Не подсоединять светодиоды напрямую к батарейке.

д) Не оставлять собранную работающую цепь включённой без присмотра.

е) Не использовать сломанные детали, элементы с разрушенной изоляцией.

3.3. Организация мероприятий с обучающимися и родителями вне учебного плана 

            В разделе представлен план традиционных мероприятий, организуемых для обучающихся и их родителей за рамками учебного плана для организации досуга, формирования ценностных ориентиров, профилактической работы, участия в конкурсной и соревновательной деятельности и т.д. Сроки проведения мероприятий и условия участия в них конкретизируются непосредственно в течение учебного года.

Мероприятия, организуемые для обучающихся и их родителей

Массовые мероприятия различного уровня, в которых обучающиеся могут принять участие

Участие в конкурсных мероприятиях различного уровня

сентябрь

День открытых дверей Выставка

Октябрь

Ноябрь

Родительское собрание совместно с детьми. Формирование основ инженерного мышления  у старших

дошкольников с помощью конструктора «Знаток»

Конкурс «Техностарт» Центр развития детей и молодежи»

Декабрь

Конкурс «Новогодний карнавал». Световое украшение для елочки.

Январь

Февраль

Мастер-класс для родителей «Использование электронного конструктора «Знаток» в работе с

детьми старшего дошкольного возраста для изучения профессии инженер».

Муниципальный конкурс «Технотайм»

Март

«Любимым мамам посвящается…»

Выставка моделей, собранных по схеме «Звуки музыки, возвещающие о закате»

Интернет - конкурсы

Апрель

Участие родителей в выставке технического творчества «Охранные сигнализации»

Всероссийский интернет-конкурс «До звезд дотянемся рукой»

Май

День открытых дверей Итоговое занятие

«На помощь Дим Димычу». Выставка работ детей.

4. Оценочные материалы

Реализация программы базируются на основе педагогического мониторинга, который включает в себя: беседы, наблюдения, результаты участия в выставках разных уровней и мероприятий и предполагает оценку индивидуального развития детей (начальная и итоговая). Такая оценка производится педагогическим работником в рамках педагогической диагностики (оценки индивидуального развития дошкольников, связанной с оценкой эффективности педагогических действий и лежащей в основе их дальнейшего планирования), используется научно-методическое пособие (указать автора и название методики). Результаты педагогической диагностики (мониторинга) могут использоваться исключительно для решения следующих образовательных задач:

1) индивидуализации образования (в том числе поддержки ребенка, построения его образовательной траектории или профессиональной коррекции особенностей его развития);

2) оптимизации работы с группой детей.

Основные методы сбора информации о ребёнке

  • Систематическое наблюдение;
  • Сохранение продуктов детской деятельности;
  • Беседы с родителями, анкеты;

-           Рассказы детей;

  • Фотографии;
  • Аудиозаписи и видеозаписи

Эффективность реализации Программы отслеживается посредством модели мониторинга результативности образовательной деятельности воспитанника, ориентированной на задачи Программы (Таблица 1).

                                                                                                                                         Таблица 1

Модель мониторинга результативности образовательной деятельности воспитанника

№№

Параметры

Критерии

Показатели

Методы

1

Система знаний умений и навыков

Знание и владение сведениями  технического направления

Уровень усвоения теоретического материала, уровень личных достижений

беседа

2

Общая компетенция

Развитие технического мышления

Навыки сборки схемы, в том числе с использованием мелких деталей

Анализ готового изделия, наблюдение

Развитие мелкой моторики

Развитие  коммуникативных качеств

Уровень  общительности и культура общения в группе

Наблюдение

3

Социальная воспитанность

Приобщение к научным ценностям и достижениям современной техники

Желание изучать достижения  техники

Беседа

Положительное отношение к труду

Увлеченность выполнением работы

Анализ готового изделия, наблюдение

Формирование первоначальных профессиональных предпочтений

Желание получить позитивный  результат

Наблюдение

 Итоговой формой реализации Программы является - Итоговое занятие «На помощь Дим Димычу». Выставка технического творчества (май месяц).

5. Перечень информационного, материально-технического и кадрового обеспечения реализации программы

5.1. Перечень оборудования, используемого для реализации программы

1. Электронный конструктор «Знаток. Первые шаги в электронике» (набор

А, 15 схем).

2. Электронный конструктор «Знаток. Первые шаги в электронике» (набор

В, 15 схем).

3. Электронный конструктор «Знаток. Первые шаги в электронике» (набор

С, 34 схемы).

4. Электронный конструктор «Знаток. Играем и учимся» (180/320 схем).

5. Электронный конструктор «Знаток. Для школы и дома» (999 схем).

6. Стеллажи для пособий -2

7. Столы -4

8. Экран -1

9. Ноутбук -1

10.Проектор -1

5.2.  Перечень методических пособий и дидактических средств

Наименование

Название, автор

Информационные, справочные материалы.

Журавлева А.П. Кружок начального технического моделирования: типовая программа. – М.: Просвещение, 1988.

http://минобрнауки.рф/документы/4517/ (Модельный кодекс профессиональной этики) http://dopedu.ru/rss Федеральный информационно-методический портал «Дополнительное образование» http://dopedu.ru/ Буйлова «Дополнительное образование детей в современной системе образования РФ»

Научная, специальная, методическая литература.

Бахметьев А.А. Электронный конструктор «Знаток». – Текст, макет, 2003

 Волкова С.И. Конструирование: метод.пособ.– М.: «Просвещение», 2009. Галагузова М.А., Комский Д.М. Первые шаги в электротехнику. – М.: Просвещение,1994.

Тематические методические пособия, разработки.

«История появления и развития электричества».

Тематическая папка. «Источники питания и света» Методический материал.

 «Технология проведение мониторинга образовательной деятельности». Методическая разработка.

Дидактические игры.

«Эрудит», «Логическая мозаика», «Кто есть кто», «Лабиринт-каталка»

Таблицы, схемы, плакаты, картины, фотографии, портреты.

Угадай что звучит» (подбор иллюстраций) Кроссворд «Знаток электроприборов» «Ловкие пальчики» (наглядный материал по пальчиковым гимнастикам)

Раздаточный материал (Карточки,  схемы, образцы работ, памятки и др.)

Карточки «Пальчиковые игры»,

«Упражнения на развитие мелкой моторики»,  схемы «Электротехнический конструктор»

Кино, видео, мультимедийные материалы, аудиозаписи.

Видео презентация «История и развитие электричества»

Видео презентация «Источники питания и света»

Видео презентация «История появления музыкальных дверных звонков».

Видео презентация «Охранная сигнализация»

Педагогическая диагностика: тесты, опросники.

«Техника безопасности при использовании электроприборов»

«Что ты знаешь об электричестве?»

Диагностические карты

«Выявление образовательных потребностей обучающихся»

5.3. Список литературы для педагога

1. Бахметьев А.А. Электронный конструктор «Знаток». – Текст, макет, 2003.

2. Бухвалов В.А. Развитие учащихся в процессе творчества и сотрудничества. – М.:

Просвещение, 2000.

3. Волкова С.И. Конструирование: метод.пособ.– М.: «Просвещение», 2009.

4. Галагузова М.А., Комский Д.М. Первые шаги в электротехнику. – М.:

Просвещение,1984.

5. Горский В.А. Техническое творчество школьников: Пособие для учителей и

руководителей технических кружков.– М.: Просвещение, 1981.

6. Журавлева А.П. Кружок начального технического моделирования: типовая программа. – М.: Просвещение, 1988.

5.4. Перечень полезных интернет-ссылок

Интернет-ресурсы:

1. Банк интерактивных профессиограмм Электронный ресурс – Форма доступа:

http://prof.labor.ru

2. Все профессиональные психологические тесты Электронный ресурс– Форма доступа: http://vsetesti.ru

3. Компас – ПРО профориентационный портал (Вологодская область) Электронный

ресурс– Форма доступа: http://viro-profportal.edu.ru

4. Словари и энциклопедии на Академике Электронный ресурс – Форма доступа:

http://dic.academic.ru.

ПРИЛОЖЕНИЕ

Занятие-знакомство с электронным конструктором «Знаток».

Программное содержание: систематизировать знания детей об электричестве, познакомить с новым видом электронного конструктора «Знаток».

Оборудование и материалы: фотографии ТЭС, ГЭС, СЭС, ЛЭП; веревка; карточки для игры «Наши помощники»; электронный конструктор «Знаток».

Ход занятия:

Воспитатель: сегодня утром, когда я собиралась на работу, в моем доме отключили электричество. Я очень расстроилась, так как не смогла сделать важные дела. Как вы думаете, какие? (ответы детей)

- По утрам еще на улице темно, дома света тоже нет, ничего не видно. Позавтракать тоже не получилось, т.к. все электроприборы не работали. Почему? (электроприборы работают от электричества). Какие вы знаете электроприборы? (ответы детей)

Воспитатель: Знает ли кто-нибудь из вас, как попадает ток в наши розетки и провода? (воспитатель демонстрирует фото ГЭС, СЭС, ТЭС, ЛЭП).

- Электрический ток похож на реку. В реке течет вода, а по проводам

текут маленькие частицы – электроны (проговорить название – электроны).

- Давайте вспомним, для чего нужны электроприборы и как они нам

помогают.

Игра «Наши помощники»

Физкультминутка

Давайте представим, что мы с вами маленькие электроны. Вставайте

друг за другом.

Дети встают вокруг веревки и бегут по кругу пока воспитатель

произносит слова:

Ток бежит по проводам, свет несет в квартиру нам,

Чтоб работали приборы. Холодильник, мониторы,

Кофемолки, пылесос, ток энергию принес.

Воспитатель: Ток очень опасен. Нужно уметь аккуратно пользоваться всеми приборами, которые работают от электричества. А бывает безопасное электричество? (ответы детей)

- Безопасное электричество находится в батарейках. Я хочу познакомить вас с новым конструктором, который работает именно от батареек.

(Перед детьми выкладывается несколько коробок конструктора, у воспитателя своя).

Воспитатель: Прежде чем мы попробуем что-то собрать, давайте все внимательно рассмотрим. Как у любого конструктора у «Знатока» есть своя инструкция и правила (воспитатель показывает и листает инструкцию, вместе с детьми). В инструкции очень много схем, которые нужно научиться внимательно читать и рассматривать, чтобы мы смогли их собирать.

Воспитатель: Давайте заглянем в коробку. Что вы видите? (пластина прозрачная). Она называется – монтажная плата (она похожа на пластину из любого строительного конструктора, но особенная). Ей необходимо пользоваться всегда, когда собираешь схему.

Воспитатель: Что еще видите в коробке? (детали). Чем они отличаются друг от друга? (формой, цветом, размером). Все синие детали будем называть проводами. Чем они отличаются друг от друга? (есть длинные, есть короткие). Посмотрите, на проводах есть в квадрате свой номер, как и у любой другой детали конструктора. Давайте рассмотрим какие же детали будут соединятся проводами между собой (дети с воспитателем рассматривают детали, можно не все сразу, повторяют названия за воспитателем). У каждой детали мы будем постепенно запоминать названия, важно брать и складывать каждую деталь в свою ячейку.

Воспитатель: Ребята, посмотрите, по краям каждой детали есть соединительные клеммы (можно назвать их соединительными кнопками). При соединении деталей нужно нажимать именно на них, а не на детали или пластины, чтобы ничего не треснуло и не сломалось.

Воспитатель: Давайте посмотрим на схему. Рядом с номерами деталей в квадрате, есть цифры в кружочках. Эта цифра в кружочке обозначает слой нашей схемы.

Рефлексия

Воспитатель: Сегодня мы познакомились с необычным конструктором, как он называется?

- Что вам понравилось, запомнилось? Было сложно или интересно? На следующем занятии вы попробуете самостоятельно собрать схему.

Конспект НОД по конструктивно-модельной деятельности с использованием электронного конструктора «Знаток» для детей старшей группы «На помощь Дим Димычу»

Цель:

Формирование основ технического мышления у дошкольников через электроконструирование.

Задачи:

  1. Пробуждать у детей исследовательский интерес при использовании электронного конструктора «Знаток».
  2. Продолжать учить детей читать схемы и по ним собирать рабочие механизмы.
  3. Развивать у детей навыки рационального конструирования и моделирования, конструкторского мышления и творческой инициативы.
  4. Формировать у детей навыки сотрудничества, партнерства. Поддерживать и укреплять в детях уверенность в себе и своих возможностях.
  5. Развивать эмпатию: вызывать у детей чувство отзывчивости к тем,  кто попал в трудную жизненную ситуацию и нуждается в помощи.

Материал и оборудование:

Ноутбук

 Электронный конструктор «Знаток» - 4 набора

Схемы к конструктору

Аудиозапись – звук входящего звонка в "Skype"

Звук входящего звонка в "Skype". Дети подходят к монитору. На экране Нолик.

-Здравствуйте, ребята. Вы меня узнали? Я знаю, что вы любите смотреть мультфильмы о нас, поэтому надеюсь на вашу помощь. Дело в том, что я мои друзья, срочно вылетели на Луну к Лунтику, а Дим Димыч остался дома один. И у него случились большие неприятности. В квартире произошёл скачок напряжения: погас свет, компьютер стал нагреваться и на нем исчез звук.

Воспитатель: Как можно помочь Дим Димычу? Какие у вас предложения?

Воспитатель: Ребята, для работы какой-то ремонтный набор? Что мы можем использовать в работе? (электронный конструктор «Знаток»).

Игра «Назови правильно»

Воспитатель: Ребята, что бы приступить к работе, нам нужно вспомнить названия деталей.

На мольберт воспитатель выставляет иллюстрации деталей конструктора. Дети их называют и рассказывают для чего они.

Клемма- это зажим, его используют для крепления проводов к источнику питания или другим проводам.

Светодиод – маленький электронный элемент, который излучает свет.

Геркон – магнитоуправляемый контакт.

Монтажная плато- это платформа для сборки на ней деталей.

Провода- их используют для соединения деталей.

Воспитатель: Молодцы, ребята. Но что бы нам стать такими же ловкими как Фиксики, нам нужна разминка

Физминутка  «Помогатор»

Три стола:

  1. Электрическая цепь «Лампа»
  2. Электрическая цепь «Вентилятор»
  3. Электрическая цепь «Звук»

Воспитатель: Ребята, нам нужно отремонтировать свет, вентилятор и звук. Прошу вас разделиться на пары и выбрать то, что вы хотите отремонтировать.

Самостоятельная работа детей в парах.

Звук входящего звонка в "Skype". Дети подходят к монитору. На экране Дим Димыч.

-Здравствуйте, ребята. Как у вас дела? Справились?

Дети демонстрируют и рассказывают о проделанной работе.

Дим Димыч: Спасибо огромное вам за помощь, за отзывчивость, что не оставили меня в трудной ситуации. В нашей квартире горит свет, мой компьютер не стал нагреваться и снова стал исправно работать и я смог вам позвонить. Я желаю вам успехов. Встретимся с вами в новых сериях Фиксиков. Пока. Пока!!!!

Воспитатель: Ребята, вы сегодня молодцы. Благодарю вас за проделанную работу.

Конспект НОД по конструктивно-модельной деятельности с использованием электронного конструктора «Знаток» для детей старшей группы «Звонок для дяди Фёдора»

Вид деятельности: конструктивно-модельная

Образовательная область: художественно-эстетическое развитие, социально-коммуникативное развитие,  познавательное развитие.

Формы: групповая, индивидуальная.

Цель: приобщение к конструированию, развитие интереса к конструктивной и исследовательской деятельности, знакомство с различными видами конструкторов.

Задачи:

  • учить различные модели звонков по схеме и словесной инструкции воспитателя, учить выделять в процессе анализа несколько качеств предметов, выделять характерные детали.
  • закреплять навыки коллективной работы: умение распределять обязанности, работать в соответствии с общим замыслом, не мешая друг другу, развивать мыслительные операции (анализ, сравнение).
  • воспитывать желание самоутверждаться в процессе совместной конструктивной деятельности со сверстниками, воспитывать готовность к взаимопомощи в процессе общения со сверстниками, воспитывать самостоятельность, инициативность, самоорганизацию посредством решения личностных (интеллектуальных) затруднений

Методы обучения: объяснение, беседа, демонстрация, упражнение, игровая ситуация, ситуация свободного выбора, создание ситуации успеха.

Оборудование: схемы, аналитическая таблица, электронные конструкторы «Знаток», письмо, конверты.

Этапы

Методы обучения

Деятельность педагога

Деятельность детей

Планируемый результат

1.Мотивация на совместную деятельность

Задача: заинтересовать детей на предстоящую деятельность  

Беседа

Игровая ситуация

Воспитатель предлагает сесть на стульчики, поставленные полукругом напротив мольберта, создает игровую ситуацию, эмоционально стимулирует детей.

-Ребята, а вы помните мультфильм «Простоквашино»? А почтальона Печкина? Сегодня утром он принес мне письмо от дяди Федора. Хотите узнать, что в письме?

Письмо: Дорогие, дети! Вам пишет дядя Федор из Простоквашино. У меня всё хорошо, у Шарика с котом Матроскиным тоже. Но скоро ко мне приедут родители из города. А мы установили новые двери и когда к нам стучатся мы совсем не слышим. Я даже не знаю, что можно сделать? Не могли бы вы мне подсказать?  

Ваш дядя Федор.

- Ребята, а вы хотели бы помочь дяде Федору? А как мы можем ему помочь? С помощью чего мы можем сделать звонок?

Воспитатель выслушивает ответы детей.

Дети эмоционально реагируют на игровую ситуацию. Активно участвуют в диалоге

Дети проявляют интерес к предстоящей деятельности  

2.Основной 2.1.Установление взаимосвязи.

Задача:

развивать компоненты деятельности (анализ, сравнение)

Беседа

Игровая ситуация

Объяснение

Воспитатель обращает внимание детей на несколько предложенных схем звонков.

-Но у нас в справочнике есть несколько схем звонков. А вы знаете какие бывают звонки?

Воспитатель выслушивает ответы детей и подводит к тому что звонок может реагировать не только на нажатие кнопки, но и на хлопок или голос, а также магнит.

Что мы будем делать?

Воспитатель выслушивает ответы детей и предлагает им собрать разные виды звонков.

-Мы можем собрать несколько звонков и сравнить их, а схему лучшего звонка отправить дяде Федору? Согласны?

- Посмотрите на схему, какие цифры есть на ней? А чем они отличаются?

- Цифры в кружочках, обозначают слой, а в прямоугольниках номер детали.

-А теперь давайте вспомним как называются детали, которые мы будем сегодня использовать. Посмотрите внимательно на схему. Покажите мне провода с соединительными клеммами, они бывают разного размера. Покажите мне динамик он обозначен цифрой 20. Цифрой 15 обозначен – выключатель, с помощью него мы сможем включать и выключать звонок. Покажите его, пожалуйста. Цифрой 19 обозначена батарея. Очень хорошо, что вы помните название всех деталей.

-А помните ли вы правила безопасности в работе с конструктором?

Воспитатель выслушивает ответы детей

- Что нельзя делать? Как нужно работать в группах? Молодцы, вы все правильно сказали.

Дети внимательно слушают воспитателя, активно вступают в диалог, отвечают на вопросы,

Смена видов деятельности

Задачи: способствовать снятию мышечного напряжение, переключить внимание на другой вид деятельности

Игровая ситуация

Упражнения

-Ребята, давайте поиграем немножко, повторяйте за мной.

Воспитатель показывает движения, а дети повторяют их.

Потрудились – отдохнем.

Встанем, глубоко вздохнём.

Руки в стороны, вперед,

Влево, вправо, поворот.

Наклониться, прямо встать,

Руки вниз и вверх поднять.

Руки плавно опустили,

Всем улыбки подарили!

Дети повторяют движения за воспитателем

Дети сняли мышечное напряжение и переключили внимание на другой вид деятельности

2.2.Конструирование Задача:

закреплять навыки коллективной работы: умение распределять обязанности, работать в соответствии с общим замыслом, не мешая друг другу;

учить различные модели звонков по схеме и словесной инструкции воспитателя.

Игровая ситуация

Беседа

Объяснение

Поощрение

Воспитатель предлагает детям сесть за столы, на которых приготовлены наборы конструкторов.

- Ребята, давайте сначала соберем звонок, который работает при помощи кнопки. Когда вы соберете звонок и включите его с помощью выключателя дайте ему время проиграть, а потом попробуйте включить с помощью кнопки.

-Дети, чтобы собрать звонок, реагирующий на магнит нам нужно будет заменить кнопку на геркон и тогда звонок будет управляться магнитом.

- А чтобы собрать третий вид звонка нам понадобиться заменить геркон на пьезоэлектрический излучатель. И тогда у нас получится звонок, который будет реагировать на звук.

-Теперь приступим к конструированию.

Воспитатель наблюдает за детьми и в случае необходимости корректирует действия. Поощряет детей за правильно собранные модели звонков. Предлагает проверить их в действии. Детям, которые справились с работой раньше всех, воспитатель предлагает побыть экспертами и проконтролировать работу остальных ребят.

Дети внимательно слушают воспитателя, садятся за столы, конструируют.

Дети демонстрируют навыки коллективной работы: умение распределять обязанности, работать в соответствии с общим замыслом, не мешая друг другу; проявляют умение различать модели звонков по схеме и словесной инструкции воспитателя.

2.3. Рефлексия.  Задача: учить выделять в процессе анализа несколько качеств предметов, выделять характерные детали;

развивать мыслительные операции (анализ, сравнение).

Беседа

Воспитатель обращает внимание детей на аналитическую таблицу и предлагает оценить работу разных видов звонков по алгоритму.

  1. Название или особенность звонка
  2. Громкость звонка
  3. Удобство в применении

Воспитатель предлагает детям заполнить таблицу и сделать вывод.

- Ребята, вы сегодня собрали три вида разных звонков. Посмотрите на нашу таблицу давайте сравним и решим какой из звонков будет самым лучшим для дяди Федора. И отправим ему эту схему письмом. Кто как считает? Какую схему мы отправим дяде Федору?

Дети внимательно слушают воспитателя, активно вступают в диалог, отвечают на вопросы, заполняют аналитическую таблицу.

Дети проявляют умения выделять в процессе анализа несколько качеств предметов, выделять характерные детали.

3. Подведение итогов. Задача: побуждать детей к анализу своей деятельности.

Беседа

-Теперь дядя Фёдор точно сможет собрать звонок и будет слышать своих гостей, но вот проблема у меня есть два конверта, я не знаю в каком из них отправить схему. Синий конверт означает, что мы сегодня работали дружно и помогали друг другу, а красный означает, что мы работали не дружно и совсем не могли договориться. Как вы думаете, ребята, в каком из этих конвертов нужно отправить схему.

Дети внимательно слушают воспитателя, активно вступают в диалог, отвечают на вопросы.

Дети анализируют свою деятельность.

4.  Развитие.

Задача: мотивировать детей на использование знаний, полученных в игре в режимных моментах.

Беседа

-Ребята, который реагирует на кнопку оказался самым удобным, но неужели остальные виды звонков совсем не нужны?

Воспитатель предлагает нарисовать варианты использования звонков других видов.

Дети внимательно слушают воспитателя, активно вступают в диалог, отвечают на вопросы.

Дети проявляют желание использовать полученные знания в самостоятельной деятельности.

   

Конспект НОД по конструктивно-модельной деятельности с использованием электронного конструктора «Знаток» для детей старшего дошкольного возраста

«КОСМИЧЕСКАЯ СТАНЦИЯ»

Задачи:

• Пробуждать у детей исследовательский интерес при использовании электронного конструктора «Знаток».

• Продолжать учить детей читать схемы и по ним собирать рабочие механизмы.

• Развивать у детей навыки рационального конструирования и моделирования, конструкторского мышления и творческой инициативы.

• Формировать у детей навыки сотрудничества, партнерства.

• Поддерживать и укреплять в детях уверенность в себе и своих возможностях.

• Развивать эмпатию: вызывать у детей чувство отзывчивости к тем, кто попал в трудную жизненную ситуацию и нуждается в помощи.

Материал и оборудование:

• Ноутбук, проектор, презентация к занятию

• Электронный конструктор «Знаток» - 2 набора

• Схемы к конструктору

• Аудиозапись

Предварительная работа:

• Виртуальная экскурсия в конструкторское бюро.

• Работа со схемами электронного конструктора «Знаток»

Ход занятия

Звучит звук сигнала SOS.

(1 слайд)

Воспитатель: Дети, что это? (Сигнал бедствия, сигнал о помощи). Этот сигнал передает инопланетная космическая станция.

(2 слайд)

(Появляется инопланетянин)

«На станции отказала электроника: нет освещения, прекратила свою работу система охлаждения. Срочно нужна помощь команды инженеров-конструкторов!»

(3 слайд)

Воспитатель: А кто такие инженеры-конструкторы? (Это люди, которые придумывают и создают технику)

Инженер— это техники знаток!

Знает он любой станок,

Техникой он управляет,

Механизмы собирает.

(4 слайд)

Воспитатель: Где работают инженеры? (в конструкторском бюро)

(5 слайд)

Воспитатель: Как вы считаете, чем они занимаются в конструкторском бюро? (Они создают в конструкторских бюро модели разной техники)

(6,7,8,9 слайд)

Воспитатель: Как они создают технику? (Инженеры сначала придумывают технику, затем проектируют на бумаге, делают чертежи)

(10 слайд)

Воспитатель: Как вы думаете, что можно сделать по этому чертежу, выполненному на компьютере? (мотор, двигатель и т. д.)

(11 слайд)

Воспитатель: Что происходит дальше с чертежами? (Рабочие по чертежам собирают из деталей новую технику)

(12 слайд)

Воспитатель: Какую работу здесь выполняет инженер? (Инженер ее испытывает, включает, проверяет, как она работает)

Воспитатель: Молодцы ребята, вы много знаете об этой интересной и такой нужной профессии. Попробуем себя в роли инженеров-конструкторов? (да)

Воспитатель: Как мы можем помочь инопланетной станции? Какие у вас предложения? (Дети отвечают: надо помочь инопланетянину, починить всю технику и т. д.)

Физминутка инопланетянина Ириска (видео)

 (13 слайд)

Воспитатель: Ребята, что нужно починить сначала?

Дети: Нужно первым делом восстановить освещение.

Воспитатель: Правильно! А там ведь очень жарко! Не исправна система охлаждения! Что же делать?

Дети: Нужно собрать вентилятор.

Воспитатель: С помощью чего мы можем все починить? (электронный конструктор «Знаток»).

Воспитатель: Перед вами две схемы (схема «Лампа», схема «Вентилятор») возьмите по одной схеме и приступайте к работе.

(Дети собирают электрические цепи)

Воспитатель: выполнили свои задания? Посмотрим, что получилось.

Ответы детей:

1. Мы собрали электрическую цепь «Лампа», управляемую магнитом. Соединили лампу с источником питания проводами, а вместо выключателя мы поставили геркон. Освещение мы починили.

2. Мы собрали электрическую цепь «Вентлятор», мы взяли батарейку (источник питания), мотор, выключатель и соединили все проводами. Система охлаждения исправлена.

(14 слайд)

Воспитатель: Молодцы! Вы справились с заданием. Наш космический друг снова вышел с нами на связь.

Звучит голос инопланетянина: «Дорогие ребята, спасибо вам большое, вся электроника работает исправно, станция спасена»

Воспитатель: Сегодня вы потрудились на славу. Ваши технические знания и умения помогли спасти беспилотную станцию! Дети, как вы считаете, что вам удалось лучше всего? Чем вы гордитесь?

Воспитатель: И я горжусь вами, вы сегодня были настоящими инженерами.

Конспект НОД по конструктивно-модельной деятельности с использованием электронного конструктора «Знаток» для детей старшей группы «Сигнальный фонарь»

Форма организации НОД: групповая, совместная 

Задачи:

1. Уточнить знания детей о магните, его свойствах.

2. Закрепить знания детей о практической значимости магнита в жизни людей;

3. Сформировать представление о том, как под воздействием магнита и его

непосредственной близости к геркону можно управлять лампой.

4. Развивать слуховое внимание, зрительное восприятие, мышление, тонкую и общую

моторику, развивать координацию речи и движения, воображение.

5. Отрабатывать навыки пользования условными обозначениями, продолжать учить

применять их при сборке схемы, используя соответствующие детали.

6. Обогащать словарный запас детей: магнит, геркон, лампа, сигнальный фонарь.

7. Вызвать у детей активный интерес к опытно-экспериментальной деятельности.

Развивающая предметно-пространственная среда: конструктор «Знаток» по количеству детей; ребусы; коробка; скрепки; магнит; морфологическая таблица; набор картинок с изображением предметов из разных материалов; ватман.

Ход деятельности:

1.Игровая мотивация

Ребята, сегодня я получила посылку из лаборатории от Гения Евгеньевича Чудакова. Давайте откроем его и посмотрим, что же на этот раз прислал нам профессор:

Я объявляю лотерею!!!

Всех, кто замёрз, сейчас согрею!

Не батареей и не мехом,

А добрым словом, звонким смехом!

Берите каждый по билету,

Пустых без выигрыша, нет.

Всех, вызывая по порядку,

Я загадаю Вам загадку.

Свой выигрыш получит тот,

Кто правильный ответ найдёт!

Это билеты на сегодняшнее удивительное представление – шоу экспериментаторов!

2.Основная часть

- Вместе с билетами вам раздали ребусы.  Разгадав их, мы получим возможность поучаствовать в одном интересном опыте, и узнаем много нового и интересного.

Дети разгадывают ребусы, изображенные на билетах- загадках.

Воспитатель: Что это?

Ребенок: Магнит.

Воспитатель: Правильно!

Воспитатель: Что это?

Ребенок: Лампочка.

Воспитатель: Правильно!

Воспитатель: Что это?

Ребенок: Фонарь.

Воспитатель: Правильно!

Воспитатель: Что это?

Ребенок: Ток.

Воспитатель: Правильно!

Воспитатель: Что это?

Ребенок: Свет.

Воспитатель: Правильно!

Воспитатель: Молодцы, ребята, вы правильно разгадали все ребусы!

Воспитатель: Давайте вспомним, чем может управлять магнит?

Дети: Железом, металлическими предметами.

Воспитатель: Где в жизни мы встречаем магниты, и как они помогают людям?

Дети: Ответы детей.

Воспитатель: Молодцы, значит, без труда сможете заполнить таблицу «Чем управляет магнит?», которую нам в посылке прислал профессор (Морфтаблица «Чем управляет магнит»: нахождение предметов, обладающих магнетизмом.)

Дети находят карточку с изображением предмета, с которым взаимодействует магнит, и прикрепляют на таблицу на доске.

Воспитатель: Совершенно верно! А сейчас давайте с вами разделимся на команды и устроим эксперимент: одна команда будет собирать скрепки руками, другая с помощью магнита, и посмотрим, кто быстрее справится.

Физминутка: Эстафета «Кто быстрее соберет магнетические предметы?».

(На двух столах лежат два ватмана, на которых разбросаны монеты, скрепки, дети по сигналу воспитателя собирают магнетические предметы.)

Воспитатель: Молодцы! Давайте вспомним, что такое сигнальный фонарь? Как им можно управлять?

Ответ детей.

Воспитатель: Ребята, наше экспериментирование продолжается, нам предстоит сегодня собрать схему №140. Кто знает, какие детали нам понадобятся сегодня?

Ребёнок выходит к доске, показывает детали на схеме и называет их. Под руководством воспитателя рассказывает алгоритм сборки схемы.

Воспитатель: Спасибо. Ребята, все поняли, как собирать схему?

Дети: Да.

Воспитатель: Тогда давайте подготовьте свои рабочие места, возьмите конструктор и приступайте к работе.

Дети самостоятельно собирают схему, опираясь на схему на доске. Дети, быстро справившиеся с заданием, помогают товарищам.

3.Рефлексия

- Ребята, что мы сегодня нового узнали?

Дети: мы увидели, как под воздействием магнита и его непосредственной близости к геркону можно управлять лампой.

- Какие детали нам понадобились?

Дети: Использовали такие детали: геркон, лампа, магнит, плато.

- Давайте поиграем в игру «Доскажи». Я буду говорить начало предложения, а вы его продолжите.

Сегодня я узнал...

Было интересно...

Я выполнял задания...

Теперь я могу...

Меня удивило...

Дети: Ответы детей.

- Молодцы ребята, сегодня вы были настоящими экспериментаторами. В группе мы вместе напишем ответное письмо профессору Чудакову о том, какие опыты и эксперименты мы делали.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Программа кружка "Электроник" лагеря дневного пребывания при МАОУ СОШ №28 города Тюмени

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА В настоящее время компьютерная техника и информационные технологии позволяют автоматизировать обработку информации различной структуры. Поэтому специалистам практическ...

Дополнительная общеобразовательная программа (дополнительная общеразвивающая программа) «Музыкальная шкатулка»

Дополнительная общеразвивающая программа по музыке для детей с отклонениями в умственном развитии. В ней подробно описаны этапы, разделы программы и ее актуальность для данной категории детей....

Рабочая программа "Электротехника, электроника и электрооборудование"

Рабочая программа учебной дисциплины "Электротехника ,  электроника и элктрооборудование" является частью основной образовательной программы. Дисциплина входит в цикл общепрофессиональных дисципл...

Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая Программа социально-педагогической_направленности «Пресс-центр» Возраст детей, на которых рассчитана дополнительная образовательная программа: 10-12 лет Срок реализации дополнительной образовательной прог

Программа «Пресс-центр» ориентирована на активное приобщение детей и подростков к журналистскому творчеству и носит образовательный характер.Цель программы – создание необходимых усл...

Дополнительная общеобразовательнаяобщеразвивающая программа туристско-краеведческой направленности "Юный краевед".

Пояснительная записка Нормативная базаФедеральный закон «Об образовании» от 29.12.2012Концепция развития дополнительного образования в РФ от 04.09.2014г. № 1726-рСтратегия развития во...