Технологии коллективного взаимообучения в дополнительном образовании детей
статья (9, 10, 11 класс)
Работая в системк дополнительного образования детей, особое внимание уделяю различным педагогическим технологиям. Ведь дети приходят к нам на занятие только если им интнересно, а уж потом если полезно. Одна из моих любимых технологий - технология коллективного взаимообучения. Преимущества :
• в результате регулярно повторяющихся упражнений совершенствуются навыки логического мышления и. понимания;
• в процессе взаимного общения включается память, идет мобилизация и актуализация предшествующего опыта и знаний;
— каждый обучающийся чувствует себя раскованно, работает в индивидуальном темпе;
— повышается ответственность не только за свои успехи, но и за результаты коллективного труда;
— отпадает необходимость в сдерживании темпа занятий, что позитивно сказывается на микроклимате в коллективе;
• формируется адекватная самооценка личности, своих возможностей и способностей, достоинств и ограничений;
• обсуждение одной информации с несколькими сменными партнерами увеличивает число ассоциативных связей, а следовательно, обеспечивает более прочное усвоение
Отсюда вывод: Технология коллективного взаимообучения, позволяет приспособить учебный процесс к индивидуальным особенностям детей, различному уровню сложности содержания обучения, специфическим чертам каждого коллектива и обслуживаемого ею социума, поэтому ее можно отнести к личностно ориентированным педагогическим технологиям, которые наиболее подходят для работы в учреждениях дополнительного образования .
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
tkvo.docx | 18.24 КБ |
Предварительный просмотр:
Технологии коллективного взаимообучения в дополнительном образовании детей
В настоящее время у старшеклассников существует потребность в живом человеческом участии в их личностных проблемах, эмоциональных переживаниях, психологических трудностях, страхах, сомнениях, переживаниях неудач, бурных эмоций. Как психолог, считаю очень важным направлением в работе с учащимися старшей школы работу по развитию эмоционального интеллекта, культуры чувств, выработке навыков поддержки и самоподдержки, коррекции мотивационной, психо-эмоциональной сферы.
Полагаться в решении этой проблемы на семью недостаточно. И недопустимо, если юношами и девушками, пока они не пошли по дурной дороге, - ими, их душой и проблемами, никто не занимался. Заниматься душой можно по-разному. Можно развивать память, внимание, мышление – это важно, но мыслитель с хорошей памятью может долго вспоминать, как был беспомощен перед лицом бытового хамства. Важнее готовить человека к разнообразию житейских ситуаций: умению быть разным, гибким, ориентированным и сильным. Если необходимые умения не приобретаются на пороге взрослой жизни, человек оказывается незащищенным перед трудностями, стрессовыми ситуациями, терпит неудачу в неформальных отношениях, оказывается коммуникативно-некомпетентным и личностно зависимым.
Мне самой всегда были интересны темы самопознания и саморазвития, и много лет работая со старшеклассниками я видела интерес к этом темам, поэтому провела социологический опрос среди потенциальных членов клуба (старшеклассников школ и учащихся БрГУ и ФИГУ г.Братска) для выявления их реальные интересов и потребностей. С учетом результатов исследования разработала программу психологического клуба для старшеклассников. Так появился психологический клуб для старшеклассников «Школа жизни»
Чем занимаемся? На занятиях клуба каждый подросток окруженный вниманием , может активно экспериментировать различные стили общения, усваивать и отрабатывать совершенно иные, не свойственные ему ранее коммуникативные умения и навыки, ощущая психологический комфорт и защищенность. Мир, пригодный для жизни детей, должен строиться с их участием! Думаю, вряд ли кто-то будет спорить с этим утверждением.
Мы обсуждаем множество различных вопросов: о том, как быть более уверенным в себе, о том, как относиться к собственным промахам и ошибкам, как научиться принимать себя, свое тело, строить отношения с окружающими. Одной из главных задач наших занятий является предоставление возможности отработать различные ситуации в безопасной атмосфере, чтобы потом применять полученные знания в повседневной жизни.
Программа клуба строится блоками, в каждом блоке 5-6 тематических занятий. Традиционно на первых встречах закладывается фундамент дальнейшей работы: знакомство, сплочение группы, выстраивание доверительных отношений, формирование групповых правил. Ведущий проводит занятие так, что каждый участник получает возможность почувствовать себя ценным для группы. Подростки в этом возрасте очень чувствительны, поэтому важно научиться выстраивать свои границы и уважать чужие, находить свое место, достигать цели, распознавать, в каких случаях действительно нарушаются права. Ребята исследуют особенности общения, учатся управлять эмоциями, конструктивно конфликтовать и все это проходит в игровой форме, интересно и весело.
И конечно провожу такие занятия чаще всего не в традиционной форме. Очень нравится использовать «технологию коллективного взаимообучения»
При работе по этой технологии используют три вида пар: статическую, динамическую и вариационную.
Статическая пара. В ней по желанию объединяются два обучающихся, меняющиеся ролями «учитель» и «ученик»; так могут заниматься два «слабых» , два «сильных», «сильный и слабый» при условии взаимной психологической совместимости.
Динамическая пара. Выбирают четверых учащихся и предлагают им задание, имеющее четыре части; после подготовки своей части задания и самоконтроля старшекласснк обсуждает задание трижды, т.е. с каждым партнером, причем каждый раз ему необходимо менять логику изложения, акценты, темп и др., а значит, включать механизм адаптации к индивидуальным особенностям товарищей.
Вариационная пара. В ней каждый из четырех членом группы получает свое задание, выполняет его, анализирует вместе с педагогом, проводит взаимообучение по схеме с остальными тремя товарищами, в результате каждый усваивает четыре порции учебного содержания.
Преимущества технологии коллективного взаимообучения:
• в результате регулярно повторяющихся упражнений совершенствуются навыки логического мышления и. понимания;
• в процессе взаимного общения включается память, идет мобилизация и актуализация предшествующего опыта и знаний;
— каждый обучающийся чувствует себя раскованно, работает в индивидуальном темпе;
— повышается ответственность не только за свои успехи, но и за результаты коллективного труда;
— отпадает необходимость в сдерживании темпа занятий, что позитивно сказывается на микроклимате в коллективе;
• формируется адекватная самооценка личности, своих возможностей и способностей, достоинств и ограничений;
• обсуждение одной информации с несколькими сменными партнерами увеличивает число ассоциативных связей, а следовательно, обеспечивает более прочное усвоение
Отсюда вывод: Технология коллективного взаимообучения, позволяет приспособить учебный процесс к индивидуальным особенностям детей, различному уровню сложности содержания обучения, специфическим чертам каждого коллектива и обслуживаемого ею социума, поэтому ее можно отнести к личностно ориентированным педагогическим технологиям, которые наиболее подходят для работы в учреждениях дополнительного образования .
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
ИКТ и Интернет- технологии в образовательных учреждениях дополнительного образования детей
В наши дни тема информационных технологий в образовании, в том числе и в дополнительном, является одной из самых актуальных, вторая половина ХХ века стала периодом перехода к информационно...
Адаптация обучающихся в учебном пространстве через технологию коллективного взаимообучения.
Собственный опыт применения метода М. Ривина "Коллективный способ взаимообучения школьников"....
Урок в технологии коллективного взаимообучения - КСО (коллективные способы обучения)
Автором данного способа обучения является В.К.Дьяченко. Дидактической основой КСО является сотрудничество. Работа организуется в парах сменного состава, позволяя обеспечить взаимообучение и взаимоконт...
Технология коллективного взаимообучения: пары сменного состава (статья)
Работа в парах сменного состава является наиболее эффективной при усвоении знаний, которые сформулированы в виде определенных правил, алгоритмов действий, законов. Эффективность усвоения достигает за ...
Реализация здоровьесберегающих технологий в сис-теме дополнительного образования детей»
В настоящее время задача сохранения здоровья детей является очень важной в жизни общества. Задача педагога дополнительного образования – н...
Из опыта использования технологии Edutainment в системе дополнительного образования детей
использование игр в работе кружка по английскому языку...
"Методы и технологии в работе педагога дополнительного образования детей"
laquo;Обновление содержания и методов (технологий) обучения при реализации дополнительных общеобразовательных программ на основе комплексного анализа доступности услуг в субъектах Российской Федераци...