Урок в технологии коллективного взаимообучения - КСО (коллективные способы обучения)
материал по русскому языку на тему
Автором данного способа обучения является В.К.Дьяченко. Дидактической основой КСО является сотрудничество. Работа организуется в парах сменного состава, позволяя обеспечить взаимообучение и взаимоконтроль учащихся. Данная форма организации деятельности учащихся позволяет организовать обучение, при котором все участники работают друг с другом в парах и состав пар периодически меняется, не исключается также и индивидуальная работа. Технология коллективного взаимообучения способствует развитию у учащихся самостоятельности и коммуникативных умений. Работа в парах предполагает такие виды деятельности, как обсуждение какого-либо вопроса, совместное изучение теоретического материала, обучение друг друга, тренировку и проверку. Всё это способствует более качественному усвоению теоретического материала, формированию умений и навыков. Уроки в данной технологии, как правило, рассчитаны на 2 часа.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
urok_v_tekhnologii_kso.doc | 147.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Урок в технологии коллективного взаимообучения - КСО (коллективные способы обучения).
Обучение – материальный процесс взаимодействия
между учителем и учеником. Это общение между
теми, кто имеет знания, опыт, и теми, кто их приобретает.
В.К.Дьяченко
К теории вопроса:
Автором данного способа обучения является В.К.Дьяченко. Дидактической основой КСО является сотрудничество. Работа организуется в парах сменного состава, позволяя обеспечить взаимообучение и взаимоконтроль учащихся. Данная форма организации деятельности учащихся позволяет организовать обучение, при котором все участники работают друг с другом в парах и состав пар периодически меняется, не исключается также и индивидуальная работа. Технология коллективного взаимообучения способствует развитию у учащихся самостоятельности и коммуникативных умений. Работа в парах предполагает такие виды деятельности, как обсуждение какого-либо вопроса, совместное изучение теоретического материала, обучение друг друга, тренировку и проверку. Всё это способствует более качественному усвоению теоретического материала, формированию умений и навыков. Уроки в данной технологии, как правило, рассчитаны на 2 часа.
Тема: Правописание приставок пре- и при-
Цели:
- Познакомить учащихся с правилом правописания приставок
ПРЕ-/ПРИ-;
- Отработать умение применять изучаемое правило;
- Развивать интересы и познавательную активность учащихся;
- Развивать навыки самоорганизации, самоуправления, самоконтроля, самооценки и взаимооценки;
- Формировать коммуникативные навыки.
Тип урока: урок изучения нового материала и отработки теоретических знаний.
Форма организации урока: технология КСО
Ход урока
- Организационный момент
Учитель отмечает отсутствующих. Объявляет, что данный урок будет проходить в форме работы в группах и предлагает учащимся разделиться на группам по 4 человека (распределение проводилось заранее с учётом пожеланий учащихся и темпа их работы). Каждому ученику присваивается вариант, соответствующий карточке, по которой он будет работать, выдаются карточки учёта результатов.
Проводится инструктаж учащихся: на столах лежат инструкция, карточки для каждого ученика, контрольные карточки. Карточки для дополнительной аботы.
- Этап нацеливания учащихся на работу
Объявляется тема урока, которая записывается на доске и в тетрадях.
Учитель наводящими вопросами добивается, чтобы учащиеся поставили личностные цели.
Учитель: Что вы хотите узнать сегодня на уроке? (Когда в приставках пре-/при- пишется буква –и-, а когда буква –е-)
Учитель: Чему вы хотите научиться? (Правильно писать гласные в данных приставках; применять правило на письме и пр.).
Учитель: Предположим, вы знаете правило, научились его применять, что это вам даст? (Я буду писать грамотно, а значит чувствовать себя увереннее; не буду допускать ошибки и получать хорошие отметки, буду рад этому и пр.).
Учитель: Для достижения поставленных целей вы, работая в группе, самостоятельно и при поддержке друг друга познакомитесь с правилом правописания приставок пре- и при-, научитесь применять это правило, в конце работы оцените себя и тех, с кем работали. В конце работы вас ждёт тест по изученному материалу.
- Работа в группах
Учащимся предлагается ознакомиться с инструкцией работы в группах:
(Приложение 1)
Учитель предлагает учащимся взять карточку № 1 (Приложение 2) с соответствующим вариантом, прочитать задание и приступить к его выполнению, обращая внимание на время выполнения работы – 6 минут. Схема взаимодействия в группах:
1☻ 3☻
↕ ↕
2 ☻ 4☻
В данном задании предусмотрена самостоятельная работа с § №.54, учащиеся готовят теоретический материал своей части параграфа. Затем выписывают в тетрадь по два примера на каждое значение приставки. Далее учащиеся обмениваются теоретической информацией и диктуют друг другу примеры. После работы каждый ученик проводит самооценку степени усвоения учебного материала.
Во время работы групп учитель подходит поочерёдно к каждой группе, прислушивается к беседе, при необходимости включается в процесс работы.
По истечении времени учитель спрашивает, все ли справились с работой и были ли трудности. Ошибки разбираются коллективно.
Учитель предлагает учащимся взять карточку № 2 (Приложение 3) с соответствующим вариантом, прочитать задание и приступить к его выполнению, обращая внимание на то, что меняются собеседники, и время выполнения работы составляет 8 минут.
Схема взаимодействия в группах:
1☻ ↔ 3☻
2 ☻ ↔ 4☻
В данном задании учащимся предложено по 6 слов, в которых нужно вставь пропущенные буквы, объяснить графически значение приставок. Затем ученик должен рассказать друг другу правило правописания своей приставки, обменяться тетрадями, проверь его работу, затем вслух прокомментировать собеседнику условия выбора приставки. После работы каждый ученик проводит самооценку степень выполнения задания, занося результаты в учётную карточку.
Учитель предлагает учащимся оценить степень выполнения работы по 10-балльной системе, занося результаты в учётную карточку.
Учащиеся работают с карточкой № 3 (Приложение 4). Учащиеся работают по круговому варианту, рассказывают правила и дополняют примерами из своей карточки.
Схема взаимодействия в группах:
1☻ ↔ 3☻
↕ ↕
2 ☻ ↔ 4☻
В данном задании учащиеся выставляют пропущенные буквы, комментируют условия выбора орфограмм, рассказывают собеседнику все части правила и диктуют слова из своей карточки, объясняя правописание приставок.
Учащиеся проводят взаимооценку по 10-балльной системе, занося результаты в учётную карточку.
Учитель сообщает учащимся о словах близких по звучанию, но разных по написанию. Учащимся предлагается работать с карточкой № 4 (Приложение 5). В данном задании учащиеся запоминают правописание слов, записывают предложения, затем диктуют предложения своему собеседнику.
Схема взаимодействия в группах:
1☻ 3☻
↕ ↕
2 ☻ 4☻
Учитель предлагает учащимся перейти к работе с карточкой № 5 (приложение 6). Идёт взаимодействие с вариантом по схеме:
1☻ ↔ 3☻
2 ☻ ↔ 4☻
В результате учащиеся записывают все предложенные варианты слов, путём неоднократного повторения запоминают их правописание.
- Этап подведения итогов.
Учитель возвращает учащихся к целям и задачам, поставленным в начале урока, предлагает учащимся продолжить предложение «Я знаю…» и «Я научился…». Далее учащиеся подводят итоги в своей учётной карточке и выставляют себе отметки. Учитель выставляет отметки в журнал.
Приложение 1
Инструкция по работе в группе
- Чётко передавай свою информацию собеседнику.
- Внимательно выслушай говорящего, задай вопросы, если они у тебя возникли.
- Если ты в чём-то не согласен с собеседником, дождись, когда он закончит говорить, и чётко сформулируй своё возражение.
- Не перебивай говорящего. Будь терпеливым и доброжелательным.
- Если в ходе работы были допущены ошибки – обсудите их.
- В конце обмена информацией поблагодари собеседника.
- Если тебе или твоему собеседнику необходима помощь учителя, попроси о помощи - подними руку.
Приложение 2
Карточка № 1 - 1 вариант |
1. В § 54 найди, что обозначает приставка ПРИ-, подготовься передать эту информацию собеседнику. 2. Выпиши в тетрадь по два примера на каждое значение данной приставки. 3. Расскажи правило собеседнику (вариант 2). 4. Продиктуй примеры собеседнику для записи. 5. Попроси собеседника пересказать изложенный тобой материал. Проверь выполненную им работу. 6. Оцени работу собеседника. |
Карточка № 1 - 2 вариант |
1. В § 54 найди, что обозначает приставка ПРЕ-, подготовься передать эту информацию собеседнику. 2. Выпиши в тетрадь по два примера на каждое значение данной приставки. 3. Расскажи правило собеседнику (вариант 1). 4. Продиктуй примеры собеседнику для записи. 5. Попроси собеседника пересказать изложенный тобой материал. Проверь выполненную им работу. 6. Оцени работу собеседника. |
Карточка № 1 - 3 вариант |
1. В § 54 найди, что обозначает приставка ПРЕ-, подготовься передать эту информацию собеседнику. 2. Выпиши в тетрадь по два примера на каждое значение данной приставки. 3. Расскажи правило собеседнику (вариант 4). 4. Продиктуй примеры собеседнику для записи. 5. Попроси собеседника пересказать изложенный тобой материал. Проверь выполненную им работу. 6. Оцени работу собеседника. |
Карточка № 1 - 4 вариант |
1. В § 54 найди, что обозначает приставка ПРИ-, подготовься передать эту информацию собеседнику. 2. Выпиши в тетрадь по два примера на каждое значение данной приставки. 3. Расскажи правило собеседнику (вариант 3). 4. Продиктуй примеры собеседнику для записи. 5. Попроси собеседника пересказать изложенный тобой материал. Проверь выполненную им работу. 6. Оцени работу собеседника. |
Приложение 3
Карточка № 2 - 1 вариант |
1. Запиши слова, вставь пропущенные буквы, объясни значение приставок. Пр…амурье, пр…лечь, пр…шить, пр…ложить, пр…усадебный, пр…открыть. 2. Расскажи собеседнику (вариант 3) правило правописания приставки ПРИ-. 3. Попроси собеседника пересказать изложенный тобой материал. 4. Обменяйся тетрадями со своим собеседником, проверь его работу. 5. Вслух прокомментируй собеседнику условия выбора приставки ПРЕ-. 6. Оцени свою работу. |
Карточка № 2 - 2 вариант |
1. Запиши слова, вставь пропущенные буквы, объясни значение приставок. Пр…милый, пр…одолеть, пр…весёлый, пр…градить, пр…умножить, пр…образить. 2. Расскажи собеседнику (вариант 4) правило правописания приставки ПРЕ-. 3. Попроси собеседника пересказать изложенный тобой материал. 4. Обменяйся тетрадями со своим собеседником, проверь его работу. 5. Вслух прокомментируй собеседнику условия выбора приставки ПРИ-. 6. Оцени свою работу. |
Карточка № 2 - 3 вариант |
1. Запиши слова, вставь пропущенные буквы, объясни значение приставок. Пр…амурье, пр…лечь, пр…шить, пр…ложить, пр…усадебный, пр…открыть. 2. . Расскажи собеседнику (вариант 1) правило правописания приставки ПРИ- 3. Попроси собеседника пересказать изложенный тобой материал. 4. Обменяйся тетрадями со своим собеседником, проверь его работу. 5. Вслух прокомментируй собеседнику условия выбора приставки ПРЕ-. 6. Оцени свою работу. |
Карточка № 2 - 4 вариант |
1. Запиши слова, вставь пропущенные буквы, объясни значение приставок. Пр…милый, пр…одолеть, пр…весёлый, пр…градить, пр…умножить, пр…образиться. 2. . Расскажи собеседнику (вариант 2) правило правописания приставки ПРЕ- 3. Попроси собеседника пересказать изложенный тобой материал. 4. Обменяйся тетрадями со своим собеседником, проверь его работу. 5. Вслух прокомментируй собеседнику условия выбора приставки ПРИ-. 6. Оцени свою работу. |
Приложение 4
Карточка № 3 - 1 вариант |
1.Вставь пропущенные буквы:
Пр…бежать, пр…болеть, пр…одолеть, пр…вернуть, пр…милый,, пр…морский. 2. Расскажи правило правописания приставок пре- и при- собеседнику (вариант 2). 3. Продиктуй собеседнику примеры из своей карточки, объясняя условия выбора изучаемой орфограммы. |
Карточка № 3 - 2 вариант |
1. Вставь пропущенные буквы: Пр…близиться, пр…вратить, пр…гореть, пр…гласить, пр…забавный, пр…брежный. 2. Расскажи правило правописания приставок пре- и при- собеседнику (вариант 3). 3. Продиктуй собеседнику примеры из своей карточки, объясняя условия выбора изучаемой орфограммы. |
Карточка № 3 - 3 вариант |
1. Вставь пропущенные буквы: Пр…варить, пр…красный, пр…открыть, пр…вести, пр…мудрый, пр…дорожный. 2. Расскажи правило правописания приставок пре- и при- собеседнику (вариант 4). 3. Продиктуй собеседнику примеры из своей карточки, объясняя условия выбора изучаемой орфограммы. |
Карточка № 3 - 4 вариант |
1. Вставь пропущенные буквы: Пр…везти, пр…градить, пр…держать, пр…двинуть, пр…отличный, пр…азовье.. 2. Расскажи правило правописания приставок пре- и при- собеседнику (вариант1). 3. Продиктуй собеседнику примеры из своей карточки, объясняя условия выбора изучаемой орфограммы. |
Приложение 5
Карточка № 4 – 1 вариант | |
Следует различать написание близких по звучанию, но разных по значению слов с приставками пре- и при-. 1 Запомни правописание данных слов. 2. Запиши предложения с данными словами к себе в тетрадь. 3. Расскажи о правописании данных слов собеседнику (2 вариант) и продиктуй ему предложения. | |
Пребывать, пребывание (находиться где-нибудь) Пассажиры пребывали в здании вокзала. | Прибывать, прибывание (куда-нибудь приезжать = приближение). Поезд прибывает с опозданием. |
Предавать (кого-нибудь выдать, изменить) - предатель, преданный. Нельзя предавать друзей. | Придать, придача (давать кому-нибудь, чего-нибудь) - приданое. Костюм придавал ему важный вид. |
Карточка № 4 – 2 вариант | |
Следует различать написание близких по звучанию, но разных по значению слов с приставками пре- и при-. 1 Запомни правописание данных слов. 2. Запиши предложения с данными словами к себе в тетрадь. 3. Расскажи о правописании данных слов собеседнику (1 вариант) и продиктуй ему предложения. | |
Предел (чего-нибудь = граница, край). Наступил предел его терпению. | Придел (пристройка к чему-нибудь). Придел к дому получился очень удачным. |
Преступить (через что-нибудь)- преступник, нарушивший закон (переступивший закон). Нельзя преступать черту дозволенного. | Приступить (к чему-нибудь) - приступ, неприступная скала. Пора приступать к новому заданию. |
Карточка № 4 – 3 вариант | |
Следует различать написание близких по звучанию, но разных по значению слов с приставками пре- и при-. 1 Запомни правописание данных слов. 2. Запиши предложения с данными словами к себе в тетрадь. 3. Расскажи о правописании данных слов собеседнику (4 вариант) и продиктуй ему предложения. | |
Преемник (продолжатель деятельности предшественника). Директор представил коллегам своего преемника. | Приемник, радиоприемник, принимать, прием (значение приближения). Мне подарили современный приёмник. |
Преклоняться (перед кем-нибудь, высоко ценить кого-нибудь) - преклонить голову, преклонить колени. Мы преклоняемся перед талантом артиста. | Приклоняться (к чему-нибудь). Ветки ивы приклонились к воде. |
Карточка № 4 – 4 вариант | |
Следует различать написание близких по звучанию, но разных по значению слов с приставками пре- и при-. 1 Запомни правописание данных слов. 2. Запиши предложения с данными словами к себе в тетрадь. 3. Расскажи о правописании данных слов собеседнику (3 вариант) и продиктуй ему предложения. | |
Претворить (осуществить) - претворить мечту в жизнь. Я постараюсь претворить свою мечту в жизнь. | Притворить (закрыть) - притворить дверь. Притвори дверь, чтобы нас не слышали. |
Презирать (ненавидеть, высшая степень). Я презираю предателей. | Призирать, призреть (дать приют). Дедушка призрел котёнка-сироту. |
Приложение 6.
Карточка № 5 – 1 вариант | |
1. Расскажи собеседнику (вариант 3) о правописании близких по звучанию, но разных по значению слов с приставками пре- и при- из своего варианта и варианта 2. 2. Продиктуй предложения с данными словами собеседнику (вариант 3). 3. Оцени свою работу, степень усвоения учебного материала. | |
Пребывать, пребывание (находиться где-нибудь) Пассажиры пребывали в здании вокзала. | Прибывать, прибывание (куда-нибудь приезжать = приближение). Поезд прибывает с опозданием. |
Предавать (кого-нибудь выдать, изменить) - предатель, преданный. Нельзя предавать друзей. | Придать, придача (давать кому-нибудь, чего-нибудь) - приданое. Костюм придавал ему важный вид. |
Предел (чего-нибудь = граница, край). Наступил предел его терпению. | Придел (пристройка к чему-нибудь). Придел к дому получился очень удачным. |
Преступить (через что-нибудь)- преступник, нарушивший закон (переступивший закон). Нельзя преступать черту дозволенного. | Приступить (к чему-нибудь) - приступ, неприступная скала. Пора приступать к новому заданию. |
Карточка № 5 – 2 вариант | |
1. Расскажи собеседнику (вариант 3) о правописании близких по звучанию, но разных по значению слов с приставками пре- и при- из своего варианта и варианта 2. 2. Продиктуй предложения с данными словами собеседнику (вариант 4). 3. Оцени свою работу, степень усвоения учебного материала. | |
Предел (чего-нибудь = граница, край). Наступил предел его терпению. | Придел (пристройка к чему-нибудь). Придел к дому получился очень удачным. |
Преступить (через что-нибудь)- преступник, нарушивший закон (переступивший закон). Нельзя преступать черту дозволенного. | Приступить (к чему-нибудь) - приступ, неприступная скала. Пора приступать к новому заданию. |
Пребывать, пребывание (находиться где-нибудь) Пассажиры пребывали в здании вокзала. | Прибывать, прибывание (куда-нибудь приезжать = приближение). Поезд прибывает с опозданием. |
Предавать (кого-нибудь выдать, изменить) - предатель, преданный. Нельзя предавать друзей. | Придать, придача (давать кому-нибудь, чего-нибудь) - приданое. Костюм придавал ему важный вид. |
Карточка № 5 – 3 вариант | |
1. Расскажи собеседнику (вариант 1) о правописании близких по звучанию, но разных по значению слов с приставками пре- и при- из своего варианта и варианта 2. 2. Продиктуй предложения с данными словами собеседнику (вариант 1). 3. Оцени свою работу, степень усвоения учебного материала. | |
Преемник (продолжатель деятельности предшественника). Директор представил коллегам своего преемника. | Приемник, радиоприемник, принимать, прием (значение приближения). Мне подарили современный приёмник. |
Преклоняться (перед кем-нибудь, высоко ценить кого-нибудь) - преклонить голову, преклонить колени. Мы преклоняемся перед талантом артиста. | Приклоняться (к чему-нибудь). Ветки ивы приклонились к воде. |
Претворить (осуществить) - претворить мечту в жизнь. Я постараюсь претворить свою мечту в жизнь. | Притворить (закрыть) - притворить дверь. Притвори дверь, чтобы нас не слышали. |
Презирать (ненавидеть, высшая степень). Я презираю предателей. | Призирать, призреть (дать приют). Дедушка призрел котёнка-сироту. |
Карточка № 5 – 4 вариант | |
1. Расскажи собеседнику (вариант 2) о правописании близких по звучанию, но разных по значению слов с приставками пре- и при- из своего варианта и варианта 2. 2. Продиктуй предложения с данными словами собеседнику (вариант 2). 3. Оцени свою работу, степень усвоения учебного материала. | |
Претворить (осуществить) - претворить мечту в жизнь. Я постараюсь претворить свою мечту в жизнь. | Притворить (закрыть) - притворить дверь. Притвори дверь, чтобы нас не слышали. |
Презирать (ненавидеть, высшая степень). Я презираю предателей. | Призирать, призреть (дать приют). Дедушка призрел котёнка-сироту. |
Преемник (продолжатель деятельности предшественника). Директор представил коллегам своего преемника. | Приемник, радиоприемник, принимать, прием (значение приближения). Мне подарили современный приёмник. |
Преклоняться (перед кем-нибудь, высоко ценить кого-нибудь) - преклонить голову, преклонить колени. Мы преклоняемся перед талантом артиста. | Приклоняться (к чему-нибудь). Ветки ивы приклонились к воде. |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Инновационная педагогическая технология "ТЕХНОЛОГИЯ КОЛЛЕКТИВНОГО СПОСОБА ОБУЧЕНИЯ Пары сменного состава "
Normal style=\'text-align:justify\'>Целевые установки рассматриваемой технологии: Организация усвоения материала (обычно это усвоение правил и алгоритмов деятельности в ЧС)Развитие коммуникативн...
Модель современного урока. Применение технологии "Коллективный способ обучения" на уроках русского языка
Вашему вниманию предлагается описание технологии "Коллективный способ обучения" и её практического применения на уроках русского языка в 7 и 8 классах по темам: "Правописание гласных в корне слова" , ...
Использование технологии «Коллективный способ обучения по Ривину – Дьяченко» на уроках русского языка
1. Введение.2. Теоретическая часть:1) концептуальные основы технологии;2) особенности содержания и сущностные характеристики КСО;3) методики технологии КСО;3. Практическая часть:1) конспект урока русс...
Адаптация обучающихся в учебном пространстве через технологию коллективного взаимообучения.
Собственный опыт применения метода М. Ривина "Коллективный способ взаимообучения школьников"....
Технология коллективного взаимообучения: пары сменного состава (статья)
Работа в парах сменного состава является наиболее эффективной при усвоении знаний, которые сформулированы в виде определенных правил, алгоритмов действий, законов. Эффективность усвоения достигает за ...
Технологии коллективного взаимообучения в дополнительном образовании детей
Работая в системк дополнительного образования детей, особое внимание уделяю различным педагогическим технологиям. Ведь дети приходят к нам на занятие только если им интнересно, а уж потом если полезно...