Карта мониторинга здоровьесберегающих технологий
материал
Методы и технологии здоровьесберегающих технологий
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
Здоровьесберегающие технологии на уроках русского языка и литературы | 184 КБ |
Предварительный просмотр:
ОПИСАНИЕ ОПЫТА РАБОТЫ
«ЗДОРОВЬЕСБЕРЕГАЮЩИЕ ТЕХНОЛОГИИ НА УРОКАХ РУССКОГО ЯЗЫКА И ЛИТЕРАТУРЫ»
Здоровый человек –
самое драгоценное произведение природы.
Карлейль
1. Научно-теоретическое обоснование выбранной темы
1.1. Актуальность темы, её инновационность и соответствие современным условиям
Обучать без вреда для здоровья – это не задача школы, а обязательное условие её работы! Идея здоровьесбережения обучащихся в образовании является основной задачей Государственных образовательных стандартов.
Одним из важнейших факторов обеспечения безопасности и стабильности развития государства является состояние здоровья населения, прежде всего детей и молодежи. В условиях современной школы актуализируется потребность оптимизации управленческой деятельности относительно создания в образовательных организациях благоприятных условий для сохранения и укрепления здоровья детей, контроля за эффективностью работы педагогического коллектива в контексте этой проблемы. Жизнь предъявляет повышенные требования не только к интеллектуальным способностям школьников, но и к уровню их культуры здорового образа жизни.
Для успешной реализации данной задачи школа должна занять активную позицию по распространению идей здорового образа жизни (предупреждение вредных привычек, повышение двигательной активности, сохранение и укрепление здоровья). Необходимо, чтобы педагоги позитивным личным примером формировали правильное отношение детей к вредным привычкам и активному способу жизни. Такая работа должна носить целенаправленный, систематический, комплексный характер, основываться на ведущих подходах к обучению и воспитанию: личностно-ориентированном, компетентностно-ориентированном, системно-деятельностном, и реализовываться через систему форм урочной и внеурочной деятельности. Особое внимание следует уделить межпредметной интеграции, проектно-исследовательской деятельности, тематическим классным часам, физическим паузам в рамках учебных занятий, организации активного отдыха на переменах, во внеурочной и внеклассной деятельности.
1.2. Теоретическая база работы по теме
Формирование здорового образа жизни включает в себя три основные цели:
- глобальную – обеспечение физического и психического здоровья подрастающего поколения;
- дидактическую – вооружение школьников необходимыми знаниями в области охраны здоровья, привитие умений, навыков и привычек, позволяющих предотвращать детский травматизм, способствующих сохранению здоровья, трудоспособности и долголетия;
- методическую – вооружение учащихся знаниями физиологических основ процессов жизнедеятельности человека, правил личной гигиены, профилактики соматических заболеваний, психических расстройств, инфекций, передаваемых половым путем, а также знаниями о вредном воздействии на организм психотропных веществ.
Исходя из конкретной ситуации в школе и в соответствии с поставленными целями, определены следующие задачи, стоящие перед педагогической общественностью:
- сформировать представление о позитивных и негативных факторах, влияющих на здоровье, в том числе о влиянии на здоровье позитивных и негативных эмоций, получаемых от общения с компьютером, просмотра телепередач, участия в азартных играх;
- дать представление с учётом принципа информационной безопасности о негативных факторах риска здоровью детей (сниженная двигательная активность, инфекционные заболевания, переутомления и т. п.), о существовании и причинах возникновения зависимостей от табака, алкоголя, наркотиков и других психоактивных веществ, их пагубном влиянии на здоровье;
- сформировать представление об основных компонентах культуры здоровья и здорового образа жизни: научить выполнять правила личной гигиены и развить готовность на основе их использования самостоятельно поддерживать своё здоровье;
- сформировать представление о правильном (здоровом) питании, его режиме, структуре, полезных продуктах;
- сформировать представление о рациональной организации режима дня, учёбы и отдыха, двигательной активности, научить ребёнка составлять, анализировать и контролировать свой режим дня; обучить элементарным навыкам эмоциональной разгрузки (релаксации); сформировать навыки позитивного коммуникативного общения;
- научить обучающихся делать осознанный выбор поступков, поведения, позволяющих сохранять и укреплять здоровье;
- сформировать потребность ребёнка безбоязненно обращаться к врачу по любым вопросам состояния здоровья, в том числе связанным с особенностями роста и развития.
Рациональная организация учебной и внеучебной деятельности обучающихся, направленная на повышение эффективности учебного процесса, снижение при этом чрезмерного функционального напряжения и утомления, создание условий для снятия перегрузки, нормального чередования труда и отдыха, включает:
- соблюдение гигиенических норм и требований к организации и объёму учебной и внеучебной нагрузки (выполнение домашних заданий, занятия в кружках и спортивных секциях) учащихся на всех этапах обучения;
- использование методов и методик обучения и воспитания, адекватных возрастным возможностям и особенностям обучающихся (использование методик, прошедших апробацию);
- введение любых инноваций в учебный процесс только под контролем специалистов;
- строгое соблюдение всех требований к использованию технических средств обучения, в том числе компьютеров и аудиовизуальных средств;
- индивидуализацию обучения (учёт индивидуальных особенностей развития: темпа развития и темпа деятельности), работа по индивидуальным программам начального общего образования;
- ведение систематической работы с детьми с ослабленным здоровьем и детьми с ограниченными возможностями здоровья, посещающими специальные медицинские группы под строгим контролем медицинских работников.
Эффективность реализации этого блока зависит от деятельности каждого педагога.
Основные составляющие здорового образа жизни:
- Физическое благополучие: двигательная активность, закаливание, чередование труда и отдыха, рациональное распределение учебной нагрузки, рациональное питание, личная гигиена, профилактические прививки.
- Душевное благополучие: умение управлять своим эмоциональным состоянием, определение цели в жизни, выбор профессии, разнообразие форм деятельности.
- Социальное благополучие: успешное образование, оценка коллективом результатов труда, принятие законов общества, наличие микроколлектива для близкого общения, формирование психологической защиты от угрозы насилия.
Основные факторы, воздействующие на здоровье человека:
- Природная среда: электрические и магнитные поля, солнечная активность, гравитационные вариации и другие космические явления, вариации атмосферного давления, изменения в озоновом слое, изменения состава атмосферы, катастрофы природного характера.
- Антропогенная среда: загрязнение и заражение биосферы, генерация электрических и магнитных полей, вибрации, акустические излучения, катастрофы техногенного характера.
- Социальная среда: цивилизация, быт, ритмы жизни; власти, государственная политика, пресса, администрация, общественное мнение, криминальные структуры; рост населения, увеличение числа мегаполисов; войны, массовые волнения, социальные потрясения.
Пятнадцать здоровьесберегающих приемов для проведения уроков.
Здоровье ребенка, его адаптация к жизни в обществе во многом определяется окружающей средой. А для ребенка 6-17 лет такой средой является, прежде всего, школа, где он проводит до 70% своего времени. Поэтому здоровьесберегающие технологии стали приоритетными для современного образования, причем, здоровье понимается не только как хорошее физическое состояние. Учитываются и такие факторы, как психическое, нравственное, социальное, духовное здоровье. Как использовать здоровьесберегающие технологии в школе?
Здоровьесберегающие технологии — что это?
Что же такое здоровьесберегающие образовательные технологии (ЗОТ)?
Родоначальником этого понятия стал Н.К. Смирнов, который дал следующее определение: "Это совокупность форм и приемов организации учебного процесса без ущерба для здоровья ребенка и педагога".
На практике к таким технологиям относят те, которые отвечают следующим требованиям:
- Создают нормальные условия для обучения в школе (отсутствие стресса у ребенка, создание доброжелательной атмосферы, адекватность требований, предъявляемых к ребенку).
- Учитывают возрастные возможности ребенка. То есть, при распределении физической и учебной нагрузки учитывается возраст.
- Рационализируют организацию учебного процесса (в соответствии с психологическими, культурными, возрастными, половыми, индивидуальными особенностями каждого ребенка).
- Обеспечивают достаточный двигательный режим.
Основные принципы здоровьесбережения в средней школе
Принципы сформулированы Н.К. Смирновым.
- "Не навреди"
- Забота о здоровье учителя и ребенка в приоритете.
- Непрерывность. То есть работа по сохранению и защите здоровья должна вестись не от случая к случаю, а постоянно, комплексно.
- Соответствие содержания обучения возрасту.
- Успех порождает успех. То есть, нейтрализация всего негативного и акцентирование положительных факторов.
- Ответственность. Учитель должен стремиться воспитать у ребенка ответственность за свое здоровье.
Классификация здоровьесберегающих технологий
Специалисты, разрабатывающие данное направление в методологии, предлагают несколько классификаций здоровьесберегающих технологий, учитывающих разные аспекты. Наиболее общая классификация выглядит так:
- Технологии, которые обеспечивают гигиенически оптимальные условия для обучения.
- Технологии обучения здоровому образу жизни.
- Психолого-педагогические технологии, используемые учителями в урочной и внеурочной деятельности. Имеется в виду влияние учителя на учеников на каждом этапе урока и во время внешкольных занятий.
- Коррекционные технологии.
Виды здоровьесберегающих технологий на уроках и методика их использования по ФГОС
Выбор здоровьесберегающих технологий зависит от программы, по которой работает школа, от условий обучения и возможностей школы, от профессионализма педагогов. ЗОТ эффективнее использовать комплексно, сочетая технологии и выбирая оптимальный вариант, исходя из конкретных условий.
Пятнадцать здоровьесберегающих технологий для школы
- Физкультурная минутка — динамическая пауза во время интеллектуальных занятий. Проводится по мере утомляемости детей. Это может быть дыхательная гимнастика, гимнастика для глаз, легкие физические упражнения. Время — 2-3 минуты.
- Пальчиковая гимнастика — применяется на уроках, где ученик много пишет. Это недолгая разминка пальцев и кистей рук.
- Гимнастика для глаз. Проводится в ходе интеллектуальных занятий. Время — 2-3 минуты.
- Смена видов деятельности — это целесообразное чередование различных видов деятельности на уроке (устная работа, письменная, игровые моменты и пр.). Проводится с целью предупреждения быстрой утомляемости и повышения интереса учащихся.
- Артикуляционная гимнастика. К ней можно отнести работу по развитию речи, считалки, ритмические стихи, устные пересказы, хоровые повторения, которые используются на уроках не только для умственного, психологического и эстетического развития, но и для снятия эмоционального напряжения.
- Игры. Любые: дидактические, ролевые, деловые — игры призваны решать не только учебные задачи. Вместе с этим они развивают творческое мышление, снимают напряжение и повышают заинтересованность учащихся к процессу познания.
- Релаксация — проводится во время интеллектуальных занятий для снятия напряжения или подготовки детей к восприятию большого блока новой информации. Это может быть прослушивание спокойной музыки, звуков природы, мини-аутотренинг.
- Технологии эстетической направленности. Сюда относятся походы в музеи, посещение выставок, работа в кружках, то есть все мероприятия, развивающие эстетический вкус ребенка.
- Оформление кабинета. Санитарно-гигиеническое состояние помещения, в котором проходят занятия, также относят к здоровьесберегающим технологиям. При этом учитываются не только чистота, но и температура, свежесть воздуха, наличие достаточного освещения, отсутствие звуковых и прочих раздражителей.
- Позы учащихся. Если в начальной школе учителя еще следят за осанкой и правильным положение ребенка за партой во время письма или чтения, то в старших классах этим зачастую пренебрегают. Вместе с тем, осанка формируется у человека только к 15-17-летнему возрасту. А неправильные позы, которые принимает ребенок во время уроков, могут привести не только к нарушению осанки, но и быстрой утомляемости, нерациональному расходованию энергии и даже заболеваниям.
- Технологии, создающие положительный психологический климат на уроке. Сюда относят не только методы и приемы, повышающие мотивацию, но и приемы, которые учат работе в команде, внимательности, улучшают микроклимат в коллективе, способствуют личностному росту и самоуважению.
- Эмоциональные разрядки — это мини-игры, шутки, минутки юмора, занимательные моменты, в общем, все, что помогает снять напряжение при больших эмоциональных и интеллектуальных нагрузках.
- Беседы о здоровье. Помимо классных часов ОБЖ и уроков физкультуры, нужно стремиться к тому, чтобы на уроках в той или иной форме затрагивались вопросы, касающиеся здоровья и привлекающие к здоровому образу жизни. Удобнее всего делать это в практической части уроков, намеренно моделируя ситуации, связанные со здоровьем, безопасностью. Например, на уроках русского языка можно выбирать тексты, связанные со здоровым образом жизни для упражнений и диктантов.
- Стиль общения учителя с учениками. Современные нормы требуют от учителя демократичности и тактичности. Самое важное — обеспечить ученику душевный комфорт и чувство защищенности, которые позволят учиться с удовольствием, а не по принуждению.
- Работа с родителями. Непрерывность действия ЗОТ невозможно проследить без участия родителей. Именно они отвечают за соблюдение режима дня, режима питания, следят за физическим здоровьем ребенка. Беседы на классных часах, выступления медицинских работников на родительских собраниях— это тоже относится к здоровьесберегающим технологиям.
Это перечень лишь самых популярных и общедоступных здоовьесберегающих технологий, которые может использовать любой учитель-предметник во время организации учебного процесса.
Здоровьесберегающие технологии
Формирование культуры здорового и безопасного образа жизни — одна из главнейших задач, обозначенных в нормах ФГОС. Если раньше, говоря о здоровьесберегающих технологиях, делали упор именно на физическом состоянии здоровья ребенка, то теперь во главу угла поставлено общее здоровье: физическое, психическое, эмоциональное, нравственное, социальное. И теперь задача учителя — не просто вести уроки в чистом кабинете, следить за осанкой и проводить физкультминутки. Важнее создавать психологически и эмоционально благоприятную атмосферу в школе, формирующую Личность. То есть, по ФГОС подход к сохранению здоровья ребенка и обеспечения его безопасности стал всеобъемлющим, многогранным, затрагивающим множество аспектов.
Практические методы обучения здоровому образу жизни
Активные и интерактивные методы обучения способствуют созданию благоприятных условий на занятиях, проявлению положительных эмоций у участников воспитательного процесса.
Творчество, сотрудничество, умение находить общее решение – это принципиально новая схема взаимодействия педагога, ученика и родителей.
Дискуссия – организованное обсуждение различных проблем, что в свою очередь, может придать этим проблемам большей значимости, вызвать познавательный интерес.
Рисование используют для определения подсознательного отношения участников к обсуждаемой теме, к другим участникам воспитательного процесса с помощью графической визуализации чувств и их демонстрации окружающим. Темы рисунков зависят от темы воспитательного мероприятия: «Мой герб, девиз», «Наше семейное древо», «Подарок другу» и т.д.
«Мозговой штурм» - это тип дискуссии, способствующий творческому решению проблемы.
Метод «Изучения отдельной жизненной ситуации» касается ранее определённых сценариев, случаев, которые основываются на ситуациях реальной жизни, что даёт возможность проанализировать, записать, применить свои знания и навыки, делать выводы и давать рекомендации.
Ролевые игры ориентированы на учеников и имеют эффективную результативность. Этот метод даёт возможность реализовать свой творческий потенциал во время перевоплощения на некоторое время.
1.3. Значимость работы по теме для педагога и школы
Мероприятия по формированию здорового образа жизни должны являться неотъемлемой составляющей плана воспитательной работы (внеклассных мероприятий) школы. Четкое функционирование всей системы здоровьесбережения возможно лишь при постоянном взаимодействии всех участников учебно-воспитательного процесса.
Организация оздоровительной работы обучающихся занимает ведущее место в воспитательной системе класса. В этом вопросе педагоги-предметники, учитель физкультуры, учитель ОБЖ, администрация, родители выступают социальными партнерами.
Задача классного руководителя – стать организатором, координатором совместного творчества детей, родителей, педагогов-предметников, медиков, которое бы помогало каждому ребенку осознать здоровье как определяющую ценность и выбрать здоровый образ жизни. Коллективная творческая деятельность учителей, учащихся и родителей направлена на освоение ценностно-мотивационных установок, а также знания, умения, навыки сохранения и укрепления здоровья, организации здорового образа жизни.
Система воспитательного воздействия классного руководителя по сохранению и укреплению здоровья учащихся в образовательном учреждении должна осуществляться по следующим направлениям:
- Формирование здорового образа жизни (ЗОЖ), культуры здоровья и культуры межличностных отношений.
- Создание здоровьесберегающей образовательной среды.
- Организация оздоровительной работы.
Система по формированию здорового образа жизни заключается в:
- организации учебного процесса в соответствии с требованиями СанПиН;
- организации совместной воспитательной работы классного руководителя, учителя физкультуры, преподавателя ОБЖ и социального педагога по формированию здорового образа жизни;
- в организации сотрудничества с медицинскими учреждениями и общественными организациями по вопросам здорового образа жизни.
Содержание внеурочной работы
по формированию культуры здорового и безопасного образа жизни
Внеурочная деятельность включает:
- знакомство с правилами здорового образа жизни, укрепления здоровья, взаимосвязи здоровья физического, психического и здоровья общества, семьи в ходе различных добрых дел (мероприятий):
– спортивные праздники, подвижные игры (в т.ч. с родителями);
– туристические походы (развитие выносливости, интерес к физической активности);
– классные часы, беседы,
- коллективно-творческие дела по примерным темам: «Вредные и полезные для здоровья привычки», «Человек есть то, что он ест», «Убийцы людей – табак, алкоголь, наркотики», «Болезни, которые порождают увлечения компьютерными играми, телевидением», «Можно ли словом помочь человеку (убедить в чем-то, отказаться от вредных привычек т.п.)?»;
– экскурсии, видеопутешествия по знакомству с людьми, их образом жизни, укрепляющим или губящим здоровье;
– встречи-беседы с интересными людьми, ведущими активный образ жизни (путешественники, любители активного отдыха), сумевшими сохранить хорошее здоровье в сложной ситуации (травма и т.п.), с представителями профессий, предъявляющих высокие требования к здоровью, со спортсменами–любителями и профессионалами;
- тематические выставки книг, электронных ресурсов;
- дебатные турниры;
- конкурсы на знания о ведении здорового образа жизни;
- мероприятия, направленные на популяризацию физической культуры и спорта среди учащихся;
- консультации;
- выполнение индивидуальных заданий по подготовке к конкурсам, акциям, диспутам и пр.;
- индивидуальные занятия в клубах, студиях, спортивных кружках и секциях, и пр.
Ожидаемые результаты:
– знание о ценности своего здоровья и здоровья других людей для самореализации каждой личности, и о том вреде, который можно нанести здоровью различными действиями;
– знание о взаимозависимости здоровья физического и нравственного, здоровья человека и среды, его окружающей;
– знание о важности спорта и физкультуры для сохранения и укрепления здоровья;
– знание о положительном влиянии незагрязнённой природы на здоровье;
– знание о возможном вреде для здоровья компьютерных игр, телевидения, рекламы и т.п.;
– отрицательная оценка неподвижного образа жизни, нарушения гигиены;
– понимание влияния слова на физическое состояние, настроение человека.
– соблюдение правил гигиены и здорового режима дня;
- подвижный образ жизни (прогулки, подвижные игры, соревнования, занятие спортом и т.п.).
Процесс формирования культуры здорового и безопасного образа жизни будет эффективным при условии планомерной, целенаправленной, систематической работы школы, семьи, организаций дополнительного образования, общественности, то есть всех государственных и социальных институтов.
Организация воспитательной деятельности по формированию здорового образа жизни обучающихся предполагает решение следующих задач:
- формирование ответственного отношения к своему здоровью и здоровью окружающих как к важнейшей социальной ценности;
- выработка умений и навыков безопасного и ответственного поведения;
- закрепление гигиенических навыков и привычек;
- приобщение к физической активности.
Реализация этих задач должна осуществляться педагогическим коллективом с учетом мнений и запросов всех участников учебно-воспитательного процесса, а также результатов мониторинга здоровья.
В сложном педагогическом процессе немаловажная роль в данном вопросе отводится родителям. Отсутствие у родителей специальных знаний по ведению здорового образа жизни, негативный личный пример приводит к тому, что у некоторых детей в школьном возрасте начинают формироваться вредные привычки (употребление алкогольных напитков, табакокурение), наблюдается недостаток двигательной активности.
Поэтому важными формами работы в пропаганде здорового образа жизни являются родительские собрания, лектории, консультации для родителей, встречи-диалоги со специалистами (врачами, психологами, работниками физической культуры и спорта, представителями общественных организаций).
Известно, что одним из эффективных методов формирования здорового образа жизни, является реализация образовательных программ и программ психологической поддержки по проблемам, связанным со здоровьем, через предметное обучение, классные часы, внеклассную работу, проектно-исследовательскую деятельность. С одной стороны, это связано с тем, что здоровый образ жизни предполагает формирование целого ряда привычек и стереотипов в поведении, которые легче правильно выработать в детском и подростковом возрасте, чем в дальнейшем исправлять во взрослом.
2. Раскрытие динамики и состояния работы по теме на основе анализа
Диапазон опыта
Опыт работы реализуется через использование наиболее важных направлений педагогической деятельности:
-правильная организация учебного процесса;
-включение оздоровительного компонента в содержание учебных предметов;
-использование различных форм оздоровительной работы;
-просветительская и совместная творческая деятельность педагога и родителей.
Результаты анкетирования
По результатам анкетирования выявлено, что около 30% учащихся предъявляют жалобы на здоровье, большинство которых связано с учебным процессом и проявляется частыми головными болями, болями в спине, висках, ногах, усталостью глаз. Несмотря на младший возраст, около 20% учащихся обращаются к родителям за помощью в случае заболевания не сразу, а лишь когда становится очень плохо, или ждут, когда родители сами заметят их плохое самочувствие.
На вопрос о состоянии осанки учащихся мы получили следующие результаты: за письменным столом или партой всегда стараются правильно сидеть 58,58%, «иногда» - 7,8%, остальные не следят за своей осанкой, что свидетельствует о высокой степени риска искривления позвоночника.
Состояние зрения так же вызывает тревогу. Около 4% видят плохо, что пишет учитель на доске. По рекомендациям медработников школы учитель рассадил детей на рекомендуемый рад и парту.
Интересными получились данные о режиме дня учащихся начальной школы. На вопрос о том, что ты делаешь, когда встаешь утром, 30% ответили, что пойдут чистить зубы, 50% - делать утреннюю зарядку, 9% - побегут завтракать, 11% - смотреть телевизор.
В отношении следующего важнейшего компонента режима дня – питания получены данные, так же иллюстрирующие наличие проблем. Так, при опросе учащихся младшего школьного возраста установлено, что питание в семьях отличается однообразием. О вреде еды всухомятку знают 92% опрошенных, не осведомлены на эту тему 8%. Согласно с тем, что полные люди чаще болеют 62%, остальные либо не согласны, либо не знают ответа.
От организации гигиенических условий обучения, личной гигиены, гигиены быта, правильности представлений о гигиенических нормах и правилах во многом зависит состояние здоровья. Руки моют регулярно (после посещения туалета, прогулки, перед едой) 92% учащихся, каждый третий чистит зубы один раз в день. Обращаются к зубному врачу только при наличии боли 8%учащихся, когда родители сами заметят плохое самочувствие – 16%, сразу сообщают родителям – 76%.
О вреде курения все учащиеся нашего класса знают, только 4% считает курение опасно для всех.
Оценка состояния здоровья учащихся начальной школы.
практически здоровых детей | (I группа) 64% |
(II группа) – 36% | |
детей с хроническими заболеваниями | (III группа) –0% |
(IV группа) –0% |
Вышеизложенные факты указывают на необходимость оздоровления образовательной среды.
Наиболее оптимальное планирование и организация учебного процесса
Учащимся МБОУ «Верхнежиримская СОШ» были предложены анкеты, с целью выявления уровня их осведомленности о правилах ЗОЖ и выполнении этих правил на практике (Приложение 4). Обработав результаты, приходим к выводу, что подавляющее большинство детей знает и использует известные им правила ЗОЖ. Кроме того эту информацию они получают именно в стенах школы. Что говорит о том, что учителя проводят необходимую работу с детьми с использование здоровьесберегающих технологий (контролируют посадку, ведут анкеты о состоянии здоровья ученика и т.д.).
Учитывая требования урока с точки зрения здоровьесбережения, схема выстраивания урока буде следующей:
этап урока:
Чтобы у детей в начале урока установился положительный эмоциональный настрой на успешное обучение, используются различные психологические установки, в виде стихотворений, т.е. детей готовят эмоционально и физически. На этом этапе урока проводится пальчиковый или точечный массаж (на уроках русского языка), для подготовки пальцев рук к письму.
этап урока: Актуализация темы. А на уроках математики для устного счета, предлагается детям решить задачи физкультурно - познавательного характера. На уроках изобразительного искусства, «Окружающий мир» дети в ходе беседы учителя узнают о пользе подвижных игр на свежем воздухе.
этап урока: Основной
На учебную перегрузку и утомляемость влияют не столько количество времени, которое учащиеся проводят за учебными занятиями, сколько другие факторы. Одним из факторов можно считать несформированность у школьников рациональных способов учебной работы.
Следующий и, пожалуй, самый существенный фактор - диспропорция интеллектуального и мотивационного развития. Неравномерность, нарушенный необходимый баланс между интеллектуальным и мотивационно-потребностным развитием неизбежно приводит к дисгармонии психического и личностного развития, что и выступает одной из существенных причин учебной перегрузки школьников. Для нормального развития и положительного самочувствия ребёнок должен не только уметь учиться, но и хотеть, желать этого.
Кроме физкультурно-оздоровительной работы используется физкультурно-познавательный компонент на общеобразовательных уроках. Он повышает интерес учащихся к физической культуре, спорту и здоровому образу жизни, а также способствует формированию потребностей в самостоятельной двигательной деятельности.
4 этап урока: Итог. Работая над благоприятной эмоциональной сферой в классе, ребята отражают своё настроение на уроках с помощью школы оценки своего настроения «Как я ощущаю себя на уроке», которая имеется у каждого учащегося.
Необходимо составлять расписание уроков с учётом работоспособности детей и трудности предметов. Стараться соблюдать двигательный режим своих школьников на уроках и перемене.
О благоприятном завершении этапа младшего школьного возраста можно говорить тогда, когда при окончании начальной школы ребёнок: хочет учиться, может (умеет) учиться, верит в свои силы, ему хорошо, интересно, комфортно в школе.
Вывод: Правильно спланированный и организованный урок с позиции здоровьесбережения, оказывает положительное влияние на умственную работоспособность, на развитие зрительного восприятия, внимания и в конечном итоге на успеваемость в школе. А для правильной организации учебно-воспитательного процесса, учитель должен иметь колоссальный багаж знаний, который постоянно должен пополняться.
Методы и приёмы, используемые в учебно-воспитательном процессе, с учётом здоровьесбережения школьников
Физминутки должны проводиться на начальном этапе утомления, выполнение упражнений при сильном утомлении не даёт желаемого результата. Важно обеспечить позитивный эмоциональный настрой;
Предпочтение нужно отдавать упражнениям для утомлённых групп мышц.
Обычно физкультминутки проводят под стихотворный текст. При подборе стихотворений следует обратить внимание на следующее:
Важно, чтобы содержание текста сочеталось с темой урока;
Преимущество отдаётся стихам с чётким ритмом;
Текст произносится учителем или воспроизводится в записи, т. к. при произношении текста детьми у них может сбиваться дыхание.
Виды физкультминуток:
Упражнения для снятия общего или локального утомления;
Упражнения для кистей рук;
Гимнастика для глаз;
Гимнастика для слуха;
Упражнения, корректирующие осанку;
Дыхательная гимнастика (приложение 5) .
Проводятся физкультминутки в зависимости от преобладающей деятельности учащихся на уроке. Преобладающий вид деятельности на уроке - письмо. В процессе письма школьник, как правило, пишет не рукой, а всем телом. Мышцы ребёнка, поддерживающие позу и принимающие участие в письме, находятся в состоянии длительного статистического напряжения. Поэтому рекомендуются:
- упражнения для снятия общего или локального утомления;- упражнения для кистей рук. Преобладающий вид деятельности на уроке - чтение.
Нагрузка на глаза у современного ребёнка огромная, а отдыхают они только во время сна, поэтому необходимо расширять зрительно-пространственную активность в режиме урока и использовать:- гимнастику для глаз.
Преобладающий вид деятельности на уроке - слушание и говорение.
Работа над слухом благотворно воздействует на органы зрения, поэтому на данном типе урока используют:
гимнастику для слуха.
Дыхательные упражнения помогают повысить возбудимость коры больших полушарий мозга, активизировать детей на уроке, для этого используют:- дыхательную гимнастику. Иногда можно предложить провести физкультминутку кому-нибудь из детей. Они выполняют поручение с большим удовольствием.
Планы-конспекты уроков с использованием здоровьесберегающих технологий приведены в приложении 5 Значение физкультминуток в том, чтобы снять утомление, обеспечить активный отдых и повысить умственную работоспособность. Ученые установили, что двигательные нагрузки в виде физкультминуток на уроке снимают застойные явления, вызываемые продолжительным сидением за партой, дают отдых мышцам, органам слуха и зрения, восстанавливают эмоционально - положительное состояние.
Анализ данных, о состоянии здоровья детей (Приложение 6) в течение четырёх лет в результате использования здоровьесберегающих технологий заболеваемость во многих классах снизилась. Произошло снижение уровня и обострения течения хронических заболеваний, снизилось число заболеваний, связанных с нарушением сна, нервной системы, массовых эпидемиологических явлений.
У учащихся повысился интерес к активной деятельности: дети стали посещать спортивные секции, кружки, клубы, заниматься музыкой и т.д.
Вывод: Изучив качественные показатели учебной деятельности детей в разные годы и по разным предметам, делаем вывод, что используя здоровьесберегающие технологии, добиваемся повышения качества знаний по предметам, что представлено в таблице 1.
учебный воспитательный здоровьесберегающий педагогический
2.2. Чем определяется результативность работы.
Внедрение в обучение здоровьесберегающей технологии ведет к снижению показателей заболеваемости детей, улучшение психологического климата в детских и педагогических коллективах, активно приобщает родителей школьников к работе по укреплению их здоровья. Учителям, освоившим эту технологию, становится и легче и интереснее работать, поскольку исчезает проблема учебной дисциплины и происходит раскрепощение учителя, открывается простор для его педагогического творчества.
Результаты:
- активность учащихся;
- «слабые» ученики чувствуют уверенность в своих силах;
- «сильные» ученики ощущают необходимость и пользу в помощи товарищу;
- умение взять ответственность на себя,
- умение детей самостоятельно решать небольшие, проблемы, самостоятельно исследовать их,
- стремление аргументировать свои решения;
- более легкое и прочное усвоение программного материала;
- доброжелательное отношение друг к другу;
- тщательность и добросовестность в выполнении роботы;
- умение работать с разными источниками информации;
- умение организовать не только свою работу, но и работу по парам (в группах).
А самый главный результат – это услышать от ребенка: «В наших сердцах есть добро, его в нас поселили Вы…»
Важнейшим направлением в работе каждого педагога должно стать формирование мотивации на здоровье, осознание социальных норм здорового образа жизни, знание «факторов риска» для здоровья.
Хочется написать крупными буквами плакат и повесить его в каждой школе: «Будь внимателен к здоровью тех, кого обучаешь! Не навреди!» Наверное, нам всем не стоит строить грандиозных заоблачных планов, которые сегодня по ряду объективных причин не могут быть выполнены, а решать самые простые, но очень важные ежедневные проблемы, чтобы постепенно продвигаться в осуществлении поставленной цели – сохранить, укрепить и улучшить здоровье наших детей как основного будущего ресурса нации.
Нормативная модель новообразований личности учащихся как ожидаемого результата.
осознание необходимости здорового образа жизни и безопасности жизнедеятельности |
личность, образованная, адаптированная к условиям нестабильного социума |
УЧЕНИК |
регулярные занятия спортом |
самоконтроль и личностное саморазвитие |
физически, нравственно, духовно здоровая личность |
правильная организация своей жизнедеятельности |
2.3. Анализ количественных и качественных результатов работы по теме
Содержание учебного материала как средство реализации здоровьесберегательных технологий на уроках .
Оздоровительные минутки.
Школьная перегрузка и долгое нахождение в статическом положении приводит к переутомлению учащихся. Устранить переутомление можно, если оптимизировать физическую, умственную и эмоциональную активность. Для этого следует активно отдохнуть, переключиться на другие виды деятельности, использовать всевозможные средства восстановления работоспособности.
Продолжительность активного внимания на уроке составляет 15-20 минут. После 30-35 минут непрерывных занятий у детей резко падает работоспособность, 50 % учащихся начинает отвлекаться.
На своих уроках использую следующие средства, способствующие отдыху и восстановлению работоспособности:
- физкультминутки;
- пальчиковая гимнастика;
- эмоциональные разрядки или «минутки покоя»;
- гимнастика для глаз
- подвижные дидактические игры;
- динамические паузы (адаптационный период 1 класс).
Проводимые упражнения должны быть занимательны, знакомы и интересны детям, а также доступны на ограниченной площади.
В моей работе представлены виды оздоровительных минуток. (Приложение )
Физкультурно-познавательный компонент на уроках русского языка.
На своих уроках русского языка активно использую физкультурно-познавательный компонент. Так, проводя орфографические минутки и минутки чистописания, использую поговорки, скороговорки, загадки, пословицы на тему здоровья. Ребята объясняют значение пословиц, а также объясняют и вставляют пропущенные орфограммы.
При изучении темы «Имена прилагательные» предлагаю подобрать синонимы и антонимы для характеристики здорового человека (сутулый, сильный, ловкий, бледный, румяный, подтянутый) и т. д.
По теме «Приставки» учащиеся определяют значение приставок по-, раз-, за- в словах бег, разбег, побег, забег, а затем вставляют эти слова в предложения или составляют самостоятельно. В ходе работы ведется беседа о здоровом образе жизни, о занятиях учащихся в спортивных кружках. После беседы ребята пишут сочинения о любимом виде спорта.
По теме «Правописание слов с парными согласными» предлагаю составить и записать словосочетания со словами спорт, площадка, футбол, бег, прыжки, игрок, шест, сетка, матч, холод, грипп, душ, лед и т. д.
Работая со словарными словами: теннис, футбол, хоккей, дети знакомятся с этими видами спорта. Узнают, какие полезные качества развивают эти виды спорта. Каких знаменитых спортсменов они знают. Для чего нужно заниматься спортом и т. д.
Часто к урокам русского языка подбирается материал, который способствует формированию интереса к занятиям физкультурой. Так, ребятам предлагается прочитать стихотворение и выписать существительные, относящиеся к спорту или выписать глаголы, говорящие о здоровом образе жизни, или найти слова с безударными гласными в корне и т. д.
Соответствующие материалы подбираются и к другим программным темам. Проводимые беседы на уроках, заставляют задуматься о необходимости заняться спортом.
Создавая специальные условия для активизации здоровьеформирующего потенциала, повышая уровень знания о здоровье, формируется мотивация к ведению здорового образа жизни. (Приложение 3)
Система мер по охране и укреплению здоровья школьника через использование педагогических технологий и методических приемов.
Как сказал профессор Смирнов Н.К.: «Здоровьесберегающие технологии – система мер по охране и укреплению здоровья учащихся, учитывающая важнейшие характеристики образовательной среды и условия жизни ребенка, воздействующие на здоровье ребенка. Система мер, включающая взаимосвязь и взаимодействие всех факторов образовательной среды, направленная на сохранение здоровья ребенка на всех этапах его обучения и развития». Исходя из этого, я приняла все меры, чтобы организовать индивидуальный подход к учебно-воспитательной работе с учетом психических, физиологических особенностей и состояния здоровья детей. Организационно-педагогические условия проведения образовательного процесса, как и технология работы учителя на уроке, составляют серцевину здоровьесберегающих образовательных технологий.
Важная составная часть здоровьесберегающей работы школы - это рациональная организация урока. От соблюдения гигиенических и психолого-педагогических условий проведения урока в основном и зависит функциональное состояние школьников в процессе учебной деятельности. Как это сделать?
1. Комфортное начало и конец урока, что обеспечивает положительный эмоциональный настрой. Это достигается с помощью таких приемов:
-использование положительных установок на успех ( «Я смогу», «У меня все получится» и др.)
-умение настроить себя и других на положительную волну ( «Улыбнись другу», «Улыбнись самому себе»).
-рисование различных значков на полях тетради, которые отражают настроение детей (методика Лутошкина А.Н., позволяющая быстро узнать степень готовности класса).
2. Выстраивать урок приходиться в рациональном режиме, т.е. с четким чередованием различных видов деятельности и отдыха детей. В силу возрастных особенностей необходимо учитывать, что первые 3-5 минут урока идет «вырабатывание». Оптимально устойчивая работоспособность длится 10-15 минут, после этого наступает состояние утомления, если не сменить тактику. Для повышения умственной работоспособности, предупреждения преждевременного утомления детей и снятия у них мышечного статического напряжения, я провожу физкультминутки. Их провожу, учитывая специфику предмета, часто с музыкальным сопровождением, с элементами самомассажа и дыхательной гимнастики (приложение 3).
В состав упражнений для физкультминуток я включаю:
-упражнения по формированию осанки,
-укреплению зрения,
-укреплению мышц рук,
-отдых позвоночника,
-упражнения для ног,
-потягивание,
-массаж груди, лица, рук, ног,
-упражнения, направленные на выработку рационального дыхания.
Большинство учащихся начальных классов не умеют правильно дышать во время выполнения мышечной нагрузки, ходьбы, бега, а также в условиях относительного мышечного покоя. Неправильное дыхание приводит к нарушению деятельности сердечно - сосудистой и дыхательной систем, снижению насыщения крови кислородом, нарушению обмена веществ, поэтому я ввожу упражнения для глубокого дыхания. Они дают нагрузку мышцам, которые не были загружены при выполнении текущей деятельности, а также способствуют расслаблению мышц, выполняющих значительную нагрузку. В 1-2 классах физкультминутки проводила я сама, а в 3-4 классах их проводят уже дети.
3. Объяснение нового материала на уроке веду с опорой на субъективный опыт учащегося, как это предлагается в технологии личностно - ориентированного обучения. В результате использования этого метода дети учатся обращаться к своему личному опыту, предъявлять свою собственную позицию, искать и находить свои оригинальные способы деятельности. Активизируя деятельность учащихся, я использую нестандартные формы проведения учебных занятий:
- урок-практикум;
- урок-исследование;
- урок - творческая мастерская;
- урок-конкурс;
- урок - творческая игра;
- урок-путешествие (приложение );
- урок-викторина.
Использую стратегии: мозговой штурм, ключевые слова, чтение с пометками.
4. Технология сотрудничества создает все условия для реализации задач сохранения и укрепления здоровья учащихся. Разбудить, вызвать к жизни внутренние силы и возможности ребенка, использовать их для более полного развития личности. Важнейшая черта этой технологии - приоритет воспитания над обучением - позволяет в рамках формирования общей культуры личности последовательно воспитывать культуру здоровья учащегося. Здесь я использую такие приемы организации деятельности:
-работа в группах,
-работа в парах сменного состава,
-деятельность с элементами соревнования,
-взаимооценка,
-ребенок-консультант и др.
5. В 1 классе я часто применяла сказкотерапию, где дети учились вместе со сказочными героями преодолевать трудности, быть добрыми и справедливыми. Огромные возможности для душевного здоровья имеет музыкотерапия. Она является интересным и перспективным направлением, которое используют в лечебных и оздоровительных целях.. Я использую веселую ритмичную музыку в физкультминутках, а спокойную лирическую при самостоятельной работе на уроках изобразительного искусства, литературного чтения, технологии и др.
6. Игровые оздоровительные технологии позволяют решить целый комплекс важных вопросов в работе с младшими школьниками, удовлетворить их потребность в движении и стабилизировать эмоции, научиться владеть своим телом, развивать не только физические, но и умственные и творческие способности. Игры на всех этапах урока, а именно игры на:
-развитие внимания;
-развитие памяти и восприятия, наблюдательности;
-развитие произвольных движений и самоконтроля;
-развитие сообразительности, самодисциплины и самоорганизации;
-развитие мышления и речи.
7. Технология развивающего обучения. Ориентация на «зону ближайшего развития» ученика позволяет учесть его возможности, способности, темпы развития, влияние окружающей среды и условий.
В результате обсуждения выстроилась программа изучения, которая дала возможность прогнозировать предстоящую работу, следовательно, активно участвовать в выборе способа учения, в выборе заданий. Свои уроки я стараюсь строить с учетом индивидуальных возможностей и способностей детей, использую трехуровневые задания, в том числе и контрольные работы. У меня есть возможность помогать слабому ученику и уделять внимание сильному, более эффективно работать с трудными детьми. Сильные ученики активно реализуют свое стремление быстрее продвигаться вперед и вглубь, слабые - меньше ощущают свое отставание от сильных учеников. Они стремятся их догнать.
8. Все шире в учебный процесс входят информационные технологии. Преимущество их использования перед традиционными технологиями в том, что за тоже время дается больше информации, форма и способ подачи ее более наглядны, а значит, легче воспринимаются. Уровень работоспособности на таких уроках не снижается до конца урока.
Наглядность, возможность изменять темп и формы изучения материала, его образно-художественное представление-все это делает компьютер незаменимым помощником учителя. Я люблю работать с компьютером. Его я применяю на уроках окружающего мира, литературного чтения, математики, русского языка, уроках здоровья (приложение 1) и во внеурочной деятельности. Ребята, имеющие дома компьютер, получают задания с его использованием.
9. При повторении, обобщении и контроле часто применяю методику свободного выбора детьми разноуровневых заданий, прием, когда ученики оценивают ответ товарища, дают самооценку своего ответа.
10. Упорядочение системы домашних заданий, их дозировка, выбор и творческий характер заданий.
Все здоровьесберегающие технологии стараюсь применять в комплексе.
Здоровьесберегающие технологии применяются мной как в урочной деятельности, так и во внеклассной работе. На мой взгляд, формирование ответственного отношения к своему здоровью – необходимое условие успешности современного человека. Здоровьесберегающий подход прослеживается на всех этапах моего урока, поскольку предусматривает чёткое чередование видов деятельности.
В уроки, внеклассные мероприятия по предмету включаю гимнастику, гимнастику для слуха, танцевально-ритмические паузы (под музыку), физкультминутки, двигательно-речевые упражнения, точечный массаж и самомассаж, оздоровительные игры на переменах, упражнения на релаксацию, дыхательную гимнастику, беседы с медсестрой на темы «Чистота – залог здоровья», «Полезные продукты», «Уроки здоровья и безопасности».
Выбираю физкультминутку в зависимости от преобладающей деятельности на уроке: если преобладающий вид деятельности письмо, то использую упражнения для снятия общего или локального утомления, упражнения для кистей рук; если чтение - гимнастику для глаз; слушание, говорение - гимнастику для слуха, дыхательную гимнастику.
Считаю, что здоровье – это состояние полного физического, психического и социального благополучия, а не просто отсутствие болезней или физических дефектов.
В заключении сформулируем основные преимущества использования технологии сотрудничества:
1. Не все ученики готовы задавать вопросы учителю, если они не поняли новый или ранее пройденный материал. При работе в малых группах, при совместной деятельности ученики выясняют друг у друга все, что им не ясно. В случае необходимости не боятся все вместе обратиться за помощью к учителю.
2. Каждый понимает, что успех группы зависит не только от запоминания готовых сведений, данных в учебнике, но и от способности самостоятельно приобретать новые знания и умение их применять в конкретных заданиях.
3. У учащихся формируется собственная точка зрения, они учатся отстаивать свое мнение.
4. Ребята учатся общаться между собой, с учителями, овладевают коммуникативными умениями.
5. У учащихся развивается чувство товарищества, взаимопомощи.
В заключение хочется еще раз отметить, что именно обучение и воспитание, проявляясь в единстве целей формирования гармонично развитой личности, создают мотивацию в человеке. Поскольку все составляющие здоровья тесно взаимосвязаны, а реализация программы развития зависит от множества факторов, основной задачей «педагогики здоровья» является целостное формирование потребностей в сохранении и укреплении здоровья, в осознанной мотивации на здоровый образ жизни посредством методов воспитания, самовоспитания, создание программы обучения здоровью. Здоровье должно явиться ведущим и приоритетным направлением в социальном развитии общества.
Целью работы было внедрить здоровьесберегающей технологии в условиях начальной школы.
Изучив особенности использования здоровьесберегающей технологии, можем сказать, что здоровьесберегающие технологии используются и используются эффективно, о чём говорят полученные данные.
В гипотезе предполагалось, что успеваемость учеников начальной школы зависит от рациональности использования здоровьесберегающих технологий в организации учебно-воспитательного процесса, выбранных в соответствии с ними методов и приёмов. Реализовав педагогический процесс с использованием здоровьесберегающих технологий, изучив применяемые методы, используемые этими педагогами, и обработав полученные результаты, можем с уверенностью сказать, что педагогическое воздействие, усвоение материала детьми и их успеваемость значительно улучшилась. А значит, гипотеза полностью подтверждается полученными данными.
Список использованных источников
- Акбашев Т.Ф. Третий путь. М., 1996.
- Актуальные проблемы валеологии в образовании: Материалы I съезда валеологов. – М., 1998.
- Амонашвили Ш.А., Плексин А.Г. и др. Педагогика здоровья. – М.: Педагогика, 1990.
- Амосов Н.М. Раздумья о здоровье. М., 1987, 63 с.
- Анастасова Л.П., Кучменко В.С. Формирование здорового образа жизни подростков на уроках биологии. – М.: Издательский центр “Вентана – Граф, 2004.
- Анн Л. Психологический тренинг с подростками. Спб.: Питер, 2003.
- Апанасенко Г.А. Валеология: имеет ли она право на самостоятельное существование? // Валеология. 1996, №2, с. 9-14.
- Апанасенко Г.А. Охрана здоровья здоровых: некоторые проблемы теории и практики // Валеология: Диагностика, средства и практика обеспечения здоровья. СПб, 1993, с. 49-60.
- Баевский Р.М., Берсенева А.П. Донозологическая диагностика в оценке состояния здоровья // Валеология: Диагностика, средства и практика обеспечения здоровья. СПб, 1993, с. 33-48.
- Балабанова В.В., Максимова Т.А. Предметные недели в школе: экология, здоровый образ жизни. Волгоград.: Издательство “Учитель”
- Белов В.И. Психология здоровья. СПб, 1994, 272 с.
- Белов В.И. Психология здоровья. СПб, 1994, 272 с.
- Березин И. П., Дергачев Ю. В. Школа здоровья. – М., «Физкультура и спорт», 1990.
- Брехман И.И. Валеология – наука о здоровье. – 2-е изд. – М.: Физкультура и спорт, 1990.
- Брехман И.И. Валеология - наука о здоровье. М., 1990.
- Брехман И.И. Введение в валеологию - науку о здоровье. Л., 1987. 125
- Брехман И.И. Введение в валеологию - науку о здоровье. Л., 1987. 125 с.
- Валеология человека. Здоровье - Любовь - Красота / Под ред. Петленко В.П. СПб, 1997, Т.5.
- Валеология человека. Здоровье - Любовь - Красота / Под ред. Петленко В.П. СПб, 1997, Т.5.
- Валеология: Диагностика, средства и практика обеспечения здоровья. СПб, 1993, 269 с.
- Валеология: Диагностика, средства и практика обеспечения здоровья. СПб, 1993, 269 с.
- Васильева О.С. Валеология - актуальное направление современной психологии // Психологический вестник РГУ. Ростов-на-Дону, 1997, Вып.3. 13. Васильева О.С., Журавлева Е.В. Исследование представлений о здоровом образе жизни // Психологический вестник РГУ. Ростов-на-Дону, 1997, Вып.3. с. 420-429.
- Васильева О.С. Валеология - актуальное направление современной психологии // Психологический вестник РГУ. Ростов-на-Дону, 1997, Вып.3. с. 406-411.
- Васильева О.С., Журавлева Е.В. Исследование представлений о здоровом образе жизни // Психологический вестник РГУ. Ростов-на-Дону, 1997, Вып.3. с. 420-429.
- Василюк Ф.В. Психология переживания: аназиз преодоления критических ситуаций. М., 1984.
- Воробьев В. И. Слагаемые здоровья. – М., «Физкультура и труд», 1986.
- Гарбузов В.И. Человек - жизнь - здоровье // Древние и новые каноны медицины. СПб, 1995.
- Гарбузов В.И. Человек - жизнь - здоровье // Древние и новые каноны медицины. СПб, 1995.
- Гаркави Л.Х., Квакина Е.Б. Понятие здоровья с позиции теории неспецифических адаптационных реакций организма // Валеология. 1996, №2, с. 15-20.
- Горчак С.И. К вопросу о дефиниции здорового образа жизни // Здоровый образ жизни. Социально-философские и медико-биологические проблемы. Кишинев, 1991, с. 19-39.
- Горчак С.И. К вопросу о дефиниции здорового образа жизни // Здоровый образ жизни. Социально-философские и медико-биологические проблемы. Кишинев, 1991, с. 19-39.
- Громбах С.И. Учитель и здоровье школьника. В сб. воспитание здорового школьника / Сост. Н.Б. Коростель. – М., 1971.
- Давидович В.В., Чекалов А.В. Здоровье как философская категория // Валеология. 1997, №1.
- Долинский Г.К. К понятийному аппарату валеопсихологии // Здоровье и образование. Педагогические проблемы валеологии. СПб, 1997.
- Дубровский А.А. Лечебная педагогика. – М.: АПН СССР, 1989.
- Дубровский В.И. Валеология: ЗОЖ: Учебное пособие. – М.: Флинта, 1999.
- Здоровый образ жизни - залог здоровья / под ред. Ф.Г.Мурзакаева. Уфа, 1987, 280 с.
- Здоровый образ жизни. Социально-философские и медико-биологические проблемы. Кишинев, 1991, 184 с.
- Здоровье, развитие, личность / под ред. Г.Н.Сердюковой, Д.Н. Крылова, У. Кляйнпетер М., 1990, 360 с.
- Иванюшкин А.Я. “Здоровье” и “болезнь” в системе ценностных ориентаций человека // Вестник АМН СССР. 1982. Т.45. №1, с.49-58, №4, с.29-33.
- Казначеев В.П. Основание формирования программы общей и частной валеологии // Валеология. 1996, №4, с. 75-82.
- Колбанов В.В., Зайцев Г.К. Валеология в школе. – СПб., 1992.
- Коростель Н. Б. От А до Я. – М., «Физкультура и спорт», 1995
- Куценко Г. И., Новиков Ю. В. Книга о здоровом образе жизни. – СПб., 1997.
- Ленсгафт П. Ф. Избранные сочинения. – М., «Педагогика», 1988.
- Лещинский Л. А. Берегите здоровье. – М., «Физкультура и спорт», 1995.
- Лисицын Ю.П. Образ жизни и здоровье населения. М., 1982, 40 с.
- Лисицын Ю.П. Слово о здоровье. М., 1986, 192 с.
- Лисицын Ю.П., Полунина И.В. Здоровый образ жизни ребенка. М., 1984.
- Настольная книга учителя физической культуры. / Под ред. Л. Б. Кофмана. – М., «Физкультура и спорт», 1998.
- Педагогика. / Под ред. В. В. Белорусовой и И. Н. Решетень. – М., «Физкультура и спорт», 1978.
- Петровский Б. В. Популярная медицинская энциклопедия. – М., 1981.
- Понедельник С.В. Формирование здорового образа жизни семьи в системе школьного образования // Современная семья: проблемы и перспективы. Ростов-на -Дону, 1994, с. 132-133.
- Попов С.В. Валеология в школе и дома // О физическом благополучии школьников. СПб, 1997.
- Потапов А.И. Здоровый образ жизни: сплав знаний, умений и убеждений. Биология в школе. – № 3. – 1988
- Психология. – Под ред. В. М. Мельникова. – М., «Физкультура и спорт», 1987.
- Психология. Словарь / под общ. ред. А.В.Петровского, М.Г. Ярошевского. 2-е изд. М., 1990, 494 с.
- Семенова В.Н. Валеология в практике работы школы // Вестник психосоциальной и коррекционно-реабилитационной работы. 1998, №3, с. 56-61.
- Советская система физического воспитания. / Под ред. Г. И. Кукушкина. – М., «Физкультура и спорт», 1975.
- Степанов А.Д., Изуткин Д.А. Критерии здорового образа жизни и предпосылки его формирования // Советское здравоохранение. 1981. №5. с.6.
- Федорова М.З., Кумченко В.С., Лукина Т.П. Экология человека. Культура здоровья. – М.: Вентана – Граф, 2003.
- Чарлтон Э. Основные принципы обучения здоровому образу жизни // Вопросы психологии. 1997, №2, с. 3-14.
- Чумаков Б.Н. Валеология. Избранные лекции. М., 1997.
- Шабунин А. В. Лесгафт в Петербурге. – Л., 1989.
- Шелтон Г. Основы правильного питания. – Спб.: Невский проспект, 1998.
Интернет-ресурсы
Формирование представлений о здоровом образе жизни у детей младшего школьного возраста
http://cyberleninka.ru/article/n/formirovanie-predsta..
Здоровый образ жизни
http://moh-school.ru/school_life/healthy life/
А Анимация и мультимедиа [Электронный ресурс]. – Режим доступа:
http://керби-дизайн.рф/design/media.aspx.
Зайцева С.А. Современные информационные технологии в образова-нии [Электронный ресурс] / С.А. Зайцева, В.В. Иванов. – Режим доступа: http://sgpu2004.narod.ru/infotek/infotek2.htm.
Интернет и здоровый образ жизни [Электронный ресурс] // Сту денче-ская газета «Mode de la Vie». – Режим доступа: http://gazetafipip.blogspot.com/2011/05/blog-post_29.html.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Технологическая карта урока информатики с реализацией здоровьесберегающих технологий.
Подробный конспект урока информатики по теме: "RGB-кодировка" (7 класс, учебник "Информатика и ИКТ" И.Г.Семакин, Л.А.Залогова, С.В.Русаков, Л.В.Шестаков ). В отдельной таблице пред...
Информационная карта обобщения педагогического опыта "Здоровьесберегающие технологии в сельской школе"
Данная статья является обобщением педагогического опыта по формированию здоровьесберегающего пространства в условиях сельской школы...
Мониторинг состояния здоровья учащихся МОУ СОШ №4, реализация здоровьесберегающих технологий.
Наше общество заинтересовано в том, чтобы молодое поколение росло здоровым, физически развитым, умным, жизнерадостным. Педагогу необходимо знать законы возрастной физиологии обучающихся, законы обучен...
Урок литературы с использованием технологии сотрудничества, ИКТ, ТРКМ (смысловое чтение), здоровьесберегающей технологии. Технологическая карта урока.. Поэты пушкинского круга.
Урок литературы в 8 классе с использованием технологии сотрудничества, ИКТ, ТРКМ (смысловое чтение), здоровьесберегающей технологии. Технологическая карта урока. Учитель: Шапинская И. А...
Роль здоровьесберегающих технологий при мониторинге планируемые результаты
Здоровьесберегающие технологии в образовании....
Технологическая карта урока английского языка с элементами здоровьесберегающих технологий по теме «3 золотых правила здорового образа жизни»
Тип урока-изучение нового материала.Цель урока-формирование норм здорового образа жизни, научить высказывать свое мнение и давать оценку....
Мониторинг здоровьесберегающие технологии
Мониторинг 2022-2023...