"Использование игрового комплекта Пертра в работе педагога-психолога"
материал
"Использование игрового комплекта Пертра в работе педагога-психолога"
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
pertra.docx | 27.56 КБ |
Предварительный просмотр:
« Скажи мне — и я забуду,
покажи мне — и я запомню,
дай мне сделать — и я пойму»
Конфуций
Ребенок – активный исследователь окружающего мира. Мир открывается ему через опыт личных ощущений, действий, переживаний.
«Чем больше ребенок видел, слышал и переживал, чем больше он знает, и усвоил, чем большим количеством элементов действительности он располагает в своем опыте, тем значительнее и продуктивнее при других равных условиях будет его творческая, исследовательская деятельность», − писал классик отечественной психологической науки Лев Семенович Выготский.
В настоящее время значительное число детей имеют ментальные нарушения (познавательной, эмоциональной и поведенческой сферах личности). Для того, чтобы ребенок с такими особенностями мог быть успешным, ему необходимо своевременное оказание психолого-педагогической помощи.
10 лет назад на российском рынке образовательных технологий появился инструмент, разработанный Марианной Фростинг — немецким педагогом, основателем Центра педагогической терапии. Фростинг систематизировала и объединила в наборе, который она назвала «Пертра», эффективные средства для развития обучения и коррекции определенных навыков у детей дошкольного и школьного возраста. В процессе его использования создается возможность для тактильного и кинетического освоения окружающего мира.
Главной идеей концепции Фростиг является то, что движение и восприятие являются основными механизмами развития ребенка. Разрабатывая этот игровой комплект, автор стремился создать с его помощью условия для активизации творческих способностей всех участников процесса.
Методика, разработанная Марианной Фростиг, может использоваться в работе с детьми дошкольного и младшего школьного возраста в образовательной, терапевтической и психолого-педагогической работе.
Игровой комплект «Пертра»
-представляет широкое поле «общения» ребенка с деталями манипулятивами под руководством педагога
-предназначен для психологического развития и коррекции
детей дошкольного и младшего школьного возраста, а также для детей с особыми потребностями.
-способствует обогащению внимания, зрительной, тактильной,
кинестетической памяти, развитию речи.
-позволяет педагогу выстраивать индивидуальную работу с ребенком, в соответствии с его возможностями и потребностями.
-дает возможность работать с каждым набором отдельно, либо одновременно использовать детали из разных наборов так как отсутствует жестко заданная игровая последовательность при работе с комплектом; организовать одновременную игру нескольких детей (дети могут играть каждый за себя, а могут разбиться на команды)
Выглядит комплект как огромный деревянный комод на колесиках, высотой 1 метр 20 сантиметров с 7 ящиками — чемоданами. У каждого из них — свое содержимое и своя задача.
Итак, игровой комплект «Пертра» состоит из:
-набора игровых средств 1-7 (в чемоданах);
- доски-основы;
- мобильного стеллажа, в котором размещены чемоданы с наборами.
В процессе работы с данным материалом активизируются все анализаторные системы ребенка.
Игровой комплект «Пертра» благодаря продуманному подбору разнообразных элементов позволяет сформировать образ предмета или явления, включающий в себя комплекс различных взаимосвязанных ощущений (зрительных, слуховых, тактильных, кинестетических)
Не случайно в игровом комплекте особое место отведено материалу, направленному на обогащение анализаторных систем. Так как на основе полученных образов будут в дальнейшем развиваться внимание, память, мышление, эмоции ребенка.
Комплект «Пертра» можно использовать не только для раннего развитие ребенка, стимулирование его творческих способностей, синергетического мышления, а так же и для проведения коррекционных мероприятий для детей с особыми образовательными потребностями (с тяжелыми нарушениями речи, задержкой психического развития, умственной отсталостью).
У большинства детей, имеющих нарушения интеллектуального развития, слабо выражен интерес к окружающему. Сенсорное восприятие крайне обеднено. Внимание неустойчивое и носит формальный характер. Моторная активность снижена, координация движений нарушена. Отмечается слабость или недостаточность совместного взаимодействия руки и глаза. Так же отмечается несформированность мотивационно-потребностной сферы, слабая выраженность и кратковременность побуждения к деятельности, безынициативность.
Использования набора «Пертра» на коррекционных занятиях в специальной (коррекционной) школе, помогает не только выполнять определенные упражнения для коррекции и развитии познавательных процессов, мелкой моторики, речи, формировать первичные математические представления и графические навыки, но и мотивировать детей на занятие, вызвать интерес, положительные эмоции, совместить обучение и игру.
Набор «Пертра» в специальной (коррекционной) школе используется на групповых коррекционно-развивающих занятиях по развитию психомоторики и сенсорных процессов в начальной школе, а также на индивидуальных занятиях с детьми, состоящими на динамическом наблюдении (обучающиеся по индивидуальным рабочим программам).
Материал занятий подбирается в соответствии с потенциальными возможностями учащихся специальной (коррекционной) школы.
Работа с любым набором игровых средств должна начинаться:
- с изучения каждой детали
Дети учатся исследовать
1.Выделение формы предмета (ощупывание, обведение по контуру, определение на ощупь)
2.Выделение поверхности предмета
3. Рассмотреть элементы каждой детали;
- с изучения совместимости деталей из одного комплекта-чемодана
Дети учатся понимать и использовать инструкцию. Овладевают четким понятным алгоритмом действия
1.Сравнение деталей-фигур по сенсорным признакам (цвет, форма, величина,
тактильные качества)
2.Классификация деталей-фигур по различным основаниям
3. Задание на отбор деталей-фигур с определенными признаками (от одного
до нескольких)
4.Освоение принципа работы с комплектом (проигрывание видов индивидуальных и коллективных заданий);
- с изучения совместимости деталей из разных комплектов-чемоданов
Учатся использовать полученный опыт. Переходят к сознательной, целенаправленной работе с комплектами.
Коротко познакомимся с модулями набора «Пертра».
Модуль 1 «Движение на плоскости»
В набор входит:
-комплект пластин с фигурными и прямыми пазами на лицевой стороне и соответствующим рисунком на оборотной стороне;
-машинки с одним и двумя фиксирующими штырьками;
-фигурки людей со штырьками и без штырьков;
-набор шариков;
-текстильный мешочек.
Занятие с модулем способствуют:
-развитию ориентировки в пространстве (восприятие положения в пространстве и восприятие взаимосвязи пространственных объектов);
-знакомству с разными видами линий;
-вырабатываются содружественные движения глаз и рук;
-вырабатываются содружественные движения правой и левой рук;
-развивается сила и координация движений пальцев;
-развивается причинное и опережающее мышление.
Модуль 2 «Геометрические фигуры»
В набор входит:
-маленькие квадраты, в центре одних изображен квадрат, других треугольник или круг разных цветов, оборотная сторона одноцветная;
-равнобедренные треугольники;
-равнобедренные прямоугольные;
-треугольники;
-большие квадраты;
-прямоугольные пластины, длинная
сторона которых равна стороне большого квадрата;
-прямоугольные пластины, длинная сторона которых равна стороне маленького квадрата;
-деревянные рамки для составления квадратов из разных фигур.
Занятие с набором способствуют развитию и
формированию:
-представлений о геометрических формах, цвете и размере;
-представлений о симметрии и отработке навыка создания симметричных узоров;
-способности к классификации;
-понимания пространственных отношений («лево-право», «вверх-вниз»
математических навыков и умений (усвоение понятий «больше-меньше», «столько же», отработка состава числа и т.д.);
-умение различать геометрические формы, предметы по цвету и размеру
пространственной ориентировки.
Модуль 3 «Схожее и различное»
В набор входит:
-бусины разных цветов, размеров, форм;
-деревянные стержни разной длины, кубики со сквозными отверстиями, диаметр которых совпадает с диаметром деревянных стержней;
-стержни.
Занятие с набором способствуют развитию и формированию:
-представлений о форме, цвете и размере;
-умение соотносить размеры предметов зрительно и с
помощью практических действий;
-способности к классификации;
-пространственной ориентировки, пониманию пространственных отношений
представлений о симметрии, навыка создания симметричных узоров;
-содружественных движений глаз и руки;
-содружественных движений пальцев правой и левой рук.
Модуль 4 «Пространственные объекты»
В набор входит:
-деревянные шаблоны разных геометрических форм;
-деревянные пластины со штырем для крепления на доске-основе;
-воротца с большими и малыми отверстиями;
-резинки с пробками на конце.
Занятие с набором способствуют развитию и формированию:
- представлений о геометрических формах;
- умение различать геометрические формы
пространственной ориентировки, пониманию пространственных отношений;
- умению соотносить размеры фигур;
- кинестетического образа разных форм;
- осознанию взаимного расположения трехмерных фигур;
- навыка скоординированных движений пальцев.
Модуль 5 «Навыки письма»
В набор входит:
-деревянные пластины с пазом на лицевой стороне и соответствующим пазу рисунком на оборотной стороне;
-деревянные пластины-направляющие с желобом;
- разноцветные фигурки машинок, ленты;
- магнитный шрифт;
- оргстекло.
Занятие с набором способствуют формированию и
развитию:
- содружественных движений глаз и руки;
- навыка владения карандашом;
- навыка письма.
Модуль 6 «Хватательные движения»
В набор входит:
-доска-основа с 280 отверстиями;
- деревянные цилиндры со штырьками для закрепления на доске-основе;
- короткие и длинные штырьки;
- цилиндры, шайбы и бусины с отверстиями;
- блоки, шнуры, резинки;
- стальные шарики.
Занятие с набором способствуют формированию и развитию:
- дифференцированных хватательных движений;
- представлений о числе;
- навыка дозирования усилия и модуляции движения, необходимых для освоения письма;
- развитие навыков счета и классификации.
Модуль 7 «Математические навыки»
В набор входит:
- дощечки с цифрами от 1 до 20;
- планки желтого цвета для оценивая длины;
- набор для построения числового луча;
- рамки для числового луча;
- стальные шарики;
- кубики с точками и цифрами;
- разноцветные штырьки с отверстиями в головке;
- доска результатов (для проверки результатов сложения и умножения).
Занятие с набором способствуют формированию и развитию:
- навыков сравнения и классификации;
- математических навыков (пересчитывание, выполнение вычисления, определение количества);
- представлений о числе, множестве, составе числа;
- представлений об арабских цифрах.
Продуманный состав каждого из 7 входящих в игровой комплект модулей позволяет педагогу предложить каждому ребенку определенные задания в соответствии с индивидуальной программой развития, а также разработать курс занятий с ребенком на длительный период. Систематическое использование комплекта, постепенное усложнение заданий, повторение трудноусваиваемых действий дают положительную динамику развития ребенка. Дополнительный бонус – активная социализация. На групповые занятия дети взаимодействуют друг с другом и с педагогом.
Комплект полезен всем, кто работает с детьми дошкольного возраста и с детьми с нарушениями в развитии: педагогам- психологам, учителям- дефектологам, учителям-логопедам, воспитателям детских садов.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Использование информационных компьютерных технологий в работе педагога-психолога специального (коррекционного) образовательного учреждения VIII вида для обучающихся, воспитанников с ограниченными возможностями здоровья
Статья к городской научно-практической конференции ноябрь 2014 г. "Современные образовательные технологии"...
Коррекционно - развивающее занятие с использованием игрового комплекта "Пертра" (индивидуальное)
Коррекционно - развивающие занятие с испотльзованием игрового комплекта "Пертра"...
Использование метода story telling в работе педагога-психолога с ребёнком с РДА
Презентация на данную тему...
Конспект коррекционно-развивающего занятия с использованием игрового комплекта Пертра
Коррекционно-развивающее занятие с игровым комплектом «Пертра».Цель: развитие наглядно – образного мышления и пространственных отношений.Задачи: развитие координации «гла...
Тема: «Часть и целое» с использованием игрового комплекта Пертра
Создание условий для положительного эмоционального настроя в группе. Отработка представлений о понятиях «часть» и «целое», учить делить целое на одинако...
Отчет об использовании современных образовательных технологий в работе педагога-психолога
В отчете представлены основные инновационные педагогические технологии, которые использует в своей работе педагог-психолог....
Использование Су-Джок терапии в работе педагога-психолога
Мастер-класс для педагогов, консультация...