Методическая разработка воспитательского занятия " ГЕРОИ ОТЕЧЕСТВА "
план-конспект занятия (6 класс)

Цель: знакомство с героями России и их подвигами, воспитание чувства патриотизма, гордости за страну, стремление показать причастность каждого россиянина к судьбе своей Родины.

Задачи:  Поразмышлять о понятии «герой», обсудить какими качествами должен обладать человек, чтобы его назвали героем; 

- формировать нравственные качества личности на примерах героев;

- расширять представления воспитанников о героях и героических поступках;

- обсудить образы и подвиги героев времен Великой Отечественной войны и нашего времени.  Воспитывать любовь к Родине.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл vospitatelskoe_zanyatie_geroi_otechestva.docx26.07 КБ

Предварительный просмотр:

        Государственное бюджетное общеобразовательное учреждение

         школа-интернат № 8 Пушкинского района г. Санкт-Петербурга

        196620, Санкт-Петербург, г. Павловск, пер. Мичурина, д. 19, лит. А

Воспитательское занятие" ГЕРОИ ОТЕЧЕСТВА "

Воспитатель 6а класса Бойкова О.А.

Цель: знакомство с героями России и их подвигами, воспитание чувства патриотизма, гордости за страну, стремление показать причастность каждого россиянина к судьбе своей Родины.

Задачи:  Поразмышлять о понятии «герой», обсудить какими качествами должен обладать человек, чтобы его назвали героем;  

- формировать нравственные качества личности на примерах героев;

- расширять представления воспитанников о героях и героических поступках;

- обсудить образы и подвиги героев времен Великой Отечественной войны и нашего времени.  Воспитывать любовь к Родине.

 Оборудование: Компьютер;  презентация;  

 Ход мероприятия:

Воспитатель: Какое сегодня число? О чем напоминает вам этот день? Что такое Отечество?  Мы называем место, где родились и живем Родина, Отечество, Россия. И во все времена люди гордились и прославляли, любили и берегли свою Родину и защищали от врагов. День Героев Отечества в России - это памятная дата, которая отмечается в нашей стране ежегодно 9 декабря.  Эта дата – день памяти наших героических предков,  знак уважения к нашим современникам, совершившим подвиги во имя России, во имя людей. Подвигу Героев Отечества посвящается наше занятие.

1 воспитанник.:

Звучит над землею родною:
« Равнение на – героя!..»
И застывают шеренги 
Краснознаменного строя
Высокая даль распахнулась,
И слава к груди прикоснулась,
И вся страна обернулась:
« Равнение на – героя!..» Р.Рождественский.

2 воспитанник.

 День Героев Отечества –

Не просто праздник очень важный.

Это день, когда всё человечество

 Благодарит защитников отважных.

3 воспитанник.

Защитник Родины, семей, детей и веры,

Сегодня день твоей отваге посвящённый.

Так будь любим и счастлив непременно,

Будь силой света вечно защищённый.

Воспитатель:  Эта дата приурочена к выдающемуся событию эпохи правления императрицы Екатерины II, которая в 1769 году учредила орден Святого Георгия Победоносца. 28 февраля 2007 года Президент РФ В.В. Путин подписал Федеральный закон «О внесении изменений в статью 1 Федерального закона «О днях воинской славы и памятных датах России», который установил в стране новую памятную дату – День Героев Отечества (9 декабря). «Россияне, отмеченные  почётным званием героев, достойны, чтобы у них был собственный праздник».

Воспитатель: Но кто такой герой? Давайте попытаемся поразмышлять обэтом:

1. Кто такой герой?

2. Можно ли сейчас в XXI веке стать героем?

3. Какой человек может совершить подвиг?

Воспитатель: Давайте попробуем дать определение слову герой.

Сегодня мы поговорим о том, кто такой герой, какими качествами он должен обладать, узнаем имена некоторых героев.

-Какого человека можно назвать героем? В словаре С.И. Ожегова слово герой определяется так: «Герой - человек, совершающий подвиги, необычный по своей храбрости, доблести, самоотверженности. (Герои Великой Отечественной войны, Герои труда, спорта, Герои нашего времени.)

- А как вы объясните значение слова подвиг?

Воспитанники: Это героический поступок.

Воспитатель: Подвиг - это самоотверженный героический поступок.

- Поступок имеет большое значение в жизни человека, он может в какой то мере определить человека в целом: его отношение к окружающим людям, к друзьям, самому себе.

- Давайте вместе подумаем над тем, что же такое поступок?

Нельзя действия и поступки считать одним и тем же.

Ваши предположения.

Воспитанники: Поступки -это, как человек ведет себя в той или иной ситуации. Он может совершить поступок или не совершить его, остаться трусом.

Воспитатель: Действия и поступки – разные вещи. Действия происходят постоянно, а иногда даже мы их не замечаем.А поступок – это как решающий шаг, это своеобразный выбор, который человек делает наедине с собой. Такой шаг бывает разным по своему значению, он всегда характеризует человека, говорит о его качествах характера. Не зря народная мудрость гласит: “Завтрашний характер в сегодняшнем поступке”. И хотелось бы, чтобы вы, ребята, приняли близко к сердцу, что именно в каждом сегодняшнем поступке, вашем сознательном выборе решения, как поступить – закладывается завтрашний характер, а значит частичка героического самоотверженного поступка. Но совершить любой поступок, а тем более подвиг непросто, нужна воля, упорство человека, совесть. Прошу подумать и высказаться в конце о том, как бы я повел себя на месте героя? Смог бы я преодолеть все трудности, пожертвовать своей жизнью, совершить подвиг?

Воспитатель: Что мы узнали из истории праздника на выставке в библиотеке?

Воспитанник:  Свою историю данный праздник ведет еще с 18 века. Императрицей Екатериной II —был учрежден орден Святого Георгия Победоносца. Орденом награждали воинов, проявивших в бою неудержимую отвагу, смелость и находчивость. Известно, что кавалерами этого ордена стали 4 человека, среди которых великий русский полководец М.И. Кутузов.

  Полный кавалер ордена Святого Георгия — Михаил Илларионович Кутузов. Прославленный полководец, генерал-фельдмаршал, светлейший князь. Герой Отечественной войны 1812 года. Этот прославленный русский полководец всю свою жизнь, весь свой боевой путь от прапорщика до генерал-фельдмаршала прошел вместе с Русской армией. Войска под его участвовали во всех войнах, которые вела Россия в конце XVIII - начале XIX веков.

Воспитатель:С 1939 года за военные заслуги перед Отечеством героев стали награждать Звездой Героя Советского Союза. Медаль "Золотая Звезда" – советская государственная награда. Данная награда была установлена в качестве знака отличия к званию Герой Советского Союза. В Советском Союзе это звание было присвоено почти тринадцати тысячам человек. Большая часть орденов была присвоена во время и после Великой Отечественной войны 1941-1945 годов.

 Много подвигов было совершено во время Великой отечественной войны, многие стали героями и были награждены высшими наградами: медалью «Золотая Звезда» и званием Героя Советского Союза.

  Маршалу Георгию Константиновичу Жукову звание Героя Советского Союза было присвоено четыре раза.

Вопитатель: А как вы думаете почему Герой получает награду именно звезду?  Задолго до изобретения компаса, люди уже странствовали и по морям и по пустыням, находя свой путь по солнцу и звездам. И заметили путешественники на небе самую яркую звезду. Назвали они ее «Путеводной», важнейшим ориентиром, который не давал потеряться в бескрайних просторах морей и пустынь. Вот герои – тоже, как путеводные звезды – указывает верное направление в нашей жизни, не дают забыть о долге, чести, смелости.

Воспитатель: Герой России - высшее звание, присваиваемое за заслуги перед государством, связанные с совершением геройского подвига. Оно было учреждено 20 марта 1992 года, и заменило звание Героя Советского Союза. Это звание стало первым в иерархии государственных наград России. Герою Российской Федерации вручается знак особого отличия – медаль «Золотая звезда». Посмотрите на картинки. Чем отличаются эти медали друг от друга?

Воспитанники: В основном ничем, только орденской ленточкой, медаль России имеет белую, синюю, красную полосы.

Воспитатель: А можно ли стать героем в мирное время? Некоторые думают, что герои остались на страницах книг, что они бывают только во время войны, как мы читали  и обсуждали героя Леньку в «Сыне артиллериста»  Константина Симонова. Но в любые времена есть место подвигу, а значит и в наше время есть герои, готовые пожертвовать самым близким во имя родных, друзей, своей родины. Подвиг всегда связан со смелостью, отвагой и мужеством, поэтому и в наше время всегда есть место подвигу. Давайте познакомимся с героями нашего времени.

Воспитатель: Воспитанниками нашей группы подготовлена презентация уже далеких, но в то же время близких событиях, происходивших с нашими героями.

Воспитанник:17 марта 2016 Александр Прохоренко, находившийся неделю в тылу противника, был окружен боевиками ИГИЛ в районе пункта Тадмор  в Сирии. Старший лейтенант вступил в бой с террористами и,  не желая сдаваться в плен, вызвал авиаудар на себя. Вместе с погибшим героем Александром Прохоренко были уничтожены и окружавшие его боевики.

Воспитатель:Вы видите, как перекликается «Сын артиллериста» военного времени с героем настоящего. Вот посмотрите наш ученик Дима нарисовал картину, посвященную А. Прохоренко, «Вызываю огонь на себя» называется и занял третье место  в городском конкурсе «Героям Отечества -Слава!» Памятник герою открыли в Оренбурге.

Воспитанник:Олег Анатольевич Пешков в качестве командира экипажа фронтового бомбардировщика СУ-24 совершая боевой вылет 24 ноября 2015 был сбит ракетой турецких ВВС в провинции Латакия и упал на сирийской территории.  Экипаж сумел катапультироваться. Пешков погиб во время приземления с парашютом  в результате  обстрела с земли  боевиками.  Это было нарушением  п.1 ст.42 Протокола Женевской Конвенции 1949 года «Ни одно лицо, покидающее летательный аппарат, терпящий бедствие не подвергается нападению в течение своего спуска на землю».

Воспитанник:Зиничев Евгений Николаевич  погиб во время ведомственной съемки для учебного фильма  МЧС, когда пытался удержать поскользнувшегося у края  обрыва сотрудника  съемочной группы.

Воспитанник:20 лет назад  в ночь с 29 февраля на 1 марта 2000 в Аргунском ущелье на высоте 776.0  в жестоком неравном бою с международными боевиками полегла 6рота 2 батальона 104 полка Псковской дивизии.

Воспитанник: Рота преградила путь террористам , пытавшимся прорваться из Аргунского ущелья в Дагестан, чтобы устроить там масштабную диверсию. Их было более 2 тысяч против 90 десантников, из которых только шестеро остались живы.

Игорь Сергеев, в ту пору министр обороны, в своей речи помимо слов о мужестве и героизме павших сказал: «Бандиты предлагали немалые деньги , чтобы их пропустили через ущелье, но десантники на сделку не пошли. Комбат и его бойцы приняли бой».

Воспитанник:1 марта в 3 часа утра к окружению смогла прорваться группа солдат во главе с майором Александром Доставаловым, который самовольно нарушив приказ покинул оборонительные рубежи 4 роты и вышел на помощь  к 6 роте. Рейд майора продлил оборону 2 часа.

Бой шел 3 суток. Когда кончились снаряды и патроны, сражение переросло в рукопашную схватку. Но силы были не равны. Почти все десантники были убиты или ранены. А бандиты все шли и шли. Вдруг к месту боя подлетел наш вертолет. Дал один залп и улетел.

Воспитанник: Никто к ним больше не прорвался. Комбат Евтюхин Марк Николаевич вызвал огонь, лучше умереть чем сдаться.

Воспитанник: После гибели комбата Доставалова последний оставшийся в живых смертельно раненный офицер приказал солдатом пробиваться к своим: « Ползите к обрыву и прыгайте, я прикрою. Пусть хоть кто-то останется живой и расскажет, как все было».

Воспитатель: Вы все многое узнали о героях, прошу ответить на вопрос : как бы я повел себя  в трудной ситуации, смог бы я выполнить долг перед родиной до конца?

Елисей: Трудно нам в нашем возрасте представить, как бы я повел себя в критической ситуации, может быть совершил поступок, а может нет, нам сейчас трудно принимать решение. Хотя многие дети совершают поступки, спасая детей на воде, вынося людей из горящего дома. Чтобы правильно ответить на этот вопрос, нужно находиться в подобной ситуации.

Лера: Нужно с детства воспитывать в себе волю и стараться делать все, чего даже не хочешь. Учиться анализировать ситуации и принимать правильное решение, тогда ты получаешь жизненный опыт, который  может пригодиться в неожиданных ситуациях.

Артем: Это сложно, научиться думать о других, но это надо.

Алена: Я бы , наверное, не смогла, трусиха. Хотя кто знает.

Воспитанник 1

Издревле в России рождались Герои,

 Во славу Отчизны на подвиг идя,

Немало имен помнит книга историй,

То гордость России, её сыновья!

 Герои родины — как много в этом смысла!

 И честь, и храбрость в этих двух словах.

Героями нельзя стать слишком быстро.

 Герой лишь тот, кому неведом страх.

 Всем тем, кто храбро воевал с врагами,

Кто мужествен, решителен и смел,

Присвоить можно звание героя,

 И кто свершил немало важных дел!

Воспитатель: Герой никогда не умрёт, пока память в народе живёт. Золотые звезды льют из одного металла - независимо от того, чем прославился человек. Героями не рождаются, ими становятся. Неважно где, на войне или при спасении жизни людей на пожаре, за особые отличия в труде или в спорте. В обычной жизни этих людей мало что отличает от остальных. Но все они носят особое высокое звание – Герои России.

Воспитатель:В заключении вы должны ответить еще на вопрос: Вы смогли эмоционально пережить подвиги героев вместе ними? Спрашивать понравилось или не понравилось занятие, пожалуй, не этично. Но если  вы  переживали, то занятие провели не зря.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Методическая разработка воспитательского занятия "Моя Родина"

На занятии ребята смогут познакомиться с символикой Российской Федерации, узнать о происхождении слова "Родина". На занятии прививается любовь к Родине....

Методическая разработка воспитательского занятия по народному фольклору

Мифические существа упоминаются в различных жанрах русского фольклора: в пословицах и заговорах, в песнях и былинах, в сказках и преданиях, в легендах и анекдотах.Среди множества образов русской демон...

Методическая разработка внеклассного мероприятия «Героям Отечества забвения нет»

Во все времена у всех народов всегда ценились храбрость и стойкость ратных людей. Не является исключением и наше Отечество. Так случилось, что на протяжении всей своей истории Россия была вынуждена по...

Методическая разработка воспитательского занятия «Что я знаю о самокате?»

Данное занятие рассчитано на учащихся 11 лет. Познакомит с историей самоката, пользой от использования,  с правилами безопасного передвижения на самокате и еще раз напомнит о ПДД....

Методическая разработка воспитательного часа "Герои Отечества.Храним в сердцах каждого."

Методическая разработка урока, посвящённого Дню Героев Отечества для 5-х классов...

Методическая разработка воспитательского занятия "Правила поведения в школьной столовой"

Коррекционный-развивающее занятие для 6 класса "Правила поведения в школьной столовой"...

Методическая разработка воспитательского занятия "Наше окружение"

Коррекционный-развивающее занятие для 6 класса "Наше окружение"...