ПРОГРАММА летнего экологического лагеря кратковременного пребывания детей и подростков «Путешествия по оленьим тропам»
рабочая программа
Лето – наилучшая пора для общения с природой, постоянная смена впечатлений, встреча с неизвестными уголками природы, здоровье. Это время, когда дети имеют возможность снять психологическое напряжение, накопившееся за год, внимательно посмотреть вокруг себя и увидеть, что удивительное рядом.
Экологическое воспитание в условиях летних лагерей является одной из наиболее эффективных форм, так как способствует освоению социализации и реализации школьников за счет включения их в конкретно значимую природоохранную деятельность. Только непосредственное включение ребят в природоохранную и просветительскую деятельность необходимо для формирования личности, способной жить в гармонии с природой.Создание летнего лагеря кратковременного пребывания детей и подростковс экологической направленностью является актуальной.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
puteshestviya_po_olenim_tropam._vakilova.docx | 45.31 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное бюджетное образовательное учреждение
дополнительного образования «Тазовский районный Дом творчества»
ПРОГРАММА
летнего экологического лагеря
кратковременного пребывания детей и подростков
«Путешествия
по оленьим тропам»
Составила: Г.В.Вакилова, методист
п.Тазовский,
2020 г.
Паспорт программы
Наименование программы | Программа экологического лагеря кратковременного пребывания детей и подростков «Путешествия по оленьим тропам» |
Разработчики программы | Галина Валентиновна Вакилова, методист |
Участники программы | Дети в возрасте 6,5 - 14 лет. |
Цель программы | Расширить знания ребят об окружающей живой природе, способствовать формированию бережного отношения к ней. |
Задачи программы |
|
Принципы реализации программ |
к окружающему миру.
|
Формы и методы | - тематические программы; |
Сроки и этапы реализации программы | I этап. Подготовительный – апрель – май 2020 г. II этап. Организационный – 03.08.2020 г. III этап. Основной – 03.08 - 14.08. 2020 г. IV этап. Заключительный – 17 .08. 2020 г. |
Основные программные мероприятия | Направления:
|
Ожидаемые конечные результаты реализации программы | - Повышение уровня экологической культуры. |
I. Пояснительная записка
«Мы – хозяева нашей Родины и она для нас
кладовая солнца с великими сокровищами жизни»
М. Пришвин
Тундра,
я тебя и на мгновенье
не могу представить
без оленей -
с их извечно
гордою походкой,
с их, как вихрь,
и бегом, и полетом...
Затевается игра!
Завтра будут оленята,
Оленята и ребята
Чуть постарше, чем вчера!
Л.Лапцуй
Лето – наилучшая пора для общения с природой, постоянная смена впечатлений, встреча с неизвестными уголками природы, здоровье. Это время, когда дети имеют возможность снять психологическое напряжение, накопившееся за год, внимательно посмотреть вокруг себя и увидеть, что удивительное рядом.
Для того, чтобы воспитание в летнее время стало полноценной социально-педагогической деятельностью, необходимо открытие летних лагерей дневного пребывания, кратковременного пребывания. Система летнего лагеря с экологической направленностью является способом организации жизнедеятельности участников лагеря, представляющий собой целостную и упорядоченную совокупность взаимодействующих компонентов, содействующих развитию личности участника.
На базе нашего общеобразовательного учреждения, МБОУ ДО «Тазовский районный Дом творчества», этим летом открывается летний экологический лагерь кратковременного пребывания детей и подростков «Путешествия по оленьим тропам».
Экологическое воспитание в условиях летних лагерей является одной из наиболее эффективных форм, так как способствует освоению социализации и реализации школьников за счет включения их в конкретно значимую природоохранную деятельность. Только непосредственное включение ребят в природоохранную и просветительскую деятельность необходимо для формирования личности, способной жить в гармонии с природой.
Создание летнего лагеря кратковременного пребывания детей и подростков с экологической направленностью является актуальной. В современном мире проблемы окружающей среды приобретают поистине глобальный характер. На первый взгляд может показаться, что экологические проблемы в основном имеют отношение к городам. Однако на практике наблюдается изменение характера почв, воды, окружающей среды. Поэтому сохранение среды приобретает первостепенное значение. Детям, живущим в сельской местности, эти проблемы близки и понятны. Чем больше людей будут рассматривать природу как объект своей заботы, тем эффективнее окажутся усилия общества по ее охране.
Новизна данной программы заключается в том, что весь период насыщен разноплановой интересной деятельностью, четким режимом жизнедеятельности, действует латентный характер помощи и поддержки детей лагеря.
Цель программы: расширить знания ребят об окружающей живой природе, способствовать формированию бережного отношения к ней.
Задачи:
- расширение экологических знаний, полученных при изучении школьных предметов;
- формирование у детей активного и ответственного отношения к окружающей среде;
- максимальное использование возможностей природного окружения;
- выявление ребят, склонных к исследовательской деятельности в области экологии;
- организация активного отдыха и оздоровления детей;
- развитие творческих и коммуникативных способностей ребят.
Принципы:
Программа летнего экологического лагеря кратковременного пребывания детей и подростков опирается на следующие принципы:
- Принцип нравственного отношения друг к другу, к окружающему миру.
- Принцип творческого отношения к делу.
- Принцип добровольности участия в делах.
- Принцип учета возрастных особенностей детей.
- Принцип доступности выбранных форм работы.
Участники программы
Лагерь комплектуется на август 2020 года из числа детей в возрасте 6,5 - 14 лет, продолжительность пребывания в лагере 12 дней, количество детей 25 человек. При комплектовании особое внимание уделяется детям из малообеспеченных, неполных семей, а также детям, находящимся в трудной жизненной ситуации.
Формы и режим занятий
Форма занятий групповая. Занятия проводятся с элементами игры. Программа используется в лагере при Доме творчества. Она рассчитана на одну лагерную смену, т. е. 12 дней.
Сопутствующими технологиями являются коммуникативная, групповая, ТАД (творчество, активность, действие) и др.
Эти технологии обеспечат достижение поставленных организационных и методических идей.
Игровая технология раскроет творческий потенциал ребенка, разовьет интеллектуальные, творческие и физические способности, сформирует навыки позитивного общения со сверстниками, привлечет ребят к сознательному выбору активного и здорового образа жизни.
Совещание – это метод коллективной выработки решений или передачи информации, основанный на данных, полученных непосредственно от участников групповой работы.
Цель совещания: взаимная ориентация участников, обмен мнениями, координация планов, намерений, мотивов, жизненного и профессионального опыта.
Мозговой штурм – групповое генерирование большого количества идей за относительно короткий отрезок времени. В его основе лежит принцип ассоциативного мышления, и взаимного стимулирования. Этот метод ослабляет стереотипы и шаблоны привычного группового мышления, и при этом никто не отмалчивается и «ценные мысли не сохнут на корню». Проводится он при остром дефиците творческих решений и новых идей.
Достоинства этого метода:
- снижается критичность и закрытость мышления, что способствует развитию творчества, оригинальности, формирует позитивную установку человека по отношению к собственным способностям;
- участникам предоставляется возможность проявить сочувствие, одобрение и поддержку друг другу;
- эффективно преодолеваются внутренние логические и психологические барьеры, снимаются предубеждения, осознаются стереотипы.
Ситуационно-ролевые и деловые игры – позволяют моделировать, обсуждать и реально проигрывать по ролям различные ситуации из области профессиональной деятельности, включая процессы межличностного и группового общения.
Формы и методы работы по программе, которые будут использоваться:
- тематические экскурсии;
- познавательные игры и викторины;
- спортивные игры и соревнования;
- психологические игры;
- игровые тестирования, опросы, анкетирование;
- беседы, семинары, исследовательская работа, «круглые столы» по обсуждению достигнутых результатов.
- занятия на природе;
- изготовление поделок, гербариев, выпуск экологической газеты.
- концерты, фестивали, акции.
Сроки и этапы реализации программы:
Программа рассчитана на апрель-август 2020 г. и раскрывает следующие этапы и сроки реализации:
I этап. Подготовительный – апрель – май 2020 г.
II этап. Организационный –03.08. 2020 г.
III этап. Основной – 03.08 - 14.08. 2020 г.
IV этап. Заключительный – 17 .08. 2020 г.
I этап. Подготовительный – апрель – май 2020 г.
Этот этап характеризуется тем, что до открытия летнего экологического лагеря кратковременного пребывания детей и подростков начинается подготовка к летнему сезону. Деятельностью этого этапа является:
∙ проведение совещаний при директоре и заместителе директора по воспитательной работе по подготовке Дома творчества к летнему сезону;
∙ издание приказа по учреждению об открытии летнего экологического лагеря кратковременного пребывания детей и подростков;
∙ разработка программы деятельности летнего экологического лагеря кратковременного пребывания детей и подростков «Путешествия по оленьим тропам»;
∙ подготовка методического материала для работников лагеря;
- отбор кадров для работы в летнем экологическом лагере;
- составление необходимой документации для деятельности лагеря (план-график, положение, должностные обязанности, инструкции т.д.)
- комплектование отрядов.
II этап. Организационный – 3 августа 2020 г.
Основной деятельностью этого этапа является:
∙ встреча детей, проведение бесед по выявлению лидерских, организаторских и творческих способностей;
∙ запуск программы «Путешествия по оленьим тропам»;
∙ знакомство с правилами жизнедеятельности лагеря.
- выявление и постановка целей развития коллектива и личности;
- сплочение отрядов;
- формирование законов и условий совместной работы;
- подготовка к дальнейшей деятельности по программе.
III. Основной этап – 03.08 по 14.08. 2020 г.
Данный этап включает реализацию основных положений программы. Участники летнего экологического лагеря кратковременного пребывания детей и подростков;
∙ познают, отдыхают, трудятся;
∙ делают открытия в себе, в окружающем мире;
∙ помогают в проведении мероприятий;
∙ учатся справляться с отрицательными эмоциями, преодолевать трудные жизненные ситуации;
∙ развивают способность доверять себе и другим;
∙ укрепляют свое здоровье;
∙ вовлечение детей и подростков в различные виды коллективно- творческие дела;
Во время реализации программы воспитанники оформляют отрядные уголки с экологической тематикой, здорового образа жизни, выставку рисунков, поделок.
IV. Заключительный этап – 17 августа 2020 г.
Основной идеей этого этапа является:
∙ подведение итогов смены;
∙ анализ предложений детьми, родителями, педагогами, внесенными по деятельности летнего профильного экологического лагеря в будущем.
Ожидаемые результаты
- Повышение уровня экологической культуры.
- Укрепление и оздоровление детского организма: формирование полезных привычек (утренняя зарядка, соблюдение правил личной гигиены), развитие физических качеств (силы, ловкости, быстроты, выносливости).
- Эмоциональная разгрузка, снятие напряжения после учебного года.
- Развитие творческой и исследовательской активности каждого ребенка, творческий рост детей.
- Приобретение детьми опыта общения со сверстниками в новых для них условиях.
- Развитие лидерских качеств.
- Выпуск школьной экологической газеты.
- Эстетическое оформление клумб участка возле Дома творчества.
II. Основные программные мероприятия
№ | Направления | Способы и формы проведения |
1 | Правила поведения на природе | Ознакомление с правилами поведения в тундре, у водоёмов. Беседа- урок о лекарственных травах,трудовой десант, игра-викторина. |
2 | Тундра, озеро, река. Знакомство с окрестными экосистемами | Беседы об экосистемах, его обитателях, растениях, роль человека в экосистеме. Игра-викторина. Экскурсия в тундру, к речке, к озеру. |
3 | Практикум «Озеленение территории возле Дома творчества» | Значение озеленения территории. Влияние на здоровье людей деревьев и кустарников. Посадка, пересадка цветов на школьной клумбе. Круглый стол по обсуждению достигнутых результатов. |
4 | Экология и окружающая среда. Изучение экологического состояния улиц населённого пункта. | Цель: Изучение экологического состояния улиц населённого пункта. Трудовой десант. Анкетирование. Круглый стол. |
5 | Лекарственные растения в окрестностях поселка. | Изучение лекарственных растений. Занятия на природе. |
6 | Охрана окружающей среды
| Беседа об охране окружающей среды. Выпуск газеты, бюллетеней. Акция. |
I этап – Знакомство с моделью экологического лагеря – сюжетно-ролевой игрой “ Путешествия по оленьим тропам ”.
Для создания в лагере экологической атмосферы гармоничного существования с природой и друг с другом предлагается проведение имитационной игры “ Путешествия по оленьим тропам ”.
В основе сюжета смены - организация жизнедеятельности туристической базы со своей историей, традициями и законами.
Цель: создание условий для социального становления личности ребенка, осознания себя как часть природы и общества.
Результат: способность детей принимать ответственные самостоятельные решения, формирование активной жизненной позиции к своему здоровью.
Правила игры “ Путешествия по оленьим тропам ”.
Действие игры происходит в туристической базе. Все, принимающие участие в игре (в том числе и взрослые) являются туристами. Они имеют ряд прав и обязанностей, отраженных в Законах базы. Проект закона обсуждается и принимается на общем собрании открытым голосованием.
Каждый отряд изображает схему-план своей территории, выбирает командира (командир может выбираться ежедневно, чтобы все ребята смогли побывать в этой должности – должности руководителя).
Программа лагеря подразделяется на:
– общие программы и мероприятия;
– занятия мероприятия в составе туристической базы;
– индивидуальные занятия.
В лагере действует система поощрения:
1) Система коллективного поощрения участников лагеря:
а) каждый день отряд зарабатывает за активность и творчество баллы: максимальное количество – 3 балла – “отлично”, 2 балла – “молодец”, 1 балл – “подтянись”, которые на кружках разного цвета (отряд сам выбирает себе цвет) остаются на карте туристической базы в конце смены;
б) на карте каждого отряда есть дерево достижений, на котором вначале смены нет ни плодов, ни листьев, ни цветов. Ими юные туристы будут награждаться за различные успехи во время игры. Чем больше успехов, тем дерево зеленее, красивее и вкуснее.
2) Система индивидуального оценивания деятельности участников лагеря:
а) успешное участие в жизни туристической базы поощряется медалью “Лидер путешествия по оленьим тропам”;
б) особые спортивные достижения подтверждаются грамотой “В здоровом теле - здоровый дух!”;
в) хорошие показатели в трудовой терапии отмечаются Дипломом академии наук туристической базы.
II этап – основной период проходит под девизом “Понимание друг друга и природы!”
Задачи этапа:
- постепенное включение туристов в совместную жизнь;
- создание условий самореализации и саморазвития детей.
Начинает действовать система стимулов и поощрений, туристы включаются в Приключения по оленьим тропам – природоохранная и созидательная деятельность в лагере. Законы, принятые в лагере, соблюдаются сознательно.
Этот период насыщен интеллектуальными и развлекательными мероприятиями, конкурсами, викторинами, акциями, проектами, потому на этом этапе раскрываются и развиваются творческие способности ребят.
Дети учатся общению друг с другом и окружающей средой. Проводятся различные исследования диагностики. При планировании жизнедеятельности лагеря учитываются даты международного календаря.
III этап – заключительный посвящен подведению итогов.
Задачи этапа:
- рефлексия участников лагеря (отзыв о смене, пожелания, советы);
- исследовательская работа обобщается и демонстрируется на научно-практической конференции;
- оглашаются победители в различных номинациях: коллективных и индивидуальных (желательно отметить каждое позитивное начинание и достижение ребенка или группы детей);
- проводятся все заключительные диагностики.
Режим работы
14.00 – 14.15 | - линейка |
14.15 – 15.00 | - подготовка к мероприятию |
15.00 – 17.00 | - трудовой десант |
- экологический ликбез | |
- практическое занятие | |
- оздоровительные мероприятия | |
- интеллектуальные игры | |
- развлекательные мероприятия | |
17.00 – 18.00 | - научная деятельность. Круглый стол. Подведение итогов. |
III. План-график реализации программы
№ | Направления | Мероприятия | Дата проведения | Ответственные |
1. | Охрана окружающей среды
| Начало пути Родник Дружбы - Экологический ликбез “Экология как наука” - Открытие лагеря | 03.08.2020 г. | Начальник лагеря, воспитатели, вожатые |
2. | Правила поведения на природе. | Остановка Река Знаний - Экологический ликбез “Организм среда. Среды жизни” - Просмотр и обсуждение кинофильма по экологической тематике | 04. 08.2020 г.
| Воспитатели, вожатые |
3. | Знакомство с окрестными экосистемами. | Остановка Залив Благородства - Экологический ликбез “Водная среда обитания” - Экскурсия на реку “Изучение разнообразия растительного и животного мира реки Таз” | 05.08.2020 г.
| Воспитатели, вожатые.
|
4. | Знакомство с окрестными экосистемами | Остановка Остров Помощи - Экологический ликбез “Сообщество. Особенности тундрового сообщества” - Экологическая эстафета | 06.08.2020 г.
| Воспитатели, вожатые. |
5. | Знакомство с окрестными экосистемами | Остановка Время Радости - Знакомство с малыми формами ландшафтной архитектуры - Поход в тундру | 07.08.2020 г. | Воспитатели, вожатые.
|
6. | Практикум «Озеленение территории»
| Остановка Равнина Сказок - Экологический ликбез “Экологическая ниша” - Конкурс экологических сказок - Посадка, пересадка цветов на клумбе. - Конкурс гербариев, рисунков, поделок. | 10.08.2020 г. | Воспитатели, вожатые. |
7. | Изучение экологического состояния улиц населённого пункта. Лекарственные растения в окрестностях поселка. | Остановка Мост Согласия - Конкурс рисунков на асфальте - Защита экологических плакатов - Беседа «Лекарственные растения Тазовского района» - Трудовой десант. | 11.08.2020 г. | Воспитатели, вожатые. |
8. | Экология и окружающая среда. | Остановка Озеро Надежды - Экологический ликбез “Природные факторы” - Посещение бассейна - Остановка возле озера, изучение флоры и фауны. | 12.08.2020 г. | Воспитатели, вожатые. |
9. | Охрана окружающей среды | Остановка Горы Загадок - Экологический ликбез “Чудо вокруг нас. Живые приборы” - Загадочная викторина по органическому миру - Выпуск бюллетеня. | 13.08.2020 г. | Воспитатели, вожатые. |
10. | Экология и окружающая среда. | Остановка Водопад Творчества - Экологический ликбез “Рациональное использование природных ресурсов” - Ток – шоу “Рациональное использование природных ресурсов” (конкурс экологической моды) - Конкурс поделок из природного материала - Закрытие туристической базы. | 14.08.2020 г. | Воспитатели, вожатые. |
IV. Методическое обеспечение программы:
Учебные и методические пособия:
∙ научная, специальная, методическая литература
(См. список литературы)
Материалы из опыта работы:
Дидактические материалы:
- Бланки анкет.
- Инструкции по обработке анкет и тестов.
- Рисунки, картинки, карты, атласы.
Методические разработки:
- Занятия по экологическим блокам. Рекомендации по проведению мероприятий. Разработки бесед, походов, конкурсов, экскурсий. Индивидуальная работа с детьми.
V. Ресурсное обеспечение программы:
Нормативно-правовой ресурс:
∙ Закон «Об образовании РФ»
- Конвенция о правах ребенка, ООН, 1991г.
- Положение о лагере кратковременного пребывания детей и подростков.
- Правила внутреннего распорядка лагеря кратковременного пребывания детей и подростков.
- Правила по технике безопасности, пожарной безопасности.
- Рекомендации по профилактике детского травматизма, предупреждению несчастных случаев с детьми в оздоровительном лагере.
- Инструкции по организации и проведению туристических походов и экскурсий.
- Приказы Управления образования.
- Должностные инструкции работников.
- Санитарные правила о прохождении медицинского осмотра.
- Заявления от родителей.
- Правила регистрации детей при поступлении и выбытии.
- Акт приемки лагеря.
- Планы работы.
Кадровый ресурс:
∙ В соответствии со штатным расписанием в реализации программы участвуют:
Координаторы смены:
- начальник лагеря,
- заместитель директора по ВР;
- звукорежиссер;
- педагоги дополнительного образования.
Кураторы отрядов:
- воспитатели отрядов (из числа педагогов).
Материально-технический ресурс:
|
Применение | Источник финансирования и материальная база |
Ответственные |
1 | 2 | 3 | 4 |
Кабинеты | Туристическая база | Материальная база Дома творчества: закупка канцелярских принадлежностей для творческих мастерских, отрядных дел, подготовки стендов и материалов для конкурсов | Начальник лагеря, воспитатели, технический персонал |
Спортивный зал | Занятия спортом, соревнования (в случае плохой погоды) | Материальная база Спортивной школы | Начальник лагеря, воспитатели |
Спортивная площадка | Линейка, проведение обще лагерных экологических мероприятий на воздухе, спортивные состязания | Территория возле Дома творчества, площадка возле магазина «Алекс» | Начальник лагеря, воспитатели |
Участок возле Дома творчества | Занятия на природе, изготовление гербариев | Материальная база Дома творчества | Воспитатели, администрация лагеря |
Актовый зал | Праздничные экологические мероприятия и концерты | Материальная база Дома творчества | Воспитатели, администрация лагеря |
Медкабинет | Медицинский контроль мероприятий лагерной смены | Материальная база Дома творчества | Медицинская сестра |
Районная библиотека | Литература для педагогов и детей лагеря экологической направленности | Материальная база Районной библиотеки | Воспитатели, администрация лагеря |
Методический кабинет | Творческая мастерская воспитателей. | Материальная база Дома творчества | Воспитатели |
Комнаты гигиены | Туалет, раздевалка | Материальная база Дома творчества | Начальник лагеря, воспитатели, технический персонал |
VI. Список использованной для разработки программы литературы:
- Алешин В.М., Серебряков А.В. Туристская топография. - М.: Профиздат, 1985.
- Григоренко Ю.Н., Кострецова У.Ю., Кипарис-2: Учебное пособие по организации детского досуга в детских оздоровительных лагерях и школе. – М.: Педагогическое общество России, 2002.
- Гузенко А.П. Как сделать отдых детей незабываемым праздником. Волгоград: Учитель, 2007.
- Дежникова Н.С., Иванова Л.Ю., Клемяшова Е.М., Снитко И.В., Цветкова И.В. Воспитание экологической культуры у детей и подростков: Учебное пособие / – М.: Педагогическое общество России, 2001.
5. Нещерет Л.Г. Хочу быть лидером! Выпуск 4.-Н. Новгород: изд-во ООО «Педагогические технологии», 2006.
6. Организация досуговых, творческих и игровых мероприятий в летнем лагере. С.И.Лобачева.Москва: ВАКО, 2007 г.
7. Туристская игротека: учебно-методическое пособие/ Под ред. Ю.С. Константинова. М..: Гуманит. Изд. Центр ВЛАДОС, 2000.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
"ТРОПИНКАМИ РОДНОГО КРАЯ" программа оздоровительно-образовательного лагеря отдыха «Дружба» с дневным пребыванием детей и подростков
Цель: Создание оптимальных условий для оздоровления, творческого развития и рационального использования каникулярного времени; способствование формированию эмоционально – ценностного отноше...
Программа летнего пришкольного оздоровительного лагеря «Солнышко» с дневным пребыванием детей и подростков на базе общеобразовательного учреждения «Праздник каждый день»
Актуальность программы « Праздник каждый день!»Каникулы – это время путешествий. К сожалению, не все дети и подростки могут все лето провести на море или выехать за пределы родной деревни. Перед воспи...
Презентация программы летней творческой площадки краткосрочного пребывания детей и подростков "Вместе"
Поддержка молодых людей оказавшихся в трудных жизненных ситуациях (многодетные семьи, дети – инвалиды детства, дети сироты)Развитие творческого, адаптивного и коммуникативного потенциала личност...
ПРОГРАММА летнего лагеря кратковременного пребывания детей и подростков «Тайна острова ОПЛОТ» (оздоровительный патриотический лагерь ответственных тазовчан)
Смена будет проходить в форме сюжетно-ролевой игры «Тайна острова ОПЛОТ». Сюжетно-ролевая игра как форма жизнедеятельности даёт большие возможности для формирования позитивной направленнос...
Рецензия на Программу летнего экологического лагеря кратковременного пребывания детей и подростков«Путешествия по оленьим тропам» МБОУ ДО «Тазовский районный Дом творчества»
Реце́нзия (от лат. recensio — осмотр, обследование) — жанр журналистики, а также научной и художественной критики. Рецензия дает право на оц...
ПРОГРАММА летнего лагеря кратковременного пребывания детей и подростков естественно-научной направленности «Лаборатория профессора Чудакова»
Увлекательная программа «Лаборатория профессора Чудакова» написана по мотивам мультсериала «Фиксики». В лаборатории профессора Чудакова всякое может случиться. Здесь ...
Программа летнего лагеря дневного пребывания детей «Летнее ассорти»
Данная программа является комплексной, т. е. включает в себя разноплановую деятельность, объединяет различные направления оздоровления, отдыха и воспитания детей на основе патриотизма и духовно-н...