Программа летнего пришкольного оздоровительного лагеря «Солнышко» с дневным пребыванием детей и подростков на базе общеобразовательного учреждения «Праздник каждый день»
рабочая программа на тему

Рыбакова Вера Васильевна

Актуальность программы « Праздник каждый день!»

Каникулы – это время путешествий. К сожалению, не все дети и подростки могут все лето провести на море или выехать за пределы родной деревни. Перед воспитателями и работниками летнего пришкольного лагеря стоит непростая задача, каким образом организовать отдых детей, чтобы они смогли полноценно отдохнуть, реализовать себя в деятельности, соответствующей возрасту, полу, потребностям, модным тенденциям и притязаниям ребят, используя при этом мало затратные формы организации отдыха в условиях сельской школы.
                       Программа «Праздник каждый день!» составлена таким образом, чтобы учащиеся смогли укрепить здоровье, приобрести жизненный опыт, научиться жить в обществе, чтить и уважать обычаи и традиции, получить новые знания о традициях.
В лагере будут отдыхать учащиеся младших и средних классов. 
Обязательным является вовлечение в лагерь  детей, находящихся в социально-опасном положении, детей, находящихся в трудной жизненной ситуации, ребят из многодетных, неполных и  малообеспеченных семей. 
Над реализацией программы летнего пришкольного лагеря с дневным пребыванием работает педагогический коллектив из числа  учителей  школы совместно с работниками учреждений дополнительного образования, учреждениями микросоциума: МО «Стёпанцевское», ГБОУЗ «Никологорская РБ Владимирская область,  Буторлинский ФАП», сельским клубом, библиотекой…ОДН ММ ОМВД России «Вязниковский»

Центром воспитательной работы лагеря является ребенок и его стремление к  самореализации.
Детям предоставлена свобода в определении содержания их отдыха. При планировании мероприятий детям предоставляется возможность вносить предложения, отстаивать их, выбирать, а затем воплощать в жизнь.
Режим дня лагеря соответствует обычному распорядку летних пришкольных лагерей

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл programma_ots_solnyshko_leto_2015_god.docx73.39 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

«Буторлинская общеобразовательная основная школа

Вязниковского района Владимирской области»
пришкольный оздоровительный лагерь

с дневным пребыванием детей и подростков

 «СОЛНЫШКО»




Программа

летнего пришкольного оздоровительного лагеря «Солнышко»

с дневным пребыванием детей и подростков

 на базе общеобразовательного учреждения 
«Праздник каждый день»
Рыбакова Вера Васильевна, социальный педагог

высшей квалификационной категории.

Актуальность программы « Праздник каждый день!»

Каникулы – это время путешествий. К сожалению, не все дети и подростки могут все лето провести на море или выехать за пределы родной деревни. Перед воспитателями и работниками летнего пришкольного лагеря стоит непростая задача, каким образом организовать отдых детей, чтобы они смогли полноценно отдохнуть, реализовать себя в деятельности, соответствующей возрасту, полу, потребностям, модным тенденциям и притязаниям ребят, используя при этом мало затратные формы организации отдыха в условиях сельской школы.
                       Программа «Праздник каждый день!» составлена таким образом, чтобы учащиеся смогли укрепить здоровье, приобрести жизненный опыт, научиться жить в обществе, чтить и уважать обычаи и традиции, получить новые знания о традициях.
В лагере будут отдыхать учащиеся младших и средних классов. 
Обязательным является вовлечение в лагерь  детей, находящихся в социально-опасном положении, детей, находящихся в трудной жизненной ситуации, ребят из многодетных, неполных и  малообеспеченных семей. 
Над реализацией программы летнего пришкольного лагеря с дневным пребыванием работает педагогический коллектив из числа  учителей  школы совместно с работниками учреждений дополнительного образования, учреждениями микросоциума: МО «Стёпанцевское», ГБОУЗ «Никологорская РБ Владимирская область,  Буторлинский ФАП», сельским клубом, библиотекой…ОДН ММ ОМВД России «Вязниковский»

Центром воспитательной работы лагеря является ребенок и его стремление к  самореализации.
Детям предоставлена свобода в определении содержания их отдыха. При планировании мероприятий детям предоставляется возможность вносить предложения, отстаивать их, выбирать, а затем воплощать в жизнь.
Режим дня лагеря соответствует обычному распорядку летних пришкольных лагерей. ( Приложение 1)




1. Цель программы: Создание условий дляорганизации полноценного отдыха и оздоровления учащихся школы в летний период. 
2. Задачи:
1. Создание условий для организованного отдыха детей. 
2. Проведение работы с детьми, сочетающей развитие и воспитание ребят с оздоровительным отдыхом.
3. Приобщение ребят к творческим видам деятельности, развитие творческого мышления.
4. Формирование культурного поведения, санитарно-гигиенической культуры, привитие навыков здорового образа жизни.
5. Формирование у ребят навыков общения и толерантности.
3. Принципы:
Программа летнего пришкольного лагеря с дневнымпребыванием детей и подростков «Солнышко» «Праздник каждый день!» опирается на следующие принципы:
1. Принцип гуманизации отношений: Построение всех отношений на основе уважения и доверия к человеку, на стремлении привести его к успеху. Через идею гуманного подхода к ребенку, родителям, сотрудникам лагеря необходимо психологическое переосмысление всех основных компонентов педагогического процесса.
2. Принцип соответствия типа сотрудничества психологическим возрастным особенностям учащихся и типу ведущей деятельности: Результатом деятельности воспитательного характера в лагере «Солнышко» является сотрудничество ребенка и взрослого, которое позволяет воспитаннику лагеря почувствовать себя творческой личностью.
3. Принцип демократичностиУчастие всех детей и подростков в программе « Праздник каждый день!»
4. Принцип дифференциации воспитания: дифференциация в рамках летнего оздоровительного лагеря предполагает:
- отбор содержания, форм и методов воспитания в соотношении с индивидуально-психологическими особенностями детей;
- создание возможности переключения с одного вида деятельности на другой в рамках смены (дня);
- взаимосвязь всех мероприятий в рамках тематики дня;
- активное участие детей во всех видах деятельности.
5. Принцип творческой индивидуальности: Творческая индивидуальность – это характеристика личности, которая в самой полной мере реализует, развивает свой творческий потенциал. 
4. Основные формы реализации программы. 
Летний пришкольный лагерь с дневным пребыванием детей и подростков «Солнышко» - это педагогическая система, способствующая развитию ребенка как личности, его духовного и физического саморазвития, возможности для воспитания трудолюбия, активности, целеустремленности, здорового образа жизни.
В основу реализации программы « Праздник каждый день!» положена деятельность детской общественной организации «Радуга».

Основные  формы и методы: социальная проектная деятельность и КТД в разновозрастных группах.

Воспитательная работа строится по следующим направлениям:

- духовно-нравственное

- экологическое

- гражданско-патриотическое.

(каждому направлению отведена одна неделя ( 6 дней)работы лагеря)


5. Участники программы.

1. Участниками программы « Праздник каждый день!» являются учащиеся школы, будущие первоклассники, дети  школы, педагогические и медицинские работники.

2. Возраст воспитанников лагеря с дневным пребыванием 6-17 лет.
3. Преимущество при зачислении в лагерь «Солнышко» с дневным пребыванием детей и подростков имеют дети из многодетных, неполных, мало обеспеченных семей, дети-сироты, дети, лишившиеся попечения родителей, дети-инвалиды, дети, находящиеся в социально-опасном положении, дети, находящиеся в трудной жизненной ситуации
4. Зачисление детей в лагерь производится в соответствии с заявлениями родителей или лиц, их заменяющих, оплаты путёвки и наличии медицинской справки. 
5. Комплектование педагогическими, медицинскими кадрами, обслуживающим персоналом осуществляет директор школы совместно с начальником лагеря.
6. Работники лагеря несут личную ответственность за жизнь и здоровье детей в пределах, возложенных на них обязанностей.

6. Функциональные обязанности сотрудников лагеря.

Кадровое обеспечение

Начальник лагеря:

  • организует, координирует и контролирует работу сотрудников лагеря;
  • обеспечивает безопасность жизни и здоровья детей и сотрудников лагеря;
  • оформляет необходимые документы на открытие и функционирование лагеря;

- руководит работой педагогического и вспомогательного персонала;
- отвечает за оформление в летний пришкольный лагерь с дневным пребыванием детей и подростков.
- составляет план работы на смену и подводит итоги своей работы;
- составляет и подбирает методические разработки воспитательных мероприятий, сценариев, праздников и т.п.
- организует вечера, праздники, походы, экскурсии, поддерживает социально значимые инициативы воспитанников в сфере их свободного времени, досуга и развлечений;
Воспитатель:

  • обеспечивает реализацию плана работы;
  • обеспечивает и отвечает за безопасность детей во время проведения культмассовых мероприятий; 
  • несет материальную ответственность за имущество, выданное на лагерь.
    7. Этапы реализации программы.

Структура лагерной смены,

  1. Подготовительный этап.

Этот этап характеризуется тем, что за 1 месяц до открытия пришкольного летнего оздоровительного лагеря начинается подготовка к летнему сезону. Деятельностью этого этапа является:
- проведение совещаний при директоре  по подготовке школы к летнему сезону;
- издание приказа по школе о проведении летней кампании;
- разработка программы деятельности пришкольного летнего оздоровительного лагеря с дневным пребыванием детей и подростков «Праздник каждый день!»;
- подготовка методического материала для работников лагеря;
- отбор кадров для работы в пришкольном летнем оздоровительном лагере;
- составление необходимой документации для деятельности лагеря (план-сетка, положение, должностные обязанности, инструкции т.д.)

          - создание информационного стенда для родителей и детей

  1. Организационный этап смены.

Этот период короткий по количеству дней, всего лишь 2-3 дня.Основной деятельностью этого этапа является:
- Встреча детей. Первичная анкета
- запуск программы «Праздник каждый день!»;
- формирование органов самоуправления, 
- знакомство с правилами жизнедеятельности лагеря.

- Отрядный уголок

- Первые мероприятия: . КТД на сплочение на лидерство. Экскурсия по лагерю. Игра «Развед-шоу»

- Огонёк организационного периода «Звездопад», «Незаконченное предложение», «Это я», «Расскажи мне о себе», «Любит, умеет, знает, надеется», «Летопись отряда – дети становятся в орлятский круг. Рассказ о лагере, о его законах, о лагерной легенде…»

  1. Основной этап смен:

Основной период смены-период личностной самореализации ребёнка. Главный мотив этого временного отрезка-поиск видов деятельности, позволяющих наиболее полно реализовать личностный творческий потенциал ребёнка.

- реализация основной идеи смены;
- вовлечение детей и подростков в различные виды коллективно- творческих дел.

Конкурсы, тематические огоньки, мастер-классы, в отрядном уголке отражается дневная деятельность отряда

  1. Заключительный этап смены.

Основной идеей этого этапа является:

- подведение итогов смены, творческие отчёты отрядов: выставки поделок, фотогазет, концерты, где показывают инсценировки из жизни лагеря.- итоговое анкетирование, выбор, методика опросника, игра в слова
- анализ предложений детьми, родителями, педагогами, внесенными по деятельности летнего пришкольного лагеря в будущем;  оформление прощальной газеты: «Как мы жили», «А напоследок я скажу..»,

- Прощальный огонёк «Комплимент»- выработка перспектив деятельности организации;

Игровая модель планирования лагерной смены
В основе развития лагерной смены лежит идея сюжетно-ролевой игры. С первых дней пребывания в лагере ребёнок вводится в игру. Цель, которой поддерживается педагогическим коллективом на протяжении всей смены. Игровая модель следующая: дети погружаются в игровую легенду о том, что территория лагеря это ………. Планета или……

 (ЛЕГЕНДА)

Структурно игра развивается в течение 18 дней и представляет собой проживание различных игровых, праздничных действий. В план каждой смены включается  организация приёма детей: проведение церемоний открытия и закрытия лагерной смены. В основе организации деятельности жителей Планеты лежит тематическая программа – период. Тематический период – 6 дней, включающих ряд мероприятий, объединённых одной идеей, это развивающие программы: «Край родной»- краеведение,«Зелёная планета»- экология, «Вдохновение»- художественно-эстетическое.

 Приложение № 2

8. Содержание программы
Организационно-педагогическая деятельность

- комплектование штата лагеря кадрами
- участие в семинарах по организации летнего отдыха для начальников лагерей, организованных Управлением образования г. Вязники
- совещание при директоре,  по организации летнего отдыха учащихся
- проведение инструктажей с воспитателями по технике безопасности и охране здоровья детей
- проведение родительских собраний «Занятость учащихся летом»Оздоровительная работа

Основополагающими идеями в работе с детьми в пришкольном летнем лагере является сохранение и укрепление здоровья детей, поэтому в программу включены следующие мероприятия:

  • ежедневный осмотр детей медицинским работником;
  • утренняя гимнастика;
  • принятие солнечных и воздушных ванн (в течение всего времени пребывания в лагере в светлое время суток);
  • организация работы библиотеки;
  • организация здорового питания детей;
  • организация спортивно-массовых мероприятий « Кто хочет стать спортсменом?», «Находчивый турист», «Вокруг спорта»
  • спортивные праздники; 

- спортивные эстафеты;
- подвижные спортивные игры;
- работа компьютерного кабинета;
- работа видео кабинета; 

Работа по сплочению коллектива воспитанников
Для повышения воспитательного эффекта программы и развития коммуникативных способностей с детьми проводятся:
- Игровая программа «Ты, да я, да мы с тобой!»
- Коммуникативные игры на знакомство «Как меня вы назовете…», «Снежный ком», «Угадай, чей голосок». 
- Игры на выявление лидеров «Верёвочка», «У меня зазвонил телефон», «Мисс и мистер лагеря»
- Игры на сплочение коллектива «Зоопарк – 1», «Заколдованный замок»,
«Шишки, жёлуди, орехи», «Казаки-разбойники», «Да» и «Нет» не говори!», 
«Джунгли зовут», «Конкурс фантазеров».
Профилактические мероприятия и мероприятия по предупреждению чрезвычайных ситуаций и охране жизни детей в летний период
Инструктажи для детей: «Правила пожарной безопасности», «Правила поведения детей при прогулках и походах», «Безопасность детей при проведении спортивных мероприятий», «Правила безопасного поведения на водных объектах и оказания помощи пострадавшим на воде»;
Беседы, проведённые с привлечением работников различных сфер деятельности: 
- Профилактические беседы медицинского работника: «Мой друг-носовой платок!», «Мой рост, мой вес», «О вреде наркотиков, курения, употребления алкоголя», «Как беречь глаза?»;
Игра-беседа «Уроки безопасности при пожаре» с просмотром видео материала;
Профилактическая беседа о правонарушениях несовершеннолетних с приглашением инспектора ОПДН; ОР ДПС ММ ОМВД России «Вязниковский»
- Конкурс рисунков на асфальте «Мир детства»;
- Инструкции по основам безопасности жизнедеятельности: «Один дома», «Безопасность в  квартире», «Правила поведения с незнакомыми людьми», «Правила поведения и безопасности человека на воде», «Меры доврачебной помощи»;
Работа по развитию творческих способностей детей
- Оформление отрядных уголков, стенных газет; 
- Ярмарка идей и предложений;
- Конкурсы рисунков. 
- Коллективно-творческие дела: «Мы рисуем на стене нашу летнюю планету» - знакомство с разными видами отдыха.
- Кружок «Компьютерный гений» - основы программирования; создание презентаций.
Мероприятия на развитие творческого мышления: загадки, кроссворды, ребусы, викторина «Красный, желтый, зеленый», конкурсная программа 
« Твои летние каникулы», «О братьях наших меньших», конкурс – игра «Музыка в нашей жизни», конкурс «Час самоделкина», интеллектуальная игра «Тематические загадки», конкурс – игра «Находчивый турист», «Герои моих любимых мультфильмов» и т.д.
- Итоговая выставка «В гостях у сказки»


Работа по экологическому развитию детей
- День леса, Своя игра «Мир воды», «Вода – чудесный дар природный», «Экология и….», «Природа – наш дом», дискуссия «Природа моего края»;
- Экскурсии: «Изучение разнообразия растительного и животного мира смешанного леса», « Изучение разнообразия растительного и животного мира луга».

Тематические прогулки в лес «Подготовка к конкурсам поделок из природного материала»;

- Конкурсы: «Очумелые ручки», «Лучший букет», конкурс рисунков «Моя зелёная планета»

- Игры: «Красная книга», «Угадай мелодию»-тема природы, «Экологическое лото», «По лесным тропинкам», «Знатоки родной природы»..

- Викторина «Твоя зелёная планета-Экологический лигбез «Наземно-воздушная среда обитания», «Организм, среда. Среды жизни», «Опустынивание и борьба с ним».

- Экологические десанты «Чистая природа»


Работа по  гражданско-патриотическому развитию детей

-Конкурс  рисунков  «Мы все такие разные»

-  Экскурсия  по  деревни  и составление схемы  улиц    деревни.

  Знакомство с картой – схемой «Наша – деревня» «История деревни в названиях улиц»

- Экскурсия «Достопримечательности деревни», «Памятные места деревни».

- Разведка добрых дел. «Кому нужна моя помощь?» Праздники  и  развлечения. «Традиции нашего народа».

- Народные  игры  на  свежем  воздухе

- Презентация семейных творческих работ«Мой папа – мастер на все руки».

- Беседа с творческим заданием «Моя семья – моя радость».Беседа. «Мои права и обязанности»

- Десант чистоты и порядка в лагере     «Зеленые ладошки земли».

- Музыкальный час.  «Люблю тебя, мой Буторлинский  край».  

- Сказочный марафон«В гостях у предков».  

- Встреча с местными  почетными  жителями  деревни.  Конкурс «Герб моей семьи». - - Игра.  «По каким правилам мы живем».

- Творческая деятельность «Пусть цветы радуют глаз».

-КВН «С чего начинается Родина?

Работа по духовно-нравственному развитию детей.

- Литературный праздник «Там на неведомых дорожках».

- Конкурсы:  рисунков по сказкам А.С. Пушкина», «День сказочных затей»

- Экскурсия в библиотеку,

- Обзор литературы «По страницам карельских сказок»,

- Карельские ремёсла. Мастер-класс «Береста»

- Творческая мастерская «Город мастеров»

Работа по привитию навыков самоуправления
- Выявление лидеров, генераторов идей; 
- Распределение обязанностей в отряде - ЧТП
- Закрепление ответственных по различным видам поручений;
- Дежурство по столовой, игровым комнатам;
Аналитическая деятельность по работе программы

«Праздник каждый день!»

- Ежедневная рефлексия (цветопись, дневник настроения
- Предварительный сбор данных на воспитанников лагеря «Солнышко» 
- Анализ лагерных мероприятий;
- Анализ работы программы «Праздник каждый день!» в заключительный день работы лагеря «Солнышко»;

9. Ожидаемые результаты выполнения программы 
деятельности лагеря и способы их отслеживания:
- общее оздоровление детей;
- пополнение жизни детей интересными социо-культурными событиями;

--привитие навыков самообслуживания; 

стабилизация межличностных взаимоотношений (тестирование);
- приобретение детьми опыта реагирования в затруднительных ситуациях


Приложение № 1
http://referat.znate.ru/pars_docs/tw_refs/59/58699/58699_html_1a1cbb3a.gif

 РЕЖИМ РАБОТЫ
ЛЕТНЕГО  ОЗДОРОВИТЕЛЬНОГО ЛАГЕРЯ

«СОЛНЫШКО»

при МБОУ «Буторлинская оош»




1. Прием детей                         8.30 – 9-00
 Линейка.
 Зарядка  

            Утро. Солнышко встаёт- спать ребятам не даёт. Чтобы быть весь день в порядке, надо сделать нам зарядку. Умываться, одеваться на линейку собираться. Пора-пора -   На линейку, детвора!


2. Завтрак                                  9.00 – 9-30
Каша, чай, кусочек сыра- вкусно, сытно и красиво

    3.Трудовые дела                   9-30 – 10-00

    4.Лагерные мероприятия 10.00 – 13.00

Лишь заслышим зов игры, быстро на улицу выбежим мы. Ждёт нас много забав интересных, соревнований, прогулок чудесных

     5.Обед                                   12 .30 – 13.00

Нас столовая зовёт. Суп  отличный и компот

6.. Занятия в игровых комнатах 14.00 – 14.30 

Кто-то любит танцевать, кто-то петь и рисовать, только бездельники час этот маются, а все ребята в кружках занимаются.

7.  Уход детей домой 14.30 

Приложение  № 2

Календарный  план  работы.

Неделя «Край, ты мой любимый»

1 день

1.Конкурс  рисунков  «Мы все такие разные»

2.  Знакомство с картой – схемой «Наша – деревня» «История деревни в названиях улиц» (экскурсия  по  деревни  и составление схемы  улиц    деревни).

3. Разведка добрых дел. «Кому нужна моя помощь?»

2  день.

1.Экскурсия «Достопримечательности деревни», «Памятные места деревни».

2. Праздники  и  развлечения. «Традиции нашего народа». Народные  игры  на  свежем  воздухе.

3. Презентация семейных творческих работ

  «Мой папа – мастер на все руки».

3 день

1.Беседа с творческим заданием «Моя семья – моя радость».

2. Десант чистоты и порядка в лагере     «Зеленые ладошки земли».

3. Музыкальный час.  «Люблю тебя, мой Буторлинский  край».

4 день

1. Сказочный марафон«В гостях у предков».

2.  Встреча с местными  почетными  жителями  деревни.

3.Разведка добрых дел. «Кому нужна моя помощь?».

5  день

1.  Конкурс «Герб моей семьи»

2. Разведка    «Кому нужна моя помощь?»

3.  Игра.  «По каким правилам мы живем».

6  день

1. Беседа. «Мои права и обязанности»

2. Творческая деятельность «Пусть цветы радуют глаз».

3.КВН «С чего начинается Родина?»

 Экологическая  неделя

«Зеленая планета»

День

Мероприятия

1 день —

«Здравствуй,

Лагерь!»

 ( июня)

1. Организационные мероприятия «Здравствуй, лагерь!»

2. Операция «Уют» - обустройство и оформление лагеря.

3. Тематическая прогулка в лес «Подготовка к конкурсу поделок из природных и бросовых материалов «Очумелые ручки».

2 день —

«День

творчества и красоты»

 ( июня)

1.Конкурс поделок «Очумелые ручки».

2. Конкурс на лучший букет.

3.Народные подвижные игры на воздухе.

4. Конкурс рисунков «Зеленая планета».

3 день —

«Всемирный день охраны окружающей среды»

( июня)

1. Игра «Красная книга»

2. Игра «В здоровом теле – здоровый дух».

3. Экологический ликбез “Организм, среда.  Среды жизни”

4. Просмотр и обсуждение презентации по экологической тематике

4день -       «День экологических знаний».

( июня)

1. Игра «Угадай мелодию». (песни о природе)

2. Экологический ликбез “Наземно-воздушная среда обитания”

3.Экскурсия в лес “Изучение разнообразия растительного и животного мира смешанного леса”.

4. Игра «По лесным тропинкам».

5 день – «Всемирный день борьбы с опустыниванием и засухой» ( июня)

1.  Экологический ликбез «Опустынивание и борьба с ним»

  Просмотр и обсуждение презентации по теме дня.

2. Игра «Экологическое лото».

3. Экологический десант «Чистая природа»

6 день —

«День

краеведения»

( июня)

  1. Игра «Знатоки родной природы».
  2. Экскурсия на луг “Изучение разнообразия растительного и животного мира  луга”.

3.   Викторина  «Твоя зеленая аптека».

Ежедневные мероприятия:

  1. Экологическая зарядка «Веселые зверята».
  2. Трудовой десант «Красивые клумбы, урожайные грядки»
  3. Беседы по безопасному образу жизни.

Художественно-эстетическая  неделя

«Вдохновение»

Мероприятия

Форма проведения

Ответственные

День   седьмой

 «День музыки и танцев»

Концертно-игровая программа «Музыкальный калейдоскоп».

Минутка здоровья «От чего зависит твое настроение»

Беседа «Владимирские музыкальные инструменты»

концерт

Воспитатели

День  восьмой

«Пушкинский день»

Литературный праздник « Там, на неведомых дорожках»

Конкурс рисунков по сказкам Пушкина.

Экскурсия в библиотеку.

Минутка здоровья: «Чистота-залог здоровья»

викторина,

конкурс рисунков

Воспитатели, мед.работник

День  девятый

«День   ИГРЫ»

Программа «Все игры в гости  к нам»

 Буторлинская игровая» (музейный урок)

Владимирские ремёсла. Мастер –класс «Народная кукла»

карельские игры

Воспитатели

День   десятый

«День сказок»

Игровая программа «День сказочных затей».

Конкурс поделок «Мой любимый сказочный герой»

Минутка здоровья «Витамины-наши друзья»

ролевые игры,

творческая мастерская

Воспитатели

День  одиннадцатый

«День России»

Символы государства.

Конкурс плакатов «Береги лес от пожара»

Минутка здоровья «Первая помощь при укусах насекомых».

викторина,

развивающие игры, конкурс плакатов

Воспитатели,

мед работник

День двенадцатый

 «День памяти»

 День памяти и скорби.

Экскурсия в музей.

Авто «Тревожное лето 41-го»

Воспитатели,

нач. лагеря

Приложение № 3

Тренинговые упражнения в летнем лагере

• определить уровень взаимопонимания в коллективе;

• сплотить коллектив;

• выявить в группе лидеров.

 Использовать не только в организационный период, но и в основной.

Башня

Материалы: обойная бумага (газеты), скрепки, скотч, клей, ножницы.

Задание: из предложенных материалов участникам необходимо построить башню как можно большей высоты.

Правила: участники делятся на две группы, у группы есть 10 минут для выполнения задания. Обсуждать словесно запрещается. (Можно с завязанными глазами, но с обсуждением.)

Выбор

Участники сидят в кругу.

Задание: по команде ведущего «Выбор!» каждый участник указывает вытянутой рукой на одного из других участников. Необходимо добиться такого выбора, в котором группа разбилась бы на пары. Если в группе нечетное количество участников, то задание считается выполненным, когда только один участник остался без пары.

Правила: участникам нельзя разговаривать друг с другом и вставать из круга.

Пальцы

Участники сидят в кругу.

Задание: всем участникам показать на счет «три» одно и то же количество пальцев на правой руке.

Правила: участникам нельзя разговаривать друг с другом. Каждый участник сжимает правую руку в кулак и выставляет вперед.

Четверо стоя

Участники сидят в кругу.

Задание: в группе в течение 5 минуты должны стоять четыре человека.

Правила: участникам нельзя разговаривать друг с другом, один участник может стоять только 5 секунд.

Печатная машинка

Участники сидят в кругу.

Задание: научиться работать в группе.

Правила: вожатый распределяет все буквы алфавита среди детей. Чем меньше группа, тем больше букв приходится на каждого. Участникам игры предлагается «напечатать» слова. Сначала короткие, затем длинные.

Узелки

Участники образуют круг и берутся за руки, причем руки одного человека должны быть сцеплены с руками разных людей.

Задание: не расцепляя рук, распутать узел и образовать круг.

Электрическая цепь

Отряд разбивается на пары. Партнеры садятся напротив друг друга, где соединяют руки и ступни, образуя таким образом электрическую цепь, по которой ток течет по сцепленным рукам и ногам.

Задание: встать, не разрывая электрической цепи. Затем объединиться по две пары друг с другом, чтобы получилась электрическая Цепь, состоящая из четырех человек. Задача остается прежней - встать всем вместе, не разрывая цепь. Когда этот этап благополучно завершен, снова объедините группы, чтобы образовать электрическую цепь, состоящую из восьми человек. В конце концов получится электрическая цепь, образованная всеми участниками, которые Должны подняться.

Биг-мак

Организуйте большой круг. Отряд разбивается на пары, и каждая пара выбирает словосочетание из двух слов, которые традиционно употребляются вместе (например, один партнер говорит: «Биг», а другой: «Мак»; один: «Ореховое», другой: «Масло» и т. д.). По условиям игры нужно закрыть глаза и не открывать их до конца события и, кроме того, можно произносить только свое выбранное слово. Теперь ведущий перемешивает команду так, чтобы партнеры были далеко друг от друга. Партнеры с закрытыми глазами, выкрикивая свое слово, находят друг друга. Как только пара воссоединилась, вожатый отводит ее с пути тех, у кого глаза еще закрыты. По завершении задания каждая пара сообщает всем участникам свое словосочетание.

Для этого упражнения очень важную роль играет площадка, которая должна быть большой.

Сидячий круг

Команда формирует тесный круг (плечи касаются). После этого попросите ребят повернуться на 90 градусов направо.

Задание: нужно медленно сесть на колени друг к другу и рукой коснуться плеча находящегося сзади человека.

Портрет отряда

Каждый член отряда на листе А4 рисует то, что, как ему кажется, наиболее точно выражает его натуру, его характер, его интересы. Каждый рисунок подписывается на лицевой стороне. Затем вес кладут свои рисунки на пол на то место, на какое захочет, кто-то положит в центре, кто-то, наоборот, подальше ото всех. Вожатый дает группе 5 минут для того, чтобы каждый переложил тот рисунок, который, как ему кажется, лежит не на месте. Как только 5 минут проходит, все отходят от рисунков и вожатый пододвигает рисунки таким образом, чтобы они создали плотный «ковер». Затем вожатый просит каждого человека разуться и встать на свой рисунок. Таким образом получается тесная группа. Потом можно склеить этот «портрет» и повесить его в отрядном уголке.

Бревно

Весь отряд становится на бордюр или на заранее начерченную линию. Задание группе - те, которые стоят по краям, одновременно начинают движение навстречу друг другу вдоль группы и должны поменяться местами. Самое главное, чтобы никто из отряда не сошел с бордюра.

Можно проводить упражнение так, чтобы не крайние менялись местами, а, начиная с первого человека, команда переправлялась на противоположный конец бордюра. В результате должна получиться та же линия, в том же порядке.

Кочки

Оборудование: «кочки» - небольшая дощечка, брусок, лист бумаги или другой вспомогательный предмет.

Обозначить две параллельные линии, находящиеся на расстоянии не меньше трех метров друг от друга. Задача команды - переправиться от одной линии до другой, не касаясь земли, используя «кочки».

Переправа

На определенной высоте (на уровне пояса среднего роста ребенка вашего отряда) натягивается веревка. Всей группе необходимо переправиться на другую сторону веревки, не задев ее. Пролазить под веревкой запрещается.

Обязательна страховка! Хорошо, если упражнение будет проходить на пляже, где смягчаются возможные падения.

Траст - фол

Постройте команду в две линии так, чтобы обе группы стояли лицом друг к другу. Попросите снять часы, кольца, браслеты, вытянуть руки вперед, согнуть их в локтях (угол 90 градусов). Руки чередуются между собой, образуя «колыбель» дляпадающего. Ладони обращены вверх и ни в коем случае не сцеплены ни между собой, ни с руками соседа сбоку или напротив. Колени страхующих слегка согнуты. Ведущий становится в линию на то место, куда придется наибольший вес падающего, что бы ни случилось, не убирать рук во время падения участника. Поставьте рядом с собой сильных ребят. По мере продвижения очереди вы можете изменять порядок линии, чтобы каждый участник испытал падение, но держите сильных ребят в середине.

Необходимо подготовить падающего:

• торс и ноги должны быть абсолютно прямыми, как струнка;

• руки скрещены на груди и сцеплены в замок;

• голова немного откинута назад;

• попросите снять очки и вынуть предметы из карманов.

Слова, которые обязательно должны быть сказаны перед падением:

• падающий: «Готовы страхующие?»;

• страхующие: «Страхующие готовы»;

• руководитель: «Падай».

После приземления покачайте товарища на руках.

Заключение: это упражнение на доверие и снятие комплексов (освобождение внутреннего «я». Попросите каждого поделиться опытом и чувствами, так как ощущения каждого индивидуальны.

Свечка

Для этого упражнения группа должна быть не слишком большой. Вся группа, кроме одного участника, становится в тесный круг. Участник становится в центр круга, скрещивает руки на груди, закрывает глаза и, не сгибая ног, держа тело в полном напряжении, падает в любую сторону. Группа держит согнутые в локтях руки гак, чтобы повернутые в центр круга ладони находились на уровне груди. Группа принимает падающего и аккуратно передает его по часовой стрелке.

Превращения

Каждый из участников будет по очереди «получать» какой-то представляемый предмет из рук своего соседа, предмет не материальный. Сосед будет «передавать» его участнику при помощи одних только жестов. «Получив» этот «предмет», участник должен будет проделать с ним какое-то действие (например, если это, по- вашему представлению, сережка, то померить ее на себя).Если участник не уверен, что понял правильно своего соседа, ничего страшного - пусть поступает дальше так, как понял, даже если потом окажется, что участник «получил» не то, что ему «передавал» его сосед.

Обязательно после упражнения провести обсуждение. Что вам передали? Что вы сделали с тем предметом, который вам передали? Легко ли вам было догадаться, что вам передают? Почему легко (сложно)?

Поменяйтесь местами

Стоящий в центре круга (ведущий) предлагает поменяться местами тем, кто обладает каким-то общим признаком. Например, ведущий говорит: «Поменяйтесь те, у кого есть сестры». И при этом все, у кого есть сестры, должны поменяться местами. А тот, кто в это время стоит в центре круга, должен успеть занять чье-нибудь место. Тот, кто останется в центре круга после того, как все займут места, будет ведущим. Когда упражнение завершится, попросить нескольких участников перечислить тех, у кого есть сестры, кто знает французский, кто умеет водить автомобиль, и пр.

Детектив

Пусть один из участников будет ведущим. Остальные игроки замрут в разных позах. Ведущий должен запомнить позы играющих, их одежду. А теперь ведущий выходит из комнаты. Играющие делают пять изменений в своих позах и одежде (не каждый - пять, а всего пять). Входит ведущий. Он должен вернуть все в исходное положение: внимательно посмотреть и найти пять изменений в позах и одежде играющих.

Зоопарк

Вожатый раздает участникам карточки, на которых написано название животного. Названия повторяются на двух карточках. К примеру, если одному участнику достанется карточка, на которой будет написано «слон», он должен знать, что у кого-то есть карточка, на которой также будет написано «слон». Каждый участник должен прочитать то, что написано на его карточке, но сделать это так, чтобы надпись видел только он один. Теперь карточку можно убрать. Задача каждого - найти свою пару. При этом можно пользоваться любыми выразительными средствами, нельзя только ничего говорить и издавать характерные звуки животного. Другими словами, все, что участники будут делать, они будут делать молча.

Когда участники находят друг друга, они становятся рядом, но продолжают молчать, не переговариваться. Только когда все пары будут образованы, вожатый проверяет, что получилось у участников. Когда все нашли свою пару, вожатый спрашивает по очереди у каждой пары: «Кто вы?», - и они ему отвечают. Возможные животные: слон, лошадь, обезьяна, верблюд, орел, медведь, собака, попугай, кошка, кенгуру, пантера, заяц, лев, еж, крокодил.

Фруктовый сад

Всем участникам на спину крепятся карточки с написанными на них названиями овощей и фруктов. Задача каждого участника, задавая вопросы любому из группы, - догадаться, каким фруктом или каким овощем он является. Нельзя задавать прямые вопросы, например: «Я - яблоко?», можно только задавать наводящие вопросы. На выполнение задания отводится определенное время - зависит от количества людей в группе. По окончании упражнения вожатый спрашивает у каждого участника, каким фруктом или овощем он является.

Дружеское рукопожатие

Вся группа становится в одну линию. Первый участник поворачивается к своему соседу, здоровается с ним за руку и говорит что-нибудь доброжелательное, затем он продвигается к следующему участнику, в то время как второй участник обменивается рукопожатием со своим соседом и т. д. Таким образом, все должны обменяться рукопожатием и добрыми словами.

Паровозик

Участники делятся на тройки, встают паровозиком друг за другом, кладут руки на плечи впередистоящего соседа. Первые два человека в тройке закрывают глаза, а последний человек остается с открытыми глазами. Он будет паровозом. Его задача - так направить свой паровоз, чтобы ни с кем не столкнуться. Задача вагончиков, человека в середине, в точности копировать и подчиняться движениям, указаниям машиниста, главного паровозика. Во время упражнения участникам необходимо обратить внимание на свои мысли и чувства в каждой роли. Упражнение проходит в полной тишине. Разговаривать нельзя.

Массаж по кругу

Все участники становятся в круг так, чтобы получился замкнутый паровозик, кладут руки на плечи впередистоящего и, начиная движения по кругу, мнут друг другу плечи, имитируя движения массажа.

Числовой круг

Участники сидят в кругу.

Задание: необходимо, чтобы каждый участник назвал одно число от 1 и до числа, обозначающего количество человек в группе. Участники называют числа в порядке возрастания. Вся группа должна «пересчитаться». Затем задание усложняется - необходимо досчитать с закрытыми глазами.

Правила: отмашку для начала дает вожатый, и ребята начинают считать. Если одновременно число назвали несколько человек, то счет начинают заново. Нельзя считаться по кругу.

Завершается организационный период смены массовым общелагерным мероприятиям. Обычно это бывает торжественное открытие смены, которое может включать в себя и торжественную линейку открытия, и визитные карточки всех отрядов, и смотр отрядных уголков, и открытие летней спартакиады, и, конечно же, вожатский спектакль.

Первичная  анкета:

1.Фамилия, имя, отчество _______________

2. Дата рождения: число _____, месяц ___, год ___

3. В какой класс перешел __________________

4. Я приехал в «Гравик» для того, чтобы _______

5. Вожатого представляю себе как______________

6. Мое самое любимое занятие_________________

7. Мои первые впечатления о «Гравике»_______

8. Каким должен быть экипаж вашего корабля___

9. Умеешь ли ты плавать?_____________________

10. Укачивает ли тебя в автобусе?______________

11. Есть ли у тебя аллергия (на что)?____________

12. Был ли ты в лагере раньше (каком)? .________

13. Любишь ли ты общаться с людьми?__________

14. Как ты относишься к спорту?________________

15. О себе хочу дополнительно сообщить________

Анкета – игра «Вот я какой!»

Цели:эта игра прекрасно подходит для начала смены . дети могут представить себя небольшому кругу своих товарищей по отряду, рассказать им о своих предпочтениях и интересах. Если дети пишут еще недостаточно бегло (младшие отряды), то им стоит  раздать предварительно размноженную анкету. Для детей постарше больше подходят открытые вопросы, позволяющие им давать развернутые и детальные ответы. В таком случае они могут сами сочинить вопросы, на которые им хотелось бы ответить. Например: «какое событие в твоей жизни в этом году затронуло тебя сильнее всего?», «Каким должен быть другой человек, чтобы ты захотел стать его другом?», «с какими взрослыми тебе интереснее и легче общаться?».

Материалы:каждому ребенку нужен один экземпляр анкеты и ручка или карандаш.

 

Анкета «Вот я какой!»

 

  1. Меня зовут________________________________________
  2. Мне______________лет.
  3. У меня_______________________________________глаза.
  4. У меня_________________________________________волосы.
  5. Улица, на которой я живу, называется________________.
  6. Моя любимая еда - ________________________________.
  7. Мой любимый цвет - ______________________________.
  8. Мое любимое животное - __________________________.
  9. Моя любимая книга - ______________________________

____________________________________________________.

  1. Моя любимая телевизионная передача - ______________.
  2. Самый прекрасный фильм, который я видел - _________

____________________________________________________.

  1. Я люблю в себе___________________________________.
  2. Моя любимая игра - _______________________________.
  3. Моего лучшего друга зовут________________________.
  4. Страна, в которую я бы хотел съездить - ______________.
  5. Лучше всего я умею________________________________.
  6. Моих братьев и сестер зовут - _______________________

____________________________________________________

____________________________________________________.

18.Самая главная моя цель - ___________________________

____________________________________________________

__________________________________________________________________________________

 

Инструкция:Прочитайте, пожалуйста, анкету, которую я вам сейчас раздам. Затем впишите в ней недостающие слова (10 минут). А теперь разбейтесь на четверки и прочитайте друг другу, что вы написали. Сравните свои  ответы с ответами других участников: «С кем из них у тебя больше всего общего?», «На какой вопрос тебе было труднее всего ответить?», «Чьи ответы показались тебе самыми интересными?».

 

 

 

Анкета для участников лагеря

.

Мальчишки и девчонки!

Мы рады Вас приветствовать сегодня и у нас!

Давайте познакомимся, пожмем друг другу руки.

Ответьте на вопросы: мы очень просим Вас.

 

  1. Как тебя зовут?
  2. Сколько тебе лет? Назови дату своего рождения?
  3. Твой домашний адрес и телефон?
  4. Напиши, пожалуйста, информацию о своих родителях: ф.и.о., место работы и должность, контактный телефон.

Мама ____________________________________________________

Папа_______________________________________________

  1. В какой школе ты учишься? В каком классе?
  2. Какие общественные объединения, кружки, секции ты посещаешь?
  3. Бывал ли ты в других лагерях, если да, то что тебе в них понравилось, а что нет?
  4. В каких школьных и городских мероприятиях ты участвовал? Какие мероприятия ты помогал организовывать?
  5. В каких мероприятиях лагеря ты хотел бы участвовать? (В этом вопросе можно указать перечень планируемых мероприятий смены).
  6. Какие у тебя интересы, увлечения, хобби?
  7. Какие кружки ты хотел бы посещать в лагере? (указать перечень планируемых кружков).
  8. Чтобы ты ещё хотел рассказать о себе?
  9. Что ты ждешь от нашего лагеря?
  10. Какая у тебя мечта?

Спасибо. Ваш педагогический отряд.

 

     15.Сведения о социальной категории семьи  спрашиваются вожатым индивидуально и заносятся в анкету самостоятельно.

 

 

  

 

Анкета для участников лагеря

 

Дорогой друг!

Просим тебя ответить на несколько несложных вопросов. Отнесись к этому серьезно и ответственно, внимательно читай вопросы и не торопись с ответами. У тебя будет достаточно времени, чтобы ответить на них полно. Ну что приступим?

 

1.     Фамилия имя Отчество.

2.     Дата рождения, возраст.

3.     Домашний адрес, телефон.

4.     Ф.И.О. мамы, её место работы, должность, рабочий телефон.

5.     Ф.И.О. папы, его место работы, должность, рабочий телефон.

6.     Какие аллергические реакции или хронические болезни у тебя есть?

7.     В какой школе ты учишься, и какой класс ты закончил в этом году?

8.     Твое хобби, увлечения.

9.     Какие кружки посещаешь в городе или школе?

10. Выбери кружки, которые ты хотел бы посетить в лагере (2 шт.):

11. какие домашние животные у тебя есть?

12. Что бы ты хотел получить на день рождения в качестве подарка?

13. Много ли у тебя друзей и знакомых, какие качества ты в них ценишь?

14. Что ты ждешь от лагеря?

 

Спасибо!

Отдай, пожалуйста, анкету своему вожатому.

 

 



По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Программа летнего оздоровительного лагеря «Звездный» с дневным пребыванием детей

Летние каникулы составляют значительную часть свободного времени детей. Этот период как нельзя более благоприятен для развития их творческого потенциала, совершенствования личностных возможностей, при...

Программа летнего пришкольного оздоровительного лагеря «Сказочный» с дневным пребыванием детей - 2014

Разработка данной программы организации каникулярного отдыха, оздоровления и занятости детей была вызвана:- повышением спроса родителей и детей на организованный отдых школьников;- модернизацией стары...

Программа пришкольного летнего оздоровительного лагеря «Солнышко» с дневным пребыванием детей на базе МБОУ гимназии № 2 г. Сальска «Каникулы путешественников»

Программа   школьного летнего   оздоровительного лагеря  «Солнышко»  с дневным пребыванием детей на базе  МБОУ гимназии № 2 г. Сальска «Канику...

ПРОГРАММА летнего оздоровительного лагеря «Солнышко» с дневным пребыванием детей

Увлекательная программа ««Каникулы в Гравити Фолз. Приключения каждый день» написана по мотивам одноименного мультсериала. Мистические загадки, собрания тайного общества, е...

ПРОГРАММА летнего оздоровительного лагеря «Солнышко» с дневным пребыванием детей экологческой направленности

Программа «Приключения планет» нацелена на формирование бережного отношения к богатствам природы и общества, экологически и нравственно обоснованного поведения в природной и нрав...

Программа детского пришкольного оздоровительного лагеря «Непоседы» с дневным пребыванием детей

Программа детского пришкольного оздоровительного лагеря«Непоседы»с дневным пребыванием детей...

Программа детского оздоровительного лагеря «Солнышко» с дневным пребыванием детей на базе МКОУ Остяцкой ОШ «Дорогою добра»

Данная программа:- создает условия для воспитания гражданственности,приобщает к духовности и формирует морально-нравственные ценности, взгляды, идеалы;- положительное отношение ребёнка к духовно-нравс...