"Дифференциация звуков [Ч] - [Ш]"
план-конспект
Предварительный просмотр:
Конспект логопедического занятия:
«Дифференциация звуков Ч-Ш».
Цель:
1. Формировать умение дифференцировать звуки Ч и Ш;
2. Соотносить их с буквами Ч, Ш;
3. Развивать слуховое и речевое внимание;
4. Выполнять звукобуквенный анализ и синтез слов.
Материал к занятию: предметные картинки, раздаточные карточки, цветные карандаши, тетради, ручки, речевой материал.
Ход занятия.
1. Организационный момент.
- Здравствуй, садись! Настраиваемся на занятие!
2. Артикуляционная гимнастика.
- Сейчас мы с вами выполним следующие упражнения для язычка:
- «Чашечка»- 5 сек.
«Вкусных мы блинов поели, выпить чаю захотели.
Язычок мы к носу тянем, чашку с чаем представляем!»
- «Грибок»- 5 сек.
«Язычок у нас грибок,
Подставляйте кузовок!».
- «Вкусное варенье»- 5 раз.
«Мы вареньем, сладким чаем, всех знакомых угощаем!
С губ сотрем следы варенья, угощенья – объеденья!».
- «Лошадка»- 5 раз.
«Причешу лошадке хвостик и на ней поеду в гости,
Цокай громче, язычок, чтоб никто догнать не смог!».
-«Чистим зубки» - 3раза.
«Зубки нужно чистить дважды: каждое утро и вечер каждый!».
-«Качели» - 5 раз.
«Вот весёлые качели – выше крыши подлетели!
На качелях вверх и вниз, ты качаться не ленись!».
2. Основная часть.
1. Знакомство с темой.
Послушай слова и назови согласный в начале слова.
Слова:
Чай, чаша, чек, чуб, челнок.. Шкаф, шар, шум, школа, шуба, шайба.
Обратите внимание на разницу в их произношении:
При произношении звука Ч кончик языка смыкается с верхними альвеолами (бугорками), затем смычка взрывается.
Когда произносим звук Ш язычок в форме чашечки поднимется вверх, кончик языка не смыкается.
Напоминаем:
Ч и Ш —- согласные, глухие звуки. Если приложить ладошку к горлышку, то голоса (дрожания голосовых связок) нет. Ч – мягкий, Ш – твердый.
2. Соотнесение звуков с буквами Ч, Ш.
• Нарисуй эти буквы в воздухе, на ладошке у себя и у других.
• Работа в раздаточных карточках (каточка №1): посмотрите на свои карточки с заданиями, определите первый звук в названиях картинок и обозначьте его буквой.
• Как ты думаешь, сколько здесь букв Ч и Ш (карточка №1)?
3. Дифференциация звуков на уровне слога.
a) Чтение слоговых рядов (с доски):
Ча – ша
Чо – шо
Чу – шу
Чи – ши
Аша – ача
Ошо – очо
Уши – учи и т.п.
b) Диктант слогов:
Ча, ша, чу, шу, чо, шо, чта, што, чле, шлее, чка, шка и т.п.
c) Игра «Эхо».
Детям предлагают представить, что они находятся в густом лесу. Вокруг тишина, и только эхо повторяет каждый звук. Взрослый проговаривает слоги, а ребенку необходимо их правильно повторить:
Ча — ша, ша — ча, ча — ша — ча, ша — ча — ша, ча — ша — ша, ча — ша — ча — ша, ша — ча — ча — ша, ша — ча — ша — ча.
4. Физминутка.
«У жирафа пятна»
У жирафа пятна, пятнышки везде:
на лбу, на ушах, на шее, на локтях,
и на ногах, на животах,
коленях и носках (дети хлопают себя по телу, изображая пятнышки).
5. Дифференциация звуков на уровне слова.
Отбор предметных картинок (с заданными звуками);
Определите какой звук в слове Ш или Ч, каково его место по счету (работа в раздаточной каточке (№ 1)
Вставь букву Ч зеленым цветом, Ш – синим (карточка №2). Записывая слова, проговаривай их вслух по слогам.
6. Дифференциация звуков на уровне предложения.
• Прочитать и повторить скороговорку.
Чайные чашки в печали, скучая, бренча закричали.
У четырех черепах по четыре черепашонка.
У черепашьего черепашонка на черепашьих лапчонках черепашьи чёботы.
3. Итог занятия.
С какими звуками мы сегодня работали?
Чем похожи данные звуки? Чем отличаются?
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Дифференциация звуков [т] и [д]. Закрепление понятий звонкий/глухой звук
Цель занятия: Сравнение и дифференциация звуков [т] и [д].Задачи: Образовательные: закрепление умения давать характеристику звука (по звонкости – глухости, твёрдости - мягкости), зак...
Знакомство со звуком «н» на материале лексической темы «Перелётные птицы» ,« Дифференциация звуков «н» – «нь» на материале лексической темы «Перелётные птицы»
Занятие №1 Цель: Знакомство со звуком «н»; Накопление предметного словаря по теме «Перелётные птицы»Занятие №2(Продолжение) - Учить детей различать звуки «н» - «нь» в слогах, словах; - Формировать нав...
Автоматизация звука «Х» в игровых упражнениях. Дифференциация звуков «С - З».
На индивидуальном занятии ведется работа на дифференциацию звуков «С – З» и автоматизацию звука «Х» в разных игровых упражнениях, которые затрагивают развитие таких познавательных процессов как: памят...
Индивидуальное занятие по РСВи ФПСР в средней группе детского сада. Тема: Дыхательные упражнения. Речевое дыхание. Автоматизация звука: С. Дифференциация звуков: К-Т. Предметы гигиены.
Конспект будет интересен учителям-дефектологам...
Открытое индивидуальное занятие по развитию слухового восприятия и формированию произношения Тема: Автоматизация звука «в». Дифференциация звуков «л-р». Постановка звука «ц». Текст «Осень».
Открытое индивидуальное занятиепо развитию слухового восприятия и формированиюпроизношенияТема: Автоматизация звука «в».Дифференциация звуков «л-р».Постановка звука &laqu...
Открытое индивидуальное занятие по развитию слухового восприятия и формированию произношения Тема: Автоматизация звука «н» Дифференциация звуков «с-з» Постановка звука «х» Текст «День рождения»
Открытое индивидуальное занятиепо развитию слухового восприятия и формированиюпроизношенияТема: Автоматизация звука «н»Дифференциация звуков «с-з»Постановка звука «х&raqu...
Конспект индивидуального логопедического занятия с ребёнком подготовительной группы. Учитель-логопед:Бабанина Н.А «Дифференциация звуков р, л» Тема: «Дифференциация [Р], [Л] в слогах, словах, предложениях» Цель: автоматизировать звук [Р], [Л] в слогах, с
Индивидуальное занятие с ребёнком подг.гр."Дифференциация звуков [р-][л] в слогах, словах, предложениях....