Методические рекомендации по сбору информации для этнографических экспедиций
методическая разработка (9, 10, 11 класс)
Методические рекомендации по сбору информации для этнографической экспедиции, как происходил свадебный обряд.
Собирать сведения о традиционной культуре нужно таким образом, чтобы в результате участники экспедиции располагали не случайными данными, а научно-достоверными фактами, подтвержденными документально.
Скачать:
Предварительный просмотр:
Методические рекомендации по сбору информации
для этнографических экспедиций
Собирать сведения о традиционной культуре нужно таким образом, чтобы в результате участники экспедиции располагали не случайными данными, научно-достоверными фактами, подтвержденными документально. Поэтому большое значение приобретает полнота, точность фиксирования фактов, а также их количество.
- Плодотворная работа экспедиций во многом зависит от правильного выбора информаторов. Информатором может стать только житель того села, где проводится опрос, желательно его уроженец. Ими должны быть представители разного пола и возраста.
- Сбор сведений желательно проводить по всем темам. Это даст возможность получить полное представление о традиционной культуре населения исследуемой местности.
- При опросе населения по анкетам необходимо «снимать» как бы два слоя информации: «как было раньше» и «как теперь», при этом не забывать фиксировать в записях, о каком периоде времени идет рассказ.
- Сведения, собранные у одного информатора, необходимо перепроверить на ряде сведений других информаторов разного пола и возраста.
- Запись необходимо вести без сокращений, так, как говорят. Желательно записывать на диктофон.
Всю собранную информацию необходимо записывать в полевой дневник. При записи беседы с информатором необходимо указывать его фамилию, имя, отчество, год рождения, место рождения, год переезда /если не уроженец/ в село, где идет сбор информации.
Свадебные обряды.
- Знакомство парней и девушек. Где происходило знакомство: на посиделках, на зимних и летних гуляньях молодежи, во время праздников, во время коллективных работ жителей селений, таких например, как сенокос:
- посиделки как место встреч молодежи. Кто их организовывал, в какое время года и суток они проводились, с какого возраста разрешалось посещать посиделки девушкам, парням, могли ли на посиделки ходить дети, замужние женщины и женатые мужчины. Описать время препровождения на посиделках: игры молодежи, танцы, хороводы, записать исполнявшиеся там песни;
- знакомство молодежи во время летних и зимних гуляний. Указать дни , в какое время суток, где происходили гулянья: в деревне, за околицей, в лесу, на лугах, около реки, озера.
Описать как происходило гулянье, как вели себя парни, девушки, представители других возрастных групп, в какие игры играли: в лапту, в городки и т.п. Какие хороводы водили, какие исполняли танцы;
- возможность для парня и девушки свободного выбора брачной пары, степень влияния на выбор родителей. Какие качества особенно ценились в девушке, парне: трудолюбие, богатство, ум, красота, доброжелательность, веселость, покладистость.
- Как назывался весь ритуал свадьбы – от засылки сватов до последнего дня. Продолжительность свадьбы, зависимость этого от достатка семьи жениха и невесты. Время года, в которое проводились свадьбы.
- Состав участников свадьбы. «Партия» жениха и «партия» невесты, когда и кем она формировалась, кто в нее входил: родственники, знакомые . соседи . как назывались участники /чины/ свадьбы и каковы их функции на свадьбе. Одежда участников свадебного обряда, особые знаки. Указывающие на их принадлежность к партии жениха или невесты: полотенце, пояса, ленты , искусственные цветы и т.п. Как называли невесту и жениха на протяжении всего свадебного ритуала, менялись ли эти названия от обряда к обряду. Одежда невесты и жениха на разных этапах свадебного ритуала.
- Основные этапы свадебного ритуала: сватовство, сговор, девишники, венчание, пиршество в доме молодого, обряды испытания молодой и т.п. Местные названия обрядов, время их проведения, основные и второстепенные действующие лица каждого обряда. Дать подробное описание каждого обряда, обратив особое внимание на поведение действующих лиц: где они сидят, чо делают, какие поют песни, какие произносят слова, как танцуют.
- Приданое невесты, Дать подробный перечень предметов, входивших в приданое, кто их изготовил. Рассказать, когда и как перевозили приданое в дом новобрачных.
- Обмен дарами. Перечислить дары невесты родственникам жениха, дары жениха родственникам невесты и подружкам невесты, Когда, где и в каких условиях происходило дарение.
- Описать костюм жениха, невесты в день венчания или регистрации брака. После первой брачной ночи. Описать костюмы гостей.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Методическая разработка коммунарского сбора на тему: "Ради жизни на Земле", посвященного Дню Победы
Методическая разработка коммунарского сбора "Ради жизни на Земле"...
материалы этнографических экспедиций
материал содержит отчёт о проделанной работе этнографического кружка "Исток"...
Методические рекомендации по организации и проведению учебных сборов с юношами 10-х классов общеобразовательного учреждения
Обучение граждан начальным знаниям в области обороны и их подготовка по основам военной службы предусматривают проведение ежегодных учебных сборов в образовательных учреждениях, которые организуются и...
МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ по сопровождению деятельности по сбору и использованию информации о самооценке учащихся
МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИпо сопровождению деятельности по сбору и использованию информации о самооценке учащихся...
Методические рекомендации по проведению пятидневных учебных сборов в Шелеховском районе
Основная цель «Организация подготовки и проведения пятидневных сборов по основам военной службы» для обучающихся 2,3-х курсов филиала государственного бюджетного пр...
Методические рекомендации для педагогов дополнительного образования УДОД по сбору и сдаче сведений для заполнения АИСУ «Параграф» в учреждениях дополнительного образования детей.
Данные методические рекомендации предназначены для педагогов дополнительного образования образовательных организаций, реализующих программы дополнительного образования, чья деятельность связана со сбо...
Полезные травушки. Рекомендации по сбору и хранению, полезные свойства и противопоказания.
Пособие поможет разобраться в распространённых полезных растениях Северо-Западного региона. Систематизированы полезные свойства и противопоказания травушек, которые можно заваривать в чай и самостояте...