Методические рекомендации по сбору информации для этнографических экспедиций
методическая разработка (9, 10, 11 класс)

Статьина Валентина Владимировна

Методические рекомендации по сбору информации для этнографической экспедиции, как происходил свадебный обряд. 

Собирать сведения о традиционной культуре нужно таким образом, чтобы в результате участники экспедиции  располагали не случайными данными, а  научно-достоверными фактами, подтвержденными документально. 

Скачать:


Предварительный просмотр:

Методические рекомендации по сбору информации

 для этнографических экспедиций

Собирать сведения о традиционной культуре нужно таким образом, чтобы в результате участники экспедиции  располагали не случайными данными,   научно-достоверными фактами, подтвержденными документально. Поэтому большое значение приобретает полнота, точность фиксирования фактов, а также их количество.

  1. Плодотворная работа экспедиций во многом зависит от правильного выбора информаторов. Информатором может стать только житель того села, где проводится опрос, желательно его уроженец. Ими должны  быть представители разного пола и возраста.
  2. Сбор сведений желательно проводить по  всем темам. Это даст возможность получить полное представление о традиционной культуре населения исследуемой местности.
  3. При опросе населения по анкетам необходимо «снимать» как бы два слоя информации: «как было раньше» и «как теперь», при этом не забывать фиксировать в записях, о каком периоде времени идет рассказ.
  4. Сведения, собранные у одного информатора, необходимо перепроверить на ряде сведений других информаторов разного пола и возраста.
  5. Запись необходимо вести без сокращений, так, как говорят. Желательно записывать на диктофон.

Всю собранную информацию  необходимо записывать в полевой дневник. При записи беседы с информатором необходимо указывать его фамилию, имя, отчество, год рождения, место рождения, год переезда /если не уроженец/ в село, где идет сбор информации.

                                  Свадебные обряды.

  1. Знакомство парней и девушек. Где происходило знакомство: на посиделках, на зимних и летних гуляньях молодежи, во время праздников, во время коллективных работ жителей  селений, таких например, как сенокос:
  • посиделки как место встреч молодежи.  Кто их организовывал, в какое время года и суток они проводились, с какого возраста разрешалось посещать посиделки девушкам, парням, могли ли на посиделки ходить дети, замужние женщины и женатые мужчины. Описать время препровождения на посиделках: игры молодежи, танцы, хороводы, записать исполнявшиеся там песни;
  • знакомство молодежи во время летних  и зимних гуляний. Указать дни , в какое время суток, где происходили гулянья: в деревне, за околицей, в лесу, на лугах, около  реки, озера.

Описать как происходило гулянье, как вели себя парни, девушки, представители других возрастных групп, в какие игры  играли: в лапту, в городки и т.п. Какие хороводы водили, какие исполняли танцы;

  • возможность для парня и девушки свободного выбора брачной пары, степень влияния  на выбор родителей. Какие качества особенно ценились в девушке, парне: трудолюбие, богатство, ум, красота, доброжелательность, веселость, покладистость.
  1. Как назывался весь ритуал свадьбы – от засылки сватов до последнего дня. Продолжительность  свадьбы, зависимость  этого от достатка семьи жениха и невесты. Время года, в которое проводились свадьбы.
  2. Состав участников свадьбы. «Партия» жениха и «партия» невесты, когда и кем она формировалась, кто в нее входил: родственники, знакомые . соседи . как назывались участники /чины/ свадьбы и каковы их функции на свадьбе. Одежда участников свадебного обряда, особые знаки. Указывающие на их принадлежность к партии жениха или невесты: полотенце, пояса, ленты , искусственные цветы и т.п. Как называли  невесту и жениха на протяжении всего  свадебного ритуала, менялись ли эти названия от обряда к обряду. Одежда невесты и жениха на разных этапах свадебного ритуала.
  3. Основные этапы свадебного ритуала: сватовство, сговор, девишники, венчание, пиршество в доме молодого, обряды испытания молодой и т.п. Местные названия обрядов, время их проведения, основные и второстепенные действующие лица каждого обряда. Дать подробное описание каждого обряда, обратив особое внимание на поведение действующих лиц: где они сидят, чо делают, какие поют песни, какие произносят слова, как танцуют.
  4. Приданое невесты, Дать подробный перечень предметов, входивших в приданое, кто их изготовил. Рассказать, когда и как перевозили  приданое в дом новобрачных.
  5. Обмен дарами. Перечислить дары невесты родственникам жениха, дары жениха родственникам невесты и подружкам невесты, Когда, где и в каких условиях происходило дарение.
  6. Описать костюм жениха, невесты в день венчания или регистрации брака. После первой брачной ночи. Описать костюмы гостей.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Методическая разработка коммунарского сбора на тему: "Ради жизни на Земле", посвященного Дню Победы

Методическая разработка коммунарского сбора "Ради жизни на Земле"...

материалы этнографических экспедиций

материал содержит отчёт о проделанной работе этнографического кружка "Исток"...

Методические рекомендации по организации и проведению учебных сборов с юношами 10-х классов общеобразовательного учреждения

Обучение граждан начальным знаниям в области обороны и их подготовка по основам военной службы предусматривают проведение ежегодных учебных сборов в образовательных учреждениях, которые организуются и...

МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ по сопровождению деятельности по сбору и использованию информации о самооценке учащихся

МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИпо сопровождению деятельности по сбору и использованию информации о самооценке учащихся...

Методические рекомендации по проведению пятидневных учебных сборов в Шелеховском районе

Основная  цель «Организация подготовки и проведения пятидневных сборов по основам военной службы» для  обучающихся 2,3-х курсов филиала   государственного бюджетного пр...

Методические рекомендации для педагогов дополнительного образования УДОД по сбору и сдаче сведений для заполнения АИСУ «Параграф» в учреждениях дополнительного образования детей.

Данные методические рекомендации предназначены для педагогов дополнительного образования образовательных организаций, реализующих программы дополнительного образования, чья деятельность связана со сбо...

Полезные травушки. Рекомендации по сбору и хранению, полезные свойства и противопоказания.

Пособие поможет разобраться в распространённых полезных растениях Северо-Западного региона. Систематизированы полезные свойства и противопоказания травушек, которые можно заваривать в чай и самостояте...