материалы этнографических экспедиций
учебно-методический материал по краеведению на тему
материал содержит отчёт о проделанной работе этнографического кружка "Исток"
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
materialy_etnograficheskih_ekspeditsiy_st.rar | 18.6 КБ |
Предварительный просмотр:
Материалы этнографических экспедиций ст. Старопавловской
Душа любой земли – это люди, которые хранят память, поддерживают в ней жизнь и создают историю этой земли. С такими людьми встречались члены этнографической секции клуба «Исток».
Ономастика ст. Старопавловской
Кировского района Ставропольского края
Топонимы
(географические названия)
История названия станицы
Станица Старопавловская основана в 1773 году выходцами из Яицких казаков, которые после подавления восстания в 1772 году бежали частью в Малую Казахскую Орду, а частью (7 -10 семей), спустившись на небольших судах по реке Яик в Каспийское море, высадились на Кавказском берегу (по правой стороне) на реке Куре основали осенью 1773 года небольшое поселение, назвав его Правобережным.
Через 4 года за полверсты от Правобережного, у излучины реки Куры, была заложена вторая крепость Азово-Моздокской оборонительной линии – крепость Святого Павла – Павловская (18 сентября 1777 года).
Для укрепления кордонной линии с Кабардой, крепость Павловская выставляла на реке Малке сторожевые посты – Пробежной и Солёнобродский, а крепость станицы Марьинской – пост Беломечетский.
(Прим.: Пробежной - в том месте часто пробегали кабардинцы.
Солёнобродский – через этот брод переправлялись кабардинские арбы за солью, но
из-за того, что они часто там переворачивались, вода становилась
солёной.)
Беломечетский - пост, который поставили напротив белой мечети, что на границе с
кабардинским селом Куба.)
В 1784 году на Кавказ переселяется большая партия людей с Левобережной Украины. Часть этих переселенцев стала селиться на левом берегу реки Куры, недалеко от крепости Павловская, другая часть поселилась к востоку от поста Беломечетского в станице Марьинской (ныне городок Энергетиков), и стала называться «хохлами».
С 1826 года станицы Марьинская и Павловская стали перемещаться на реку Малку к постам Пробежному и Беломечетскому, чтобы укрепить границу с Кабардой. В основном переселение закончилось к 1839 -1841 годам. Эти станицы сначала назывались по названиям постов, а затем приняли прежние названия по крепостям.
С 1852 года впервые (по данным архивных документов) станица стала называться Старо–Павловская, а новое поселение на левом берегу реки Куры – Ново-Павловское (ныне город Новопавловск)
Станица Старопавловская Кировского района Ставропольского края - современное административное название населённого пункта.
Жители станицы иногда называют свою малую родину [Старапалафка], [Cтарапвлафскайа], а самих себя [старапалафцы].
В народе очень давно старопавловцев называли пугачи, и дразнили: «Пугу, пугу. Пакет вязу.»
Существует легенда об этом прозвище. Проезжал через лесостепь в крепость Павловскую казак с донесением, филин на дереве кричит по-своему: «Пугу-пугу». А казак ему отвечает: «Пакет вязу». Пугачи – подражание крику филина, сыча.
Город Новопавловск по-прежнему зовут [Навапалафка] или [Апалонка], [Апалонафка], [Апалонскайа] (по названию железнодорожной станции Апполонская).
Жителей районного центра наши старожилы прозвали индюками за то, что однажды казаки, приветствуя генерала на построении, прокричали невпопад и невнятно: «Здравия желаем», а получилось подражание крику индюков. Есть другая версия происхождения этого прозвища. Жители станицы, хохлы, занимались выращиванием индюков, которых было очень много. Индюки бродили повсюду, их продавали или меняли на что-нибудь.
Станицу Марьинскую называют [Мар`йэфка] , а жителей - [мар`инцы]. Марьинцы тоже не остались без прозвища. Их называли чапчаками (происхождение пока не известно).
Станицу Зольскую называют [Золка], жителей - [зол`цы], [зол`чане]. А прозвище им дано было гужевики, гужовники. Вероятно, жители имели гужевой транспорт, а может быть, они воровали гужи для своих коней.
Соседние села Кабардино – Балкарии называют по-своему: Псыхурей – Псыхури, Крем-Константиновская станица – Куркужин (по названию другого села), Солдатская – Солдатка, город Прохладный – Прохладная и т.д.
Город Георгиевск старые люди называют Егорьевск, Егорьевка.
С момента основания станицы в самом центре была построена кирпичная церковь, огороженная кирпичной оградой. Получила она название Николаевской, потому что была освящена в день Святого Николы Чудотворца 19 декабря. В 1934 году церковь снесли, точнее, разобрали по кирпичам, остался лишь фундамент, разбить который не удалось. Сейчас на этом месте стоит станичный Дом культуры.
На краю станицы было кладбище, жители называли его могилки. Там были похоронены богатые люди: помещики, генералы, жившие до войны. Надгробья их были очень большие, богато украшенные скульптурой, железными оградками, гранитными памятниками.
На расстоянии оружейного выстрела от церкви казаки разбивали четкие квадраты, ставили ворота. Так появились казачьи посты. Первая сотня казаков поселилась на «Большом краю» (ныне ул. Центральная, Ленинская), вторая сотня – на «Буркином краю» ( возможно, там кто-то бурку потерял, а может быть, изготавливали там бурки), сейчас это улицы Комарова, переулок Победы, ул. Ворошилова. Говорили: «На Буркином краю живуть все воры».Улица Набережная раньше называлась Курсовая. Люди говорили: « На Курсу живуть».
Опасаясь набегов горцев (абреков), казаки вырыли овраг по краю станицы. Сначала это была небольшая канава, прорытая обычной сохой, но из-за близкого нахождения подземных вод и родников, канаву сильно размыло, и невольно образовался большой овраг. Отсюда название оврага Неволька. Но есть другая версия этого названия. Дело в том, что многие жители утверждают, что вырыт этот овраг руками невольных людей, пленных рабов. Позже в него люди спускались за водой. Потом наверху соорудили приспособление в виде подъёмника, которым опускали вёдра, зачерпывали и доставали родниковую воду, которую использовали только для питья. Грех было полоскать в Невольке бельё.
Существующие на границе с Кабардой посты назывались: по берегу реки Малки - Старый пост, с восточной стороны был Съезднов ( Съездной) пост (съезд с горы из станицы Марьинской).
Через речку Гусиную ( постоянно в речке купались гуси) был натянут мост – кладка (уложенные ветки на деревянных столбах). Названия некоторых речек произошли от фамилий и прозвищ людей, живших возле них: Балютина речка, Кудина речка, Халина речка и другие.
За станицей была Свиная балка. Говорили: «Пойдём на Свиную балку, щавлю надерём».
Три холма на окраине станицы называют Городки. Под Марьинской были курганы: Два брата и Чмелёв курган. Поля, пастбища за железной дорогой называли: за чугункой.
Рощи назывались по видам деревьев: Калиновые рощи, Ореховые рощи, Свидoвые (Свидиновые) рощи. Ходили за метёлками из свидины (кустарник с жёсткими упругими ветками, очень гибкий).
До революции в станице жили помещики, которые имели пастбища, сады, пахотные земли, торговые лавки. Поэтому носили имена своих хозяев: Зимин сад, Ядыкин сад, Ядыкинская гора, Сухоруков-Хаджимахин сад (Хаджимахин – фамилия – прозвище, данное человеку по кличке его любимой коровы Хаджины), Кирдов сад, Клюев сад, Болдырев сад, лес, Антоненков сад, Горюнова лавка, Белова лавка.
В каждом дворе были колодцы. Но были и общие колодцы, их называли колодезя, колодесь. Остался в памяти людей Морозовский колодец.
В станице была своя кузница, которая славилась кузнецом Ляшком (Ляшков)( «Пойду к Ляшку посуду лудить», «Ляшок добрый (хороший) топор сделал».
Астронимы
(названия природных небесных тел)
В любое время года на небе ночью можно было найти Большую Медведицу. Местные жители её называют Ковш или Брычка (четыре колеса и дышло).
Ясное звездное небо зимой – к морозу. Говорили: «Погода будет»( то есть ясный, солнечный день).
Утреннюю звезду ласково называют Зарничка, Первая Зоренька, Зорька.
«Чуть свет ни заря. Зоренька занялась, я уж поднялась.
Тесное созвездие на небосклоне – Кучка.
Млечный путь – Дорога.
Хрононимы
(названия отрезков времени)
Рождественские праздники. Они проводились от Николина дня (19 декабря) до Крещения (19 января).
Святки считались молодёжным праздником. Как правило, молодёжь, собиралась на посиделки, игры и гадания. В святочные вечера до Рождества не пели песен, кроме «святовских».
Рождественский сочельник в казачьей семье проводился в строгом посте. Пищу употребляли только после первой звезды. Варили кутью – кашу из необмолоченной пшеницы, разводили мёдом, а кто и отваром из сухофруктов. Стояли всю ночь в церкви, пели песни. Отметив сочельник, родители посылали детей разносить кутью близким родственникам и соседям. На рассвете приходили христославщики (колядовщики), пели песню, славя Христа. Поздним вечером на колядки выходила молодёжь.
Канун Крещения (Богоявление) в большинстве казачьих семей назывались «свечками», так как в этот день после вечерни, когда совершается водосвятие, казачки рядом с сосудом с водой ставили свечи, перевитые цветными нитями. Считалось, что такая вода не может испортиться.
На Крещение ходили на речку окунуться, набрать воды. Этой водой умывались во время болезни, добавляли в воду, в которой купали младенцев, омывали заболевшую худобу (домашний скот).
Стретене Господне 15 февраля. С этим днём люди связывали много примет: «На Стретеньев день снежок – весною дожжок», капель в этот день предвещала урожай пшеницы, а ветер плодородие фруктовых садов. Казачки с этого дня начинали усиленно кормить кур, чтобы они несли хорошие яйца.
Масленица – языческий древнеславянский праздник. Обрядовые действия проводов зимы и встречи весны. Её проведение сопровождалось массовыми гуляньями, пиршествами, играми, быстрой ездой на лошадях, выпечкой блинов, хождением в гости, сжиганием соломенного чучела.
Понедельник – встреча масленицы, вторник – заигрыш, среда – лакомка, четверг – широкий четверг, пятница – тёщины вечеринки, суббота – золовкины посиделки, воскресенье – прощеный день, проводы масленицы. После обедни по домам начинали ходить родственники и соседи, прося друг у друга прощения.
Великий пост является самым древним из многодневных постов, вводит в Страстную седьмицу, Светлому Христову Воскресению. Казаки строго соблюдали посты, воздерживались не только от скоромной, но и от всей пищи, особенно по средам и пятницам.
В Вербное воскресенье казаки шли со своей вербой в церковь, а после службы вместе с домочадцами глотали почки, чтобы не хворать. Дома «хлестают» друг друга веточками вербы, приговаривая: «Вербохлёст, бей до слёз, До красненьких яичечек, до беленьких пасочек. Не болейте, не хворайте (повторяется 3 раза)».Освященную вербу клали на икону и втыкали в землю, так как считалось, что это поможет сберечь посевы.
Благовещение- праздник совершенной свободы и покоя. Грехом считалась любая работа. Говорили: «На Благовещение – птица гнезда не вьёт, казачка косы не заплетает».
На Чистый четверг топились бани, стригли волосы у малышей, шерсть у овец на лбу, чтобы руно было длиннее, у лошадей и коров хвосты. Считалось, что к помеченной в этот день скотине не прикоснётся ни зверь, ни змея.
В Страстную пятницу нельзя было мыться в бане, стирать, убираться в доме, устраивать вечеринки.
По важности Пасха является Праздником праздников, торжеством, из торжеств.
В 12 часов ночи раздавался первый протяжный и звонкий удар колокола и начинался процесс христосования. После литургии священники выходили к прихожанам, которые зажигали на куличах свечи и ждали, когда на их пасхальную еду попадёт святая вода.
Освятив куличи, многие отправлялись на кладбище, чтобы там похристосоваться со своими покойными родителями. Отвесив на родных могилках поклоны, целовали землю, оставляли на могилках пасхальные угощения, а затем спешили домой разговляться с домочадцами.
В пасхальное воскресенье казаки никогда не ходили массово на кладбище. Массовость кладбищенских посещений сложилась в советское время, так как других выходных дней властями не предоставлялось.
На Пасху в станице есть обычай никогда не выгонять на пастбище скотину с пустыми руками.
В этот день нужно было обязательно угощать пастухов куличами, яйцами, всевозможным кушаньем.
Красная горка отмечалась в первое воскресенье после Пасхи. В это время проходило много свадеб и шло усиленное сватовство.
На родительский день(поминание усопших родителей) в понедельник шли на кладбище. В Зольской и Марьинской станицах этот день – вторник.
На Ягория (Егора) в мае стригли овец.
День Святой Троицы(Пятидесятницы) этот праздник называли «зелёными святками», потому что на обедню в церковь все приходили с букетами луговых цветов. Заборы украшались ветками тополей, берёз, комнаты заполнялись чабрецом (чобором), а стены, косяки дверей и окон – цветами. Молодёжь в эти дни выходила на луг к реке и отмечала «завиванием венков».
Пели: «А нынче, нынче Троица –
Весь луг травой покроется.
А нынче миленький придёт,
И сердце успокоится».
Плели венки, пускали по речке и смотрели: чей венок поплывёт, а чей потонет – такова судьба.
День первоверховных Петра и Павла (12 июля) начинались интенсивные сельскохозяйственные работы. Молились, варили наваристые борщи, жарили мясо, пекли пироги. Молодёжь уходила в поля, чтобы встретить восход солнца. Встречу солнца связывали с возможностью отогнать от станиц русалок, которые могли навредить посевам, а также унести с собой в реку людей.
Особо отмечался день начала уборки урожая: заказывался в церкви молебен, молились, просили у Бога ни бури, ни града, ни пожара. В поле выезжали все: и взрослые, и дети.
На Ильин день (2 августа) в водоёмах уже не купались.
Праздники Спаса отмечали тоже в августе.
Первый Спас 14 августа называется медовым. Пчеловоды качали мёд второй, а то и третий раз.
Второй Спас, Преображение Господне 19 августа назывался яблочным. С этого времени разрешалось вдоволь употреблять садовые плоды и огородные овощи.
Третий Спас 29 августа называется ореховым. Освящали орехи в церкви. На второй день третьего Спаса приступали к пахоте земли под пар.
Покров Пресвятой Богородицы 14октября считался значительным праздником.
К Покрову заканчивались основные сельскохозяйственные работы и в станице начинались свадьбы.
Антропонимы
(собственные имена, фамилии и прозвища людей)
Новорождённым в основном давали имена по церковному календарю (Николай 19 декабря, Илья 2 августа, Алексей 30 апреля и т.д.).
Очень часты случаи, когда именами отцов называют сыновей, особенно старших (Николай Николаевич, Пётр Петрович, Александр Александрович и др.)
В настоящее время всё меньше придерживаются данной традиции, и называют детей различными иностранными именами.
В церковь несли крестить на любой день от рождения, и там нарекали именем.
В связи с тем, что станицу населяют представители украинской национальности, то имена и фамилии их отличаются от русских. Это фамилии на - О, - ЮК, -ИХ и т.д. :
Мартынко, Руденко, Галченко, Иванько, Блашко, Доценко, Антоненко, Копейко, Наседко, Кияшко, Ляшко;
Гладких, Сизых;
Малюк;
Корень, Сова и т.д.
Часто украинские фамилии искажались, превращаясь в русские на –ОВ, -ЕВ (-ЁВ).
Бугаенко - Бугаёв
Бойко- Бойков
Чухлатый – Чухлатов.
В станице встречаются люди с фамилиями, состоящими из двух корней, с приставками ПОД-, БЕЗ- и БЕС-:
Шестирублёв , Полуюхта, Кривохижина, Белобров, Красноперов, Краснощеков, Сухоруков, Беломестный,Коновалов;
Бесхлебный, Безлюднов;
Подберёзный.
Происхождение фамилий связано с родом деятельности предков (Бортников, Коваль), с различными названиями животных и птиц (Волков, Сорокин, Усачёв, Селезнёв, Дроздов, Баранников), с именами прародителей (Борисов, Ильин, Петров, Сидоренко, Яковлев).
«Уличные» фамилии и семейные прозвища
Мартынко – Скаженные ( странного поведения, буйные, крикливые)
Мартынко – Каукины
Селезнёвы – Кочетки (мужчины своим нравом похожи на петухов)
Галченко – Лобаны( внешний признак, большой лоб после перенесённой болезни)
Селезнёвы – Гагареевы ( подобие птицы гагары)
Поляковы –Сорочеи (болтливы, как сороки)
Усачёвы – Чугухи
Сухорукрвы – Хаджимахины ( от клички коровы)
Пелиховы – Стенвалы (сильные)
Пелиховы – Хомухи (от слова хомут)
Пелиховы – Белбараны (от белых баранов)
Руденко – Ломаки (всё ломали)
Балютины – Курпеи
Форовы – Волки (характер, повадки зверя)
Из данного списка видно, как различали в станице людей с одинаковой фамилией.
В истории станицы были случаи, когда мужья при заключении брака свои незвучные, неприглядные фамилии меняли на фамилии жён.
Есть примеры того, что в одной семье живут братья и сестры с фамилиями, отличающимися лишь одной буквой (Чухлатов, Чухлатый, Чехлатый, Чахлатый и т.д.).
Свои фамилии увековечили герои войны в названиях улиц (Курносов, Кузихин). Добрую память о себе оставил род Серебряковых, Болдаревых, Горюновых (Гурюновых). Это богатые помещики и офицеры, уважавшие людей, умело хозяйствовавшие в станице, но после революции вынужденные покинуть станицу.
Жители помнят доброго батюшку Николаевской церкви Гулагина.
Дурная слава закрепилась за фамилией Игнатьевы, поскольку прославились они тем, что ловко воровали скот.
Людей, заслуживших почёт и уважение, называли по отчеству. Бригадира Воеводу Михаила Мифодьевича все звали Мифодич.
Непристойно звучат имена людей, проживших не один десяток лет (Жорик (70 лет), Коля Беленький (50 лет), Поленька (80 лет), Марфенька (82 года) и т.д.)
Прозвища людей в станице имеют самую разную основу : характер, внешность, поведение, способности, привычки. Они очень схожи с «уличными» фамилиями. Многие из них передавались по наследству, а многие приобретались в течение жизни:
Нюра – Балдычиха,
Жора – Кулага
Володька – Лобан
Даниил – дед Система
Николай – Бузлук, Рябой
Мартынко – Кочкирь
Мария – Турчанка (пленница из Турции)
Паспортные имена имеют разные формы в зависимости от того, с кем человек общается, как себя сам преподносит, в кругу каких людей живёт.
Анна – Нюратка, Нюрочка, Нюра, Анюта, Нюта (ласково)
Нюська, Нюрка, Нюсяка (грубо)
Александра – Санюшка, Сашура, Санечка
Миланья – Малаша
Иван – Ванюша, Ванечка, Ванюшка, Ванян (ласково)
Ванька, Ивашка (грубо)
Агафья – Ганюшка
Акулина – Куля (ласково), Кулька (грубо)
Евдокия – Дуся (ласково), Дуська (грубо).
Евгения – Евочка, Ева
Матрёна – Мотя (ласково), Мотька (грубо)
Прасковья – Параша, Паша (ласково), Паранька (грубо).
Анастасия – Настя, Настасья
Спиридон – Миридон
Кирилл - Кирей
Опыт словаря, взятый из говора жителей станицы Старопавловской
Арба - длинная четырёхколёсная повозка для упряжки волов.
Баз – огороженная площадка или крытый двор для выгула скота.
Байдуже – безразлично, невозмутимо, равнодушно.
Бачить – видеть.
Белявый – белокурый, белобрысый.
Блукать – блуждать, бродить.
Блымать- хлопать глазами, мелькать.
Брухтануть – боднуть, бодать рогами.
Будылья – сухие стебли сорных растений.
Булдачить – беспокоить, будоражить, волновать.
Бичовка – верёвка.
Брункалет – кора от конопли, верёвка.
Вечерять (укр.)– ужинать.
Вырыть – выкопать.
Вытулиться – выставляться, высовываться, выпучивать.
Гайдуковать – бегать, жить вольной жизнью.
Гамузом – все вместе.
Грымза – ворчливый человек.
Грякнуть – громко стукнуть.
Гуртоваться – собираться в стадо, сплачиваться, объединяться.
Гэть – долой, вон.
Давеча – за несколько времени до настоящего момента.
Дебёлый – упитанный, плотный, толстый.
Дерть – зерно грубого помола на корм скоту.
До побачения – до свидания.
Доёнка – ведёрко, в которое доят молоко.
Жалковать – жалеть.
Заосенять – объявиться явным признаком осени, похолодать после летнего тепла.
Зенки – глаза.
Зоревать – спать, досыпать на рассвете.
Извозюкаться – перепачкаться, вымазаться.
Порепанный – трескаться.
Казан – котёл с выпуклым дном, чугун.
Кемарить – дремать.
Киржин – лепёшка из щавеля с мукой.
Колготиться – хлопотать.
Копань – небольшой колодец.
Корешевать – дружить.
Кохать – заботливо растить, холить, лелеять.
Кочет – петух.
Кулючки – игра в прятки.
Курень - жилище казаков.
Лабагрейка – сенокосилка.
Мабуть – вероятно, возможно.
Малохольный – глуповатый, недалёкий.
Мараковать – разбираться в чём – нибудь.
Махотка – глиняный горшок.
Насупоренный – нахмуренный.
Нужник – туалет.
Оклунок – остаток чего-либо(зерна, муки).
Отруб – надел земли.
Остюки – щетинистые усики на овсе, ячмене.
Подловка - чердачное помещение.
Погодь – подожди.
Распонахать – сильно разрезать.
Рушник – полотенце.
Сапера – соперница в любви.
Смалечку – с детства.
Солонцевать – лакомиться солёным.
Стренуть – встретить.
Стябай – уходи, проваливай.
Тавот – солидол.
Телепаться – волочиться, идти медленно.
Теперича – сейчас.
Учкар – ремень из конопли.
Худоба – рогатый скот.
Цибарка – железное ведро.
Чуреки – лепёшки из кукурузной муки, крупы.
Шкодить – вредить, причинять ущерб.
Ямка – подвал круглой формы.
В работе использованы исторические, документальные материалы из станичного музея, из личных воспоминаний жителей станицы Старопавловской ( Плыгунова Михаила Фёдоровича 1920 г.р., Поляковой Марфы Киреевны 1921 г.р., Галченко Владимира Андреевича и Валентины Петровны 1932 г.р., Наседко Надежды Тимофеевны 1935 г.р., Усачевой Антонины Семеновны 1934г.р.)
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Этнографические очерки участников литературной экспедиции 1856-1857 гг. (А.А. Потехин,А.С. Афанасьев-Чужбинский, Е.В. Михайлов) в их типологической дифференциации.
В статье рассмотрено изучение вопроса типологии литературы на примере очерков участников литературной экспедиции 1856-1857 годов...
Этнографические очерки участников литературной экспедиции 1856-1857 гг. (А.А. Потехин,А.С. Афанасьев-Чужбинский, Е.В. Михайлов) в их типологической дифференциации.
В статье рассмотрено изучение вопроса типологии литературы на примере очерков участников литературной экспедиции 1856-1857 годов...
Всероссийская поисковая экспедиция «Вахта Памяти–2007» (несколько дней из жизни поисковой экспедиции)
В апреле 2007 года в Великом Новгороде стартовала 17-я Всероссийская поисковая экспедиция по поиску и подъему останков советских солдат погибших в годы Великой Отечественной войны.К местам боев ...
Совместная археологическая экспедиция клуба «Сиргис» в составе лагеря волонтеров Восточно-Боспорской археологической экспедиции Института археологии РАН
Летом 2016 представители молодежного археологического центра «Сиргис» МБУ ДО ДТДМ г. Ростова-на-Дону в рамках проекта «Наследие предков» приняли участие в работе археологического лагеря волонтеров Вос...
Совместная археологическая экспедиция клуба «Сиргис» в составе лагеря волонтеров Восточно-Боспорской археологической экспедиции Института археологии РАН
Летом 2016 представители молодежного археологического центра «Сиргис» МБУ ДО ДТДМ г. Ростова-на-Дону в рамках проекта «Наследие предков» приняли участие в работе археологического лагеря волонтеров Вос...
Материалы открытого урока в 9 классе на тему «Русские кругосветные экспедиции»
Урок географии в 9 классе «Русские кругосветные экспедиции» был посвящен истории первых кругосветных путешествий под руководством И.Ф. Крузенштерна и Ю.Ф. Лисянского, Ф.Ф. Б...
Методические рекомендации по сбору информации для этнографических экспедиций
Методические рекомендации по сбору информации для этнографической экспедиции, как происходил свадебный обряд. Собирать сведения о традиционной культуре нужно таким образом, чтобы в результат...