ОДНКНР Тема: Иконы Божьей Матери. Послушание. 5 класс
план-конспект урока (5 класс)
Урок ОДНКНР в 5 классе
Технология: системно-деятельностный подход.
Тема: Иконы Божьей Матери. Послушание.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
Урок 5 класс ОДНКНР Тема: Иконы Божьей Матери. Послушание. | 167.28 КБ |
Предварительный просмотр:
5 класс
ОДНКНР
Тема: Иконы Божьей Матери. Послушание.
Цели урока:
- познакомить с историей иконографии образа Пресвятой Богородицы;
- узнать какое значение имеют чудотворные иконы Пресвятой Богородицы для православного человека?
Задачи:
Воспитательная: способствовать воспитанию духовно-нравственных качеств личности на основе образа Пресвятой Богородицы, её любви и помощи людям;
воздействовать на эмоции детей яркими, живыми образцами духовных, культурных и исторических традиций, которые складывались на протяжении веков;
развивать чувство благодарности и долга перед родителями в послушании.
Развивающая. развивать умение выявлять причинно-следственные связи, умение доказывать, слушать, развивать связную устную речь.
Обучающая: обеспечить формировать знания об иконографии образа Пресвятой Богородицы.
Оборудование: мультимедийная установка, презентация, раздаточный материал с изображением Пресвятой Богородицы и вариантами заданий, учебник «Основы духовно-нравственной культуры народов России». А.Н.Сахарова 5 класс.
Ход урока
- Мобилизующий этап урока.
- Проверка д/з
-Один ученик начнет читать пословицу о родителях, а остальные попробую ее окончить.
Поясните смысл пословицы.
Н-р:Родители трудолюбивы - и дети не ленивы.
Родительское благословение на воде не тонет, на огне не горит.
Всякой матери своё дитя мило.
Кто родителей почитает, тот вовеки не погибает.
Кто доводит родителей до слёз, и сам счастья не увидит.
Материнская ласка конца не знает.
2. Определение темы и цели урока.
А) Прослушивание песни о Богородице.
- Слушая песню, обратите внимание на изображения на доске и попытайтесь определить тему нашего урока.
- О ком была песня? ( О Божией матери)
- Какое изображение не подходит к общему ряду? (икона)
-Чем икона отличается от простого изображения?
-Поставьте цель урока.
-Над какими задачами будем работать?
III. Работа по теме урока.
-Чтобы продолжить работу по теме урока, вспомним, что мы знаем о жизни Божией Матери.
1) Выступление подготовленных учеников.
-Как звали родителей Божией Матери?
«Ее родители — благочестивые люди, Иоаким и Анна — были уважаемыми и знатными, но большого богатства не имели. Их род, ведущий свое происхождение от царя Давида, к тому времени уже утратил былое влияние. По всем меркам Иоаким и Анна были счастливыми супругамино, прожив пятьдесят лет в браке, они не имели ребенка. Однажды им по очереди явился ангел и возвестил радостную весть — они станут родителями.
Когда Ей исполнилось три года, Иоаким и Анна поспешили исполнить свое обещание Богу. Они повели Дочь, с родными и знакомыми в Иерусалим. Перед входом Иерусалимского храма была площадка, к которой вели 15 ступеней по числу степенных псалмов»
-Роль Богородицы перед христианами не просто велика, ее нельзя выразить, используя размерные рамки. Она родила Спасителя всего человечества. После Боговоплощения люди получили спасение, не погибнув в вечном мраке. В христианстве Божия Мать почитается выше всех Ангелов. «Честнейшая Херувим и Славнейшая баз сравнения Серафим…»
О том, как выглядела Богородица, принято судить по изображениям на иконах. Первые иконы Божией Матери появились еще при Ее жизни, были написаны апостолом и евангелистом Лукой на доске от столешницы. По церковному преданию, Пресвятая Богородица, увидев Свое изображение, сказала: “Благодать Родившегося от Меня и Моя милость с сими иконами да будут”.
2) Работа в тетради
Ико́на (ср.-греч. εἰκόνα, др.-греч. εἰκών — «о́браз», «изображение») — в христианстве священное изображение лиц или событий библейской или церковной истории, написанные по определенным церковным канонам.
В искусствоведении иконами обычно называются изображения, выполненные в рамках восточнохристианской традиции.
Все более поздние иконы создавались по иконам, созданные Лукой.
Иконопись — искусство создания икон.
-Что означает термин иконопись?(Писать иконы)
- Как называется место в доме, где висят иконы? (показать на слайде)
3) Просмотр презентации.
-Божия Мать изображалась в одеяниях, которые принято было носить женщинам в то время.
Мафорий - верхняя одежда, широкая, в разложенном виде круглая, с достаточным по величине круглым же прорезом посередине, чтобы прошла голова.
Поручи - часть богослужебного облачения духовенства, представляющие собой трапециевидные полосы плотной материи с изображением креста на внешней их стороне, обшитые по краям лентой.
Туника - нижняя одежда, большей частью с узкими рукавами, длинная, доходящая до пола.
ФИЗМИНУТКА
(Учитель показывает предметы, дети определяют их принадлежность к обрядовым , храмовым традициям православия, или к произведениям искусства, домашнего обихода. В зависимости от ответы учащиеся или встают, или садятся.)
4) Просмотр Видео
-Рассмотрим основные элементы иконографии Богородицы.
Нимб, в отличие от нимба Спасителя, не содержит вписанный крест.
5) Работа в тетради.
Заполнить таблицу.
6) Чтение стихотворения подготовленным учеником
А какая чудотворная икона на Курской земле?
(Курская Коренная икона Божьей Матери «Знамение»)
Ученик читает стих:
Дух Святой несёт икону
на луче пресветлом в тишине
К её излюбленному трону,
к избранной Ею стороне.
Лик святит места собою
в лучах невиданного света
Кроет ангел путь мольбою…
плывёт духовная карета…
При корне ляжет и родник
на месте том, когда найдётся,
Под ней святой, что уж возник,
водой живительной польётся.
И встанет Курский монастырь,
и слава Божья разнесётся,
Облагородится пустырь,
молитвой мир Христу спасётся.
Божья Мать чудесной силой
свой трон поставит на престол
И, – держася за перила,**
к той придёт иконе богомол.
Это всё сейчас мы видим,
а, тогда в ночной святой тиши
Монастырь духовно зиждим*
был для всякой избранной души.
7) Беседа о послушании.
-Безусловно, Богородица очень любила своего сына, ведь Она его мать. Все мамы любят своих детей. Всякой матери своё дитя мило.
-И Христос учил людей быть хорошими, добрыми и жить по заповедям Божиим.
Одна из добродетелей называется послушание.
Пресвятая Богородица является для людей примером послушания: послушание по отношению к Богу и послушание по отношению к людям. Послушание - это повиновение. «Послушание – это умение слушаться и повиноваться. Оно учит слышать голос совести и повиноваться правилам нравственности. Оно учит уважать старших и исполнять законы государства».
Детство Пресвятой Богородицы может стать примером для послушания.
Послушание – Это не бездумное выполнение чьих-то указаний, а выбор поступка, действия по совести. Это труд по благословению. Это служение людям. Как вы, дети можете нести послушание?( слушаться родителей)
Кто может сказать, в каком законе говорится, что мы должны слушаться своих родителей?
Заповедь 5 (От Моисея)
« Почитай отца твоего и матерь свою, чтобы тебе хорошо было и чтобы ты долго жил на земле».
Пословица. « Кто родителей почитает – тот вовек не погибает».
8) Активное занятие. Работа в группах.
А теперь вам предстоит важное задание.
Из таблицы выберите те качества, которые мешают послушанию в левый столбик, а в правый то, что приобретаешь с послушанием.
Лень | Преодолеваю лень |
Плохое настроение | Гаснет раздражительность |
Утомительно | Сделаю доброе дело |
Поссорились с этим человеком | Доставлю радость |
Вредный характер | Сохраню добрые обычаи |
- Как вы думаете, как можно воспитать в себе послушание?
(Надо тренировать свою волю, сдерживать себя.) Главное в послушании, чтобы оно стало добровольным и осознанным.
- Итог урока
«Святая икона, особенно икона Пресвятой Богородицы, всегда была любима русским народом, и, насколько мы себя как народ помним, с нами всегда был образ Пречистой и Благословенной», - пишет протопресвитер Александр Киселёв в книге «Чудотворные иконы Божией Матери в русской истории».
Пресвятая Богородица считается покровительницей России. Русские люди издревле считали свою землю «уделом Богоматери», по¬этому наш народ в трудные периоды своей истории прежде всего обращался именно к Ней., как своей Помощнице и постоянной Заступнице перед Господом, и всегда получал помощь и защиту.
9. Рефлексия. Работа в парах.
Сегодня мы познакомились с новыми православными понятиями. Опираясь на понятийный словарь, подпишите названия частей одежды на схеме с изображением Божией Матери.
(на фоне легкой музыки и видео с иконами Богородицы)
Глаза икон и свечи плачут…
Дрожащий голос в тишине:
«Пошли нам, Боженька, удачу,
Любовь и счастье на земле…
Пускай дожди проходят мимо,
Пусть солнце каждый день встаёт
Лучами яркими над миром,
В сердцах растапливая лёд…
И пусть спокойным будет небо,
Цветы в лугах и детский смех,
И в доме пахнет свежим хлебом,
Благослови нас, Боже, всех!»
Н. Алдохина
V. Д/з. - Найти стихотворение, рассказ о послушании и прочитать их с родителями
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Тест по теме "Геометрический материал", 5 класс
Тест требует выбора одного правильного ответа из четырёх предложенных....
Презентация к уроку ОДНКНР тема Берегите землю родимую,как мать любимую
Презентация к уроку ОДНКНР тема Берегите землю родимую,как мать любимую...
План урока "Мужество" в 5 классе по курсу Основы духовно-нравственной культуры народов России. Учебно-методический комплект - М.Т.Студеникин. ОДНКНР. Основы светской этики. 5 класс.
Это первый урок в теме №10 учебника М.Т.Студеникина. В комплект входит учебник, рабочая тетрадь, книга для учителя, мультимедийное приложение. Автором предоставлен очень насыщенный интересный материал...
урок ОДНКНР Тема урока: «Еврейский календарь».
Цель: познакомить учеников с уникальностью еврейского календаря; узнать чем отличаются часы, дни, месяцы еврейского календаря.Предметные результаты:познакомить учеников с понятиями «еврейский ка...
Урок внеклассного чтения по теме "Сердце матери" (10 класс)
Урок внеклассного чтения по теме "Сердце матери" рассчитан на учащихся старших классов. Во все времена поэты и писатели свои лучшие произведения посвящали самым дорогим людям на свете-мамам. Озна...
Презентация внеклассного мероприятия на тему: "День Матери" 5 класс.
Тема: "Презентация ко Дню Матери". Предмет: педагогика.. Для учеников 5 класса.Форматpptx (powerpoint)Количество слайдов10Аудитория5 КЛАСССловаПЕДАГОГИКАКонспектОтсутствует...
План-конспект урока по курсу ОДНКНР Тема урока: «Семья – хранитель духовных ценностей» 5 класс
Цель урока: Способствовать формированию представлений о семье как о первом социальном институте, где ребенок получает уроки нравственности....