План-конспект урока по курсу ОДНКНР Тема урока: «Семья – хранитель духовных ценностей» 5 класс
план-конспект урока по обществознанию (5 класс)
Цель урока: Способствовать формированию представлений о семье как о первом социальном институте, где ребенок получает уроки нравственности.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
semya_hranitel_konspekt.docx | 667.24 КБ |
Предварительный просмотр:
План-конспект урока по курсу ОДНКНР
Тема урока:
«Семья – хранитель духовных ценностей»
5 класс
Выполнила: Чернавцева Людмила Геннадьевна
Учитель ОДНКНР
г. Каменск-Шахтинский
2023 год
Открытый урок по курсу ОДНКНР в 5 классе по теме «Семья – хранитель духовных ценностей»
Тип урока: урок изучения нового материала.
Методы и формы обучения:
Методы: частично-поисковый, практический.
Формы: индивидуальная, групповая, фронтальная.
Цель урока: Способствовать формированию представлений о семье как о первом социальном институте, где ребенок получает уроки нравственности.
Задачи: -познакомиться с понятием «семья» и выяснить её роль в жизни каждого человека;
-познакомиться с обычаями и традициями, их ролью в жизни семьи;
-изучить, как строился уклад в Древней Руси, что из него сохранилось сейчас;
-выяснить воспитательную роль семьи в жизни человека;
-воспитывать уважительное отношение к семейным ценностям;
- определить виды, сходство и различия семейных ценностей и традиций разных религий;
-формировать умения соизмерять свои потребности с потребностями окружающих; отказываться от материальных благ, ради здоровья, комфорта родных людей;
-воспитывать духовные потребности: любовь и уважение к окружающим; этические; познавательные.
Познавательные УУД:
-уметь найти(услышать) подтекстовую информацию. Владеть смысловым чтением, выделять главное. Уметь работать с информацией, анализировать, обобщать;
-определять цель- проблему. Выдвигать версии. Работа с понятием. Использовать полученную информацию для решения учебных и жизненных задач. Уметь работать со словарем, находить и выделять главное;
- понимание значения нравственности в жизни человека и общества.
Личностные УУД:
-уметь оценивать ситуации и поступки. Оценивать поступки на основе общечеловеческих ценностей. Аргументировано оценивать нравственные ценности;
- уметь аргументировать свою точку зрения, вести диалог, участвовать в дискуссии. Самоопределяться в жизненных ценностях. Ценностно-смысловая ориентация.
КоммуникативныеУУД:
-овладение навыками проектной деятельности, умениями слушать собеседника и вести диалог, признавать возможность существования различных точек зрения на оценку событий;
-развитие навыков рефлексии;
-организовать работу в группе;
-следовать морально-этическим и психологическим правилам общения.
Регулятивные УУД:
-развитие саморегуляции;
-формировать действия оценивания.
Оборудование: видеопроектор, презентация, ручки, листы бумаги, скотч, раздаточный материал.
Ход урока
1. Организационный момент. Включение в деятельность.
-Добрый день, ребята!
-Мы начинаем с вами новую, интересную, близкую для каждого из нас тему. От вас потребуется активность и внимательность. Повернитесь друг к другу, улыбнитесь и пожелайте удачи.
2. Актуализация знаний.
1) ПРОСМОТР ВИДЕОРОЛИКА
-Сегодня нашу с вами встречу я хочу начать с небольшой притчи, которая называется «Мудрец и Кувшин»
Беседа:
-Ребята, а как вы думаете, о чем говорится в притче, в чем ее смысл? (Идет обсуждение значения данной ситуации.)
-Каждый из вас является уникальным человеком, который живет и смотрит на жизнь через призму собственного, уникального опыта, не схожего ни с чьим другим. Ваши мнения порой были разными, так как они отражали ваш жизненный опыт.
-А интересно ли вам, что хотел сказать мудрец?
-Сказал мудрец: «Я хотел, чтобы Вы осознали, что кувшин — это наша жизнь. Камни — самая главная составляющая жизни каждого: дети, семья, друзья, здоровье. Горох — это вещи, которые иметь приятно, но это не самое важное: дом, работа, машина, ценности и пр. Песок символизирует мелочи, которых полно в жизни любого человека.
Если сначала кувшин наполнить песком, не останется места для гороха и тем более камней. Так же и в жизни: если тратить время на пустяки, не останется времени на самое главное...
- Как вы думаете, о чем мы сегодня будем говорить на уроке?
2. Определение слова «СЕМЬЯ» Семья. Довольно часто мы слышим или произносим это слово, но часто ли мы задумываемся о том, что оно обозначает?
1) Работа с толковым словарём. Найдите значение слова в словаре.
Слово СЕМЬЯ - в словаре: «Группа людей, состоящая из родителей, детей, внуков и ближних родственников, живущих вместе».
Семья — это группа людей, основанная на кровном родстве или заключении брака. Это маленькая группа члены которой связаны общностью быта (установившегося порядка повседневной жизни), взаимной помощью, рождением и воспитанием детей.
2) Формулирование и запись темы: Семья – хранитель духовных ценностей.
3. Погружение в проектную деятельность.
1) Рассказ о жизни славянских семей.
-Действительно, на протяжении всей истории человечества вне семьи было невозможно не только нормальное существование, но даже физическое выживание.
- Мог ли человек в древние времена прожить один? Зачем ему была нужна семья?
-Славяне были очень трудолюбивы. Они ходили на охоту, чтобы добывать пищу. А из меха и кожи зверей делали себе одежду. Они много работали в поле, сеяли хлеб, пасли стада, ловили рыбу в реках. Каждая семья – отец, мать, дети – жила в своей избе отдельно от других семей. Когда вырастали сыновья, они женились, у них появлялись дети, и все: дети и внуки – жили со своими родителями. Ведь так легче было прожить, ведя общее хозяйство. Обычно это была очень большая и дружная семья. Такие семьи назывались трёхпоколенные и даже четырёхпоколенные. Самым главным считался старший член семьи – его все почитали, советовались с ним. Дети тоже выполняли много работы: следили за младшими детьми, помогали в поле и огороде.
2) Вводное слово учителя о важности семьи.
-Ребята, а как, по вашему мнению выглядит современная семья? Какая она? Сколько поколений обычно живут вместе? (одно-два, очень редко-три поколения)
Ведь семья тоже может включать в себя много людей.
И ко всем родственникам нужно относиться с уважением. Ведь это ваши родные люди, ваша семья. В цивилизованном мире, хотя нет необходимости поддерживать огонь в очаге, защищаться от диких животных или вручную обрабатывать землю, люди всё равно стремятся держаться вместе, уживаться друг с другом, несмотря на связанные с этим трудности.
-Однако, сегодня сама идея создания семьи постепенно утрачивает свою привлекательность в глазах многих молодых людей. Часто они предпочитают либо совсем не создавать семью, выбирая свободные отношения, либо создавать “пробные” браки, не беря на себя ответственности за результат этого эксперимента. Социологи описывают нынешнее состояние семьи как кризисное.
- Как вы думаете, каковы же причины такого положения дел?
Получается, что в современных семьях каждый думает о личном благополучии, личном счастье, личной карьере.
Сообщение 1 ученика : Семья является непреходящей ценностью для развития каждого человека, играет важную роль в жизни государства, в воспитании новых поколений. Главная цель любой семьи – формирование нового, более лучшего поколения. Выполнять эту задачу семья сможет тогда, когда она основана на духовных ценностях, на духовном единении, которое нужно понимать не как одинаковость характеров и темпераментов, а как однородность духовных оценок, общность жизненных целей и принципов родителей и детей. Семья является хранителем традиционной русской культуры быта; через нее осуществляется историческая связь поколений, разрушив которую общество превращается в «Иванов, не помнящих родства». Поэтому семья – это первооснова родины.
Сообщение 2 ученика : Если ребенка сравнивать с молодым деревцем, то семья – это почва, на которой оно растет, и тот ландшафт, который его формирует. Одни растут в ухоженном саду, другие – в оранжерее, третьи – на скудной каменистой почве, четвертые – за высокой стеной, пятые – на семи ветрах. И вырастают деревца, конечно, разные.
Хорошая семья дает опору ребенку, помогает укрепиться в этом мире, позволяет почувствовать прочность бытия. В хорошей семье никто никого не защищает, она сама по себе – лучшая защита ребенку от любых внешних угроз, надежный тыл, его первый образ мира, который он затем всю жизнь будет проецировать на внешний мир – или спокойно доверяя ему, или боясь на него положиться. Быть опорой и защитой, вселяя уверенность и возвращать спокойствие духа – вот первое предназначение семьи.
3) Работа с определением понятия – ценности.
-Что важнее всего в семье? Очень трудно однозначно ответить на этот вопрос. Любовь? Взаимопонимание? Забота и участие? А может быть самоотверженность и трудолюбие? Или строгое соблюдение семейных ценностей ?
- А что Вы понимаете под значением определения слова «ЦЕННОСТИ»?
-Давайте вспомним определение, взятое в словаре Ожегова:
«Ценности – то, что человек ценит в жизни, чему он придаёт особый положительный жизненный смысл, т.е. значимость, польза, полезность»
Учитель: -Нас с Вами наиболее интересуют семейные ценности
4) Работа в группах- объяснение смысла ценностей.
Они тоже бывают самыми разнообразными
- Ценность родительства
- Ценность родства
- Ценность супружества
- Ценность здоровья
- Обычаи и традиции
- Взгляды
4. Физминутка
- А сейчас поиграем в игру, которая называется "Моя семья".
Встаньте все и выполняйте по заданию:
- Присядьте те, кто похож на маму?
- Потопайте те, кто похож на папу?
- Покружитесь те, кто похож сам на себя?
-Похлопайте те, у кого есть сестрёнки?
-Покачайте головой те, у кого есть братишки?
-Попрыгайте те, у кого есть и братишки и сестрёнки
-Скажите громко «Я, люблю!» кто любит свою семью и дорожит ею!
6) Семейные ценности. Работа в микрогруппах.
- Давайте вспомним о семейных ценностях, обернувшись на опыт наших предков и традиции нашего народа
а) Работа с пословицами.
- Вспомним пословицы о семье. О чём нас учит народная мудрость? Необходимо собрать пословицу, прочитать и объяснить её смысл.
- В семье /любовь /да совет, /так и нужды нет.
- Не будет/ добра, /коли в семье/ вражда.
- Семья /без детей, /что цветок /без запаха.
- Родители/ трудолюбивы/, и дети /не ленивы.
Итак, мы видим, какие семейные ценности должны присутствовать в современной семье.
б) Знакомство с религиозной культурой о семье.
- Любовь и уважение всегда были ценностями религиозной культуры. Давайте познакомимся с семейными традициями разных религий. Прочитать, найти, выписать и зачитать семейные обычаи и традиции данной религии.
- Семья в исламской религиозной культуре.
- Семья в иудейской религиозной культуре.
- Семья в православной культуре.
- Семья в буддистской религиозной культуре.
Учитель:- Совпадают ли представления о семейных ценностях в разных религиозных культурах? Что в них общего?
ИСЛАМ | ИУДАИЗМ | ПРАВОСЛАВИЕ | |
Чем является семья? | «Место, где успокаивается душа и отдыхает сердце» | Социальное, но и религиозное объединение | Малая Церковь |
Как должны жить люди в браке? | «Узы любви и милосердия» | Проявлять терпение | Хранение чистоты и верности в браке |
Отношение к старшим | Подчиняться и ухаживать за родителями | Почтительное отношение к родителям | Почитание родителей |
Обязанности родителей перед детьми | Забота о детях | Окружить детей заботой, любовью вниманием | Главная ценность семьи - дети |
Закрепление.
1) Игра «Угадай слово»
Я называю определения терминов – ваша задача , соотнести появившийся термин, с карточкой – лучиком, лежащим на столе. Та группа, которая обнаруживает у себя соответствующий лучик – крепит его к доске, чтоб получилось солнышко)
- Способность чувствовать другого человека, ощущать себя на его месте – Сопереживание
- Предполагает, что Вы считаетесь с интересами друг друга – равенство
- Всей семьёй Вы способны на многое – поддержка
- Умение принимать человека таким, какой он есть – толерантность
- Умение уступать друг другу – компромисс
- Нежная забота друг о друге – любовь
- Преданность друг другу – верность
- Чуткое отношение друг к другу – нежность
- Прислушиваться друг к другу – умение слушать
- Уважение и благодарность – признание
- Умение адаптироваться, если того требуют обстоятельства – приспособляемость
- Чувство безопасности и уверенности – доверие.
После того, как солнышко построено делается вывод
Вывод: -Семья – это не просто родственники, живущие рядом. Это близкие люди, которые сплочены чувствами, интересами, идеалами, отношением к жизни. Семья может дать нам стремление давать радость себе и близким людям, делить их горести, помогать в тяготах. Поэтому сила любви к своему Дому особым светом освещает подлинно счастливое детство.
И получается, что семья-это наше первое общество. Находясь в обществе нельзя быть свободным от общества, надо быть ему чем-то обязанным.
2) ОБЯЗАННОСТИ:
- Обязанности человека делятся на четыре рода:
1) на обязанности перед самим собой;
2) перед семьей;
3) перед государством;
4) перед другими людьми вообще.
- Родители часто говорят нам о том, что главный наш долг на земле по отношению к самим себе – это исполнить данное нам предназначение, найти свой путь, самореализоваться, стать лучше, чем мы есть.
И помните: «Чего ты сам сделаешь для родителей своих, того же ожидай и себе от детей» так гласит Индийская мудрость. А пока постарайтесь радовать свою семью, не забывайте о добрых делах души. Помните стихотворение Н. Заболоцкого и его слова: «Душа обязана трудиться и день и ночь, и день и ночь».
6. Рефлексия
Учитель: Ребята, а ваш класс можно назвать семьей?
(В какой-то степени можно. Мы должны друг к другу относиться, как в семье, заботливо, по-доброму и с пониманием.)
- Я надеюсь, что ваш класс станет дружной семьей и, как в хорошей семье, в нем будут царить уважение и взаимопонимание.
Посадим дерево. На ладошках написать ценности нашего класса. (Ученики подходят к доске, на которой изображено дерево и приклеивают свои ладошки)
7. Итог урока.
Вспомните, с чего началась наша встреча – притча о «Мудреце и кувшине»…
— Если вы находитесь здесь, в этом классе, значит, у вас есть семья. Цените и берегите её. Эта ваша крепость от бурь и невзгод современной жизни, которая может, с одной стороны, защитить от отрицательных воздействий среды, а с другой — приспособить к жизни в обществе.
Я хочу, чтобы в Ваших семьях было также уютно и тепло, чтобы царило в нем счастье.
Берегите свои семейные ценности, храните их, чтобы они смогли передаваться из поколения в поколение.
8. Домашнее задание.
По выбору (исходя из индивидуальных возможностей каждого):
- Проект «Моя семья».
- Написать сочинение о своей семье .
Используемые образовательные ресурсы:
1. Виноградова Н.Ф. Основы духовно-нравственной культуры народов России: 5 класс: учебник для учащихся общеобразовательных организаций / Н.Ф. Виноградова, В.И. Власенко, А.В. Поляков. – М.: Вентана-Граф, 2018
2. Грамматика нравственности. 5 класс. Учебное пособие для учащихся общеоб-
разовательной школы, лицеев и гимназий по курсу основ морали / Под ред. Э.П. Коз-
лова. Предисловие С.В. Михалкова. — М.: Новый учебник, 2007
3.Д.С.Ожегов. Толковый словарь. М., Просвещение, 2001 год.
4.https://yandex.ru/images
5.nsportal.ru
.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Классный час на тему "Урок семьи и семейных ценностей" в пятом классе
Цель: прививать учащимся любовь к своей семье и культивировать в них бережное отношение к семейным ценностям.Задачи:1.Познакомиться с классом, создать атмосферу доверия и сотрудничества в коллек...
Классный час на тему: «Урок семьи и семейных ценностей»
Цель классного часа: формирование у детей отношения к семье как к высшей человеческой ценности, духовно-нравственных семейных традиций и ценностей....
План-конспект урока по истории России Тема урока: «Гражданская война и интервенция». Класс: 9
План-конспект урока по истории РоссииТема урока: «Гражданская война и интервенция». Класс: 9 Учитель: Кузнецова Мария Александровна Школа: МОУ Удельнинская гимназия...
Тема: «Урок семьи и семейных ценностей»
ТЕМА: «Урок семьи и семейных ценностей»Цель: формировать у учащихся представление о семье как о людях, которые любят друг друга, заботятся друг о друге; воспитывать уважение, любовь и забо...
Методическая разработка: технологическая карта урока "Семья – хранитель духовных ценностей".
Методическая разработка: технологическая карта урока "Семья – хранитель духовных ценностей"....
Технологическая карта урока "СЕМЬЯ -ХРАНИТЕЛЬ ДУХОВНЫХ ЦЕННОСТЕЙ".
Технологическая карта урока "Семья- хранитель духовных ценностей"...
Методическая разработка урока "Семья - хранитель духовных ценностей"
Методическая разработка ориентирована для 5-6 класса и может быть использована как на уроках ОДНКНР, так и во внеурочной деятельности....