План самообразования учителя-дефектолога на 2021-2026гг
материал

Кузина Наталия Михайловна

План самообразования учителя-дефектолога на 2021-2026гг

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл plan_samoobrazov_21-26_god.docx19.65 КБ

Предварительный просмотр:

Казенное общеобразовательное учреждение Ханты – Мансийского автономного округа – Югры «Урайская школа для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья»

Индивидуальный план самообразования

учителя-дефектолога

Кузиной Наталии Михайловны

 на 2021 - 2026 учебный год.

Тема самообразования: «Развитие познавательных процессов у обучающихся с ограниченными возможностями здоровья посредством арттехнологий».

 

Пояснительная записка.

Профессиональная деятельность педагога-дефектолога выходит за рамки традиционной учительской деятельности, тесно взаимодействуя и переплетаясь с различными видами социально-педагогической, реабилитационной, консультативно-диагностической, психотерапевтической, собственно коррекционной. Самообразование педагога проходит через всю педагогическую деятельность.

 Тема самообразования: «Развитие познавательных процессов у обучающихся с ограниченными возможностями здоровья посредством арт-терапевтических технологий».

 Цель: развитие личности обучающихся с ограниченными возможностями здоровья, в том числе с РАС и умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) в соответствии с требованиями современного общества, обеспечивающими развитие жизненных компетенций и успешной социализации с учетом их особых образовательных потребностей.

Задачи:

1. Совершенствовать знания в области специальной и коррекционной педагогики и психологии через участие в методических семинарах, вебинарах;

 2. Продолжать освоение деятельностного и дифференцированного подходов, осуществление которых предполагает: признание обучения как процесса организации речевой, познавательной и предметно-практической деятельности обучающихся с ОВЗ, обеспечивающего овладение ими содержанием образования;

 3. Работать над совершенствованием условий образовательного процесса, в первую очередь, учебной деятельности обучающихся с умственной отсталостью;

4. Охрана и укрепления физического и психического здоровья детей, в том числе их социального и эмоционального благополучия;

5. Проведение текущей и промежуточной аттестации обучающихся;

 6. Активизировать участие обучающихся в различных конкурсах, фестивалях, олимпиадах.

Источники самообразования: Методическая литература, Интернет-ресурсы, семинары, конференции, курсы повышения квалификации, участие в работе методического объединения учителей - дефектологов, мастер-классы.

 Формы самообразования:

1. Индивидуальная – через индивидуальный план,

2. Групповая – через участие в деятельности методического объединения учителей- дефектологов, сетевое взаимодействие с педагогами посредством Интернет.

Ожидаемые результаты:

  повышение теоретического, научно-практического уровня, профессионального мастерства и компетентности учителя-дефектолога в условиях введения ФГОС для детей с ОВЗ;

 разработка буклетов, памяток направленных на формирование познавательных процессов учащихся.

  разработка и проведение открытых уроков, мастер-классов, обобщение опыта по исследуемой теме.

 доклады, выступления на заседаниях МО, участие в конкурсах и конференциях с обобщением опыта;

 продвижение персонального сайта-портфолио в сети Интернет, корректировка его основных разделов, размещение на нем авторских методических материалов.

 активизация участия детей в конкурсах, повышение уровня учебной мотивации.

План самообразования

Направления самообразования

Период

1.

Изучение нормативно-правовой базы в сфере образования, образования детей с ОВЗ.

1.1

Изучение ФГОС для обучающихся с ОВЗ

По мере внесения изменений

1.2

Нормативные документы ОУ.

Регулярно

2

Аналитическое направление

2.1

Совершенствовать знания современного содержания образования обучающихся.

Регулярно

2.2

Знакомиться с новыми технологиями, формами, методами и приёмами обучения.

Регулярно

2.3

Изучать опыт работы лучших педагогов округа и России через Интернет.

Регулярно

3

Консультативно-просветительское.

3.1

Размещение информации о деятельности учителя-дефектолога в средствах СМИ, на сайте школы, на персональном сайте.

Регулярно

3.2

Выступление на родительских собраниях по проблемам и особенностям в развитии.

Регулярно

3.3

Размещение информации о деятельности учителя-дефектолога в средствах СМИ, на сайте школы.

Регулярно

3.4

Разработка памяток для родителей, педагогов, по развитию и формированию познавательных процессов, положительной мотивации к обучению у обучающихся.

По запросу

4

Организационно-методическая деятельность

4.1

Участие в конференциях, семинарах, работа в творческих группах по внедрению ФГОС для обучающихся с ОВЗ.

Регулярно

4.2

Выступление с докладами по теме самообразования.

По плану ОУ

4.3

Подготовка обучающихся c ОВЗ к участию в конкурсах творческих работ, олимпиадах, дистанционных викторинах и олимпиадах.

Регулярно

4.4

Создать собственную базу лучших сценариев уроков, занятий, интересных приемов, технологий.

2021-2023

Методическое обеспечение

Книги

  1. Аксенова, А. К. Методика обучения русскому языку в специальной (коррекционной) школе : учебник для ВУЗов / А. К. Аксенова. - М. : ВЛАДОС, 2002. - 320 с. - (Коррекционная педагогика).
  2.  Артпедагогика и арттерапия в специальном образовании : учебник для студ. сред. и высш. пед. учеб. заведений / Е. А. Медведева [и др.]. - М. : Академия, 2001. - 248 с. - (Педагогическое образование).
  3. Бородулина, С. Ю. Коррекционная педагогика : психологопедагогическая коррекция отклонений в развитии и поведении школьников : учебное пособие / С. Ю. Бородулина. - Ростов-на-Дону : Феникс, 2004. - 352 с. - (Учебники, учебные пособия).
  4. Выготский, Л. С. Основы дефектологии. / Л. С. Выготский. - СПб. : Лань, 2003. - 656 с.
  5. Гонеев, А. Д. Основы коррекционной педагогики : учебное пособие / А. Д. Гонеев, Н. И. Лифинцева, Н. В. Ялпаева ; под ред. В. А. Сластенина. - 3-е изд., перераб. - М. : Академия, 2004. - 272 с. - (Высшее профессиональное образование. Педагогические специальности).
  6. Дмитриев, А. А. Физическая культура в специальном образовании : учебное пособие / А. А. Дмитриев. - М. : Академия, 2002. - 176 с. - (Высшее образование).
  7. Карпунина, О. И. Специальная педагогика в опорных схемах : учебное пособие / О. И. Карпунина, Н. В. Рябова. - М. : НЦ ЭНАС, 2002. - (Коррекционная школа).
  8. Коррекционная педагогика : учебное пособие. / И. А. Зайцев [и др.] ; под ред. В. С. Кукушина. - Ростов-на-Дону : МарТ
  9. Подласый, И. П. Курс лекций по коррекционной педагогике : учебное пособие. / И. П. Подласый. - М. : ВЛАДОС, 2002. - 352 с.
  10. Специальная педагогика : учебное пособие / Л. И. Аксенова [и др.] ; под ред. Н. М. Назаровой. - М. : Академия, 2000. - 400 с. - (Высшее образование).
  11. Шамарина, Е. В. Основы специальной педагогики и психологии : учебное пособие / Е. В. Шамарина. - М. : Книголюб, 2007. - 248 с. : ил.

Статьи

 1. Аслаева, Р. Г. Интегрированное обучение : опыт решения проблемы "кадрового голода" в Республике Башкортостан / Р. Г. Аслаева // Дефектология. - 2007. - № 6. - С. 78-85. - (Обсуждаем проблемы интеграции).

2. Боброва, С. В. Работа со слабоуспевающими детьми / С. В. Боброва // Русский язык в школе. - 2008. - № 5. - С. 3-6. - (Методика и опыт).

3. Буторина, О. Г. Об опыте воспитания и обучения детей с ограниченными возможностями здоровья / О. Г. Буторина // Воспитание школьников. - 2010. - № 7. - С. 40-44.

 4. Единая концепция специального федерального государственного стандарта для детей с ограниченными возможностями здоровья: основные положения / Н. Н. Малофеев [и др.] // Дефектология. - 2010. - № 1. - С. 6-22. - (Федеральная целевая программа развития

5. Дефектология. - 2007. - № 6. - С. 21-27. - (Специальная психология: исследования и практика).

 6. Кумарина, Г. Коррекционно-развивающее образование : актуальные проблемы теории и практики / Галина Кумарина // Народное образование. - 2007. - № 8. - С. 184- 192. - (Школа здоровья).

 7. Лаврентьева, Н. Б. Формирование учебного поведения у аутичных детейдошкольников / Лаврентьева, Н. Б. // Дефектология. - 2008. - № 4. - С. 52-64. - (Обучение и воспитание школьников).

 8. Малофеев, Н. Н. О развитии службы ранней помощи семье с проблемным ребенком в Российской Федерации / Н. Н. Малофеев, Ю. А. Разенкова, Н. А. Урядницкая // Дефектология. - 2007. - № 6. - С. 60-68. - (Ранняя помощь).

9. Медведева, Е. А. Изучение особенностей социокультурного становления личности ребенка с задержкой психического развития средствами искусства / Е. А. Медведева // Дефектология. - 2007. - № 5. - С. 10-18. - (Специальная психология: исследования и практика).

10. Никольская, О. С. Специальный федеральный государственный образовательный стандарт для детей с нарушениями развития аутистического спектра : (макет) / О. С. Никольская // Дефектология. - 2010. – № 2. - С. 3-18. - (Федеральная целевая программа развития образования на 2006-2010 гг.).

11. Печерский, В. Г. Психолого-педагогическая поддержка развития способностей к продуктивному межличностному взаимодействию у подростков и юношей с легкой умственной отсталостью / В. Г. Печерский // Дефектология. - 2007. - № 5. - С. 3-9. - (Специальная психология: исследования и практика).

12. Холмогорова, А. Б. Интерперсональные отношения подростков из социально неблагополучных семей : состояние проблемы, методы исследования / А. Б. Холмогорова, Н. 13.С. Смирнова // Дефектология. - 2007. - N 5. - С. 84-90. - (Психическое развитие и социальная депривация).

14. Чудова, А. В. Психолого-педагогическое изучение готовности к школе учащихся с нарушением интеллектуального развития (по результатам экспериментального исследования)/ А. В. Чудова // Дефектология. - 2007. - № 5. - С. 42-48. - (Обучение и воспитание школьников).


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Тема по самообразованию учителя-дефектолога Парфене В.Б.: «Формирование элементарных математических представлений у детей с тяжелыми и множественными нарушениями в развитии».

В данной теме по самообразованию я описываю, направления в работе по формированию математических представлений, которые используются мной на уроках. И описываю задачи, решаемые мной, в ходе уроков....

План самообразования учителя-дефектолога

план по самообразованию учителя-дефектолога...

Тетрадь по самообразованию учителя -дефектолога.

тема: Развитие слухового восприятияи формирование связной речи у детей с нарушением слуха первого года обучения....

Самообразование учителя-дефектолога

Планы по темам самообразования, отчет...

План по самообразованию учителя-дефектолога

Планирование самообразования на 5 лет учителя-дефектолога...

План самообразования учителя-дефектолога

Планирование деятельности учителя-дефектолога....