Самообразование учителя-дефектолога
материал
Планы по темам самообразования, отчет
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
План самообразования на 19-21 гг | 37.29 КБ |
Отчет по самообразованию | 26.58 КБ |
План самообразования учителя-дефектолога на 2021-2024 уч.гг. | 26.71 КБ |
Предварительный просмотр:
Специальная (коррекционная) общеобразовательная
Школа-интернат № 12
ПЛАН
по самообразованию
на 2019 – 2021 учебный год
учителя
Левадной Л.П.
Тема: «Повышение профессионального уровня учителя на основе изучения и применения проектного метода обучения на уроках русского языка»
с. Юца - 2019
Тема школы - интерната
Тема школы-интерната: Образование обучающихся с ограниченными возможностями здоровья в условиях модернизации образования.
Цель: Обеспечение различных индивидуальных траекторий получения полноценного образования обучающихся с ограниченными возможностями здоровья, учитывающего способности, возможности и интересы обучающихся.
Задачи:
- Обеспечить достижение обучающимися с ограниченными возможностями установленных федеральным образовательным стандартом образования обучающихся с умственной отсталостью дифференцированных требований к результатам освоения адаптированной образовательной программы.
- Создание условий* для эффективной реализации и освоения обучающимися с ограниченными возможностями здоровья адаптированной основой образовательной программы, в том числе условий для индивидуального развития всех обучающихся.
* кадровых, материально-технических, информационных, финансово-экономических, организационных.
Анкета «Профессиональная компетентность»
№ п/п | Параметр | Балл |
1 | Правовая компетентность | |
2 | Информационная компетентность | |
3 | Коммуникативная компетентность | |
4 | Профессиональная компетентность «Специальная методика» (для педагогов, реализующих программы специального (коррекционного образования) |
Обоснование выбранной темы
Для достижения цели школы в реализации общешкольных задач, свою функцию, как учителя-дефектолога, вижу в освоении арттерапевтического, проектного метода в деятельности педагогического работника (освоение диагностического инструментария, планирование коррекционного – развивающей работы, подбор коррекционно – развивающих средств, разработка коррекционно – развивающей программ и их внедрение, взаимодействие с педагогами и родителями). Для участия в реализации индивидуальных образовательных маршрутов обучающихся, мне необходимо соответствовать определенным требованиям в области психологического сопровождения образовательного процесса, оформления документации.
Цель: повышение профессиональной компетентности учителя на основе обеспечения оптимальных психолого-педагогических условий для развития личности обучающихся и их успешного освоения АООП в условиях реализации ФГОС.
Задачи:
• ввести в план дополнения в соответствии с изменениями нормативно-правовых документов в образовании;
• изучить общепедагогические и психологические знания с целью расширения и совершенствования психологических методов воспитания и обучения обучающихся с ограниченными возможностями здоровья;
• овладеть достижениями психолого-педагогической науки (разнообразные формы работы в организации психолого-педагогического сопровождения);
• применять разнообразные формы работы в организации психолого –педагогического сопровождения всех участников учебно-воспитательного процесса;
• обобщать и распространять собственный педагогический опыт.
Объект исследования – профессиональная компетентность педагога.
Предмет исследования – структурированное обучение (обучение детей с аутизмом навыкам социально – бытового поведения) детей с аутистическими нарушениями
Гипотеза – если я:
- изучу организацию структурированного обучения (конструктивный подход и создание среды минимализирующей стресс, тревогу) в образовательном процессе с учетом преемственности его содержания и форм, а также специфики возрастного психофизического развития обучающихся;
- буду использовать в процессе психолого – педагогического сопровождения современных технологий деятельности (разработка программ развивающих, профилактических и коррекционных);
- участвовать в проектировании индивидуально-ориентированных образовательных траекторий детей с аутистическими нарушениями;
- содействовать повышению педагогической компетентности педагогов и просвещение родителей в вопросах развития, обучения, воспитания обучающихся с аутистическими нарушениями,
что позволит мне обеспечить высокое качество образовательного процесса.
Новизна:
- организация образовательного пространства для детей с аутистическими нарушениями;
- обучение детей с аутизмом навыкам социально – бытового поведения через отработку отдельных операций с их последующим объединением.
Теоретическая значимость:
- формирование социально – бытового поведения у обучающихся с аутистическими нарушениями в условиях реализации ФГОС (подбор и разработка методических материалов: рабочих планов, коррекционно-развивающих программ, подбор диагностического инструментария, его опробование, оптимизация обработки полученных результатов и пр.).
Практическая значимость:
- сопровождение обучающихся в условиях школы - интерната (реализация коррекционно-развивающих программ по направлениям):
- адаптация к новым условиям обучения;
- поддержка в решении задач личностного и ценностно-смыслового самоопределения и саморазвития;
- помощь в решении проблем социализации: учебные трудности, проблемы с выбором образовательного и профессионального маршрута;
- формирование жизненных навыков;
- формирование навыков позитивного коммуникативного общения;
- помощь в построении конструктивных отношений с родителями и сверстниками;
Этапы работы:
- Формирующий.
- Апробирующий.
- Коррегирующий.
- Стабильное функционирование.
- Обобщение опыта.
Ожидаемый результат: повышение профессиональной компетентности педагога на основе обеспечения оптимальных психолого-педагогических условий для развития личности обучающихся и их успешного освоения АООП в условиях реализации ФГОС.
Содержание работы:
2019 год | 2020 год | |||||||||
Этап работы: | Задачи | |||||||||
|
| |||||||||
09 | 10 | 11 | 12 | 01 | 02 | 03 | 04 | 05 | 06 | |
1. Изучение нормативных документов. | + | + | + | |||||||
| + | + | + | |||||||
| + | |||||||||
| + | + | ||||||||
| + | |||||||||
| + | + | + | |||||||
| + | + | ||||||||
| + | + | + | + | ||||||
| + | + | + | |||||||
Анализ работы | + | + | ||||||||
| + | + | ||||||||
| + | + | + | + | + | + | + | + | ||
Анализ работы | + | + | + | |||||||
2020 год | 2021 год | |||||||||
IV Стабильное функционирование | ||||||||||
| ||||||||||
| + | + | + | + | + | + | + | + | ||
| + | + | + | |||||||
| + | + | + | |||||||
| + | + | + | + | + | |||||
| + | + | + | + | + | |||||
| + | + | + | + | ||||||
Подготовка к прохождению профессиональной аттестации | + | + | + | + | + |
Приложение 1
Анкета «Профессиональная компетентность»
Инструкция: внимательно прочтите предложенные вопросы, оцените свои возможности дать полный ответ на вопрос.
«5» - готов (а) дать полный ответ;
«4» - готов дать неполный ответ;
«3»- затрудняюсь ответить, необходимо актуализировать знания;
«2»- необходима методическая помощь
№п.п | Параметр | Балл |
Правовая компетентность | ||
Что такое дееспособность в соответствии с Гражданским кодексом РФ? | ||
В чем заключается различие опеки и попечительства по объектному составу в соотвсоответствии с Гражданским кодексом РФ? | ||
За счет каких средств проводится обязательное периодическое медицинское обследование педагогических работников? | ||
Кто несет ответственность за уровень профессиональной квалификации работников образовательного учреждения? | ||
Имеет ли право педагог как частное лицо оказывать платные образовательные услуги обучающимся (воспитанникам) с целью получения дополнительного дохода? | ||
Как Закон «Об образовании» определяет понятие «дисциплина»? | ||
Кто является работодателем для педагога образовательного учреждения? | ||
Какой продолжительности рабочая неделя определена для педагога образовательного учреждения? | ||
В каком случае родители могут быть лишены родительских прав в соответствии с Семейным Кодексом РФ? | ||
Кто не допускается к педагогической деятельности в соответствии с Трудовым кодексом РФ? | ||
Кто несёт ответственность за жизнь и здоровье обучающихся (воспитанников) во время образовательного процесса? | ||
Имеют ли право родители (законные представители) обучающихся (воспитанников) принимать участие в управлении образовательным учреждением? | ||
Что такое совместительство? | ||
Какое учреждение в соответствии с Законом РФ «Об образовании» является образовательным? | ||
Итого по блоку | ||
Что включает в себя понятие «Информационная технология»? | ||
Какие санитарно-гигиенические требования необходимо соблюдать при работе с персональным компьютером? | ||
Что понимается под электронным учебником? | ||
Что называется телекоммуникацией? | ||
Какую последовательность действий нужно выполнить для корректного выключения компьютера? | ||
Какие типы выравнивания применимы к абзацу? | ||
Что можно передавать с помощью электронной почты? | ||
Какие меры следует принять при получении большого количества спама? | ||
ЧтЧто понимается под компьютерным вирусом? | ||
Какой тип диаграммы, как правило, используется для построения обычных графиков функций? | ||
Что необходимо сделать, чтобы не нарушить авторское право при использовании в своей публикации материалов, скачанных из сети Интернет? | ||
С помощью какого специального авторского знака можно защитить свои исключительные авторские права при публикации в Интернете своих учебно-методических материалов? | ||
Итого по блоку | ||
Коммуникативная компетентность | ||
Определите название следующего стиля педагогической деятельности: «Стремление педагога минимально включаться в деятельность, использование практики невмешательства, снятие с себя ответственности за результаты обучения, незаинтересованность проблемами, как школы, так и учащихся». | ||
Как называется механизм межличностного взаимодействия, характеризующийся следующими особенностями: «восприятие и оценка другого путем распространения на него характеристик какой-либо социальной группы»? | ||
Сопереживание, постижение эмоционального состояния, проникновение в переживания другого человека называется... | ||
В каком возрастном периоде ведущей деятельностью является интимно-личностное общение? | ||
Как называется непосредственное, честное и решительное выражение другому человеку своей позиции, чувств, мыслей и желаний с уважением чувств, позиции, мыслей, прав и желаний другого человека? | ||
Как называется первоначальное отношение к какой-то одной частной стороне личности учащегося, распространяющееся на весь его образ, а затем общее впечатление о нем, переносящееся на оценку его отдельных качеств? | ||
Как называется переходный этап возрастного развития, возникающий на стыке двух возрастов, связанный с перестройкой взаимоотношений ребенка с окружающими людьми, который может протекать в конфликтной форме? | ||
Как называется способ взаимодействия, основанный на умении педагога настраиваться на эмоциональную волну ребенка, и, обозначив чувства ребенка, оказывать ему ненавязчивую помощь в решении проблемы? | ||
Для каких детей характерны следующие особенности общения: его трудно вызвать на разговор, ответы обычно односложны, не может подобрать для разговора нужные слова, нередко заикается, иногда совсем замолкает; для него также характерна боязнь предпринять что-либо на людях? | ||
Как называется один из приёмов педагогического воздействия на ребёнка, с помощью которого можно влиять на его эмоциональную сферу, закреплять положительные переживания и состояния? | ||
Как называется способ вызвать положительные эмоциональные переживания у ребенка с помощью неречевых средств: прикоснуться рукой к плечу, погладить по голове, приобнять? | ||
Одной из причин нарушения дисциплины на уроке является мотив избегания неудачи. Какой способ педагогического воздействия необходим в данном случае? | ||
Итого по блоку | ||
Профессиональная компетентность: «Специальная методика» (для педагогов, реализующих программы специального коррекционного образования) | ||
Дайте определение понятия «коррекция». | ||
Дайте определение понятия «компенсация». | ||
Назовите принципы коррекционно-развивающей работы. | ||
Дайте определение понятию «индивидуальный образовательный маршрут» | ||
Что означает понятие социальная реабилитация? | ||
Перечислите принципы построения личностно ориентированной модели обучения | ||
Дайте понятие интегрированного обучения. | ||
Каков алгоритм написания индивидуальной программы сопровождения развития ребенка? | ||
Что входит в обязанности учителя СКОУ, заложенные в его должностную инструкцию? | ||
Что означает понятие социальная адаптация? | ||
Дайте определение понятию «коррекционное обучение». | ||
Дайте определение понятию «коррекционное воспитание». | ||
Дайте определение понятию «коррекционное развитие». | ||
Дайте определение понятию «лицо с ограниченными возможностями здоровья». | ||
Дайте определение понятию «абилитация» | ||
Что такое «сензитивный период развития»? | ||
Дайте определение понятию «девиантное поведение». | ||
Дайте определение понятия «Зона ближайшего развития» по Выготскому Л.С. | ||
Выделите особенность эмоционально-волевой сферы ребёнка с нарушениями интеллекта. | ||
Назовите характерную особенность мышления умственно отсталого ребёнка. | ||
Итого по блоку |
Предварительный просмотр:
Специальная (коррекционная) общеобразовательная
Школа-интернат № 12
Отчёт
о проделанной работе по самообразованию
учителя Левадной Л.П. за 2019-2021 учебные года
Тема: «Повышение профессионального уровня учителя на основе изучения и применения проектного метода обучения на уроках русского языка»
г. Нефтеюганск 2019
Отчёт
о проделанной работе по теме самообразования
Задачи | Содержание работы | Ожидаемый результат | Результат |
Изучение научно – методической литературы по теме самообразования | Чтение научно – методической литературы:
Специфика деятельности педагога-психолога в условиях введения ФГОС // Зиновьева М.В., Никифорова Г.В. Справочник педагога-психолога. Школа. - №4. – 2012 г. - Психологическое сопровождение участников образовательного процесса в условиях введения ФГОС нового поколения / Шешерина Г.А. авт.-сост.:– Тамбов, 2011
| Ознакомление с дидактическими и психологическими основаниями психологического сопровождения образовательного процесса | Ознакомилась с дидактическими и психологическими основаниями психологического сопровождения образовательного процесса. Дополнила понятийно-информационный словарь |
Изучить психолого – педагогические периодические издания по теме самообразования | Изучение теоретического материала по теме «Повышение профессионального уровня учителя на основе изучения и применения проектного метода обучения на уроках чтения » | Освоение теоретического материала по теме « Повышение профессионального уровня учителя на основе изучения и применения проектного метода обучения на уроках чтения » | Изучила теоретический материал по теме «Повышение профессионального уровня учителя на основе изучения и применения проектного метода обучения на уроках чтения » Дополнила понятийно-информационный словарь |
Войти в сетевое взаимодействие с коллегами по вопросу применения проектного метода обучения на уроках чтения | Войти в сетевое взаимодействие в рамках профессионального сообщества | Участие в сетевом взаимодействии в рамках профессионального сообщества | Участвовала в сетевом взаимодействии в рамках профессионального сообщества по вопросу применения проектного метода обучения на уроках чтения |
Провести систематизацию теоретических знаний по психологическому сопровождению обучающихся, педагогов, родителей (законных представителей) | Моделирование и проектирование, экспертиза (образовательных маршрутов, образовательных программ), систематизирование методического инструментария (разработка конспектов по коррекционно – развивающим занятиям, дидактического материала, консультаций) | Умение разрабатывать дидактический материал для индивидуальной работы с обучающимися | Пополнение методической копилки |
Изучить потребности и возможности обучающихся в образовательных услугах | Изучение потребностей и возможностей обучающихся в образовательных услугах (анкетирование) | Выявление потребностей и возможностей обучающихся в образовательных услугах | Выявила потребности и возможности обучающихся в образовательных услугах в связи с внедрением ФГОС для обучающихся с ОВЗ |
Самоэкспертиза | Проведение самоэкспертизы | Выявление проблемных моментов | При самоэкспертизе выявила проблемные моменты |
В результате выяснилось:
- я теоретически владею методикой применения проектного метода обучения на уроках чтения;
- определила потенциально проблемные моменты при педагогическом сопровождении образовательного процесса в рамках введения ФГОС
Исходя из общешкольных задач, задач методического объединения, учитывая контингент обучающихся и результат самоэкспертизы, я ставлю перед собой следующую тему на 2021-2024 учебные годы: «Повышение личного профессионального мастерства на основе формирования коммуникативных учебных действий обучающихся в электронной образовательной среде»
Ожидаемый результат: повышение личного профессионального мастерства на основе формирования коммуникативных учебных действий обучающихся в электронной образовательной среде
Предварительный просмотр:
Департамент образования и молодежной политики
Ханты – Мансийского автономного округа – Югры
(Тюменская область)
КАЗЕННОЕ ОБШЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ
УЧРЕЖДЕНИЕ ХАНТЫ – МАНСИЙСКОГО АВТОНОМНОГО ОКРУГА – ЮГРЫ
«НЕФТЕЮГАНСКАЯ ШКОЛА-ИНТЕРНАТ ДЛЯ ОБУЧАЮЩИХСЯ
С ОГРАНИЧЕННЫМИ ВОЗМОЖНОСТЯМИ ЗДОРОВЬЯ»
ПЛАН ПО САМООБРАЗОВАНИЮ
учителя-дефектолога
Л.П. Левадной
2021 -2024гг
Повышение личного профессионального мастерства на основе формирования коммуникативных учебных действий обучающихся в электронной образовательной среде.
г. Нефтеюганск.
Обоснование плана.
Основной задачей образования, поставленной в концепции специального федерального государственного образовательного стандарта, является подготовка обучающихся с ограниченными возможностями здоровья к социализации и социально-трудовой адаптации. Педагогический коллектив определяет миссию КОУ «Нефтеюганская школа-интернат для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья», как создание современных условий для обучения и воспитания обучающихся с ограниченными возможностями здоровья, направленных на:
- овладение комплексом жизненных компетенций,
- снижение выраженности ограничений жизнедеятельности,
- включение в среду сверстников и интеграцию в общество, в том числе организацию возможности профессиональной подготовки и содействие в трудоустройстве (занятости).
За счет дистанционной формы обучения происходит активное расширение образовательного пространства, определяющей становится позиция учителя как организатора образовательной деятельности, коммуникации в насыщенной информационно-образовательной среде. Проведенная самоэкспертиза, основанная на требованиях профстандарта, показала, что необходимо уделить внимание психолого-педагогическим технологиям, основанным на знании законов развития личности и поведения в реальной и виртуальной среде. Доступность и популяризация электронной образовательной среды делают коммуникативные учебные действия особо значимыми для обучающихся с ОВЗ, так как они обеспечивают повышение качества учебно-воспитательного процесса в частности и социального взаимодействия в целом. Коммуникативные учебные действия, направленные на учёт позиции собеседника или партнёра по деятельности; преодоление эгоцентрической позиции в межличностных и пространственных отношениях; понимание возможности различных позиций и точек зрения; уважение к иной точке зрения; понимание относительности оценок; учёт разных мнений и умение обосновать собственное. Все это обуславливает актуальность организации специальной работы по формированию коммуникативных учебных действий, учитывающих специфику электронной образовательной среде, у обучающихся с ОВЗ.
Исходя из миссии школы, результатов самоэкспертизы и потребностей времени, определена тема работы по самообразованию «Повышение личного профессионального мастерства на основе формирования коммуникативных учебных действий обучающихся в электронной образовательной среде».
Цель: Повышение личного профессионального мастерства на основе формирования коммуникативных учебных действий обучающихся в электронной образовательной среде.
Задачи:
- Изучить психолого-педагогических и методических материалов по проблеме, изучить закономерностей поведения в социальных сетях и технологию формирования БУД, коммуникативных учебных действий.
- Проанализировать развитие коммуникативных учебных действий обучающихся в электронной образовательной среде;
- Разработать методический и дидактический материалы по формированию коммуникативных учебных действий обучающихся.
- Апробировать данные материалы.
- Транслировать педагогический опыт профессиональному сообществу.
Объект исследования – профессиональное мастерство учителя
Предмет исследования – элементы профессионального мастерства, направленные на формирование коммуникативных учебных действий у обучающихся основного уровня обучения в условиях внедрения ФГОС.
Гипотеза основывается на предположении, что повышение личного профессионального мастерства по вопросу формирования коммуникативных учебных действий обучающихся в электронной образовательной среде
обеспечит
- положительную динамику у обучающихся в период дистанционного образования;
- повышение уровня развития личности ребенка, его коммуникативных навыков, навыков поведения в социуме;
- повысится личный профессиональный уровень.
Ожидаемый результат работы по самообразованию: повышение профессиональной компетентности на основе передового педагогического опыта по проблеме; методических рекомендаций, систематизации и обобщении опыта, транслировании педагогического опыта.
План работы
2021 – 2022 гг.
1этап – Формирующий Задачи:
| ||||||||||||||||||||||||||||||||||
№ п/п | Содержание работы | Сроки (год, месяц) | ||||||||||||||||||||||||||||||||
2021-2022 | ||||||||||||||||||||||||||||||||||
05 | 08 | 09 | 10 | 11 | 12 | 01 | 02 | 03 | 04 | 05 | 06 | |||||||||||||||||||||||
1 | Проведение самоэкспертизы | |||||||||||||||||||||||||||||||||
2 | Планирование работы | |||||||||||||||||||||||||||||||||
3 | Определение основных направлений деятельности | |||||||||||||||||||||||||||||||||
Изучение опыта коллег через сетевое взаимодействие | ||||||||||||||||||||||||||||||||||
4 | Изучение литературы по данной теме | |||||||||||||||||||||||||||||||||
5 | Систематизация материала | |||||||||||||||||||||||||||||||||
2 этап – Внедрение, корректировка. Задачи:
| ||||||||||||||||||||||||||||||||||
№ п/п | Содержание работы | Сроки (год, месяц) | ||||||||||||||||||||||||||||||||
2022-2023 | ||||||||||||||||||||||||||||||||||
09 | 10 | 11 | 12 | 01 | 02 | 03 | 04 | 05 | ||||||||||||||||||||||||||
1 | Выбор методов диагностики коммуникативных учебных действий обучающихся с ОВЗ | |||||||||||||||||||||||||||||||||
2 | Диагностика коммуникативных учебных действий обучающихся с ОВЗ | |||||||||||||||||||||||||||||||||
3 | Разработка методических и дидактических материалов для развития коммуникативных учебных действий обучающихся с ОВЗ | |||||||||||||||||||||||||||||||||
4 | Внедрение методических и дидактических материалов для развития коммуникативных учебных действий обучающихся | |||||||||||||||||||||||||||||||||
5 | Мониторинг развития коммуникативных учебных действий обучающихся с ОВЗ | |||||||||||||||||||||||||||||||||
3 этап – Стабильного применения. Обобщение. Задачи:
| ||||||||||||||||||||||||||||||||||
№ п/п | Содержание работы | Сроки (год, месяц) | ||||||||||||||||||||||||||||||||
2023 - 2024 | ||||||||||||||||||||||||||||||||||
09 | 10 | 11 | 12 | 01 | 02 | 03 | 04 | 05 | 06 | |||||||||||||||||||||||||
1 | Выступление на семинарах, конференциях, круглых столах | |||||||||||||||||||||||||||||||||
2 | Разработка методических рекомендаций | |||||||||||||||||||||||||||||||||
3 | Публикации | |||||||||||||||||||||||||||||||||
4 | Участие в сетевом взаимодействии в рамках профессиональных сообществ |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Тема по самообразованию учителя-дефектолога Парфене В.Б.: «Формирование элементарных математических представлений у детей с тяжелыми и множественными нарушениями в развитии».
В данной теме по самообразованию я описываю, направления в работе по формированию математических представлений, которые используются мной на уроках. И описываю задачи, решаемые мной, в ходе уроков....
План самообразования учителя-дефектолога
план по самообразованию учителя-дефектолога...
Тетрадь по самообразованию учителя -дефектолога.
тема: Развитие слухового восприятияи формирование связной речи у детей с нарушением слуха первого года обучения....
Самообразование учителя-дефектолога
План 2019-2024 гг., отчет...
План самообразования учителя-дефектолога на 2021-2026гг
План самообразования учителя-дефектолога на 2021-2026гг...
Самообразование учителя-дефектолога
План самообразования учителя-дефектолога на 5 лет...
Самообразование учителя-дефектолога
План самообразования на 5 лет, отчет по самообразованию...