ВНЕУРОЧНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ
рабочая программа (5, 6, 7, 8, 9, 10, 11 класс)

Программа

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл vneurochka_darin_2020-2021.docx198.73 КБ

Предварительный просмотр:

МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ

УЧРЕЖДЕНИЕ «СРЕДНЯЯ ШКОЛА №30

с УГЛУБЛЕННЫМ ИЗУЧЕНИЕМ ОТДЕЛЬНЫХ ПРЕДМЕТОВ»

                                  РАБОЧАЯ ПРОГРАММА

                           ПО ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

                «Моделирование и конструирование изделий из древесины»

 

                                  на  2021-2022  учебный год

                                                                                           Составил учитель технологии

                                                                                           Дарьин Александр Юрьевич

                                                             Нижневартовск, 2021

Пояснительная записка

     Резные работы по дереву – национальный вид искусства у многих народов России. Издавна русский крестьянин, справив избу и закончив полевые работы, в бесконечные осенние и зимние вечера принимался за художества, одним из которых была резьбу по дереву.

Сегодня, несмотря на множество созданных в последние годы полимеров, дерево продолжает оставаться одним из основных материалов в различных сферах деятельности.

Резными работами по дереву с увлечением занимаются не только взрослые, но и многие школьники. Эти занятия, где сочетается труд мастера с искусством художника, создающего новые декоративные образы, способствуют эстетическому воспитанию детей, развивают мышление, формируют художественный вкус.

     Программа «Моделирование и конструирование художественных изделий из дерева» позволит детям овладеть основами популярного в России народного промысла, создавать красивые изделия своими руками, которые будут радовать их самих, друзей и близких.

Программа рассчитана на обучающихся 5-8 классов.

      Программой предусматривается посещение музеев, выставок прикладного искусства с целью расширения кругозора учащихся.

При обучении используются образцы резных изделий, выполненные как педагогами, так и самими учащимися, стенды, плакаты с изображением разных стадий изготовления изделий. Во время занятий, которые организованы чаще всего в форме мастерской, применяются инструкционные и технологические карты, подсказывающие, как правильно выполнить то или иное действие, последовательность операций, выбор инструментов.

     На занятиях предусматриваются фронтальные, групповые и индивидуальные формы работы.

Исходя из требований безопасности, стремления к качеству результатов обучения численность учащихся в группе желательно не должна превышать восьми-десяти человек. Группы могут быть разновозрастными. Дети разного возраста могут найти себе работу в рамках одной и той же темы.

       Программа может носить предпринимательский характер, что выражается в организации выставок-ярмарок, где дети представляют свою продукцию. Каждый учащийся сможет почувствовать, что его труд и старание могут иметь материальный результат.

       Программа предусматривает обучение в зависимости от уровня способностей, имеющихся умений и навыков обучающихся. Педагог условно делит обучающихся на три уровня – повышенный, средний и пониженный. Повышенный уровень – это когда ребёнок справился с заданием быстро и без помощи педагога. Средний – когда ребёнок справился в основном сам, прибегая к незначительной помощи педагога. Пониженный – когда ребёнок долго не может справиться с заданием и требует постоянной, длительной помощи педагога.

     Данное деление необходимо для педагога, чтобы затем выстроить схему ндивидуальной работы с каждым из обучающихся, исходя из его умений и способностей. Отнесение к каждой группе условно, так как в процессе обучения, при выполнении изделий различной сложности, педагог постоянно переводит детей из одной категории в другую с целью оказания конкретной помощи.

Цель программы: развитие творческой личности средствами старинного народного промысла – изготовления художественных изделий из дерева.

Задачи программы:

- познакомить с приемами художественного моделирования и конструирования изделий из дерева;

- сформировать основные умения и навыки техники работы с деревом;

- способствовать развитию мыслительных процессов, творческого воображения;

- приобщить детей к народному творчеству, пониманию и освоению исконно русских традиций.

Цель обучения в 5 классах: раскрытие и развитие творческого потенциала на основе овладения первоначальными приёмами обработки дерева.

Задачи обучения:

- познакомить с историей и традициями художественной обработки дерева в России;

- обучить основным приемам изготовления простых изделий из дерева;

- способствовать развитию художественного вкуса, умению видеть красоту в окружающем.

Цель обучения в 6 классах: расширение и углубление знаний о дереве как поделочном материале, дальнейшее совершенствование приемов его обработки.

Задачи обучения:

- познакомить учащихся с проектной деятельностью, дать понятие творчества;

- формировать умения индивидуальной и коллективной проектной деятельности;

- воспитывать уважение к созидательному труду.

Цель обучения в 7-8 классах: создание условий для творческой деятельности учащихся на основе изучения художественной резьбы по дереву.

Задачи обучения:

- познакомить учащихся со способами изготовления выставочных изделий;

- расширить представления о способах резьбы;

- развивать творческую активность детей, мышление, воображение;

- воспитывать личностные качества: выдержку, трудолюбие, дружелюбие, коммуникабельность.

      В 7-8 классах учащиеся, в основном, занимаются творческим проектированием, результатом которого являются дизайнерские изделия. Выполнение творческих работ способствует формированию профессиональных навыков в области дизайна изделий из дерева, развитию интеллектуальных способностей, художественного вкуса.

    Программа составлена на основе «Примерных программ по изучению народных промыслов в 5-8 классах», Москва 1992 г., раздел «Резьба по дереву», существующих методических разработок, а также многолетнего собственного опыта.

    Объем программы – 34 часа в каждом классе.

   Занятия носят практикоориентированный характер. Теоретическая часть представлена в форме небольших лекций и консультаций перед началом практической работы. С целью выработки навыков работы у обучающихся, педагог сам показывает тот или иной приём работы, выполняет какую-либо операцию самостоятельно, чтобы учащиеся повторяли за ним. Освоив определенные навыки, учащиеся самостоятельно выполняют изделие.

Большое внимание во время работы уделяется технике безопасности при работе с инструментами (резцы, стамески), морилкой, клеем и другим оборудованием.

В процессе обучения моделированию и конструированию художественных изделий из древесины используются разнообразные методы: словесные, наглядные, практические, проблемно-поисковые и иные.

     Словесные методы обучения включают в себя рассказ, беседу, лекцию, объяснение, устный инструктаж. К наглядным методам обучения относятся иллюстрации и демонстрации. Практические методы обучения – это упражнения, учебно-практические работы, созидательная деятельность в учебных целях.

      В подгруппу репродуктивных и проблемно-поисковых выделены методы, отражающие степень самостоятельности учащихся при усвоении учебного материала. Это повторение, алгоритмизация, исследование, конструирование, проектирование.

      К методам, призванным стимулировать интерес к учению, относятся разбор конкретных ситуаций, создание эмоциональных ситуаций.

     Методы устного контроля и самоконтроля объединяют традиционный индивидуальный опрос учащихся, фронтальный опрос.

Методы практического контроля и самоконтроля применяются для диагностики уровня развития навыков и учений обучаемых. Для этих целей используются контрольные учебно-практические работы, работа по индивидуальному творческому заданию.

Ведущую роль на занятиях по программе играют практические методы обучения. Практической деятельности на занятиях отводится не менее 70% всего учебного времени.

При решении художественно-творческих и технических задач на занятиях учащиеся применяют знания, полученные ими в различных школьных предметах.

      В зависимости от уровня подготовки учащихся задание на выполнение практической работы может быть дано в общем виде (постановка задачи и конечный результат), в форме последовательных указаний на выполнение необходимых операций с заданным перечнем оборудования, детально, с указанием характера операций, приемов выполнения и необходимого инструмента для каждой операции.

      Производительный (созидательный) труд является эффективным методом подготовки учащихся к будущей работе в сфере художественного творчества, занятиям народным промыслом.

      Программа предусматривает определенные формы контроля деятельности обучающихся: текущий, промежуточный, итоговый. Текущий контроль осуществляется на каждом занятии путём проверки того, как учащийся выполняет тот или иной приём работы. Промежуточный контроль помогает педагогу определить, как учащийся усвоил последовательность учебных действий, помогая вносить коррекции в учебный план. Итоговый контроль осуществляется на этапе готовых работ, выставок. Выставки внутри объединения помогают определить уровень достижений учащихся за определённый период.

       На первом этапе контроль заключается в том, чтобы проверить, насколько точно выполненное ребёнком изделие соответствует образцу. Далее педагог отмечает, насколько творчески подошёл учащийся к выполнению задания, что привнёс своего, при этом правильно выполнив все приемы работы.

       Занятия по программе способствуют социальной адаптации обучающихся. Не секрет, что сегодняшние дети испытывают сильный дефицит общения, но в творческой мастерской, рядом с увлеченными сверстниками и взрослыми, у детей появляется возможность для раскрепощенного общения, обмена знаниями, опытом, что ведет к формированию активной жизненной позиции.


ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ

Моделирование и конструирование

5-8 классы

5 класс

Название раздела

По

плану

Теория

Практика

История и традиции резьбы по дереву в России

Техника безопасности и правила пожарной безопасности при работе с древесиной.

Свойства различных пород дерева

 Виды резьбы по дереву

 Контурная резьба

 Изготовление ихделия с использованием контурной резьбы

18ч

18ч

ИТОГО

34ч

26ч

6 класс

Название раздела

По учебному

плану

Теория

Практика

Техника безопасности и правила пожарной безопасности при работе с древесиной

Трёхгранно-выемчатая резьба

Изготовление  набора разделочных досок

Украшение досок с использованием контурной и трёхгранно-выемчатой резьбы

18ч

17ч

ИТОГО

34ч

29ч

7 класс

Название раздела

По учебному

плану

Теория

Практика

Техника безопасности и правила пожарной безопасности при работе с древесиной

Изготовление шкатулки с использованием контурной и трёхгранно-выемчатой резьбы

18ч

16ч

Изготовление точёной шкатулки с резьбой

14ч

12ч

ИТОГО

34ч

30ч

8 класс

Название раздела

По учебному

плану

Теория

Практика

Техника безопасности и правила пожарной безопасности при работе с древесиной

Плоскорельефная резьба

Выполнение композиции с плоскорельефной резьбой

22ч

20ч

Подготовка к выставке

ИТОГО

34ч

5

29

Содержание

5 класс

.

Тема 1. История и традиции резьбы по дереву в России (1 час).

Теория. Когда в России впервые появилась резьба по дереву. Какими были первые резные изделия. Дальнейшее развитие промысла. Различные виды резьбы и резных изделий. Современное состояние промысла.

Практика. Определение вида резьбы по фотографии.

Тема 2. Инструменты и приспособления для обработки древесины.

 Техника безопасности и правила пожарной безопасности при работе с деревом..

 Техника безопасности и правила пожарной безопасности при работе с деревом. (1 час).

Теория. Острые режущие инструменты, как ими правильно работать. Первая помощь при порезах. Приёмы безопасной работы. Опасные вещества – морилка, лак, растворитель. Как безопасно работать с ними. Пожарная безопасность, запрещение открытого огня. Правила эвакуации из здания.

Практика. Знакомство с инструментами. Практическая эвакуация из кабинета на случай чрезвычайной ситуации.

Форма контроля. Беседа.

Тема 3. Свойства различных пород дерева (2 часа). Лиственные и хвойные породы дерева. Их основные отличия друг от друга. Плотность разных пород дерева. Какое дерево годится для работы, а какое нет. Как отличить пригодное для резьбы дерево от непригодного. Липа – основной материал для резчиков по дереву.

Практика. Определение пород дерева с использованием образцов.

Тема 4. Виды резьбы по дереву (2часа).

Резьба плоская и объёмная, чем они отличаются друг от друга. Особенности контурной и трёхгранно-выемчатой резьбы по дереву. Особенности плоскорельефной резьбы по дереву. Скульптурная резьба. Инструменты для резьбы по дереву. Как вырезать деревянную ложку.

Практика. Показ образцов разных видов резьбы.

Тема 5. Контурная резьба (26 часов).

5.1. Обучение приёмам контурной резьбы по дереву (8 часов).

Теория. Какими инструментами делается контурная резьба. Особенности и сюжеты контурной резьбы.

Практика. Определение вида резьбы по образцу.

5.2. Изготовление пробного образца (18 часов).

Теория. Как правильно держать нож-косячок. Как правильно резать, учитывая направление волокон дерева. Как избежать травм при резьбе.

Практика. Выполнение контурной резьбы на образце.

Форма контроля. Наблюдение.

Календарно- тематическое планирование 5 кл.

п/п

Наименование раздела программы

Тема урока (этап проектной или исследовательской деятельности)

Кол-во часов

Дата проведения

по плану

По факту

1

Раздел I. «Введение» 2 ч.

История и традиции резьбы по дереву в России.

Содержание, задачи, организация кружка.

1

2

Инструменты и приспособления для обработки древесины.

 Техника безопасности и правила пожарной безопасности при работе с деревом.

1

3

Раздел II. «Основы материаловедения» 2 ч.

Свойства различных пород древесины.

2

4

Раздел III. «Резьба по дереву. 30ч.

Виды резьбы по дереву.

2

5

Контурная резьба.

1

6

Конструирование «Набора кухонной разделочной доски»

1

7

Разметка заготовок по шаблону, чертежу.

1

8

Выпиливание деталей набора ручным лобзиком

7

9

Инструменты для контурной резьбы.

1

10

Организация рабочего места. Правила безопасности при работе с резцами по дереву

1

11

Виды резьбы по дереву, инструмент для резьбы. Разметка заготовок

1

12

Выполнение контурной резьбы по дереву

13

13

Лакирование изделия

1

14

Отделка изделий

1

6 класс

Тема 1. Инструменты и приспособления для обработки древесины.

 Техника безопасности и правила пожарной безопасности при работе с деревом. (2 часа).

Теория. Острые режущие инструменты, как ими правильно работать. Первая помощь при порезах. Приёмы безопасной работы. Опасные вещества – морилка, лак, растворитель. Как безопасно работать с ними. Пожарная безопасность, запрещение открытого огня. Правила эвакуации из здания.

Практика. Знакомство с инструментами. Практическая эвакуация из кабинета на случай чрезвычайной ситуации.

Форма контроля. Беседа.

Тема2. Трёхгранно-выемчатая резьба (8 часов).

2.1. Обучение приёмам трёхгранно-выемчатой резьбы по дереву (2 часа).

Теория. Основные виды трёхгранно-выемчатых узоров. Треугольнички, квадратики, солнышки. Как разметить место для будущей резьбы.

Практика. Выполнение эскиза

2.2. Вырезание образца (6 часов).

Теория. Особенности трёхгранно-выемчатой резьбы и затруднения, которые могут встретиться при резьбе.

Практическая работа. Выполнение всех основных видов резных узоров поочерёдно.

Тема 3. Изготовление разделочной доски с резьбой (6 часов).

3.1. Выполнение эскиза (1 час).

Теория. Форма и размеры будущего изделия. Расположение резных узоров на поверхности изделия.

Практика. Выполнение эскиза.

3.2. Изготовление доски-основы под резьбу (5 часов).

Теория. Из какого дерева лучше всего изготавливать разделочную доску. Какими инструментами это необходимо делать. Техника безопасности при работе электролобзиком.

Практика. Выбор материала и перенесение на него контуров доски. Выпиливание контуров. Обработка поверхностей наждачной бумагой.

Форма контроля. Практическое задание.

3.3. Украшение разделочных досок с использованием контурной и трехгранно-выемчатой резьбы (18 часов).

Теория. Напоминание об уже освоенных приёмах трёхгранно-выемчатой резьбы.

Практика. Перенесение эскиза на материал. Выполнение резьбы. Тонировка готового изделия морилкой.

7 класс

Тема 1. Инструменты и приспособления для обработки древесины.

 Техника безопасности и правила пожарной безопасности при работе с деревом. (2 часа).

Теория. Острые режущие инструменты, как ими правильно работать. Первая помощь при порезах. Приёмы безопасной работы. Опасные вещества – морилка, лак, растворитель. Как безопасно работать с ними. Пожарная безопасность, запрещение открытого огня. Правила эвакуации из здания.

Практика. Знакомство с инструментами. Практическая эвакуация из кабинета на случай чрезвычайной ситуации.

Форма контроля. Беседа.

Тема 2. Изготовление шкатулки с использованием контурной  и трехгранно-выемчатой резьбы  (18 часов).

2.1. Конструирование «Шкатулки»  (1 час).

Теория. Виды и формы деревянных шкатулок. Составные части и особенности изготовления шкатулок.

2.2. Изготовление заготовок для шкатулки (4 часа).

Теория. Как подобрать доски для шкатулки, какими они должны быть. Как отпилить доску ровно под 90 градусов, как пользоваться стуслом. Виды соединений досок для шкатулки. Как запилить доски «на ус». Как разметить и сделать пазы. Как и чем склеить шкатулку. Как вклеить дно. Как замаскировать дефекты работы.

Практика. Выбор досок, отпиливание их по размеру. Разметка и запиливание пазов.

2.3. Сборка и подгонка элементов шкатулки (4 часа).

Теория. Трудности, которые могут встретиться в работе со шкатулкой.

Практика. Склеивание шкатулки. Изготовление и установка дна. Заделка щелей. Чистовая обработка шкатулки наждачной бумагой.

2.4. Выполнение эскиза (1час).

Теория. Как лучше украсить шкатулку.

Практика. Выполнение эскиза или перенесение готового рисунка на поверхности шкатулки.

2.5. Выполнение резьбы (8 часов).

Практика. Выполнение контурной и трёхгранно-выемчатой резьбы. Тонирование шкатулки морилкой. Обработка наждачной бумагой. Пропитка готового изделия олифой или подсолнечным маслом.

Тема 3. Изготовление точёной шкатулки с резьбой (14 часов).

3.1. Подбор и первичная обработка материала (2 часа).

Теория. Особенности изготовления круглых точёных шкатулок. Дерево, пригодное для изготовления подобных изделий.

Практика. Подбор материала и его первичная обработка (обрубка, опиливание), разметка центров.

Форма контроля. Практическое задание.

3.2. Точение (3 часа).

Практика. Выполнение точения внешних и внутренних поверхностей шкатулки. Обработка стенок шкатулки наждачной бумагой. Срезание остатка.

3.3. Выполнение резьбы (8 часов).

Практика. Выполнение разметки под резьбу. Перенесение контуров резьбы на материал. Выполнение резьбы. Отделка и тонировка изделия.

Календарно- тематическое планирование 7 кл.

п/п

Наименование раздела программы

Тема урока (этап проектной или исследовательской деятельности)

Кол-во часов

Дата проведения

по плану

По факту

1

Раздел I. «Введение» 2 ч.

Инструменты и приспособления для обработки древесины.

 Техника безопасности и правила пожарной безопасности при работе с деревом.

2

2

Раздел II. 

«Изготовление шкатулки с использованием контурной и трехгранно-выемочной резьбы» 18 ч.

Конструирование «Шкатулки»

1

3

Изготовление заготовок для шкатулки

4

4

Сборка и подгонка элементов шкатулки

4

5

Выполнение эскиза

1

6

Выполнение резьбы

8

7

Раздел III. 

«Изготовление точеной шкатулки с резьбы»

14 ч.

Подбор и первичная обработка материала

2

8

Точение

3

9

Выполнение резьбы

6

10

Устранение дефектов

1

11

Лакирование изделия

1

12

Отделка изделий

1



8 класс

Тема 1. Инструменты и приспособления для обработки древесины.

 Техника безопасности и правила пожарной безопасности при работе с деревом. (2 часа).

Теория. Дерево – горючий материал. Недопустимость использования открытого огня при работе с деревом. Легковоспламеняющиеся жидкости: морилка, лак, клей. Правила работы с ними. Электробезопасность и правила работы с электроинструментами.

Тема 2. Обучение плоскорельефной резьбе (8 часов).

Теория. Что можно сделать, используя данный вид резьбы. Просмотр образцов и аналогов. Иллюстративный материал. Особенности плоскорельефной резьбы, инструменты для её выполнения.

Практика. Выбрать из предложенных фотографий образцы изделий с плоскорельефной резьбой. Попробовать вырезать небольшой фрагмент орнамента с плоскорельефной резьбой на кусочке дерева.

Практика. Выбор дерева. Перенесение эскиза на материалВыпиливание по контуру электролобзиком. Вырезание формы. Вырезание углубления с помощью полукруглых и отлогих резцов. Обработка поверхности наждачной бумагой сначала крупной, потом мелкой. Разметка будущей резьбы на поверхности. Выполнение резьбы. Тонирование образца.

Тема 3. Выполнение композиции с плоскорельефной резьбой (22 часа).

Тема 3.1 Выбор композиции. Подбор материала (2 часа).

Теория. Выполнение эскиза.

Практика. Подбор и подготовка материала, опиливание. Перенесение эскиза на материал.

Тема 3.2 Выполнение резьбы (20 часов).

Практика. Выполнение резьбы. Сборка частей композиции в единое целое, при необходимости. Обработка выполненной резьбы наждачной бумагой. Тонирование резного изделия. Вощение.

Тема 4. Подготовка к итоговой выставке (4 часа).

Теория. Отбор изделий для выставки. Подготовка к стендовой защите.

Практика. Доделка изделий, отобранных для защиты. Защита творческих работ.

Форма контроля. Выставка.

Календарно- тематическое планирование 8 кл.

п/п

Наименование раздела программы

Тема урока (этап проектной или исследовательской деятельности)

Кол-во часов

Дата проведения

по плану

По факту

1

Раздел I. «Введение» 2 ч.

Инструменты и приспособления для обработки древесины.

 Техника безопасности и правила пожарной безопасности при работе с деревом.

2

2

Раздел II. «Обучение плоскорельефной резьбе» 8 ч.

Особенности плоскорельефной резьбы.

1

3

Перенесение эскиза на материал.Выпиливание по контуру электролобзиком.

1

4

Вырезание формы

2

5

Пробная работа

2

6

Обработка поверхности. Тонирование образца.

2

7

Раздел III. «Выполнение резьбы». 22ч.

Резьба композиции

16

8

Обработка резьбы наждачной бумагой.

2

9

Тонирование резного изделия

1

7

Лакирование изделия

2

8

Отделка изделий

1

11

Раздел IV. «Подготовка к выставке». 2ч.

Отбор изделий

1

12

Защита творческих работ

1

РЕЗУЛЬТАТЫ ОСВОЕНИЯ ПРОГРАММЫ

Личностными результатами освоения программы является формирование следующих умений:

  • воспитание уважительного отношения к творчеству, как своему, так и других людей;
  • развитие самостоятельности в поиске решения различных изобразительных задач в прикладном творчестве;
  • формирование духовных и эстетических потребностей;
  • овладение различными приёмами и техниками прикладной деятельности;
  • воспитание готовности к отстаиванию своего эстетического идеала;
  • освоение навыков самостоятельной и групповой работы.

Метапредметными результатами освоения программы является формирование следующих универсальных учебных действий (УУД):

регулятивные УУД:

  • учиться работать по предложенному плану;
  • учиться отличать верно выполненное задание от неверного;
  • учиться давать эмоциональную оценку своей деятельности и деятельности других;
  • с помощью учителя объяснять выбор наиболее подходящих для выполнения задания материалов и инструментов;
  • учиться готовить рабочее место и выполнять практическую работу по предложенному педагогом плану с опорой на образцы, пособия, рисунки;
  • выполнять контроль точности разметки деталей с помощью шаблона;

познавательные УУД:

  • перерабатывать полученную информацию: делать выводы в результате совместной работы всей группы;
  • совместно договариваться о правилах общения и поведения на занятиях по декоративно-прикладному творчеству и следовать им;
  • учиться согласованно работать в группе:

а) учиться планировать свою работу в группе;

б) учиться распределять работу между участниками проекта;

в) понимать общую задачу проекта и точно выполнять свою часть работы;

Предметными результатами изучения программы является формирование следующих знаний и умений:

  • сформированность первоначальных представлений о роли декоративно-прикладного творчества в жизни и духовно - нравственном развитии человека;
  • ознакомление учащихся с выразительными средствами различных видов декоративно-прикладного творчества и освоение некоторых из них;
  • ознакомление учащихся с терминологией и классификацией декоративно-прикладного творчества;
  • ознакомление учащихся с отечественными народными промыслами и традиционными видами декоративного искусства других стран;
  • получение детьми представлений о некоторых специфических формах художественной и декоративно-прикладной деятельности, базирующихся на ИКТ (цифровая фотография, работа с компьютером и пр.), а также декоративного искусства и дизайна.

ХАРАКТЕРИСТИКА ПЛАНИРУЕМЫХ РЕЗУЛЬТАТОВ

И СПОСОБЫ ИХ ПРОВЕРКИ

Результаты, которые показывают учащиеся после прохождения программы обучения, подразделяются на личностные, предметные и метапредметные. Предметные результаты – это то, что учащиеся должны знать и уметь, освоив программу. Эти результаты освоения программы могут быть оформлены в виде таблицы, которая дана в приложении.

Способом проверки предметных результатов освоения программы может быть изготовление контрольного изделия. Педагог следит за тем, насколько быстро и правильно учащиеся изготавливают контрольное изделие и на основе этого определяет уровни их обученности. В качестве контрольного может быть использовано последнее в году изделие, предусмотренное учебным планом.

УСЛОВИЯ РЕАЛИЗАЦИЯ ПРОГРАММЫ

Методические условия.

Программа предусматривает следующие формы работы на занятиях: фронтальная, групповая и индивидуальная.

В процессе обучения используются разнообразные методы: словесные, наглядные, практические, репродуктивные, проблемно-поисковые и иные.

Словесные методы обучения включают в себя рассказ, беседу, лекцию, объяснение, устный инструктаж. К наглядным методам обучения относятся иллюстрации и демонстрации. Практические методы обучения – это упражнения, учебно-практические работы, созидательная деятельность в учебных целях.

В подгруппу репродуктивных и проблемно-поисковых выделены методы, отражающие степень самостоятельности учащихся при усвоении учебного материала. Это повторение, алгоритмизация, исследование, конструирование, проектирование.

Применение самостоятельных и несамостоятельных методов характеризует степень управления педагогом познавательной деятельностью учащихся. Это задания, предписания, указания, инструкции.

К методам, призванным стимулировать интерес к учению, относятся разбор конкретных ситуаций, создание эмоциональных ситуаций.

Методы устного контроля и самоконтроля объединяют традиционный индивидуальный опрос учащихся, фронтальный опрос.

Методы практического контроля и самоконтроля применяются для диагностики уровня развития навыков и учений обучаемых. Для этих целей используются контрольные учебно-практические работы, работа по индивидуальному творческому заданию.

Ведущую роль на занятиях по программе играют практические методы обучения. Практической деятельности на занятиях по программе отводится не менее 70% всего учебного времени.

Производительный (созидательный) труд является эффективным методом подготовки учащихся к будущей работе в сфере изготовления художественных изделий из дерева. Работая, школьники учатся оценивать стоимость своего труда, вносят коррективы в планы самоопределения и деловой карьеры.

Для учащихся третьего года обучения основная доля приходится на проблемно-поисковый метод обучения. В процессе учебной работы перед учеником ставится проблема, решая которую он приобретает новые знания или умения. При обучении по программе проблемами могут быть:

  • обобщенно сформулированные цели предстоящей деятельности, которые ученик должен конкретизировать на основе приобретенной им дополнительной информации;
  • оптимальный выбор средств и методов достижения цели с учетом имеющихся условий (можно ли изготовить изделие в кабинете, мастерских, имеется ли у ученика соответствующая квалификация для работы с выбранным изделием из дерева).

     Одним из важных методов обучения является метод проектов. Это то дидактическое средство, которое способствует формированию навыков целеполагания и позволяет учащимся находить оптимальные пути достижения сформулированных целей при соответствующем руководстве со стороны педагога. Он применяется и при коллективной, и при индивидуальной работе учащихся.

    В процессе проектной деятельности учащиеся развивают свой творческий потенциал и усваивают основополагающие закономерности построения целостного технологического процесса.

      Программа предусматривает формы контроля: текущий, промежуточный, итоговый. Текущий контроль осуществляется на каждом занятии путём проверки того, как учащийся выполняет тот или иной приём работы. Промежуточный контроль помогает педагогу определить, как учащийся усвоил последовательность учебных действий, помогая вносить коррекции в учебный план. Итоговый контроль осуществляется в форме выставок. Выставки внутри объединения помогает определить уровень достижений учащихся за определённый период. На первом этапе контроль заключается в том, чтобы проверить, насколько точно выполненное ребёнком изделие соответствует образцу, данному преподавателем. Потом педагог смотрит за тем, насколько творчески подошёл учащийся к выполнению задания, что привнёс своего. При этом педагог должен по-прежнему следить за правильностью выполнения приёмов работы. По организационной форме контроль может быть индивидуальным, группово-выборочным и фронтальным.

      Организационные условия.

Исходя из требований безопасности и для создания оптимальных условий обучения, численность группы учащихся не должна превышать восьми-десяти человек. Группы могут быть разновозрастными. Дети разного возраста могут найти себе работу в рамках одной и той же темы.

В программу могут быть заложены идеи предпринимательской деятельности. Это выражается в организации выставок-ярмарок и участии в них детей с изготовленными ими изделиями. Каждый учащийся сможет почувствовать, что его труд и старание могут иметь материальный результат.

Занятия носят в основном практический характер. Теоретическая часть подаётся в форме немногочисленных лекций и консультаций перед началом практической работы. Педагог знакомит учащихся с тем или иным приёмом работы, выполняя какую-либо операцию самостоятельно с тем, чтобы ученики повторяли за ним. У учащихся должен выработаться прочный навык. Используя полученные навыки, учащиеся самостоятельно выполняют какую-либо работу. Педагог в это время следит за тем, чтобы приемы работы выполнялись правильно, поправляет учащегося, если это необходимо, помогает преодолеть встретившиеся затруднения.

Материально- технические условия.

Для работы по данной программе необходимо наличие следующих материалов и оборудования.

1. Столы, шкафы, стеллажи, верстаки, стулья.

2. Основные инструменты: ножи, полукруглые резцы, отлогие резцы, пила, стусло, железные линейки, угольники.

3. Дополнительные инструменты: зажимы, ручной лобзик, наждачная бумага.

4. Станки (на станках работает педагог). Токарный станок с набором резцов к нему. Сверлильный станок и свёрла. Деревообрабатывающий станок (циркулярная пила и рубанок). Заточной станок. Агрегат для удаления пыли и стружки. Фрезерная машинка.

6. Электроинструменты. Электрический лобзик, приборы для выжигания по дереву.

7. Дерево разных пород для резьбы.

6. Клей «Момент», клей ПВА быстросохнущий, марганец, морилка.

7. Наглядные пособия, технологические карты (или стенды) с объяснением отдельных стадий изготовления изделий. Готовые изделия, выполненные педагогами или учащимися.

8. Описания последовательности изготовления некоторых изделий из дерева. Подборка материалов по обработке дерева.

КРИТЕРИИ И НОРМЫ ОЦЕНКИ ЗНАНИЙ, УМЕНИЙ И НАВЫКОВ обучающихся, применительно к различным формам контроля

Для оценки достижений учащихся в ходе освоения данной программы применяется система уровней с первого по третий. Третий уровень – высший. В течение всего периода обучения педагог следит за уровнями достижений обучающихся и стремится их повысить.

Первый уровень.

Учащийся делает что-либо только по образцу, с трудом усваивает приёмы и методы работы с различными инструментами. Требует постоянной помощи и контроля со стороны педагога.

Второй уровень.

Учащийся работает в основном по образцу, хорошо усваивает методы и приемы работы. Может вносить и реализовывать какие-то свои мысли и идеи. Почти не требует помощи и контроля со стороны педагога. Иногда нуждается в его советах.

Третий уровень.

Учащийся может работать как по образцу, так и самостоятельно. Имеет собственные идеи и может воплощать их в материале, успешно используя усвоенные умения, отработанные навыки.

 

Список использованных источников

1. Буриков В., Власов В.Домовая резьба. М. 1995.

2. Газарян С.С. Прекрасное своими руками. М. 1979.

3. Жегалова С. Пряник, прялка и птица Сирин. М. 1984.

4. Жегалова Н. Русская народная живопись. М 1993.

5. Каталог уральской народной росписи крестьянских домов и предметов быта из собрания Нижнесинячихинского музея-заповедника. Свердловск 1988.

6. Миловский А. Скачи, добрый единорог. М. 1983.

7. Предания и легенды Урала. Фольклорный сборник.

8. Примерные программы по обучению учащихся изготовлению изделий народных художественных промыслов в 5 -11 классах. М 1972.

9. Трапезников Ф. Плетение ивового прута и бересты. М. 1995.


















По теме: методические разработки, презентации и конспекты

«Организация внеурочной деятельности: модель организации работы школы по реализации внеурочной деятельности в 5-х классах»

В рамках перехода на новые образовательные стандарты актуальным является вопрос  формирования модели построения внеурочной деятельности, ее специфики, основанной на   взаимосвязи внутре...

программа внеурочной деятельности"Экспериментальная деятельность педагога. Внеурочная деятельность в 5.классе"

Следуя требованиям новым ФГОС, наш лицей участвует в эксперименте по внедрению внеурочной деятельности в среднюю школу. Данная программа содержит пояснительную записку, тематическое и поурочное планир...

ВНЕУРОЧНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ. Основные задачи внеурочной деятельности

В соответствии с федеральным государственным образовательным стандартом начального общего образования (ФГОС НОО) основная образовательная программа начального общего образования реализуется обра...

"Приемы формирования исторического мировоззрения на уроках английского языка и во внеурочной деятельности "городской семинар «Приемы формирования исторического мировоззрения лингвистическими средствами на уроках и во внеурочной деятельности»

Презентация к выступлению на городском семинаре «Приемы формирования исторического мировоззрения лингвистическими средствами на уроках  и во внеурочной деятельности» в рамках инновационной площад...

Календарно-тематическое планирование (68 ч) для рабочей программы внеурочной деятельности по географии для 5-6 классов «Моя экологическая грамотность», составленной на основе Программы внеурочной деятельности «Моя экологическая грамотность 5-6 классы. Р

Календарно-тематическое планирование (68 ч) для рабочей программы внеурочной деятельности по географии для 5-6  классов «Моя экологическая грамотность», составленной на основе Программы внеу...

Применение здоровьесберегающих технологий на уроках ИЗО и во внеурочной деятельности. Формирование УУД в художественном обрвзовании, во внеурочной деятельности духовно-нравственной и направленности. Используемые педагогические методики.

Представление опыта рабботы на уроках изобразительного искусства. Доклад включает в себя примеры практического применения современных педагогических технологий на уроках и во внеурочной деятельности. ...

План-конспект внеурочной деятельности в 4 классе по теме «Использование метода проектов во внеурочной деятельности».

План-конспект внеурочной деятельности в 4 классе по  теме «Использование метода проектов во внеурочной деятельности"Тема: "Экология Земли"На своем занятии, я решила связать 2 предмета: информатик...