Рабочая прграмма "Речь и альтернативная коммуникация"
рабочая программа (9 класс)
Программа предназначена для работы с детьми ОВЗ
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
r.p.rech_ialtenativnaya.doc | 112.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Приложение к АООП ОО с УО (вариант 2)
Муниципальное казенное общеобразовательное учреждение
«Лисянская средняя общеобразовательная школа»
Рассмотрено Согласовано Утверждаю
на заседании МО учителей Зам.директора по УВР Директор МКОУ Лисянская СОШ
гуманитарного цикла
Протокол №1 от 31 «августа»2020г. _________Деревянкина С.Е. ___________Кириченко Е.В.
Руководитель МО_________Рудакова Н.А.
31 «августа»2020г . 31«августа»2020г
Приказ №68 от 31 «августа»2020г
Рабочая программа
учебного предмета «Речь и альтернативная коммуникация»
2020-2021 учебный год
УМК: Учебник для специальных (коррекционных)
образовательных учреждений VIII вида.
Э.В. Якубовская, Н.Г. Галунчикова "Русский язык 9класс"М.,
"Просвещение", 2019г.
Учитель: Рудакова Н.А.
с.Лиски 2020г
1.Планируемые результаты
Личностными результатами изучения предмета «Русский язык» являются следующие умения:
- осознавать роль языка и речи в жизни людей;
- эмоционально «проживать» текст, выражать свои эмоции;
- понимать эмоции других людей, сочувствовать, переживать;
- обращать внимание на особенности устных и письменных высказываний других людей (интонацию, темп, тон речи; выбор слов и знаков препинания).
Средством достижения этих результатов служат тексты учебника.
Предметными результатами являются требования к умениям учащегося
1-й уровень
-- писать под диктовку текст, включающий слова с изученными орфограммами;
-- находить способ решения орфографических задач в часто встречающихся словах;
-- подбирать однокоренные слова, используя данные приставки и суффиксы;
-- участвовать в составлении плана к тексту;
-- восстанавливать текст по опорным словам, словосочетаниям;
-- писать и правильно оформлять поздравительную открытку.
2-й уровень
-- писать под диктовку текст с изученными орфограммами с предварительным анализом;
-- решать орфографические задачи с помощью учителя;
-- подбирать однокоренные слова с помощью вопроса;
-- различать части речи с опорой на таблицу или с помощью учителя;
-- участвовать в составлении поздравительной открытки;
В процессе освоения программы у учащейся развивается устная и письменная речь, формируются практически значимые орфографические и пунктуационные навыки, воспитывается интерес к родному языку. Элементарный курс русского языка направлен на коррекцию высших психических функций обучающегося с целью более успешного осуществления ее умственного и речевого развития.
Максимальная нагрузка по тому или иному разделу зависит от особенностей усвоения материала, от степени трудностей, возникающих в процессе работы над изучаемой темой и их решения, индивидуальных особенностей учающейся.
Изучение слова, словообразующей роли значимых частей слова направлено на обогащение и активизацию словаря. В процессе упражнений
формируются навыки правописания.
Части речи изучаются в том объеме, который необходим для выработки практических навыков устной и письменной речи, формирования навыков грамотного письма.
Большое внимание уделяется формированию связной письменной речи, так как возможности учащейся излагать свои мысли в письменной форме весьма ограничены. В связи с этим ведется постоянная работа над развитием ее фонематического слуха и правильного произношения, обогащением и уточнением словаря, обучением построению предложений, связному устному и письменному высказыванию.
2.Содержание учебного предмета
ГРАММАТИКА, ПРАВОПИСАНИЕ И РАЗВИТИЕ РЕЧИ
Слово. Текст
Состав слова
Способы образования слов с помощью приставок и суффиксов. Подбор однокоренных слов.
Сложные слова с соединительными гласными и без них (сбербанк, видеомагнитофон).
Сложносокращенные слова (НТВ, АТС).
Правописание приставок без- (бес-), воз- (вос-), из- (ис-), раз- (рас)в зависимости от произношения (как слышим, так и пишем).
Составление текстов повествовательного и описательного характера по коллективно составленному плану. Решение орфографических задач в процессе работы над текстом. Повторение способов проверки орфограмм.
Части речи
Выделение знакомых частей речи из текстов книг по различным учебным предметам с доказательством (с опорой на таблицу или без нее).
Образование различных частей речи с помощью суффиксов (лапа—лапочка, пожар — пожарник, сила — сильный, бурить — бурильщик).
Имя существительное. Смысловые группы имен существительных: профессии людей, их возраст, состояние, черты характера. Составление словосочетаний существительного с существительным. Определение падежа и окончания зависимого слова.
Несклоняемые имена существительные. Определение их рода. Согласование прилагательного и глагола прошедшего времени с несклоняемыми существительными. Тематический подбор несклоняемых имен существительных. Составление рассказа по опорным словам.
Написание деловых бумаг (доверенности, заявления), заполнение почтового перевода. Правильное употребление имен собственных в косвенных падежах (Василию, Марии).
Имя прилагательное. Согласование прилагательного с именами существительными в роде, числе и падеже. Правописание падежных окончаний имен прилагательных.
Подбор лексического материала (словосочетаний существительных с прилагательными) для составления портретной характеристики с опорой на картину известного художника или литературное произведение. Определение типа предполагаемого текста (повествование, описание, рассуждение).
Имена прилагательные на -ий, -ья, -ье. Упражнение в их правописании.
Местоимение. Правописание личных местоимений с предлогами.
Исправление в тексте. Правильное использование местоимений в качестве средств связи предложений в тексте.
Глагол. Лексические группы глаголов, обозначающих состояние, речемыслительные процессы, настроение, цвет, звучание и др. Составление словосочетаний с переносным значением для описания пейзажа.
Трудные случаи правописания глаголов: глаголы неопределенной формы на -чь, различение глаголов на -тся и -ться и написание глаголов 2-го лица единственного числа.
Глаголы I и II спряжения с ударным (произносим — слышим — пишем) и безударным (запоминаем — сверяем по таблице и по школьному орфографическому словарю) окончанием.
Повелительная форма глагола в просьбах, приказаниях, инструкциях.
Составление текстов повествовательного характера с опорой на глагольную лексику и серию сюжетных картинок (возможно, комиксы). Использование образных средств языка, решение орфографических задач.
Наречие. Значение и вопросы для выделения наречия как части речи. Его неизменяемость.
Составление словосочетаний глаголов с наречиями для описания места, пейзажа, характера человека.
Наречия, характеризующие глаголы речи в диалоге (весело сказал, удивленно спросил, испуганно прошептал и т. д.). Правильное интонирование диалогов с ориентировкой на глагол и наречие.
Правописание наречий на -а и -о с проверкой их именем существительным (с окна, на окно, слева, направо).
Использование наречий в текстах-рассуждениях (отзывы на книгу, на просмотренную телепередачу).
Имя числительное. Количественные и порядковые числительные.
Употребление числительных в деловых бумагах. Написание заявления, расписки, доверенности с использованием имен числительных.
Предложение. Текст
Образование различных словосочетаний: глагол и наречие, глагол и существительное, существительное и существительное, прилагательное и существительное.
Простое и сложное предложения с союзами и, а, но, что, чтобы, потому что, когда и союзным словом который. Построение схем этих предложений. Выделение главных и второстепенных членов предложения.
Использование простых и сложных предложений в различных типах текстов: повествовании, описании, рассуждении. Определение типов текстов по началу, его развертывание. Составление текстов на основе данного заглавия (например: «Как я удил рыбу», «Как надо удить рыбу», «Почему полезен этот вид отдыха»).
Составление диалогов с опорой на ситуацию, тему, картину, прочитанное произведение, практическую деятельность. Выделение вопросительных, восклицательных и повествовательных предложений. Правильное их интонирование в диалоге. Работа с неполными диалогами.
Полное и краткое изложение темы. Составление телеграммы.
Исправление текстов, составленных учащимися в течение года (нарушение логики изложения, искажение фактов, последовательность их изложения; неточный подбор слов, нарушение границ предложений, неправильная структура предложений, грамматические и орфографические ошибки).
Повторение
Связная речь
Изложение текста (художественное описание) с предварительной отработкой всех его компонентов. Использование образных средств языка.
Составление автобиографии по данному плану.
Изложение статьи учебника географии или естествознания.
Сочинение повествовательного характера с опорой на серию сюжетных картинок (комиксов) с предварительной отработкой сюжета словаря.
Описание характера героя на материале уроков чтения с предварительной отработкой этого материала.
Сочинение-повествование по картине известного художника. Предварительная отработка плана и словаря к каждому пункту плана.
Сочинение по картине с изображением пейзажа. Составление плана описания, подбор образных средств языка.
Сочинение с элементами рассуждения на материале уроков труда. Предварительная отработка плана и словаря.
Сочинение творческого характера (например: «Мой лучший друг (подруга)», «Моя цель в жизни» и т. д.).
СЛОВАРЬ: автобиография, авторитет, администратор, ансамбль, аттестат, безопасность, биография, благодаря (чему), бюллетень, бухгалтер, бухгалтерия, великодушный, видеомагнитофон, демократия, депозит, диагноз, досуг, дубликат, живопись, жюри, забастовка, за счет, иждивенец, избиратель, карикатура, комиссия, компьютер, малодушный, население, общежитие, организация, парламент, правонарушение, православный, предприниматель, путешествие, религия, религиозный, сбербанк, свидетельство, совершеннолетний, торжественный, увлечение, фермер, характеристика (45 слов).
Основные требования к умениям учащихся
1-й уровень
• писать под диктовку текст с изученными орфограммами (75—80 слов);
• составлять план к текстам описательно-повествовательного характера с четко выраженными структурными частями;
• писать изложение или сочинение после предварительного анализа (до 80 слов);
• составлять простые и сложные предложения с опорой на картинку, схему, предложенную ситуацию, на собственный трудовой опыт;
• подбирать однокоренные слова и следить за единообразным написанием орфограмм в различных частях слова;
• определять части речи, используя сложные предложения для доказательства;
• находить и решать орфографические задачи;
• оформлять все виды деловых бумаг;
• пользоваться школьным орфографическим словарем.
2-й уровень
• писать под диктовку текст с изученными орфограммами после предварительного разбора;
• принимать участие в составлении плана и отборе речевого материала для создания текста;
• составлять короткие тексты по плану, опорным словам по картинке или без нее (40—45 слов);
• составлять простые и сложные предложения, опираясь на схему, картинку, собственный опыт (с помощью учителя);
• решать орфографические задачи, опираясь на схему (с помощью учителя);
• пользоваться школьным орфографическим словарём
3.Учебно-тематический план
№ | Наименование раздела | Количество часов |
1 | Слово .Текст | 15 |
2 | Предложение .Текст. | 12 |
3 | Связная речь | 5 |
4 | Повторение | 3 |
Итого: | 35 |
Календарно-тематическое планирование
№п/п | Тема урока | Кол-во часов | План. дата | Факт. дата |
Состав слова Подбор однокоренных слов | 1 | 03.09 | ||
Сложные слова с соединительными гласными и без них (сбербанк, видеомагнитофон). | 1 | 10.09 | ||
Правописание приставок без- (бес-), воз- (вос-), из- (ис-), раз- (рас)в зависимости от произношения (как слышим, так и пишем | 1 | 17.09 | ||
Составление текстов повествовательного и описательного характера по коллективно составленному плану. | 1 | 24.09 | ||
Повторение способов проверки орфограмм | 1 | 01.10 | ||
Имя существительное | 1 | 08.10 | ||
Имя существительное | 1 | 15.10 | ||
Имя прилагательное | 1 | 22.10 | ||
Имя прилагательное | 1 | 05.11 | ||
Местоимение | 1 | 12.11 | ||
Глагол | 1 | 19.11 | ||
Глагол | 1 | 26.11 | ||
Глагол | 1 | 04.12 | ||
Наречие | 1 | 10.12 | ||
Имя числительное | 1 | 17.12 | ||
Образование различных словосочетаний | 1 | 24.12 | ||
Простое и сложное предложения. Построение схем этих предложений.. | 1 | 14.01 | ||
Выделение главных и второстепенных членов предложения | 1 | 21.01 | ||
Использование простых и сложных предложений в различных типах текстов: повествовании, описании, рассуждении | 1 | 28.01 | ||
Составление текстов на основе данного заглавия (например: «Как я удил рыбу», «Как надо удить рыбу», «Почему полезен этот вид отдыха»). | 1 | 04.02 | ||
Составление текстов на основе данного заглавия (например: «Как я удил рыбу», «Как надо удить рыбу», «Почему полезен этот вид отдыха»). | 1 | 11.02 | ||
Составление диалогов | 18.02 | |||
Составление диалогов | 1 | 25.02 | ||
Выделение вопросительных, восклицательных и повествовательных предложений | 1 | 04.03 | ||
Выделение вопросительных, восклицательных и повествовательных предложений | 1 | 11.03 | ||
Полное и краткое изложение темы. Составление телеграммы | 1 | 18.03 | ||
Полное и краткое изложение темы. Составление телеграммы | 1 | 01.04 | ||
Изложение текста (художественное описание) | 1 | 08.04 | ||
Составление автобиографии по данному плану. | 1 | 15.04 | ||
Сочинение повествовательного характера с опорой на серию сюжетных картинок . | 1 | 22.04 | ||
Сочинение по картине с изображением пейзажа. | 1 | 29.04 | ||
Сочинение творческого характера (например: «Мой лучший друг (подруга)», «Моя цель в жизни» и т. д.). | 1 | 06.05 | ||
Повторение | 1 | 13.05 | ||
Повторение | 1 | 20.05 | ||
Повторение | 1 | 27.05 |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Конспект занятия по коммуникации с применением методов альтернативной коммуникации
Конспект открытого занятия по коммуникации с применением методов альтернативной коммуникации (по дополнительной образовательной программе "Азбука общения")тема: "Кораблики плывут"проведено в марте 201...
Адаптированная рабочая программа по предмету: "Речь и альтернативная коммуникация" для 1 класса (сложный дефект) по ФГОС АООП (вариант 2)
Данная программа апробирована на учащихся 1 класса (сложный дефект)....
Рабочая программа по предмету речь и альтернативные коммуникации
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ПЕДАГОГА Ефимовой Надежды Михайловна по предмету: речь и альтернативные коммуникации обучающегося 2 класса с ограниченными возможностями здоровья (интеллектуальные нарушения) ...
Рабочая программа "Речь и альтернативная коммуникация" для учащихся 7 класса с ТМНР (8.2)
Рабочая программа "Речь и альтернативная коммуникация" для учащихся 7 класса с ТМНР (8.2)...
Адаптированная рабочая программа для детей с интеллектуальными нарушениями 5 класс "Речь и альтернативная коммуникация" (второй вариант)
Рабочая программа по учебному предмету «Речь и альтернативная коммуникация» составлена в соответствии с учебным планом ГКОУ «Школа № 2124» на 2018-2019 учебный год, рассчитана ...
Диагностическое обследование: АООП вариант 9.2/СИПР; предмет "Речь и альтернативная коммуникация", раздел "Коммуникация"
Стратегия коррекции умственной отсталости при возникновении трудностей должна строиться на принципе «зоны ближайшего» развития и принципе учета слабого звена. «Зона ближайшего»...
Альтернативная коммуникация, как система невербальной коммуникации.
Альтернативная коммуникация, как система невербальной коммуникации.Альтернативная коммуникация – это способы коммуникации, дополняющие или заменяющие вербальную речь людям, которые не могут...