Рабочая программа кружкового занятия "Финансы от А до Я"
элективный курс (5 класс)
Программа кружка «Уроки финансовой грамотности» предназначена для работы с детьми 5-9 классов, и является механизмом интеграции, обеспечения полноты и цельности содержания программ по предметам, расширяя и обогащая его. Финансовая грамотность является обязательной и предусматривает участие в ней всех обучающихся.
Курс «Финансы от А до Я» построен на основе системы заданий для организации образовательного процесса на деятельностной основе и нацелен на формирование у школьников финансовых умений минимального уровня сложности.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
Финансы от А до Я | 123.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Пояснительная записка
Программа кружка «Финансы от «А до Я» имеет социальную направленность.
Программа кружка «Уроки финансовой грамотности» предназначена для работы с детьми 5-9 классов, и является механизмом интеграции, обеспечения полноты и цельности содержания программ по предметам, расширяя и обогащая его. Финансовая грамотность является обязательной и предусматривает участие в ней всех обучающихся.
Курс «Финансы от А до Я» построен на основе системы заданий для организации образовательного процесса на деятельностной основе и нацелен на формирование у школьников финансовых умений минимального уровня сложности.
Актуальность данной тематики продиктована особенностями развития финансового рынка на современном этапе: с одной стороны, информационные технологии открыли доступ к финансовым продуктам и услугам широким слоям населения, с другой стороны — легкость доступа к финансовому рынку для неподготовленного потребителя приводит к дезориентации в вопросах собственной ответственности за принятие решений. Это, в свою очередь, приводит к непосильной кредитной нагрузке, жизни не по средствам. Кроме того, отсутствие понимания важности финансового планирования с помощью накопительных, страховых, пенсионных программ может создавать дополнительные проблемы у населения.
Адресатом данной программы являются учащиеся основной школы в возрасте от 12 до 16 лет, проявляющие интерес к финансовым дисциплинам. Активные участники интеллектуальных конкурсов, межшкольной конференции и просто творческие дети.
Количество обучающихся в группе: 15 человек.
Объем программы составляет 17 часов
Формы организации образовательного процесса – групповые лекции, мастер-классы, выступления на круглых столах. Практикуется выполнение
творческих отчетов, стимулирующих повышенную работоспособность и возможность активизации индивидуального участия.
Режим занятий - занятия проводятся 2 раза в месяц по 1 часу. Во время занятий предусмотрены 10-минутные перерывы для снятия напряжения и отдыха.
Цель программы:
формирование специальных компетенций в области управления личными финансами у учащихся школ и средних специальных учебных заведений1.
Для достижения поставленной цели программа имеет следующие основные задачи:
Образовательные:
-повысить финансовую грамотность и уровень финансового самосознания школьников;
- формировать мотивационную готовность учащихся к овладению знаниями в области финансовой грамотности;
- знать основы проектирования, планирования, управления финансовыми ресурсами;
-знать и уметь пользоваться различными источниками информации,
ресурсами;
- повысить уровень знаний школьников о финансовых продуктах и их грамотном использовании.
Развивающие:
-формировать универсальные учебные действия; -расширять кругозор;
- обогащать словарный запас, развивать речь и дикцию школьников;
- развить творческие способности; умение анализировать, вычленять существенное, связно, грамотно и доказательно излагать материал (в том числе и в письменном виде), самостоятельно применять, пополнять и систематизировать, обобщать полученные знания;
- развивать мышление, способности наблюдать и делать выводы;
- на представленном материале формировать у учащихся практические умения по ведению проектов разных типов.
Воспитательные:
-способствовать повышению личной уверенности у каждого участника проектного обучения, его самореализации и рефлексии;
- развивать у учащихся сознание значимости коллективной работы для получения результата, роли сотрудничества, совместной деятельности в процессе выполнения творческих заданий;
- вдохновлять детей на развитие коммуникабельности; дать возможность учащимся проявить себя.
Представленный курс имеет развивающую, деятельностную и практическую направленность, носит метапредметный характер. Учащиеся получат не только некоторые первоначальные знания из области финансовой грамотности, что понадобиться в дальнейшей жизни, но и расширят свой кругозор, повысят эрудицию, уверенность в себе.
Планируемые результаты
Личностные результаты освоения курса кружка «Финансы от А до Я» отражают:
- сформированность у выпускника гражданской позиции как активного
- ответственного члена российского общества, осознающего свои конституционные права и обязанности, уважающего закон и правопорядок,
обладающего чувством собственного достоинства, осознанно принимающего традиционные национальные и общечеловеческие гуманистические и демократические ценности;
- сформированность основ саморазвития и самовоспитания в соответствии с общечеловеческими ценностями и идеалами гражданского
общества; готовность и способность к самостоятельной, творческой и ответственной деятельности;
- готовность и способность выпускника к саморазвитию и личностному самоопределению; выявление и мотивация к раскрытию лидерских и предпринимательских качеств;
- готовность и способность к образованию, в том числе самообразованию, на протяжении всей жизни; сознательное отношение к непрерывному образованию как условию успешной профессиональной и общественной деятельности;
- ответственное отношение к созданию семьи на основе осознанного принятия ценностей семейной жизни;
- мотивация к труду, умение оценивать и аргументировать собственную точку зрения по финансовым проблемам, стремление строить свое будущее на основе целеполагания и планирования;
- осознание ответственности за настоящее и будущее собственное финансовое благополучие, благополучие своей семьи и государства.
Метапредметные результаты освоения курса кружка «Финансы от А до Я» отражают:
Познавательные:
- умение определять понятия, создавать обобщения, устанавливать аналогии, классифицировать, самостоятельно выбирать основания и критерии для классификации, устанавливать причинно-следственные связи,
строить логическое рассуждение, умозаключение (индуктивное, дедуктивное
- по аналогии) и делать выводы на примере материалов данного курса;
- умение создавать, применять и преобразовывать знаки и символы,
модели и схемы для решения задач данного курса;
- находить и приводить критические аргументы в отношении действий
- суждений другого; спокойно и разумно относиться к критическим замечаниям в отношении собственного суждения, рассматривать их как ресурс собственного развития.
Регулятивные:
- умение самостоятельно определять цели своего обучения, ставить и формулировать для себя новые задачи в учебе и познавательной деятельности, развивать мотивы и интересы своей познавательной деятельности;
• умение самостоятельно планировать пути достижения личных финансовых целей, в том числе альтернативные, осознанно выбирать наиболее эффективные способы решения финансовых задач;
• умение соотносить свои действия с планируемыми результатами,
осуществлять контроль своей деятельности в процессе достижения результата, определять способы действий в рамках предложенных условий и требований, корректировать свои действия в соответствии с изменяющейся ситуацией;
- формирование навыков принятия решений на основе сравнительного анализа финансовых альтернатив, планирования и прогнозирования будущих доходов и расходов личного бюджета, навыков самоанализа и самоменеджмента.
Коммуникативные:
- осуществлять деловую коммуникацию как со сверстниками, так и со взрослыми (как внутри образовательной организации, так и за ее пределами),
подбирать партнеров для деловой коммуникации исходя из соображений результативности взаимодействия, а не личных симпатий;
- формирование и развитие компетентности в области использования
информационно-коммуникационных технологий (ИКТ-компетенции),
навыков работы со статистической, фактической и аналитической финансовой информацией;
- координировать и выполнять работу в условиях реального,
виртуального и комбинированного взаимодействия.
Предметные результаты:
- анализировать состояние финансовых рынков, используя различные источники информации;
• применять теоретические знания по финансовой грамотности для практической деятельности и повседневной жизни;
- анализировать и извлекать информацию, касающуюся личных финансов из источников различного типа и источников, созданных в различных знаковых системах (текст, таблица, график, диаграмма,
аудиовизуальный ряд и др.);
- сопоставлять свои потребности и возможности, оптимально распределять свои материальные и трудовые ресурсы, составлять семейный бюджет и личный финансовый план;
- грамотно применять полученные знания для оценки собственных экономических действий в качестве потребителя, налогоплательщика,
страхователя, члена семьи и гражданина;
- применять полученные экономические знания для эффективного исполнения основных социально-экономических ролей заемщика и акционера;
• использовать приобретенные знания для выполнения практических заданий, основанных на ситуациях, связанных с покупкой и продажей валюты;
• определять воздействие факторов, влияющих на валютный курс;
• применять полученные теоретические и практические знания для эффективного использования основных социально-экономических ролей наемного работника и налогоплательщика в конкретных ситуациях;
• оценивать влияние инфляции на доходность финансовых активов;
• применять полученные теоретические и практические знания для определения экономически рационального поведения;
• оценивать и принимать ответственность за рациональные решения и их возможные последствия для себя, своего окружения и общества в целом;
• разрабатывать и реализовывать проекты междисциплинарной направленности на основе полученных знаний по финансовой грамотности и ценностных ориентиров.
Учебно-тематическое планирование
Всего | В том числе | |||||
+№ | Наименование модулей и подмодулей | часов | ||||
Теория | Практика | |||||
(решение | ||||||
задач) | ||||||
17 | ||||||
1 | Модуль 1. | |||||
«Управление личными (семейными) финансами» | 6 | 5 | 1 | |||
1.1. | Денежные средства семьи | 2 | 1 | 1 | ||
| Основные понятия | |||||
| Финансовое благосостояние | |||||
| Финансовое планирование | |||||
| Источники доходов | |||||
1.2. | Семья и финансовые организации | 2 | 2 | 0 | ||
| Основные понятия | |||||
| Финансовые организации | |||||
Товары и услуги финансовых организаций как | ||||||
средство повышения благосостояния | ||||||
1.3. | Семья и государство | 2 | 2 | 0 | ||
| Основные понятия | |||||
| Налоги | |||||
| Пенсия | |||||
2 | Модуль 2. | 10 | 4 | 6 | ||
«Как накопить деньги и сохранить сбережения?» | ||||||
2.1. | Услуги финансовых организаций. Сбережения. | 4 | 2 | 2 | ||
| Основные понятия | |||||
| Банковские вклады | |||||
| Сберегательные банковские вклады | |||||
Взаимоотношения с банком и страхования вкладов | ||||||
2.2. | Услуги финансовых организаций. Инвестирование и | 4 | 2 | 2 | ||
ценные бумаги. | ||||||
| Основные понятия | |||||
Инвестирования в ценные бумаги | ||||||
| Фондовый рынок | |||||
2.3. | Участие в финансовых боях и коммуникативном | 2 | - | 2 | |
турнире | |||||
3 | Модуль3. | 1 | 1 | ||
«Большая Покупка. Услуги кредитных организаций» | 1 | ||||
3.1. | Услуги финансовых организаций. Кредитование. | ||||
| Основные понятия | 1 | |||
| Займы | ||||
| Банковские кредиты | ||||
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
рабочая программа кружковой работы по ПДД
Тематический план кружка по изучению ПДД...
Рабочая программа . Кружковая работа 1кл.
Живопись, аппликация,новогодние плакаты, бумажная пластика....
Рабочая программа кружкового занятия
Программа кружка по математике для учащихся 8 класса "За страницами учебника математики"...
Рабочая программа кружковой работы "Памятники природы Адыгеи"
Рабочая программа кружковой работы "Памятники природы Адыгеи" 7-8 классов...
Рабочая программа кружковой работы по степ-аэробике "Здоровячок"
Рабочая программа кружковой работы по степ-аэробике "Здоровячок"...
Рабочая программа (кружковой работы) «ТРОПИНКА К ЗДОРОВЬЮ» (ЗОЖ) средний дошкольный возраст
Приобщение дошкольников к проблеме сохранения своего здоровья это, прежде всего процесс социализации – воспитания. Это сознание высокого уровня душевного комфорта, который закладывается с детства на в...
Рабочая программа кружковой работы по английскому языку "Good morning"!
рабочая программа внеурочной деятельности в начальной школе . Планирование составлено на основе: методических рекомендаций для учителей иностранного языка в младших классах по формированию межкул...