"Совершенствование мастерства молодого учителя через наставничество"
статья
"Совершенствование мастерства молодого учителя через наставничество"
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
vystuplenie_2.docx | 32.69 КБ |
Предварительный просмотр:
Тема:
«Совершенствование мастерства молодого учителя через наставничество»
Своё выступление хочу начать со слов советского педагога и писателя Антона Семёновича Макаренко.
(слайд №2)
"Со мной работали десятки молодых педагогов.
Я убедился, что как бы человек успешно
не закончил педагогический вуз, как бы он не был талантлив,
а если не будет учиться на опыте, никогда не будет хорошим педагогом,
я сам учился у более старых педагогов…"
А.С. Макаренко
Каждому молодому учителю необходим учитель-наставник, для того чтобы освоиться на своём рабочем месте, получить необходимые знания и умения именно на практике. Опыт приходит с годами и первое время молодому учителю без помощи наставника очень тяжело приходится.
В Законе «Об образовании» Глава 5 Статья 55 Пункт 4 сказано:
«При исполнении профессиональных обязанностей педагогические работники имеют право на свободу выбора и использования методик обучения и воспитания, учебных пособий и материалов, учебников в соответствии с образовательной программой, утвержденной образовательным учреждением, методов оценки знаний обучающихся, воспитанников.Выбор учебников и учебных пособий, в образовательном процессе в имеющих государственную аккредитацию и реализующих образовательные программы общего образования образовательных учреждениях, осуществляется в соответствии со списком учебников и учебных пособий, определенным образовательным учреждением».
Как молодому учителю, не потеряться в этом многообразии программ, методов, инноваций? Как организовать свою работу в соответствии с новыми стандартами и требованиями? Как идти в ногу со временем, быть мобильным, гибким и преуспевающим в профессии? Ведь часто бывает, что молодые учителя, встав на путь преподавания и, не получив должной поддержки, круто меняют свою жизнь, отвернувшись от школы.
Повышение эффективности обучения и воспитания – одно из приоритетных направлений образования – во многом зависит от уровня подготовки и квалификации учителя. Сколько бы ни совершенствовались учебники, программы, успех обучения и воспитания зависит от учителя, его теоретической подготовки, педагогического мастерства, деловых и нравственных качеств.
Работа с молодыми специалистами – это комплекс мероприятий, направленных на активное включение молодых специалистов в общеобразовательный процесс.
Когда речь заходит об обновлении современной школы, то при всей разнородности высказываемых точек зрения бесспорна одна – нашей новой школе нужен учитель образованный, культурный, со своей гражданской позицией, по-настоящему любящий детей и заботящийся об их развитии и воспитании, человек с критическим и творческим мышлением, способный к квалифицированному решению острых проблем современной педагогики. Подобная мысль проходит красной нитью через всю трудовую жизнь каждого учителя. Как сложно включиться молодому учителю в ритм современной школы!
Особенностью труда начинающих педагогов является то, что они с первого дня работы имеют те же самые обязанности и несут ту же ответственность, что и учителя с многолетним стажем, а учащиеся, родители и администрация ожидают от них столь же безупречного профессионализма. Педагоги, которые не получили в первый период своей работы помощи и внимания могут оказаться брошенными и испытывают шок при столкновении с реальностью. Чтобы этого не произошло, молодым учителям надо целенаправленно помогать.
В моей деятельности работа с молодыми специалистами традиционно является одной из самых важных составляющих методической работы.
(слайд №3)
Я выбрала целью наставничества: оказание помощив создании в образовательном учреждении условий для профессионального роста молодых специалистов, способствующих снижению проблем адаптации и успешному вхождению в профессиональную деятельность молодого педагога.
(слайд №4)
Определила задачи:
- помочь адаптироваться учителю в коллективе
- определить уровень профессиональной подготовки
- выявить затруднения в педагогической практике и принять меры
- формировать творческую индивидуальность молодого учителя
- создать условия для развития профессиональных навыков молодых педагогов, в том числе навыков применения различных средств, форм обучения и воспитания, психологии общения со школьниками и их родителями
- развивать потребности у молодых педагогов к профессиональному самосовершенствованию и самообразованию.
(слайд №5)
С целью организации психологической поддержки и методической помощи молодому специалисту за ним закрепляется учитель-наставник, который проводит с ним постоянную работу и оказывает помощь, которая требуется в процессе учебного года. Перед началом наставнической деятельности я провожу анкетирование молодого специалиста,для выявления проблем и систематизации работы (анкета в приложении).
(слайд №6)
Планирую совместную деятельность по следующим направлениям:
- организационные вопросы;
- планирование и организация работы по предмету;
- планирование и организация методической работы;
- работа со школьной документацией;
- работа по саморазвитию;
- работа с классным коллективом;
- работа с родителями;
- контроль за деятельностью молодого специалиста и т.д.
(слайд 7)
Когда молодой учитель приступает к профессиональной деятельности, он, конечно же, нуждается в поддержке. Как наставник, обращаю внимание молодого специалиста:
- на требования к организации учебного процесса;
- требования к ведению школьной документации;
- формы и методы организации внеурочной деятельности, досуга учащихся;
- ТСО (инструктирование по правилам пользования, технике безопасности, возможности использования в практической деятельности);
- механизм использования (заказа или приобретения) дидактического, наглядного и других материалов.
(слайд №8)
Обеспечиваю поддержку молодого педагога в области:
- практического и теоретического освоения основ педагогической деятельности (подготовка, проведение и анализ урока; формы, методы и приемы обучения; основы управления уроком и др.);
- разработки программы собственного профессионального роста;
- выбора приоритетной методической темы для самообразования;
- подготовки к первичному повышению квалификации;
- освоения инновационных тенденций в отечественной педагогике и образовании;
- подготовки к предстоящей аттестации на подтверждение или повышение разряда.
Как учитель-наставник в течение учебного года провожу работу в следующих направлениях:
1.Методическая помощь:
- в заполненииэлектронного журнала, личных дел, журнала здоровья, составлении плана воспитательной работы, работа с рабочими программами и многое другое
- ведении отчётной документации по триместрам
- в подготовке к урокам
- проведении диагностических обследований
- ознакомлении с технологией оценивания учебных достижений
- знакомство с ИКТ и образовательными технологиями на уроках.
- оказание методической помощи в проведении внеклассных мероприятий
2.Консультации:
- консультация по теме «Дифференцированный подход в обучении».
- консультация в использовании методической литературы по предметам.
- консультация по теме «Самоконтроль в учебной деятельности».
- знакомство с методами и формами работы с родителями
- в работе с родителями, проведение всеобучей для родителей учащихся
- по изготовлению дидактического и раздаточного материалов
их использование на уроках
3. В течении учебного года посещаю :
- уроки
- родительские собрания
- классные часы
- внеклассные мероприятия
- занятия внеурочной деятельности
4. Методическая помощь в проведении открытого урока.
Наставничество должно стимулировать потребности молодого педагога в самосовершенствовании, способствовать его профессиональной и личностной самореализации.
Подводя итоги, я могу сказать, что наставничество – эффективный способ передачи опыта мастерства молодёжи. Причём польза от данного процесса двусторонняя: обогащение педагогическим опытом молодого учителя и повышение квалификации и профессионального мастерства педагога-наставника. Это ценное приобретение для школы, поскольку с ростом своих педагогических кадров, образовательное учреждение повышает эффективность своей деятельности. В моей наставнической работе молодой задор, креативность, энтузиазм молодых специалистов является подспорьем в совместной деятельности.
(слайд №9)
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Совершенствование педагогического мастерства учителя через подготовку обучающихся к ГИА и ЕГЭ
Рассматривается совершенствование педагогического мастерства учителей при подготовкее обучающихся к ГИА и ЕГЭ....
Педсовет по теме «Совершенствование профессионального мастерства учителя через участие в работе методического объединения»
В работе представлено содержание выступления на педагогическом совете школы по теме "Совершенствование профессионального мастерства учителя через участие в работе методического объединения...
Выступление на ГМО учителей математики "Совершенствование педагогического мастерства учителя через самообразовательную деятельность"
Данный материал поможет Вам без проблем подготовмться к выступлению на ШМО или ГМО....
Повышение профессиональной компетентности молодого учителя посредством наставничества (из опыта работы)
Мы ясно понимаем, что нашей новой школе нужен учитель высокопрофессиональный, творчески работающий, социально активный, по-настоящему любящий детей и способный воспитать социализированную личность в т...
Презентация опыта участия в конкурсе профессионального мастерства молодых учителей "Педагогический дебют"
Эссе содержит краткий отчет об участии в муниципальном и региональном этапах конкурса профессионального мастерства молодых специалистов "Педагогический дебют" (2019г.), осмысление итогов уча...
Проект наставничества Тема: «Формирование педагогического мастерства молодых учителей математики при подготовке учащихся к государственной итоговой аттестации»
Актуальность данного проекта очевидна. Он является важным звеном в повышении качества подготовки учащихся к государственной итоговой аттестации. Проект позволяет организовать эффективную и систе...