"Совершенствование мастерства молодого учителя через наставничество"
статья

"Совершенствование мастерства молодого учителя через наставничество"

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл vystuplenie_2.docx32.69 КБ

Предварительный просмотр:

Тема:

«Совершенствование мастерства молодого учителя через наставничество»

Своё выступление хочу начать со слов советского педагога и писателя Антона Семёновича Макаренко.

(слайд №2)

"Со мной работали десятки молодых педагогов.

Я убедился, что как бы человек успешно

не закончил педагогический вуз, как бы он не был талантлив,

а если не будет учиться на опыте, никогда не будет хорошим педагогом,

я сам учился у более старых педагогов…"

                                                                                   А.С. Макаренко

Каждому молодому  учителю необходим учитель-наставник, для того чтобы освоиться на своём рабочем месте, получить необходимые знания и умения именно на практике. Опыт приходит с годами и первое время молодому учителю без помощи наставника очень тяжело приходится.

В Законе «Об образовании» Глава 5 Статья 55 Пункт 4   сказано:

 «При исполнении профессиональных обязанностей педагогические работники имеют право на свободу выбора и использования методик обучения и воспитания, учебных пособий и материалов, учебников в соответствии с образовательной программой, утвержденной образовательным учреждением, методов оценки знаний обучающихся, воспитанников.Выбор учебников и учебных пособий,  в образовательном процессе в имеющих государственную аккредитацию и реализующих образовательные программы общего образования образовательных учреждениях, осуществляется в соответствии со списком учебников и учебных пособий, определенным образовательным учреждением».

Как молодому учителю, не потеряться в этом многообразии программ, методов, инноваций? Как организовать свою работу в соответствии с новыми стандартами и требованиями? Как идти в ногу со временем, быть мобильным, гибким и преуспевающим в  профессии? Ведь часто бывает, что молодые учителя, встав на путь преподавания и, не получив должной поддержки, круто меняют свою жизнь, отвернувшись от школы.

Повышение эффективности  обучения и воспитания – одно из приоритетных направлений образования – во многом зависит от уровня подготовки и квалификации учителя. Сколько бы ни совершенствовались учебники, программы, успех обучения и воспитания зависит от учителя, его теоретической подготовки, педагогического мастерства, деловых и нравственных качеств.

    Работа с молодыми специалистами – это комплекс мероприятий, направленных на активное включение молодых специалистов в общеобразовательный процесс.

Когда речь заходит об обновлении  современной  школы, то при всей разнородности высказываемых точек зрения бесспорна одна – нашей новой школе нужен учитель образованный, культурный, со своей гражданской позицией, по-настоящему любящий детей и заботящийся об их развитии и воспитании, человек с критическим  и творческим мышлением, способный к квалифицированному решению острых проблем современной педагогики.     Подобная мысль проходит красной нитью через всю трудовую жизнь  каждого учителя. Как сложно включиться молодому учителю в ритм современной школы!   

    Особенностью   труда  начинающих педагогов  является то,  что они с первого дня работы имеют те же самые обязанности и несут ту же  ответственность, что и учителя с многолетним стажем, а  учащиеся, родители и администрация  ожидают от них  столь же  безупречного профессионализма. Педагоги, которые не получили в первый период   своей  работы  помощи и внимания  могут  оказаться брошенными и испытывают  шок  при столкновении с реальностью. Чтобы этого не произошло, молодым учителям надо целенаправленно помогать.

   В моей деятельности  работа с молодыми специалистами традиционно  является одной из самых важных составляющих методической работы.

(слайд №3)

Я выбрала целью наставничества: оказание помощив создании в образовательном учреждении условий для  профессионального роста молодых специалистов, способствующих снижению проблем адаптации и успешному вхождению в профессиональную деятельность молодого педагога.

(слайд №4)

Определила задачи:

  • помочь адаптироваться учителю в коллективе
  • определить уровень профессиональной подготовки
  • выявить затруднения в педагогической практике и принять меры
  • формировать творческую индивидуальность молодого учителя
  • создать условия для развития профессиональных навыков молодых педагогов, в том числе навыков применения различных средств, форм обучения и воспитания, психологии общения со школьниками и их родителями
  • развивать потребности у молодых педагогов к профессиональному самосовершенствованию и самообразованию.

(слайд №5)

С целью организации психологической поддержки и методической помощи  молодому специалисту  за ним закрепляется учитель-наставник, который  проводит   с ним постоянную работу и оказывает  помощь, которая требуется в процессе учебного года. Перед началом  наставнической деятельности я провожу анкетирование  молодого специалиста,для выявления  проблем  и  систематизации  работы (анкета в приложении).

(слайд №6)

Планирую совместную деятельность   по следующим направлениям:
- организационные вопросы;
- планирование и организация работы по предмету;
- планирование и организация методической работы;
- работа со школьной документацией;
- работа по саморазвитию;

- работа с классным коллективом;

- работа с родителями;
- контроль за деятельностью молодого  специалиста и т.д.

(слайд 7)

Когда молодой учитель приступает к профессиональной деятельности, он, конечно же, нуждается в поддержке. Как наставник,  обращаю  внимание молодого специалиста:

  1. на требования к организации учебного процесса;
  2. требования к ведению школьной документации;
  3. формы и методы организации внеурочной деятельности, досуга учащихся;
  4. ТСО (инструктирование по правилам пользования, технике безопасности, возможности использования в практической деятельности);
  5. механизм использования (заказа или приобретения) дидактического, наглядного и других материалов.

(слайд №8)

Обеспечиваю  поддержку молодого педагога  в области:

  • практического и теоретического освоения основ педагогической деятельности (подготовка, проведение и анализ урока; формы, методы и приемы обучения; основы управления уроком и др.);
  • разработки программы собственного профессионального роста;
  • выбора приоритетной методической темы для самообразования;
  • подготовки к первичному повышению квалификации;
  • освоения инновационных тенденций в отечественной педагогике и образовании;
  • подготовки к предстоящей аттестации на подтверждение или повышение разряда.

Как учитель-наставник  в течение учебного года   провожу работу в следующих направлениях:

1.Методическая помощь:

  • в заполненииэлектронного  журнала, личных дел, журнала здоровья, составлении  плана воспитательной работы, работа с рабочими программами и многое другое
  • ведении отчётной документации по триместрам
  • в подготовке к урокам
  • проведении диагностических обследований
  • ознакомлении с технологией оценивания учебных достижений
  • знакомство с  ИКТ и образовательными технологиями на уроках.
  • оказание методической помощи в проведении внеклассных мероприятий

2.Консультации:

  • консультация по теме «Дифференцированный подход в обучении».
  • консультация в использовании методической литературы по предметам.
  • консультация по теме «Самоконтроль в учебной деятельности».
  • знакомство с методами и формами  работы  с родителями
  • в работе с родителями, проведение всеобучей для родителей учащихся
  • по изготовлению дидактического и раздаточного материалов

их использование на уроках

3. В течении учебного года посещаю :

  • уроки
  • родительские собрания
  • классные часы
  • внеклассные мероприятия
  • занятия внеурочной деятельности

4. Методическая помощь в проведении  открытого урока.

Наставничество должно стимулировать потребности молодого педагога в самосовершенствовании, способствовать его профессиональной и личностной самореализации.

Подводя итоги, я могу сказать, что наставничество – эффективный способ передачи опыта  мастерства молодёжи. Причём польза от данного процесса двусторонняя: обогащение педагогическим опытом молодого учителя и повышение квалификации и профессионального мастерства педагога-наставника. Это ценное приобретение для школы, поскольку с ростом своих педагогических кадров, образовательное учреждение повышает эффективность своей деятельности. В моей наставнической работе молодой задор, креативность, энтузиазм молодых специалистов является подспорьем в совместной деятельности.

(слайд №9)


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Совершенствование педагогического мастерства учителя через подготовку обучающихся к ГИА и ЕГЭ

Рассматривается совершенствование педагогического мастерства учителей при подготовкее обучающихся к ГИА и ЕГЭ....

Педсовет по теме «Совершенствование профессионального мастерства учителя через участие в работе методического объединения»

В работе представлено содержание  выступления на педагогическом совете школы по теме  "Совершенствование профессионального мастерства учителя через участие в работе методического объединения...

Повышение профессиональной компетентности молодого учителя посредством наставничества (из опыта работы)

Мы ясно понимаем, что нашей новой школе нужен учитель высокопрофессиональный, творчески работающий, социально активный, по-настоящему любящий детей и способный воспитать социализированную личность в т...

Презентация опыта участия в конкурсе профессионального мастерства молодых учителей "Педагогический дебют"

Эссе содержит краткий отчет об участии в муниципальном и региональном этапах конкурса профессионального мастерства молодых специалистов "Педагогический дебют" (2019г.), осмысление итогов уча...

Проект наставничества Тема: «Формирование педагогического мастерства молодых учителей математики при подготовке учащихся к государственной итоговой аттестации»

Актуальность данного проекта очевидна. Он является важным звеном в повышении качества подготовки учащихся к государственной итоговой аттестации.  Проект позволяет организовать эффективную и систе...