Программа профилактики правонарушений младших школьников «Легче предупредить, чем исправить»
рабочая программа
Стремительное проведение социально-экономических реформ вызвало тенденцию изменения социальной структуры общества. В результате чего значительная часть населения оказалась лишенной не только качественного образования, но и духовного развития.
Не все смогли приспособиться к новым условиям жизни. Духовная пустота, отсутствие смысла жизни, потеря веры в разумность и справедливость окружающего мира, травмирует молодое поколение.
Особую роль в этой цепи проблем играет социально-педагогическая безнадзорность и правонарушения детей и подростков, развивающаяся на фоне равнодушного и невнимательного отношения к ним: родителей, друзей, родственников, педагогов, общественности.
Микросреда, в которой вращается современный школьник, весьма неблагоприятна. Он сталкивается с различными формами отклонения поведения в семье, на улице, в общественных местах.
За последние пять лет ухудшилось здоровье детей, произошло снижение возраста обучающихся, склонных к совершению правонарушений, что свидетельствует о социальном неблагополучии, о росте жизненных проблем детей, появления новых асоциальных групп.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
programma_legche_predupredit._peredelannaya.doc | 153 КБ |
Предварительный просмотр:
Программа профилактики правонарушений младших школьников
«Легче предупредить, чем исправить»
г. Абакан
ПАСПОРТ ПРОГРАММЫ
Программа профилактики правонарушений младших школьников
«Легче предупредить, чем исправить» - часть комплексной программы МБОУ « СОШ
№ 25» «Современные педагогические технологии, как механизм управления качеством образования, на основе системного подхода».
Руководители программы:
Директор школы Богинская Н.Ф.
Зам. по УВР в начальной школе Кызласова В.М.
Автор Программы:
Социальный педагог
Казанцева С.И.
Иконникова И.А.
Исполнители программы:
Кабинет воспитания
Кабинет профилактики
Психолог, классный руководитель
Субъекты профилактики (по согласованию)
Общественные объединения
Срок исполнения 3 года
ХАРАКТЕРИСТИКА ПРОБЛЕМЫ
Стремительное проведение социально-экономических реформ вызвало тенденцию изменения социальной структуры общества. В результате чего значительная часть населения оказалась лишенной не только качественного образования, но и духовного развития.
Не все смогли приспособиться к новым условиям жизни. Духовная пустота, отсутствие смысла жизни, потеря веры в разумность и справедливость окружающего мира, травмирует молодое поколение.
Особую роль в этой цепи проблем играет социально-педагогическая безнадзорность и правонарушения детей и подростков, развивающаяся на фоне равнодушного и невнимательного отношения к ним: родителей, друзей, родственников, педагогов, общественности.
Микросреда, в которой вращается современный школьник, весьма неблагоприятна. Он сталкивается с различными формами отклонения поведения в семье, на улице, в общественных местах.
За последние пять лет ухудшилось здоровье детей, произошло снижение возраста обучающихся, склонных к совершению правонарушений, что свидетельствует о социальном неблагополучии, о росте жизненных проблем детей, появления новых асоциальных групп.
Предупреждение отклонений в развитии личности и поведении обучающихся требует их социальной иммунизации: формированию навыков законопослушного поведения, умению делать правильный выбор.
В нашей школе, абсолютное большинство учащихся начальной школы имеют полезные привычки. К сожалению, есть дети, которые склонны к отклоняющемуся поведению с раннего школьного возраста. Это вызывает беспокойство, и – необходимость продолжить систематическую целенаправленную работу по предупреждению развития отклоняющегося поведения несовершеннолетних, начиная с дошкольного возраста.
Необходимость комплексной воспитательной профилактической деятельности в начальной школе обусловлена вышеперечисленными проблемами.
Работа по профилактике отклоняющегося поведения обучающихся будет эффективна при выполнении следующих условий:
∙ изменения условий семейного воспитания;
- успешности обучающихся в учебной деятельности, психологической защищенности;
- развития эмоционально-позитивной системы отношений со сверстниками, родителями, учителями;
- овладения педагогами, родителями знаниями о психологических, индивидуальных, возрастных особенностях детей, склонных к правонарушениям;
- создания благоприятных условий для развития и самореализации несовершеннолетних.
- преемственности в обучении и воспитании детей: детский сад, начальная и средняя школа.
Предлагаемая профилактическая программа «Легче предупредить, чем исправить» направлена на взаимодействие и сотрудничество с ребенком, на то хорошее, что есть в человеке, за его настоящее и будущее.
Цель программы: Воспитание здорового ребенка, имеющего навыки полезных привычек. Формирование навыков законопослушного поведения.
Задачи программы:
- Выявление проблемного поля ребенка и его семьи на ранних стадиях.
- Создание условий для правового воспитания и правовой защиты учащихся через взаимодействие и сотрудничество.
- Повышение уровня воспитательно-профилактической работы с учащимися на всех уровнях пути их становления.
- Развитие творческих способностей, социальной активности школьников.
- Формирование у младших школьников убеждения, что обладание правами неразрывно связано с ответственностью человека за свои поступки.
- Преемственность между дошкольным и начальным школьным образованием.
Целевые группы:
дошкольник → младший школьник, подросток.
Семья. Педагогический коллектив школы и дошкольного учреждения.
Субъекты профилактики города и Республики. Общественные объединения
Принципы профилактической работы:
Комплексность - согласованное взаимодействие.
Дифференцированность.
Многоаспектность.
Последовательность (этапность).
Аксиологичность – формирование мировоззренческих представлений об общечеловеческих ценностях, здоровом образе жизни, законопослушности.
Ведущими аспектами профилактической деятельности являются:
Социальный аспект, ориентированный на формирование позитивных моральных и нравственных ценностей, определяющих выбор здорового образа жизни.
Психологический аспект, направленный на формирование устойчивых личностных установок, - умение сделать правильный выбор в трудной жизненной ситуации.
Образовательный аспект, формирующий систему знаний о социальных, медицинских, правовых, морально-этических нормах.
Направление работы школы по профилактике правонарушений:
Ранняя профилактика – создание условий, обеспечивающих возможность нормального развития детей, выявление обучающихся нуждающихся в особом педагогическом внимании, предупреждение отклоняющегося поведения,
Коррекционные мероприятия.
Содержание работы по выполнению мероприятий с учащимися, педагогами, родителями.
- Аналитико-диагностическая деятельность.
- Информационно – методическое обеспечение профилактики.
- Проектирование
- Социально – педагогическая поддержка семьи.
- Профилактика правонарушений младших школьник
- Организационно просветительская работа с педагогическим коллективом.
- Обеспечение преемственности
- Взаимодействие всех субъектов профилактики.
Этапы реализации программы:
- Организационно-подготовительный:
- Программно-реализованный
- Контрольно-коррекционный
Правовые границы профилактической работы предусматривают:
- действия, не нарушающие установленную в законе компетенцию органов или лиц, осуществляющие профилактические меры;
- меры, не нарушающие права несовершеннолетних;
Нормативные документы, регулирующие профилактическую работу:
- «Закон об образовании РФ»;
- «Закон об образовании Республики Хакасия»;
- ФЗ № 120 «Об основах системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних»
- УК РФ глава «Преступление против общественной безопасности»
- Конвенция о правах ребенка
- Постановление Мэра г.Абакана № 620 «О мерах по повышению эффективности профилактических мероприятий с целью снижения противоправных действий среди несовершеннолетних в г.Абакане»
- Приказ АГУО № 11 «О порядке внутришкольного контроля за посещением занятий обучающихся»
Школьная программа «Современные педагогические технологии, как механизм управления качеством образования, на основе системного подхода».
- Федеральный Закон РФ №48 от11.04.2008 г. « Об опеке и попечительстве»
- Закон Республики Хакасия №55 от 10.08. 2005г. « О социальной поддержке детей – сирот, детей, оставшихся без попечения родителей и лиц из их числа в возрасте до23 лет»
- Закон Республики Хакасия «об организации и осуществлении деятельности по опеке и попечительству в отношении несовершеннолетних в РХ» от21.11.2007г.
Локальные акты:
Положение о Совете профилактики
Положение о Совете отцов
Положение о постановке и снятии с ВШУ
Положение о Кабинете профилактики
Положение о Школьной службе примирения
Ресурсное обеспечение.
- Кадровое обеспечение.
1.Школа: директор, зам. по УВР, вожатая, классные руководители, социальные педагоги, психолог, врач, учителя-предметники, библиотекарь, педагоги дополнительного образования.
2. Правоохранительные органы: ОДН, КДН, УУМ (инспектор, участковый, дознаватель).
3. Общественные организации.
- Финансовое обеспечение.
Программа реализуется за счет средств школы и спонсорских вложений.
- Методическое обеспечение.
Лушников В.И., г. Абакан, 2005 г. «Полезные привычки 1-11 класс»
Романова О.Л., г. Москва, 2001 г. «Полезные навыки 1-11класс»
Колесов Д.В., г. Москва, 2002 г. «Болезни поведения»
Криворотов Н.С., г. Йошкар-Ола, 2001 г. «Профилактика вредных привычек».
Баженов В.Г., г. Москва, 1990 г. «Теория и методика педагогической профилактики правонарушений школьников»
Рожков М.И., г. Москва, 2001 г. «Воспитание трудного ребенка».
Коновалов А. «Школьная служба примирения и восстановительная культура взаимоотношений».
Журналы:
«Социальная педагогика»
«Беспризорник»
«Воспитание школьников»
«Управление начальной школой»
«Практика»
Механизм реализации программы.
- Управление и контроль за реализацией Программы осуществляется Советом учреждения.
- Ведущими субъектами в механизме реализации Программы являются Кабинет воспитания, Кабинет профилактики и ПМК школы, ШСП.
- Основные направления и положения Программы ежегодно уточняются.
- Для реализации Программы по каждому разделу определяется план мероприятий с указанием сроков и ответственных исполнителей программных мероприятий.
Ожидаемые результаты.
Увеличение числа детей, ориентированных на полезные привычки, устойчивые нравственные качества, здоровый образ жизни.
Перечень программных мероприятий
- Организационно-подготовительные мероприятия
№ п/п | Мероприятия | Ответственные | Сроки исполнения |
1. | Анализ состояния воспитательно-профилактической работы за 2013 год. | Зам. по УВР, психолог, социальные педагоги | |
2. | Подготовка и отработка нормативно-правовой базы по организации профилактической работы. | Зам. по УВР, администрация, социальные педагоги | |
3. | Диагностические мероприятия с обучающимися, педагогами, родителями по выявлению проблемных детей и неблагополучных семей. | Психолог, классный руководитель, социальные педагоги. | Ежегодно |
4. | Разработка мероприятий по предупреждению правонарушений несовершеннолетними. | Социальные педагоги. | Ежегодно |
5. | Изучение дошкольников и их семей через систему патронажа. | Социальные педагоги, психологи, медицинские работники, - ДОУ, школа, медучреждения. | Ежегодно |
6. | Посещение дошкольных учреждений – сбор информации о будущих первоклассниках (ослабленные, агрессивные, замкнутые, гиперактивные). | Учителя, психолог, социальные педагоги | Ежегодно |
7. | Формирование банка данных о дошкольниках, не охваченных системой дошкольного образования | Социальные педагоги, учителя 1 классов | Ежегодно |
8. | Преемственность в работе ДОУ и школы. (Схема №1 прилагается) | Специалисты ДОУ и школы. | Постоянно |
9. | Разработка методических основ ранней, общей, специальной профилактики. | Зам. по УВР, психолог, социальные педагоги. | |
10. | Организация работы кабинета профилактики (Приложение №2) | Социальные педагоги. | Ежегодно |
11. | Реализация основных направлений Проекта «Полезные и вредные привычки». (Приложение) | Социальные педагоги |
II. Информационно- методическое обеспечение профилактики (работа с педагогическим коллективом)
1. | Формирование Базы данных на учащихся начальной школы (составление социального паспорта класса, семьи). | Классные руководители, социальные педагоги. | Ежегодно |
2. | Уточнение банка данных: школьников СОП, неблагополучных семей. | Классные руководители, социальные педагоги. | Ежегодно |
3. | Семинары: а). Индивидуальные и возрастные особенности учащихся с отклонениями в поведении; б). Адаптационный период в жизни первоклассников и пятиклассников; в). Конфликты и пути их разрешения; г). «На финишной прямой» -мероприятия с коллективом учащихся, педагогов, родителей, направленные на безболезненный переход «четвероклассников» в среднюю школу | Психолог, социальные педагоги, специалисты субъектов профилактики. ШСП | Ежегодно |
4. | Педагогическое консультирование | Социальные педагоги, психолог. | По мере необходимости |
5. | Обучение классных руководителей методике проведения родительских собраний в форме тренингов. | Социальные педагоги. | Один раз в четверть |
6. | Круглые столы: 1. Пути решения проблем «трудных». 2 .Организация предупредительно-профилактической работы с обучающимися. 3. Использование возможностей школы и внешкольных учреждений для формирования «здоровых» установок у школьников. | Специалисты субъектов профилактики школы, города, социальные педагоги, психолог, зам. по УВР. | Один раз в четверть |
7. | Правовые учебы классных руководителей. | Социальные педагоги, специалисты субъектов профилактики. | Один раз в четверть |
8. | Лекция «Неблагополучная семья и формы работы с нею» | Социальные педагоги. | По плану |
9. | Закрепление шефов-наставников за обучающимися «группы риска», состоящими на ВШУ и ОДН. | Зам. по УВР, социальные педагоги. | По мере необходимости |
10. | Пополнение Кабинета профилактики информационными Памятками: «Права и обязанности несовершеннолетних », « О мерах наказания за отклонения в поведении», «Правила поведения школьников» | Социальные педагоги | Ежегодно |
11. | Обновление стендовой информации Кабинета, - библиотеки. | Социальные педагоги | Ежегодно |
12. | Работа по выполнению Федерального Закона № 120 (Приложение ) | Классный руководитель, социальные педагоги, специалисты КДН, ОДН | Ежегодно |
13. | Индивидуальная учеба классных руководителей: «Система работы с «трудными» | Социальные педагоги | Постоянно |
III. Профилактика правонарушений младших школьников
1. | Информирование школьников о правовых аспектах административной ответственности за общественно-опасные деяния. | Специалисты субъектов профилактики, социальные педагоги, классные руководители. | Ежегодно |
2. | Привлечение обучающихся к укреплению правопорядка в классе. | Классные руководители, социальные педагоги. | Постоянно |
3. | Вовлечение обучающихся в учреждения дополнительного образования, кружки, секции в школе - по интересам. Контроль за посещением. | Классные руководители, социальные педагоги, педагоги дополнительного образования. | Постоянно |
4. | Контроль за посещением школьниками учебных занятий. | Классные руководители. | Постоянно |
5. | Повышение правовой грамотности обучающихся: - недели профилактики; - правовые месячники; - индивидуальную работу; - уроки. (Приложение) | Специалисты субъектов профилактики, социальные педагоги, классные руководители, учителя- предметники. | Согласно плану. По мере необходимости |
6. | Участие обучающихся в акциях: - «Забота»; - «Здоровье». | Зам. по УВР, вожатые, специалисты ОДН, КДН. | Ежегодно |
7. | Индивидуально-профилактическая работа с обучающимися, стоящими на ВШУ, ОДН, группе «риска», предупредительном контроле. Реализация ИПР. | Специалисты субъектов профилактики школы и города Социальные педагоги | Постоянно |
8. | Спортивные мероприятия «За здоровый образ жизни». | Учителя физического воспитания, классные руководители, медицинские работники, педагоги доп. образования | Ежегодно |
9. | Групповые и индивидуальные занятия «трудных» с психологом. | Психолог. | По мере необходимости |
10. | Организация отдыха школьников в каникулярное время. | Администрация, классные руководители, педагоги дополнительного образования, социальные педагоги. | Ежегодно |
11. | Контроль за местом нахождения обучающихся в вечернее время. | Классный руководитель, социальный педагог, Инспектор ОДН | По мере необходимости |
12. | Расширение представлений о нормах культурной жизни и приобщения к ним через сеть культурно – просветительских учреждений. | Классный руководитель, педагоги дополнительного образования, библиотекарь, зам по УВР | Ежегодно |
13. | Формирование способностей к саморегуляции через уроки «Полезные привычки» классные часы…(Приложение) | Классный руководитель, педагоги дополнительного образования, библиотекарь, зам по УВР, учителя предметники. | Согласно учебных планов |
IY.Обеспечение социально- педагогической поддержки семьи
1. | Пополнение банка данных о семьях вновь поступивших обучающихся. | Классный руководитель, социальные педагоги. | Ежегодно |
2. | Оформление опеки над детьми, проживающими без родителей. | Социальный педагог, классный руководитель. | По мере необходимости |
3. | Родительский лекторий: - правовой; - по здоровому образу жизни; - психологический. | Классный руководитель, социальные педагоги, медицинский работник с приглашением специалистов Центров. | Один раз в четверть |
4. | Выявление малообеспеченных, многодетных, неполных семей – защита интересов и прав этой категории. | Администрация, классный руководитель, социальные педагоги. | Ежегодно |
5. | Конференции отцов и матерей. | Зам. по УВР, классный руководитель, социальные педагоги. | Согласно плану |
6. | Индивидуальные и групповые консультации по вопросам воспитания | Классный руководитель, социальные педагоги, психолог. | По мере необходимости |
7. | Тренинг «Семья – защитный фактор в жизни ребенка» Родительские собрания | Классный руководитель, социальные педагоги. | Один раз в месяц 1 раз в четверть |
8. | Повышение правовой грамотности – правовой всеобуч. | Специалисты ОДН, УВД. | Один раз в четверть |
9. | Привлечение к работе с «трудными» членов классного родительского комитета. | Классный руководитель. | По мере необходимости |
10. | Создание группы родителей – волонтеров «Знаешь сам, подскажи - другому» | Классный руководитель, вожатая, социальные педагоги | |
11. | Повышение роли семьи на всех уровнях сопровождения (Приложение). | Родительские комитеты, специалисты школы, родители. | Постоянно |
12. | Работа с замещающими семьями (Приложение) | Классные руководители, социальные педагоги | Постоянно |
13. | Работа с неблагополучными семьями. (Приложение) | Классные руководители, социальные педагоги. | Постоянно. |
V. Совместная работа субъектов профилактики
1. | Составление и выполнение совместных планов работы с ОДН, УВД. | Специалисты ОДН, УВД, социальные педагоги. | Ежегодно |
2. | Совместная работа школы и органов правопорядка по: - выявлению мотивов правонарушений; - формированию навыков правопослушного поведения; | Специалисты субъектов профилактики. | Ежегодно |
3. | Общешкольные родительские собрания с привлечением специалистов субъектов профилактики | Специалисты субъектов Профилактики школы, города. | Ежегодно |
4. | Недели профилактики | Специалисты субъектов Профилактики школы, города. | Согласно плану |
5. | Организация круглых столов, бесед, лекций с обучающимися. | Специалисты субъектов профилактики. | Ежегодно |
6. | Операции: «Всеобуч»; «Семья»; «Подросток» | Специалисты субъектов профилактики. | Согласно плану |
7. | Правовой месячник | Специалисты субъектов профилактики. | Согласно плану |
VI. Вовлечение общественности в профилактику правонарушений младших школьников
1. | Организация общественного формирования по охране правопорядка. | Субъекты профилактики школы и города Совет отцов Совет профилактики (Приложение) | Согласно плану |
2. | Совместная деятельность СОШ и института «Наставничества» | Администрация, зам. по УВР, социальные педагоги | Постоянно |
3. | Совместные рейды педагогов и родительской общественности в неблагополучные семьи. | Субъекты профилактики школы и города Совет отцов Совет профилактики | Согласно графику |
VII. Контроль
1. | Создание системы мониторинга | Зам. директора по науке, зам. по УВР, психолог, социальный педагог | |
2. | Сравнительный анализ правонарушений обучающихся. | Социальные педагоги | 2 раза в год |
3. | Мониторинг реализации индивидуальных программ сопровождения ребенка. | Социальные педагоги, классные руководители, психолог. | Ежегодно |
Приложение
Система воздействия на младшего школьника
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Программа профилактика правонарушений среди несовершеннолетних
Содержание Пояснительная записка………………………………………………Концептуальные подходы……………………………….Основная часть………………………………………………………...…Прогнозы в отношении дальнейшей трансформации несовершеннолетней ...
программа профилактики правонарушений
В программе указана постановка проблемы, цель, задачи программы, а также подробный план работы в данном направлении...
программа профилактики правонарушений
В программе указаны цель, задачи, программы, ожидаемые результаты, подробный план работы в данном направлении...
программа профилактики правонарушений среди учащихся "Мы вместе"
Сложная криминогенная обстановка в стране побуждает исследователей различных областей наук вести поиск эффективных способов и средств профилактики и преодоления различных отклонений в поведении ребенк...
Коррекционно-развивающая программа по профилактике агрессивности младших школьников.
Известно, что в младшем школьном возрасте характерно повышение тревожности, неуверенности, страхов. Для большинства детей, испытывающих трудности в обучении и поведении, характерны конфликты с окружаю...
Рабочая программа для 5-6 классов разработана на основе программы формирования психологического здоровья средних школьников «Тропинка к своему Я» к.п.н. Хухлаевой О.В. (Москва, 2011) и является продолжением программ занятий с младшими школьниками.
Рабочая программа для 5-6 классов разработана на основе программы формирования психологического здоровья средних школьников «Тропинка к своему Я» к.п.н. Хухлаевой О.В. (Москва, 2011) и явл...
Программа профилактики правонарушений и безнадзорности «Профилактика правонарушений среди несовершеннолетних »
Программа профилактики правонарушений и безнадзорности «Профилактика правонарушений среди несовершеннолетних », расчитанная на 3 года...