программа профилактики правонарушений
материал по теме
В программе указаны цель, задачи, программы, ожидаемые результаты, подробный план работы в данном направлении
Скачать:
Предварительный просмотр:
Мунципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
«Гимназия №52»Приволжского района г.Казани
Комплексная программа гимназии
по профилактике правонарушений
среди подростков
МБОУ «Гимназия №52»
Курандо Светлана Александровна, 1 квалификационная категория
2010-2012 г.г.
Пояснительная записка
Анализируя понятие «асоциальное поведение», приходишь к выводу, что оно рассматривается либо как одна из частей девиантного поведения, либо в контексте с ним, либо как синонимичное понятие.
Для наиболее полного и расширенного понимания понятия «асоциальное поведение» можно остановиться на следующей формулировке: это субъективно-индивидуальное или групповое, отклоняющееся от нравственных ценностей, норм и правил, закреплённых в данном обществе, поведение подростков, включённых в систему исторического разрушения связей между поколениями, вследствие чего происходит приобретение и закрепление ценного для подростка отрицательного опыта, включающего в себя дезадаптацию, десоциализацию, деморализацию; способствующее самореализации и характеризующиеся определёнными психофизиологическими характеристиками.
Наиболее ярко асоциальное поведение выражено в подростковом периоде. Это детский алкоголизм, наркомания, токсикомания, безнадзорность, склонность к правонарушениям.
Причины появления асоциального поведения подростков в оценке научных исследований неоднозначны. Выделяются генетические и социальные группы причин. Социальные делятся на социально-исторические, социально-психологические, социально-педагогические.
Социально-исторические причины выступают основой развития личности и появления асоциального поведения подростков. Используя краткий исторический анализ, можно сделать вывод о том, что основной социально-исторической причиной появления и роста асоциального поведения подростков является разрушительная трехкратная смена общественных отношений в России за последние 80 лет, приведшая к нестабильности, утрате исторических преемственных связей поколений, культурных традиций, уничтожению интеллектуального генофонда нации.
В качестве социально-психологических причин выделяем следующие:
- отсутствие опыта социальных отношений делает установки на поведение и отношения подростков неустойчивыми и тем самым создаёт условия для асоциального влияния элементов окружающей социальной среды;
- в силу особенностей психофизического развития ценностные ориентации подростков становятся неустойчивыми, подверженными смене под влиянием меняющейся социальной среды и развития;
- стремление подростков к самоутверждению, самоактуализации нередко приводят к выбору средств асоциального характера;
- происходит деформация общественных и личностных ценностей под влиянием неформальных объединений подростков.
Социально-психологические причины логически связаны с социально-педагогическими причинами асоциального поведения подростков.
К социально-педагогическим причинам мы относим:
– не всегда позитивное влияние семьи, окружающей микросреды на поведение подростков;
– отсутствие установок на ориентацию подростков на социальные, нравственные ценности в деятельности педагогического коллектива;
– рассогласование в целях взаимодействия подростка с коллективом учащихся и педагогов;
– смена ценностных ориентаций подростков с переходом на более высокий уровень социализации личности;
– разрыв в преемственности между поколениями в ценностных ориентациях подростков;
– культивирование агрессивного стиля поведения средствами массовой информации.
Таким образом, все причины имеют социальный аспект.
Что касается гимназии №52, все причины девиантного поведения учащихся имеют место. Гимназия расположена в микрорайоне Горки, который начал застраиваться в начале 70-х годов. Год открытия гимназии – 1972. Основной контингент жителей составляли рабочие. Несмотря на статус гимназии, дети, которые здесь обучаются – это дети, проживающие в микрорайоне, принадлежащим гимназии– а это 2 общежития и также дома, которым более 35 лет. Контингент учащихся, проживающих в общежитиях – это дети из неполных, малообеспеченных, социально неблагополучных семей. Они и являются основными участниками правонарушений.
Все эти учащиеся состоят на внутришкольном учете, с ними систематически работает социальный педагог, психолог ,классные руководители, педагоги-предметники. Общий контроль осуществляет заместитель директора по воспитательной работе. Вся работа документально зафиксирована – это и индивидуальные беседы завучей, психолога, социального педагога, это посещение семей на дому, приглашение родителей для беседы в школу вместе с ребенком, проведение школьного совета по профилактике правонарушений периодичностью 1 раз в 1,5-2 месяца, родительские всеобучи, приглашение для беседы в гимназию работников правоохранительных органов, постоянное сотрудничество со школьным инспектором по делам несовершеннолетних (далее ПДН), а также с инспекторами Комиссии по делам несовершеннолетних и защите их прав (далее КДН). Это постоянный инструктаж учащихся перед каникулами по соблюдению общественных норм поведения, по правилам безопасности на дорогах, у водоемов в летний период, при обращении с огнем и электроприборами. В работе по профилактике правонарушений в гимназии принимает активное участие правоохранительный отряд «Юный правовед». Ребята участвуют в различных правовых и военно-спортивных играх районного масштаба, занимаются самообразованием, выступают на классных часах с лекциями по правовому воспитанию.
Все это позволяет снизить количество неблагополучных семей и детей, стоящих на школьном учете.
Основная доля правонарушений приходится на каникулярный период (особенно летом), когда учащиеся находятся только под опекой родителей, а контроль с их стороны недостаточен. По возможности мы стараемся организовать досуг неблагополучных учащихся – это пришкольный лагерь в июне месяце, работа в трудовой бригаде, а также размещение информации о возможности летней подработки. Многие родители не могут материально позволить отдых ребенка, поэтому в июле и августе такие дети предоставлены самим себе, контроль со стороны родителей отсутствует в виду того, что они днем на работе. Это является одной из причин правонарушений.
Проанализировав ситуацию по гимназии, педагогический коллектив принял решение о создании комплексной программы по профилактике правонарушений среди подростков.
Основание разработки Программы:
Социально-исторические, социально-педагогические и социально-психологические причины девиантного поведения подростков;
Решение педагогического совета гимназии.
Исполнители:
Педагогический коллектив гимназии
Школьный инспектор ПДН
Школьный психолог
Родительский комитет класса (по необходимости)
Родительский комитет гимназии
Совет гимназии
Правоохранительный отряд гимназии «Юный правовед»
Основные функции исполнителей
- определение приоритетных направлений, целей и задач программы по профилактике правонарушений с учетом складывающейся ситуации;
- планирование в сфере профилактики правонарушений;
- проведение анализа состояния профилактической работы в гимназии с последующей выработкой рекомендаций по улучшению работы в данном направлении;
- непосредственное осуществление профилактической работы;
- координация деятельности и сотрудничество с инспекторами ОПДН, а также с инспекторами Комиссии по делам несовершеннолетних и защите их прав
- контроль за деятельностью социального педагога, Совета гимназии, классных руководителей по предупреждению правонарушений, оказание им теоретической и практической помощи;
- организация обмена опытом профилактической работы;
- заслушивание сообщений со стороны социального педагога, зам. директора по воспитательной работе гимназии по вопросам предупреждения правонарушений, устранения причин и условий, способствующих их совершению;
- со стороны психолога диагностика и раннее выявление учащихся, склонных к правонарушениям; их учет; работа как с самими учащимися, так и с их родителями (законными представителями);
- оказание психологической консультации и помощи «трудным» учащимся, их родителям, социально неблагополучным семьям, а также учащимся, находящимся в «группе риска» - из неполных, многодетных семей, семей, находящихся в сложной жизненной ситуации;
- разработка рекомендаций для родителей и учащихся, позволяющей избежать опасности стать жертвой или участником правонарушений;
- оформление стенда для родителей по профилактике правонарушений.
Сроки реализации Программы:
2010-2012 г.г.
Гипотеза Программы
Изменение к профилактике правонарушений с информационно-просветительского на деятельностный позволит повысить эффективность работы по предупреждению асоциальных явлений. В основе деятельностного подхода лежат принципы:
- вовлечение детей «группы риска» в занятия по интересам;
- организация досуговой деятельности ребенка с учетом его интересов и запросов, как залог эффективности профилактической деятельности;
- объединение в профилактической работе семьи,школы, досуговых учреждений;
- привлечение родительской общественности, правоохранительных органов. Учреждений профессионального образования;
- грамотный подход к формированию социальной и гражданской ответственности учащихся путем внедрения образовательных и профилактических программ
Основные программные мероприятия
1. Организационные мероприятия по выполнению программы.
2. Нормативное правовое обеспечение профилактики правонарушений.
3. Профилактика правонарушений.
3.1.Профилактика правонарушений в гимназии
3.2.Профилактика правонарушений в общественных местах вне учебное время
3.3.Профилактика правонарушений, связанных с употреблением ПАВ
4. Информационно-методическое обеспечение профилактики правонарушений
4.1.Правовую основу комплексной Программы гимназии по профилактике правонарушений составляют Устав гимназии, конституция РФ и РТ, федеральные законы, Закон об образовании РФ и РТ, Указы Президента РФ и Президента РТ, иные республиканские и федеральные нормативные и правовые акты
Цель Программы:
- формирование социальной и гражданской компетентности обучающихся, ориентация на здоровый образ жизни
- повышение самосознания и уровня самоконтроля учащихся гимназии, а также ответственности и контроля со стороны их родителей(законных представителей) вне учебного процесса и во время школьных каникул
Задачи Программы:
- пропаганда здорового образа жизни, организация летнего труда и отдыха для несовершеннолетних
- повышение мотивации обучение через вовлечение подростков во внеурочную деятельность по учебным предметам
- повышение гражданской ответственности и компетентности
- анализ эффективности реализации программы
- снижение количества правонарушений учащимися гимназии как на ее территории так и за ее пределами, как во время учебного процесса и вне его, так и во время школьных каникул;
- создание системы работы по предупреждению правонарушений, безнадзорности и асоциальных явлений в отношении учащихся гимназии и их родителей (законных представителей);
- совершенствование нормативной правовой базы по профилактике правонарушений;
- активизация деятельности всего педагогического коллектива, родительской общественности, Совета гимназии по предупреждению правонарушений;
- активизация и усиление работы школьного инспектора ПДН;
- повышение оперативности реагирования со стороны социального педагога, заместителя директора по воспитательной работе, классных руководителей, представителей родительских комитетов классов на сообщения и факты, ведущие к правонарушениям;
- выявление и устранение причин и условий, способствующих совершению правонарушений.
Ожидаемые результаты:
Реализация Программы позволит:
- обеспечить нормативное правовое регулирование профилактики правонарушений;
- привлечь к организации деятельности по предупреждению правонарушений педагогический коллектив гимназии, учащихся, родительскую общественность;
- улучшить информационное обеспечение деятельности исполнителей Программы;
- уменьшить общее число совершаемых правонарушений;
- уменьшить количество несовершеннолетних, стоящих на внутришкольном учете и на учете в комиссии по делам несовершеннолетних и защите их прав
- оздоровить обстановку в гимназии в целом;
- улучшить профилактику правонарушений, начиная с начального звена гимназии;
- предупредить факты употребления учащимися гимназии ПАВ;
- повысить уровень доверия «трудных» учащихся и социально неблагополучных семей к педагогическому коллективу
- увеличить занятость «трудных» учащихся в досуговой деятельности
Основные программные мероприятия
№ п/п | Раздел | Исполнители | Сроки |
1. Организационные мероприятия по выполнению программы |
1.1. | Создать школьную комиссию по профилактике правонарушений (ШКПП) | Администрация гимназии | Сентябрь-октябрь 2010 года |
11.2. | Возложить функциональные обязанности по организации работы по профилактике правонарушений на заместителя директора по воспитательной работе(далее ЗДВР) и на социального педагога гимназии | Администрация гимназии | Сентябрь-октябрь 2010 года |
11.3. | Согласовать план работы гимназии по профилактике правонарушений с планом работы школьного инспектора ПДН, осуществить ( при необходимости) корректировку планов | ЗДВР | Октябрь 2010 года |
2.Нормативное правовое обеспечение профилактики правонарушений |
2.1. | Руководствоваться нормативно-правовыми актами РФ и РТ | ШКПП, школьный инспектор ПДН | Постоянно |
- Закон об образовании РТ, ст.46,47 - Закон об образовании РФ ст.51, 52 - Закон РТ от 13.10.2008г. №103-3РТ «О профилактике правонарушений в Республике Татарстан» - Федеральный закон РФ от 24.07.1998 г. №124 ФЗ «Об основных гарантиях прав ребенка в Российской Федерации» - соглашение от 4.12.2007г. №7705/7МХО/С-47/07 Между МО и Н РТ и МВД по РТ - комплексная программа по профилактике правонарушений в РТ - Закон РТ от 21.01.2009г. №7-3РТ «Об общественных воспитателях несовершеннолетних» - приказ МО и Н РТ, Министерства по делам молодежи, спорту и туризму РТ, МВД по РТ от 30.06.2001г. №1400/7/9/495 «О создании отрядов профилактики правонарушений в учебных заведениях РТ» - Федеральный закон от 24.06.1999 г. №120-ФЗ «Об основах системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних» - Семейный кодекс РФ от 29.12.1995 г. №223-ФЗ ст.54,56,57,63 - Стандарты организации работы по профилактике правонарушений среди несовершеннолетних в образовательных учреждениях РТ, 2009г. - |
3.Основные мероприятия по профилактике правонарушений в гимназии |
3.1 | Выявление и постановка на внутришкольный учет детей, склонных к правонарушениям и пропускам уроков без уважительной причины | Классные руководители, социальный педагог, ЗДВР | Ежегодно, сентябрь |
3.2. | Организация занятости детей вне урочное время – организация посещение кружков | Социальный педагог, педагог-организатор, ЗДВР | Ежегодно, сентябрь-октябрь |
3.3. | Привлекать к работе в трудовых бригадах, к посещению пришкольного лагеря в зимний и летний периоды учащихся девиантного поведения | Социальный педагог, ЗДВР, классные руководители | Ежегодно, в летний и зимний периоды |
3.4. | Проведение заседаний школьного совета по профилактике правонарушений | Социальный педагог, ЗДВР | Ежегодно, периодичностью 1 раз в 1,5-2 месяца |
3.5. | Проведение МО классных руководителей по проблеме профилактики правонарушений | Руководитель МО, ЗДВР | 2010-2012г.г.2 раза в год |
3.6. | Участие в работе Комиссии по делам несовершеннолетних и защите их прав | ЗДВР, социальный педагог | Ежегодно, по особому плану |
3.7. | Совместные рейды с инспектором ПДН в социально неблагополучные семьи и семьи «трудных» учащихся | Социальный педагог, классный руководитель | Ежегодно,1 раз в месяц по плану и вне плана при необходимости |
3.8. | Проведение профилактической работы с учащимися в ходе преподавания учебных дисциплин | Педагоги-предметники | Постоянно |
3.9. | Проведение мониторинга «Изучение предпочтений проведения свободного времени молодежи» | Психолог гимназии | Сентябрь |
3.10. | Индивидуальные психологические беседы и консультации учащихся и их родителей | Психолог гимназии | Ежегодно, по плану работы психолога |
3.11. | Выход психолога на классные часы с беседой «Семья как фактор риска» | Психолог гимназии | Ежегодно, по плану и по необходимости |
3.12. | Мониторинг профессионального определения выпускников 9. 11 классов | Педагог-психолог | Ежегодно,ноябрь |
3.13. | Проведение линеек по содружествам по вопросам профилактики правонарушений | Администрация гимназии | Ежегодно, 1 раз в четверть |
3.14. | Выход на общешкольные и классные родительские собрания с вопросами предупреждения правонарушений со стороны учащихся | Администрация гимназии, социальный педагог, психолог гимназии | Ежегодно сентябрь, декабрь, апрель |
3.15. | Выход работников милиции, ГАИ, Федеральной службы по борьбе с незаконным оборотом наркотиков на родительские собрания и на собрания учащихся | ЗДВР | По особому плану |
3.16. | Организация и проведение спортивно-оздоровительных, культурно-эстетических, агитационно-пропагандистких мероприятий с привлечением учащихся девиантного поведения | Администрация гимназии | Постоянно, согласно плану воспитательной работы гимназии и по плану районного отдела образования |
3.17. | Организация экологических субботников | Администрация гимназии | Ежегодно,октябрь, апрель |
3.18. | Выход в классы правоохранительного отряда с мероприятиями | Руководитель отряда | По плану работы отряда и при необходимости |
3.19. | Участие правоохранительного отряда в правовых играх районного масштаба | Руководитель отряда, педагоги-историки | По плану Отдела образования Приволжского района |
3.20. | Организация работы родительского патруля | Социальный педагог, классные руководители | Ежегодно сентябрь-май |
3.21. | Организация и проведение педагогического совета по вопросам профилактики правонарушений | Администрация гимназии | 1 раз в год |
3.22. | Проведение мед. осмотра учащихся на предмет выявления употребления ПАВ | ЗДВР, социальный педагог гимназии | По особому плану |
3.23. | Проведение бесед с учащимися по пропаганде здорового образа жизни | Врач гимназии | Ежегодно, октябрь-декабрь |
3.24. | Распространение памяток для учащихся и родителей по предотвращению детского суицида, табакокурения, употребления алкоголя и ПАВ, безопасности на дорогах и в общественных местах | Социальный педагог, педагог-организатор гимназии, ЗДВР, руководитель правоохранительного отряда | В течение года ежегодно |
3.25. | Организация работы отряда ЮИД – выход с мероприятиями на классные часы, занятия по самообразованию | Руководитель отряда | В течение года ежегодно, а также по графику занятий кружка (3 раза в неделю) |
3.26. | Участие отряда ЮИД в конкурсе «Безопасное колесо» и других мероприятиях районного масштаба | Руководитель отряда | Ежегодно, апрель |
3.27. | Проведение мероприятия «Посвящение в юные пешеходы» для учащихся 1-х классов | Руководитель МО классных руководителей начальной школы | Ежегодно, октябрь-ноябрь |
3.28. | Посещение спектаклей, посвященных безопасности на дорогах | ЗДВР, классные руководители | Ежегодно, по плану Отдела образования Приволжского района |
3.29. | Анализ на педагогических советах гимназии, на классных часах и родительских собраниях телепередач, публикаций для подростков с целью противодействия пропаганды маргинального образа жизни | ЗДВР, классные руководители, психолог гимназии | При необходимости |
3.30. | Заключение соглашения между ЧОП и гимназией для охраны общественного порядка, соблюдения безопасности учащихся и работников гимназии | Руководитель гимназии | Ежегодно сроком на год |
3.31. | Участие в районных и городских семинарах по проблеме профилактики правонарушений, безнадзорности несовершеннолетних | ЗДВР | По особому плану |
3.32. | Организация и проведение для параллелей учащихся 9-11 классов общешкольного мероприятия, посвященного Всемирному Дню борьбы со СПИДом | ЗДВР, педагог-организатор, классные руководители | Ежегодно 1 декабря |
3.33. | Организация работы общественных воспитателей, прикрепленных к подросткам, совершивших правонарушение | ЗДВР, социальный педагог | Постоянно |
Информационные ресурсы
Малышев К. Профилактика и коррекция девиантного поведения//ОБЖ.-2003.-№2.-С.52-53.
Минаева О. Психолого-педагогическая работа с семьей “трудного “ подростка//Домашнее воспитание.-2000.-№1.-С.78-79.
Плоткин М.М. Социально-педагогическая помощь детям из неблагополучных семей //Педагогика.-2000.-№2.-С.47-51.
Спицын Н.П. Работа классного руководителя с трудными семьями//Классный руководитель.-2009.-№2.-С.83-85.
5.В.И.Андреев, Педагогика, учебный курс для творческого саморазвития, изд.3. Казань, центр инновационных технологий, 2003г.
6.А.К.Зиннуров и группа авторов-составителей «стандарты организации работы по профилактике правонарушений среди несовершеннолетних в ОУ РТ», МО и Н РТ, Школа, казань-2009г.
7.Изучение материалов из опыта работы администрации Шумерлинского района Чувашской Республики за 2006-2010г.г.
8.Изучение материалов из опыта работы педагога-психолога высшей квалификационной категории Сысолятиной Е.К
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Программа профилактика правонарушений среди несовершеннолетних
Содержание Пояснительная записка………………………………………………Концептуальные подходы……………………………….Основная часть………………………………………………………...…Прогнозы в отношении дальнейшей трансформации несовершеннолетней ...
программа профилактики правонарушений
В программе указана постановка проблемы, цель, задачи программы, а также подробный план работы в данном направлении...
программа профилактики правонарушений среди учащихся "Мы вместе"
Сложная криминогенная обстановка в стране побуждает исследователей различных областей наук вести поиск эффективных способов и средств профилактики и преодоления различных отклонений в поведении ребенк...
Программа профилактики правонарушений и преступлений несовершеннолетних "Соблазнов много, жизнь одна"
Программа профилактики правонаршений и престплений несовершеннолетних "Соблазнов много, жизнь одна" разработана для предотвращения аддиктивного повеления подростков, для предотвращения совершения обуч...
Программа "Профилактика правонарушений среди несовершеннолетних"
Сегодня, для успешного выполнения задач, лежащих в основе профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних, необходимо выявить и проанализировать основные причины, которые способствуют ...
программа профилактики правонарушений, беспризорности и безнадзорности несовершеннолетних
программа содержит дидактический материал, рекомендации, алгоритм взаимодействия с правовыми структурами...
Программа профилактики правонарушений и безнадзорности «Профилактика правонарушений среди несовершеннолетних »
Программа профилактики правонарушений и безнадзорности «Профилактика правонарушений среди несовершеннолетних », расчитанная на 3 года...