Эссе "Я - учитель"
материал

Усанкина Наталья Алексеевна

Мотивы выбора учительской профессии, собственные педагогические принципы и подходы к образованию, свое понимание миссии педагога в современном мире.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon esse.doc72 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

средняя общеобразовательная школа с. Большие Озерки

Балтайского муниципального района Саратовской области

Девиз: «Учить и учиться»

Эссе «Я – учитель»

      Подготовила

учитель химии

1 квалификационной категории

Усанкина Наталья Алексеевна

2022 год

Если б не было учителя, 
То и не было б, наверное, 
Ни поэта, ни мыслителя, 
Ни Шекспира, ни Коперника. 
И поныне бы, наверное, 
Если б не было учителя, 
Неоткрытые Америки 
Оставались неоткрытыми. 
И не быть бы нам Икарами, 
Никогда б не взмыли в небо мы, 
Если б в нас его стараньями 
Крылья выращены не были. 
Без его бы сердца доброго 
Не был мир так удивителен. 
Потому нам очень дорого 
Имя нашего учителя!

Вероника Тушнова

Когда передо мной встал вопрос о выборе профессии, я уже точно определилась,  кем хочу стать. Мои родители были простые люди, ничего общего с педагогикой не имели, поэтому на мой выбор не влияли. На селе – так уж повелось – учитель является авторитетом не только для детей, но и для взрослых. И поэтому, когда я им сказала о своем желании, они отнеслись с пониманием. По их мнению, нет более почетной, но и более ответственной профессии, чем учитель. Потому что именно учитель открывает дверь в храм знаний, прививает первые, но очень значимые понятия – доброту, справедливость, любовь к Родине. Во многом от учителя зависит, какие ценности положит в основу жизни будущий взрослый гражданин.

Человек, попавший к хорошим учителям, обречён сам стать учителем. Я с уверенностью сейчас могу сказать, что мне в жизни повезло с учителями. Я с большим уважением и теплотой вспоминаю моих учителей Склемину Марину Александровну, Вольскову Татьяну Николаевну, Проселкову Марию Ивановну, Малькову Валентину Андреевну. Учителей, которые привили мне любовь к чтению, к русскому языку и математике. Казалось бы, несовместимые науки, но как сказал М.В. Ломоносов: «Все науки в грамматике нужды имеют». И «Без грамматики не выучишь математики» говорили в древности. Поэтому я отдаю дань уважения великому и могучему русскому языку, так как он дает возможность выражать мысли и чувства, но любовь моя – это математика. Логические построения и умозаключения, способность предвидеть ход событий на пять шагов вперед, мгновенно анализировать ситуацию и принимать оптимальное для всех решение развивает эта наука. Поэтому факультет был выбран без сомнений – физико-математический.

Хочу отдать дань памяти, уважения и любви  Учителю  Кутумову Анатолию Петровичу, человеку, преданному своей профессии. Это и преподаватель дисциплины, которая тоже стала любимой, и психолог, и воспитатель, и друг, с которым мы делились самым важным. Мы, его ученики, всегда помним туристические походы по району с ночевкой, истории у костра, песни под гармошку. Помним его уроки, секции и кружки, на которые мы бежали с желанием, потому что они были праздниками.  Анатолий Петрович вел краеведческую работу, он создал неплохой музей истории возникновения сел Журавлиха и Большие Озерки. Помним, как мы вели переписку с Д.С. Худяковым, ведущим телевизионной передачи «Не за три девять земель», выходившей тогда на Саратовском телевидении. Анатолий Петрович всегда создавал ситуацию успеха. После взятия каких-то личных рекордов по лыжному спорту или легкой атлетике, он всегда говорил, что «ты выполнил первый юношеский разряд», «а твой результат – на второй взрослый разряд». Разряды союзного значения. Такие результаты были в восьмилетней школе. Мы постоянно побеждали на районных спортивных соревнованиях и в военно-спортивной игре «Зарница», почти каждый год участвовали в областных различных мероприятиях.

Анатолий Петрович нас воспитывал, направлял, развивал способности, у кого какие были, когда нужно, оставлял для принятия самостоятельных решений. С высоты прожитых лет, могу сказать, что он владел педагогическими приемами и технологиями, которые сейчас принято называть инновационными. Педагог любил свою работу.

Самые яркие, насыщенные, успешные события в моей юности связаны со школой, поэтому я выбрала профессию учителя и поступила в СГПИ им. К.А.Федина.

Каков критерий оценки по-настоящему успешного учителя? Разумеется, выдающиеся ученики. Профессия педагога не предполагает мировой славы, но подразумевает всеобщее уважение. Высоких результатов обучения учитель и ученик добиваются вместе. Чтобы они стали соратниками в общем деле, педагогу необходимо вовлечь ученика в учебный процесс. Некоторые приемы:
          Создание ситуации успеха. Никому не интересно стоять на месте. Педагог должен все время подчеркивать движение вверх для ученика. Особенно это касается тех, кому учеба дается нелегко. Чтобы успех настал, необходимо дифференцировать задачи и обязательно подчеркивать пускай малые, но достижения.
           Интересный урок. Необходимо развивать познавательный интерес посредством проблемных ситуаций, требующих поиска, размышлений, анализа. Ребенок должен стать их участником, проживая такие эпизоды.
           Интересный учитель. Мы не можем изменить учеников, но в состоянии адаптироваться под них. Использование информационно-коммуникационных технологий, позволяет не только общаться с учениками на одном поле, но и быстрее достигать учебных целей.
Не надо бояться цифровых технологий в образовании. Надо научиться дружить с цифровыми технологиями, надо их принять
            Работа над проектом. Многих детей привлекает получение конкретного результата. В растянутом на годы образовательном процессе его видят единицы, а частный результат осознает большинство учеников. Для этого подходит технология мини-проектов, не требующая больших временных затрат.
           Задача каждого педагога мотивировать ребенка на учебу. Делать это нужно как в рамках каждого урока, путем постановки совместных целей и задач, с включением дополнительного материала, так и всей системой преподавания. В ней нет места пассивному созерцателю.

Современный мир меняется все более быстрыми темпами. Внедрение новых научных открытий, обновление знаний и профессий требуют повышенной профессиональной мобильности и непрерывного образования. Каждые десять лет объем информации в мире увеличивается. Поэтому знания, полученные людьми в школе, через некоторое время устаревают и нуждаются  в коррекции, а результаты обучения не в виде конкретных знаний, а в виде умения учиться становятся все более востребованными.

Еще в IV веке до нашей эры древнегреческий философ Аристипп, ученик и друг Сократа, говорил о том, что «детей надо учить тому, что пригодится им, когда они вырастут».

Сегодня общество и экономика делают запрос на таких специалистов, которые хотят и могут осваивать новые знания, применять их к новым обстоятельствам и решать возникающие проблемы, то есть существует запрос на функционально грамотных специалистов. «Функциональная грамотность – это способность человека использовать приобретаемые в течение жизни знания для решения широкого диапазона жизненных задач в различных сферах человеческой деятельности, общения и социальных отношений» считает А.А. Леонтьев, советский и российский лингвист и психолог.

Функциональная грамотность сегодня стала важнейшим индикатором общественного благополучия, а функциональная грамотность школьников – важным показателем качества образования.

Требования к освоению элементов предметного содержания по-прежнему остаются в фокусе, но чисто академических знаний уже недостаточно. Сегодня акцент переносится на умения применять эти знания. Функциональная грамотность обучающегося в современной школе характеризуется:

готовностью успешно взаимодействовать с изменяющимся окружающим миром, использовать свои способности для его преобразования;

возможностью решать различные (в том числе нестандартные) учебные и жизненные задачи, самостоятельно конструировать алгоритмы осуществления основных видов деятельности;

способностью строить социальные отношения в соответствии с нравственно-этическими ценностями социума, правилами партнерства и сотрудничества;

элементарным уровнем рефлексивных качеств, обеспечивающих стремление к дальнейшему образованию, самообразованию и духовному развитию; к прогнозированию своего будущего.

Формирование функциональной грамотности школьника – это задача, которую не может решить отдельно взятый учитель, для достижения хороших результатов должны работать школьные команды руководителей и учителей.

В вопросе формирования функциональной грамотности следует выделить два главных направления.

Первое – это ежедневная работа учителя в рамках учебного процесса.

Процесс формирования функциональной грамотности не может быть набором отдельных уроков или набором отдельных заданий, этот процесс логично и системно должен быть «вшит» в учебную программу как обязательная составляющая.

Второе – это дополнительное и предпрофессиональное образование школьников.

По школьным учебникам осваивается основной понятийный аппарат, законы природы, алгоритмы применения этих законов в модельных (учебных) ситуациях. Но параллельно в мире происходит развитие технологий, конвергенция наук, появляются новые материалы, новые устройства, приборы, гаджеты, возникают новые вызовы. И все это - сферы для применения учебных знаний во внеучебных ситуациях. Здесь обучающимся должны помогать ресурсы дополнительного образования, доступность которого необходимо обеспечить всем детям, независимо от места их проживания.

В рамках реализации Национального проекта «Образование» (Федеральный проект «Современная школа») в нашей школе в 2021 году открылся центр образования естественно-научной и технологической направленностей «Точка роста», который оснащен современным учебным оборудованием для обучения предметам «Физика», «Химия», «Биология» и в которые поставлено новое оборудование для изучения естественно-научных предметов, цифровые лаборатории, компьютерная техника. Центр «Точка роста» создан с целью развития у обучающихся естественно-научной, математической, информационной грамотности, формирования критического и креативного мышления, для практической отработки учебного материала.

Дополнительная общеразвивающая программа по предмету «Химия» представлена двумя курсами «Химический практикум» для учащихся 8-9 классов и «Химия в жизни человека» для учащихся 10-11 классов. Основной формой учебной деятельности является химический эксперимент, проводимый в виде лабораторных, практических работ и демонстраций, как на хорошо известном оборудовании, так и датчиками цифровых лабораторий. Анализируя результаты проведенных опытов, учащиеся убеждаются в том, что те или иные теоретические представления соответствуют или противоречат реальности. Только осуществляя химический эксперимент можно проверить достоверность прогнозов, сделанных на основе теории. В процессе экспериментальной работы учащиеся приобретают опыт познания реальности, являющийся важным этапом формирования у них убеждений, которые, в свою очередь, составляют основу научного мировоззрения. На основе полученных экспериментальных данных обучаемые смогут самостоятельно делать выводы, обобщать результаты, выявлять закономерности, что однозначно будет способствовать повышению мотивации обучения школьников. Так как практически любой химический эксперимент может стать основой для проекта, то в представленных программах проектной деятельности отведена значительная часть учебного плана.  

В целом проектную деятельность можно рассматривать как один из немногих видов школьной работы, позволяющих преобразовывать академические знания в реальный жизненный и даже житейский опыт учащихся.

«Один произведенный опыт намного дороже тысячи теорий, которые так и остались мыслями». М.В. Ломоносов

Проектная деятельность формирует умения:

Естественнонаучные:

1.Использовать естественнонаучные знания для решения реальных

жизненных задач.

2.Актуализировать знания, использовать их для принятия решения.

3.Использовать школьные знания для объяснения и прогнозирования явлений окружающего мира.

4.Представлять естественнонаучную информацию в контексте решаемой задачи.

           5.Умение объяснять (прогнозировать) природные и техногенные явления на основе              разных моделей.

6. Использовать исследовательский метод (сбор, систематизация и анализ фактов, выдвижение гипотез, планирование и проведение эксперимента, анализ полученных  результатов, формулировка заключения, выводов) в нестандартных ситуациях.

Информационные:

1.Находить точную информацию в однородных, однотипных текстах.

2.Находить точную информацию в составных, разнотипных текстах.

3.Находить достоверные сведения в разных типах информационных источников: графиках, диаграммах, картах, схемах, таблицах.

4.Синтезировать и сопоставлять информацию разнотипных источников, делать выводы, заключения и обобщения.

5.Использовать разные типы выявления информации: ознакомительный, поисковый, ориентировочный, формулировать информационно и доказательно насыщенное суждение, заключение, выводы.

Общеучебные:

1.Решать задачу с привлечением дополнительной информации, личного опыта.

2.Решать задачу на основе межпредметного подхода с использованием комплексных подходов.

3.Удерживать взаимосвязь отдельных заданий задачи, использовать полученную информацию в одном задании для решения другого.

4.Переформулировать, дополнить условие задачи на основе реконструкции замысла и  цели автора.

5.Использовать обоснованные приближения, упрощающие подходы,

нетрадиционные            способы решения задачи.

6.Уметь давать развернутый ответ на вопрос в свободной форме.

7.Уметь на основе точной информации из текста давать качественную

интерпретацию       (делать выводы, заключение, обобщение, сравнение и др.).

8.Уметь работать с составными текстами (сопоставлять, сравнивать информацию,  соединять их в общую и т.п.).

9.Уметь работать с разными типами текстов: бытовыми, научно-популярными, публицистическими и др.

10.Уметь переходить (переводить) от одного вида текста к другому (от схемы  к словесному описанию и, наоборот, от словесного описания к таблице и, наоборот, от карты к словесному описанию, таблице, схеме, диаграмме и, наоборот.

11.Уметь выделять неявную, скрытую дополнительную необходимую информацию  из вопроса к поставленной задаче.

Установлено, что у учащихся, занимающихся проектной деятельностью, учебная мотивация учения в целом выражена выше. Кроме того, с помощью проектной деятельности можно добиться существенного снижения школьной тревожности. Дело в том, что вовлечение в проектную деятельность снижает напряжение и стресс в обучении, т. е. это здоровье-сберегающая технология  (М. А.  Ступницкая, А. В.  Белов, В. А. Родионов, 2003).

Учиться, чтобы знать, овладение определенным объемом знаний, для настоящего времени недостаточно. Учиться созидать – это больше, чем просто овладеть мастерством и приобрести навыки; это применение знаний в новых ситуациях, совмещение труда и обучения на протяжении всей жизни.

 «У человека должно быть такое образование, которое позволит обеспечить достойную жизнь и свободное развитие». Статья 7 Конституции Российской Федерации.

Таким образом, можно уверенно говорить о выполнении основной функции учителя на современном уроке как организатора, управляющего процессом познания, сопровождающего процесс обучения, создающего условия и образовательную среду для каждого ребёнка. Ведь, по словам Конфуция: “Самое прекрасное зрелище на свете – это вид ребёнка, уверенно идущего по жизненной дороге после того, как вы показали ему путь”.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

РЕЦЕНЗИЯ НА КУРСОВУЮ РАБОТУ ПО ТЕМЕ «ОСОБЕННОСТИ ДИАГНОСТИЧЕСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ УЧИТЕЛЯ СРЕДНЕЙ ШКОЛЫ В ЛИЧНОСТНО-РАЗВИВАЮЩЕМ ОБРАЗОВАНИИ» СЛУШАТЕЛЯ ПДК УЧИТЕЛЕЙ МАТЕМАТИКИ Г. РОСТОВА-НА-ДОНУ УЧИТЕЛЯ МАТЕМАТИКИ МОУСОШ №57 Г. РОСТОВА-НА-ДОНУ СВЯТЕЦ НАТАЛЬИ Н

РЕЦЕНЗИЯ НА КУРСОВУЮ РАБОТУ ПО ТЕМЕ «ОСОБЕННОСТИ ДИАГНОСТИЧЕСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ УЧИТЕЛЯ СРЕДНЕЙ ШКОЛЫ В ЛИЧНОСТНО-РАЗВИВАЮЩЕМ ОБРАЗОВАНИИ» СЛУШАТЕЛЯ ПДК УЧИТЕЛЕЙ МАТЕМАТИКИ Г. РОСТОВА-НА-ДОНУ УЧИТЕЛЯ МА...

"Я учитель... Я учитель? Я учитель!"

КВН по педагогике "Я учитель... Я учитель? Я учитель!"...

Результативность работы МО учителей математики и информатики Лицея №76 г. Новокузнецка (подготовка к внешней оценке качества образования). Авторы: Щиклина Т.Н. – рук. МО, Новолодская С.В. – учитель Букурова Е.И. – учитель Гончарова Н.Н. – зам.дир. по УВР

В презентации представлен опыт работы МО учителей математики и информатики по подготовке к внешней оценке качества образования: профессиональный уровень педагогов, работа над единой методической темой...

Эссе «Я – учитель!» на конкурс учитель года Кубани 2015 Уважение профессии учитель через любовь к делу и ученикам

Эссе представленно на тему: "Уважение профессии учитель через любовь к делу и ученикам" содержит размышления педагога о значении и важности профессии учитель. Рассматриваются в эссе этапы становления ...

Семинар для учителей-дефектологов и учителей-логопедов: «Особенности практической работы учителей-дефектологов и учителей-логопедов в условиях Центра»

Использование кинезиологических упражнений с детьми старшего дошкольного возраста школьного возраста...