Программа внеурочной деятельности "Проектная мастерская"
рабочая программа (7 класс)

Рабочая программа курса внеурочной деятельности «Проектная мастерская » разработана для обучающихся 7-8 классов на основе требований к результатам освоения ООП ООО МОУ «Гимназия г. Надыма» в соответствии с ФГОС ООО.

Цель программы: создать условия для системного формирования основ учебно- исследовательской и проектной деятельности, представлений позитивного социального опыта у учащихся.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл vd_proektnaya_masterskaya_7-8_kl.docx131.01 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное общеобразовательное учреждение

«Гимназия г. Надыма»

по внеурочной деятельности

«Проектная мастерская»

Возраст: 13 – 14 лет

Срок реализации – 2 года

Надым, 2021

Рабочая программа курса внеурочной деятельности «Проектная мастерская » разработана для обучающихся 7-8 классов на основе требований к результатам освоения ООП ООО МОУ «Гимназия г. Надыма» в соответствии с ФГОС ООО.

Цель программы: создать условия для системного формирования основ учебно- исследовательской и проектной деятельности, представлений позитивного социального опыта у учащихся

Задачи:

  • обучение учащихся целеполаганию, планированию и контролю;
  • овладение приемами работы с различными источниками информации, ресурсами;

-овладение приемами анализа данных, умение выделять главное, сопоставлять факты, сравнивать информацию;

  • обучение методам творческого мышления при решении проектных задач;

-формирование умений по представлению отчетности в вариативных формах (презентация, письменная часть проекта, доклад и т.д.);

-овладение основами оценивания проекта, результатов проекта, рефлексии своей деятельности;

  • создание условий для успешной социализации учащихся.

Рабочая программа внеурочной деятельности «Проектная лаборатория» реализуется через   план внеурочной деятельности ООП ООО МОУ « Гимназия г. Надыма».

Актуальность проектной деятельности сегодня осознается всеми. ФГОС нового поколения требует использования в образовательном процессе технологий деятельностного типа, методы проектно-исследовательской деятельности определены как одно из условий реализации основной образовательной программы начального общего образования. Современные развивающие программы начального образования включают проектную деятельность в содержание различных курсов  и внеурочной деятельности.

Срок реализации программы: 2 года.

Общее количество часов на 2 года: 70 часов, по 35 часов в каждом классе с 7 по 8 кл.

Программа позволяет реализовать актуальные в настоящее время компетентностный, личностно - ориентированный,  деятельностный подходы.

РЕЗУЛЬТАТЫ ОСВОЕНИЯ КУРСА ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

ЛИЧНОСТНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ

1. Готовность и способность обучающихся к саморазвитию и самообразованию на основе мотивации к обучению и познанию; готовность и способность осознанному выбору и построению дальнейшей индивидуальной траектории образования на базе ориентировки в мире профессий и профессиональных предпочтений, с учетом устойчивых познавательных интересов.

  1. Развитое моральное сознание и компетентность в решении моральных проблем на основе личностного выбора, формирование нравственных чувств и нравственного поведения, осознанного и ответственного отношения к собственным поступкам. Сформированность ответственного отношения к учению; уважительного отношения к труду, наличие опыта участия в социально значимом труде.
  2. Сформированность целостного мировоззрения, соответствующего современному уровню развития науки и общественной практики, учитывающего социальное, культурное, языковое, духовное многообразие современного мира.

МЕТАПРЕДМЕТНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ

7 класс

8 класс

РЕГУЛЯТИВНЫЕ УУД

  1. Умение совместно в микрогруппах/парах при сопровождении учителя определять цели обучения, ставить и формулировать новые задачи в учебе и познавательной

деятельности, развивать мотивы и интересы своей познавательной деятельности.

Учащийся сможет:

  • анализировать существующие и планировать будущие образовательные результаты;
  • идентифицировать собственные проблемы и определять главную проблему;
  • выдвигать версии решения проблемы, формулировать гипотезы, предвосхищать конечный результат;
  • ставить цель деятельности на основе определенной проблемы и существующих возможностей;
  • формулировать учебные задачи как шаги достижения поставленной цели деятельности;
  • обосновывать целевые ориентиры и приоритеты ссылками на ценности, указывая и обосновывая логическую  последовательность шагов.

  1. Умение совместно в микрогруппах/парах при сопровождении учителя планировать пути достижения целей, в том числе альтернативные, осознанно выбирать наиболее эффективные способы решения учебных и познавательных задач.

Учащийся сможет:

  • определять необходимые действие(я) в соответствии с учебной и познавательной задачей и составлять алгоритм их выполнения;
  • обосновывать и осуществлять выбор наиболее эффективных способов решения учебных и познавательных задач;
  • определять/находить, в том числе из предложенных вариантов, условия для выполнения учебной и познавательной задачи;
  • выстраивать жизненные планы на краткосрочное будущее (заявлять целевые ориентиры, ставить адекватные им задачи и предлагать действия, указывая и обосновывая логическую последовательность шагов);
  • выбирать из предложенных вариантов и самостоятельно искать

средства/ресурсы для решения задачи/достижения цели;

  • составлять план решения проблемы (выполнения проекта, проведения исследования);
  • определять потенциальные затруднения при решении учебной и познавательной задачи и находить средства для их устранения;
  • описывать свой опыт, оформляя его для передачи другим людям в виде технологии решения практических задач определенного класса;
  • планировать и корректировать свою  индивидуальную образовательную траекторию.

  1. Умение совместно в микрогруппах/парах при сопровождении учителя соотносить свои действия с планируемыми результатами, осуществлять контроль своей деятельности в процессе достижения результата, определять способы действий в рамках предложенных условий и требований, корректировать свои действия в соответствии с изменяющейся ситуацией.

Учащийся сможет:

  • определять и систематизировать (в том числе выбирать приоритетные) критерии планируемых результатов и  оценки своей деятельности;
  • отбирать инструменты для оценивания своей деятельности, осуществлять самоконтроль своей деятельности в рамках предложенных условий и  требований;
  • оценивать свою деятельность, аргументируя причины достижения или отсутствия планируемого результата;
  • находить достаточные средства для выполнения учебных действий в изменяющейся ситуации и/или при отсутствии планируемого результата;
  • работая по своему плану, вносить коррективы в текущую деятельность на основе анализа изменений ситуации для получения запланированных характеристик продукта/результата;
  • устанавливать связь между полученными характеристиками продукта и характеристиками процесса деятельности и по завершении деятельности предлагать изменение характеристик процесса для получения улучшенных характеристик продукта;
  • сверять свои действия с целью и, при необходимости, исправлять ошибки самостоятельно.

4. Умение совместно в микрогруппах/парах при сопровождении учителя оценивать правильность выполнения учебной задачи, собственные возможности ее решения.

Учащийся сможет:

  • определять критерии правильности (корректности) выполнения учебной задачи;
  • анализировать и обосновывать применение соответствующего инструментария для выполнения учебной задачи;
  • свободно пользоваться выработанными критериями оценки и самооценки, исходя из цели и имеющихся средств, различая результат и способы действий;
  • оценивать продукт своей деятельности по заданным и/или самостоятельно определенным критериям в соответствии с целью деятельности; обосновывать достижимость цели выбранным способом на основе оценки своих внутренних ресурсов и доступных внешних ресурсов;
  • фиксировать и анализировать динамику собственных образовательных результатов.

  1. Владение основами самоконтроля.

Учащийся сможет:

  • наблюдать и анализировать собственную учебную и познавательную деятельность и деятельность других обучающихся в процессе взаимопроверки;
  • соотносить реальные и планируемые результаты индивидуальной образовательной деятельности и делать выводы;
  • принимать решение в учебной ситуации и нести за него ответственность;
  • самостоятельно определять причины своего успеха или неуспеха и находить способы выхода из ситуации неуспеха.
  1. Умение индивидуально при сопровождении учителя определять цели обучения, ставить и формулировать новые задачи в учебе и познавательной

деятельности, развивать мотивы и интересы своей познавательной

деятельности.

Учащийся сможет:

  • анализировать существующие и планировать будущие  образовательные результаты;
  • идентифицировать собственные проблемы и определять главную проблему;
  • выдвигать версии решения проблемы, формулировать гипотезы, предвосхищать конечный результат;
  • ставить цель деятельности на основе определенной проблемы и  существующих возможностей;
  • формулировать учебные задачи как шаги достижения поставленной цели деятельности;
  • обосновывать целевые ориентиры и приоритеты ссылками на ценности, указывая и обосновывая логическую последовательность шагов.

2. Умение индивидуально при сопровождении учителя планировать пути достижения целей, в том числе альтернативные, осознанно выбирать наиболее эффективные способы решения учебных и познавательных задач.

Учащийся сможет:

определять необходимые действие(я) в соответствии с учебной и познавательной задачей и составлять алгоритм их выполнения;

  • обосновывать и осуществлять выбор наиболее эффективных способов решения учебных и познавательных задач;
  • определять/находить,           в том числе из предложенных вариантов, условия для выполнения учебной и познавательной  задачи;
  • выстраивать жизненные планы на краткосрочное будущее (заявлять целевые ориентиры, ставить адекватные им задачи и предлагать действия, указывая и обосновывая логическую последовательность шагов);
  • выбирать из предложенных вариантов и самостоятельно искать средства/ресурсы для решения задачи/достижения цели;
  • составлять план решения проблемы (выполнения проекта, проведения исследования);
  • определять потенциальные затруднения при решении учебной и познавательной задачи и находить средства для их устранения;
  • описывать свой опыт, оформляя его для передачи другим людям в виде технологии решения практических задач определенного класса;
  • планировать и корректировать свою индивидуальную  образовательную траекторию.

3. Умение индивидуально при сопровождении учителя соотносить свои действия с планируемыми результатами, осуществлять контроль своей деятельности в процессе достижения результата, определять способы действий в   рамках предложенных условий и требований, корректировать свои действия в соответствии с изменяющейся ситуацией.

Учащийся сможет:

  • определять и систематизировать (в том числе выбирать приоритетные) критерии планируемых результатов и оценки своей деятельности;
  • отбирать инструменты для оценивания своей деятельности, осуществлять самоконтроль своей деятельности в рамках предложенных условий и требований;
  • оценивать свою деятельность, аргументируя причины достижения или отсутствия планируемого результата;
  • находить достаточные средства для выполнения учебных действий в изменяющейся ситуации и/или при отсутствии планируемого результата;
  • работая по своему плану, вносить коррективы в текущую деятельность на основе анализа изменений ситуации для получения запланированных характеристик продукта/результата;
  • устанавливать связь между полученными характеристиками продукта и характеристиками процесса деятельности и по завершении деятельности предлагать изменение характеристик процесса для получения улучшенных характеристик продукта;
  • сверять свои действия с целью и, при необходимости, исправлять ошибки самостоятельно.

4. Умение индивидуально при сопровождении учителя оценивать правильность выполнения учебной задачи, собственные возможности ее решения.

Учащийся сможет:

  • определять критерии правильности (корректности) выполнения учебной задачи;
  • анализировать и обосновывать применение соответствующего инструментария для выполнения учебной задачи;
  • свободно пользоваться выработанными критериями оценки и самооценки, исходя из цели и имеющихся средств, различая результат и способы действий;
  • оценивать продукт своей деятельности по заданным и/или самостоятельно определенным критериям в соответствии с целью деятельности;
  • обосновывать достижимость цели выбранным способом на основе оценки своих внутренних ресурсов и доступных внешних ресурсов;
  • фиксировать и анализировать динамику собственных образовательных результатов.

  1. Владение основами осуществления осознанного выбора в учебной и познавательной деятельности.

Учащийся сможет:

  • наблюдать и анализировать собственную учебную и познавательную деятельность и деятельность других обучающихся в процессе взаимопроверки;
  • соотносить реальные и планируемые результаты индивидуальной образовательной деятельности и делать выводы;
  • принимать решение в учебной ситуации и нести за  него ответственность;
  • самостоятельно определять причины своего успеха или неуспеха и находить способы выхода из ситуации неуспеха;
  • ретроспективно определять, какие действия по решению учебной задачи или параметры этих действий привели к получению имеющегося продукта учебной деятельности.

ПОЗНАВАТЕЛЬНЫЕ УУД

  1. Умение определять понятия, создавать обобщения, устанавливать аналогии, классифицировать, самостоятельно выбирать основания и критерии для классификации, устанавливать причинно-следственные связи, строить логическое рассуждение.

Учащийся сможет:

  • подбирать слова, соподчиненные ключевому слову, определяющие его признаки и свойства; выстраивать логическую цепочку, состоящую из ключевого слова и соподчиненных ему  слов;
  • выделять общий признак двух или нескольких предметов или явлений и объяснять их сходство;
  • объединять предметы и явления в группы по определенным признакам, сравнивать, классифицировать и обобщать факты и явления;
  • выделять явление из общего ряда других явлений;
  • определять обстоятельства, которые предшествовали возникновению связи между явлениями, из этих обстоятельств выделять определяющие, способные быть причиной данного явления, выявлять причины и следствия явлений;
  • вербализовать эмоциональное впечатление, оказанное на него источником;
  • строить рассуждение от общих закономерностей к частным явлениям и от частных явлений к общим закономерностям;
  • строить рассуждение на основе сравнения предметов и явлений,выделяя при этом общие признаки;
  • излагать полученную информацию, интерпретируя ее в контексте решаемой задачи.

7. Умение создавать, применять и преобразовывать знаки и символы, модели и схемы для решения учебных и познавательных задач.

Учащийся сможет:

  • обозначать символом и знаком предмет и/или явление;
  • определять логические связи между предметами и/или явлениями, обозначать данные логические связи с помощью знаков в схеме;
  • создавать абстрактный или реальный образ предмета и/или явления;
  • создавать вербальные, вещественные и информационные модели с выделением существенных характеристик объекта для определения способа решения задачи в соответствии с ситуацией.
  • преобразовывать модели с целью выявления общих законов, определяющих данную предметную область;
  • переводить сложную по составу (многоаспектную) информацию из графического или формализованного (символьного) представления в текстовое и наоборот;
  • строить доказательство: прямое, косвенное, от противного.

  1. Смысловое чтение.

Учащийся сможет:

  • находить в тексте требуемую информацию (в соответствии с целями своей деятельности);
  • ориентироваться в содержании текста, понимать целостный смысл текста, структурировать текст;
  • устанавливать взаимосвязь описанных в тексте событий, явлений, процессов;
  • резюмировать главную идею текста;
  • преобразовывать текст, «переводя» его в другую модальность, интерпретировать текст (художественный и нехудожественный – учебный, научно- популярный, информационный, текст non-fiction).

9. Формирование умения применять экологическое мышление в познавательной, коммуникативной, социальной практике.

Учащийся сможет:

  • определять свое отношение к природной среде;
  • анализировать влияние экологических факторов на среду обитания живых организмов;
  • выражать свое отношение к природе через рисунки, сочинения, модели, проектные работы.
  • проводить причинный и вероятностный анализ экологических ситуаций;
  • прогнозировать изменения ситуации при смене действия одного фактора на действие другого фактора;
  • распространять экологические знания и участвовать в практических делах по защите окружающей среды;

10. Развитие мотивации к овладению культурой активного использования словарей и других поисковых систем.

Учащийся сможет:

  • определять необходимые ключевые поисковые слова и запросы;
  • осуществлять взаимодействие с электронными поисковыми системами, словарями;
  • формировать множественную выборку из  поисковых систем.

6. Умение определять понятия, создавать обобщения, устанавливать аналогии, классифицировать, самостоятельно выбирать основания и критерии для классификации, устанавливать причинно - следственные связи, строить  логическое рассуждение, умозаключение (индуктивное, дедуктивное, по аналогии) и делать выводы.

Учащийся сможет:

  • подбирать слова, соподчиненные ключевому слову, определяющие его признаки и свойства; выстраивать логическую цепочку, состоящую из ключевого слова и соподчиненных ему  слов;
  • выделять общий признак двух или нескольких предметов или явлений и объяснять их сходство;
  • объединять предметы и явления в группы по определенным признакам, сравнивать, классифицировать и обобщать факты и явления;
  • выделять явление из общего ряда других явлений;
  • определять обстоятельства, которые предшествовали возникновению связи между явлениями, из этих обстоятельств выделять определяющие, способные быть причиной данного явления, выявлять причины и следствия явлений;
  • вербализовать эмоциональное впечатление, оказанное на него источником;
  • строить рассуждение от общих закономерностей к частным явлениям и от частных явлений к общим закономерностям;
  • строить рассуждение на основе сравнения предметов и явлений, выделяя при этом общие признаки;
  • излагать полученную информацию, интерпретируя ее в контексте решаемой задачи;
  • совместно с учителем указывать на информацию, нуждающуюся в проверке, предлагать и применять способ проверки достоверности информации.

7. Умение создавать, применять и преобразовывать знаки и символы, модели и схемы для решения учебных и познавательных задач.

Учащийся сможет:

  • обозначать символом и знаком предмет и/или явление;
  • определять логические связи между предметами и/или явлениями, обозначать данные логические связи с помощью знаков в схеме;
  • создавать абстрактный или реальный образ предмета и/или явления;
  • создавать вербальные, вещественные и информационные модели с выделением существенных характеристик объекта для определения способа решения задачи в соответствии с ситуацией.
  • Преобразовывать модели с целью выявления общих законов, определяющих данную предметную область;
  • строить доказательство: прямое, косвенное, от противного;
  • переводить сложную по составу (многоаспектную) информацию из графического или формализованного (символьного) представления в текстовое, и наоборот;
  • строить схему, алгоритм действия и исправлять или восстанавливать неизвестный ранее алгоритм на основе имеющегося знания об объекте, к которому применяется алгоритм.

  1. Смысловое чтение.

Учащийся сможет:

  • находить в тексте требуемую информацию (в

соответствии с целями своей деятельности);

  • ориентироваться в содержании текста, понимать целостный смысл текста, структурировать текст;
  • устанавливать взаимосвязь описанных в тексте событий, явлений, процессов;
  • резюмировать главную идею  текста;
  • преобразовывать текст, «переводя» его в другую модальность, интерпретировать текст (художественный и нехудожественный – учебный, научно- популярный, информационный, текст non-fiction);
  • совместно с педагогом и сверстниками критически оценивать содержание и форму текста.

9. Развитие умения применять экологическое  мышление в познавательной, коммуникативной, социальной практике и  профессиональной ориентации.

Учащийся сможет:

  • определять свое отношение к природной среде;
  • анализировать влияние экологических факторов на среду обитания живых организмов;
  • выражать свое отношение к природе через рисунки, сочинения, модели, проектные работы.
  • проводить причинный и вероятностный анализ экологических ситуаций;
  • прогнозировать изменения ситуации при смене действия одного фактора на действие другого фактора;
  • распространять экологические знания и участвовать в практических делах по защите окружающей среды;

10. Развитие мотивации к овладению культурой активного использования словарей и других поисковых систем.

Учащийся сможет:

  • определять необходимые ключевые поисковые слова и запросы;
  • осуществлять взаимодействие с электронными поисковыми системами, словарями;
  • формировать множественную выборку из поисковых источников для объективизации результатов   поиска.

КОММУНИКАТИВНЫЕ УУД

11. Умение организовывать учебное сотрудничество и совместную деятельность с учителем и сверстниками; работать индивидуально и в группе: находить общее решение и разрешать конфликты на основе согласования позиций и  учета интересов; формулировать, аргументировать и отстаивать свое мнение.

Учащийся сможет:

  • определять возможные роли в совместной деятельности;
  • играть определенную роль в совместной деятельности;
  • принимать позицию собеседника, понимая позицию другого, различать в его речи: мнение (точку зрения), доказательство (аргументы), факты; гипотезы, аксиомы, теории;
  • определять свои действия и действия партнера, которые способствовали или  препятствовали продуктивной коммуникации;
  • строить позитивные отношения в процессе учебной и познавательной деятельности;
  • корректно и  аргументировано отстаивать свою точку зрения, в дискуссии уметь выдвигать контраргументы, перефразировать свою мысль (владение механизмом эквивалентных замен).

12. Умение совместно в микрогруппах/парах при сопровождении учителя использовать речевые средства в соответствии с задачей коммуникации для выражения своих чувств, мыслей и потребностей для планирования и регуляции своей деятельности; владение устной и письменной речью, монологической контекстной речью.

Учащийся сможет:

  • определять задачу коммуникации и в соответствии с ней отбирать речевые средства;
  • отбирать и использовать речевые средства в процессе коммуникации с другими людьми (диалог в паре, в малой группе и т. д.);
  • представлять в устной или письменной форме развернутый план собственной деятельности;
  • соблюдать нормы публичной речи, регламент в монологе и дискуссии в соответствии с коммуникативной задачей;
  • высказывать и обосновывать мнение (суждение) и запрашивать  мнение партнера в рамках диалога;
  • принимать решение в ходе диалога и согласовывать его с собеседником;
  • создавать письменные «клишированные» и оригинальные тексты  с  использованием необходимых речевых средств;
  • использовать вербальные средства (средства логической связи) для выделения смысловых блоков своего выступления;
  • использовать невербальные средства или наглядные материалы, подготовленные/отобранные под руководством учителя;
  • делать оценочный вывод о достижении цели коммуникации непосредственно после завершения
  • коммуникативного контакта и обосновывать его.

  1. Умение совместно в микрогруппах/парах при сопровождении учителем формировать и развивать компетентности в области использования информационно- коммуникационных технологий (далее – ИКТ).

Учащийся сможет:

  • целенаправленно искать и использовать информационные ресурсы, необходимые для решения учебных и практических задач с помощью средств ИКТ;
  • использовать компьютерные технологии (включая выбор адекватных задаче инструментальных программно-аппаратных средств и сервисов) для решения информационных и коммуникационных учебных задач, в том числе: написание писем, сочинений, докладов, рефератов, создание презентаций;
  • выбирать, строить и использовать адекватную информационную модель

для передачи своих мыслей средствами естественных и формальных языков в соответствии с условиями коммуникации;

  • выделять информационный аспект задачи, оперировать данными, использовать модель решения задачи;

11. Умение организовывать учебное сотрудничество и совместную деятельность с учителем и сверстниками; работать индивидуально и в группе: находить общее решение и разрешать конфликты на основе согласования позиций и  учета интересов; формулировать, аргументировать и отстаивать свое мнение.

Учащийся сможет:

  • определять возможные роли в совместной деятельности;
  • играть определенную роль в совместной деятельности;
  • принимать позицию собеседника, понимая позицию другого, различать в его речи: мнение (точку зрения), доказательство (аргументы), факты; гипотезы, аксиомы, теории;
  • определять свои действия и действия партнера, которые способствовали или  препятствовали продуктивной коммуникации;
  • строить позитивные отношения в процессе учебной и познавательной деятельности;

корректно и аргументировано отстаивать свою точку зрения, в дискуссии уметь выдвигать контраргументы, перефразировать свою мысль (владение механизмом эквивалентных замен);

  • критически относиться к собственному мнению, с достоинством признавать ошибочность

своего мнения (если оно таково) и корректировать его;

  • предлагать альтернативное решение в конфликтной ситуации;
  • выделять общую точку зрения в дискуссии;
  • договариваться о правилах и вопросах для обсуждения в соответствии с поставленной перед группой   задачей.

12. Умение индивидуально осознанно при сопровождении учителя использовать речевые средства в соответствии с задачей коммуникации для выражения своих чувств, мыслей и потребностей для планирования и регуляции своей деятельности; владение устной и письменной речью, монологической контекстной речью.

Учащийся сможет:

  • определять задачу коммуникации и в соответствии с ней отбирать речевые средства;
  • отбирать и использовать речевые средства в процессе коммуникации с другими людьми (диалог в паре, в малой группе и т. д.);
  • представлять в устной или письменной форме развернутый план собственной деятельности;
  • соблюдать нормы публичной речи, регламент в монологе и дискуссии в соответствии с коммуникативной задачей;
  • высказывать и обосновывать мнение (суждение) и запрашивать  мнение партнера в рамках диалога;
  • принимать решение в ходе диалога и согласовывать его с собеседником;
  • создавать письменные «клишированные» и оригинальные тексты  с  использованием необходимых речевых средств;
  • использовать вербальные средства (средства логической связи) для выделения смысловых блоков своего выступления;
  • использовать невербальные средства или наглядные материалы, подготовленные/отобранные под руководством учителя;
  • делать оценочный вывод о достижении цели коммуникации непосредственно после завершения
  • коммуникативного контакта и обосновывать его.

13. Умение индивидуально при сопровождении учителем формировать и развивать компетентности в области использования информационно- коммуникационных технологий (далее – ИКТ). Учащийся сможет:

  • целенаправленно искать и использовать информационные ресурсы, необходимые для решения учебных и практических задач с помощью средств ИКТ;
  • использовать компьютерные технологии (включая выбор адекватных задаче инструментальных программно-аппаратных средств и сервисов) для решения информационных и коммуникационных

учебных задач, в том числе: вычисление, написание

писем, сочинений, докладов, рефератов, создание презентаций;

  • выбирать, строить и использовать адекватную информационную модель для передачи своих мыслей средствами естественных и формальных языков в соответствии с условиями  коммуникации;
  • выделять информационный аспект задачи, оперировать данными, использовать модель решения задачи;

использовать информацию с учетом этических и правовых норм.

Межпредметные понятия

(проектная и учебно-исследовательская деятельность)

Выпускник научится:

  • планировать и выполнять учебное исследование и учебный проект, используя оборудование, модели, методы и приёмы, адекватные исследуемой проблеме;
  • выбирать и использовать методы, релевантные рассматриваемой проблеме;
  • распознавать и ставить вопросы, ответы на которые могут быть получены путём исследования, отбирать адекватные методы исследования, формулировать вытекающие из исследования выводы;
  • использовать такие математические методы и приёмы, как абстракция и идеализация, доказательство, доказательство от противного, доказательство по аналогии, опровержение, контрпример, индуктивные и дедуктивные рассуждения, построение и исполнение алгоритма;
  • использовать такие естественно-научные методы и приёмы, как наблюдение, постановка проблемы, выдвижение гипотезы, эксперимент, моделирование, использование математических моделей, теоретическое обоснование, установление границ применимости модели/теории;
  • использовать некоторые методы получения знаний, характерные для социальных и исторических наук: постановка проблемы, опросы, описание, сравнительное историческое описание, объяснение, использование статистических данных, интерпретация фактов;
  • ясно, логично и точно излагать свою точку зрения, использовать языковые средства, адекватные обсуждаемой проблеме;
  • отличать факты от суждений, мнений и оценок, критически относиться к суждениям, мнениям, оценкам, реконструировать их основания;
  • видеть и комментировать связь научного знания и ценностных установок, моральных суждений при получении, распространении и применении научного знания.

Выпускник получит возможность научиться:

  • самостоятельно задумывать, планировать и выполнять учебное исследование, учебный и социальный проект;
  • использовать догадку, озарение, интуицию;
  • использовать такие математические методы и приёмы, как перебор логических возможностей, математическое моделирование;
  • использовать такие естественно-научные методы и приёмы, как абстрагирование от привходящих факторов, проверка на совместимость с другими известными фактами;
  • использовать некоторые методы получения знаний, характерные для социальных и исторических наук: анкетирование, моделирование, поиск исторических образцов;
  • использовать некоторые приёмы художественного познания мира: целостное отображение мира, образность, художественный вымысел, органическое единство общего особенного (типичного) и единичного, оригинальность;
  • целенаправленно и осознанно развивать свои коммуникативные способности, осваивать новые языковые средства;
  • осознавать свою ответственность за достоверность полученных знаний, за качество выполненного проекта.

СОДЕРЖАНИЕ КУРСА ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

7 класс

Тема 1. Что такое проект?

Проект – это комплексная деятельность временного коллектива в условиях активного взаимодействия с внешней средой, направленная на выполнение четко обозначенной цели и получение конкретного результата (изменения) в заданный промежуток времени с использованием различных ресурсов (кадровых, финансовых, материально-технических и т.д.).

Проектирование – мысленное (но достаточно формализованное) осуществление преобразования объекта с заданной целью и реализация преобразования (усовершенствования) в практике.

Исследование и проектирование противоположны друг другу. В исследовании обнаруживается то, что уже есть. В проекте создается то, чего еще нет.

Тема 2 Виды проектов.

Типология проектов определяется по следующим критериям:

  • преобладающему виду деятельности (информационный (поисковый), исследовательский, творческий, социальный, прикладной (практико-ориентированный), игровой (ролевой), инновационный;
  • содержанию (монопредметный, метапредметный);
  • количеству участников (индивидуальный, парный, малогрупповой, групповой, коллективный, муниципальный, городской, всероссийский, международный, сетевой);
  • длительности (краткосрочный, среднесрочный, долгосрочный).

Тема 3 Особенности информационного проекта Требования к информационному проекту и этапы работы над ним

Информационный проект – проект, направленный на работу с информацией о каком- либо объекте, явлении для обучения учащихся целенаправленному сбору информации, ее структурированию, анализу и обобщению. Основной учебной задачей информационного проекта является именно формирование умений находить, обрабатывать и представлять информацию в разных видах. При планировании информационного проекта необходимо определить: а) объект сбора информации; б) возможные источники, которыми смогут воспользоваться учащиеся (нужно также решить, предоставляются ли эти источники учащимся или они сами занимаются их поиском); в) формы представления результата

Этапы работы над проектом: 1. Постановка проблемы. 2. Планирование этапов проекта. 3. Поиск информации. 4. Создание информационных продуктов. 5. Презентация продуктов 6. Применение информационных продуктов.

Тема 4  Структура информационного проекта, формы его представления

Структура информационного проекта может быть обозначена следующим образом:

  • цель проекта,
  • предмет информационного поиска, источники информации (средства СМИ, базы данных, в том числе электронные, интервью, анкетирование, в том числе и зарубежных партнеров, проведение “мозговой атаки” и пр.),
  • способы обработки информации (анализ, обобщение, сопоставление с известными фактами, аргументированные выводы),
  • результаты информационного поиска (статья, аннотация, реферат, доклад, видео и

пр.),

  • публичная защита проекта.

Формы        представления        информационного        проекта:        дайджест,        электронные        и

бумажные справочники, энциклопедии, страницы на сайте, каталоги, схемы, фотографии и т.д.

Тема 5  Что такое проектный продукт?

Проектный продукт – это воплощение найденного автором оптимального способа решения проблемы.

Проектный        продукт        должен        соответствовать        требованиям        качества:        быть эстетичным, удобным в использовании, соответствовать целям проекта.

Тема        6        Определение        объекта        информационного        проекта.        Определение количества участников для реализации проекта: работа в парах

Информационный проект направлен на сбор, анализ и представление информации о каком-либо объекте. Объектами могут быть любые понятия из предметных областей.

Деление на микрогруппы (по парам) по желанию или по жеребьевке. Рассмотрение правил работы в группе, распределение обязанностей, подготовка к работе в микрогруппе.

Тема 7  Источники информации

Основные приёмы работы с различными источниками информации включают в себя деятельность, связанную с поиском, изучением, обработкой, осмыслением полученной информации, её систематизацией и хранением.

Литературные источники - справочники, энциклопедии, учебники, книги с подробным описанием изучаемого объекта или явления.

Аудио- и видеоисточники, мультимедийные носители информации: научные, научно-популярные фильмы, передачи, художественные фильмы, аудионосители, мультимедийные программы.

Глобальные компьютерные сети.

Человек – источник информации: специалисты, профессионально занимающиеся этим вопросом, неспециалисты.

Тема 8 Способы текстовой организации информации

Знакомство с основными способами текстовой организации информации и их особенностями: картотека (каталог), план, тезис, конспект.

Картотека — упорядоченное собрание данных, как правило, на карточках малого формата. Представляет собой каталог. Каждая карта является информационной единицей и предоставляет сведения о каком-либо хранимом объекте.

План — короткая форма переработки текста, при которой выделяются смысловые части текста и озаглавливаются. Содержание пунктов кратко поясняется в 1-5 предложениях

Тезис - кратко сформулированные основные мысли в одном предложении. Конспект - краткое изложение или краткая запись содержания чего-нибудь.

Тема 9 Практикум: сбор текстовой информации по выбранному объекту

Работа с алфавитным и систематическим каталогами. Аннотация перечня литературы. Составление тезисов, конспектов, планов (по выбору учащихся и учителя)

Тема 10 Графическое представление информации

Знакомство с основными видами графического представления информации: логические опорные сигналы, картосхемы, диаграммы, графики, таблицы.

Опорный сигнал – набор ассоциативных ключевых слов, знаков и других опор для мысли, расположенных особым образом, заменяющий некое смысловое значение. Он способен мгновенно восстанавливать в памяти известную ранее и понятную информацию.

Картосхема        —        карта        с        упрощенно-обобщенным        изображением        элементов содержания, которая наглядно, эстетично, функционально и более интуитивно понятным способом представляет сколь угодно сложные данные, понятия.

Диаграмма - графическое представление данных линейными отрезками или геометрическими фигурами, позволяющее быстро оценить соотношение нескольких величин.

График — это чертёж, на котором наглядно, при помощи линий и других графических элементов показаны какие-либо числовые данные.

Таблица - способ структурирования данных. Представляет собой распределение данных по однотипным строкам и столбцам.

Тема 11-12 Практикум: работа с графическим материалом по выбранному объекту

Составление диаграмм, графиков, картосхем, таблиц, опорных сигналов по выбранному объекту проекта.

Тема 13 Компьютерное представление информации

Знакомство с основными способами компьютерного представления информации: компьютерные презентации, web-сайты, электронные таблицы, публикации.

Компьютерная презентация - это набор слайдов и спецэффектов, сопровождающих рассказ выступающего и транслирующихся на экран. Компьютерная презентация состоит из слайдов.

Слайды – это кадры презентации, где размещается заголовок, текст, графика, диаграммы и таблицы. Демонстрацию слайдов могут сопровождать спецэффекты или эффекты анимации.

Web-сайт - это совокупность логически связанных между собой веб-страниц.

Электронная таблица – это компьютерная программа, позволяющая проводить вычисления с данными, представленными в виде двумерных массивов, имитирующих бумажные таблицы. Электронные таблицы представляют собой удобный инструмент для автоматизации вычислений.

Публикация – это единая по содержанию и форме работа, которую опубликовали.

Виды публикаций: СМИ, самиздат, живая публикация.

Живая публикация — научная работа, размещенная в свободном доступе в сети интернет. Автор живой публикации следит за ее состоянием, если необходимо, вносит правки, обновляет и улучшает ее.

Тема        14-15        Практикум:        нахождение        web-сайтов,        электронных        таблиц, презентаций по выбранному объекту

Тема 16 – 26 Практикум «Создание информационного проекта»

Тема        27-29        Консультирование        по        созданию        информационного        проекта.

Коррекция проектов

Тема        30-31        Требования        к        защите        проекта.        Критерии        оценивания информационного проекта. Подготовка паспорта проекта (см. приложение 2, 3, 5)

Тема 32-33 Творческая защита информационного проекта (см. приложение 2)

Тема 34 Рефлексивный отчет учащегося о проделанной работе (см. приложение 4)

8 КЛАСС

Тема 1 Особенности учебно-исследовательского проекта.

Учебно–исследовательская деятельность обучающихся — деятельность учащихся, связанная с решением творческой, исследовательской задачи с заранее неизвестным

решением и предполагающая наличие основных этапов, характерных для исследования в научной сфере: постановку проблемы, изучение теории, посвященной данной проблематике, подбор методик исследования и практическое овладение ими, сбор собственного материала, его анализ и обобщение, научный комментарий, собственные выводы. Главным результатом учебно-исследовательской деятельности является интеллектуальный продукт, устанавливающий ту или иную истину. В ходе исследования организуется поиск в какой-то области, формулируются отдельные характеристики итогов работ. Отрицательный результат есть тоже результат.

Тема 2 Теоретические методы исследования

Знакомство с основными теоретическими методами исследования: анализ, синтез, сравнение, обобщение, классификация, абстрагирование, моделирование, индукция, дедукция.

Анализ – метод научного исследования (познания) явлений и процессов, в основе которого лежит изучение составных частей, элементов изучаемой системы.

Синтез – процесс соединения или объединения ранее разрозненных вещей или понятий в целое или набор.

Сравнение – сопоставление двух предметов или явлений на основе общего признака Обобщение – это переход от более частного понятия к более общему.

Классификация – это осмысленный порядок вещей, явлений, разделение их на разновидности согласно каким-либо важным признакам

Абстрагирование – это мысленное выделение, вычленение некоторых элементов конкретного множества и отвлечение их от прочих элементов данного множества.

Моделирование – исследование объектов познания на их моделях; построение и изучение моделей реально существующих объектов, процессов или явлений с целью получения объяснений этих явлений, а также для предсказания явлений, интересующих исследователя.

Индукция – метод рассуждения от частного к общему.

Полная индукция - метод доказательства, при котором утверждение доказывается для конечного числа частных случаев, исчерпывающих все возможности.

Неполная индукция - наблюдения за отдельными частными случаями наводит на гипотезу, которая нуждается в доказательстве.

Дедукция – метод мышления, следствием которого является логический вывод, в котором частное заключение выводится из общего.

Тема 3 - 4 Практикум «Применение теоретических методов при работе с источниками информации»

Тема 5 Эмпирические методы исследования. Виды эксперимента

Знакомство с эмпирическими методами исследования: эксперимент, наблюдение, опрос, тест, рейтинг.

Эксперимент – это особый прием познания, представляющий системное и многократно воспроизводимое наблюдение объекта в процессе преднамеренных и контролируемых пробных воздействий субъекта на объект исследования. В эксперименте изучается проблемная ситуация, чтобы получить исчерпывающую информацию.

Наблюдение – метод научного исследования, заключающийся в активном, систематическом, целенаправленном, планомерном и преднамеренном восприятии объекта, в ходе которого получается знание о внешних сторонах, свойствах и отношениях изучаемого объекта.

Опрос – это выяснение мнения сообщества по тем или иным вопросам. По итогам опроса могут быть изменены или отменены существующие, либо приняты новые правила и руководства.

Тест – исследовательский метод, который позволяет выявить уровень знаний, умений и навыков, способностей и других качеств личности, а также их соответствие определенным нормам путем анализа способов выполнения испытуемым ряда специальных заданий.

Рейтинг – числовой или порядковый показатель, отображающий важность или значимость определенного объекта, или явления.

Виды эксперимента: естественный (полевой) и лабораторный.

Естественный эксперимент - это эксперимент, проводящийся в естественных реальных условиях (не в лабораторных), когда испытуемые продолжают свою привычную жизнедеятельность и не знают о том, что находятся под наблюдением.

Лабораторный эксперимент - разновидность эксперимента, проводимого в условиях специально оборудованных помещений, что обеспечивает особенно строгий контроль независимых и зависимых переменных.

Тема 6 – 7 Практикум «Исследование общественного мнения»

Тема 8-9 Практикум «Обработка результатов. Представление статистических данных в графической форме»

Тема 10- 11 Алгоритм учебного исследования

Выбор темы исследования, актуальность, проблема, предмет, объект, цель, задачи, методы, источники информации, гипотеза, пути решения, проведение исследования, обработка и интерпретация результатов, выводы, оформление, новые проблемы

Тема 12- 13 Организация учебного исследования.

Определение сроков, видов деятельности, ответственных, контрольных точек, форм представления результата, необходимых ресурсов, работа с литературными источниками, постановка экспериментов, опытов, проведение наблюдений, фиксация результатов

Тема 14 – 23 Практикум «Создание учебно-исследовательского проекта» Тема 24-25 Оформление результатов исследования

Требования к оформлению результатов исследования. Культура оформления. Дизайн

Тема 26-27 Организация результатов исследования

Фиксация данных на бумажных и электронных носителях. Фото и видеосъёмка.

Аудиозапись

Тема 28-29 Консультирование по созданию учебно-исследовательского проекта.

Коррекция проектов

Тема 30-31 Требования к защите проекта. Критерии оценивания учебно- исследовательского проекта. Подготовка паспорта проекта (см. приложение 2, 3, 5)

Тема 32-33 Творческая защита учебно-исследовательского проекта (см. приложение 2)

Тема 34 Рефлексивный отчет учащегося о проделанной работе (см. приложение 4)

Формы организации виды деятельности учащихся

Виды деятельности

Формы организации деятельности

1.

Познавательная деятельность

Письмо (конспектирование, реферирование, сообщение) Чтение

Решение учебных задач

Сбор и обработка информации Редактирование текста

2.

Творческая деятельность

Формы, направленные на самореализацию, самосознание, самоуправление, самокоррекцию, самоконтроль:

конструирование, моделирование, конференция, творческая мастерская, создание презентаций, видеоклипа, сценария, выразительное чтение, работа с портфолио, художественное творчество

3.

Совместно- распределенная проектная

деятельность

Формы, ориентированные на получение социально-значимого продукта: решение учебных проектных задач, учебный проект

4.

Учебно- исследовательская

деятельность

Формы, направленные на получение опыта экспериментирования с объектами, социального экспериментирования: учебные исследования, исторические расследования, изучение и анализ исторических документов, кинохроник, мемуаров, подбор материала, реферирование,

лабораторная работа и т.д.

5.

Деятельность управления системными

объектами (группами людей)

Формы, ориентированные на выстраивание отношений с окружающими людьми, тактики собственного поведения, управления малыми группами людей: инструктаж,

разновозрастное сотрудничество, консультации, взаимопроверки, дискуссии и т.д.

6.

Рефлексивная деятельность

(контрольно- оценочная

деятельность)

Практическая работа

Самооценка участия в работе класса, группы и др.

Обозначения элементов «самоуправления»: 

V Я понимаю информацию

? Не уверен, что понял (а)

X Не понял (а). Надо прочитать еще раз.

7.

Совместно - распределенная учебная (образовательная) деятельность

Личностно-ориентированные формы (включающие возможность самостоятельного планирования и целеполагания, возможность проявить свою индивидуальность, выполнять

«взрослые» функции – контроля, оценки, дидактической организации материала и пр.: беседы, работа в малых группах, мастерские, экскурсии, лекция, семинар, практикумы, семинары, и т.д.).

8.

Коммуникативная

деятельность

Беседа, дискуссия

ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ

7 класс

«Проектная мастерская»

Тема

Количество часов

Всего

Теория

Практика

Аудиторная

Домашняя самостоятельная  работа

1

Что такое проект?

1

1

2

Виды проектов.

1

1

3

Особенности информационного проекта.  Требования информационному проекту и  этапы работы над ним

1

1

4

Структура информационного проекта, формы его представления

1

1

5

Что такое проектный продукт?

1

1

6

Определение объекта информационного проекта. Определение количества участников для реализации проекта: работа в парах

1

1

7

Источники информации

1

1

8

Способы текстовой организации информации

1

1

9

Практикум: сбор текстовой информации по выбранному объекту

1

1

10

Графическое представление информации

1

1

11

Практикум: работа с графическим материалом по выбранному объекту

2

1

1

12

Компьютерное представление информации

1

1

13

Практикум: нахождение web- сайтов, электронных таблиц, презентаций по выбранному объекту

2

1

1

14

Практикум «Создание информационного проекта»

11

5

6

15

Консультирование по созданию информационного проекта. Коррекция проектов

3

3

16

Требования к защите проекта. Критерии оценивания информационного проекта. Подготовка паспорта проекта.

2

1

1

17

Творческая защита информационного проекта

2

2

18

Рефлексивный отчет учащегося о проделанной  работе

1

1

19

Резерв

1

Итого

35

5

20

9

ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ

8 класс

«Проектная мастерская»

Тема

Количество часов

Всего

Теория

Практика

Аудиторная

Домашняя самостоятельная       работа

1

Особенности учебно - исследовательского проекта.

1

1

2

Теоретические методы  исследования

1

1

3

Практикум «Применение теоретических методов при работе с источниками  информации»

2

1

1

4

Эмпирические методы исследования. Виды            эксперимента.

1

1

5

Практикум «Исследование общественного мнения»

2

1

1

6

Практикум «Обработка результатов. Представление  статистических данных в         графической форме»

2

1

1

7

Алгоритм учебного исследования

2

1

1

8

Организация учебного  исследования.

2

1

1

9

Практикум «Создание учебно-исследовательского проекта»

10

5

5

10

Оформление результатов исследования

3

1

1

1

11

Коррекция проектов

2

2

12

Требования к защите проекта. Критерии оценивания учебно -         исследовательского проекта.  Подготовка паспорта проекта

2

1

1

13

Творческая защита учебно-исследовательского проекта

2

2

14

Рефлексивный отчет учащегося о проделанной работе

1

1

15

Резерв

1

Итого

35

7

16

10

Материально – техническое обеспечение

1.Белобородов Н.В. Социальные творческие проекты в школе. М.: Аркти, 2009.

2.Бычков А.В. Метод проектов в современной школе. – М., 2009.

4.Джужук И.И. Метод проектов в контексте личностно-ориентированного образования. Материалы к дидактическому исследованию. – Ростов н/Д.,2010.

4.Паршуков В.Г. Программа подготовки обучающихся к учебно-исследовательской и проектной деятельности. Салехард: ГАОУ ДПО ЯНАО «РИРО», 2015.- 78 с.

5.Сергеев И.С. Как организовать проектную деятельность учащихся. – М., 2010.

Дополнительная литература для учителя:

  • Григорьев Д. В., Степанов П. В.. Стандарты второго поколения: Внеурочная деятельность школьников [Текст]: Методический конструктор. Москва: «Просвещение», 2010. – 321с.
  • Проектные технологии на уроках и во внеурочной деятельности. – М.: «Народное образование». - 2000, №7\
  • Чечина Е.С. Метод проектов во внеклассной работе.

Дополнительная литература для обучающихся:

  • Большая Детская энциклопедия. Русский язык. Учебное пособие: «Бизнессофт»/ «Хорошая погода», 2007.- 159с.
  • Детская энциклопедия Кирилла и Мефодия. 2010/ 2010 / RUS / PC


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Авторская программа. Внеурочная деятельность "Мастерская доброты". 3 класс

Программа внеурочной деятельности продолжает занятия учащихся начальной школы по предметам "Крупицы доброты" (1 класс) и "Дорогой добра" (2 класс). Нагрузка - 1 час в неделю. программа разработана в с...

Программа внеурочной деятельности "Мастерская чувств" 1 класс

Эта программа - первый шаг к театру. А наш школьный театр – это свободное пространство, где человек может испытать самого себя....

Рабочая программа внеурочной деятельности "Мастерская ЮИД" 7 класс

Данная программа подразумевает профилактику детского дорожного травматизма, знакомство учащихся с содержанием работы специалистов ГИБДД, обеспечивающих безопасность дорожного движения.Цель программы «...

Рабочая программа внеурочной деятельности "Певческая мастерская"

Заинтересовать детей музыкальным искусством как неотъемлемой частью жизни каждого человека....

Рабочая программа внеурочной деятельности «Мастерская добрых дел»

Рабочая программа внеурочной деятельности для 5 класса социальной направленности. Разработана по ФГОС....

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА внеурочной деятельности по общекультурному направлению «Творческая мастерская» ФГОС ООО 5-6 классы

Программа внеурочной деятельности по общекультурному направлению «Творческая мастерская» предназначена для обучающихся 5–6 классов и рассчитана на проведение 1 часа в неделю, 35 часов в год. Занятия п...

Программа внеурочной деятельности "Мастерская праздника", 11-15 лет

Программа внеурочной деятельности «Мастерская праздника» значительно расширяет содержание тем учебного курса «Технология ведения дома».Данная программа будет особенно интересна...