Познавательно – творческий проект по эстетическому воспитанию обучающихся с ОВЗ «Камни - камешки»
проект
Художественная роспись камней и составление их них разного рода композиций, картин способствует эстетическому воспитанию, развитию творческих способностей детей, коррекции высших психических функций.
При практической работе с камнями применяются самые разнообразные материалы и инструменты: цветная бумага, картон, фанера, пенопласт, тушь, гуашь, разного рода краски, клей и др. Дети работают карандашами, кистями, ножницами, зубочистками и т.д. Они рисуют и лепят, вырезают и клеят, мастерят из камней весёлые фигурки забавных насекомых, животных и птиц, аппетитные ягоды, фрукты и овощи, цветы и другие растения, конструируют из них творческие композиции и настенные панно.
Таким образом, в процессе деятельности участвуют многие рецепторы, что очень важно для общего развития воспитанников.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
proekt_kamni_-_kameshki.docx | 175.71 КБ |
Предварительный просмотр:
Новокузнецкий район
МБОУ «Кузедеевская школа-интернат»
Познавательно – творческий проект
по эстетическому воспитанию
обучающихся с ОВЗ
«Камни - камешки»
А.Ю. Рябова
Содержание
Познавательно-творческий проект «Камни - камешки»
1. Актуальность проекта ……………………………………………………3
2. Механизмы функционирования проекта……………………………......5
3. Ресурсное обеспечение проекта …………………………………………6
4. Этапы реализации проекта ……………………………………………….7
5. Критерии и показатели эффективности проекта ……………………….7
6. Литература……………………………………………… ………………..9
Приложение 1
Подготовка камней и других материалов к росписи……………………..11
Приложение 2
Этапы работы художественной росписи по камню………………………12
Познавательно-творческий проект «Камни - камешки»
1. Актуальность проекта
Воспитательная работа в школах-интернатах для детей с интеллектуальной недостаточностью весьма многообразна и позволяет использовать различные формы и средства воспитания, в том числе и эстетического.
Одним из средств эстетического воспитания является организация творческой деятельности через кружки, клубы по интересам, а также реализация различных творческих проектов, где занятия не только способствуют увлекательному заполнению досуга и создают условия для творчества детей, но и решают задачи познавательного характера и коррекции высших психических функций.
Таким образом, появилась идея разработки познавательно-творческого проекта «Камни-камушки».
Камни – это натуральный природный материал. В природе бесчисленное множество разнообразных камней различных размеров, форм и окрасок. Дети с детства любят играть камешками, но что они знают о камнях?
Знакомство воспитанников с разнообразием камней помогает ближе познакомиться с природой родного края и страны, способствует развитию познавательных интересов.
Выкладывание из камней композиций, мозаики развивает логическое мышление, конструкторские способности.
Художественная роспись камней и составление их них разного рода композиций, картин способствует эстетическому воспитанию, развитию творческих способностей детей, коррекции высших психических функций.
При практической работе с камнями применяются самые разнообразные материалы и инструменты: цветная бумага, картон, фанера, пенопласт, тушь, гуашь, разного рода краски, клей и др. Дети работают карандашами, кистями, ножницами, зубочистками и т.д. Они рисуют и лепят, вырезают и клеят, мастерят из камней весёлые фигурки забавных насекомых, животных и птиц, аппетитные ягоды, фрукты и овощи, цветы и другие растения, конструируют из них творческие композиции и настенные панно.
Таким образом, в процессе деятельности участвуют многие рецепторы, что очень важно для общего развития воспитанников.
Воспитательские занятия также направлены на коррекцию и развитие положительных личностных качеств детей, развитие коммуникативных навыков, навыков конструктивного взаимодействия (умение работать в паре, в микро-группах, в коллективе, умение договариваться), снятию эмоционального напряжения, конфликтности и агрессивности.
Все вышеизложенное определяет актуальность разработки и реализации данного проекта, его практическую значимость.
Цель проекта: Эстетическое воспитание, формирование познавательного интереса и творческих способностей воспитанников.
Для реализации данной цели определены следующие задачи:
Воспитательные:
1. Воспитывать любознательность, терпение, усидчивость, аккуратность, трудолюбие, навыки конструктивного взаимодействия.
2. Прививать художественно-эстетический вкус.
Образовательные:
1. Познакомить воспитанников с разновидностями камней и их свойствами.
2. Познакомить с технологией подготовки камней к художественной росписи; с техникой росписи камня.
3. Учить создавать с помощью камней и материалов декорирования художественные образы, композиции.
4. Учить конструировать фигуры и выполнять композиции из камней, собирать мозаику по рисунку.
Коррекционные:
1. Развивать мелкую моторику рук, творческое воображение, творческое и логическое мышление, память.
2. Развивать восприятие цвета, формы, величины материала. Обогащать чувственный опыт воспитанников.
3. Учить сравнивать объекты, устанавливать черты сходства и различия, выделения существенных признаков предметов.
4. Коррегировать самооценку: воспитывать умение анализировать свою деятельность, сравнивать с образцом.
2. Механизмы функционирования проекта
Принципы взаимоотношений в ходе реализации проекта:
1) принцип индивидуальной и личностной ориентированности;
2) принцип гуманности;
3) принцип поддержки;
4) принцип успешности (создание ситуаций, в которых ребёнок имеет возможность высказать свою мысль, выразить своё мнение, проявить себя в творческой деятельности и ощутить собственную значимость).
Технологии, используемые при проведении воспитательских занятий:
- информационно-коммуникативные;
- коммуникативные педагогические;
- саморегуляция;
- игровые;
- художественная роспись;
- конструирование.
Формы и методы, используемые при реализации проекта:
- традиционные (рассказ, беседа, наблюдение и др.);
- наглядные: демонстрация, иллюстрации, фото;
- художественно - творческая деятельность;
- практическая работа;
- дидактическая игра;
- презентации;
- чтение художественной литературы;
- трудовая деятельность (сбор камней, оформление клумбы);
- экскурсия и др.
3. Ресурсное обеспечение проекта
Коррекционно-дидактический модуль содержит подбор специальных игр и упражнений для коррекции психофизического развития, познавательных интересов и эмоционального состояния и коррекции поведения воспитанников.
Практический модуль включает подбор информационно-познавательного, методического, демонстрационного и поделочного материала по направлениям проекта; подбор дидактических игр; организацию экскурсий, трудовой деятельности.
Практическая работа с детьми на занятиях включает изготовление поделок и композиций из камней по следующим темам:
1. «Растительный и животный мир».
2. «Подводный мир».
3. «Весёлые картинки».
4. «Настенные панно».
5. «Сад на камне» (японский садик).
Материалы для работы:
1. Основной материал: Камни различных размеров, форм и окрасок.
2. Материалы для росписи камней: различные виды красок (акриловые, гуашь, акварель); различные гели и фломастеры; кисти различного размера; зубочистки.
3. Материалы для декорирования: бусинки, стразы, палетки разных форм и размеров; ракушки, декоративный песок и искусственные камешки, морские фигурки.
4. Вспомогательные материалы: клей, лак, бумага, картон, ткань, кафельная плитка, пластилин, искусственная зелень, рамки, ёмкости, трафареты и др.
4. Этапы реализации проекта:
I. Подготовительный этап.
- Определение актуальности проекта.
- Изучение литературы, интернет – ресурсов по заданной проблеме.
- Подбор информационного и демонстрационного материала о камнях, о способах и этапах росписи по камням; подбор дидактических игр, композиций, мозаики.
- Составление плана занятий.
II. Практический этап.
На данном этапе реализуется теоретическое ознакомление воспитанников с миром камней и практические занятия по художественной росписи камней и составлению из них разного рода композиций.
III. Обобщающий этап.
1. В ходе этого этапа подводятся итоги, проводится аналитический отчёт о проделанной работе и полученных результатах, обобщается опыт работы, а также организуются выставки коллекции самых необычных камней и детских творческих работ. Оформляется фотоальбом.
5. Критерии и показатели эффективности проекта
Критерии | Показатели |
I. Сформированность познавательного потенциала личности воспитанника с учётом его индивидуальных особенностей и возможностей. | Развитие познавательных интересов. Повышение познавательной активности. |
II. Сформированность художественно-эстетического вкуса. | Умение увидеть в камне образ какой-либо фигуры. Умение подобрать палитру красок, соответствующую образу поделки. Умение аккуратно и красиво раскрасить поделку. Умение создать из множества фигур художественную композицию. |
III. Сформированность трудовых навыков. | Умение применять полученные знания в жизненной практике (оформление клумб, садового участка и др.) |
IV. Сформированность социально-нравственного потенциала личности воспитанника. | Сформированность положительного отношения к Родине, к природе, к себе, к труду. Сформированность личностных качеств: любознательность, терпение, усидчивость, аккуратность, трудолюбие и др. |
V. Сформированность коммуникативного потенциала личности воспитанника. | Сформированность навыков конструктивного взаимодействия. Умение работать в паре, в микро-группах, в коллективе. |
VI. Удовлетворённость воспитанников своей деятельностью. | Чувство комфортности и положительное эмоционально-психологическое состояние при выполнении практической работы. Удовлетворённость продуктом своей творческой деятельности. |
Критерии эффективности проекта определяют относительную «сформированность» показателей у воспитанников, соответствующую их способностям и возможностям.
Литература
1. Познавательно – исследовательские занятия с детьми 5 – 7 лет на экологической тропе. Соответствует ФГОС, С.В. Машкова. Издательство Учитель 2015 год.
2. «Художественно – эстетическое развитие старших дошкольников. Н.Н. Леонова. Издательство «Детство – ПРЕСС» 2014 год. ФГОС.
3. «Экологические проекты в детском саду». Соответствует ФГОС. О.М. Масленникова. Издательство Учитель 2015 год.
4. http://www.tavika.ru/2017/07/stonecraft.html
5. https://multiurok.ru/files/proiekt-eti-udivitiel-nyie-kamni.html
Приложение 1
Подготовка камней и других материалов к росписи:
1. Камни для росписи выбирайте гладкие и не пористые. На такие камни краска ложиться легче.
2. Промойте камни водой и дайте им высохнуть.
3. Рабочее место застелите бумагой или клеёнкой.
4. Подготовьте посуду для смешивания цвета.
5. Наливайте в палитру краску размером с небольшую каплю.
6. Наберите в стаканчики воду, в которой будете мыть кисточки.
7. Всегда оставляйте кисти в воде и тщательно промывайте их от предыдущей краски.
8. Вытирайте кисточки бумажным полотенцем или бумажными салфетками.
9. Если при работе вы допустили ошибку, просто сотрите краску до ее высыхания или дайте ей высохнуть, а затем закрасьте.
Приложение 2
Этапы работы художественной росписи по камню:
I. Подготовка рабочего места, камней и подручного материала.
Хорошо промойте камни и высушите их. Подготовьте рабочее место.
II. Грунтовка.
Обработайте высохшие камни грунтовкой и снова просушите.
III. Рисование.
1. Краску перед употреблением хорошо взболтайте.
2. Наложите основной фон (например, красный для клубники, синий для рыбки, зелёный для лягушки и так далее; для многоцветных композиций базовым будет тот, который в будущем займёт больше места на фигурке).
Для этого разводим подходящий цвет водой в соотношении 1:1, при необходимости смешиваем краски для получения нужного оттенка. Если вам не удалось найти светлые камни для росписи, рекомендуют сначала покрыть их слоем светлой краски и просушить – так наложенные в будущем краски будут ярче и естественней.
3. После наложения основного фона просушите его в течение 10-15 минут.
IV. Раскрашивание красками.
1. Сделайте набросок для раскрашивания на каменной заготовке. Продумайте детали.
2. Окрашивайте каменную заготовку слоями. Каждому слою необходимо подсохнуть 15 – 20 минут.
3. Прорисуйте контуры самой тонкой кистью (чем жиже краска, тем лучше).
4. Получившиеся из камней фигуры можно украсить любыми подручными материалами – блёстками, пайетками, бусинками – по замыслу поделки.
V. Просушивание изделий из камней.
Сушить изделия летом можно на солнце, зимой – на батарее.
VI. Покрытие защитным слоем.
Покрываем высушенные изделия прозрачным лаком, который придаст глубину цвету и обеспечит защиту краски от повреждения и выгорания на солнце.
VII. Применение
Готовые изделия из камней можете использовать для создания различных композиций и оформления вазонов, клумб и т.д.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Сетевой познавательно-творческий проект "English through Proverbs"
Пословицы хранят в языке крупицы народной мудрости. В них отражается история и мировоззрение создавшего их народа, его традиции, нравы, обычаи, здравый смысл и юмор. В английском языке живут со...
Сетевой познавательно- творческий проект «A Trip to Britain»
Проект «A Trip to Britain» состоит из трех этапов:I этап – «Правительство»;II этап – «Страна и население»;III этап – «Образование».По завершении каждого этапа даются правильные ответы для осуществлени...
Познавательно - творческий проект «Здравствуй, славная осень!»
. В настоящее время в образовательных учреждениях России происходит становление педагогической системы коррекционно-развивающего обучения детей, испытывающих трудности в усвоении учебных программ, в а...
Краткосрочный познавательно-творческий проект "Город Математики"
Представленный познавательно-творческий проект "Город Математики" учит детей дошкольного возраста применять математические знания для решения задач практического характера....
Познавательно – творческий проект «Троица – день рождения земли, леса и воды»»
Приобщения детей к традиционной культуре через народный праздник Троица. ...
ПОЗНАВАТЕЛЬНО-ТВОРЧЕСКИЙ ПРОЕКТ «МОЙ ДРУГ – ТЕАТР»
Проект направлен на повышение мотивации дошкольников к обучению грамоте через организацию театральной деятельности....
Презентация "Познавательно - творческий проект по эстетическому воспитанию «КАМНИ - КАМЕШКИ»".
В презентации определены цели и задачи проекта, рассмотрены механизмы функционирования и этапы реализации проекта....