Краткосрочный познавательно-творческий проект "Город Математики"
проект на тему
Представленный познавательно-творческий проект "Город Математики" учит детей дошкольного возраста применять математические знания для решения задач практического характера.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
Краткосрочный познавательно-творческий проект "Город Математики" для детей 5,5-7 лет | 37.65 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное автономное учреждение дополнительного образования
центр детского творчества г. Курганинска
Рассмотрено: Утверждаю:
на методическом совете директор МАУ ДО ЦДТ
от __________20____г. г. Курганинска
протокол №___ ______________Г.А. Дунай
приказ №___
от « »__________20____г.
Познавательно - творческий проект
«ГОРОД МАТЕМАТИКИ»
Разработала:
Климова Светлана Львовна
педагог
дополнительного образования
МАУ ДО ЦДТ г. Курганинска
г. Курганинск
2016г.
Познавательно - творческий проект «Город Математики».
Известно, что с самого рождения ребенок является первооткрывателем, исследователем того мира, который его окружает. Для него все впервые: солнце и дождь, страх и радость. Всем хорошо известно, что пятилетних детей называют «почемучками». Познавательная активность детей в этом возрасте очень высокая. Каждый ответ на детский вопрос рождает новые вопросы.
Самостоятельно дошкольник еще не может найти ответы на все интересующие его вопросы — ему помогаем мы - педагоги. В творческом объединении «Семицветик», наряду с объяснительно - иллюстративным методом обучения, используется метод проблемного обучения - вопросы, развивающие логическое мышление, моделирование проблемных ситуаций, экспериментирование, опытно-исследовательская деятельность и т. д. Такой подход носит фрагментарный, эпизодический характер: логические задания практикуются лишь на отдельных занятиях по математике, ознакомлению с окружающим, развитию речи или конструкторских заданий.
Для закрепления полученных знаний, умений и навыков широко используем комплексные тематические занятия, на которых на основе эмоционального воздействия на ребенка осуществляется взаимосвязь одного из разделов программы с другими в сочетании разнообразных видов деятельности. В своей работе мы широко используем разнообразные формы проведения подобных занятий: от путешествий до занятий с элементами драматизации.
Однако взаимосвязь между разделами программы не дает такой результативности в развитии познавательных творческих способностей детей и их коммуникативных навыков, как взаимопроникновение этих разделов друг в друга. Поэтому назрела необходимость во внедрении проектного метода обучения в развитии познавательной и творческой активности детей.
В основе метода проектов лежит развитие познавательных навыков учащихся, умений самостоятельно конструировать свои знания, умений ориентироваться в информационном пространстве, развитие критического и творческого мышления, как раз то, что и требуется в нашем современном мире.
Проектная работа способствует развитию компетентностей, которые будут востребованы не только в будущей профессиональной деятельности, но и в социальной жизни человека.
К их числу относятся:
1. Умение решать проблемы.
2. Умение работать в команде.
3. Умение осуществлять деловую коммуникацию и участвовать в дискуссии.
4. Умение критически относиться к проблемам.
5. Умение ставить цели и определять задачи.
Проблема:
неумение детьми применять математические знания в нестандартных ситуациях, ставить цель, составлять план работы, выполнить её до конца.
По длительности – краткосрочный (1 занятие).
По типу – познавательно-творческий.
Цель:
- развитие интереса к предмету математики, на основе познавательной активности и любознательности через проектную деятельность.
Задачи:
образовательные:
- способствовать формированию умения применять математические знания в нестандартных практических задачах.
развивающие:
- развивать мыслительные операции: аналогия, систематизация, обобщение, наблюдение, планирование.
воспитательные:
- содействовать поддержанию интереса к математике, формированию умения трудиться в коллективе.
Планируемый результат:
- научить детей создавать макет города,
- применять математические знания для решения задач практического характера.
Дети должны научиться:
- ставить цель и задачи проекта,
- планировать свою деятельность,
- разбиваться на группы,
- выполнить задание аккуратно, до конца,
- распределить роли внутри группы,
- определить необходимые для реализации проекта материалы,
- представить результат проделанной работы.
Предварительная работа.
Первым шагом внедрения в практику работы проектного метода началось с изучения специальной методической литературы. Затем подготовлено методическое обеспечение: дидактические, пальчиковые, подвижные игры математического содержания - «Найди квадрат», «Одинаковые домики», «Мозаика», «Блоки Дьенеша», настольно-печатные: «Посчитаем, поиграем», «Прогулка по городу» и др., собрана подборка стихов о числах, геометрических фигурах, задачи в стихах. Подобран фольклорный материал: загадки, пословицы, скороговорки математического содержания. Музыкальный руководитель поместила в родительский уголок в раздел «Специалисты советуют» консультацию «Музыка и математика». Созданы папки: «Весёлые цифры», «Живые геометрические фигуры».
Составлена схема, разработан конспект реализации проекта.
В родительском уголке размещена информация:
- о проекте: проблема, цели, задачи;
- подготовлена консультация «Что воспитывают в творческом объединении «Семицветик»,
- памятки по формированию элементарных математических понятий,
- папка-передвижка «К концу года Ваш ребёнок может».
Проведено родительское собрание «Роль семьи на развитие математических представлений у будущего школьника». Во время проведения собрания была представлена выставка дидактических игровых пособий. В конце собрания вручены родителям памятки «Дидактические игры дома». В индивидуальных беседах старалась убедить в необходимости развития исследовательской, познавательной, речевой деятельности детей.
Формы и методы работы с детьми:
- знакомство с литературными произведениями, сочинение сказок, рассказов; - разучивание физкультурных минуток, песен, стихов, пословиц, скороговорок математического содержания;
- дидактические, подвижные игры.
- привлечение узких специалистов;
- наблюдения, исследования во время прогулки;
- домашние задания;
- игра-инсценировка: "Геометрические фигуры на прогулке";
- лепка цифр из пластилина;
- рисование палочками на снегу, земле.
Вторым шагом стала необходимость в создании соответствующей организации предметно-познавательного пространства в группе. Изготовлены модули: «Числовая дорожка», «Модели геометрических фигур». В свободное пользование предоставлены карандаши, фломастеры, альбомы, раскраски математического характера, настольные игры: «Геометрическое лото», «Мозаика», «Логические блоки Дьенеша». В книжный уголок поместила книги для просмотра и чтения, детские журналы.
Для работы с интерактивной доской были приобретены интерактивные тренажеры с математической тематикой, позволяющие детям активно осваивать разные способы познания окружающего мира.
Реализация проекта начата с моделирования ситуации в игровой форме, которая позволила выявить проблему.
Получено письмо от «Математики» с просьбой построить город для неё и её жителей. Вирусы уничтожили город. Царице Математике и её жителям негде жить.
Дальше шла постановка и обсуждение проблемы, определение конечной цели: «Создать макет города».
Выбран способ изготовления. Дети предложили несколько вариантов изготовления, но выбрали рисунок. Нарисованный макет легче послать по почте.
Выбрали материал для работы.
С помощью метода постановки проблемы создавалась ситуация, позволяющая «втянуть» детей в диалог, провоцируя их на высказывание своей точки зрения, её аргументацию, отстаивание своей позиции, умение задавать вопросы. Этот приём позволяет формировать социально-коммуникативную и информационную компетентность детей, лидерские качества детей, психологически подготавливает к обучению в школе, стимулирует их общение.
В ходе реализации проекта закрепили знания геометрического материала, нумерации, состава чисел, решение задач, примеров.
После обсуждения вопросов «Какой формы будут дома, в этом городе?», «Какие будут дороги на улицах?», «Есть ли в этой стране реки? Растения? Какие они будут?», «Как можно назвать улицы математическим языком?», дети придумали названия улиц. Затем, через игру «Конструкторское бюро», распределились по «отделам» (группам). В группах составили план работы. После повторения правила работы в группе, приступили к выполнению просьбы Математики.
Презентация прошла в форме защиты своих улиц. Из каждой группы вышел 1 ребёнок и рассказал о том, как и что они рисовали, какой материал использовали. При рассказе использовались стихи математического характера.
Дети представили не только полученные результаты, но и описали приемы работы, продемонстрировали приобретенные знания и умения; рассказали о проблемах, с которыми пришлось столкнуться в работе над проектом.
В конце подвели итог и поставили новую проблему: «Кому нужна Математика?»
В работе над проектом использовались разнообразные приёмы, такие как:
- задания разной степени сложности;
- ответы «на ушко», которые предупреждают возможные повторы при ответах детей и придают уверенность застенчивым детям;
- использование моделей и схем, которые позволяют формировать умение анализировать информацию, переводить её в условные обозначения – «кодировать»;
- проблемные вопросы;
- постановка задач «открытого типа», предполагающей множество верных решений;
- самостоятельное выполнение практических действий;
- составление плана выполнения действий;
- обсуждение и анализ собственной деятельности и деятельности других детей.
В ходе проведенного занятия, учащиеся приобрели новые знания о проектной деятельности, его реализации. Дети овладели навыками проектной работы, научились выделять цели и задачи проекта и составлять план всей работы, разбиваться на группы, внутри группы делить обязанности (распределять роли), осуществлять работу по предоставлению результата своей деятельности.
Результатом проведенной работы стало повышение уровня развития математических представлений и овладение детьми умением ориентироваться в новой, нестандартной ситуации. Ребята научились продуктивно взаимодействовать с членами группы, решающей общую задачу; слушать другого и прийти к общему решению; вести диалог с взрослыми и сверстниками; отстаивать свою точку зрения; адекватно реагировать в конфликтных ситуациях.
Результатом внедрений технологии проектирования стало то, что уровень познавательного интереса у детей возрос вдвое. Дети ждут занятия с огоньком в глазах, с жаждой познания. Они активны, жизнедеятельны. И этот позитив несут в самостоятельную деятельность, стремясь и в игре вести поисковую деятельность. При встрече с родителями они с упоением рассказывают о своих открытиях.
Вывод.
Необходимо организовать постоянную работу над проектами с целью развития и углубления приобретенных знаний, умений, навыков.
Список литературы:
1. Кротова Т. В. «Взаимодействие педагогов, родителей и воспитанников. Метод проектов». «Справочник старшего воспитателя», №4 2007г.
2. Проектный метод в деятельности дошкольного учреждения: Пособие для руководителей и практических работников ДОУ/ авт. – сос. Л. С. Киселева, Т. А. Данилина, Т. С. Лагода, М. Б. Зуйкова. М., 2003.
3. В. П. Бедерханова «Совместная проектировочная деятельность как средство развития детей и взрослых». «Развитие личности». №1 2000. С. 24 – 36.
4. Полат Е. С. Метод проектов http://www.iteach.ru/met/metodika/a_2wn3.php
5. Т. С. Комарова «Дети в мире творчества» /кн. для педагогов дошкольных учреждений. М., 1995г.
6. Г. Петерсон, Е. Е. Кочемасова Методические разработки «Раз ступенька, два ступенька», «Игралочка»;
7. Л. С. Метлина «Формирование элементарных математических представлений»
8. З. А. Михайлова. Пособие «Игровые занимательные задачи для дошкольников», 2000г.
9. А. С. Галанов «Развивающие игры для малышей», Москва «АСТ-ПРЕСС», 2007г.
10. Рабочие тетради «Школа для дошколят». «Развиваем математические способности» (6-7лет) Росмэн, 2005г
Муниципальное автономное учреждение дополнительного образования
центр детского творчества г. Курганинска
Рассмотрено: Утверждаю:
на методическом совете директор МАУ ДО ЦДТ
от __________20____г. г. Курганинска
протокол №___ ______________Г.А. Дунай
приказ №___
от « »__________20____г.
«ГОРОД МАТЕМАТИКИ»
Конспект занятия по реализации краткосрочного проекта по математике
для детей 5,5-7 лет
Разработала:
Климова Светлана Львовна
педагог
дополнительного образования
МАУ ДО ЦДТ г. Курганинска
г. Курганинск
2016г.
Цель:
- развитие свободной творческой личности ребёнка.
Задачи:
образовательные:
способствовать формированию умения применять математические знания в нестандартных практических задачах;
развивающие:
развивать мыслительные операции: аналогия, систематизация, обобщение, наблюдение, планирование;
воспитательные:
содействовать поддержанию интереса к математике, формированию умения трудиться в коллективе.
Планируемый результат:
научить детей создавать макет города, применять математические знания для решения задач практического характера.
Дети должны научиться:
- составлять цель и задачи проекта,
- составлять план работы по выполнению проекта,
- разбиваться на группы,
-распределять роли внутри группы,
-определять необходимые для реализации проекта материалы,
-представлять результат проделанной работы.
Материал:
- карандаши, фломастеры, листы бумаги, письмо от Математики;
- числовая дорожка, модели геометрических фигур, блоки Дьенеша;
- карточки с изображением прямых, ломаных, волнистых линий;
- письмо от Математики.
- магнитофон, магнитная доска.
Место проведения: группа творческого объединения «Семицветик».
Предварительная работа:
- знакомство с литературными произведениями, сказками, стихами, загадками, пословицами;
- разучивание физминуток, сочинение сказок, рассказов, разучивание песен, стихов математического содержания;
- настольно-печатные игры.
Моделирование проблемной ситуации.
Введение в игровую ситуацию, постановка и обсуждение проблемы. Обсуждение конечной цели.
Распределение вида деятельности.
Педагог:
Сегодня утром, почтальон вручил мне письмо, адресованное нашей группе. Это письмо не простое. Оно звуковое. Давайте его послушаем.
Письмо.
Здравствуйте дорогие ребята, пишет вам письмо царица Математика. У меня недавно в гостях был ваш друг Лунтик. Он рассказал о своих путешествиях по городам и сёлам. Рассказал о том, как ему понравилось гостить в вашем центре детского творчества. Рассказал о том, какие вы любознательные, как много знаете и умеете. Поэтому, я обращаюсь к вам. Помогите нам в нашей беде. На наш город напали вирусы и весь город уничтожили. Теперь нам негде жить. Постройте, пожалуйста, мне и моим жителям город, чтобы могли мы в нём жить.
Педагог:
Ребята, мы можем помочь Математике?
Дети:
Да.
Педагог:
Какую поставим цель?
Дети:
Нужно построить город.
Педагог:
Что вы можете предложить?
Дети:
Сделать дома из коробок, из конструкторских кирпичиков, из кубиков, нарисовать город.
Педагог:
Ребята, но ведь нам нужно будет отправить потом наш макет по почте. А всё ли мы сможем отправить?
Дети:
Нет.
Педагог:
На каком варианте остановимся?
Дети:
Нарисовать улицы города и жителей этого города.
Педагог:
А какой мы материал мы будем применять?
Дети:
Бумагу, карандаши, фломастеры.
Реализация проекта.
Закрепление знаний геометрического материала, нумерации, состава чисел, решение задач. Изготовление составляющих для макета города.
Педагог:
Ребята, а чем мы занимается на математике?
Дети:
Решаем примеры. Решаем задачи. Изучаем цифры. Учим геометрические фигуры.
Педагог:
Как вы думаете, кто может жить в городе Математики?
Дети:
Цифры, числа.
Педагог:
Какие цифры вы знаете?
Дети:
1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 0 (Числовая дорожка)
Педагог:
Поставьте их по порядку. (Выполнение задания)
Педагог:
Какие знаете геометрические фигуры?
Дети:
Круг, квадрат, прямоугольник, круг, овал.
Педагог:
У вас на столе лежат блоки. Возьмите их так: девочки- треугольники, мальчики- квадраты. (Модели геометрических фигур)
Где они могут жить эти геометрические фигуры?
Какой формы будут дома, в этом городе?
Дети:
Квадратные, прямоугольные, круглые.
Педагог:
Какие будут дороги на улицах?
Дети:
Прямые, ломаные, волнистые.
Педагог:
Покажите карточку с прямой линией, волнистой, ломаной.
(Показ карточек, с изображением прямых, ломаных, волнистых линий)
Педагог:
Есть ли в этой стране реки? Растения? Какие они будут?
(Обсуждение)
Педагог:
Как можно назвать улицы математическим языком?
Дети:
Улица математических знаков, Примерная, Задачкина, Геометрическая, Числовая.
Педагог:
Чтобы построить город, сначала проектировщики рисуют его на бумаге. Затем выбирают лучший проект, учитывая пожелания всех. И только после этого строители возводят по нему здания, улицы, дороги.
Вот и мы с вами сейчас станем проектировщиками.
Ребята, я думаю, что 1 человеку трудно спроектировать целый город, для этого существует конструкторское бюро. Давайте превратимся в бюро и разделимся на отделы.
- Кто будет создавать улицу математических знаков? Геометрическую? Улицу задач? Примеров…. (Дети делятся на группы)
Педагог:
В каждом отделе бюро есть начальник, который отвечает за работу отдела. Вам нужно выбрать своего начальника.
(Выбирают ответственного)
Педагог:
Молодцы! Ребята, но результат работы будет зависеть не только от начальника бюро, но и от всех кто работает в этом отделе. Вспомним правила совместной работы. (Проговариваем)
Педагог:
Сейчас вам нужно будет составить план работы. Кто чем будет заниматься?
Дети распределяют деятельность, кто, чем будет заниматься, педагог контролирует.
Педагог:
Каждый отдел сейчас нарисует на альбомном листе свою улицу, а из них мы составим математический город.
Чтобы легче было работать, проведём разминку.
Физкультминутка.
Раз – нагнуться, разогнуться.
Два – нагнуться, потянуться.
Три – в ладоши три хлопка,
Головою три кивка.
На четыре – руки шире.
Пять, шесть – тихо сесть.
Пожалуйста, приступайте.
Самостоятельная деятельность детей.
Педагог:
А сейчас наступил самый ответственный момент.
Каждый отдел нашего конструкторского бюро будет защищать свой проект. Начальник отдела выйдет к мольберту, расскажет о своей работе. Потом остальные члены отдела дополнят рассказ.
Дети называют улицу, жителей. Рассказывают о жителях. Свою работу крепят на мольберт, составляя город.
Дети:
Числовая улица.
Наша улица называется «Числовая».
На ней живут числа. В этом доме живёт число 5. Соседи числа 5 - 3 и 6.
5 больше 3, поэтому дом у неё выше, но ниже чем у 6. Потому что 5 меньше 6. Число 5 может иметь 2 деток, 1 и 4; или 2 и 3; или 5 и 1.
Улица «Математических знаков». Какие бывают, где ставятся?
Геометрическая. Какие бывают и почему их так называют?
Улица задач. Рассказ: из чего состоит, составляют задачу.
Улица примеров. Что такое «пример» в математике, назвать несколько примеров.
После защиты проекта, приглашаю детей в город, в котором живут необычные жители.
Педагог:
– А вы хотели бы пожить в этом городе?
- Как вы думаете, понравится наш город Математике?
- Исполнили мы её просьбу?
Постановка новой проблемы.
Педагог:
А кто скажет, зачем нужна Математика? (Ответы детей)
Педагог:
Кому она нужна? (Ответы детей)
Педагог:
- Хотите больше узнать о Математике, о том кому она нужна?
- Об этом мы с вами поговорим позже. А сейчас мы с вами пойдём на прогулку и поищем жителей нашего города в природе.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Сетевой познавательно-творческий проект "English through Proverbs"
Пословицы хранят в языке крупицы народной мудрости. В них отражается история и мировоззрение создавшего их народа, его традиции, нравы, обычаи, здравый смысл и юмор. В английском языке живут со...
Сетевой познавательно- творческий проект «A Trip to Britain»
Проект «A Trip to Britain» состоит из трех этапов:I этап – «Правительство»;II этап – «Страна и население»;III этап – «Образование».По завершении каждого этапа даются правильные ответы для осуществлени...
Применение технологии педагогических мастерских на уроках русского языка и литературы с целью развития познавательных, творческих и исследовательских способностей школьников.
В педагогической статье рассказывается об основных принципах, структурных элементах урока, построенного по технологии педагогических мастерских. Формирование УУД осуществляется под руководством Мастер...
Познавательно - творческий проект «Здравствуй, славная осень!»
. В настоящее время в образовательных учреждениях России происходит становление педагогической системы коррекционно-развивающего обучения детей, испытывающих трудности в усвоении учебных программ, в а...
Познавательно – творческий проект «Троица – день рождения земли, леса и воды»»
Приобщения детей к традиционной культуре через народный праздник Троица. ...
Краткосрочный познавательно-творческий проект "День рождения Деда Мороза"
Данный проект может быть реализован в старшей и подготовительной группах с целью формирования у детей представлений о Деде Морозе, приобщения детей к народным традициям и обычаям родной страны и воспи...