Конспект непосредственно-образовательной деятельности «Твёрдое - жидкое»
план-конспект
Конспект непосредственно-образовательной деятельности «Твёрдое - жидкое»
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
tverdoe_-_zhidkoe.docx | 18.75 КБ |
Предварительный просмотр:
Конспект непосредственно-образовательной деятельности
«Твёрдое - жидкое»
Цель: Развитие способностей к преобразованию. Развитие у дошкольников познавательной активности, совершенствование исследовательских способностей.
Задачи:
Образовательные:
• формирование действий превращения;
• формирование представлений о свойствах твёрдых и жидких веществ;
• активизация словаря (твёрдый, жидкий, мягкий, вещество, предмет, сломать, соединить в целое, разлить, перелить, разминать, подбор антонимов.
Развивающие:
• развитие умения наблюдать, сравнивать различные вещества;
• развитие экологического сознания;
• развитие двигательных действий.
Воспитательные:
• воспитание бережного отношения к предметам ближайшего окружения.
Виды детской деятельности: познавательно-исследовательская, игровая, коммуникативная, трудовая, продуктивная, двигательная.
Материалы и оборудование: кусок льда, молоток; у каждого ребенка деревянные палочки, кусок мела, стакан с водой, пустой стакан, кубики, карточки-символы твердых веществ (кружки красного цвета) и жидких веществ (кружки синего цвета, пластилин; подставка для поделок.
Ход непосредственно образовательной деятельности:
Дети стоят в кругу.
Воспитатель: Ребята, сегодня к нам в гости пришел Незнайка. Он пришел к нам с проблемой. Вчера рисовал красками, и у него сломалась кисточка. Незнайка узнал, что мы с вами занимаемся превращениями и просит нас превратить его сломанную кисточку в целую. Как вы думаете, мы сможем ему помочь, сможем превратить его кисточку в новую?
Ответы детей:
Воспитатель: Ребята, а давайте расскажем Незнайке, что такое превращение?
Ответы детей:
Воспитатель: «Превращение – это когда кто-то (что-то) изменится».
Воспитатель: Приведите примеры превращений.
Ответы детей:
Воспитатель: Ребята, а когда возможно превращение?
Ответы детей:
Воспитатель: Сегодня мы опять станем исследователями, отправимся в нашу увлекательную научную лабораторию и попробуем выяснить, всегда ли возможны превращения. Незнайка отправится вместе с нами.
Воспитатель: А чтобы пройти в нашу лабораторию, вам необходимо сдать тест на исследователя – назвать противоположное по смыслу слово:
Дидактическая игра «Наоборот».
Твердый-жидкий
Горячий-холодный
Жесткий-твердый
Гладкий-шершавый
Глубокий-мелкий
Светлый-темный
Острый-тупой
Толстый-тонкий
Полный-пустой
Половина-целое
Чистый-грязный
Тяжелый-легкий
Горький-сладкий
Мокрый-сухой
Правда-ложь
Ясный-пасмурный
Полезный-вредный
Быстрый-медленный
Веселый-грустный
Высокий-низкий.
Дети садятся за столы.
Воспитатель: Ребята, сегодня мы проведем опыты. У вас на столе все, что понадобится для сегодняшнего исследования. У каждого из вас деревянная палочка. Пощупайте ее, постучите ей. Какая она?
Ответы детей : Твердая
Воспитатель: А теперь давайте каждый сломает палочку. Сколько теперь стало палочек?
Ответы детей: Две палочки.
Воспитатель: Попробуйте опять сделать одну палочку, попробуйте соединить две палочки в одну. Получается?
Ответы детей: не получается.
Воспитатель: Палочка была целая, вы ее сломали, и снова сделать ее целой нельзя.
Воспитатель: Возьмите кусочек мела. Для чего нужен мел?
Ответы детей:
Воспитатель: Мелом пишут в школе на доске, на асфальте. Посмотрите на него, пощупайте. Какой он? Что можно про него сказать?
Ответы детей:
Воспитатель: А теперь сломайте этот кусочек мела.
Воспитатель: Был один кусочек мела, а стало?
Ответы детей: Два.
Воспитатель: Попробуйте соединить два кусочка, чтобы получился один.
Дети пытаются соединить кусочки мела.
Воспитатель : вот и мел не получается у нас соединить обратно. А теперь отложите кусочки мела. Подумайте и ответьте на вопрос: деревянная палочка и мел – что у них общего?
Ответы детей:
Воспитатель: Правильно, и палочка и мел – твердые. Если сломать что-то твердое: деревянную палочку, мел, камень разбить, сломать твердую игрушку – машинку, например, то твердое уже нельзя снова сделать целым – вы видели, что части палочки и части мела не соединяются. Ребята, а что будет, если вы сломаете веточку дерева или оторвете листочек?
Ответы детей:
Воспитатель: Дерево уже не будет целым – оторванный листочек обратно не приставишь. Поэтому нельзя ломать деревья и кусты – если твердое ломается, то обратно в целое не соединяется.
Воспитатель: Посмотрите, у меня есть кусочек льда. Сейчас мы его разобьем молотком и будет много кусочков.
Воспитатель : А теперь давай те все вместе попробуем их соединить. Получается?
Ответы детей:
Воспитатель: Лед твердый. Мы его разбили, сломали, и теперь кусочки не соединяются в целое.
Воспитатель: А теперь давайте проведем еще один опыт. У вас на столе стоит стакан с водой и пустой стакан. Попробуйте, сломайте воду в стакане так, чтобы из одного целого получилось два „кусочка“ воды.
Дети переливают часть воды (половину) из одного стакана в другой.
Воспитатель: У всех получилось две части воды? А теперь из двух частей сделайте одну.
Ответы детей:
Воспитатель: Очень хорошо. Воду мы разделили на две части, и потом из двух частей получилась одна целая вода. Значит, воду можно «сломать» и сделать опять целой. Почему?
Ответы детей:
Воспитатель: Вода не твердая, а… (жидкая). Все жидкое можно разделить и потом снова сделать целым. Можно даже воду из всех ваших стаканов налить в большую кастрюлю.
Физкультминутка
Солнце вышло из-за тучки,
Мы протянем к солнцу ручки. (Потягивания — руки вверх.)
Руки в стороны потом
Мы по шире разведём. (Потягивания — руки в стороны.)
Мы закончили разминку.
Отдохнули ножки, спинки.
Дети садятся за столы.
Воспитатель раздает им по кусочку пластилина.
Воспитатель: Пластилин какой?
Ответы детей: Твердый.
Воспитатель: Давайте помнем его.
Воспитатель: А теперь пластилин твердый?
Ответы детей: Нет.
Воспитатель: А какой он?
Ответы детей: Мягкий.
Воспитатель: Теперь сделаем с пластилином то же самое, что и с палочкой, и с куском мела разделим его на две половинки. Сколько у кого получилось кусочков пластилина?
Ответы детей: Два.
Воспитатель: Пластилин твердый или жидкий?
Ответы детей: Твердый.
Воспитатель: Как вы думаете, если кусок пластилина разделить на две части, то их можно будет соединить или нет?
Ответы детей:
Воспитатель: Давайте проверим – сложим эти два кусочка вместе, хорошо скрепим, чтобы получился опять один кусочек… Получается, ребята?
Ответы детей: Да
Воспитатель: Было два кусочка пластилина, а стал опять один.А теперь давайте ответим на вопрос: почему мел нельзя соединить, а пластилин можно?
Ответы детей:
Воспитатель: Да, потому что пластилин мягкий. Пластилин сразу был мягким?
Ответ детей: Нет
Воспитатель: Когда он стал мягким?
Ответы детей:
Воспитатель: Правильно, пластилин в тепле становится мягким, и его можно разделить на две части и соединить обратно в одно целое.
Воспитатель: А вот твердое нельзя сломать и снова соединить. Жидкости можно разливать и снова сливать вместе, наливать куда угодно – в стакан или в блюдце, в тарелку или в аквариум – вода очень легко изменяется, – то она круглая в стакане (показывает, то овальная в ладошке (наливает воду в ладонь, то квадратная (демонстрирует картинку с бассейном). А твердые предметы не меняются. Вот кубик (показывает, если мы его положим в стакан (кладет, то он останется таким же квадратным, и если на ладошку положим, то он не изменится. Если же кубик сломать, то он так и останется сломанным. Поэтому все твердое нельзя ломать – оно не станет целым.
Воспитатель: Ребята, так что мы ответим Незнайке? Сможем мы сделать его кисточку целой?
Ответ детей: Нет.
Воспитатель: Но ты, Незнайка, не огорчайся. Мы подарим тебе новую кисточку. (Дарит)
Воспитатель: А сейчас приглашаем тебя поиграть с нами в игру.
Дидактическая игра «Что бывает твёрдым, а что бывает жидким?».
Воспитатель. А сейчас мы с вами поиграем. Игра называется «Что бывает твёрдым, что бывает жидким?». Я называю слово или показываю картинку, а вы должны сначала подумать, какое вещество оно обозначает – твердое или жидкое,а потом уже поднять символ: красный кружок – твердое вещество, синий кружок – жидкое вещество.
Воспитатель: Приготовились? Начали!
Жидкие вещества: суп, камень, компот, сок, керосин, бензин, духи в бутылочке, одеколон, нефть, йогурт, растворитель, кетчуп, сметана.
Твердые вещества: металл, дерево, керамика, стекло, камень, бетон, фарфор, пластмасса, золото, серебро.
Дети показывают соответствующие символы.
Воспитатель: На этом наша исследовательская деятельность сегодня заканчивается. Вы были все молодцы. Давайте попрощаемся с Незнайкой! И опять ждем его в гости.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Конспект непосредственно образовательной деятельности с детьми старшего дошкольного возраста по освоению образовательной области "Коммуникация" и коррекционному направлению в индивидуальной форме
.В конспекте описывается работа по развитию речи и слухового восприятия детей с нарушениями слуха с использованием сурдологопедического тренажера "Дэльфа-130"....
Конспект непосредственной образовательной деятельности по образовательной области "МУЗЫКА".Музыкальная гостинная-"ДЕТСКИЙ АЛЬБОМ" П.И.ЧАЙКОВСКОГО.
Знакомство детей с творчеством П.И.Чайковского....
Конспект непосредственно образовательной деятельности по образовательной области "Музыка" для детей средней группы "Путешествие в осенний лес"
Развивать у детей музыкальный слух, певческий голос и творческие способности. Учить различать тембр музыкальных инструментов. Закреплять умение играть на детских музыкальных инструментах....
"Металлические и деревянные музыкальные инструменты" - конспект непосредственно образовательной деятельности по образовательной области «Музыка» для детей подготовительной к школе группы с применением ИКТ
Конспект НОД для детей подготовительной к школе группы. На занятии дети знакомятся с металлическими и деревянными музыкальными инструментами и учатся на них играть....
Конспект непосредственной образовательной деятельности по образовательным областям "Коммуникация", "Познание". Тема «Одежда» (2 младшая группа).
Закрепление представлений об одежде и ее назначении; уточнение, расширение и активизация словаря по теме; совершенствование грамматического строя речи....
Конспект непосредственно-образовательной деятельности в старшей группе № 4 компенсирующей направленности для детей с задержкой психического развития Образовательная деятельность: коммуникация Раздел: развитие речи Тема «Перелётные птицы»
конспект итоговой НОД составлен для детей старшей группы, имеющих задержку психического развития. к конспекту прилагается презентация с дидактическими играми, которые можно использовать как вне заняти...
Конспект непосредственной образовательной (индивидуальной) деятельности учителя-логопеда по теме: «Поможем снеговику найти друзей»
Конспектнепосредственной образовательной (индивидуальной) деятельностиучителя-логопеда по теме:«Поможем снеговику найти друзей»...