Конспект непосредственно-образовательной деятельности «Строение веществ»
план-конспект

Терзи Татьяна Ивановна

Конспект непосредственно-образовательной деятельности «Строение веществ»

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл stroenie_veshchestv.docx16.26 КБ

Предварительный просмотр:

Конспект непосредственно-образовательной деятельности

«Строение веществ»

Цель: Расширение представлений о строении знакомых веществ в процессе изучения их с помощью лупы. Развитие способностей к преобразованию.

Материал: Речной (или природный) песок на подносе, сахар-рафинад, сахарный песок, лупа 3 или 5-кратного увеличения, по два стакана с теплой водой, чайные ложки (на каждого ребенка).

Ход занятия:

Дети стоят на ковре, раздается стук в дверь. Вносят посылку.

Воспитатель. Ребята, посмотрите, нам пришла посылка. Интересно от кого она и что нам прислали? Давайте посмотрим (Открывает посылку, просит подойти 2-3 детей посмотреть и рассказать что в ней, достаем мешочки из нее). Ребята, как вы думаете, что в этих мешочках?

Игра«Чудесный мешочек».

Воспитатель. Посмотрите тут еще письмо от «Незнайки». Давайте, прочитаем, что он пишет. Читаем письмо: «Здравствуйте, ребята! Отгадайте загадки:

Петя замок строит ловко,

Катя торт печет ведерком.

Здесь, у моря на часок

Всех детей собрал…

(Песок)

Из меня кулич испечь удобно,

Только есть его нельзя, дружок,

Я сыпучий, желтый, несъедобный,

Догадался, кто я? Я-….

(Песок)

Неприступная на вид,

Подбоченившись, стоит.

А внутри — загадка,

Белая и сладкая.

(Сахарница, сахарный песок)

Что же это за песочек,

Сладок с ним у нас чаёчек,

В каждой кухне проживает,

Всем хозяйкам угождает.

(Сахар)

Недавно, я был в магазине, и увидел на витрине сахарный песок. И мне стало очень интересно, чем он отличается от речного песка. Помогите мне пожалуйста разгадать эту загадку».

Ну что, ребята поможем «Незнайке»?

Дети. Да!

Воспитатель: Садитесь на свои места.

Воспитатель. Ребята, вы все, конечно, играли в песочнице. Песок твердый, мягкий или жидкий? (Мягкий) А теперь подумайте и ответьте, из чего состоит песок? (Из песчинок) Песчинки твердые или мягкие?

Педагог выслушивает ответы детей и подводит их к выводу: песчинки твердые. Предлагает: «Давайте проверим. У вас на столе стоят подносы с песком. Насыпьте немного песчинок себе на ладошку. Насыпали? Теперь посильнее надавите на ладошку пальчиком и покрутите пальчиком по ладошке. … Чувствуете, как песчинки колют ладошку? Что можно сказать про песчинки? Какие они? Мягкие или твердые?»

Дети. Твердые.

Воспитатель. Правильно. Песчинки твердые, но они очень маленькие – как маленькие камушки, и их трудно увидеть. Вот если бы муравьишка посмотрел на песчинку, то она показалась бы ему большим камнем! А для нас песчинки очень маленькие, и их много. Но можно рассмотреть поближе. Давайте проведем опыт: посмотрим на песчинку через специальное стекло, которое увеличивает. Такое стекло называется лупа.

Педагог раздает детям лупы и предлагает«Посмотрите на песчинку через лупу». Дети рассматривают песчинки.

Воспитатель. Видите, ребята, песчинки все разные. Похожи песчинки на камушки? А песок какой? (Песок мягкий) Кто мне скажет, почему из твердых песчинок получается мягкий песок?

Педагог стимулирует активность детей и подводит их к выводу«Песчинок много».

Воспитатель. Правильно, если песчинок много, то песок становится мягким. Песчинки, когда их много, не так сильно колются, как на ладошке.

Игра «Нарисуй сказку». Воспитатель просит детей нарисовать на песке картинку по ходу стихотворения (во время рисования звучит приятная мелодия):

Я рисую домик:

Сверху - черепица,

На окошке - кошка,

Ей селёдка снится.

Птички на деревьях,

Бабочки летают.

Жаль, что на песочке

Места не хватает.

Воспитатель. Молодцы! Очень красивые картины у вас получились.

(Динамопауза) - на ковре.

А теперь мы с вами изучим сахар. (Дети возвращаются на свои места).

Педагог раздает детям по кусочку сахара и предлагает«Посмотрите на этот кусочек сахара. Какой он?»

Дети. Белый! Твердый! Сладкий!

Воспитатель. Правильно, сахар твердый! У вас в блюдцах лежит сахарный песок давайте рассмотрим его через лупу. (Дети рассматривают песчинки сахара через лупу). Похожи сахарные песчинки на обычный песок? (Похожи) А чем отличается сахар от песка? (Сахар сладкий, а песок нет.) Если мы положим сахар в воду, что будет? (Сладкая вода) А если мы песок насыплем в воду, что будет? Сейчас проверим.

Педагог раздает детям по два стакана с теплой водой (чтобы сахар быстрее растворялся) и по чайной ложечке.Предлагает«Положите сахар в воду и помешайте ложечкой». Дети растворяют сахар в воде.

Воспитатель. Размешали сахар? Что же получается? Сахара нет! Куда он исчез?

Важно, чтобы дети давали свои объяснения этому явлению.Педагог подводит их к выводу«Сахар растворился».

Воспитатель. Сахар остался в воде, только мы его не видим. А где же он? Наверное, его нет в стакане. Кто мне скажет? Давайте попробуем воду на вкус, какая она стала? (Сладкая) А теперь возьмите песок и высыпьте его в другой стакан. Размешайте ложечкой. Растворяется песок в воде?

Дети. Нет, не растворяется.

Воспитатель. Правильно! Сахар растворяется в воде, а песок не растворяется.

В воду бросили песочек,

Растворяться он не хочет,

А вот сахар сладкий-сладкий

Растворился без остатка!

Ребята, а где работает песок?

Ответы детей.

Молодцы, ребята, много ответов вы дали, а теперь мы их проверим. Выходите скорее на ковер. (Видеоряд)

Итог. Вот мы с вами и узнали, чем отличается сахарный песок от песка речного или природного. И теперь мы можем написать письмо «Незнайке» с ответом на его вопрос.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект непосредственно образовательной деятельности с детьми старшего дошкольного возраста по освоению образовательной области "Коммуникация" и коррекционному направлению в индивидуальной форме

.В конспекте описывается работа по развитию речи и слухового восприятия детей с нарушениями слуха с использованием сурдологопедического тренажера "Дэльфа-130"....

Конспект непосредственно образовательной деятельности по образовательной области "Музыка" для детей средней группы "Путешествие в осенний лес"

Развивать у детей музыкальный слух, певческий голос и творческие способности. Учить  различать тембр музыкальных инструментов.  Закреплять умение играть на детских музыкальных инструментах....

"Металлические и деревянные музыкальные инструменты" - конспект непосредственно образовательной деятельности по образовательной области «Музыка» для детей подготовительной к школе группы с применением ИКТ

Конспект НОД для детей подготовительной к школе группы. На занятии дети знакомятся с металлическими и деревянными музыкальными инструментами и учатся на них играть....

Конспект непосредственной образовательной деятельности по образовательным областям "Коммуникация", "Познание". Тема «Одежда» (2 младшая группа).

Закрепление представлений об одежде и ее назначении; уточнение, расширение и активизация словаря по теме; совершенствование грамматического строя речи....

Конспект непосредственно-образовательной деятельности в старшей группе № 4 компенсирующей направленности для детей с задержкой психического развития Образовательная деятельность: коммуникация Раздел: развитие речи Тема «Перелётные птицы»

конспект итоговой НОД составлен для детей старшей группы, имеющих задержку психического развития. к конспекту прилагается презентация с дидактическими играми, которые можно использовать как вне заняти...

Конспект непосредственной образовательной (индивидуальной) деятельности учителя-логопеда по теме: «Поможем снеговику найти друзей»

Конспектнепосредственной образовательной (индивидуальной) деятельностиучителя-логопеда по теме:«Поможем снеговику найти друзей»...