Конспект непосредственно-образовательной деятельности «Наблюдение за елью»
план-конспект

Терзи Татьяна Ивановна

Конспект непосредственно-образовательной деятельности «Наблюдение за елью»

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл nablyudenie_za_elyu.docx16.46 КБ

Предварительный просмотр:

Конспект непосредственно-образовательной деятельности

«Наблюдение за елью»

Цель: способствовать расширению и углублению экологических знаний, формированию бережного отношения к живой природе.

Задачи:

1. Уточнить и углубить представления детей о ели. Учить распознавать ель по общему виду, стволу, веточкам, хвоинкам, шишкам.

2. Показать детям связи внутри живой природы (между елью и животными, между елью и человеком).

3. Формировать навыки первичной исследовательской деятельности (наблюдение, анализ, вывод).

4. Обогащать словарный запас по лексической теме «Деревья».

5. Содействовать становлению осознанно-правильного отношения дошкольников к ели как объекту живой природы.

Ход наблюдения:

- Дети, Вы любите отгадывать загадки? Давайте попробуем отгадать.

Что же это за девица:

Не швея, не мастерица,

Ничего сама не шьёт,

А в иголках круглый год (Ель)

- А где на территории детского сада растет ель? (дети отвечают, показывают).

- Ребята, скоро Новый год! Его празднуют возле нарядной елки. А много ли мы знаем о ели. Давайте подойдем к ели и понаблюдаем за ней (Вместе с детьми подходим к ели, располагаемся полукругом возле нее. Даю время для осмотра ели).

- Я вам буду задавать вопросы и предлагать выполнить некоторые задания. Завтра на занятии мы будем рисовать ель, и вы хорошо нарисуете, если сегодня будете внимательны.

- Ель – это дерево или кустарник? Почему? (Дерево, потому что у нее один ствол и от него отходят ветки).

- Правильно, ель – дерево, смотрите какая она высокая и стройная. У нас можно встретить два вида ели: - голубая и обыкновенная. Мы наблюдаем за елью обыкновенной.

- Почему ель называют морозостойким деревом? (Хорошо переносит морозы).

- Какой ствол у ели? (Прямой и высокий).

- Чем покрыт ствол ели? Посмотрите и потрогайте. (Кора темная, шершавая. Ствол покрыт колючей хвоей).

- Какая форма кроны у ели? (как треугольник).

Уточняю:

- По форме напоминает пирамиду. Верхние ветви у ели молодые и короткие, а внизу старые и длинные. Еловые ветви называют еловыми лапами. Еловые лапы почти не пропускают солнечный свет и падающий снег. Поэтому под елью всегда тень и снега не много, и на нем - сухие коричневые иголки и пустые шишки.

- Давайте рассмотрим еловые шишки. Возьмите в руки шишки. Что про них можно сказать? (Еловая шишка удлиненная. У неё мягкие чешуйки).

- Что есть в шишках ели? (Семена).

- Попробуйте достать семечко ели.

- Какие они? (Они мелкие и с крылышками).

- Когда шишки созревают, они падают с деревьев. Из упавших шишек высыпаются на землю семена. Ветер разносит их везде. Там где упадут семена, вырастут новые ели. Из семян ели вырастут ёлочки.

- У ели есть листья, но они особой формы. Это хвоинки. Они похожи на иголочки. Хвоинки живут несколько лет. У ели – 5-7 лет. Затем они коричневеют, буреют и опадают. Но не все сразу, так что на дереве всегда сохраняется хвоинки. Поэтому ель «вечнозеленым» деревом.

- Давайте рассмотрим хвоинки у ели. (У ели хвоинки располагаются поодиночке. У ели темные хвоинки. Хвоинки ели короткие).

- Пощупайте осторожно хвоинки, покатайте их между пальчиками (показываю). Осторожно - чтобы деревцу не навредить и самим не уколоться. Что вы почувствовали? (У ели хвоинки твердые и колючие, если покатать между пальцами, можно ощутить твердые грани).

- А вот новое и то, что вы пока не знали. Оказывается, снаружи хвоинки покрыты восковым налетом. Он защищает хвоинки от высыхания. У хвоинок есть дыхательные «окошечки» - устьица. Устьица разбросаны по всей поверхности иголочек. И чтобы спасти себя от высыхания, замерзания окошечки – устьица на зиму плотно запечатываются воском. Так хвоинки научились защищаться от мороза и высыхания. Поэтому ель морозо- и засухоустойчива.

- Как вы думаете, ель – это полезное дерево? (Да).

- Кому оно приносит пользу? (Птицам, животным и человеку).

- К ели полакомиться жуками-короедами прилетает дятел. Белка живёт в дуплах на ели. Питается семенами шишек. Под хвойными деревьями можно встретить лесных грызунов – мышей–полевок. Полевки питаются семенами шишек. В густых еловых ветвях клесты вьют гнезда и выводят птенцов. Под еловыми лапами заяц спрячется от ветра, снега и хищников.

- А в чем заключается польза ели для человека? (Используется для строительства домов. Из нее изготовляют мебель. Делают бумагу, карандаши. Дерево – это топливо (дрова).

- Ребята, ель растет долго, поэтому надо беречь все, что из нее сделано: мебель, игрушки, чистую бумагу.

- У еловой хвои есть аромат. Очень полезно дышать воздухом с еловым ароматом. Хвойные деревья, и ель, конечно тоже, выделяют летучие вещества – фитонциды, которые убивают вредные бактерии. Поэтому в хвойном лесу хорошо и легко дышится. Недаром санатории для оздоровления людей строят в сосновом бору.

- А еще на Новый год мы все украшаем елочку. И было бы очень хорошо, если бы в этот праздник у вас дома стояла искусственная елка, а не живая. Ведь если елку спилят, она засохнет, умрет, и не будет в лесу елки. А искусственная елка тоже очень красивая, и если ее украсить, то она принесет не меньше радости в Новый год.

- Дорогие ребята! Лес, ельник, – это наша жизнь, наше богатство и его надо беречь. Беречь от огня, беречь от топора, беречь от злых людей. Беречь лес – значит беречь жизнь, беречь Родину, беречь нашу планету!

Берегите русский лес,

Он источник всех чудес.

Чтобы всюду зеленели

Сосны, вязы, клёны, ели,

Берегите русский лес!

- Давайте скажем ели «До свидания. Какая ты красавица! Расти большая нам, птицам и зверям на радость, а мы тебя – не обидим».

- Предлагаю вам поиграть. Я буду говорить слова, и показывать движения, а вы повторяйте за мной:

Есть в лесу три палочки: (хлопаем в ладоши).

Ели – ёлки - ёлочки (руки вверх, в стороны, вниз).

Лежат на елях небеса (руки вверх).

На ёлках – слышны птичьи голоса (приложить руку к уху).

Выполняем несколько раз.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект непосредственно образовательной деятельности с детьми старшего дошкольного возраста по освоению образовательной области "Коммуникация" и коррекционному направлению в индивидуальной форме

.В конспекте описывается работа по развитию речи и слухового восприятия детей с нарушениями слуха с использованием сурдологопедического тренажера "Дэльфа-130"....

Конспект непосредственно образовательной деятельности по образовательной области "Музыка" для детей средней группы "Путешествие в осенний лес"

Развивать у детей музыкальный слух, певческий голос и творческие способности. Учить  различать тембр музыкальных инструментов.  Закреплять умение играть на детских музыкальных инструментах....

"Металлические и деревянные музыкальные инструменты" - конспект непосредственно образовательной деятельности по образовательной области «Музыка» для детей подготовительной к школе группы с применением ИКТ

Конспект НОД для детей подготовительной к школе группы. На занятии дети знакомятся с металлическими и деревянными музыкальными инструментами и учатся на них играть....

Конспект непосредственной образовательной деятельности по образовательным областям "Коммуникация", "Познание". Тема «Одежда» (2 младшая группа).

Закрепление представлений об одежде и ее назначении; уточнение, расширение и активизация словаря по теме; совершенствование грамматического строя речи....

Конспект непосредственно-образовательной деятельности в старшей группе № 4 компенсирующей направленности для детей с задержкой психического развития Образовательная деятельность: коммуникация Раздел: развитие речи Тема «Перелётные птицы»

конспект итоговой НОД составлен для детей старшей группы, имеющих задержку психического развития. к конспекту прилагается презентация с дидактическими играми, которые можно использовать как вне заняти...

Конспект непосредственной образовательной (индивидуальной) деятельности учителя-логопеда по теме: «Поможем снеговику найти друзей»

Конспектнепосредственной образовательной (индивидуальной) деятельностиучителя-логопеда по теме:«Поможем снеговику найти друзей»...