Программа внеурочной деятельности
методическая разработка (5 класс)
Программа внеурочной деятельности "Давай научимся читать" адресована учащимся 5-го (6-го) класса общеобразовательной школы. Актуальность программы определена требованиями к образовательному результату, заложенными во ФГОС ООО на уровне сформированности метапредметного результата как запроса личности и государства. В современном обществе важно сформировать у школьников функциональную грамотность, а показателем сформированности этого умения является чтение как универсальный способ действий учащегося, который обеспечивает усвоение новых знаний и умений. Чтение – это основной способ получения информации по всем учебным предметам, поэтому от умения воспринимать, понимать, интерпретировать информацию, получаемую при чтении, зависит успешность образовательного процесса в целом.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
programma_vneurochnoy_.docx | 16.47 КБ |
Предварительный просмотр:
Конкурсная работа
«Программа внеурочной деятельности «Давай научимся читать»
(номинация: лучшая образовательная практика по повышению качества образования)
ФИО исполнителя: Сафонова Наталья Гериковна
Должность и место работы исполнителя:
учитель Филиала МБОУ «Шалинская СОШ № 45»-
«Илимская основная общеобразовательная школа»
Введение
Программа внеурочной деятельности «Давай научимся читать» адресована учащимся 5-го (6-го) класса общеобразовательной школы.
Актуальность программы определена требованиями к образовательному результату, заложенными во ФГОС ООО на уровне сформированности метапредметного результата как запроса личности и государства. В современном обществе важно сформировать у школьников функциональную грамотность, а показателем сформированности этого умения является чтение как универсальный способ действий учащегося, который обеспечивает усвоение новых знаний и умений. Чтение – это основной способ получения информации по всем учебным предметам, поэтому от умения воспринимать, понимать, интерпретировать информацию, получаемую при чтении, зависит успешность образовательного процесса в целом.
В условиях ослабления интереса к чтению успешная реализация программы способствует повышению этого интереса и формированию потребности использовать чтение как способ познания мира.
Основы смыслового чтения закладываются в начальной школе, они должны закрепляться и развиваться в 5-6 классах и совершенствоваться в течение всех лет обучения.
Практическая часть
Цели программы:
- Формирование и развитие основ читательской компетенции
- Формирование функциональной грамотности учащихся
Задачи:
- Освоить базовый понятийный аппарат, связанный с чтением как универсальным видом деятельности
- Учить использовать навыки чтения для поиска, извлечения, понимания, интерпретации и оценки информации
- Активизировать потребность в чтении
Программа рассчитана на 17 часов, время проведения занятия – 45 минут.
Теоретические основы даются дозированно, переплетаются с практической деятельностью, что обеспечивает формирование основ читательской компетенции, побуждает к чтению.
Формы проведения занятий: беседа, практикум, тренинг, игра, конкурс, наблюдение и исследование.
Диагностику читательских умений учащихся возможно провести на первом и последнем занятии (см. Комплект заданий для диагностики читательской грамотности учащихся 5-6 классов, разработанный в 2-х вариантах учителем Сафоновой Н.Г. и успешно представленный на муниципальных педагогических чтениях Шалинского городского округа). Формой предъявления результата является также участие детей в фестивалях и конкурсах, проведенных по данному направлению.
Учебно-тематический план
№ | Тема занятия |
1 | Практикум- диагностика читательской грамотности учащихся |
2 | Умею ли я читать? Из чего состоит книга? |
3 | Зачем я читаю текст? |
4 | Что такое текст? |
5 | Заголовок в тексте. Как озаглавить текст? |
6 | Какую роль играет эпиграф? |
7 | Наши верные друзья (словари, справочники, энциклопедии) |
8 | Учимся читать учебный текст |
9 | Учимся читать учебный текст (практикум) |
10 | Как читать несплошной текст? |
11 | Как читать несплошной текст? (практикум) |
12 | Строение текста разных типов |
13 | Разговор с текстом: учимся выделять главную мысль, задавать вопросы к тексту |
14 | Что помогает понять текст? |
15 | Я прочитал текст: обработка, предъявление и оценка информации |
16 | Представление портфолио «Мои достижения» |
17 | Итоговое занятие. Практикум - диагностика читательской грамотности учащихся |
Обязательным является требование предлагать для работы текстовый материал из разных предметных областей, что позволяет формировать чтение как универсальное учебное действие для овладения этими дисциплинами.
Реализация программы возможна в том случае, если учитель владеет необходимой базой для формирования читательских умений учащихся, технологией развития критического мышления, исследовательскими и игровыми технологиями.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
программа внеурочной деятельности"Экспериментальная деятельность педагога. Внеурочная деятельность в 5.классе"
Следуя требованиям новым ФГОС, наш лицей участвует в эксперименте по внедрению внеурочной деятельности в среднюю школу. Данная программа содержит пояснительную записку, тематическое и поурочное планир...
Календарно-тематическое планирование (68 ч) для рабочей программы внеурочной деятельности по географии для 5-6 классов «Моя экологическая грамотность», составленной на основе Программы внеурочной деятельности «Моя экологическая грамотность 5-6 классы. Р
Календарно-тематическое планирование (68 ч) для рабочей программы внеурочной деятельности по географии для 5-6 классов «Моя экологическая грамотность», составленной на основе Программы внеу...
Рабочая программа внеурочной деятельности "Туосчаана" (Внеурочная деятельность по изготовлению берестяных изделий в национальном стиле)
Рабочая программа составлена на основе авторской программы "Шитье из бересты"/Оконешниковой А.Ф./: Чурапча, 2000г. План рассчитан на 1 учебный год,...
Внеурочная деятельность. Рабочая программа внеурочной деятельности "Золотое перо" для 5-9 классов.
Рабочая программа внеурочной деятельности "Золотое перо" для 5-9 классов.Авторская программа «Золотое перо» для учащихся 5-9 классов. Курс составлен в соответствии с требованиями...
Занятие внеурочной деятельности «Я умею договариваться» программы внеурочной деятельности «Тропинка к своему Я»
Успешные практики включения обучающихсяс ОВЗ в образовательное пространство. Инклюзивное занятие для нормативно развивающихся учащихся и обучающихся с ОВЗ....
ПРОГРАММА ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ПО ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЕ «Готовимся к сдаче нормативов ГТО» Направление внеурочной деятельности - физическая культура для учащихся 9-10 классов, 34 часов
Главная цель развития отечественной системы школьного образования определяется как формирование личности, готовой к активной творческой самореализации в пространстве общечеловеческой культуры. Физичес...
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ тематическая, по конкретным видам внеурочной деятельности (тип программы) Занимательная математика 2021-2022 г. (срок реализации программы) 11-12 лет (возраст обучающихся)
Примерная рабочая программа курса внеурочной деятельности «Занимательная математика» разработана в соответствии с требованиями ФГОС ООО, на основе примерной основной образовательной програ...