СТАТЬЯ ПРИОБЩЕНИЕ ДОШКОЛЬНИКОВ С ОНР К ПРАВОСЛАВНЫМ ПРАЗДНИКАМ
статья

Спицына Людмила Александровна

В статье раскрывается тема приобщения дошкольников с общим недоразвитием речи к православным праздникам, включение в тематическое планированирование мероприятий 

Скачать:


Предварительный просмотр:

Спицына Л. А.,

учитель – дефектолог,

МАДОУ «Детский сад комбинированного вида №32 «Журавушка»

г. Губкин Белгородская область

Приобщение дошкольников с ОНР к православным праздникам.

В современной России дошкольное образование отделено от Церкви, но данное положение не означает, что в его программах не может присутствовать религиозная проблематика, поскольку она отражает исторические корни жизни общества и ориентирует на духовно-нравственное воспитание детей. Русскую культуру, основанную на православии, невозможно понять без обращения к наследию христианства.

Православная культура – это та корневая система, на которой возникла и развивается российская цивилизация. Она тесно связана с жизнью каждого человека и общества в целом. Многовековой опыт человечества показал важность приобщения детей к культуре своего народа, поскольку обращение к отечественному наследию воспитывает уважение, гордость за землю, на которой живем. Поэтому детям необходимо знать и изучать культуру своих предков. В нашем светском государстве в данный момент происходит массовое приобщение людей к основам православной культуры, более того, воспитание дошкольников в православных традициях является приоритетным в нашем Белгородском регионе, становится актуальным вопрос о том, как совместить православные и педагогические традиции.

В работе опираемся на примерную адаптированную программу коррекционно-развивающей работы в логопедической группе детского сада для детей с тяжелыми нарушениями речи под редакцией Н. В. Нищевой. В ней автор предлагает наряду с изучением лексических тем народный, календарь. Каждая неделя месяца на протяжении всего учебного года посвящается определенному празднику.

Народный календарь

Месяц/неделя

Народный календарь

(праздник)

Месяц/неделя

Народный календарь (праздник)

Октябрь 1 нед

 Сергий Капустник.

Февраль 1нед

Сочельник.

2нед

Покров

2 нед

Крещение.

3 нед

Ознобицы

3 нед

Кудеси

4 нед

Прасковья Грязнуха

4 нед

Агафья

Ноябрь 1нед

Прасковья Льняница.

Март 1нед

Тимофей Весновей.

2 нед

Кузьминки

2 нед

Сретенье.

3 нед

Федот Ледостав

3 нед

Герасим Грачевник.

4 нед

Федот Студит.

4 нед

Алексей теплый.

Декабрь 1нед

Введение.

Апрель 1нед

Благовещение, встреча весны.

2 нед

Георгий Победоносец

2 нед

Марья Зажги снега.

3 нед

Никола Зимний.

3 нед

Родион Ледолом

4 нед

Лукин день

4 нед

Мартын Лисогон.

Январь 2 нед

Рождество.

5 нед

Иов Огуречик

3 нед

Василий Капельник

Май 1нед

Еремей Запрягальник.

3 нед

Арина Рассадница.

Опираясь на народный календарь, переплетаем его с традициями православной России и стараемся выстраивать взаимосвязь изучаемого материала с сезонными и временными особенностями, праздничными датами, с крестьянским земледельческим календарем. Используя наглядность, сочетаем интеллектуальную и творческую активность ребенка на организованной образовательной деятельности. Например: в октябре первый праздник по народному календарю называется «Сергий капустник». Церковное название: Преставление преподобного Сергия, игумена Радонежского, всея России чудотворца. Значение праздника: Почтение памяти С. Радонежского. Традиции: Засолка и консервация капусты, выпечка хлебных лепешек. Познакомившись с церковным названием и традициями этого праздника, мы с ребятами провели совместно с мамами и бабушками мастер-класс «Хозяюшки», где они продемонстрировали свои умения в засолке и выпечке хлебобулочных изделий.

У дошкольников с ОНР (общее недоразвитие речи) изначально бедный словарный запас, не сформирован правильный грамматический строй, не развита связная речь, поэтому стараемся наглядно наиболее широко обогатить словарный запас. Для этого широко используем народный фольклор (сказки, пословицы, поговорки, песни прибаутки).

Современные дошкольники в большинстве своем знакомы с такими большими праздниками как Рождество, Крещение. Во многих семьях существуют свои традиции в праздновании этих праздников, поэтому был организован «Круглый стол» по обмену опытом и с показом народных игр, оформлением фото выставки и изготовлением сувениров из соленого теста.

В общении с каждым ребенком стараемся создать ситуацию успеха для каждого ребенка. В устном народном творчестве как нигде сохранились особенности черты русского характера, присущие ему нравственные ценности, представления о добре, красоте, правде, храбрости, трудолюбии, верности. Знакомясь с потешками, ребенок вслушивается в речь, улавливает ее ритм, отдельные звукосочетания и постепенно проникает в их смысл, таким образом, развивается фонематический слух малыша.

Опыт работы показал, что те дети, которых укачивали под колыбельные, развлекали прибаутками и сказками, с которыми играли, исполняя потешки, по многочисленным наблюдениям, стали наиболее творческими личностями.

Пословицы, поговорки, загадки, которые активно используются в работе - развивают логическое мышление, приучают к образному меткому слову. А сказки оказывают огромное нравственное влияние, формируют творческое начало, самостоятельность мысли. Речевой материал для заучивания помогает автоматизировать, закрепить в речи ребенка правильные звуки.

Еще хотелось бы остановиться на празднике - Благовещение Пресвятой Богородицы - праздник, установленный в память возвещение Ей архангелом Гавриилом благой вести о воплощении и рождении от Нее Спасителя мира, Сына Божие, Иисуса Христа. Этот праздник очень любил русский народ. Благовещение - один из самых больших праздников весны, для ознакомления с которым провели праздник «Встреча весны - Благовещение», главными гостями которого стали Евдокия Плющиха и Герасим Грачевник. Гости праздника устраивали различные состязания, для того чтобы победить зиму и предлагали участникам спеть веснянки - песни, которыми зазывали весну, чтобы птицы поскорее с юга вернулись, чтобы снег в полях растаял, чтобы хлеба взошли. Еще ребята познакомились с народными приметами: Каково Благовещение, таково и Светлое Воскресенье; на Благовещение дождь, родится рожь; если пойдет дождик, год будет грибной, а рыболовы надеются на удачный лов рыбы.

18 мая (по старому стилю 5 мая) отмечается память Ирины (Арины) Македонской. На Арину в народе высаживали на грядки рассаду капусты, сажали огурцы, потому и называют ее Рассадницей да Капустницей. На эту дату запланировали высадку рассады на огороде детского сада. Посадкой обязательно должны были заниматься только женщины, поэтому мальчики были помощниками, подносили воду и садовый инвентарь.

Подводя итог проделанной работе основными критериями результативности в работе являются: улучшение грамматического строя речи детей группы. Улучшение звукопроизношения. Проявление у детей познавательного интереса к культуре и истории русского народа. Интересуются - какой праздник у нас будет следующим. Какие традиции и обряды сопровождают праздник. Дети овладели элементарными навыками использования информации для реализации своих познавательных интересов и потребностей, активно участвуют в народных праздниках, развлечениях, играх, ярмарках. У дошкольников развивается умение и желание импровизировать в разных видах деятельности на тему русского народного творчества. Приобщение детей к золотому фонду народной культуры решает не только проблемы обогащения речи детей, но и позволяет совершенствовать их внутренний мир, делает его духовным.

Открыть для дошкольников богатый духовный мир наших предков, показать святыни, воспитать их гражданами и патриотами своего Отечества - долг и нравственная обязанность родителей и педагогов. Православная культура в дошкольном образовании имеет огромный воспитательный потенциал.

Список литературы:

Нищева Н.В., Комплексная образовательная программа дошкольного образования для детей с тяжелыми нарушениями речи (общим недоразвитием речи) с 3 до 7 лет. Издание 3-е, переработанное и дополненное в соответствии с ФГОС ДО. - СПб.: ООО "ИЗДАТЕЛЬСТВО "ДЕТСТВО-ПРЕСС", 2018. - 240 с.

Давыдова Н.В., Мастера: Книга для чтения по истории православной культуры. Для детей среднего и старшего возраста. // Н.В. Давыдова - М.: Покров, 2004.

Воронкова Ю.В., Духовно-нравственное воспитание младших школьников в системе дополнительного образования детей на селе: дис. канд. пед. наук / Ю.В. Воронкова. - М., 2002. - 117 с.

Кудряшова А.Н., К вопросу о религиозном воспитании и духовно-нравственном становлении личности. // Педагогическая научно-практическая конференция. Ярославль, 2003. 0,3 п. л.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

ПРОГРАММА кружка «Школьный православный театр» (программа построена НА ОСНОВЕ НАЦИОНАЛЬНЫХ ТРАДИЦИЙ ПРАВОСЛАВНЫХ ПРАЗДНИКОВ).

ПРОГРАММА кружка «Школьный православный театр» (программа построена НА ОСНОВЕ НАЦИОНАЛЬНЫХ ТРАДИЦИЙ ПРАВОСЛАВНЫХ ПРАЗДНИКОВ). Лето Господне....

Приобщение дошкольников к культуре малой Родины

Родина, Россия, родная природа - этьи слова неотделимы. Любовь к своей стране невозможна без любви к истории своего края. В процессе приобщения дошкольников к культуре, народным промыслам своего народ...

Приобщение дошкольников к миру театра в процессе ознакомления с родной историей и культурой

         Народная культура — предмет, который человек постигает на протяжении всей своей жизни. Чем раньше начнётся процесс знакомства с народной культурой, тем лучших ...

Приобщение дошкольников к русской национальной культуре через организацию обрядовых праздников и фольклорных развлечений

 В работе представлены практические материалы по организации обрядовых праздников и фольклорных досугов для детей дошкольного возраста.   Организация фольклорных праздников и раз...

Консультация для родителей «Приобщение дошкольника к книге»

Книга – это неотъемлемая часть воспитания ребенка. С ее помощью он сможет найти ответы на интересующие его вопросы, познавать мир и самого себя, переживать истории героев,  придумывать...

Воспитание любви и интереса к родному краю в процессе приобщения дошкольников к традиционной культуре Родного края.

Татарстан – это особый культурный регион России: со своими традициями, промыслами, своими героями прошлого и настоящего. Многонациональность Татарстана – его достижение, его богатство. Может быть, в о...