Приобщение дошкольников к миру театра в процессе ознакомления с родной историей и культурой
статья по музыке по теме

Десятова Наталья Владимировна

           Народная культура — предмет, который человек постигает на протяжении всей своей жизни. Чем раньше начнётся процесс знакомства с народной культурой, тем лучших результатов можно добиться.  Знакомство детей с народным искусством (поэтическим, музыкальным, танцевальным, декоративно-прикладным) в дошкольный период позволяет сформировать у них первичные представления о народной культуре, что очень важно для дальнейшего процесса обучения и воспитания.                       

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon priobshchenie_k_teatru_rodnoy_kultur.doc39 КБ
Реклама
Онлайн-тренажёры музыкального слуха
Музыкальная академия

Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей

Современно, удобно, эффективно

Посмотреть >


Предварительный просмотр:

Десятова Наталья Владимировна, музыкальный руководитель Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение Центр развития ребенка – детский сад № 27 «Сказка» муниципального образования город Саяногорск

                Приобщение дошкольников к миру театра в процессе ознакомления с    

                родной историей и культурой

Народная мудрость, бережно хранимая нашими предками, дошедшая до нас из глубины веков, не должна быть потеряна, забыта. Она должна быть передана детям и чем раньше ребёнок почувствует корни, тем охотнее он будет обращаться в дальнейшим к опыту и знаниям людей, живущих в далёкую, седую старину, научится чтить память своих предков.

За последние годы значительно увеличился интерес к народному творчеству. И это сказалось на работе дошкольных учреждений. Повсеместно стали проводиться фольклорные праздники и развлечения. Хорошо, что мы вспомнили о своих корнях и дали возможность детям прикоснуться к источнику народного творчества многих поколений.

В нашем детском саду дети живут в уютном мире тепла и добра, в мире творчества и фантазии, вопросов и ответов. Ведь всё лучшее, что начнёт формироваться в детском саду, найдёт своё отражение в дальнейшей жизни детей. Мы стараемся приобщить детей по всем видам национального искусства: музыкальный и устный фольклор – это всегда учение добру и о добре, народное декоративно – прикладное искусство зовёт к миру, согласию, несёт в себе народные традиции, произведения живописи к мудрости.

Сила воздействия фольклора заключается в единстве идеи и эмоций, рождающихся в результате общения с ним. Основной чертой фольклора, его достоинством является теснейшая связь с окружающей жизнью. Причем во многих произведениях жизнь народа, его обычаи и традиции выступают настолько ярко, что по ним можно восстановить жизнь и быт отдельных времён и народов. Совершенство формы и яркость средств музыкальной выразительности – важные особенности фольклора. Это естественно: произведения  народного искусства отшлифовывались веками, отбрасывая ненужное и устаревшее, создавая новое, более совершенное.

           Народная культура — предмет, который человек постигает на протяжении всей своей жизни. Чем раньше начнётся процесс знакомства с народной культурой, тем лучших результатов можно добиться. Дошкольный возраст — особо значимый период в развитии личности, то время, когда возможно подлинное, искреннее погружение в истоки национальной культуры. Именно в этот период у ребёнка формируются многие качества (физиологические, психологические); складываются интересы; начинается процесс самопознания, — ребёнок пытается понять, кто он в этом огромном мире. Знакомство детей с народным искусством (поэтическим, музыкальным, танцевальным, декоративно-прикладным) в дошкольный период позволяет сформировать у них первичные представления о народной культуре, что очень важно для дальнейшего процесса обучения и воспитания.                      

         К. Д Ушинский подчёркивал, что «литература, с которой впервые встречается ребёнок, должна вводить его в мир народной мысли, народного чувства, народной жизни, в область народного духа» .Такой литературой, приобщающей ребёнка к духовной жизни, прежде всего, являются произведения русского устного народного творчества во всём его жанровом многообразии. Произведения русского народного творчества своим содержанием и формой наилучшим образом отвечают задачам духовно- нравственного воспитания и развития ребёнка.

          Для детей дошкольного возраста доступными являются малые фольклорные формы – потешки, загадки, считалки и маленькие сказки. Так как у детей присутствует наглядно-образное мышление, то самым ярким из средств по ознакомлению с устным народным творчеством является театр, во всём его многообразии .Знакомство детей с произведениями искусства, с лучшими образцами устного народного творчества должно начинаться с первых лет его жизни, так как период раннего и дошкольного детства – определяющий этап в развитии человеческой личности. Гениальный творец – народ создал такие произведения художественного слова, которые ведут ребёнка по всем ступеням его эмоционального и нравственного развития.

 Театральная деятельность – это самый распространенный вид детского творчества. Она близка и понятна ребенку, глубоко лежит в его природе и находит свое выражение стихийно, потому что связана с игрой. Всякую свою выдумку, впечатление из окружающей жизни ребенку хочется воплотить в живые образы и действия. Входя в образ, он играет любые роли, стараясь подражать тому, что видит, и что его заинтересовало. Это дает ему огромное эмоциональное наслаждение. Мы видим как у них обостряется острота реакции, глубина и эмоциональность переживаний к героям сказки или спектакля, оживляется речь, загораются глаза неподдельной радостью.

       В настроении ребят появляется чувства удовлетворения и радости  от участия в обыгрывании сказки, спектакля и т.д.  Дети делятся своими впечатлениями не только со сверстниками, но и дома  с увлечением рассказывают о своим  успехах.

        Много лет занимаясь с дошкольниками театрализованной деятельностью, обратила внимание на то, что если в спектакле звучит живая музыка или присутствует        аккомпанемент музыкальных инструментов, то яркость впечатлений возрастает. Например:   скачет лошадка- герой сказки, а кто – то из детей простукивает ритм на деревянных ложках; важно ходит Петушок по двору – звучит трещотка; побежали Цыплятки к маме Квочке – слегка звенит бубен. Так же звенящим бубном можно имитировать «журчание»  ручейка.  Дети это делают с удовольствием. Даже малоактивные  дети охотнее включаются в театральные действия, если в руки  им попадают шумовые музыкальные инструменты:  бубен, погремушка, колокольчики, гармошка, трещотка, барабан, дудочка, свистулька и т.д.

     В  процессе игры, драматизации или в самостоятельной художественной деятельности, дети быстрее знакомятся с русскими народными инструментами и могут в дальнейшем творчески и интересно применять их звучание либо как шумовое

оформление спектакля, либо музыкально обогатить характер того или иного персонажа.

     Так ненавязчиво музыкальные инструменты, находясь в руках детей,  во время обрядовых или театрализованных представлений помогают понять душу наших предков, их представление о добре и зле, их веселый, озорной нрав, узнать лучше русскую культуру, её самобытность и неповторимость.

            Ознакомления детей с русским фольклором через театральную деятельность дает детям возможность изучать и познавать окружающий мир, жить в гармонии с ним, получать удовлетворение от разнообразия деятельности, успешного выполнения задания.

Литература:

1. Антипина А.Е. Театрализованная деятельность в детском саду. – М., 2003.

2. Васильева М.А. Программа воспитания и обучения в детском саду. – М., 2005.

3. Емельянов В.В. Развивающие голосовые игры: фонопедический метод развития      

    голоса. – М., 1998.

4. Маханева М.Д. Театрализованные занятия в детском саду. – М., 2003.

5. Петрова Т.И. Театрализованные игры в детском саду. – М., 2000.

6. Чурилова Э.Г. Театрализованная деятельность дошкольников и младших

    школьников – М., 2001.

7. Чурилова Э.Г. Арт-фантазия. – М.,1998.

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Приобщение к истории и культуре родного края, как условие формирования гражданской, патриотической, толерантной личности ребенка с ОВЗ

Выпускники специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII вида, как правило, не меняют своего места жительства. В основном по окончании школы они остаются жить и работать в своем городе. ...

Воспитание любви и интереса к родному краю в процессе приобщения дошкольников к традиционной культуре Родного края.

Татарстан – это особый культурный регион России: со своими традициями, промыслами, своими героями прошлого и настоящего. Многонациональность Татарстана – его достижение, его богатство. Может быть, в о...

Приобщение детей дошкольного возраста к русской народной культуре в процессе ознакомления с календарными праздниками

«Только тот, кто любит, ценит и уважает накопленное и сохраненное предшествующим поколениям может любить Родину, узнать ее, стать подлинным патриотом». (С.Михалков).Родная  культура – это живой и...

Презентация "Использование приемов мнемотехники в процессе ознакомления старших дошкольников с художественной литературой"

Презентацию можно использовать специалистам, работающим с детьми старшего дошкольного возраста, учителям начальных классов, родителям.В презентации раскрыты цели использования технологии мнемотехники,...

Патриотическое воспитание дошкольников в процессе ознакомления с общественно-значимыми событиями.

Общественно значимые  события содержат огромный образовательный потенциал: -знакомство с такими событиями и сопереживание  им  делает жизнь детей более...

Выступление на педсовете. Тема: «Театрально-игровая деятельность, ее виды, в процессе ознакомления дошкольников с художественной литературой».

Показать лучшие образцы искусства, пока дети сами не могут ориентироваться и делать свой выбор. И если актер на сцене реализует себя, утверждается в своих позициях, отстаивает их, то театр, в котором ...