Разработка заданий по читательской грамотности
методическая разработка (8 класс)
Разработка содержит несколько типов заданий для подготовки учащихся по развитию навыков читательской грамотности.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
zadachi_po_funktsionalnoy_chitatelskoy_gramotnosti.doc | 39 КБ |
Предварительный просмотр:
«Разработка заданий по читательской грамотности».
Задача «Хочу быть кроликом»
Текст задачи
Статья школьницы из Калининграда Юлии Садовской получила Гран-при Третьей телекоммуникационной олимпиады юных журналистов. Прочитайте статью и выполните задания
Хочу быть кроликом!
Что делать, если ты на полтора года младше своих одноклассников, да еще и новенькая в школе. А если при этом ты до сих пор не обкорнала длинные косички и не вытравила русые волосы в белый цвет, то какая-нибудь милая кличка тебе просто обеспечена. Но если при таком букете достоинств у тебя еще и два передних зуба выпирают, делая похожей на кролика, то все – пиши пропало. Но ведь безвыходных ситуаций не бывает, а опустить руки и поплыть по течению – далеко не лучший выход. Эта история о том, как мне на личном опыте пришлось убедиться в правильности фразы знаменитого немецкого поэта Иоганна Вольфганга Гете: «Лишь тот достоин счастья и свободы, кто каждый день за них идет на бой». Но бороться ведь тоже можно по-разному. Можно делать это с ожесточением и обидой на весь мир, а можно стать проще, чтобы люди сами потянулись к тебе, как к костру в зимний вечер. О том, что река начинается с голубого ручейка, а дружба – с улыбки, я вспомнила в девятом классе.
Однажды на уроке биологии мы изучали млекопитающих, и Боре Гусеву, одному из заводил нашего класса, почему-то захотелось сделать сообщение именно о кроликах. Он очень настойчиво, и с каким-то явно нездоровым интересом, расспрашивал нашу преподавательницу Марину Ишигидеевну Третьякову об этих милых животных. Даже она удивилась такой любознательности. И с каждым его вопросом, касающимся кроликов, класс смеялся все сильнее и сильнее. Причина столь бурного восторга из-за этих представителей млекопитающих открылась мне лишь на следующий день, когда Боря окрестил меня кроликом! Ну что ж, кролик так кролик. Отчаиваться и замыкаться в себе я не привыкла, поэтому решила создавать свой собственный кроличий стиль. А кто сказал, что кролики не могут быть красивыми?!
Дома, среди старых вещей, я нашла серый свитер с изображением веселого кролика, грызущего огромными белыми зубами ярко-оранжевую морковку. Свитер, конечно, был немного маловат (я носила его классе в пятом), но красота, как известно, требует жертв, так что можно и потерпеть небольшие неудобства ради такого случая! Одного свитера с собственным портретом на груди оказалось недостаточно. Еще для создания кроличьего имиджа мне понадобилось немного потрудиться на кухне: достать штучек пять морковок, помыть их, очистить, и готовый к употреблению завтрак настоящего кролика бросить в портфель вместе с учебниками.
И вот начинается цирковое представление. Я захожу в кабинет, снимаю куртку и достаю из портфеля первую морковку. До звонка на урок остается еще минут десять, поэтому даже самые активные учащиеся нашего класса сейчас заняты столь ответственным делом, как списывание домашнего задания из чужих тетрадей. Ну что ж, подождем. Наконец-то, Егор Киричков, мой сосед по парте, не поднимая глаз от тетради, говорит: «А, привет, кролик!». Я, громко хрустя морковкой, весело отвечаю ему: «Привет!». Он, должно быть, удивленный этим хрустом, посмотрел на меня, и вдруг безудержный хохот овладел им. Через минут десять смеховая волна прокатилась по всему классу, а я по-прежнему со спокойным видом сидела на парте и жевала морковку. Оля Егорова и Ира Бахтеева, ранее никогда не интересовавшиеся новенькими, подошли поближе, чтобы рассмотреть, что нарисовано у меня на свитере. Кристинка Виноградова попросила угостить ее морковкой. Борька Гусев был чуть ли не на седьмом небе оттого, что так верно подобрал мне кличку, Егор, закинув в сторону тетрадь с домашним заданием, перебивал всех и орал: «Это я, я первый заметил!!!».
Мое настоящее знакомство с классом началось лишь с этого дня. Ребята стали подходить на переменах толпами. Сначала просто смеялись, потом Кристина Виноградова сказала, что у них в модельном агентстве занимается девчонка, которая тоже очень похожа на кролика. Эту тему одноклассницы охотно подхватили, и каждая стала перечислять актрис, фотомоделей и поп-звезд, похожих на меня, то есть, тех, у кого также выпирают два передних зуба. Егор, в свою очередь, заметил, что у Рональдо, мега-звезды бразильской сборной по футболу, тоже большие передние зубы. Ну а своего экстремума наш разговор достиг, когда стали обсуждаться жевательные резинки Дирол и Орбит, с помощью которых, по мнению Кристины, можно сделать зубы не только белее, но и больше! И пускай я не слышала в жизни ничего более абсурдного, чем это утверждение, для поддержания разговора пришлось согласиться. Когда тема зубов, кроликов, Орбитов и Диролов была исчерпана, и каждый высказал все, что он думает, наступила минута молчания, которую Егор прервал своим предложением сходить в столовую за булками с кокосовой крошкой. Все охотно согласились. По дороге девчонки расспрашивали, из какой я пришла школы, нравится ли мне здесь, какие у меня любимые предметы. Причем кроликом меня уже никто не называл. Егор даже сказал мне откровенно: «Слушай, понимаю, что неудобно спрашивать у соседки по парте такое, но все-таки, как тебя зовут?» Девчонки, бывало, оговаривались: «Кро...Ой! Юлька, извини».
На обратном пути, из столовой в кабинет, мы ели булки, обменивались телефонами и обсуждали ассортимент школьного буфета. Эти булки с кокосовой крошкой были особенно вкусные в тот день, когда я впервые попробовала их. И вряд ли Кристина, Егор, Ира или Оля могли почувствовать это так же, как и я. Ведь это был не просто вкус кокоса, но и вкус победы. И сейчас, когда с тех пор прошло уже два года, когда с Кристиной мы каждые выходные ходим в кино, когда Оля помогает мне на контрольных по алгебре, и когда мы все вместе помогаем Ире с Егором помириться после очередной размолвки, я благодарю кроликов и тот счастливый день.
Юлия Садовская
Задания
Задание 1. В каком классе Юля попала в новую школу. Ответ запишите в числовом виде.
Задание 2. В начале статьи обрисована ситуация, в которой оказалась героиня – автор статьи Юля Садовская. В подобной ситуации можно вести себя по-разному. Как именно? Выберите правильные ответы на вопрос, опираясь на текст статьи.
А) опустить руки и поплыть по течению;
Б) бороться «с ожесточением и обидой на весь мир»;
В) отомстить всем и радоваться победе;
Г)бороться «с улыбкой»;
Д) отчаяться и замкнуться в себе.
Задание 3. Кто из ребят первым назвал новенькую кроликом? Выберите правильный ответ.
А) Егор;
Б) Оля;
В)Кристина;
Г) Борис;
Д) Ира.
Задание 4. Как сложились отношения Юли с одноклассниками в дальнейшем? Можно ли считать их прочными? Обоснуйте свой ответ.
Задание 5. В конце статьи Юля пишет: «Это был не просто вкус кокоса, но и вкус победы». Как вы думаете, о какой победе идет речь? Запишите свой ответ.
Задание 6. Почему Юля назвала свою статью «Хочу быть кроликом!»? Исключите неправильные утверждения.
А) Быть кроликом - значит оставаться самим собой;
Б) Быть кроликом - значит смешить других, вызывать симпатию, улыбку, расположение;
В) Быть кроликом - значит любить морковь;
Г) Быть кроликом - значит подчеркивать свою индивидуальность;
Д) Быть кроликом - значит быть слабым, беззащитным.
Задание 7. Перед вами фрагмент статьи «Недоразумение с косичками». Автор этой статьи – одна из красноярских журналисток. Как вы думаете, отличается ли отношение к проблеме и ее решение, данное в этой статье, от отношения и решения Юли? Обоснуйте свой ответ.
«В чем состоит основная проблема человечка, которому 12 – 16 лет? Это не учеба и даже не отношения с родителями и учителями. Все гораздо прозаичнее: внешность… Да, да, эти уши, носы. А если ты надел в школу не те джинсы, то свою репутацию вряд ли вернешь делами праведными.
Примерно об этом «Недоразумение с косичками». Спектакль создан ребятами из театральной студии «Спутник» при краевом Доме детского творчества по сюжету автора одноименного произведения Александра Антакольского.
Коротко сюжет: Муха – Мухина Лена – девочка, которая считает себя некрасивой и, соответственно, страдает по этому поводу, а тут еще одноклассницы, которые покоя не дают, издеваются. Коля Морозов, мальчик, который нравится, но не обращает внимания на это «недоразумение», как называет себя сама Муха. В общем, проблема «мировая». Кто поможет отчаявшемуся существу?
Конечно, подруги и добрая волшебница – визажист. С новой прической и макияжем героиня тут же снискала всеобщую любовь…»
Задание 8. Статья Юли Садовской получила Гран-при (высшую награду) Третьей всероссийской телекоммуникационной олимпиады юных журналистов. Если бы вы были членом жюри, согласились бы вы с таким решением? Обоснуйте свой ответ.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Методическая разработка «Разработка заданий по читательской грамотности» (на примере урока по роману А.С. Пушкина «Дубровский»)
Методическая разработка составлена в рамках курса ПК "Школа современного учителя" и содержит задания трёх уровней по формированию читательской грамотности. Может пригодиться при проведении у...
Разработка заданий по читательской грамотности.
Практическая разработка может быть использована учителями русского языка и литературы....
Разработка заданий по читательской грамотности
Примеры заданий на развитие читательской грамотности...
Практическая работа: «Разработка заданий по читательской грамотности».
Практическая работа: «Разработка заданий по...
Практическая работа : «Разработка заданий по читательской грамотности».
Задания для формирования читательской грамотности у учащихся на уроках истории...
Разработка заданий по читательской грамотности
Представлены разработки заданий по читательской грамотности по истории...
Разработка заданий по читательской грамотности
Задания на развитие и проверку умения находить и извлекать информацию. Практическая значимость: применение на уроках литературы, литературного чтения (в начальных классах) указанных приемов и фор...