Использование ИКТ на уроках русского языка и литературы.
статья

Кобылкина Татьяна Юрьевна

Сегодня нет такого учителя, который не мечтал бы о том, чтобы его общение с учащимися было бы увлекательным и  интересным, в этом- то нам и помогают информационные технологии. 

Скачать:


Предварительный просмотр:

Кобылкина Татьяна Юрьевна - учитель русского языка и литературы

Статья «Использование ИКТ  на уроках русского языка и литературы ».

     Что такое современный урок? Каким он должен быть и как его разработать?

Наверное, многие учителя задавали себе такой вопрос. Но прежде всего, хотелось бы вспомнить слова В.А. Сухомлинского« Урок – это зеркало общей и педагогической культуры учителя, мерило его интеллектуального богатства, показатель его кругозора, эрудиции».

Как для учеников, так и для учителя, урок интересен тогда, когда он современен в самом широком понимании этого слова. Современный, – это и совершенно новый, и не теряющий связи с прошлым, одним словом – актуальный. Актуальный [от лат. actualis – деятельный] означает важный, существенный для настоящего времени. А еще – действенный, современный, имеющий непосредственное отношение к интересам сегодня живущего человека, насущный, существующий, проявляющийся в действительности. Помимо этого, если урок – современный, то он обязательно закладывает основу для будущего.

Сегодня нет такого учителя, который не мечтал бы о том, чтобы его общение с учащимися было бы увлекательным и  интересным, в этом- то нам и помогают информационные технологии.  

 Данные технологии являются эффективным средством активизации познавательной, рефлексивной деятельности учащихся в образовательном и самообразовательном процессе.

  Компьютерные (новые информационные) технологии обучения - это процесс подготовки и передачи информации обучаемому, средством осуществления которых является компьютер. При подготовке к уроку с использованием ИКТ учитель не должен забывать, что это УРОК, а значит составлять план урока исходя из его целей, при отборе учебного материала он должен соблюдать основные дидактические принципы: систематичности и последовательности, доступности, дифференцированного подхода, научности и др. При этом компьютер не заменяет учителя, а только дополняет его.

 ИКТ - обобщающее понятие, описывающее различные устройства, механизмы, способы, алгоритмы обработки информации.

Информационно- коммуникационные технологии помогают разнообразить формы работы, активизировать внимание, повысить творческий потенциал личности педагога и ученика.

Благодаря ИКТ  повышается темп урока, учитель уже не тратит время для записи на доске, он просто проецирует  материал на экран, увеличивается доля самостоятельной работы учащихся, позволяющая  проверить усвоение теории у всех учащихся, углубить степень отработки практических умений и навыков, вести дифференцированную работу с учениками.  

Информационно- коммуникационные технологии мне нравится использовать  при изложении нового материала (демонстрационные материалы, программы  Кирилла и Мефодия и т. д. ), закреплении изложенного материала (тренинг - разнообразные обучающие программы), в системе контроля и проверки (тестирование с оцениванием, контролирующие программы, ЦОРы), для самостоятельной работы учащихся (обучающие программы, энциклопедии, развивающие программы).

Мне кажется, что применять  информационные технологии  нужно и даже необходимо на уроках русского языка и  литературы, так как они способствуют совершенствованию практических умений и навыков, позволяют эффективно организовать самостоятельную работу и индивидуализировать процесс обучения, повышают интерес к урокам русского языка и литературы, активизируют познавательную деятельность учащихся, осовременивают урок. Но поработать с каждым ребенком не всегда получается, так как компьютер в классе находится только у учителя.

Учитывая особенности преподавания русского языка и литературы в школе, я применяю компьютерные технологии в обучении этих предметов по нескольким направлениям как в урочной, так и во внеурочной деятельности: как банк справочного материала, как средство управлением учением ученика, динамическое средство условной наглядности, средство организации проблемной ситуации, способствующее исследовательской работе учащихся. Компьютерные технологии способствуют научной организации труда ученика и учителя, самостоятельной исследовательской работе учеников для подготовки к уроку.

Мне хотелось бы поделиться опытом внедрения информационных технологий на своих уроках. У меня в кабинете русского языка установлены компьютер, мультимедийный проектор, интерактивная доска, имеется  медиатека по изучаемым предметам, имеется постоянный доступ к сети Internet. Я по-разному применяю компьютер на уроках и  во внеклассной работе.

  Компьютер использую на всех этапах обучения: при объяснении нового материала, закреплении, повторении, контроле знаний, умений и навыков. При этом для ученика он выполняет различные функции: учителя,  иногда рабочего инструмента, объекта обучения и т. д.

  В функции учителя компьютер представляет источник учебной информации (частично или полностью заменяющий учителя и книгу), наглядное пособие (качественно нового уровня с возможностями мультимедиа и телекоммуникаций), индивидуальное информационное пространство, тренажер, средство диагностики и контроля.

   Я применяю компьютер на уроках для того, чтобы решать специальные практические задачи, записанные в программе по русскому языку и литературе: формирование прочных орфографических и пунктуационных умений и навыков, обогащение словарного запаса, овладение нормами литературного языка, знание лингвистических и литературоведческих терминов, формирование общеучебных умений и навыков.

  При организации самостоятельной работы учащихся по формированию основополагающих знаний школьного курса, по коррекции и учету знаний учащихся используется обучение и тестирование с помощью компьютера. Тестовый контроль и формирование умений и навыков с помощью компьютера предполагает возможность быстрее и объективнее, чем при традиционном способе, выявить знание и незнание обучающегося. Этот способ организации учебного процесса удобен и прост для оценивания в современной системе обработки информации.

  Проведение тестирования сразу у всех учеников осложняется тем, что в кабинете один компьютер. И за урок могут пройти тест 5- 8 учеников, это не всегда удобно, да и всем учащимся хочется поработать за компьютером.

  А также  применение информационных технологий позволяет формировать ключевые компетенции учащихся. Помогают решить эти проблемы учебные компьютерные программы по русскому языку и литературе, которых в настоящее время создано достаточно много. Они позволяют повысить интерес учащихся к предмету, успеваемость и качество знаний учащихся, сэкономить время на опрос, дают возможность учащимся самостоятельно заниматься не только на уроках, но и в домашних условиях, помогают и учителю повысить уровень своих знаний.

 Используя данные технологии,  мы с ребятами иногда отправляемся  в различные заочные экскурсии.

Например, последняя наша  заочная экскурсия в Тарханы очень, удивила учащихся 6 класса, когда они узнали  и  увидели , что М.Ю. Лермонтов писал замечательные картины. Сама обстановка того времени, путешествие по дому Лермонтова, заставила ребят перенестись сквозь время. И я уверена,что ребята надолго запомнили и факты биографии, и картины Михаила Юрьевича.

Широко использую электронные пособия виртуальной школы "Кирилл и Мефодий", основной частью которых являются электронные уроки литературы с 5 по 11  классы, представляющие собой справочник по теории литературы, энциклопедические статьи. Приобщиться к художественному миру поэтов и писателей русской литературы позволяют видеоматериалы, медиаиллюстрации, которые можно копировать, увеличивать, распечатывать отдельно от текста. Каждый курс снабжен журналом учета работы ученика, вопросами и задачами, имеет поисковую систему. Встречаются несколько видов контрольных заданий: вопросы с выбором ответа из предлагаемых вариантов и тесты с возможностью численного ввода результата.

 В работе с поэтическим наследием предпочтение отдаю электронной хрестоматии " Энциклопедия русской литературы". Экскурс по произведениям от силлабической поэзии XV в. до разнообразных поэтических школ и направлений первой половины XX в.

 Активно использую электронные образовательные ресурсы (ЭОР, ЦОР) Единой коллекции цифровых образовательных ресурсов.

  Благодаря  ИКТ провожу электронное тестирование ,которое  позволяет проверить умение ответственно, сосредоточенно и внимательно работать, применяя приемы самоконтроля.

   Однако,  постоянное использование компьютера может навредить здоровью учащихся и учителя, поэтому урок стараюсь спланировать так, чтобы  на работу с  современной техникой отводилось не более 20 минут.

  Из всего сказанного выше, я вижу  необходимость в использовании  существующих возможностей для применения информационных технологий уже сейчас.

   Но, следует помнить, что применение информационных технологий в учебном процессе по русскому языку и литературе станет эффективным, если будет обеспечена их связь и сочетаемость с традиционными методами и приемами обучения.

  Применение средств ИКТ в системе гуманитарного образования направлено на совершенствование существующих технологий обучения за счет усиления исследовательских, информационно-поисковых и аналитических методов работы с информацией. Средства ИКТ являются эффективным средством повышения познавательного интереса школьников.

А современный учитель должен уметь работать с новыми средствами обучения хотя бы ради того, чтобы обеспечить одно из главнейших прав ученика – право на качественное образование.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

ИКТ и их использование на уроках русского языка и литературы

Я описываю мое отношение к компьютерным технологиям и успехи учеников с ИКТ....

План самообразования учителя русского языка и литературы «Использование ИКТ на уроках русского языка и литературы как средства технического обеспечения и повышения эффективности урока»

В рамках работы над темой самообразования «Использование электронных ресурсов  ИКТ на уроках русского языка и литературы условиях перехода на ФГОС 2 поколения»  работаю над повышением к...

Обобщение опыта «Повышение познавательного интереса на уроках русского языка и литературы через использование активных форм в обучении русскому языку и литературе ».

Обобщение опыта по данной проблеме проводила в 2014 году в своей школе, в 2015 году  - на уровне района. Считаю, что тема актуальна и в настоящее время....

Выступление на МО учителей русского языка и литературы « Использование технологии критического мышления на уроках русского языка и литературы»

Выступление на МО учителей русского языка и литературы« Использование технологии критического мышления на уроках русского языка и литературы»...

Схемы и таблицы для использования на уроках русского языка и литературы

Схемы и таблицы по различным разделам и темам по предметам русский язык и литература для использования на уроке...

Использование на уроках русского языка и литературы технологии проблемного обучения. (из опыта работы)

В статье приводятся примеры из различных уроков, на которых используется метод проблемного обучения....