Применение здоровьесберегающих и здоровьесозидающих технологий при работе с детьми с умеренной умственной отсталостью
статья
Для сохранения и укрепления здоровья детей с умеренной умственной отсталостью необходимо учителю в своей работе применять здоровьесберегающие технологии.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
zdorovesberegayushchie_tehnologii.docx | 21.38 КБ |
Предварительный просмотр:
Применение здоровьесберегающих и здоровьесозидающих технологий при работе с детьми с умеренной умственной отсталостью
В работе с детьми с умеренной умственной отсталостью необходимо использовать здоровьесберегающие технологии.
Постоянно осуществляется информирование обучающихся о необходимости соблюдения правил личной и общественной гигиены: режима регулярного мытья рук с мылом или обработка кожными антисептиками перед посещением столовой, после каждого посещения туалета.
Проводится обеззараживание воздуха при помощи ультрафиолетового бактерицидного облучателя закрытого типа (рециркулятора).
На уроках и занятиях благоприятное воздействие на развитие мелкой моторики рук, речи, памяти, внимания, воображения оказывает пальчиковая гимнастика. Знакомство с разнообразными пальчиковыми упражнениями и играми, способствует развитию кистей рук, и учащиеся в последствии, на занятиях не испытывают затруднения при лепке, вырезании ножницами, рисовании и письме. Для оздоровления детского организма важно проводить массаж и самомассаж. На занятиях применяются следующие техники: поглаживание, растирание, надавливание, пощипывание, похлопывание, постукивание. Так же используются предметы: массажные мячи, кольца, палочки и д. р.
На всех занятиях важно умение управлять дыханием. Правильное дыхание стимулирует работу мозга, дыхательную, сердечно-сосудистую системы и как следствие, избавляет от многих болезней. Именно поэтому, как можно чаще на занятиях используется дыхательная гимнастика. Она развивает и укрепляет еще не совершенную дыхательную систему ребенка. Акцентируется внимание так же на носовое дыхание, так как замечено, что многие дети дышат ртом. Учащиеся знакомятся с разнообразными дыхательными упражнениями: поверхностное дыхание, глубокое дыхание, с помощью живота и в сочетании с произносимыми словами. Больше всего детям нравится выполнять дыхательные упражнения, совместно со звуковым подражанием и с артикуляционными упражнениями, способствующими развитию мышц губ, языка, а значит и формированию правильной и связной речи. Дети выполняют данные упражнения легко, задорно и непринужденно. Для мышечного расслабления и снятия психического напряжения используются релаксационные паузы. Благодаря им дети учатся контролировать свои чувства и эмоции.
Снятию напряжения и улучшению внимания способствует и выполнение кратковременных упражнений – физкультурных минуток и пауз. Для профилактики и коррекции нарушения зрения используется гимнастика для глаз.
Очень важны занятия адаптивной физкультурой, где дети выполняют физические упражнения за педагогом. В зависимости от поставленных задач, подбираются наиболее эффективные, которыми овладевают учащиеся. Это не только положительно сказывается на здоровье ребёнка, но и становится начальным этапом на пути к достижению первых результатов. Кроме этого, дети с умеренной умственной отсталостью учатся преодолевать свои страхи, сомнения, проявлять выдержку, испытывая при этом эмоции, которые положительно сказываются и на их психическом здоровье. Детям очень нравится выполнять упражнения в игровой форме: пройдем как по мостику; постоим на одной ноге как цапля; перепрыгнем через овраг.
На занятиях по музыке интересно наблюдать за выполнением танцевальных упражнений, где дети учатся рассказывать о себе на языке своего тела.
В перерывах между занятиями проветривается помещение.
В беседе с родителями проводятся консультации по применению воздушных ванн в домашних условиях.
Без свежего воздуха нельзя представить себе здорового ребенка. Воздушные процедуры способствуют проникновению живительного воздуха в организм ребенка через дыхательные пути и кожу, насыщению кислородом жизненно важных систем и органов. Одним из лучших средств здоровьесбережения являются водные процедуры, так как оздоравливающие процедуры, проводимые с помощью воды, легко контролировать и дозировать. Водные процедуры, такие как обтирание, обмывание, обливание и купание доставляют огромное удовольствие детям и несут в себе не только оздоровительный, но и закаливающий эффект. Закаливание делает стопы менее чувствительными к колебаниям температуры и способствует профилактике простудных заболеваний. А изменение поверхности (ходьба по природному материалу, массажным дорожкам, упражнения с массажными мячами и д. р.) помогает в предотвращении плоскостопия.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
ТЕХНОЛОГИИ воспитания И СОЦИАЛИЗАЦИИ ДЕТЕЙ С УМЕРЕННОЙ УМСТВЕННОЙ ОТСТАЛОСТЬЮ
Из всего многообразия иновационных направлений современной дидактики я расскажу о педагогических технологиях используемых воспитателями нашей школы....
Конспект занятия с детьми с умеренной умственной отсталостью по программе "Правильное питание" Тема "Приготовление винегрета"
Ц ели и задачи: 1.Учить детей готовить салат из овощей - винегрет. 2. Формировать представление...
Социальные истории в работе с детьми с умеренной умственной отсталостью в условиях стационарного учреждения. Социальные истории и поведение. Рекомендации по работе.
Краткое описание методики "Социальные истории", использование в условиях стационарного учреждения на занятиях, уроках, в режимные моменты....
Использование кинезиологических упражнений в учебной деятельности с детьми с умеренной умственной отсталостью
Описание одного из видов здоровьесберегающих технологий...
Доклад «Особенности работы учителя-дефектолога с детьми с умеренной умственной отсталостью»
В докладе раскрыты теоретические аспекты: определение умственной отсталости (олигофрения), причины и степени умственной отсталости у детей, показана общая цель и основные направления коррекционно-разв...
План работы с обучающимися с умеренной умственной отсталостью в школе
Цель программы: создание условий, способствующих эмоциональному благополучию учащегося, и оказание социально-психолого-педагогической помощи его родителям.Содержаниеv Диагностическая работаv...
Работа с обучающимися с умеренной умственной отсталостью, осложненные ТМНР и РАС
Работа с обучающимися с умеренной умственной отсталостью, осложненные ТМНР и РАС...