Применение здоровьесберегающих и здоровьесозидающих технологий при работе с детьми с умеренной умственной отсталостью
статья

Для сохранения и укрепления здоровья детей с умеренной умственной отсталостью необходимо учителю в своей работе применять здоровьесберегающие технологии.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл zdorovesberegayushchie_tehnologii.docx21.38 КБ

Предварительный просмотр:

Применение здоровьесберегающих и здоровьесозидающих технологий при работе с детьми с умеренной умственной отсталостью

В работе с детьми  с умеренной умственной отсталостью необходимо использовать здоровьесберегающие технологии.  

Постоянно осуществляется информирование обучающихся о необходимости соблюдения правил личной и общественной гигиены: режима регулярного мытья рук с мылом или обработка кожными антисептиками перед посещением столовой, после каждого посещения туалета.

Проводится обеззараживание воздуха при помощи ультрафиолетового бактерицидного облучателя закрытого типа (рециркулятора).

На уроках и занятиях благоприятное воздействие на развитие мелкой моторики рук, речи, памяти, внимания, воображения оказывает пальчиковая гимнастика. Знакомство  с разнообразными пальчиковыми упражнениями и играми,   способствует развитию кистей рук, и учащиеся в последствии, на занятиях не испытывают затруднения при лепке, вырезании ножницами, рисовании и письме. Для оздоровления детского организма важно проводить массаж и самомассаж. На  занятиях  применяются следующие техники: поглаживание, растирание, надавливание, пощипывание, похлопывание, постукивание. Так же используются предметы: массажные мячи, кольца, палочки и д. р.

На всех занятиях важно умение управлять дыханием. Правильное дыхание стимулирует работу мозга, дыхательную, сердечно-сосудистую системы и как следствие, избавляет от многих болезней. Именно поэтому, как можно чаще на занятиях  используется дыхательная гимнастика. Она развивает и укрепляет еще не совершенную дыхательную систему ребенка. Акцентируется внимание так же на носовое дыхание, так как  замечено, что многие дети дышат ртом.  Учащиеся знакомятся с разнообразными дыхательными упражнениями: поверхностное дыхание, глубокое дыхание, с помощью  живота и в сочетании с произносимыми словами. Больше всего детям нравится выполнять дыхательные упражнения, совместно со звуковым подражанием и с артикуляционными упражнениями, способствующими развитию мышц губ, языка, а значит и формированию правильной и связной речи. Дети выполняют данные упражнения легко, задорно и непринужденно.  Для мышечного расслабления и снятия психического напряжения используются релаксационные паузы. Благодаря им  дети учатся контролировать свои чувства и эмоции.

Снятию напряжения и улучшению внимания способствует и выполнение кратковременных упражнений – физкультурных минуток и пауз. Для профилактики и коррекции нарушения зрения   используется гимнастика для глаз.

Очень важны занятия адаптивной физкультурой, где дети выполняют  физические упражнения за педагогом. В зависимости от поставленных задач,  подбираются наиболее эффективные, которыми овладевают учащиеся. Это не только положительно сказывается на здоровье ребёнка, но и становится начальным этапом на пути к достижению первых результатов. Кроме этого, дети с умеренной умственной отсталостью учатся преодолевать свои страхи, сомнения, проявлять  выдержку, испытывая при этом эмоции, которые положительно сказываются и на их психическом здоровье. Детям очень нравится выполнять упражнения в игровой форме: пройдем как по мостику; постоим на одной ноге как цапля; перепрыгнем через овраг.

На занятиях по музыке интересно наблюдать за  выполнением танцевальных упражнений, где дети учатся рассказывать о себе на языке своего тела.

В перерывах между занятиями проветривается помещение.

В беседе с родителями проводятся консультации по применению воздушных ванн в домашних условиях.

         Без свежего воздуха нельзя представить себе здорового ребенка. Воздушные процедуры способствуют проникновению живительного воздуха в организм ребенка через дыхательные пути и кожу, насыщению кислородом жизненно важных систем и органов.   Одним из лучших средств здоровьесбережения являются водные процедуры, так как оздоравливающие процедуры, проводимые с помощью воды, легко контролировать и дозировать. Водные процедуры, такие как обтирание, обмывание, обливание и купание доставляют огромное удовольствие детям и несут в себе не только оздоровительный, но и закаливающий эффект. Закаливание делает стопы менее чувствительными к колебаниям температуры и способствует профилактике простудных заболеваний. А изменение поверхности (ходьба по природному материалу, массажным дорожкам, упражнения с массажными мячами и д. р.) помогает в предотвращении плоскостопия.

        


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

ТЕХНОЛОГИИ воспитания И СОЦИАЛИЗАЦИИ ДЕТЕЙ С УМЕРЕННОЙ УМСТВЕННОЙ ОТСТАЛОСТЬЮ

Из всего многообразия иновационных направлений современной дидактики я расскажу о педагогических технологиях используемых воспитателями нашей школы....

Конспект занятия с детьми с умеренной умственной отсталостью по программе "Правильное питание" Тема "Приготовление винегрета"

Ц  ели и задачи:            1.Учить детей готовить салат из овощей - винегрет.        2. Формировать представление...

Социальные истории в работе с детьми с умеренной умственной отсталостью в условиях стационарного учреждения. Социальные истории и поведение. Рекомендации по работе.

Краткое описание методики "Социальные истории", использование в условиях стационарного учреждения на занятиях, уроках, в режимные моменты....

Доклад «Особенности работы учителя-дефектолога с детьми с умеренной умственной отсталостью»

В докладе раскрыты теоретические аспекты: определение умственной отсталости (олигофрения), причины и степени умственной отсталости у детей, показана общая цель и основные направления коррекционно-разв...

План работы с обучающимися с умеренной умственной отсталостью в школе

Цель программы: создание условий, способствующих эмоциональному благополучию учащегося, и оказание социально-психолого-педагогической помощи его родителям.Содержаниеv  Диагностическая работаv...

Работа с обучающимися с умеренной умственной отсталостью, осложненные ТМНР и РАС

Работа с обучающимися с умеренной умственной отсталостью, осложненные ТМНР и РАС...