План работы с обучающимися с умеренной умственной отсталостью в школе
рабочая программа
Цель программы: создание условий, способствующих эмоциональному благополучию учащегося, и оказание социально-психолого-педагогической помощи его родителям.
Содержание
v Диагностическая работа
v Коррекционно-развивающая работа
v Консультативная работа
v Информационно – просветительская работа
Работа с родителями обучающихся
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
plan_po_soprovozhdeniyu.doc | 103.5 КБ |
Предварительный просмотр:
ПЛАН РАБОТЫ С ОБУЧАЮЩИМИСЯ С УМЕРЕННОЙ УМСТВЕННОЙ ОТСТАЛОСТЬЮ
в школе
Учитель: Овчинникова Наталья Александровна
Содержание
- Диагностическая работа
- Коррекционно-развивающая работа
- Консультативная работа
- Информационно – просветительская работа
- Работа с родителями обучающихся
Диагностическая работа
Цель: выявление характера и интенсивности трудностей развития детей с умеренной умственной отсталостью, проведение их комплексного обследования и подготовку рекомендаций по оказанию им психолого-медико-педагогической помощи.
Задачи | Планируемые результаты | Виды и формы деятельности, | Сроки | Ответстве |
Медицинская диагностика | ||||
Определить состояние физического и психического здоровья детей. | Выявление состояния физического и психического здоровья детей. | Продолжать ведение истории развития ребенка, беседа с родителями, | сентябрь | Классный руководитель Воспитатель |
Психолого-педагогическая диагностика | ||||
Первичная (на начало года) диагностика для выявления группы «риска» | Создание банка данных обучающихся, нуждающихся в специализированной помощи Формирование характеристики класса | Наблюдение, логопедическое и психологическое обследование; | сентябрь | Классный руководитель Воспитатель |
Углубленная диагностика учащихся | Получение объективных сведений об обучающемся на основании диагностической информации специалистов разного профиля, создание диагностических "портретов" детей | Диагностирование. | Сентябрь- октябрь | Педагог-психолог Учитель предметник (РПСП) |
Проанализировать причины возникновения трудностей в обучении. | Индивидуальная коррекционная программа, соответствующая выявленному уровню развития обучающегося | Разработка коррекционной программы | октябрь | Педагог-психолог Учитель предметник (РПСП; ЛФК) |
Социально – педагогическая диагностика | ||||
Определить уровень организованности ребенка, особенности эмоционально-волевой и личностной сферы; уровень знаний по предметам | Получение объективной информации об организованности ребенка, умении учиться, особенности личности, уровню знаний по предметам. | Анкетирование, наблюдение во время занятий, беседа с родителями, Составление составление социального портрета класса | Сентябрь - октябрь | Классный руководитель Воспитатель |
Коррекционно-развивающая работа
Цель: обеспечение своевременной специализированной помощи в освоении содержания образования и коррекции недостатков в познавательной и эмоционально-личностной сфере детей с умеренной умственной отсталостью.
Задачи (направления) деятельности | Планируемые результаты. | Виды и формы деятельности, мероприятия. | Сроки | Ответственные | |
Психолого-педагогическая работа | |||||
Обеспечить педагогическое сопровождение учащихся с УУО | Планы, программы | Разработать учебную программу по предмету (РПСП, ЛФК). | Сентябрь- октябрь | Воспитатель | |
Обеспечить психологическое и логопедическое сопровождение учащихся | Позитивная динамика развиваемых параметров | 1.Формирование групп для коррекционной работы. | В течение уч.года | Педагог-психолог | |
Лечебно – профилактическая работа | |||||
Создание условий для сохранения и укрепления здоровья обучающихся | Разработка рекомендаций для педагогов, учителя, и родителей по работе с учащимися с УУО. | В течение года | Учитель физкультуры и ЛФК Воспитатель |
Консультативная работа
Цель: обеспечение непрерывности специального индивидуального сопровождения учащихся с умеренной умственной отсталостью и их семей по вопросам реализации дифференцированных психолого-педагогических условий обучения, воспитания; коррекции, развития и социализации обучающихся
Задачи (направления) деятельности | Планируемые результаты. | Виды и формы деятельности, мероприятия. | Сроки | Ответственные |
Консультирование педагогических работников по вопросам инклюзивного образования | 1. Рекомендации, приёмы, упражнения и др. материалы. | Индивидуальные, групповые, тематические консультации | В течении года | Учитель – логопед |
Консультирование родителей по вопросам инклюзивного образования, выбора стратегии воспитания, психолого-физиологическим особенностям детей | 1. Рекомендации, приёмы, упражнения и др. материалы. | Индивидуальные, групповые, тематические консультации | В течении года | Учитель – логопед |
Информационно – просветительская работа
Цель: организация информационно-просветительской деятельности по вопросам инклюзивного образования со всеми участниками образовательного процесса
| Планируемые результаты. | Виды и формы деятельности, мероприятия. | Сроки | Ответственные |
Информирование родителей (законных представителей) по медицинским, социальным, правовым и другим вопросам | Организация работы родительского собрания, тренингов… по вопросам инклюзивного образования | Информационные мероприятия | В течении года | логопед |
Психолого-педагогическое просвещение педагогических работников по вопросам развития, обучения и воспитания данной категории детей | Организация методических мероприятий по вопросам инклюзивного образования Совет класса | Информационные мероприятия | 3 раза в год | Учитель- логопед |
Педагогическое сопровождение детей с УУО в школьном пространстве образовательного учреждения.
Школа в которой есть место каждому ребёнку вне зависимости от его индивидуальных особенностей, способностей и склонностей. Учащиеся по программе для детей с ТУО и УУО наравне с другими детьми участвуют во многих общешкольных мероприятиях. Наши дети не имеют возможности часто посещать досуговые учреждения из-за отдаленности от культурно-просветительных центров, занятости родителей, транспортной инфраструктуры, проблемы социума. Дети данной категории не могут расширить границы доступного им мира, приобщиться к современным достижениям цивилизации, найти себя в предстоящей взрослой жизни.
Поэтому в школе создана творческая образовательная среда для успешной социализации детей с ууо.
Дети с умеренной умственной отсталостью не изолированы от других детей, а интегрированы в общеобразовательную среду. Созданы в школе психологические и материально-технические условия, чтобы обучение таких детей проходило комфортно. При организации воспитательной работы учащиеся не разделяются на учащихся имеющих ограниченные возможности здоровья, и учащихся с умеренной умственной отсталостью. И это дает свои положительные результаты: повышает уровень развития и социализации одних и формирует человеколюбие других. В отличие от учебного процесса, который ограничен рамками учебных планов и программ, воспитательный процесс организуется по единому школьному плану, что позволяет реализовать себя детям, имеющим различные способности и возможности. Праздники, конкурсы, соревнования, игры и т.д., проводимые в школе, предоставляют возможность каждому участвовать в них и добиваться успеха.
Согласно «Словарю русского языка», сопровождать — значит следовать рядом, вместе с кем-либо в качестве спутника или провожатого. То есть, двигаться вместе с изменяющейся личностью ребенка, рядом с ней, своевременно указывать возможные пути оптимального развития, при необходимости оказывать помощь и поддержку.
Программа сопровождения детей с УУО необходима и всем педагогам, так как в последние годы количество таких школьников увеличилось. При обучении и воспитании такого ребенка возникает ряд проблем. Со стороны педагогов: чему учить, как учить, как взаимодействовать с таким ребенком и многое другое. Со стороны родителей самого ребенка: как ребенок должен посещать школу, чему должны его там учить, как решать проблемы взаимодействия с одноклассниками и др. Со стороны родителей других детей: не повлияет ли совместное обучение на объем программы в сторону её сокращения, получат ли необходимые знания и т.п. Со стороны ребенка с УУО: найдет ли он друзей, не будут ли обижать, сможет ли хорошо учиться и т.д.
Чтобы попытаться решить хотя бы часть этих проблем, необходимо организовать систематическое, непрерывное, комплексное психолого-педагогическое сопровождение учащегося с УУО.
Цель: создание условий, способствующих эмоциональному благополучию учащегося, и оказание социально-психолого-педагогической помощи его родителям.
Задачи:
- выявить личностные особенности детей с УУО (социально-эмоциональное развитие, межличностные отношения, нарушения нравственного развития и др.);
- изучить теоретические и технологические основы процесса педагогического сопровождения детей с УУО;
- совершенствовать коммуникативные формы поведения и навыки адекватного общения учащихся;
- развивать у родителей навыки самоанализа, преодоления психологических барьеров, формирования позитивной самооценки;
- обучать родителей социально-психолого-педагогическим основам развития и воспитания ребенка с УУО.
Классный руководитель:
- следит за соблюдением прав и свобод учащихся, определенных Конвенцией ООН о правах ребенка, Законом «Об образовании в Российской Федерации», уставом школы;
- обеспечивает охрану жизни и здоровья школьников в период образовательного и воспитательного процесса;
- использует приемы, методы и средства обучения, соответствующие уровню подготовки учащегося с особыми образовательными потребностями;
- принимает участие в педагогических консилиумах, педсоветах и предоставляет характеристики на детей и их семьи;
- осуществляет связь с родителями (законными представителями), оказывает им консультативную помощь, информирует о проблемах и успехах.
Формы деятельности классного руководителя
1. Изучение индивидуальных особенностей обучающихся и их учет при организации учебной деятельности.
2. Изучение и использование в работе рекомендаций специалистов.
3. Сбор информации о занятости обучающегося во внеурочное время
4. Обеспечение участия всех учащихся, независимо от степени выраженности нарушений их развития, в проведении воспитательных, культурно- развлекательных и иных досуговых мероприятиях, проводимых в школе.
5. Беседы с родителями
6. Вовлечение учащихся с согласия медицинских работников и родителей в спортивные мероприятия и секции согласно их потребностям и возможностям
Индивидуальное сопровождение ребенка проводится в несколько этапов.
Шаг 1. Классный руководитель начинает работу с изучения сопровождающих документов ребенка (направления, выписки, характеристики).
Шаг 2. Организует целенаправленное наблюдение, проводит беседы с детьми и их родителями.
Шаг 3. Результаты фиксируются .
Шаг 4. Полученная информация обсуждается на совете класса, ПМПК
Шаг 5. Специалисты вырабатывают рекомендации по коррекционной работе и социально-педагогическому сопровождению ребенка.
Шаг 6. Составляется план работы.
Диагностическая работа
Цель: выявление характера и интенсивности трудностей развития детей с умеренной умственной отсталостью, проведение их комплексного обследования и подготовка рекомендаций по оказанию им психолого-медико-педагогической помощи.
Виды и формы деятельности, мероприятия: Изучение и ведение истории развития ребенка, беседа с родителями, наблюдение, анализ работ обучающихся
Проанализировать причины возникновения трудностей в обучении.
Выявить резервные возможности: Индивидуальная коррекционная программа, соответствующая выявленному уровню развития обучающегося
Коррекционно-развивающая работа
Цель: обеспечение своевременной специализированной помощи в освоении содержания образования и коррекции недостатков в познавательной и эмоционально-личностной сфере учащихся. Задачи: Обеспечить педагогическое сопровождение учащихся.
Виды и формы деятельности, мероприятия: Разработать воспитательную программу работы с классом.
Осуществление педагогического мониторинга достижений учащихся.
Задачи: Создание условий для сохранения и укрепления здоровья обучающихся с УУО.
Виды и формы деятельности, мероприятия: Организация и проведение мероприятий, направленных на сохранение, профилактику здоровья и формирование навыков здорового и безопасного образа жизни.
Консультативная работа
Цель: обеспечение непрерывности специального индивидуального сопровождения учащихся и их семей по вопросам реализации дифференцированных психолого-педагогических условий обучения, воспитания; коррекции, развития и социализации обучающихся. Задачи: Консультирование обучающихся по выявленным проблемам, оказание помощи Консультирование родителей по вопросам инклюзивного образования, выбора стратегии воспитания, по психолого-физиологическим особенностям детей
Виды и формы деятельности, мероприятия: Разработка плана консультативной работы с учащимся, родителями, классом, работниками школы
Информационно – просветительская работа
Цель: организация информационно-просветительской деятельности по вопросам инклюзивного образования со всеми участниками образовательного процесса. Задачи: Информирование родителей (законных представителей) по медицинским, социальным, правовым и другим вопросам
Виды и формы деятельности, мероприятия: Организация работы родительских собраний, тренингов… по вопросам инклюзивного образования
Работа с родителями
Помощь учащимся с УУО и ТУО требует социально-психолого-педагогической поддержки их семей. Развитие такого ребенка в значительной степени зависит от благополучия его семейной ситуации, от участия родителей в его физическом и нравственном развитии, правильности педагогических воздействий. Семья, воспитывающая ребенка с УУО и ТУО, переживает стресс, который может приводить к депрессии одного или обоих супругов, что неизбежно отражается на внутрисемейных отношениях. Частые конфликты, враждебно-равнодушная атмосфера, складывающаяся дома, - все это отрицательно сказывается на развитии ребенка. Классные руководители призваны решать сложные проблемы, связанные с социально-эмоциональным, физическим, интеллектуальным развитием этой категории людей, оказывать им всестороннюю помощь и поддержку, способствуя их успешной социализации. Педагогам во взаимодействии с детьми и их родителями важно создать атмосферу психологического комфорта, окружить их вниманием и заботой, обеспечить эмоционально значимое общение, организовать комплексную социально-педагогическую помощь, направленную на стимуляцию их личностного развития и социализации.
Работа с родителями организуется в несколько этапов.
На подготовительном этапе проводится вводная беседа с родителями, на которой им разъясняется, почему их дети испытывают трудности, каковы задачи предстоящей коррекционно-развивающей работы, какой видится роль родителей в этой работе.
Ознакомление родителей с целями и задачами работы, методами ее реализации, ожидаемыми результатами способствует лучшему представлению характера и меры своего участия в коррекционном процессе, мотивирует родителей на совместную деятельность.
На протяжении всего основного этапа коррекционно-развивающей работы поддерживается систематический контакт с родителями, как в традиционных, так и нетрадиционных формах.
Подведение итогов совместной деятельности осуществляется на родительском собрании, круглых столах, где формулируются рекомендации, обеспечивающие перенос достижений учащегося в реальные обстоятельства жизни, рассматриваются условия, необходимые для дальнейшего развития и саморазвития ребенка.
Только грамотное взаимодействие взрослых в процессе воспитания и обучения ребенка обеспечат максимальную реализацию всех имеющихся у него возможностей и способностей, это позволит избежать многих трудностей и отклонений в ходе личностного развития.
Выводы
Восемь принципов инклюзивного образования:
1. Ценность человека не зависит от его способностей и достижений;
2. Каждый человек способен чувствовать и думать;
3. Каждый человек имеет право на общение и на то, чтобы быть услышанным;
4. Все люди нуждаются друг в друге;
5. Подлинное образование может осуществляться только в контексте реальных взаимоотношений;
6. Все люди нуждаются в поддержке и дружбе ровесников;
7. Для всех обучающихся достижение прогресса скорее может быть в том, что они могут делать, чем в том, что не могут;
8. Разнообразие усиливает все стороны жизни человека
Для ребенка с умеренной умственной отсталостью детский коллектив является самым мощным ресурсом развития. Невозможно научить общаться со сверстниками, изолировав от них. От того, как станут относиться к ребенку другие дети, во многом будут зависеть его мотивация к учебе и душевное состояние.
Как показала практика, обеспечение индивидуального подхода к обучающемуся с учетом его социального статуса, стало положительной составляющей условий пребывания ребенка в школе и способствует его обучению и развитию индивидуальных способностей в школьной среде, его социальной адаптации.
С целью социальной адаптации таких детей в школе осуществляется активное привлечение их к массовым мероприятиям, проводимым в школе, городе, направленным на формирование толерантного отношения к людям: классные часы, беседы, консультации, стендовая информация, конкурсы рисунков, участие в Фестивалях и конкурсах разных уровней, олимпиадах, спортивных мероприятиях и др.
Работа с родителями обучающихся
Цель: повышения уровня психологической компетенции в вопросах воспитания и обучения ребенка.
№ п/п | Наименование мероприятия | Сроки проведения |
1. | Общешкольные собрания | 2-3 раза в год |
2 | Классные родительские собрания | 3-4 раза в год |
3 | Индивидуальные беседы, консультации | В течении года |
4 | Телефонные звонки. | В течении года |
5 | Анкетирование, тестирование | В течении года |
6 | Информационные письма | В течении года |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Урок по учебному курсу «География», для обучающихся, с умеренной умственной отсталостью (VIII вид) по теме: "Климат. Растительный и животный мир тундры".
Урок по учебному курсу "География" , изучаемого на базовом уровне адаптированной основной общеобразовательной программы для обучающихся, с умеренной умственной отсталостью (VIII вид) 7 класс....
Адаптированная рабочая программа по учебному предмету ОКРУЖАЮЩИЙ ПРИРОДНЫЙ МИР для обучающегося с умеренной умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) 2 класс
Адаптированная рабочая программа по учебному предмету «Окружающий природный мир» составлена для индивидуального обучения на дому учащегося 2 класса со сложной структурой дефекта....
ТРУДОВОЕ ОБУЧЕНИЕ ОБУЧАЮЩИХСЯ С УМЕРЕННОЙ УМСТВЕННОЙ ОТСТАЛОСТЬЮ
Главная идея обучения и воспитания «особых» детей – это развитие личности в целом, а не коррекция и тренировка отдельных функций ребенка. У детей с умеренной умственной отсталостью п...
"Коррекционно-развивающая работа на уроках "Окружающего природного мира" в 1 классе с обучающимися с умеренной умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями)".
Дети с ОВЗ — это дети, состояние здоровья которых препятствует освоению образовательных программ вне специальных условий обучения и воспитания, то есть это дети - инвалиды либо другие дети ...
Адаптированная программа «Коррекционно-развивающих занятий» для обучающихся по адаптированной основной общеобразовательной программе начального общего образования обучающихся с умеренной умственной отсталостью (ФГОС ОВЗ УО, вариант 2 - СИПР)
Программа коррекционной работы обеспечивает: выявление особых образовательных потребностей обучающихся с умеренной умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями), обусловленных недостатками в ...
Работа с обучающимися с умеренной умственной отсталостью, осложненные ТМНР и РАС
Работа с обучающимися с умеренной умственной отсталостью, осложненные ТМНР и РАС...
Работа с обучающимися с умеренной умственной отсталостью, осложненные ТМНР и РАС
Работа с обучающимися с умеренной умственной отсталостью, осложненные ТМНР и РАС...