План работы с обучающимися с умеренной умственной отсталостью в школе
рабочая программа

Овчинникова Наталья Александровна

Цель программы: создание условий, способствующих эмоциональному благополучию учащегося, и оказание социально-психолого-педагогической помощи его родителям.

Содержание

v  Диагностическая работа

v  Коррекционно-развивающая работа

v  Консультативная работа

v  Информационно – просветительская работа

                Работа с родителями обучающихся

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon plan_po_soprovozhdeniyu.doc103.5 КБ

Предварительный просмотр:

ПЛАН РАБОТЫ С ОБУЧАЮЩИМИСЯ С УМЕРЕННОЙ УМСТВЕННОЙ ОТСТАЛОСТЬЮ

в школе

Учитель: Овчинникова Наталья Александровна

Содержание

  • Диагностическая работа
  • Коррекционно-развивающая работа
  • Консультативная работа
  • Информационно – просветительская работа
  • Работа с родителями обучающихся

Диагностическая работа
Цель: выявление характера и интенсивности трудностей развития детей с умеренной умственной отсталостью, проведение их комплексного обследования и подготовку рекомендаций по оказанию им психолого-медико-педагогической помощи.

Задачи
(направления деятельности)

Планируемые результаты

Виды и формы деятельности,
мероприятия

Сроки

Ответстве
нные

Медицинская диагностика

Определить состояние физического и психического здоровья детей.

Выявление состояния физического и психического здоровья детей.

Продолжать ведение истории развития ребенка, беседа с родителями,
наблюдение классного руководителя и воспитателя,
анализ работ обучающихся

сентябрь

Классный руководитель
Медицинский работник

Воспитатель

Психолого-педагогическая диагностика

Первичная (на начало года) диагностика для выявления группы «риска»

Создание банка данных обучающихся, нуждающихся в специализированной помощи

Формирование характеристики класса

Наблюдение, логопедическое и психологическое обследование;
анкетирование родителей, беседы с педагогами

сентябрь

Классный руководитель
Педагог-психолог
логопед

Воспитатель

Углубленная диагностика учащихся

Получение объективных сведений об обучающемся на основании диагностической информации специалистов разного профиля, создание диагностических "портретов" детей

Диагностирование.
Заполнение диагностических документов специалистами (Речевой карты, протокола обследования; уровень сформированности сенсорных и моторных процессов)

Сентябрь- октябрь

Педагог-психолог
логопед

Учитель предметник (РПСП)

Проанализировать причины возникновения трудностей в обучении.
Выявить резервные возможности

Индивидуальная коррекционная программа, соответствующая выявленному уровню развития обучающегося

Разработка коррекционной программы

октябрь

Педагог-психолог
логопед

Учитель предметник (РПСП; ЛФК)

Социально – педагогическая диагностика

Определить уровень организованности ребенка, особенности эмоционально-волевой и личностной сферы; уровень знаний по предметам

Получение объективной информации об организованности ребенка, умении учиться, особенности личности, уровню знаний по предметам.
Выявление нарушений в поведении (гиперактивность, замкнутость, обидчивость и т.д.)

Анкетирование, наблюдение во время занятий, беседа с родителями, Составление составление социального портрета класса

Сентябрь - октябрь

Классный руководитель
Педагог-психолог
Социальный педагог
Учитель-предметник

Воспитатель

Коррекционно-развивающая работа

Цель: обеспечение своевременной специализированной помощи в освоении содержания образования и коррекции недостатков в познавательной и эмоционально-личностной сфере детей с умеренной умственной отсталостью.

Задачи (направления) деятельности

Планируемые результаты.

Виды и формы деятельности, мероприятия.

Сроки

Ответственные

Психолого-педагогическая работа

Обеспечить педагогическое сопровождение учащихся с УУО

Планы, программы

Разработать учебную программу по предмету (РПСП, ЛФК).
Разработать воспитательную программу работы  с учащихся с УУО.
Разработать план работы с родителями по формированию толерантных отношений между участниками инклюзивного образовательного процесса.
Осуществление педагогического мониторинга достижений учащихся.

Сентябрь- октябрь

Воспитатель
Учителя-предметники (РПСП, ЛФК), классный руководитель, социальный педагог

Обеспечить психологическое и логопедическое сопровождение учащихся

Позитивная динамика развиваемых параметров

1.Формирование групп для коррекционной работы.
2.Составление расписания занятий.
3. Проведение коррекционных занятий.
4. Отслеживание динамики развития ребенка

В течение уч.года

Педагог-психолог
логопед Воспитатель
Учителя-предметники (РПСП, ЛФК),

Лечебно – профилактическая работа

Создание условий для сохранения и укрепления здоровья обучающихся

Разработка рекомендаций для педагогов, учителя, и родителей по работе с учащимися с УУО.
Внедрение здоровьесберегающих технологий в образовательный процесс Организация и проведение мероприятий, направленных на сохранение, профилактику здоровья и формирование навыков здорового и безопасного образа жизни.
Реализация профилактических образовательных программ

В течение года

Учитель физкультуры и  ЛФК

Воспитатель
Классный руководитель
Педагог-психолог
логопед
Медицинский работник

Консультативная работа

     Цель: обеспечение непрерывности специального индивидуального      сопровождения учащихся с умеренной умственной отсталостью и их семей по вопросам реализации дифференцированных психолого-педагогических условий обучения, воспитания; коррекции, развития и социализации обучающихся

Задачи (направления) деятельности

Планируемые результаты.

Виды и формы деятельности, мероприятия.

Сроки

Ответственные

Консультирование педагогических работников по вопросам инклюзивного образования

1. Рекомендации, приёмы, упражнения и др. материалы.
2. Разработка плана консультативной работы с ребенком, родителями, классом, работниками школы

Индивидуальные, групповые, тематические консультации

В течении года

Учитель – логопед
Педагог – психолог
Социальный педагог
Заместитель директора
по ЗУР и ЗВР

Консультирование родителей по вопросам инклюзивного образования, выбора стратегии воспитания, психолого-физиологическим особенностям детей

1. Рекомендации, приёмы, упражнения и др. материалы.
2. Разработка плана консультативной работы с родителями

Индивидуальные, групповые, тематические консультации

В течении года

Учитель – логопед
Педагог – психолог
Социальный педагог Классный руководитель             Воспитатель
Заместитель директора
по ЗУР и ЗВР

Информационно – просветительская работа
Цель: организация информационно-просветительской деятельности по вопросам инклюзивного образования со всеми участниками образовательного процесса


Задачи (направления) деятельности

Планируемые результаты.

Виды и формы деятельности, мероприятия.

Сроки

Ответственные

Информирование родителей (законных представителей) по медицинским, социальным, правовым и другим вопросам

Организация работы родительского собрания, тренингов… по вопросам инклюзивного образования

Информационные мероприятия

В течении года

логопед
Педагог – психолог
Социальный педагог Воспитатель       Классный руководитель
Заместитель директора
по ЗУР и ЗВР
другие организации

Психолого-педагогическое просвещение педагогических работников по вопросам развития, обучения и воспитания данной категории детей

Организация методических мероприятий по вопросам инклюзивного образования

Совет класса

Информационные мероприятия

3 раза в год

Учитель- логопед
Педагог – психолог
Воспитатель        Классный руководитель    Социальный педагог    Медицинский   работник

Педагогическое сопровождение детей с УУО в школьном пространстве образовательного учреждения.

Школа в которой есть место каждому ребёнку вне зависимости от его индивидуальных особенностей, способностей и склонностей. Учащиеся по программе для детей с ТУО и УУО наравне с другими детьми участвуют во многих общешкольных мероприятиях. Наши дети не имеют возможности часто посещать досуговые учреждения из-за отдаленности от культурно-просветительных центров, занятости родителей, транспортной инфраструктуры, проблемы социума. Дети данной категории не могут расширить границы доступного им мира, приобщиться к современным достижениям цивилизации, найти себя в предстоящей взрослой жизни.

Поэтому в школе создана творческая образовательная среда для успешной социализации детей с ууо.
Дети с умеренной умственной отсталостью не изолированы от других детей, а интегрированы в общеобразовательную среду. Созданы в школе психологические и материально-технические условия, чтобы обучение таких детей проходило комфортно. При организации воспитательной  работы учащиеся не разделяются на учащихся имеющих ограниченные возможности здоровья, и учащихся с умеренной умственной отсталостью. И это дает свои положительные результаты: повышает уровень развития и социализации одних и формирует человеколюбие других. В отличие от учебного процесса, который ограничен рамками учебных планов и программ, воспитательный процесс организуется по единому школьному плану, что позволяет реализовать себя детям, имеющим различные способности и возможности. Праздники, конкурсы, соревнования, игры и т.д., проводимые в школе, предоставляют возможность каждому участвовать в них и добиваться успеха.

Согласно «Словарю русского языка», сопровождать — значит следовать рядом, вместе с кем-либо в качестве спутника или провожатого. То есть, двигаться вместе с изменяющейся личностью ребенка, рядом с ней, своевременно указывать возможные пути оптимального развития, при необходимости оказывать помощь и поддержку.

Программа сопровождения детей с УУО необходима и всем педагогам, так как в последние годы количество таких школьников увеличилось. При обучении и воспитании такого ребенка возникает ряд проблем. Со стороны педагогов: чему учить, как учить, как взаимодействовать с таким ребенком и многое другое. Со стороны родителей самого ребенка: как ребенок должен посещать школу, чему должны его там учить, как решать проблемы взаимодействия с одноклассниками и др. Со стороны родителей других детей: не повлияет ли совместное обучение на объем программы в сторону её сокращения, получат ли необходимые знания и т.п. Со стороны ребенка с УУО: найдет ли он друзей, не будут ли обижать, сможет ли хорошо учиться и т.д.

Чтобы попытаться решить хотя бы часть этих проблем, необходимо организовать систематическое, непрерывное, комплексное психолого-педагогическое сопровождение учащегося с УУО.

Цель: создание условий, способствующих эмоциональному благополучию учащегося, и оказание социально-психолого-педагогической помощи его родителям.
Задачи:

  • выявить личностные особенности детей с УУО (социально-эмоциональное развитие, межличностные отношения, нарушения нравственного развития и др.);
  • изучить теоретические и технологические основы процесса педагогического сопровождения детей с УУО;
  • совершенствовать коммуникативные формы поведения и навыки адекватного общения учащихся;
  • развивать у родителей навыки самоанализа, преодоления психологических барьеров, формирования позитивной самооценки;
  • обучать родителей социально-психолого-педагогическим основам развития и воспитания ребенка с УУО.

Классный руководитель:

  • следит за соблюдением прав и свобод учащихся, определенных Конвенцией ООН о правах ребенка, Законом «Об образовании в Российской Федерации», уставом школы;
  • обеспечивает охрану жизни и здоровья школьников в период образовательного и воспитательного процесса;
  • использует приемы, методы и средства обучения, соответствующие уровню подготовки учащегося с особыми образовательными потребностями;
  • принимает участие в педагогических консилиумах, педсоветах и предоставляет характеристики на детей и их семьи;
  • осуществляет связь с родителями (законными представителями), оказывает им консультативную помощь, информирует о проблемах и успехах.

Формы деятельности классного руководителя

1. Изучение индивидуальных особенностей обучающихся и их учет при организации учебной деятельности.

2. Изучение и использование в работе рекомендаций специалистов.

3. Сбор информации о занятости обучающегося во внеурочное время

4. Обеспечение участия всех учащихся, независимо от степени выраженности нарушений их развития, в проведении воспитательных, культурно- развлекательных и иных досуговых мероприятиях, проводимых в школе.

5. Беседы с родителями

6. Вовлечение учащихся с согласия медицинских работников и родителей в спортивные мероприятия и секции согласно их потребностям и возможностям

Индивидуальное сопровождение ребенка проводится в несколько этапов.

Шаг 1. Классный руководитель начинает работу с изучения сопровождающих документов ребенка (направления, выписки, характеристики).
Шаг 2. Организует целенаправленное наблюдение, проводит беседы с детьми и их родителями.

Шаг 3. Результаты фиксируются .
Шаг 4. Полученная информация обсуждается на совете класса, ПМПК
Шаг 5. Специалисты вырабатывают рекомендации по коррекционной работе и социально-педагогическому сопровождению ребенка.

Шаг 6. Составляется план работы.

Диагностическая работа
Цель: выявление характера и интенсивности трудностей развития детей с умеренной умственной отсталостью, проведение их комплексного обследования и подготовка рекомендаций по оказанию им психолого-медико-педагогической помощи.

Виды и формы деятельности, мероприятия: Изучение  и ведение  истории развития ребенка, беседа с родителями, наблюдение, анализ работ обучающихся

Проанализировать причины возникновения трудностей в обучении.
Выявить резервные возможности: Индивидуальная коррекционная программа, соответствующая выявленному уровню развития обучающегося

Коррекционно-развивающая работа
Цель: обеспечение своевременной специализированной помощи в освоении содержания образования и коррекции недостатков в познавательной и эмоционально-личностной сфере учащихся.                                                                                                                   Задачи: Обеспечить педагогическое сопровождение учащихся.

Виды и формы деятельности, мероприятия: Разработать воспитательную программу работы с классом.

Осуществление педагогического мониторинга достижений учащихся.

Задачи: Создание условий для сохранения и укрепления здоровья обучающихся с УУО.

Виды и формы деятельности, мероприятия: Организация и проведение мероприятий, направленных на сохранение, профилактику здоровья и формирование навыков здорового и безопасного образа жизни.

Консультативная работа

Цель: обеспечение непрерывности специального индивидуального сопровождения учащихся и их семей по вопросам реализации дифференцированных психолого-педагогических условий обучения, воспитания; коррекции, развития и социализации обучающихся.                                                                                                                       Задачи: Консультирование обучающихся по выявленным проблемам, оказание помощи Консультирование родителей по вопросам инклюзивного образования, выбора стратегии воспитания, по психолого-физиологическим особенностям детей

Виды и формы деятельности, мероприятия: Разработка плана консультативной работы с учащимся, родителями, классом, работниками школы

Информационно – просветительская работа
Цель: организация информационно-просветительской деятельности по вопросам инклюзивного образования со всеми участниками образовательного процесса.          Задачи: Информирование родителей (законных представителей) по медицинским, социальным, правовым и другим вопросам

Виды и формы деятельности, мероприятия: Организация работы родительских собраний, тренингов… по вопросам инклюзивного образования

Работа с родителями

Помощь учащимся с УУО и ТУО требует социально-психолого-педагогической поддержки их семей. Развитие такого ребенка в значительной степени зависит от благополучия его семейной ситуации, от участия родителей в его физическом и нравственном развитии, правильности педагогических воздействий. Семья, воспитывающая ребенка с УУО и ТУО, переживает стресс, который может приводить к депрессии одного или обоих супругов, что неизбежно отражается на внутрисемейных отношениях. Частые конфликты, враждебно-равнодушная атмосфера, складывающаяся дома, - все это отрицательно сказывается на развитии ребенка. Классные руководители  призваны решать сложные проблемы, связанные с социально-эмоциональным, физическим, интеллектуальным развитием этой категории людей, оказывать им всестороннюю помощь и поддержку, способствуя их успешной социализации. Педагогам во взаимодействии с детьми и их родителями важно создать атмосферу психологического комфорта, окружить их вниманием и заботой, обеспечить эмоционально значимое общение, организовать комплексную социально-педагогическую помощь, направленную на стимуляцию их личностного развития и социализации.

Работа с родителями организуется в несколько этапов.
На подготовительном этапе проводится вводная беседа с родителями, на которой им разъясняется, почему их дети испытывают трудности, каковы задачи предстоящей коррекционно-развивающей работы, какой видится роль родителей в этой работе.
Ознакомление родителей с целями и задачами работы, методами ее реализации, ожидаемыми результатами способствует лучшему представлению характера и меры своего участия в коррекционном процессе, мотивирует родителей на совместную деятельность.

На протяжении всего основного этапа коррекционно-развивающей работы поддерживается систематический контакт с родителями, как в традиционных, так и нетрадиционных формах.
Подведение итогов совместной деятельности осуществляется на родительском собрании, круглых столах, где формулируются рекомендации, обеспечивающие перенос достижений учащегося в реальные обстоятельства жизни, рассматриваются условия, необходимые для дальнейшего развития и саморазвития ребенка.
Только грамотное взаимодействие взрослых в процессе воспитания и обучения ребенка обеспечат максимальную реализацию всех имеющихся у него возможностей и способностей, это позволит избежать многих трудностей и отклонений в ходе личностного развития.

Выводы

Восемь принципов инклюзивного образования:

1. Ценность человека не зависит от его способностей и достижений;

2. Каждый человек способен чувствовать и думать;

3. Каждый человек имеет право на общение и на то, чтобы быть услышанным;

4. Все люди нуждаются друг в друге;

5. Подлинное образование может осуществляться только в контексте реальных взаимоотношений;

6. Все люди нуждаются в поддержке и дружбе ровесников;

7. Для всех обучающихся достижение прогресса скорее может быть в том, что они могут делать, чем в том, что не могут;

8. Разнообразие усиливает все стороны жизни человека

Для ребенка с умеренной умственной отсталостью детский коллектив является самым мощным ресурсом развития. Невозможно научить общаться со сверстниками, изолировав от них. От того, как станут относиться к ребенку другие дети, во многом будут зависеть его мотивация к учебе и душевное состояние.

Как показала практика, обеспечение индивидуального подхода к обучающемуся с учетом его социального статуса, стало положительной составляющей условий пребывания ребенка в школе и способствует его обучению и развитию индивидуальных способностей в школьной среде, его социальной адаптации.

С целью социальной адаптации таких детей в школе осуществляется активное привлечение их к массовым мероприятиям, проводимым в школе, городе,  направленным на формирование толерантного отношения к людям: классные часы, беседы, консультации, стендовая информация, конкурсы рисунков, участие в Фестивалях и конкурсах разных уровней, олимпиадах, спортивных мероприятиях и др.

Работа с родителями обучающихся

Цель: повышения уровня психологической компетенции в вопросах воспитания и обучения ребенка.

№ п/п

Наименование мероприятия

Сроки проведения

1.

Общешкольные собрания

2-3 раза в год

2

Классные родительские собрания

3-4 раза в год

3

Индивидуальные беседы, консультации

В течении года

4

Телефонные звонки.

В течении года

5

Анкетирование, тестирование

В течении года

6

Информационные письма

В течении года


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Урок по учебному курсу «География», для обучающихся, с умеренной умственной отсталостью (VIII вид) по теме: "Климат. Растительный и животный мир тундры".

Урок по учебному курсу "География" , изучаемого на базовом уровне адаптированной основной общеобразовательной программы для обучающихся, с умеренной умственной отсталостью (VIII вид) 7 класс....

Адаптированная рабочая программа по учебному предмету ОКРУЖАЮЩИЙ ПРИРОДНЫЙ МИР для обучающегося с умеренной умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) 2 класс

Адаптированная рабочая программа по учебному предмету «Окружающий природный мир» составлена для индивидуального обучения на дому учащегося 2 класса со сложной структурой дефекта....

ТРУДОВОЕ ОБУЧЕНИЕ ОБУЧАЮЩИХСЯ С УМЕРЕННОЙ УМСТВЕННОЙ ОТСТАЛОСТЬЮ

Главная идея обучения и воспитания «особых» детей – это развитие личности в целом, а не коррекция и тренировка отдельных функций ребенка. У детей с умеренной умственной отсталостью п...

"Коррекционно-развивающая работа на уроках "Окружающего природного мира" в 1 классе с обучающимися с умеренной умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями)".

Дети с ОВЗ — это дети, состояние здоровья которых препятствует освоению образовательных программ вне специальных условий обучения и воспитания, то есть это дети - инвалиды либо другие дети ...

Адаптированная программа «Коррекционно-развивающих занятий» для обучающихся по адаптированной основной общеобразовательной программе начального общего образования обучающихся с умеренной умственной отсталостью (ФГОС ОВЗ УО, вариант 2 - СИПР)

Программа коррекционной работы обеспечивает: выявление особых образовательных потребностей обучающихся с умеренной умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями), обусловленных недостатками в ...

Работа с обучающимися с умеренной умственной отсталостью, осложненные ТМНР и РАС

Работа с обучающимися с умеренной умственной отсталостью, осложненные ТМНР и РАС...

Работа с обучающимися с умеренной умственной отсталостью, осложненные ТМНР и РАС

Работа с обучающимися с умеренной умственной отсталостью, осложненные ТМНР и РАС...