Механизмы профилактики профессионального выгорания учителей
статья
Одной из наиболее распространенных преград к профессионализму, творчеству и самореализации учителя является возникновение синдрома профессионального выгорания. В данном докладе приводятся причины, симптомы иэтапы профессионального выгорания, а также даны рекоммендации про его профилактике
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
mehanizmy_profilaktiki_professionalnogo_vygoraniya_uchiteley.docx | 24.47 КБ |
Предварительный просмотр:
Механизмы профилактики профессионального выгорания учителей
Одной из наиболее распространенных преград к профессионализму, творчеству и самореализации учителя является возникновение синдрома профессионального выгорания.
Как вы понимаете это состояние Выгорание? (ответы записываем на доске)
Выгорание – это состояние физического, эмоционального, умственного истощения, это выработанный личностью механизм психологической защиты в форме полного или частичного исключения эмоций в ответ на психотравмирующие воздействия.
Возникает выгорание вследствие продолжительных профессиональных стрессов средней интенсивности. В связи с этим синдром эмоционального выгорания часто называют как синдром психического выгорания или синдром профессионального выгорания.
Выгорание – это относительно устойчивое состояние, однако при наличии соответствующей поддержки с ним можно успешно бороться. Для этого нужно определить его признаки.
Назовите признаки эмоционального выгорания (ответы записать)
Основными признаками эмоционального выгорания являются: истощение, усталость; психосоматические осложнения; бессонница; негативные установки по отношению к ученикам, коллегам; негативные установки по отношению к своей работе; пренебрежение исполнением своих обязанностей; увеличение объема психостимуляторов; уменьшение аппетита или переедание; негативная самооценка; усиление агрессивности; усиление пассивности; чувство вины.
Развитие синдрома носит стадиальный характер. Выделяют три его основных составляющих.
1. Эмоциональное истощение - чувства беспомощности, безнадежности, в эмоциональных срывах, усталости, снижении энергетического тонуса и работоспособности, возникновении физического недомогания, наступает безразличие к потребностям других людей.
2. Деперсонализация проявляется в деформации отношений с другими людьми - педагог перестает воспринимать воспитанников как личностей. Он дистанцируется, ожидая от них самого худшего.
3. Сокращенная профессиональная реализация - проявляется в тенденции к негативному оцениванию себя, своих профессиональных достижений и успехов.
Какие факторы вызывают синдром профессионального выгорания? (ответы записываем)
Три группы факторов:
Личностные - склонность к интроверсии; реактивность; низкая или чрезмерно высокая эмпатия; жесткость и авторитарность по отношению к другим; низкий уровень самоуважения и самооценки и др. трудоголизм.
Статусно-ролевые факторы риска выгорания включают неудовлетворенность профессиональным и личностным ростом (самоактуализацией); низкий социальный статус; ролевые поведенческие стереотипы, ограничивающие творческую активность; отверженность в значимой (референтной) группе; негативные полоролевые (гендерные) установки, ущемляющие права и свободу личности.
Корпоративные - нечеткая организация и планирование труда; монотонность работы; вкладывание в работу больших личностных ресурсов при недостаточности признания и положительной оценки; строгая регламентация времени работы, особенно при нереальных сроках исполнения; негативные или «холодные» отношения с коллегами, отсутствие сплоченности; напряженность и конфликты в профессиональной среде, недостаточная поддержка со стороны коллег; конкуренция; дефицит административной, социальной и профессиональной поддержки; др.
Следует отметить, что ни один из факторов сам по себе не может вызвать выгорания. Его возникновение – это результат действия совокупности всех факторов как на профессиональном, так и на личностном уровне.
Каждый человек имеет индивидуальный, изменчивый профиль ресурсов противодействия выгоранию.
Ресурсы подобны иммунитету, имея который можно избежать не только синдрома выгорания, но и других негативных сторон профессии и современной жизни.
Внутренние (личностные) ресурсы противодействия профессиональному выгоранию. К ресурсам личности относят: умения и навыки, знания и опыт, модели конструктивного поведения, актуализированные способности. Они дают возможность человеку быть более адаптивным и стрессоустойчивым, успешным и удовлетворенным качеством своей жизни.
Внешние (социальные) ресурсы противодействия выгоранию.
К наиболее выраженным внешним ресурсам относятся сферы профессиональной деятельности, семейной жизни и «свободного времени».
Практика показывает, что наиболее стрессоустойчивым оказывается тот, кто получает положительные эмоции и поддержку в семье, удовлетворение от работы и имеет «отдушину» в виде какого-либо увлечения, позволяющего почувствовать, что жизнь больше, чем работа. Напротив, при сильных рабочих стрессах, перегрузке в семье, нехватке либо саморазрушающей трате свободного времени внутренние ресурсы истощаются.
Например, поддержка может являться «сквозным ресурсом», пронизывая все три уровня. В таком случае человек получает поддержку от коллег или начальства на работе, от близких дома и от друзей.
Какие качества помогают учителю избежать эмоционального выгорания? (ответы )
Хорошее здоровье и сознательная, целенаправленная забота о своем физическом состоянии (постоянные занятия спортом, здоровый образ жизни); высокая самооценка и уверенность в себе, своих способностях и возможностях.
Опыт успешного преодоления профессионального стресса; способность конструктивно меняться в напряженных условиях; высокая мобильность; открытость; общительность; самостоятельность; стремление опираться на собственные силы.
Способность формировать и поддерживать в себе позитивные, оптимистичные установки и ценности – как в отношении самих себя, так и других людей и жизни вообще.
Сформулируем перечень правил «Как избежать встречи с эмоциональным выгоранием».
1. Относитесь к жизни позитивно. Помните психологическое правило: если можешь изменить ситуацию – измени ее, не можешь изменить обстоятельства – измени к ним отношение.
2. Ведите разумный образ жизни. Помните психологическое правило: не можешь жить напряженнее, начинай жить умнее.
3. Будьте внимательны к себе: это поможет вам своевременно заметить первые симптомы усталости.
4. Почаще прислушивайтесь к своему внутреннему голосу. Он может подсказать вам, в каких мероприятиях не следует участвовать, чтобы предупредить стресс.
5. Заботьтесь о себе: стремитесь к равновесию и гармонии, ведите здоровый образ жизни, удовлетворяйте свои потребности в общении.
6. Высыпайтесь! Если нормальный режим сна нарушен в результате стресса, есть риск оказаться в замкнутом круге: стресс провоцирует бессонницу, а бессонница еще больше усиливает стресс.
7. Любите себя или по крайней мере старайтесь себе нравиться.
8. Подбирайте дело по себе: сообразно своим склонностям и возможностям. Это позволит вам обрести себя, поверить в свои силы.
9. Перестаньте искать в работе счастье или спасение. Она – не убежище, а деятельность, которая хороша сама по себе.
10. Перестаньте жить за других их жизнью. Живите, пожалуйста, своей. Не вместо людей, а вместе с ними.
11. Находите время для себя, вы имеете право не только на работу, но и на частную жизнь.
12. «Свободное время педагога – это корень, питающий ветви педагогического творчества», - писал В.А. Сухомлинский. Вечно занятые педагоги редко читают бестселлеры, не смотрят нашумевшие фильмы, постановки и… постепенно теряют к этому вкус. Следствием может стать потеря уважения со стороны учеников. Такого учителя ученики считают безнадежно отставшим от жизни, а затем переносят свой вывод на предмет, который тот преподает.
13. У вас нет хобби? Обязательно найдите себе занятие по душе.
14. Время от времени вносите в вашу жизнь что-то новое: переставляйте мебель в квартире, изменяйте прическу, ходите на работу другим маршрутом… Тогда стресс будет «приставать» к вам реже.
15. Умейте отвлекаться от переживаний, связанных с работой. К сожалению, многие люди постоянным атрибутом своего существования сделали тягостные переживания негативных жизненных мелочей: неприятности они возводят в ранг трагедии (что особенно характерно для учителей с их ранимостью); всех оценивают через призму прежних разочарований, копят недовольство и обиды и при этом страдают прежде всего сами.
16. Учитесь трезво осмысливать события каждого дня. Можно сделать традицией вечерний пересмотр событий.
17. Если вам очень хочется кому-то помочь или сделать за него его работу, задайте себе вопрос: так ли уж ему это нужно? А может, он справится сам?
18. Дни, проведенные вдали от дома, помогут отвлечься, взглянуть на свои проблемы со стороны.
19.Научитесь жить с юмором. «Юмор – соль жизни, -говорил К. Чапек, - кто лучше просолен, дольше живет».
20. Снизьте темп жизни! Разумнее делать меньше, но лучше, чем много, но плохо, а потом еще и переживать из-за этого «плохо».
21. Старайтесь без ущерба для здоровья пережить неудачу. Помните психологическое правило: жизнь ритмична, спады чередуются с подъемами.
Музыка для моделирования настроения:
– при переутомлении и нервном истощении – «Утро» Грига, «Полонез» Огинского;
–при угнетенном меланхолическом настроении – ода «К радости» Бетховена, «Аве Мария» Шуберта,
–при выраженной раздражимости, гневе – «Сентиментальный вальс» Чайковского;
– при снижении сосредоточенности внимания – «Времена года» Чайковского, «Грезы» Шумана;
– расслабляющее действие – «Лебедь» Сен-Санса, «Баркарола» Чайковского;
– тонизирующее воздействие – «Чардаш» Кальмана, «Кумпарсита» Родригеса, «Шербурские зонтики» Леграна.
Экспресс-приемы для снятия эмоционального напряжения.
1. Спасательный круг: каждый педагог называет свое имя и качество, которое начинается на первую букву его имени и бросает мяч коллеге
2. Йоговское дыхание: дышите по схеме «4 + 4 + 4»: четыре секунды на вдох, четыре – на задержку дыхания, четыре – на выдох. Проделайте так три раза, слушая дыхание, ощущая, как воздух наполняет легкие, разбегается по телу до кончиков пальцев, освобождает легкие. Других мыслей быть не должно.
3. Тестомешалка – в круг встают 2 человека, остальные разминают им плечи, руки, спину, меняются с ними местами. Кем больше понравилось быть? Если тестом – любите получать от других, если тестомешалкой – любите дарить радость другим.
4. Закончите фразу: Не хочу хвастаться, но… Используйте свои профессиональные достижения.
5. Улыбнитесь! Зафиксируйте улыбку на лице на 10 – 15 секунд.
Тест Тревора Повела «Как вы заботитесь о себе?»
Вам даны 3 карточки : красная, синяя и зеленая. Если вы согласны с утверждением, поднимайте красную карточку, если не согласны – синюю, если не знаете ответа – зеленую.
Вопросы:
1. Временами я покупаю себе что-нибудь приятное, как, например, подарок, сувенир, безделушку
2. Я нахожу время, чтобы отдохнуть, расслабиться.
3. Я считаю, что имею право иногда быть эгоистичным(ой).
4. Если я себя плохо чувствую, мне нравится позволять другим заботиться обо мне.
5. Я заранее планирую приятные события, такие как каникулы, поход в театр или ресторан.
6. Каждый день я уверен(а) в том, что имею немного времени, чтобы потратить его на себя, 7. сделать себе что-нибудь приятное.
8. Для меня важно следить за своей внешностью и здоровьем.
9. Я могу сказать «нет», когда люди требуют от меня что-то, что я не хочу делать.
10. Я хвалю себя после того, как сделаю что-нибудь хорошее.
11. Я стараюсь не употреблять алкоголь в большом количестве.
12. Я делаю специальные упражнения, чтобы сохранить здоровье.
13. Я обычно нахожу время, чтобы поддерживать отношения с людьми, которые мне приятны.
14. Я предпочитаю здоровую пищу, а не сухие пайки.
15. У меня есть время для занятий увлекательным хобби.
16. Иногда я могу поставить свои интересы выше интересов других, даже если это кому-то может не понравиться.
17. Я считаю, что каждый сам должен отвечать за решение своих проблем.
18. Я предпочитаю работать в удобном мне темпе, чем сразу выкладываться на все 100%.
19. Я могу сам(а) принимать решения, а не ждать советов окружающих.
20. Я избегаю употребления наркотиков и табака.
21. Я способен(на) признавать и доказывать другим свои достоинства.
Более 15 красных— результат выше среднего. Люди, имеющие данный общий балл, умеют заботиться о себе достаточно хорошо, поэтому и легче, чем другим, в искренней форме проявлять заботу об окружающих тех ситуациях, когда это необходимо.
10-15 — средний результат. Те, кто имеет данный балл, к; правило, стараются заботиться о себе, но они могли бы улучшить свой результат.
Меньше 10 — результат ниже среднего Эти люди заботятся себе недостаточно хорошо. Возможно, что они часто имеют чувство вины перед собой/окружающими.
У каждого человека есть выбор: опустить руки, позволить себе «сгореть на работе» или, наоборот, приложить все усилия, чтобы исключить возможность возникновения синдрома. Важно помнить, что наша жизнь – это наша жизнь, наше здоровье – это наше здоровье.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Интернет- ресурсы использованные в работе "Профилактика профессионального выгорания", тест, буклет.
Интернет-ресурсы использованные в работе помогут в подготовке к занятию, пройти тесты он-лайн..Буклет оформлен с краткими рекомендациями по профилактике профессионального выгорания...
Профилактика профессионального выгорания педагогов
В презентации в легкой, юмористической форме подобран материал по профилактике профессионального выгорания. Сожно использовать как сопровождение к теоретическому материалу или как релаксаци...
Памятки для учителей по профилактике профессионального выгорания
В документе представлены две памятки: "Профилактика эмоционального выгорания и поддержка психического здоровья педагогов" и "Упражнения для релаксации и снятия стресса в условиях напряженной работы" (...
Психолог для педагога. Психолого-педагогический климат в коллективе и профилактика профессионального выгорания учителя
Конспект выступления педагога-психолога на педсовете на тему "Психолого-педагогический климат в коллективе и профилактика профессионального выгорания учителя".Структура выступления:1. Теоретическая ча...
Презентация к семинару - практикуму с педагогами "Профилактика профессионального выгорания учителя"
Профессиональное выгорание возникает в результате внутреннего накапливания отрицательных эмоций без соответствующей «разрядки», или «освобождения» от них. Цель занятия: помочь учителям справиться с си...
Механизмы профилактики профессионального выгорания учителей
Презентация к выступлению на педогагическом совете школы...
Профессиональное выгорание. Методы профилактики профессионального выгорания педагога.
Выступление педагога- психолога на методическом объединении педагогов....