Психолог для педагога. Психолого-педагогический климат в коллективе и профилактика профессионального выгорания учителя
план-конспект занятия по психологии по теме
Конспект выступления педагога-психолога на педсовете на тему "Психолого-педагогический климат в коллективе и профилактика профессионального выгорания учителя".
Структура выступления:
1. Теоретическая часть. Понятие и природа профессионального выгорания учителя, влияние его на жизнь педагога.
2. Практическая часть. Диагностика состояния нервной системы. Конкретные рекомендации профилактики и саморегуляции.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
emotsionalnoe_vygoranie_doklad.doc | 75 КБ |
Предварительный просмотр:
ВЫСТУПЛЕНИЕ
на педагогическом совете №2
Тема: «Психолого-педагогический климат в коллективе и профилактика профессионального выгорания учителя»
Подготовил выступление педагог-психолог: Цыганкова Н.Ю.
Актуальность
В последнее время много говорят и пишут о таком явлении, как профессиональное выгорание. Возникновение данного понятия связано с исследованиями различных феноменов и проблем профессионализации и рассматривается в контексте здоровья профессионалов, в данном случае педагогов. Явление выгорания проявляется в виде целого ряда симптомов, которые образуют так называемый синдром профессионального выгорания.
Работа педагогов вызывает значительные нервно-психические нагрузки. Имеется в виду не только физиологические факторы, связанные с особенностями труда (гиподинамия, повышенная нагрузка на зрительный, голосовой, слуховой аппараты и т.д.). речь идет, прежде всего, о психологических и организационных трудностях: необходимость всегда быть «в форме», отсутствие эмоциональной разрядки, большое количество контактов в течение рабочего дня и др. Как показывают результаты многочисленных исследований, при таких условиях труда у педагогов день за днем уровень напряженности накапливается. Высокие энергетические затраты профессии сами по себе плюс забота о поддержании культивируемого «имиджа» имеют высокую психологическую цену. В этих обстоятельствах педагог испытывает огромное нервно-психическое напряжение и часто не справляется с ним, не владея специальными методами и приемами саморелаксации. Проявляется это в виде повышенной раздражительности, возбуждения, беспокойства, повышенного уровня тревожности, мышечного напряжения, зажимов в различных частях тела, повышенной утомляемости, снижения интереса к работе, появления психосоматических заболеваний, эмоционального безразличия и пр. Педагог с такими проблемами не способствует психическому и личностному развитию учащихся.
Вторым важным моментом в контексте здоровья педагогов является психологический климат в школе и система межличностного взаимодействия (как в педагогическом коллективе, так и в системе взаимодействия педагогов с учащимися и родителями). Доверительное общение, оптимальные отношения педагогов между собой, отношения учителя и школьника являются одной из важнейших предпосылок формирования устойчивой и высокой психологической готовности к оптимальному социальному взаимодействию с миром у последнего. С другой стороны, конструктивное взаимодействие педагогов с детьми и коллегами сохраняет психическое здоровье самого педагога. Поэтому развитие продуктивных форм общения педагогов, повышение их психолого-педагогической компетенции в вопросах обучения и воспитания детей, совершенствование коммуникативной компетентности значительно повышает уровень защищенности педагога от негативных психических перегрузок, отрицательных эмоциональных состояний, что, в свою очередь, способствует сохранению их психического здоровья.
Профилактика профессионального выгорания педагогов, оптимизация системы межличностных отношений способствуют повышению безопасности образовательной среды для всех ее участников, в том числе и для педагогов, которая проявляется в показателях психологического здоровья.
Что же такое эмоциональное выгорание? Это выработанный личностью механизм психологической защиты в форме полного или частичного исключения эмоций в ответ на избранные психотравмирующие воздействия.
Существуют внешние и внутренние факторы провоцирующие «выгорание».
К внешним факторам, провоцирующим выгорание можно отнести:
-хроническая напряженная психоэмоциональная деятельность учителя;
- дестабилизирующая организация деятельности;
-повышенная ответственность за исполняемые функции;
-неблагополучная психологическая атмосфера профессиональной деятельности;
-психологически трудный контингент, с которым имеет дело учитель в сфере общения.
К внутренним факторам, провоцирующим выгорание можно отнести:
-склонность к эмоциональной ригидности;
-интенсивная интериоризация (восприятие и переживание);
-слабая мотивация эмоциональной отдачи в профессиональной деятельности;
- нравственные дефекты и дезориентация личности.
Эмоциональное выгорание – это динамический процесс и возникает поэтапно, в полном соответствии с механизмом развития стресса.
Арсенал «не выгорающей личности»
Что делать?
Загонять эмоции внутрь, пытаться их скрывать, очень вредно!
Учитесь показывать эмоции, «выплескивать» их без вреда для окружающих.
Эмоциональная разрядка необходима для сохранения здоровья (физического и психического),
Умение рассказать о своих проблемах поможет налаживать контакты с окружающими, понимать самого себя.
- изображайте эмоции с помощью жестов, мимики, голоса;
- мните, рвите бумагу;
- кидайте предметы в мишень на стене;
- попытайтесь нарисовать свое чувство, потом раскрасьте его, сделайте смешным или порвите;
- поговорите с кем-нибудь, делая акцент на свои чувства («Я расстроен..», «Меня это обидело..»).
Задание: напишите письмо человеку, который вас когда-то обидел, но по каким-то причинам вы не сказали ему о своих чувствах
Возьмите себе за правило всякий раз, когда происходит что-то негативное, минимум три раза проводить рефрейминг:
- постарайтесь найти три позитивных последствия или выигрыша, которые можно извлечь из данной неприятности.
Задание: Вспомните ситуацию из своей жизни, которая вас сильно расстроила. Проведите рефрейминг.
Методы саморегуляции:
- Антистрессовое дыхание;
- Аутогенная тренировка (В основе этого метода лежит применение специальных формул самовнушения, позволяющих оказывать воздействие на происходящие в организме процессы, в том числе не поддающиеся контролю в обычных условиях).
- Составьте фразы – внушения, направленные на достижение определенных лично значимых целей,
- повторяйте эти фразы по несколько раз находясь в состоянии глубокого расслабления.
- Примеры таких фраз: исчезли все неприятные ощущения в голове..; в любой обстановке я сохраняю спокойствие, уверенность в себе..; я спокоен за работу моего сердца) ;
- Медитация;
- Йога;
- Релаксация (Если мышцы расслаблены человек находится в состоянии полного душевного покоя.
- Мышечное расслабление – релаксацию используют для борьбы с состояниями тревоги и эмоциональной напряженности, а также для предупреждения их возникновения.
- Полное расслабление достигается путем сильного напряжения и последующего расслабления определенных групп мышц.
- Визуализация ресурсного состояния;
- Кинезиологический комплекс.
По результатам исследований Колбиной Т.В. существуют некоторые способы профилактики «выгорания» личности:
1. Уравновешенность психических процессов. Эмоции у НЛ выражены, но уравновешены: «она горит не полыхая». Такая личность «сама с собой в ладу». Этот человек, как правило, интернал (с опорой на себя самого). Такому человеку быть одному не скучно.
2. Постоянное виденье позитивных последствий любых своих начинаний и в больших делах, и в малых: «Мою пол, и представляю, каким чистым и хорошим он будет». Такую личность подпитывает радость триумфа, взятая взаймы у предстоящих побед. Такое свойство у НЛ усиливается при стрессе.
3. Любовь к работе благодаря созданию новизны в ней. «Не выгорающие» преподаватели, обследованные нами, постоянно черпали из Интернета новые данные для занятий со студентами, разрабатывали новые циклы лекций.
4. Важнейшим свойством НЛ оказалась ироничность. «Не выгорающего» преподавателя развлекала даже тупость и лень его студентов. Ни рассерженности, ни равнодушия к ним не было.
5. Удовлетворение жизнью НЛ подпитывается способностью видеть бесконечное разнообразие и изменчивость всего, даже в мелочах, прежде всего, в природных явлениях.
6. Для НЛ свойственен умеренный фатализм. «Умру ли я, живу ли я – я мошкою счастливую летаю», так поется в детской песенке. Фатализм, «не выгорающего» человека способствует беспрерывному удовлетворению жизнью.
7. «Не выгорающий» человек питает теплом своей души других людей, часто сам того не замечая. И окружающие его люди этого не замечают, и начинают чувствовать его незаменимость, когда он уходит навсегда.
8. «Не выгорающий» человек всегда любим нижестоящими служащими. В этом его защита «снизу».
9. Достоинства НЛ, уважение и любовь к ней, казалось бы, должны вызывать зависть. Она блокируется по-разному:
а) тем, что НЛ бывает человеком очень уж отличным от всех, «каким-то странным», «чудаковатым», и даже может казаться ничтожным, т.е. недостойным зависти;
б) мифологемами, витающими вокруг «не выгорающего», т.е. тем, что он кажется человеком, приобщенным к «миру богов», если он имеет международное научное признание, если его приглашают давать интервью СМИ, или он помимо основной работы – эксперт-консультант в высоких государственных инстанциях, если у него есть близкие люди во властных структурах. Это – блокада от негативных воздействий «по горизонтали»;
Тест «Состояние вашей нервной системы»
Выберите одну из четырех цифр в графах справа напротив описания каждого симптома в зависимости от того, как часто вы обнаруживаете этот симптом у себя.
№ | Симптомы | Нет | Редко | Да | Очень часто |
1 | Часто ли вы бываете раздражены, нервничаете, ощущаете беспокойство? | 0 | 3 | 5 | 10 |
2 | Часто ли у вас учащенный пульс и сердцебиение? | 0 | 2 | 3 | 6 |
3 | Часто ли вы быстро устаете? | 0 | 2 | 4 | 8 |
4 | Страдаете ли вы повышенной чувствительностью к шуму, шороху или свету? | 0 | 2 | 4 | 8 |
5 | Бывают ли у вас резкие смены настроения, возникает чувство неудовлетворенности? | 0 | 2 | 3 | 6 |
6 | Вы спите беспокойно, часто просыпаетесь? Страдаете бессонницей? | 0 | 2 | 4 | 8 |
7 | Страдаете ли вы непроизвольным потоотделением? | 0 | 2 | 3 | 6 |
8 | Затекают ли у вас мышцы? Ощущаете ли вы непривычное щекотание, подергивание в суставах? | 0 | 2 | 4 | 8 |
9 | Страдаете ли вы забывчивостью, часто плохо способны концентрировать внимание? | 0 | 2 | 4 | 8 |
10 | Страдаете ли вы от зуда? | 0 | 2 | 3 | 6 |
11 | Необходимо ли вам в вашей работе быть всегда «на высоте»? | 0 | 2 | 4 | 8 |
12 | Часто ли вы бываете в плохом настроении? Быстро ли вы теряете самообладание? | 0 | 2 | 4 | 8 |
13 | Копите ли вы неприятности в себе? | 0 | 2 | 4 | 8 |
14 | Ощущаете ли вы недовольство самим собой и окружающим миром? | 0 | 2 | 4 | 8 |
15 | Курите ли вы? | 0 | 2 | 5 | 10 |
16 | Мучают ли вас страхи? | 0 | 2 | 4 | 8 |
17 | Есть ли у вас недостаток в возможности подвигаться на свежем воздухе? | 0 | 2 | 4 | 8 |
18 | Есть ли у вас недостаток в возможности разрядиться, обрести душевное равновесие | 0 | 2 | 4 | 8 |
Сложите свои цифры.
0-25 баллов: эта сумма может вас не беспокоить. Однако все-таки обратите внимание на сигналы вашего организма, постарайтесь устранить слабые места.
26-45 баллов: поводов для беспокойства нет и в этой ситуации. Однако не игнорируйте предупреждающие сигналы. Подумайте, что вы можете для себя сделать.
46-60 баллов: ваша нервная система ослаблена. Для здоровья необходима перемена образа жизни. Проанализируйте вопросы и ответы на них. Так вы найдете направление необходимых перемен.
Более 60 баллов: ваши нервы сильно истощены. Необходимы срочные меры. Обязательно обратитесь к врачу.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Профилактика профессионального выгорания педагогов
В презентации в легкой, юмористической форме подобран материал по профилактике профессионального выгорания. Сожно использовать как сопровождение к теоретическому материалу или как релаксаци...
Профилактика профессионального выгорания педагогов.
Выступление на педсовете. Презентация....
Презентация к семинару - практикуму с педагогами "Профилактика профессионального выгорания учителя"
Профессиональное выгорание возникает в результате внутреннего накапливания отрицательных эмоций без соответствующей «разрядки», или «освобождения» от них. Цель занятия: помочь учителям справиться с си...
Консультация для педагогов, педагогов-психологов на тему "Психолого-педагогическое сопровождение учащихся с интеллектуальной недостаточностью"
В связи с внедрением инклюзивного образования в общеобразовательных организациях всё чаще обучаются дети с интеллектуальной недостаточностью. Зачастую педагоги и родители не готовы принять такого ребё...
Механизмы профилактики профессионального выгорания учителей
Одной из наиболее распространенных преград к профессионализму, творчеству и самореализации учителя является возникновение синдрома профессионального выгорания. В данном докладе приводятся причины, сим...
Механизмы профилактики профессионального выгорания учителей
Презентация к выступлению на педогагическом совете школы...
Профессиональное выгорание. Методы профилактики профессионального выгорания педагога.
Выступление педагога- психолога на методическом объединении педагогов....