Интернет- ресурсы использованные в работе "Профилактика профессионального выгорания", тест, буклет.
материал по теме

Семенова Елена Юрьевна

Интернет-ресурсы использованные в работе помогут в подготовке к занятию, пройти тесты он-лайн..Буклет оформлен с краткими рекомендациями по профилактике профессионального выгорания

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon test_boyko.doc37 КБ
Microsoft Office document icon resurs.doc40.5 КБ
PDF icon buklet5.pdf962.03 КБ

Предварительный просмотр:

Методика диагностики

уровня эмоционального выгорания (по В.В. Бойко).

Опросник личностный, предназначенный для диагностики такого психологического феномена как «синдром эмоционального выгорания», возникающего у человека в процессе выполнения различных видов деятельности, связанных с длительным воздействием ряда неблагоприятных стресс-факторов. Разработан В. В. Бойко.

По мнению автора, эмоциональное выгорание - это выработанный личностью механизм психологической защиты в форме полного или частичного исключения эмоций в ответ на избранные психотравмирующие воздействия. «Выгорание» отчасти функциональный стереотип, поскольку позволяет человеку дозировать и экономно расходовать энергетические ресурсы. В то же время, могут возникать его дисфункциональные следствия, когда «выгорание» отрицательно сказывается на исполнении профессиональной деятельности и отношениях с партнерами.

Стимульный материал теста состоит из 84 утверждений, к которым испытуемый должен выразить свое отношение в виде однозначных ответов «да» или «нет». Методика позволяет выделить следующие 3 фазы развития стресса: «напряжение», «резистенция», «истощение».

Для каждой из указанных фаз определены ведущие симптомы «выгорания», разработана методика количественного определения степени их выраженности. Ниже приводится перечень выявляемых симптомов на разных стадиях развития «эмоционального выгорания».

«Напряжение».
Переживание психотравмирующих обстоятельств; Неудовлетворенность собой; «Загнанность в клетку»; Тревога и депрессия.

«Резистенция».
Неадекватное эмоциональное избирательное реагирование; Эмоционально-нравственная дезориентация; Расширение сферы экономии эмоций; Редукция профессиональных обязанностей.

«Истощение».
Эмоциональный дефицит; Эмоциональная отстраненность; Личностная отстраненность (деперсонализация); Психосоматические и психовегетативные нарушения.

Инструкция.
Проверьте себя. Если вы являетесь профессионалом в какой-либо сфере взаимодействия с людьми, вам будет интересно увидеть, в какой степени у вас сформировалась психологическая защита в форме эмоционального выгорания. Читайте суждения и отвечайте «да» или «нет». Примите во внимание, что, если в формулировках опросника речь о партнерах, то имеются в виду субъекты вашей профессиональной деятельности - пациенты, клиенты, зрители, заказчики, учащиеся и другие люди, с которыми вы ежедневно работаете.

Тест

1. Организационные недостатки на работе постоянно заставляют нервничать, переживать, напрягаться.
2. Сегодня я доволен своей профессией не меньше, чем в начале карьеры.
3. Я ошибся в выборе профессии или профиля деятельности (занимаю не свое место).
4. Меня беспокоит то, что я стал хуже работать (менее продуктивно, качественно, медленнее).
5. Теплота взаимодействия с партнерами очень зависит от моего настроения – хорошего или плохого.
6. От меня как профессионала мало зависит благополучие партнеров.
7. Когда я прихожу с работы домой, то некоторое время (часа 2-3) мне хочется побыть одному, чтобы со мной никто не общался.
8. Когда я чувствую усталость или напряжение, то стараюсь поскорее решить проблемы партнера (свернуть взаимодействие).
9. Мне кажется, что эмоционально я не могу дать партнерам того, что требует профессиональный долг.
10. Моя работа притупляет эмоции.
11. Я откровенно устал от человеческих проблем, с которыми приходится иметь дело на работе.
12. Бывает, я плохо засыпаю (сплю) из-за переживаний, связанных с работой.
13. Взаимодействие с партнерами требует от меня большого напряжения.
14. Работа с людьми приносит все меньше удовлетворения.
15. Я бы сменил место работы, если бы представилась возможность.
16. Меня часто расстраивает то, что я не могу должным образом оказать партнеру профессиональную поддержку, услугу, помощь.
17. Мне всегда удается предотвратить влияние плохого настроения на деловые контакты.
18. Меня очень огорчает, если что-то не ладится в отношениях с деловым партнером.
19. Я настолько устаю на работе, что дома стараюсь общаться как можно меньше.
20. Из-за нехватки времени, усталости или напряжения часто уделяю внимание партнеру меньше, чем положено.
21. Иногда самые обычные ситуации общения на работе вызывают раздражение.
22. Я спокойно воспринимаю обоснованные претензии партнеров.
23. Общение с партнерами побудило меня сторониться людей.
24. При воспоминании о некоторых коллегах по работе или партнерах у меня портится настроение.
25. Конфликты или разногласия с коллегами отнимают много сил и эмоций.
26. Мне все труднее устанавливать или поддерживать контакты с деловыми партнерами.
27. Обстановка на работе мне кажется очень трудной, сложной.
28. У меня часто возникают тревожные ожидания, связанные с работой: что-то должно случиться, как бы не допустить ошибки, смогу ли сделать все как надо, не сократят ли и т. п.
29. Если партнер мне неприятен, я стараюсь ограничить время общения с ним или меньше уделять ему внимания.
30. В общении на работе я придерживаюсь принципа: «Не делай людям добра, не получишь зла».
31. Я охотно рассказываю домашним о своей работе.
32. Бывают дни, когда мое эмоциональное состояние плохо сказывается на результатах работы (меньше делаю, снижается качество, случаются конфликты).
33. Порой я чувствую, что надо проявить к партнеру эмоциональную отзывчивость, но не могу.
34. Я очень переживаю за свою работу.
35. Партнерам по работе отдаешь внимания и заботы больше, чем получаешь от них признательности.
36. При мысли о работе мне обычно становится не по себе: начинает колоть в области сердца, повышается давление, появляется головная боль.
37. У меня хорошие (вполне удовлетворительные) отношения с непосредственным руководителем.
38. Я часто радуюсь, видя, что моя работа приносит пользу людям.
39. В последнее время (или как всегда) меня преследуют неудачи в работе.
40. Некоторые стороны (факты) моей работы вызывают глубокое разочарование, повергают в уныние.
41. Бывают дни, когда контакты с партнерами складываются хуже, чем обычно.
42. Я разделяю деловых партнеров (субъектов деятельности) на «хороших» и «плохих».
43. Усталость от работы приводит к тому, что я стараюсь сократить общение с друзьями и знакомыми.
44. Я обычно проявляю интерес к личности партнера помимо того, что касается дела.
45. Обычно я прихожу на работу отдохнувшим, со свежими силами, в хорошем настроении.
46. Я иногда ловлю себя на том, что работаю с партнерами автоматически, без души.
47. На работе встречаются настолько неприятные люди, что невольно желаешь им чего-нибудь плохого.
48. После общения с неприятными партнерами у меня бывает ухудшение физического или психического самочувствия.
49. На работе я испытываю постоянные физические или психологические перегрузки.
50. Успехи в работе вдохновляют меня.
51. Ситуация на работе, в которой я оказался, кажется безысходной (почти безысходной).
52. Я потерял покой из-за работы.
53. На протяжении последнего года была жалоба (были жалобы) в мой адрес со стороны партнера (ов).
54. Мне удается беречь нервы благодаря тому, что многое из происходящего с партнерами я не принимаю близко к сердцу.
55. Я часто с работы приношу домой отрицательные эмоции.
56. Я часто работаю через силу.
57. Прежде я был более отзывчивым и внимательным к партнерам, чем теперь.
58. В работе с людьми руководствуюсь принципом: «Не трать нервы, береги здоровье».
59. Иногда иду на работу с тяжелым чувством: как все надоело, никого бы не видеть и не слышать.
60. После напряженного рабочего дня я чувствую недомогание.
61. Контингент партнеров, с которым я работаю, очень трудный.
62. Иногда мне кажется, что результаты моей работы не стоят тех усилий, которые я затрачиваю.
63. Если бы мне повезло с работой, я был бы более счастлив.
64. Я в отчаянии из-за того, что на работе у меня серьезные проблемы.
65. Иногда я поступаю со своими партнерами так, как не хотел бы, чтобы поступали со мной.
66. Я осуждаю партнеров, которые рассчитывают на особое снисхождение, внимание.
67. Чаще всего после рабочего дня у меня нет сил заниматься домашними-делами.
68. Обычно я тороплю время: скорей бы рабочий день кончился.
69. Состояния, просьбы, потребности партнеров обычно меня искренне волнуют.
70. Работая с людьми, я обычно как бы ставлю экран, защищающий от чужих страданий и отрицательных эмоций.
71. Работа с людьми (партнерами) очень разочаровала меня.
72. Чтобы восстановить силы, я часто принимаю лекарства.
73. Как правило, мой рабочий день проходит спокойно и легко.
74. Мои требования к выполняемой работе выше, чем то, чего я достигаю в силу обстоятельств.
75. Моя карьера сложилась удачно.
76. Я очень нервничаю из-за всего, что связано с работой.
77. Некоторых из своих постоянных партнеров я не хотел бы видеть и слышать.
78. Я одобряю коллег, которые полностью посвящают себя людям (партнерам), забывая о собственных интересах.
79. Моя усталость на работе обычно мало сказывается (никак не сказывается) на общении с домашними и друзьями.
80. Если предоставляется случай, я уделяю партнеру меньше внимания, но так, чтобы он этого не заметил.
81. Меня часто подводят нервы в общении с людьми на работе.
82. Ко всему (почти ко всему), что происходит на работе, я утратил интерес, живое чувство.
83. Работа с людьми плохо повлияла на меня как профессионала – обозлила, сделала нервным, притупила эмоции.
84. Работа с людьми явно подрывает мое здоровье.

Обработка и интерпретация результатов теста

Каждый вариант ответа предварительно оценен компетентными судьями тем или иным количеством баллов (указывается в ключе рядом с номером суждения в скобках). Это сделано потому, что признаки, включенные в симптом, имеют разное значение в определении его тяжести. Максимальную оценку (10 баллов) получил от судей признак, наиболее показательный для симптома.

В соответствии с ключом осуществляются следующие подсчеты:

• определяется сумма баллов отдельно для каждого из 12 симптомов «выгорания»,
• подсчитывается сумма показателей симптомов для каждой из трех фаз формирования «выгорания»,
• находится итоговый показатель синдрома эмоционального «выгорания» – сумма показателей всех 12 симптомов.

Напряжение

1. Переживание психотравмирующих обстоятельств: +1(2), +13(3), +25(2), -37(3), +49(10), +61,(5), -73(5)
2. Неудовлетворенность собой: -2(3), +14(2), +26(2), -38(10), -50(5), +62(5), +74(3),
3. «Загнанность в клетку»: +3(10), +15(5), +27(2), +39(2), +51(5), +63(1), -75(5)
4. Тревога и депрессия: +4(2), +16(3), +28(5), +40(5), +52(10), +64(2), +76(3)

Резистенция

1. Неадекватное избирательное эмоциональное реагирование: +5(5), -17(3), +29(10), +41(2), +53(2), +65(3), +77(5)
2. Эмоционально-нравственная дезориентация: +6(10), -18(3), +30(3), +42(5), +54(2), +66(2), -78(5)
3. Расширение сферы экономии эмоции: +7(2), +19(10), -31(2), +43(5), +55(3), +67(3), -79(5)
4. Редукция профессиональных обязанностей: +8(5), +20(5), +32(2), -44(2), +56(3), +68(3), +80(10)

Истощение

1. Эмоциональный дефицит: +9(3), +21(2), +33(5), -45(5), +57(3), -69(10), +81(2)
2. Эмоциональная отстраненность: +10(2), +22(3), -34(2), +46(3), +58(5),+70(5), +82(10)
3. Личностная отстраненность (деперсонализация): +11(2!),+23(3),+35(3),+47(5),+59(5),+72(2),+83(10)
4. Психосоматические и психовегетативные нарушения: +12(3), +24(2), +36(5), +48(3), +60(2), +72(10), +84(5)

Предложенная методика дает подробную картину синдрома эмоционального «выгорания». Прежде всего надо обратить внимание на отдельно взятые симптомы. Показатель выраженности каждого симптома колеблется в пределах от 0 до 30 баллов:

•         9 и менее баллов – не сложившийся симптом,
•        10-15 баллов – складывающийся симптом,
•        16 и более – сложившийся.

Симптомы с показателями 20 и более баллов относятся к доминирующим в фазе или во всем синдроме эмоционального «выгорания».

Методика позволяет увидеть ведущие симптомы «выгорания» Существенно важно отметить, к какой фазе формирования стресса относятся доминирующие симптомы и в какой фазе их наибольшее число.

Дальнейший шаг в интерпретации результатов опроса – осмысление показателей фаз развития стресса – напряжение, резистенция и истощение. В каждой из них оценка возможна в пределах от 0 до 120 баллов. Однако сопоставление баллов, полученных для фаз, неправомерно, ибо не свидетельствует об их относительной роли или вкладе в синдром. Дело в том, что измеряемые в них явления существенно разные – реакция на внешние и внутренние факторы, приемы психологической защиты, состояние нервной системы. По количественным показателям правомерно судить только о том, насколько каждая фаза сформировалась, какая фаза сформировалась в большей или меньшей степени:

• 36 и менее баллов – фаза не сформировалась;
• 37-60 баллов – фаза в стадии формирования;
• 61 и более баллов – сформировавшаяся фаза.

Оперируя смысловым содержанием и количественными показателями, подсчитанными для разных фаз формирования синдрома «выгорания», можно дать достаточно объемную характеристику личности и, что не менее важно, наметить индивидуальные меры профилактики и психокоррекции. Освещаются следующие вопросы:

• какие симптомы доминируют;
• какими сложившимися и доминирующими симптомами сопровождается истощение;
• объяснимо ли истощение (если оно выявлено) факторами профессиональной деятельности, вошедшими в симптоматику «выгорания», или субъективными факторами;
• какой симптом (какие симптомы) более всего отягощают эмоциональное состояние личности;
• в каких направлениях надо влиять на производственную обстановку, чтобы снизить нервное напряжение;
• какие признаки и аспекты поведения самой личности подлежат коррекции, чтобы эмоциональное «выгорание» не наносило ущерба ей, профессиональной деятельности и партнерам.

Источники

Диагностика эмоционального выгорания личности (В.В.Бойко) / Фетискин Н.П., Козлов В.В., Мануйлов Г.М. Социально-психологическая диагностика развития личности и малых групп. – М., Изд-во Института Психотерапии. 2002. C.394-399



Предварительный просмотр:

Информационные ресурсы.

  1. Профилактика выгорания.  [Текст] — Режим доступа: http://psy.1september.ru/articlef.php?ID=200601609
  2. Программа профилактики профессионального выгорания. [Текст] - Режим доступа: http://www.kcsokapotnya.ru/programs/44-program-staff-burnout
  3. Понятие «профессиональное выгорание». [Текст] — Режим доступа: http://www.docme.ru/doc/6311/profilaktika-professional._nogo-vygoraniya-pedagoga
  4. Презентация по теме «Предупреждение синдрома выгорания и Приемы саморегуляции, связанные с воздействием слова». - Режим доступа: http://www.deti-66.ru/forteachers/educstudio/presentation/817.html
  1. Профилактика профессионального выгорания учителя.[Изоматериал] - Режим доступа: http://psy.5igorsk.ru/prezentacii/profilaktika-professionalnogo-vigoraniya-uchitelya.html
  2. Стресс. [Изоматериал]-  Режим доступа: http://buhtrening.ru/pic/hedit/Image/xxxxxx.JPG
  3. Как предотвратить эмоциональное выгорание на работе, связанной с общением. [Текст]  - Режим доступа: http://www.popsy.ru/articles/full/stati/kak_predotvratit_sindrom_emotcionalnogo_vigoraniya/
  4. Тест он лайн.  банк тестов. - Режим доступа:  http://www.banktestov.ru/test/?id=63
  5. Презентация. - Режим доступа: http://cpmss.edusite.ru/p11aa1.html
  6. Кирилл ЕФРЕМОВ, МГПУ им. М.А.Шолохова, руководитель программы экологического образования. [Текст] - Режим доступа: http://www.camps.ru/association/children/psycho/179-jemocionalnoe-vygoranie-i-kak-s-nim-borotsja.html
  7. Кафедра псих и наркологии. [Текст] — Режим доступа: http://spbmu.s-psy.ru/obucenie/kurs-vvedenie-v-specialnost/prezentacii
  8. Упавший человек. [Изоматериал]  - Режим доступа: http://drjacksinger.com/wp-content/uploads/2009/08/jobburnout.jpg
  9. Огонь и женщина. [Изоматериал]- Режим доступа: http://www.rabota-nsk.ru/stat/stat330/330.jpg
  10. Женщина накрыла голову книгой. [Изоматериал] - Режим доступа: http://static4.depositphotos.com/1018174/426/i/950/depositphotos_4267477-Young-businesswoman-in-stress.jpg
  11. Для эмблемы Девушка с книгами.[Изоматериал]- Режим доступа: http://fc00.deviantart.net/fs14/f/2006/363/3/4/Hide_Away_by_fayrenpickpocket.jpg
  12. Мужчина в кресле отдыхает на траве.  [Изоматериал] -  Режим доступа: http://mon-budget.portail.free.fr/videos/17-06-2009/lhorizon-de-mon-placement/horizon_placement.jpg
  13. Мужчина  схватился за голову весь в бумагах. [Изоматериал] - Режим доступа: http://static2.flaker.pl/static/images/flaker/user_submitted/m_1124298_1304580374_0_755.jpeg
  14. Мужик горит на работе.[Изоматериал] — Режим доступа: http://www.hrm.ua/data/image/hrmagazine/2010/04/RIS_Vygoranie_callcentr.jpg
  15. Девушка с собаками.[Изоматериал]-   Режим доступа: http://i056.radikal.ru/1004/c4/fca399a51273.jpg
  16. Нога давит мужика.[Изоматериал] — Режим доступа: http://uralpress.ru/sites/default/files/imagecache/slide/photo/shchimit_2.jpg
  17. Женщина плачет.[Изоматериал]. - Режим доступа: http://radon-xm.do.am/_pu/0/21323504.jpg 
  18. Здоровье несколько картинок в одной. [Изоматериал] — Режим доступа: http://zdorovie75.ru/wp-content/uploads/2011/09/Depositphotos_1111517_XL.jpg
  19. Мужчина на столе с телефон трубкой. [Изоматериал] — Режим доступа: http://blog.itechtalk.com/wp-content/2009/06/stress1-office_employee.jpg 
  20. Золотистый человечек и знак вопроса. [Изоматериал]— Режим доступа: http://img0.liveinternet.ru/images/attach/c/0/36/707/36707745_technical_translation.jpg
  21. Медитация на закате. [Изоматериал] — Режим доступа: http://fc03.deviantart.net/fs36/i/2008/271/5/5/Meditation_by_Goro79.jpg
  22. Девушка в поле. [Изоматериал] — Режим доступа: http://i.allday.ru/uploads/posts/2009-05/1241451191_relax_6.jpg
  23. Девушка в кресле слушает музыку. [Изоматериал] — Режим доступа: http://i.allday.ru/uploads/posts/2009-09/1252208232_247011sdcrgb75.jpg
  24. Застенчивый мальчик. [Изоматериал]- Режим доступа: http://medya.milligazete.com.tr/haberler/2010/07/18/170558/olumsuz-anne-baba-tutumlari-large-0.jpg
  25. Конфликт на работе. [Изоматериал] -Режим доступа: http://www.toimitilainfo.fi/images/Business%20people%20arguing.jpg
  26. Усталая женщина  с тряпкой. [Изоматериал] -Режим доступа: http://static3.hln.be/static/FOTO/pe/18/2/7/media_xl_4029937.jpg?2011012713063
  27. Скрюченая женщина в брючном костюме. [Изоматериал] -Режим доступа: http://young.rzd.ru/dbmm/images/41/4080/2865867
  28. Женщина за голову держится. [Изоматериал] -Режим доступа: http://cache.gawkerassets.com/assets/images/7/2010/05/500x_0512_facebookwomen.jpg
  29. Мужик рвёт бумагу и ест. [Изоматериал]- Режим доступа: http://i.sabah.com.tr/sb/fotohaber/yasam/en_gicik_25_insan_tipi/010_d.jpg 
  30. Женщина с телефонной трубкой кричит. [Изоматериал] -Режим доступа: http://img.oboz.obozrevatel.com/files/NewsPhoto/2009/09/24/323564/173351_image_large.jpg
  31. Трое спорят. [Изоматериал] — Режим доступа: http://www.mk.ru/upload/iblock_mk/475/82/01/74/DETAIL_PICTURE_541662.jpg 
  32. На работе. [Изоматериал] -Режим доступа: http://img1.liveinternet.ru/images/attach/c/2/69/899/69899251_3673_NpAdvHover.jpg
  33. Мужчина устал. [Изоматериал] -Режим доступа: http://farm3.static.flickr.com/2728/4523755509_6281e3ca3e.jpg


Предварительный просмотр:

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Интернет-ресурсы и ПО Smart Notebook - создание тестов

Методическая разработка по работе с интернет-ресурсами для создания тестов в ПО Smart Notebook содержит инструкцию по составлению тестов, используя бесплатный интернет-ресурс content-generator.net и п...

Интернет-ресурсы, их возможности для использования педагогом в своей профессиональной деятельности"

Статья помогает ответить на вопрос : " Кого и как учить дистанционно ?"...

Статья «Профессиональная педагогическая ИКТ компетентность через использование интернет - ресурсов»

Проблема профессиональной компетентности современных педагогических кадров в сфере информационно-коммуникационных технологий является актуальной как в педагогической теории, так и в практике образован...

Доклад на педсовет по теме "Профессиональная педагогическая ИКТ компетентность через использование интернет - ресурсов"

Профессиональная педагогическая ИКТ компетентность через использование интернет-ресурсов....

Полезные ссылки на интернет-ресурсы для использования в профессиональной деятельности современного педагога

Документ содержит ссылки на цифровые образовательные ресурсы, созданные педагогами с использованием новых технологических инструментов – интернет-сервисов Web 2.0, а так же материалы на сай...