Рабочая программа по предмету «Речь и альтернативная коммуникация»
рабочая программа
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
novyy_progr_rech_10_-12klice_word.docx | 17.19 КБ |
Предварительный просмотр:
Рабочая программа по учебному предмету «Речь и альтернативная коммуникация»
1.Пояснительная записка
Рабочая программа по предмету «Речь и альтернативная коммуникация» составлена в соответствии с Федеральным законом от 29 декабря 2012 года № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации»;
приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 19 декабря 2014 года № 1599 «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями);
примерной адаптированной основной общеобразовательной программы образования обучающихся с умеренной, тяжелой и глубокой умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями), тяжелыми и множественными нарушениями развития (вариант 2) МКОУ «Школа «56»
учебного плана (вариант 2) «Школа №56»
Учебно-методический комплекс не предусмотрен, но в работе используются:
-С.В.Комарова «Устная речь» 4класс, Москва «Просвещение» 2016г.
-С.Ю.Ильина «Чтение» 4 класс, ч.1,2 Москва «Просвещение» 2018г.
-Э.В.Якубовская , Я.В.Коршунова «Русский язык» 4 класс ,ч. 2, Москва ,»Просвящение» 2018г.
-З.Ф.малышева «Чтение» 5 класс, Москва «Просвещение» 2020г.
-Э.В.Якубовская «Русский язык» 5 класс, Москва «просвещение» 2020г.
Рабочая программа предусматривает обучение предмету «Речь и альтернативная коммуникация»: - 5класс 2 часа в неделю,итого 70часов в год, - 6класс2 часа в неделю, итого70 часов в год, - 7класс 2 часа в неделю, итого 70 часов в год, - 8класс 2 часа в неделю, итого 70 часов в год, - 9 класс 2часа в неделю, итого 68 часов в год. Общее число учебных часов за период обучения с 5 по 9 класс составляет 348часов. Планируемые результаты освоения учебного предмета «Речь и альтернативная коммуникация» Личностные результаты освоения программы могут включать: -основы персональной идентичности, осознание своей принадлежности к определённому полу, осознание себя как «Я»; -социально-эмоциональное участие в процессе общения и совместной деятельности; -формирование социально ориентированного взгляда на окружающий мир в его органичном единстве и разнообразии природной и социальной частей; формирование уважительного отношения к окружающим; овладение начальными навыками адаптации в динамично изменяющемся и развивающемся мире; освоение доступных социальных ролей (обучающегося, сына(дочери), пассажира, покупателя и т.д.), развитие мотивов учебной деятельности и формирование личностного смысла учения; развитие самостоятельности и личной ответственности за свои поступки на основе представлений о нравственных нормах, общепринятых правилах; формирование эстетических потребностей, ценностей и чувств; развитие этических чувств, доброжелательности и эмоционально-нравственной отзывчивости, понимания и сопереживания чувствам других людей; навыки сотрудничества с взрослыми и сверстниками в разных социальных ситуациях, умения не создавать конфликтов и находить выходы из спорных ситуаций; установка на безопасный, здоровый образ жизни, наличие мотивации к труду, работе на результат, бережному отношению к материальным и духовным ценностям. Возможные предметные результаты должны отражать 1) Развитие речи как средства общения в контексте познания окружающего мира и личного опыта ребенка. ∙ Понимание слов, обозначающих объекты и явления природы, объекты рукотворного мира и деятельность человека. ∙ Умение самостоятельно использовать усвоенный лексико-грамматический материал в учебных и коммуникативных целях. 2) Овладение доступными средствами коммуникации и общения – вербальными и невербальными. ∙ Качество сформированности устной речи в соответствии с возрастными показаниями. ∙ Понимание обращенной речи, понимание смысла рисунков, фотографий, пиктограмм, других графических знаков. Умение пользоваться средствами альтернативной коммуникации: жестами, взглядом, коммуникативными таблицами, тетрадями, воспроизводящими (синтезирующими) речь устройствами (коммуникаторами, персональными компьютерами и др.). сивной и импрессивной речи для решения соответствующих возрасту житейских задач. Мотивы коммуникации: познавательные интересы, общение и взаимодействие в разнообразных видах детской деятельности. Умение вступать в контакт, поддерживать и завершать его, используя невербальные и вербальные средства, соблюдение общепринятых правил коммуникации. Умение использовать средства альтернативной коммуникации в процессе общения: использование предметов, жестов, взгляда, шумовых, голосовых, речеподражательных реакций для выражения индивидуальных потребностей; пользование индивидуальными коммуникативными тетрадями, карточкамитаблицами с графическими изображениями объектов и действий путем указания на изображение или передачи карточки с изображением, либо другим доступным способом; общение с помощью электронных средств коммуникации (коммуникатор, компьютерное устройство). Глобальное чтение в доступных ребенку пределах, понимание смысла узнаваемого слова. ∙ Узнавание и различение напечатанных слов, обозначающих имена людей, названия хорошо известных предметов и действий. ∙ Использование карточек с напечатанными словами как средства коммуникации. 1. Развитие предпосылок к осмысленному чтению и письму, обучение чтению и письму. ∙ Узнавание и различение образов графем (букв). ∙ Копирование с образца отдельных букв, слогов, слов. ∙ Начальные навыки чтения и письма 2. Чтение и письмо ∙ .начальные навыки чтения и письма: ∙ направленность взгляда (на говорящего взрослого, на ∙ умение выполнять действия по образцу и по подражанию. ∙ умение выполнять инструкции педагога; -использование по назначению учебных материалов; в течение определенного периода времени, от начала до конца, умение самостоятельно переходить от одного задания (операции, действия) к другому в соответствии с расписанием занятий, алгоритмом действия и т.д. - Овладение доступными средствами коммуникации и общения - вербальными и не вербальными. - Способность понимать обращенную речь, понимать смысл доступных жестов и графических изображений: рисунков, фотографий, пиктограмм, других графических знаков. - Умение пользоваться средствами альтернативной коммуникации: жестом, взглядом, коммуникативными таблицами и тетрадями, воспроизводящими (синтезирующими) речь устройствами (коммуникаторами, персональными компьютерами и др.). Умение пользоваться доступными средствами коммуникации в практике экспрессивной и импрессивной речевой деятельности для решения соответствующих возрасту житейских задач. - Потребность в коммуникации. - Умение вступать в контакт, поддерживать и завершать его, используя невербальные и вербальные средства, соблюдая общепринятые правила общения. - Умение использовать средства альтернативной коммуникации в процессе общения: - использование предметов для выражения потребностей путем указания на них жестом, взглядом; - использование доступных жестов для передачи сообщений; пользование индивидуальными коммуникативными тетрадями, карточками, таблицами с графическими изображениями объектов и действий путем указания на изображение или передачи карточки с изображением, либо другим доступным способом; общение с помощью электронных средств коммуникации (коммуникатор, компьютерное устройство).) Развитие речи как средства общения в тесной связи с познанием окружающего мира, личным опытом ребенка. - Понимание слов, обозначающих объекты и явления природы, объекты рукотворного мира и деятельность человека. - Умение использовать усвоенный словарный и фразовый материал в коммуникативных ситуациях. Глобальное чтение в доступных ребенку пределах, понимание смысла узнаваемого слова. -Узнавание и различение напечатанных слов, обозначающих имена людей, названия хорошо известных предметов и действий. - Использование карточек с напечатанными словами как средства коммуникации.) Развитие предпосылок к осмысленному чтению и письму: - Узнавание и различение напечатанных букв. - Написание печатных букв, слов. Содержание учебного предмета «Речь и альтернативная коммуникация» представлено следующими разделами: «Коммуникация 2, «Развитие речи средствами вербальной и невербальной коммуникации» и « Чтение и письмо». Раздел « Коммуникация» направлен на формирование навыков установления , поддержки и завершения контакта. В зависимости от возможностей ребенка подбираются соответствующие средства коммуникации. К ним относятся невербальные и вербальные средства коммуникации. Для осуществления процесса невербального коммуникативного взаимодействия используются следующие невербальные средства: взгляд, мимика, жест, звук (предмета), пиктограммы, электронные устройства. Вербальная коммуникация осуществляется с использованием вербальных средств: звук, слово, предложение. Раздел «Развитие речи средствами вербальной и невербальной коммуникации» включает импрессивную и экспрессивную речь. Задачи по развитию импрессивной речи направлены на формирование умения понимать обращенную речь. Задачи по развитию экспрессивной речи направлены на формирование умения употреблять в ходе общения слоги, слова, строить предложения, связные высказывания. Ребенок, не владеющий устной речью, учится общаться, пользуясь альтернативными средствами. Обучение импрессивной речи и экспрессивной проводится параллельно. Раздел «Чтение и письмо» включает глобальное чтение, предпосылки к осмысленному чтению и письму, начальные навыки чтения и письма. С обучающимися, нуждающимися в дополнительной индивидуальной работе, осуществляются коррекционно-развивающие занятия, где также формируются коммуникативные навыки, в том числе с использованием технологий по альтернативной коммуникации. Материально-техническое оснащение учебного предмета «Речь и альтернативная коммуникация» включает: графические средства для альтернативной коммуникации: таблицы букв, карточки с изображениями объектов, людей, действий (фотографии, пиктограммы, символы), с напечатанными словами, наборы букв, коммуникативные таблицы и тетради для общения; сюжетные картинки с различной тематикой для развития речи; электронные устройства для альтернативной коммуникации: коммуникаторы, компьютерные устройства. информационно-программное обеспечение: обучающие компьютерные программы, аудио и видеоматериалы. В процессе обучения по предмету «Речь и альтернативная коммуникация» выпускник достигнет следующих результатов: 1) Развитие речи как средства общения в контексте познания окружающего мира и личного опыта ребенка. - понимание слов, обозначающих объекты и явления природы, объекты рукотворного мира и деятельности человека; -умение самостоятельного использования усвоенного лексико-грамматического материала в учебных и коммуникативных целях; 2) Овладение доступными средствами коммуникации и общения вербальными и невербальными. - понимание обращенной речи, понимание смысла рисунков, фотографий, пиктограмм, других графических знаков - умение употреблять в ходе общения слоги, слова, строить предложения, связные высказывания. - умение пользоваться средствами альтернативной коммуникации: жесты, взгляды, коммуникативные таблицы. 3) Умение пользоваться доступными средствами коммуникации в практике экспрессивной и импрессивной речи для решения соответствующих возрасту житейских задач - мотивы коммуникации: познавательные интересы, общение и взаимодействие в разнообразных видах детской деятельности; - умение вступать в контакт, поддерживать и завершать его, используя невербальные и вербальные средства, соблюдение общепринятых правил коммуникации; - умение использовать средства альтернативной коммуникации в процессе общения 4) Глобальное чтение в доступных ребенку пределах, понимание смысла узнаваемого слова. -узнавание (различение) напечатанных слов, обозначающих имена людей, названия предметов, действий. -использование карточек с напечатанными словами как средства коммуникации. 5) Развитие предпосылок к осмысленному чтению и письму. - узнавание (различение) образов графем (букв). - графические действия с использованием элементов графем: обводка, штриховка, печатание букв (слов). 6) Формирование начальных навыков чтения и письма. - узнавание звука в слоге (слове) - соотнесение звука с буквой - узнавание графического изображения буквы в слоге (слове) - называние буквы - чтение слога (слова) - написание буквы (слога, слова, предложения). Коммуникация с использованием вербальных средств. У
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Адаптированная рабочая программа по предмету: "Речь и альтернативная коммуникация" для 1 класса (сложный дефект) по ФГОС АООП (вариант 2)
Данная программа апробирована на учащихся 1 класса (сложный дефект)....
Рабочая программа по предмету речь и альтернативные коммуникации
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ПЕДАГОГА Ефимовой Надежды Михайловна по предмету: речь и альтернативные коммуникации обучающегося 2 класса с ограниченными возможностями здоровья (интеллектуальные нарушения) ...
Рабочая программа по предмету "Речь и альтернативная коммуникация" 7 класс.
Рабочая программа...
Использование кодификатора при составлении адаптированной рабочей программы по предмету «Речь и альтернативная коммуникация» для обучающихся начальной школы с выраженными нарушениями интеллекта (вариант 9.2/СИПР) в условиях образовательного учреждения
В связи с современными требованиями государства и общества по отношению к детям с ОВЗ, со снятием понятия «необучаемость» возрастает необходимость более глубокого психолого-педагогиче...
Рабочая программа по предмету «Речь и альтернативная коммуникация» составлена на основе Программы обучения учащихся с умеренной и тяжелой умственной отсталостью.1 класс
Раздел «Развитие речи средствами вербальной и невербальной коммуникации» включает импрессивную и экспрессивную речь. Задачи по развитию импрессивной речи направлены на формирование умения ...
Рабочая программа по предмету «Речь или альтернативная коммуникация» 4 класс.
Календарно-тематическое планирование...
Рабочая программа по предмету «Речь и альтернативная коммуникация»
Рабочая программа по учебному предмету «Речь и альтернативная коммуникация» составлена на основе Примерной адаптированной основной общеобразовательной программы для детей с РАС и умеренной и тяжелой ...