Рабочая программа по предмету «Речь и альтернативная коммуникация»
рабочая программа (6 класс)
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
rabochaya_programma_po_predmetu.doc | 167.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Рабочая программа по предмету «Речь и альтернативная коммуникация» для ученика 6 класса Балашова Никиты.
Пояснительная записка
Рабочая программа по учебному предмету «Речь и альтернативная коммуникация» составлена на основе
Примерной адаптированной основной общеобразовательной программы для детей с РАС и умеренной и тяжелой (глубокой) умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями).
В соответствии со следующими нормативно-правовыми документами:
-требованиями статьи 14,32 Закона РФ от 29.12.2012 г. №273 «Об образовании в РФ»;
-приказом Министерства образования и науки РФ от 19.12.2014 №1599 «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями);
- приказом Министерства образования и науки РФ от 30.08.2013 №1015 «Об утверждении Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по основным общеобразовательным программам – образовательным программам начального общего, основного общего и среднего общего образования»;
- приказом Министерства Просвещения РФ от 31.03.2014 г. № 253 «Об утверждении федерального перечня учебников, рекомендуемых к использованию при реализации имеющих государственную аккредитацию образовательных программ начального общего, основного общего, среднего общего образования»;
--постановлением Главного государственного санитарного врача РФ от 29.12.2010 №189 «Об утверждении СанПиН 2.4.2.2821-10 «Санитарно-эпидемиологические требования к условиям и организации обучения в общеобразовательных учреждениях»;
-постановлением Главного государственного санитарного врача РФ от 10.07.2015 №26 «Об утверждении СанПиН 2.4.2.3286-15 «Санитарно-эпидемиологические требования к условиям и организации обучения и воспитания в организациях, осуществляющих образовательную деятельность по адаптированным основным общеобразовательным программам для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья»;
- учебным планом СОГБОУ «Демидовская школа-интернат» на 2020-2021 учебный год.
Программа рассчитана на 102 часа (по 40 минут 3 раза в неделю). При ухудшении эпидемиологической ситуации данная программа может быть реализована дистанционно.
Учебный предмет, охватывающий область развития речи и альтернативной коммуникации, является условием активизации познания и овладения жизненными компетенциями в опыте социального взаимодействия.
Обучающийся с РАС овладевает основными средствами социального взаимодействия только с помощью взрослого. Предшественником продуктивного взаимодействия является интерес и потребность в общении с окружающими людьми.
Процесс развития речи, активизация и расширение коммуникативных возможностей в доступных обучающимся пределах выстраиваются взрослым путем использования специальных методов и приемов, дидактических средств в практически значимых для ребенка ситуациях.
Учебный предмет позволяет сосредоточить внимание учителя на создании специальных условий для активизации и формирования у обучающегося разных средств коммуникации с учетом актуальных возможностей: от невербальных, альтернативных до вербальных. Опыт социального взаимодействия ребенка будет обогащаться за счет формирования импрессивной и экспрессивной сторон речевых возможностей, моделированием в процессе обучения практико-ориентированных ситуаций общения.
Реализация содержания учебного предмета позволит подготовить обучающегося к продуктивному взаимодействию в ситуациях работы с учителем и в ситуациях взаимодействия с близкими взрослыми.
Показателем усвоения программы учебного материала является динамика развития понимания обращенной к ребенку речи взрослого от непроизвольных невербальных проявлений до вербальных и альтернативных средств коммуникации в разнообразных ситуациях взаимодействия.
Цель программы обучения: формирование опыта социального взаимодействия на основе разнообразных, доступных ребенку, средств коммуникации (вербальных и невербальных).
Задачи программы обучения:
- формирование у обучающегося интереса и потребности к деловому взаимодействию с учителем, умений продуктивного установления, поддержания и завершения контакта,
- знакомство с альтернативными средствами коммуникации.
активизация коммуникативных (невербальных и вербальных, альтернативных) средств для развития понимания и выражения ответа на обращенную речь взрослого любым доступным способом в разных ситуациях социального взаимодействия.
- формирование доступных (включая альтернативные) средства коммуникации взаимодействия со взрослыми.
- формирование элементарных графо моторных умений.
- развитие слухового внимания и слухового восприятия.
Личностные и предметные результаты освоения конкретного учебного предмета:
- адекватные коммуникативные проявления (невербальные и вербальные) на обращенную речь взрослого в разнообразных ситуациях взаимодействия,
- устойчивый интерес к взаимодействию со знакомым взрослым,
- потребность в общении со знакомым взрослым и включение в коммуникативную ситуацию при использовании невербальных и вербальных, альтернативных средств общения.
Предметные:
- выполнение конкретного действия по инструкции взрослого,
- использование пишущего предмета по назначению,
- проявление интереса к чтению взрослым коротких текстов,
- рассматривание иллюстраций.
Базовые учебные действия.
Готовность обучающегося контактировать со взрослыми в знакомой ситуации взаимодействия:
- выражать общепринятые нормы коммуникативного поведения невербальными и вербальными средствами;
- поддерживать положительные формы взаимодействия со взрослыми;
- использовать доступные средства коммуникации для выражения собственных потребностей и желаний в разных ситуациях взаимодействия;
- выполнять инструкцию взрослого в знакомой ситуации.
Учебно-тематический план
№ урока | Тема урока |
1 | Приветствие взрослого. |
2 | Воспоминания о лете. |
3 | Установление контакта. Дидактическая игра «Иди ко мне». |
4 | Дидактическая игра «Возьми шарик». |
5 | Игра «Цветик-семицветик», «Собери цветок». |
6 | Различение предметов по цвету и форме. Игра собери пирамидку, картинки и конструктор. Уметь различать цвета. |
7 | Узнавание своего имени. Дидактическая игра «Найди своё место». |
8 | Приветствие (прощание), привлечение к себе внимания, выражение просьбы о помощи, выражение согласия (несогласия), с использованием звука. |
9 | Приветствие сказочных персонажей. |
10 | Я и мое имя, моя фотография. |
11 | Моя любимая игрушка. |
12 | Сказочная страна. |
13 | Драматизация сказки. |
14 | Моя любимая игра. |
15 | Красивые узоры. |
16 | Играем вместе (детское лото, игры с правилами). |
17 | Любимые мультфильмы. Игры в мяч с речевым сопровождением (считалки, рифмовки) |
18 | Подарок для бабушки. |
19 | Любимые считалочки. |
20 | Любимые сказки. |
21 | Считалочки. Игры с правилами. Найди клад на острове. |
22 | Вопросы-ответы. Загадки: отгадай и нарисуй. |
23 | Ярмарка игрушек. |
24 | Веселые картинки: книжка для малышей. |
25 | Театр кукол |
26 | Готовимся к празднику. Подарки на ладошке. |
27 | Путешествие по Родному городу. Звук А. |
28 | Путешествие в зоопарк. Звук У. |
29 | Поездка на дачу. Звук М. |
30 | Мечтаем вместе (о летних каникулах). Звук О. |
31 | Путешествие по стране. Звуки А,У,М,О. |
32 | Мой город (мой край). Звуки А,У,М,О. |
33 | Повторение изученного материала. |
Календарно-тематическое планирование
№ п\п | Тема | Планируемая дата | Фактическая дата | |
1 | Приветствие взрослого. | 02.09 | ||
2-3 | Группировка предметов по форме. Сгибание, разгибание пальцев рук, одной руки, другой. | 07.09 07.09 | ||
4-5 | Группировка предметов по форме. Сгибание, разгибание пальцев рук, одной руки, другой. | 09.09 14.09 | ||
6-7 | Группировка предметов по величине. | 14.09 16.09 | ||
8-9 | Выбор и группировка изображенных на рисунках предметов (листья, желуди, шишки, яблоки, огурцы, помидоры). Противопоставление пальцев одной руки пальцам другой. | 21.09 21.09 | ||
10-11 | Выбор и группировка геометрических форм. | 23.09 28.09 | ||
12-13 | Конструирование из данных геометрических форм. | 28.09 30.09 | ||
14-15 | Выбор и группировка геометрических фигур (квадрат, прямоугольник, треугольник, круг). Сжимание пальцев в кулачок и разжимание. | 05.10( 2 ч.) | ||
16-17 | Конструирование из данных геометрических фигур. Упражнения для пальцев «крючки». | 07.10 12.10 | ||
18-19 | Выбор и группировка по цвету и размеру палочек или полосок бумаги. Упражнение для пальцев «щелчки». | 12.10 14.10 | ||
20-21 | Конструирование из цветных палочек и полосок бумаги. | 19.10(2 ч) | ||
22-23 | Конструирование из геометрических форм, фигур, цветных палочек и полосок бумаги по предложенному заданию. | 21.10 26.10 | ||
24-25 | Повторение и закрепление изученного материала. | 26.10 28.10 | ||
26-27 | Свободное конструирование. | 02.11(2ч) | ||
28-29 | Обведение по шаблону или трафарету предметов (яблоко, груша, огурец, морковь, помидор). | 11.11 16.11 | ||
30-31 | Рисование знакомых предметов и их раскрашивание. | 16.11 | ||
32-33 | Обводка, раскрашивание, штриховка геометрических фигур (круг, квадрат, прямоугольник, треугольник, овал). | 18.11 23.11 | ||
34-35 | Обводка, раскрашивание, штриховка геометрических фигур (круг, квадрат, прямоугольник, треугольник, овал). | 23.11 25.11 | ||
36 | Моя любимая игрушка. | 30.11 | ||
37 | Сказочная страна. | 30.11 | ||
38 | Драматизация сказки. | 02.12 | ||
39 | Моя любимая игра. | 07.12 | ||
40 | Красивые узоры. | 07.12 | ||
| Играем вместе (детское лото, игры с правилами). | 09.12 14.12 | ||
43-44 | Играем вместе (детское лото, игры с правилами). | 14.12 16.12 | ||
45-46 | Любимые мультфильмы. Игры в мяч с речевым сопровождением (считалки, рифмовки) | 21.12(2ч) | ||
47-48 | Любимые мультфильмы. Игры в мяч с речевым сопровождением (считалки, рифмовки) | 23.12 28.12 | ||
49-50 | Подарок для бабушки. | 28.12 11.01 | ||
51-52 | Любимые считалочки. | 11.01 13.01 | ||
53-54 | Любимые сказки. | 18.01(2ч) | ||
55-56 | Любимые сказки. | 20.01 25.01 | ||
57-58 | Считалочки. Игры с правилами. Найди клад на острове. | 25.01 27.01 | ||
59-60 | Считалочки. Игры с правилами. Найди клад на острове. | 01.02(2ч) | ||
61-62 | Вопросы-ответы. Загадки: отгадай и нарисуй. | 03.02 08.02 | ||
63-64 | Вопросы-ответы. Загадки: отгадай и нарисуй. | 08.02 10.02 | ||
65-66 | Ярмарка игрушек. | 15.02(2ч) | ||
67-68 | Ярмарка игрушек. | 17.02 22.02 | ||
69-70 | Веселые картинки: книжка для малышей. | 22.02 24.02 | ||
71-72 | Веселые картинки: книжка для малышей. | 01.03(2ч) | ||
73-74 | Театр кукол | 03.03 10.03 | ||
75-76 | Театр кукол | 15.03(2ч) | ||
| Готовимся к празднику. Подарки на ладошке. | 17.03 22.03 | ||
79-80 | Готовимся к празднику. Подарки на ладошке. | 22.03 24.03 | ||
81-82 | Путешествие по Родному городу. Звук А. | 05.04(2ч) | ||
83-84 | Путешествие по Родному городу. Звук А. | 07.04 12.04 | ||
85-86 | Путешествие в зоопарк. Звук У. | 12.04 14.04 | ||
87-88 | Путешествие в зоопарк. Звук У. | 19.04(2ч) | ||
89-90 | Поездка на дачу. Звук М. | 21.04 26.04 | ||
91-92 | Поездка на дачу. Звук М. | 26.04 28.04 | ||
93-94 | Мечтаем вместе (о летних каникулах). Звук О. | 05.05 12.05 | ||
95 | Мечтаем вместе (о летних каникулах). Звук О. | 17.05 | ||
96 | Путешествие по стране. Звуки А,У,М,О. | 17.05 | ||
97 | Путешествие по стране. Звуки А,У,М,О. | 19.05 | ||
98 | Мой город (мой край). Звуки А,У,М,О. | 24.05 | ||
99 | Мой город (мой край). Звуки А,У,М,О. | 24.05 | ||
100 | Повторение изученного материала. | 26.05 | ||
101-102 | Повторение изученного материала. | 31.05(2ч) |
УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКОЕ И МАТЕРИАЛЬНО-ТЕХНИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ
- 1. Берлибо Е.П., Петренко В.Х. Дидактический материал по формированию лексико-грамматических категорий языка и связной речи для детей с ОНР – 111 уровня. Волгоград: КОРИФЕЙ
- 2. Ткаченко Т.А. Логопедические упражнения для развития речи. М.: Книголюб
- 3. Учим ребенка говорить: здоровьесозидающие технологии / Под ред. Л.Н. Засориной. - М.: Сфера
- 4. Филичева Т.Б. Чиркина Г.В. Программа обучения и воспитания детей с фонетико-фонематическим недоразвитием
- 5. Программы обучения детей с умеренной и тяжелой умственной отсталостью (подготовительный, 1-10 классы)/ авторы Н.А. Новоселова, О.А. Шлыкова.
ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ИЗУЧЕНИЯ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА
Формирование учебного поведения:
1) направленность взгляда (на говорящего взрослого, на задание):
- фиксирует взгляд на звучащей игрушке;
- фиксирует взгляд на яркой игрушке;
- фиксирует взгляд на движущей игрушке;
- переключает взгляд с одного предмета на другой;
- фиксирует взгляд на лице педагога;
- фиксирует взгляд на лице педагога с использованием голоса;
- фиксирует взгляд на изображении;
- фиксирует взгляд на экране монитора.
2) умение выполнять инструкции педагога:
- понимает жестовую инструкцию;
- понимает инструкцию по пиктограммам;
- выполняет стереотипную инструкцию (отрабатываемая с конкретным учеником на данном этапе обучения).
3) использование по назначению учебных материалов:
- бумаги; карандаша, мела
4) умение выполнять действия по образцу и по подражанию:
- выполняет действие способом рука-в-руке;
- подражает действиям, выполняемым педагогом;
- последовательно выполняет отдельные операции действия по образцу педагога.
Формирование умения выполнять задание:
1) в течение определенного периода времени:
- способен удерживать произвольное внимание на выполнении посильного задания 3-4 мин.
2) от начала до конца:
- при организующей, направляющей помощи способен выполнить посильное задание от начала до конца
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Адаптированная рабочая программа по предмету: "Речь и альтернативная коммуникация" для 1 класса (сложный дефект) по ФГОС АООП (вариант 2)
Данная программа апробирована на учащихся 1 класса (сложный дефект)....
Рабочая программа по предмету речь и альтернативные коммуникации
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ПЕДАГОГА Ефимовой Надежды Михайловна по предмету: речь и альтернативные коммуникации обучающегося 2 класса с ограниченными возможностями здоровья (интеллектуальные нарушения) ...
Рабочая программа по предмету "Речь и альтернативная коммуникация" 7 класс.
Рабочая программа...
Использование кодификатора при составлении адаптированной рабочей программы по предмету «Речь и альтернативная коммуникация» для обучающихся начальной школы с выраженными нарушениями интеллекта (вариант 9.2/СИПР) в условиях образовательного учреждения
В связи с современными требованиями государства и общества по отношению к детям с ОВЗ, со снятием понятия «необучаемость» возрастает необходимость более глубокого психолого-педагогиче...
Рабочая программа по предмету «Речь и альтернативная коммуникация» составлена на основе Программы обучения учащихся с умеренной и тяжелой умственной отсталостью.1 класс
Раздел «Развитие речи средствами вербальной и невербальной коммуникации» включает импрессивную и экспрессивную речь. Задачи по развитию импрессивной речи направлены на формирование умения ...
Рабочая программа по предмету «Речь или альтернативная коммуникация» 4 класс.
Календарно-тематическое планирование...
адаптированная рабочая программа по предмету речь и альтернативные коммуникации для детей с интеллектуальными нарушениями
Адаптированная рабочая программа по предмету речь и альтернативные коммуникации для детей с интеллектуальными нарушениями 5 класс...