Рабочая программа по предмету «Речь и альтернативная коммуникация»
рабочая программа (6 класс)

Шпакова Елена Александровна
Рабочая программа по учебному предмету «Речь и альтернативная коммуникация» составлена на основе Примерной адаптированной основной общеобразовательной программы для детей с РАС и умеренной и тяжелой (глубокой) умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями).

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon rabochaya_programma_po_predmetu.doc167.5 КБ

Предварительный просмотр:

Рабочая программа по предмету «Речь и альтернативная коммуникация» для ученика 6 класса Балашова Никиты.


Пояснительная записка

Рабочая программа по учебному предмету «Речь и альтернативная коммуникация» составлена на основе

Примерной адаптированной основной общеобразовательной программы для детей с РАС и умеренной и тяжелой (глубокой) умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями).

В соответствии со следующими нормативно-правовыми документами:

-требованиями статьи 14,32 Закона РФ от 29.12.2012 г. №273 «Об образовании в РФ»;

-приказом Министерства  образования и науки РФ от 19.12.2014 №1599 «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями);

- приказом Министерства  образования и науки РФ от 30.08.2013 №1015 «Об утверждении Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по основным общеобразовательным программам – образовательным программам начального общего, основного общего и среднего общего образования»;

- приказом Министерства Просвещения РФ от 31.03.2014 г. № 253 «Об утверждении федерального перечня учебников, рекомендуемых к использованию при реализации имеющих государственную аккредитацию образовательных программ начального общего, основного общего, среднего общего образования»;

--постановлением Главного государственного санитарного врача РФ от 29.12.2010 №189 «Об утверждении СанПиН 2.4.2.2821-10 «Санитарно-эпидемиологические требования к условиям и организации обучения в общеобразовательных учреждениях»;

-постановлением Главного государственного санитарного врача РФ от 10.07.2015 №26 «Об утверждении СанПиН 2.4.2.3286-15 «Санитарно-эпидемиологические требования к условиям и организации обучения и воспитания в организациях, осуществляющих образовательную деятельность по адаптированным основным общеобразовательным программам для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья»;

- учебным планом СОГБОУ «Демидовская школа-интернат» на 2020-2021 учебный год.

Программа рассчитана на 102 часа (по 40 минут 3 раза в неделю). При ухудшении эпидемиологической ситуации данная программа может быть реализована дистанционно.

Учебный предмет, охватывающий область развития речи и альтернативной коммуникации, является условием активизации познания и овладения жизненными компетенциями в опыте социального взаимодействия.

Обучающийся с РАС овладевает основными средствами социального взаимодействия только с помощью взрослого. Предшественником продуктивного взаимодействия является интерес и потребность в общении с окружающими людьми.

Процесс развития речи, активизация и расширение коммуникативных возможностей в доступных обучающимся пределах выстраиваются взрослым путем использования специальных методов и приемов, дидактических средств в практически значимых для ребенка ситуациях.

Учебный предмет позволяет сосредоточить внимание учителя на создании специальных условий для активизации и формирования у обучающегося разных средств коммуникации с учетом актуальных возможностей: от невербальных, альтернативных до вербальных. Опыт социального взаимодействия ребенка будет обогащаться за счет формирования импрессивной и экспрессивной сторон речевых возможностей, моделированием в процессе обучения практико-ориентированных ситуаций общения.

Реализация содержания учебного предмета позволит подготовить обучающегося к продуктивному взаимодействию в ситуациях работы с учителем и в ситуациях взаимодействия с близкими взрослыми.

Показателем усвоения программы учебного материала является динамика развития понимания обращенной к ребенку речи взрослого от непроизвольных невербальных проявлений до вербальных и альтернативных средств коммуникации в разнообразных ситуациях взаимодействия.

Цель программы обучения: формирование опыта социального взаимодействия на основе разнообразных, доступных ребенку, средств коммуникации (вербальных и невербальных).

Задачи программы обучения:

  • формирование у обучающегося интереса и потребности к деловому взаимодействию с учителем, умений продуктивного установления, поддержания и завершения контакта,
  • знакомство с альтернативными средствами коммуникации.

           активизация коммуникативных (невербальных и вербальных, альтернативных) средств для развития понимания и выражения ответа на обращенную речь взрослого любым доступным способом в разных ситуациях социального взаимодействия.

  • формирование доступных (включая альтернативные) средства коммуникации взаимодействия со взрослыми.
  • формирование элементарных графо моторных умений.
  • развитие слухового внимания и слухового восприятия.


Личностные и предметные результаты освоения конкретного учебного предмета:

  • адекватные коммуникативные проявления (невербальные и вербальные) на обращенную речь взрослого в разнообразных ситуациях взаимодействия,
  • устойчивый интерес к взаимодействию со знакомым взрослым,
  • потребность в общении со знакомым взрослым и включение в коммуникативную ситуацию при использовании невербальных и вербальных, альтернативных средств общения.

Предметные:

  • выполнение конкретного действия по инструкции взрослого,
  • использование пишущего предмета по назначению,
  • проявление интереса к чтению взрослым коротких текстов,
  • рассматривание иллюстраций.

Базовые учебные действия.

Готовность обучающегося контактировать со взрослыми в знакомой ситуации взаимодействия:

  • выражать общепринятые нормы коммуникативного поведения невербальными и вербальными средствами;
  • поддерживать положительные формы взаимодействия со взрослыми;
  • использовать доступные средства коммуникации для выражения собственных потребностей и желаний в разных ситуациях взаимодействия;
  • выполнять инструкцию взрослого в знакомой ситуации.


Учебно-тематический план

№ урока

Тема урока

1

Приветствие взрослого.

2

Воспоминания о лете.

3

Установление контакта. Дидактическая игра «Иди ко мне».

4

Дидактическая игра «Возьми шарик».

5

Игра «Цветик-семицветик», «Собери цветок».

6

Различение предметов по цвету и форме. Игра собери пирамидку, картинки и конструктор. Уметь различать цвета.

7

Узнавание своего имени. Дидактическая игра «Найди своё место».

8

Приветствие (прощание), привлечение к себе внимания, выражение просьбы о помощи, выражение согласия (несогласия), с

использованием звука.

9

Приветствие сказочных персонажей.

10

Я и мое имя, моя фотография.

11

Моя любимая игрушка.

12

Сказочная страна.

13

Драматизация сказки.

14

Моя любимая игра.

15

Красивые узоры.

16

Играем вместе (детское лото, игры с правилами).

17

Любимые мультфильмы. Игры в мяч с речевым сопровождением (считалки, рифмовки)

18

Подарок для бабушки.

19

Любимые считалочки.

20

Любимые сказки.

21

Считалочки. Игры с правилами. Найди клад на острове.

22

Вопросы-ответы. Загадки: отгадай и нарисуй.

23

Ярмарка игрушек.

24

Веселые картинки: книжка для малышей.

25

Театр кукол

26

Готовимся к празднику. Подарки на ладошке.

27

Путешествие по Родному городу. Звук А.

28

Путешествие в зоопарк. Звук У.

29

Поездка на дачу. Звук М.

30

Мечтаем вместе (о летних каникулах). Звук О.

31

Путешествие по стране. Звуки А,У,М,О.

32

Мой город (мой край). Звуки А,У,М,О.

33

Повторение изученного материала.

Календарно-тематическое планирование

№ п\п

Тема

Планируемая дата

Фактическая дата

1

Приветствие взрослого.

02.09

2-3

Группировка предметов по форме. Сгибание, разгибание пальцев рук, одной руки, другой.

07.09

07.09

4-5

Группировка предметов по форме. Сгибание, разгибание пальцев рук, одной руки, другой.

09.09

14.09

6-7

Группировка предметов по величине.

14.09

16.09

8-9

Выбор и группировка изображенных на рисунках предметов (листья, желуди, шишки, яблоки, огурцы, помидоры). Противопоставление пальцев одной руки пальцам другой.

21.09

21.09

10-11

Выбор и группировка геометрических форм.

23.09

28.09

12-13

Конструирование из данных геометрических форм.

28.09

30.09

14-15

Выбор и группировка геометрических фигур (квадрат, прямоугольник, треугольник, круг). Сжимание пальцев в кулачок и разжимание.

05.10( 2 ч.)

16-17

Конструирование из данных геометрических фигур. Упражнения для пальцев «крючки».

07.10

12.10

18-19

Выбор и группировка по цвету и размеру палочек или полосок бумаги. Упражнение для пальцев «щелчки».

12.10

14.10

20-21

Конструирование из цветных палочек и полосок бумаги.

19.10(2 ч)

22-23

Конструирование из геометрических форм, фигур, цветных палочек и полосок бумаги по предложенному заданию.

21.10

26.10

24-25

Повторение и закрепление изученного материала.

26.10

28.10

26-27

Свободное конструирование.

02.11(2ч)

28-29

Обведение по шаблону или трафарету предметов (яблоко, груша, огурец, морковь, помидор).

11.11

16.11

30-31

Рисование знакомых предметов и их раскрашивание.

16.11

32-33

Обводка, раскрашивание, штриховка геометрических фигур (круг, квадрат, прямоугольник, треугольник, овал).

18.11

23.11

34-35

Обводка, раскрашивание, штриховка геометрических фигур (круг, квадрат, прямоугольник, треугольник, овал).

23.11

25.11

36

Моя любимая игрушка.

30.11

37

Сказочная страна.

30.11

38

Драматизация сказки.

02.12

39

Моя любимая игра.

07.12

40

Красивые узоры.

07.12



41-42

Играем вместе (детское лото, игры с правилами).

09.12

14.12

43-44

Играем вместе (детское лото, игры с правилами).

14.12

16.12

45-46

Любимые мультфильмы. Игры в мяч с речевым сопровождением (считалки, рифмовки)

21.12(2ч)

47-48

Любимые мультфильмы. Игры в мяч с речевым сопровождением (считалки, рифмовки)

23.12

28.12

49-50

Подарок для бабушки.

28.12

11.01

51-52

Любимые считалочки.

11.01

13.01

53-54

Любимые сказки.

18.01(2ч)

55-56

Любимые сказки.

20.01

25.01

57-58

Считалочки. Игры с правилами. Найди клад на острове.

25.01

27.01

59-60

Считалочки. Игры с правилами. Найди клад на острове.

01.02(2ч)

61-62

Вопросы-ответы. Загадки: отгадай и нарисуй.

03.02

08.02

63-64

Вопросы-ответы. Загадки: отгадай и нарисуй.

08.02

10.02

65-66

Ярмарка игрушек.

15.02(2ч)

67-68

Ярмарка игрушек.

17.02

22.02

69-70

Веселые картинки: книжка для малышей.

22.02

24.02

71-72

Веселые картинки: книжка для малышей.

01.03(2ч)

73-74

Театр кукол

03.03

10.03

75-76

Театр кукол

15.03(2ч)


77-78

Готовимся к празднику. Подарки на ладошке.

17.03

22.03

79-80

Готовимся к празднику. Подарки на ладошке.

22.03

24.03

81-82

Путешествие по Родному городу. Звук А.

05.04(2ч)

83-84

Путешествие по Родному городу. Звук А.

07.04

12.04

85-86

Путешествие в зоопарк. Звук У.

12.04

14.04

87-88

Путешествие в зоопарк. Звук У.

19.04(2ч)

89-90

Поездка на дачу. Звук М.

21.04

26.04

91-92

Поездка на дачу. Звук М.

26.04

28.04

93-94

Мечтаем вместе (о летних каникулах). Звук О.

05.05

12.05

95

Мечтаем вместе (о летних каникулах). Звук О.

17.05

96

Путешествие по стране. Звуки А,У,М,О.

17.05

97

Путешествие по стране. Звуки А,У,М,О.

19.05

98

Мой город (мой край). Звуки А,У,М,О.

24.05

99

Мой город (мой край). Звуки А,У,М,О.

24.05

100

Повторение изученного материала.

26.05

101-102

Повторение изученного материала.

31.05(2ч)

УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКОЕ И  МАТЕРИАЛЬНО-ТЕХНИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ

  1. 1. Берлибо Е.П., Петренко В.Х. Дидактический материал по формированию лексико-грамматических категорий языка и связной речи для детей с ОНР – 111 уровня. Волгоград: КОРИФЕЙ
  2. 2. Ткаченко Т.А. Логопедические упражнения для развития речи. М.: Книголюб
  3. 3. Учим ребенка говорить: здоровьесозидающие технологии / Под ред. Л.Н. Засориной. -  М.: Сфера
  4. 4. Филичева Т.Б. Чиркина Г.В. Программа обучения и воспитания детей с фонетико-фонематическим недоразвитием
  5. 5. Программы обучения детей с умеренной и тяжелой умственной отсталостью (подготовительный, 1-10 классы)/ авторы Н.А. Новоселова, О.А. Шлыкова. 

ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ИЗУЧЕНИЯ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА

Формирование учебного поведения:

1) направленность взгляда (на говорящего взрослого, на задание):

- фиксирует взгляд на звучащей игрушке;

- фиксирует взгляд на яркой игрушке;

- фиксирует взгляд на движущей игрушке;

- переключает взгляд с одного предмета на другой;

- фиксирует взгляд на лице педагога;

- фиксирует взгляд на лице педагога с использованием голоса;

- фиксирует взгляд на изображении;

- фиксирует взгляд на экране монитора.

2) умение выполнять инструкции педагога:

- понимает жестовую инструкцию;

- понимает инструкцию по пиктограммам;

- выполняет стереотипную инструкцию (отрабатываемая с конкретным учеником на данном этапе обучения).

3) использование по назначению учебных материалов:

- бумаги; карандаша, мела

4) умение выполнять действия по образцу и по подражанию:

- выполняет действие способом рука-в-руке;

- подражает действиям, выполняемым педагогом;

- последовательно выполняет отдельные операции действия по образцу педагога.

Формирование умения выполнять задание:

1) в течение определенного периода времени:

- способен удерживать произвольное внимание на выполнении посильного задания 3-4 мин.

2) от начала до конца:

- при организующей, направляющей помощи способен выполнить посильное задание от начала до конца


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программа по предмету речь и альтернативные коммуникации

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ПЕДАГОГА Ефимовой Надежды Михайловна по предмету: речь и альтернативные коммуникации обучающегося 2 класса с ограниченными возможностями здоровья (интеллектуальные нарушения) ...

Использование кодификатора при составлении адаптированной рабочей программы по предмету «Речь и альтернативная коммуникация» для обучающихся начальной школы с выраженными нарушениями интеллекта (вариант 9.2/СИПР) в условиях образовательного учреждения

В связи с современными требованиями государства и об­щества по отношению к детям с ОВЗ, со снятием понятия «необучаемость» возрастает необходимость более глубокого психолого-педагогиче...

Рабочая программа по предмету «Речь и альтернативная коммуникация» составлена на основе Программы обучения учащихся с умеренной и тяжелой умственной отсталостью.1 класс

Раздел «Развитие речи средствами вербальной и невербальной коммуникации» включает импрессивную и экспрессивную речь. Задачи по развитию импрессивной речи направлены на формирование умения ...

адаптированная рабочая программа по предмету речь и альтернативные коммуникации для детей с интеллектуальными нарушениями

Адаптированная рабочая программа по предмету речь и альтернативные коммуникации для детей с интеллектуальными нарушениями 5 класс...