Рабочая программа по предмету «Речь или альтернативная коммуникация» 4 класс.
рабочая программа
Предварительный просмотр:
Рабочая программа по предмету
«Речь или альтернативная коммуникация» 4 класс, ФГОС (2 вариант)
СОДЕРЖАНИЕ:
- Пояснительная записка.
- Общая характеристика учебного предмета.
- Описание места учебного предмета в учебном плане.
- Планируемые результаты освоения учебного предмета.
- Содержание учебного предмета.
- Критерии и нормы оценки достижения планируемых результатов освоения программы учебного предмета.
- Календарно - тематическое планирование.
8) Учебно-методическое и материально-техническое обеспечение образовательного процесса.
9) Приложения к программе.
- Пояснительная записка
Рабочая программа составлена на основании федерального государственного образовательного стандарта образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями), примерной адаптированной общеобразовательной программы образования обучающихся с умственной отсталостью (вариант 2); авторской программы В.В. Воронковой Программ специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII вида, Подготовительный,1 – 4 классы под редакцией В.В. Воронковой. - Москва, «Просвещение», 2013 год.
Рабочая программа создана для обучающихся с умеренной умственной отсталостью, которые на момент поступления в первый класс показали готовность к школьному обучению на уровне возрастной нормы. Разработана с учетом особенностей психофизического развития индивидуальных возможностей обучающихся с умеренной умственной отсталостью. Программный материал по учебному предмету «Речь и альтернативная коммуникация» предусматривает обучение школьников с 1по 12 класс.
Коммуникация и общение – неотъемлемые составляющие социальной жизни человека в сочетании с аутистическими расстройствами, Специфические нарушения развития ребенка значительно препятствуют и ограничивают его полноценное общение с окружающими. У детей, имеющих нарушение интеллекта потребность в коммуникативных связях, имеются трудности выбора и использования форм общения, включая коммуникативную речь и целенаправленность речевой деятельности. У детей с выраженными нарушениями интеллекта отмечается грубое недоразвитие речи и ее функций: коммуникативной, познавательной, регулирующей. У многих детей устная (звучащая) речь отсутствует или нарушена настолько, что понимание ее окружающими значительно затруднено.
Цель обучения – формирование коммуникативных и речевых навыков с использованием средств вербальной и невербальной коммуникации, умения пользоваться ими в процессе социального взаимодействия.
Задачи программы:
- формирование потребности в общении,
- развитие сохранных речевых механизмов,
- понимание обращенной речи и смысла доступных невербальных графических знаков (рисунков, фотографий, пиктограмм и других графических изображений), неспецифических жестов
- овладение умением вступать в контакт, поддерживать и завершать его, используя традиционные (вербальные) и альтернативные средства коммуникации, соблюдая общепринятые правила поведения
- формирование умения пользоваться доступными средствами коммуникации в практике экспрессивной и импрессивной речи для решения соответствующих возрасту житейских задач
- формирование умения использовать усвоенный словарный и фразовый материал в коммуникативных ситуациях
- обучение глобальному чтению в доступных пределах
Смыслом обучения социальному взаимодействию с окружающими является индивидуальное поэтапное планомерное расширение жизненного опыта и повседневных социальных контактов в доступных для ребенка пределах. Для этого организуется специальная работа по введению ребёнка в более сложную предметную и социальную среду, что предполагает планомерную, дозированную, заранее программируемую интеграцию в среду сверстников в доступных ребенку пределах, организованное включение в общение.
Методические задачи:
- развитие зрительного восприятия;
- развитие зрительного и слухового внимания;
- формирование и развитие реципрокной координации;
- развитие пространственных представлений;
- развитие мелкой моторики, зрительно-моторной координации.
2.Общая характеристика учебного предмета.
Содержание предмета «Речь и альтернативная коммуникация» представлено следующими разделами: «Коммуникация», «Развитие речи средствами вербальной и невербальной коммуникации», «Чтение и письмо».
Образовательные задачи по коммуникации направлены на формирование навыков установления, поддержания и завершения контакта. При составлении специальной индивидуальной программы развития выбираются обучающие задачи и, в зависимости от возможностей ребенка, подбирается средство коммуникации для реализации поставленных задач. Если ребенок не владеет устной речью, ему подбирается альтернативное средство коммуникации, например, жест, пиктограмма или др. К альтернативным средствам коммуникации относятся: взгляд, жест, мимика, предмет, графические изображения (фотография, цветная картинка, черно-белая картинка, пиктограмма, напечатанное слово), электронные устройства (коммуникативные кнопки, коммуникаторы, планшетные компьютеры, компьютеры).
Особенностью организации учебного процесса направлена на формирование у них потребности в общении, на развитие сохранных речевых механизмов, а также на обучение использованию альтернативных средств общения. Непрерывная повторяемость полученных знаний, возвращение к ним на последующих уроках, использование этих знаний в иных связях и отношениях, включение в них новых знаний, а следовательно, их углубление и совершенствование. Большое внимание уделяется при обучении учащихся развитие общей и артикуляционной моторики, движений кистей рук, пальцев, развитию фонематического слуха на основе игр, игровых действий, упражнения по формированию простейших умений звукового анализа. С учетом индивидуальных возможностей создаются такие условия, которые дают возможность каждому ребенку работать в доступном темпе, проявляя возможную самостоятельность. Учитель подбирает материал по объему и компонует по степени сложности, исходя из особенностей развития каждого ребенка. В процессе урока учитель может использовать различные виды деятельности: игровую (сюжетно-ролевую, дидактическую, театрализованную, подвижную игру), элементарную трудовую (хозяйственно-бытовой и ручной труд), конструктивную, изобразительную (лепка, рисование, аппликация), которые будут способствовать расширению коммуникативных навыков. Индивидуальные формы работы на занятиях органически сочетаются с фронтальными и групповыми. Дидактический материал подобран в соответствии с содержанием и задачами урока-занятия, с учетом уровня развития речи детей.
3.Описание места учебного предмета в учебном плане.
Предмет «Речь и альтернативная коммуникация» относится к образовательной области «Язык и речевая практика». В учебном плане предмет представлен с 1 по 12 год обучения. Программа предусматривает следующее количество часов по классам:
1 класс – 3 часа в неделю – 33 учебных недели – всего 99 часов
2 класс – 3 часа в неделю – 34 учебных недели – всего 102 часа.
3 класс – 2 часа в неделю – 34 учебных недели – всего 68 часов.
4 класс – 2 часа в неделю – 34 учебных недели – всего 68 часов,
5 класс – 2 часа в неделю – 34 учебных недели – всего 68 часов,
При организации процесса обучения в раках данной программы предполагается применением следующих педагогических технологий обучения: технологий коррекционно-развивающего обучения, игровой деятельности, личностно – ориентированного обучения, технологий индивидуализации и дифференциации обучения, технологий здоровьесбережения В.Ф. Базарного.
4. Планируемые результаты освоения учебного предмета.
Личностные результаты:
- Осознание себя как ученика, заинтересованного посещением школы, обучением, занятиями, как члена семьи, одноклассника, друга.
- Способность к осмыслению социального окружения, своего места в нем, принятие соответствующих возрасту ценностей и социальных ролей.
- Положительное отношение к окружающей действительности, готовность к организации взаимодействия с ней и эстетическому ее восприятию.
- Умение ценить и принимать следующие базовые ценности «добро», «природа», «семья»; испытывать уважение к своей семье, к своим родственникам, любовь к родителям.
- Понимать эмоции других людей, сочувствовать, сопереживать.
- Иметь представления о здоровом образе жизни: элементарные гигиенические навыки.
- Осознавать роль языка и речи в жизни людей.
Предметные результаты
1 – 4 класс
Формирование учебного поведения:
1) направленность взгляда (на говорящего взрослого, на задание):
- фиксирует взгляд на звучащей игрушке;
- фиксирует взгляд на яркой игрушке;
- фиксирует взгляд на движущей игрушке;
- переключает взгляд с одного предмета на другой;
- фиксирует взгляд на лице педагога;
- фиксирует взгляд на лице педагога с использованием голоса;
- фиксирует взгляд на изображении;
- фиксирует взгляд на экране монитора.
2) умение выполнять инструкции педагога:
- понимает жестовую инструкцию;
- понимает инструкцию по пиктограммам;
- выполняет стереотипную инструкцию (отрабатываемая с конкретным учеником на данном этапе обучения).
3) использование по назначению учебных материалов: бумаги; карандаша, мела
4) умение выполнять действия по образцу и по подражанию:
- выполняет действие способом рука-в-руке;
- подражает действиям, выполняемы педагогом;
- последовательно выполняет отдельные операции действия по образцу педагога.
Формирование умения выполнять задание:
1) в течение определенного периода времени: способен удерживать произвольное внимание на выполнении посильного задания 3-4 мин.
2) от начала до конца: при организующей, направляющей помощи способен выполнить посильное задание от начала до конца.
5 – 12 класс
1) Развитие речи как средства общения в контексте познания окружающего мира и личного опыта ребенка.
- Понимание слов, обозначающих объекты и явления природы, объекты рукотворного мира и деятельность человека.
- Умение самостоятельно использовать усвоенный лексико-грамматический материал в учебных и коммуникативных целях.
2) Овладение доступными средствами коммуникации и общения – вербальными и невербальными
- Качество сформированности устной речи в соответствии с возрастными показаниями.
- Понимание обращенной речи, понимание смысла рисунков, фотографий, пиктограмм, других графических знаков.
- Умение пользоваться средствами альтернативной коммуникации: жестами, взглядом, коммуникативными таблицами, тетрадями, воспроизводящими (синтезирующими) речь устройствами (коммуникаторами, персональными компьютерами и др.).
3) Умение пользоваться доступными средствами коммуникации в практике экспрессивной и импрессивной речи для решения соответствующих возрасту житейских задач.
- Мотивы коммуникации: познавательные интересы, общение и взаимодействие в разнообразных видах детской деятельности.
- Умение вступать в контакт, поддерживать и завершать его, используя невербальные и вербальные средства, соблюдение общепринятых правил коммуникации.
- Умение использовать средства альтернативной коммуникации в процессе общения:
- использование предметов, жестов, взгляда, шумовых, голосовых, речеподражательных реакций для выражения индивидуальных потребностей;
- пользование индивидуальными коммуникативными тетрадями, карточками, таблицами с графическими изображениями объектов и действий путем указания на изображение или передачи карточки с изображением, либо другим доступным способом;
- общение с помощью электронных средств коммуникации (коммуникатор, компьютерное устройство).
4) Глобальное чтение в доступных ребенку пределах, понимание смысла узнаваемого слова.
- Узнавание и различение напечатанных слов, обозначающих имена людей, названия хорошо известных предметов и действий.
- Использование карточек с напечатанными словами как средства коммуникации.
5) Развитие предпосылок к осмысленному чтению и письму, обучение чтению и письму.
- Узнавание и различение образов графем (букв).
- Копирование с образца отдельных букв, слогов, слов.
- Начальные навыки чтения и письма.
Класс | Учащиеся должны уметь: | Учащиеся должны знать: |
4 класс | Соотносить буквы и звуки, различать их: а,у,о,м,с,х н,ы,л,в,и,ш Составлять и читать слоги из букв, слова из слогов. Образовывать открытые и закрытые слоги из вновь изученных звуков и букв. Составлять слоги, слова из букв разрезной азбуки. Составление из кассы слов подписей из 3-4 слов под картинками Чтение простых слов, запись их под диктовку. Списывание с классной доски, букваря, с печатных карточек слов, состоящих из усвоенных слоговых структур, простых предложений. Написание слуховых диктантов с предварительным звукобуквенным анализом. Называние имён членов семьи (учащихся класса, педагогов класса). | Рукописное начертание изучаемых строчных букв и прописных. Составлять предложения из двух слов по картинке Буквы алфавита. Рукописное написание изученных букв. Большая буква в начале предложения, точка в конце предложения. Знать большую букву в именах людей и кличках животных. |
5.Содержание тем учебного предмета
Наименование разделов и тем учебного предмета | Количество часов | Содержание тем учебного предмета | Практическая часть | Реализация РК |
4 класс | ||||
Развитие речи средствами вербальной и невербальной коммуникации | 10ч | Импрессивная речь. Понимание слов, обозначающих признак действия, состояние быстро, медленно, хорошо, плохо, весело, грустно и др.). Понимание слов, указывающих на предмет, его признак (я, он, мой, твой и др) Понимание слов, обозначающих взаимосвязь слов в предложении (в, на, под, из, из-за и др.). Понимание простых предложений. Экспрессивная речь Называние имён членов семьи (учащихся класса, педагогов класса). Называние (употребление) слов, обозначающих предмет (посуда, мебель, игрушки, одежда, обувь, школьные принадлежности и др.). Называние (употребление) слов, обозначающих действия предмета (пить, есть, сидеть, стоять, бегать, спать, рисовать, играть, гулять и др.).Называние (употребление) слов, обозначающих признак предмета (цвет, величина, форма и др.).Называние (употребление) слов, обозначающих признак действия, состояние (громко, тихо, быстро, медленно, хорошо, плохо, весело, грустно и др.). | Письмо по слуху с изученными буквами -в каждой четверти по одному часу | Трамвайный парк города Мой город Магнитогорск Детский мир Новый год в школе Кукольный театр Буратино Городской каток Ровесник |
Чтение и письмо Повторение изученных звуков и букв:а,у,о,м,с,х н,ы,л,в,и,ш | 17ч | Правильное и отчетливое произношение изученных гласных звуков. Чтение слогов, слов с изученными буквами. Написание изученных букв, слогов, слов по образцу, по обводке. Составление слов с этими слогами из букв разрезной азбуки, чтение их. Самостоятельное составление из букв разрезной азбуки открытых и закрытых двухзвуковых слогов. Вставка пропущенной буквы в словах под картинками. | ||
Звуки и буквы: ж; б; г; д; й; ь; е; е“; я. | 29ч | Усвоение рукописного начертания изучаемых строчных букв и прописных: Жж,Бб,Г,Дд,Йй,ь,Ее,Ее,Яя Составление слов с этими слогами из букв разрезной азбуки, чтение их. Большая буква в начале предложения, точка в конце предложения. Самостоятельное составление из букв разрезной азбуки открытых и закрытых двухзвуковых слогов. Письмо этих слогов по обводке, по образцу, по слуху | ||
Закрепление изученных звуков и букв: а,у,о,м, с,х,н,ы,л,в,и,ш,р,к,п,т,з,ж,б,г,д,й,ь,е,е,я | 12ч | Соотнесение звуков с соответствующими буквами, определение местонахождения их в словах (в начале или в конце) Усвоение рукописного начертания изучаемых строчных букв и прописных: ж; б; г; д; й; ь; е; е“; я. Образование и чтение прямых и обратных слогов(жа-аж,бу-уб,да-ад; ой-йо,лай-дай,угол-уголь),сравнение их. Составление слов с этими слогами из букв разрезной азбуки, чтение их. | ||
Всего | 68ч |
6.Критерии и нормы оценки достижения планируемых результатов освоения программы учебного предмета
Оценка личностных результатов предполагает оценку продвижения ребенка в овладении социальными (жизненными) компетенциями. Во время обучения целесообразно всячески поощрять и стимулировать работу учеников, используя только качественную оценку. Во время обучения центральным результатом является появление значимых предпосылок учебной деятельности, одной из которых является способность ее осуществления не только под прямым и непосредственным руководством и контролем учителя, но и с определенной долей самостоятельности во взаимодействии с учителем и одноклассниками.
Текущая аттестация обучающихся включает в себя полугодовое оценивание результатов освоения СИПР в части данной предметной компетенции, разработанной на основе АООП образовательной организации. Промежуточная (годовая) аттестация представляет собой оценку результатов освоения СИПР в части данной предметной компетенции и развития жизненных компетенций ребёнка по итогам учебного года.
Оценивание проводится по результату наличия динамики в развитии обучающегося, при этом заполняется «Лист наблюдений за развитием учащегося» с помощью следующих критериев: положительная динамика, незначительная динамика, отсутствие динамики.Результаты анализа представляются в форме оценки, характеризующей наличный уровень жизненной компетенции.
7.Календарно - тематическое планирование.
4 класс
№ п/п | Содержание учебного материала | Кол-во часов | Дата | Основные понятия | Деятельность учащихся | Коррекционная работа | |
I четверть-16ч. | |||||||
1 | Буквы и звуки алфавита | 1 | Алфавит | Выделение знакомых букв по алфавиту, звуков из имён детей, по предметным картинкам. | Коррекция мыслительной деятельности через операции анализа и синтеза | ||
2 | Выделение звука -а,у,о,- в начале слова. | 1 | Произносить звук [а] самостоятельно и за учителем, на основе артикуляционной позиции звука. | Формирование произвольного внимания | |||
3 | Выделение звука –м,с,х,в,л,н по предметным картинкам. | 1 | Строчная буква элементы буквы –а- | Чётко произносить и графически обозначать этот звук. Выделение звука (а) из имён детей. Графическое изображение звука в виде кружка | Коррекция зрительного восприятия и мелкой моторики через письмо элементов букв. | ||
4 | Звук и буква Тт. Работа с кассой букв. Выделение звука -т- в начале слова. Р.К. «Трамвайный парк города» | 1 | Слоги соединение | Произносить звук [а] за учителем, на основе стихотворения, артикуляционной позиции звука. | Коррекция мыслительной деятельности через формирование умения осуществлять операции анализа и синтеза | ||
5 | Звук и буква Ии. Работа с кассой букв. Выделение звука -и- в начале слова. | 1 | Печатная буква У | Произносить звук [у] самостоятельно и за учителем, на основе артикуляционной позиции звука. | Коррекция мелкой моторики через выполнение упражнений, направленных на развитие координации мелких движений пальцев и кисти. | ||
6 | Звук и буква Зз. Работа с кассой букв. Письмо имена людей с буквой Зз. | 1 | Строчная буква | Чётко произносить и графически обозначать этот звук .Выделение звука (у) из имён детей, по предметным картинкам. | Коррекция мелкой моторики через выполнение упражнений, направленных на развитие координации мелких движений пальцев и кисти. | ||
7 | Работа с кассой букв. Чтение текста «Малыши» Р.К.Мой город Магнитогорск | 1 | Прописная буква соединение | Анализируют слоги по составу, определяют последовательность букв в слоге. Письмо по контуру. | Коррекция мелкой моторики через выполнение упражнений, направленных на развитие координации мелких движений пальцев и кисти. | ||
8 | Выделение звука -р- в конце слова. Составление предложений по картинкам «Роза» | 1 | Слоги соединение | Выделяют основные элементы буквы и определяют форму каждого элемента. Письмо по контуру. | Коррекция мелкой моторики через выполнение упражнений, направленных на развитие координации мелких движений пальцев и кисти. | ||
9 | Звук и буквы Работа с кассой букв с изученными буквами | 1 | Прописная буква соединение | Анализируют слоги по составу, определяют последовательность букв в слогах. | Коррекция мелкой моторики, двигательной памяти | ||
10 | Звук и буква Х,х. Выделение звука -х- Работа с кассой букв. | 1 | Буква слог соединение | Анализируют слоги по составу, определяют последовательность букв в слогах, записывают. | Коррекция зрительного восприятия и мелкой моторики через упражнения в списывании | ||
11 | Анализ слогов ха- хо и письмо слов с данными слогами. Прописная буква Х | 1 | Строчная буква закрытый слог | Выделяют основные элементы буквы и определяют форму каждого элемента. | Коррекция пространственного восприятия и мелкой моторики через упражнения в расположении элементов букв | ||
12 | Звук и буква Кк. Выделение звука -к-. Составление и чтение слогов ка,ко,ки,ку | 1 | Прописная буква строчная буква | Анализируют слоги по составу, определяют последовательность букв в слогах, записывают под руководством учителя. | Коррекция мелкой моторики через выполнение упражнений, направленных на развитие координации мелких движений пальцев и кисти. | ||
13 | Практическая работа. Письмо по слуху слов с изученными буквами. Написание слов по следам анализа каша,косы,куры. | 1 | Буква слог соединение | Рассматривать иллюстрации в книге, вслушиваться в содержание сказки, показывать героев на иллюстрации. | Коррекция пространственных представлений и мелкой моторики через упражнения в списывании | ||
14 | Звук и буква Пп. Выделение звука -п- Работа с кассой букв. | 1 | Буква слог соединение | Анализируют слоги по составу, определяют последовательность букв в слогах, записывают. | Коррекция зрительного восприятия и мелкой моторики через упражнения в списывании | ||
15 | Написание слов по следам анализа па-па, Паша, па-ук | 1 | Строчная буква закрытый слог | Выделяют основные элементы буквы и определяют форму каждого элемента. | Коррекция пространственного восприятия и мелкой моторики через упражнения в расположении элементов букв | ||
16 | Звук и буквы Работа с кассой букв с изученными буквами. | 1 | Строчная буква | Анализируют слоги по составу, определяют последовательность букв в слоге. Письмо по контуру. | Коррекция пространственных представлений и мелкой моторики | ||
IIчетверть-15ч. | |||||||
17 (1) | Звуки и буквы. Работа с кассой букв. Составление слов с изученными буквами по образцу. | 1 | Буква слог соединение | Произносить звуки за учителем, на основе стихотворения, артикуляционной позиции звука. | Коррекция мелкой моторики через выполнение упражнений, направленных на развитие координации мелких движений пальцев и кисти. | ||
18 (2) | Письмо слогов, слов с изученными буквами. | 1 | Прописная буква строчная буква | Анализируют слоги по составу, определяют последовательность букв в слоге. Письмо по обводке, по образцу | Коррекция мелкой моторики, двигательной памяти | ||
19 (3) | Составление коротких предложений по предметным картинкам.. | 1 | Слово, соединение, предложение | Анализируют слоги по составу, определяют последовательность букв в слогах, записывают. | Коррекция фонематического восприятия через формирование умение анализировать слова по звуковому составу | ||
20 (4) | Звук и буква Бб. Работа с кассой букв. Выделение звука -б- в начале слова | 1 | Буква слог соединение | Произносить звук (б) самостоятельно и за учителем, на основе артикуляционной позиции звука. | Коррекция механической памяти через упражнения в запоминании написания и соединении букв в словах | ||
21 (5) | Выделение звука -б- в конце слова. Письмо строчной буквы-б-по обводке. Р.К. «Буратино-кукольный театр» | 1 | Прописная буква строчная буква | Выделение звука (б) из имён детей, по предметным картинкам. | Формирование произвольного внимания | ||
22 (6) | Составление и чтение слогов бо- об. Упражнение в составлении и чтении слогов ба-аб, бу-уб;па-ба,бу-пу. | 1 | Прописная буква и строчная буква | Произносить звук [б] за учителем, на основе стихотворения, артикуляционной позиции звука. | Коррекция фонематического восприятия через операции анализа и синтеза | ||
23 (7) | Составление рассказа по предметным картинкам. Письмо баран,батон,бусы,полы,рыбалка | 1 | Буква слог соединение | Произносить звук [б] самостоятельно и за учителем, на основе артикуляционной позиции звука. | Коррекция мелкой моторики и памяти через упражнения в запоминании | ||
24 (8) | Имена людей,клички животных Борис, Бобик ,Барсик. Списывание печатного текста «Барабан» | 1 | Прописная буква строчная буква | Выделение звука (б) из имён детей, по предметным картинкам. | Коррекция пространственных представлений и мелкой моторики | ||
25 (9) | Звук и буква Г,г. Выделение звука -г- и знакомство с буквой Гг | 1 | Строчная буква | Усваивают рукописное начертание строчной буквы и записывают по следам анализа слоги | Коррекция двигательной памяти | ||
26 (10) | Выделение звука -г- в конце слова. Письмо строчной буквы-г -по обводке,образцу. | 1 | Текст | Анализируют слоги по составу, определяют последовательность букв в слоге. Письмо по контуру. | Коррекция мелкой моторики через выполнение упражнений, направленных на развитие координации мелких движений пальцев и кисти. | ||
27 (11) | Составление и чтение слогов га,го,ги,гу. Написание слов по следам анализа го-ра, гу-си,гал-ка,угол. | Прямой, обратный слог, деление на слоги | Выделение звука (г) из имён детей, по предметным картинкам. | ||||
Практическая работа. Письмо по слухуслов, коротких предложений с буквой г. Чтение текста «Гуси» | 1 | Понимание слов, обозначающих предмет | Выделяют основные элементы буквы и определяют форму каждого элемента. Письмо по контуру. | Коррекция мелкой моторики через выполнение упражнений, направленных на развитие координации мелких движений пальцев и кисти. | |||
28 (12) | Звук и буква Дд.Работа с кассой букв. Выделение звука -д- в начале слова | 1 | Буква слог соединение | Анализируют слоги по составу, определяют последовательность букв в слоге. Письмо по обводке, по образцу | Коррекция мыслительной деятельности через формирование звукового анализа и синтеза | ||
29 (13) | Выделение звука -д- в конце слова. Письмо строчной буквы-д-по обводке. | 1 | Строчная буква строчная буква | Усваивают рукописное начертание строчной буквы и записывают по следам анализа слоги | Коррекция фонематического восприятия через операции анализа и синтеза | ||
30 (14) | Составление и чтение слогов,слов да,до,ду,ды. Письмо прописной буквы Д. Списывание печатного текста «Сад» | 1 | Понимание слов, обозначающих предмет | Анализируют слоги по составу, определяют последовательность букв в слоге. | Коррекция мелкой моторики и памяти через упражнения в запоминании | ||
31 (15) | Составление рассказа по сюжетным картинкам «Садик»Р.К. «Новый год в школе» | 1 | Буква слог соединение | Анализируют слоги по составу, определяют последовательность букв в слоге. Письмо по обводке, по образцу | Коррекция пространственных представлений и мелкой моторики | ||
3четверть-20ч | |||||||
32 (1) | Звуки и буквы. Работа с кассой букв. Составление слов с изученными буквами. | 1 | Буква слог соединение | Усваивают рукописное начертание строчной и прописной буквы. Повторение ранее усвоенных букв. | Коррекция мыслительной деятельности через формирование звукового анализа и синтеза | ||
33 (2) | Письмо слогов, слов д-т. Чтение текста «Наш огород» | 1 | Прописная, строчная буква | Анализируют слоги по составу, определяют последовательность букв в слогах, записывают под руководством учителя. | Коррекция мыслительной деятельности через формирование звукового анализа и синтеза | ||
34 (3) | Составление коротких предложений по предметным картинкам. Р.К. «Детский мир» | 1 | Строчная буква | Усваивают рукописное начертание строчной и прописной буквы. | Коррекция фонематического восприятия через операции анализа и синтеза | ||
35 (4) | Звук и буква Йй Работа с кассой букв. Выделение звука -й- в начале слова | 1 | Буква слог соединение | Произносить звук [й] за учителем, на основе стихотворения, артикуляционной позиции звука. | Коррекция мелкой моторики и памяти через упражнения в запоминании | ||
36 (5) | Выделение звука -й- в середине, конце слова. Письмо слогов,слов ай,ой,мой,май,рой,пой | 1 | Прописная буква строчная буква | Произносить звук [й] самостоятельно и за учителем, на основе артикуляционной позиции звука. | Коррекция пространственных представлений и мелкой моторики | ||
37 (6) | Упражнение в составлении и чтении слогов лай,рай,май,зай. Лай-ка,са-рай,май-ка,зай-ка | 1 | Прописная буква строчная буква | Выделение звука (й) из имён детей, по предметным картинкам. | Коррекция двигательной памяти, мелкой моторики и памяти через упражнения в запоминании | ||
38 (7) | Списывание печатного текста «Лай-ка и зай-ка» | 1 | Буква слог соединение | Анализируют слоги по составу, определяют последовательность букв в слогах, записывают. | Коррекция мелкой моторики, двигательной памяти | ||
39 (8) | Буква Ь. Работа с кассой букв. Составление слов с изученными буквами | 1 | Прописная, строчная буква | Анализируют слоги по составу, определяют последовательность букв в слоге. Письмо по образцу. | Коррекция фонематического восприятия через формирование умение анализировать слова по звуковому составу | ||
40 (9) | Составление предложений по картинкам:карась-караси;окунь-окуни | 1 | Заглавные буквы | Анализируют слоги по составу, определяют последовательность букв в слоге. | Формирование произвольного внимания | ||
41 (10) | Чтение текста «Рыба» Р.К. «Рыбы Южного Урала» | 1 | Прописная буква строчная буква | Выделение звука «ь» из названия рыб по тексту | Коррекция фонематического восприятия через операции анализа и синтеза | ||
42 (11) | Работа с кассой букв. Письмо слов:хор-хорь;угол-уголь. | 1 | Буква слог соединение | Произносить звук [т] самостоятельно и за учителем, на основе артикуляционной позиции звука. | Коррекция мелкой моторики и памяти через упражнения в запоминании | ||
43 (12) | Списывание текста с Букваря «Коньки» Р.К «Каток- Ровесник» | 1 | Прописная буква строчная буква | Выделение звука (т) из имён детей, по предметным картинкам. | Коррекция пространственных представлений и мелкой моторики | ||
44 (13) | Практическая работа. Письмо слов по слуху: роза, гроза ,рыбы, грибы. Чтение текста «В саду» «Зоопарк» | 1 | Письмо по слуху | Анализируют слова по составу, определяют последовательность букв в слове. | Коррекция двигательной памяти, мелкой моторики | ||
45 (14) | Звук и буква Ее.Выделение звука -е- и знакомство с буквой Ее | Текст | Анализируют слоги по составу, определяют последовательность букв в слоге. | Формирование произвольного внимания | |||
46 (15) | Работа с кассой букв. Выделение звука -е - в словах. Письмо «Ежи» | 1 | Буква слог соединение | Произносить звук [е] за учителем, на основе чисто говорки, артикуляционной позиции звука. | Формирование произвольного внимания | ||
47 (16) | Составление и чтение коротких текстов с изученными буквами « У реки» «В лесу» | 1 | Прописная буква строчная буква | Произносить звук [е] самостоятельно и за учителем, на основе артикуляционной позиции звука. | Коррекция мыслительной деятельности через операции анализа и синтеза | ||
48 (17) | Звук и буква Ее.Выделение звука -е- и знакомство с буквой Ее | 1 | Прописная буква строчная буква | Выделение звука (е) из имён детей, по предметным картинкам. | Коррекция пространственного восприятия и мелкой моторики | ||
49 (18) | Работа с кассой букв. Выделение звука -е - в словах поет,жует. Письмо «Елка» | 1 | Буква слог соединение | Усваивают рукописное начертание строчной буквы и записывают по следам анализа слоги | Коррекция фонематического слуха, совершенствование произносительной стороны речи | ||
50 (19) | Выделение звука-е- в именах людей:Леша,Алеша,Сережа. | 1 | Прописная буква строчная буква | Усваивают рукописное начертание строчной буквы и записывают по следам анализа слоги | Коррекция пространственного восприятия | ||
51 (20) | Составление предложений по предметным картинкам «Кто у кого» | 1 | Строчная буква | Анализируют слоги по составу, определяют последовательность букв в слоге. | Коррекция мыслительной деятельности через формирование звукового анализа и синтеза | ||
52 (21) | Чтение текста «Самолет» | 1 | Вставлять пропущенные слова по картинке | Усваивают рукописное начертание строчной буквы и записывают по следам анализа слоги | Коррекция фонематического слуха, совершенствование произносительной стороны речи | ||
4четверть-17ч | |||||||
53 (1) | Закрепление написания пройденных букв, слогов, слов. | 1 | Строчная буква | Анализируют слоги по составу, определяют последовательность букв в слоге. | Коррекция мыслительной деятельности через формирование звукового анализа и синтеза | ||
54 (2) | Звук и буква Яя.Выделение звука -я- и знакомство с буквой Яя Письмо строчной буквы -я. | 1 | Буквы слоги слова | Списывание с доски изученных букв и двусложных слов. | Коррекция зрительного восприятия через упражнения в воспроизведении образа букв. | ||
55 (3) | Выделение звука -я - в словах ягода,яма. В именах людей Яша,Зоя. | 1 | Слово слог | Списывание слогов с образца по следам анализа. | Коррекция фонематического восприятия через формирование умения дифференцировать слова по звуковому составу. | ||
55 (4) | Слоги обратные и прямые мя-ям;ня-ян;ся-яс;ря-яр.дя-яд. Составление предложений по картинкам «Угадай, то где» | 1 | Строчная буква слог соединение | Выделяют основные элементы буквы и определяют форму каждого элемента. | Коррекция фонематического слуха через формирование умения выделять звуки из слов | ||
56 (5) | Сравнительный звуко-буквенный анализ слов с буквой -я-. Списывание текста «На поляне» | 1 | Буква слог соединение | Списывают слоги после звукового анализа. | Коррекция фонематического восприятия через упражнение в различении звуков и букв. | ||
57 (7) | Буква л,Л.Обратные и прямые открытые слоги с буквой л. Слова, состоящие из данных слогов.Р.К. «Животные Южного Урала» | 1 | Строчная буква слог соединение | Выделяют основные элементы буквы и определяют форму каждого элемента. | Коррекция зрительной памяти и пространственного восприятия через анализ прямых и обратных слогов | ||
58 (8) | Звуки и буквы. Работа с кассой букв. Составление слов с изученными буквами по образцу. | 1 | Строчная буква | Усваивают рукописное начертание строчной буквы и записывают по следам анализа слоги | Коррекция пространственного восприятия и мелкой моторики | ||
59 (9) | Письмо слогов, слов с изученными буквами. | 1 | Буква слог соединение | Анализируют слоги по составу, определяют последовательность букв в слоге. | Коррекция фонематического слуха, совершенствование произносительной стороны речи | ||
60 (10) | Составление коротких предложений по предметным картинкам.Р.К. «Наш край – Южный Урал» | 1 | Прописная буква строчная буква | Анализируют слоги по составу, определяют последовательность букв в слоге. Письмо по обводке, по образцу | Коррекция пространственного восприятия | ||
61 (11) | Работа с кассой букв. Составление коротких предложений по сюжетным картинкам «Весна» | 1 | Прописная буква строчная буква | Усваивают рукописное начертание строчной буквы и записывают по следам анализа слоги | Коррекция мыслительной деятельности через формирование звукового анализа и синтеза | ||
62 (12) | Письмо с изученными буквами слов,коротких предложений по слуху. | 1 | Анализируют слоги по составу, определяют последовательность букв в слоге. | Формирование произвольного внимания | |||
63 (13) | Составление коротких предложений по предметным картинкам. | 1 | Прописная буква строчная буква | Анализируют слоги по составу, определяют последовательность букв в слоге. Письмо по обводке, по образцу | Коррекция пространственного восприятия | ||
65 (14) | Работа с деформированным текстом На поляне» | 1 | Вставлять пропущенные слова по картинке | Усваивают рукописное начертание строчной буквы и записывают по следам анализа слоги | Коррекция фонематического слуха, совершенствование произносительной стороны речи | ||
66 (15) | Письмо слогов, слов, коротких предложений с изученными буквами. | 1 | Буква слог соединение | Анализируют слоги по составу, определяют последовательность букв в слоге. | Коррекция фонематического слуха, совершенствование произносительной стороны речи | ||
67 (16) | Списывания с учебника коротких текстов. | 1 | Название текста | Усваивают рукописное начертание строчной буквы и записывают по следам анализа слоги | Коррекция пространственного восприятия и мелкой моторики | ||
66 (17) | Составление рассказа по предметным картинкам «Лето» | 1 | Вставлять пропущенные слова по картинке | Усваивают рукописное начертание строчной буквы и записывают по следам анализа слоги | Коррекция фонематического слуха, совершенствование произносительной стороны речи |
8.Учебно-методическое и материально-техническое обеспечение образовательного процесса.
Список учебно-методической литературы:
- Адаптированная общеобразовательная программа для обучения детей с умеренной, тяжелой и глубокой умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) вариант 2
- Программа специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII вида, Подготовительный,1 – 4 классы под редакцией В.В. Воронковой. - Москва, «Просвещение», 2013 год.
Дополнительная литература для учителя
- В.В. Воронкова «Обучение грамоте и правописанию» в 1-4 классах вспомогательной школы Москва «Школа-Пресс»1995год.
- Обучение детей с выраженным недоразвитием интеллекта, Москва, Владос 2007г.
- Программа обучения и воспитания детей дошкольного возраста с выраженной умственной отсталостью. ЦНИ ЭТИН, 1993
Средства обучения:
- технические и электронные средства обучения:
- автоматизированное рабочее место учителя с программным обеспечением,
- телевизор, CD/DVD –проигрыватели,
- аудиомагнитофон,
- мультимедиапроектор; экран,
- аудиозаписи , видеозаписи, мультимедийные ресурсы,
- классная доска с набором креплений для картинок, постеров, таблиц, н
- настенная доска с набором приспособлений для крепления картинок.
- цифровые образовательные ресурсы:
Электронные библиотеки (www. gnpbu. ru.);
http://www.it-n.ru/communities.aspx?cat_no=5025&tmpl=com Сеть творческих учителей
http://viki.rdf.ru/cat/prazdniki/ Детские электронные презентации
http://dic.academic.ru - Словари и энциклопедии on-line.
http://ditionary.fio.ru - Педагогический энциклопедический словарь.
http://www.km.ru - Портал компании «Кирилл и Мефодий»
http://www.ug.ru - Сайт «Учительской газеты».
http://www.solnyshko.ee - Детский портал «Солнышко».
- демонстрационный и раздаточный дидактический материал:
- настенная касса для букв разрезной азбуки;
- наборное полотно;
- касса слогов;
- слоговые таблицы;
- индивидуальные кассы с набором букв и слогов.
- касса букв и сочетаний (по возможности).
- таблицы к основным разделам грамматического материла.
- наборы сюжетных (предметных) картинок.
- словари по русскому языку: толковый словарь, словарь фразеологизмов, морфемный и словообразовательный словари.
- репродукции картин в соответствии с тематикой и видами работы.
- наборы ролевых игр, игрушек и конструкторов.
- настольные развивающие игры.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Адаптированная рабочая программа по предмету: "Речь и альтернативная коммуникация" для 1 класса (сложный дефект) по ФГОС АООП (вариант 2)
Данная программа апробирована на учащихся 1 класса (сложный дефект)....
Рабочая программа по предмету "Речь и альтернативная коммуникация" 7 класс.
Рабочая программа...
Рабочая программа по предмету «Речь и альтернативная коммуникация» составлена на основе Программы обучения учащихся с умеренной и тяжелой умственной отсталостью.1 класс
Раздел «Развитие речи средствами вербальной и невербальной коммуникации» включает импрессивную и экспрессивную речь. Задачи по развитию импрессивной речи направлены на формирование умения ...
Рабочая программа по предмету "Речь и альтернативная коммуникация" 9 класс для обучающихся с УО 8 вида.
Рабочая программа по предмету "Речь и альтернативная коммуникация" 9 класс для обучающихся с УО 8 вида....
Рабочая программа по предмету "Речь и альтернативная коммуникация (русский язык)" для детей 6 класса с нарушением слуха и интеллектуальными нарушениями (вариант 2)
Рабочая программа разработана на основе: Адаптированной основной общеобразовательной программе для глухих обучающихся. (Вариант 2). Данный вариант предполагает планомерное введение обучающегося в слож...
Рабочая программа по предмету "Речь и альтернативная коммуникация" 1-12 класс (вариант 2)
Рабочая программа...
Адаптированная рабочая программа по предмету "Речь и альтернативная коммуникация" 7 класс
Адаптированная рабочая программа по предмету "Речь и альтернативная коммуникация"...