Преемственность в подготовке к олимпиаде от школы до ВУЗа
статья
Неординарно мыслящие, активные, креативные и творческие люди - потребность общества в любые времена. Именно они являются теми, кто способен нестандартно мысли, ставить новые задачи, формулировать новые цели и также нестандартно их решать и достигать.
В настоящее время в России открываются новые возможности для поддержки талантливой молодежи. Открытие специальных классов и профессиональных направлений в образовании, проведение олимпиад и всевозможных конкурсов способствуют выявлению и развитию одаренных ребят. Начало такой работы происходит в школе на обычных уроках и внеурочной деятельности.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
preemstvennost_v_olimpiade.docx | 235.69 КБ |
Предварительный просмотр:
ФГКОУ «Московское суворовское военное училище Министерства обороны Российской Федерации»
Преподаватель отдельной дисциплины «Математика, информатика и ИКТ»
Кандидат технических наук доцент Павлова Татьяна Александровна
Преемственность в подготовке к олимпиаде от школы до ВУЗа
Неординарно мыслящие, активные, креативные и творческие люди - потребность общества в любые времена. Именно они являются теми, кто способен нестандартно мысли, ставить новые задачи, формулировать новые цели и также нестандартно их решать и достигать.
В настоящее время в России открываются новые возможности для поддержки талантливой молодежи. Открытие специальных классов и профессиональных направлений в образовании, проведение олимпиад и всевозможных конкурсов способствуют выявлению и развитию одаренных ребят. Начало такой работы происходит в школе на обычных уроках и внеурочной деятельности.
Обилие математических олимпиад традиционных, дистанционных, заочных и других видов не только дают ценные материалы для суждения о степени математической подготовленности учащихся и выявляют наиболее одаренных и подготовленных молодых людей в области математики, но и стимулируют углубленное изучение предмета.
Основные цели школьных олимпиад: выявление талантливых ребят, развитие творческих способностей и интереса к научно-исследовательской деятельности у обучающихся, создание необходимых условий для поддержки одаренных детей, распространение научных знаний среди молодежи.
Победы в олимпиадах различного уровня даю дополнительные бонуса поступающим в ВУЗы в виде дополнительных баллов к баллам ЕГЭ или, вообще, дают шанс на поступление без конкурса или на льготных условиях.
Большую роль в подготовке к математической олимпиаде играют не только способности, но и ориентирование в олимпиадных задачах. Поэтому к олимпиаде готовятся достаточно серьезно.
При подготовке выделяют следующие направления работы.
Работа на уроке. При отработке какой-либо темы на уроке надо найти время для решения олимпиадных задач. Делать это необходимо в зависимости от уровня подготовки класса. В профильных классах разобрать «сложную» задачу, в других классах выбрать занимательные и нестандартные задачи. Это позволит выявить учеников способных к олимпиадной математике, а если таковые уже определены, то найдутся те, которые испытают наслаждение от красивого решения задачи. Раскрыть нестандартное мышление помогают геометрические задачи. Для подбора олимпиадных задач по теме урока есть достаточное количество методической литературы и сайтов с задачами и разбором решений.
Домашнее задание. Еще одно направление в подготовке к олимпиаде в виде домашней работы на формулировку задачи подобной той, что была решена на уроке. Так же можно предложит учащимся придумать ребус или математический кроссворд по теме урока. В качестве домашней работы рекомендую использовать олимпиадные задачи прошлых лет. Для их решения учащимся скорее всего придется пользоваться дополнительной литературой или интернет ресурсом. Такой подход помогает учить учиться. Поиск новой информации зачастую приводит к новым знаниям и навыкам, а также подбрасывает эвристические идеи. А решение задачи своим способом позволит повысить самооценку ученика.
Внеурочная деятельность. Внеурочная деятельность является обязательной систематической работой класса с преподавателем. Внеклассная работа может осуществляться в самых разнообразных видах и формах и должна включать вопросы не входящие в школьную программу. Выделяют следующие три вида внеклассной работы. [1]
Индивидуальная работа. Работа с учеником в зависимости от его уровня подготовки, способностей, знаний и мотивации. Индивидуальный подбор заданий и методики позволит учащемуся восполнить пробелы или углубить свои знания. Индивидуальная работа с учащимися отнимает достаточно много времени для его организации, проведения, но результат стоит того.
Когда сформирована команда олимпиадников, ведется групповая работа. Сюда можно отнести такие формы, как мозговой штурм, математический бой, олимпиадный штурм. Важно, что обучение велось в русле совместной исследовательской деятельности ребят.
Эпизодическая работа с большим коллективом учащихся, такая как недели математики в школе или научно-практические конференции в вузе – массовая работа.
Заочные олимпиады. Новая форма проведения математической олимпиады. Такие достоинства, как доступность и простота организации делает ее полем для выявления одаренных ребят. Кроме того, заочная форма проведения олимпиад способствует расширению кругозора, саморазвитию и профессиональному самоопределению. Задания размещают на сайте или рассылают по электронной почте. Особенно приятно учащемуся получать сертификаты участника, не говоря уже о дипломе победителя.
Литература:
- https://urok.1sept.ru/%D1%81%D1%82%D0%B0%D1%82%D1%8C%D0%B8/621582/
- ОЛИМПИАДА ПО МАТЕМАТИКЕ В ВУЗЕ Павлова Т.А., Уварова М.Н. Ученые записки Орловского государственного университета. Серия: Естественные, технические и медицинские науки. 2015. № 4. С. 67-70
- КОМПЕТЕНТНОСТНЫЙ ПОДХОД В МАТЕМАТИЧЕСКОЙ ПОДГОТОВКЕ Павлова Т.А., Уварова М.Н. Академический журнал Западной Сибири. 2016. Т. 12. № 2 (63). С. 53-54.
- К ВОПРОСУ О ПОДГОТОВКЕ К ОЛИМПИАДЕ ПО МАТЕМАТИКЕ Павлова Т.А., Уварова М.Н.
В сборнике: Образование: традиции и инновации. Материалы IX международной научно-практической конференции. 2015. С. 364-365.
Интернет ресурсы.
сайта где можно порешать олимпиадные задачи. http://www.5egena5.ru/zadachi-po-matematike-6klass.html
- http://www.math.ru?- Math.ru: Математика и образование.
- http://www.allmath.ru?- Allmath.ru - вся математика в одном месте.
- http://www.math-on-line.- Занимательная математика - школьникам (олимпиады, игры, конкурсы по математике).
- http://www.zaba.ru?- Математические олимпиады и олимпиадные задачи.
http://mihailovoschool. -Математические термины в ребусах.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Методические рекомендации по обеспечению преемственности в обучении информатике в школе и вузе
В статье приводятся методические рекомендации школьным и вузовским преподавателям информатики по обеспечению преемственности в обучении информатике и информационным технологиям в школе и вузе для эффе...
Новые технологии в учебном процессе школы и вуза
Развитие образования в общеобразовательной средней и высшей школе требует внедрения новых технологий в учебный процесс, которые позволят повысить качество образования....
Компетенции и компетентности современного преподавателя школы, колледжа, ВУЗа
Профессиональная компетентность педагога - это способность педагога к осуществлению своей профессиональной деятельности.Профессиональная компетентность преподавателя как педагога выражается в ко...
Статья "Текстовый подход к интерпретации односоставных предложений при обучении немецкому языку в школе и вузе"
В статье рассматриваются основные проблемы, которые возникают при изучении односоставных предложений в школе и вузе, а также предлагаются некоторые виды заданий, которые смогут помочь школьникам и сту...
Применение интерактивных технологий в УВП школы и ВУЗа
Статья посвящена рассмотрению особенностей применения интерактивных технологий в учебно-воспитательном процессе школы и ВУЗа. В частности описана технология проведения квеста и даны рекомендации...
Современные проблемы преподавания матиматики в школе и вузе
Модернизация школьного образования, реализуемая в настоящее время в рамках апробации и внедрения Федеральных государственных стандартов общего образования, на первое место выдвигает требования к резул...
Методологические аспекты повышения эффективности инновационного процесса обучения от школы к ВУЗу
Материалы доклада выполненного на международной научно-практической конференции "Инновационные технологии в науки и образовании 2016", г. Ростов-на-Дону, с. Дивноморское 11-17 сентября 2016 г....