Методические рекомендации по обеспечению преемственности в обучении информатике в школе и вузе
материал по информатике и икт на тему
В статье приводятся методические рекомендации школьным и вузовским преподавателям информатики по обеспечению преемственности в обучении информатике и информационным технологиям в школе и вузе для эффективного формирования и повышения информационно-коммуникативной компетентности учащихся и студентов.
Скачать:
Предварительный просмотр:
Методические рекомендации по обеспечению преемственности в обучении информатике в школе и вузе
Демержеева Т.В.
Аннотация
в статье приводятся методические рекомендации школьным и вузовским преподавателям информатики по обеспечению преемственности в обучении информатике и информационным технологиям в школе и вузе для эффективного формирования и повышения информационно-коммуникативной компетентности учащихся и студентов.
Вычислительная техника, компьютерные программы, информационные и коммуникационные технологии развиваются в последние годы настолько стремительно, что школьное и вузовское содержание учебных дисциплин по информатике всегда будет отставать от них. Специалисту для успешной профессиональной и жизненной деятельности в современных условиях необходимо обладать высоким уровнем информационно-коммуникативной компетентности, а именно: иметь глубокие фундаментальные теоретические знания, технологический и практический опыт работы с информационными и коммуникационными технологиями. Для эффективного формирования и повышения уровня информационно-коммуникативной компетентности учащихся и студентов необходима преемственность в обучении информатике в школе и вузе. Для обеспечения преемственности в обучении информатике в школе и вузе мы предлагаем выполнение следующих методических рекомендаций.
Содержание учебных программ по информатике в школе и вузе должно строиться по концентрическому принципу, для этого разделить содержание школьного учебного материала на логически завершенные части и продолжить их изучение в вузе, что систематизирует знания, совершенствует его навыки, опыт деятельности. Содержание мы предлагаем разделить на следующие пять самостоятельных логически связанных блоков:
– Информация. Информационные процессы.
– Компьютер. Вычислительная техника.
– Моделирование. Алгоритмизация. Программирование.
– Информационные и коммуникационные технологии.
– Социальная информатика
На теоретических занятиях осуществлять связь нового материала с пройденным, нацеливать на его применение в будущем, связывать с практической частью. Обучаемые должны делать подробные записи в тетрадь с пометкой «проверить» или «отработать» на практике, теоретическую часть следует закреплять на практических занятиях за компьютером с соответствующими самостоятельными записями в эту тетрадь.
При проведении практических заданий применять элементы проблемного, поискового, исследовательского характера, использовать проектные методы с целью обобщения знаний по пройденным темам, курсам, что способствует внутреннему пониманию, осмыслению, систематизации знаний.
(Знакомство с обобщением опыта по теме «Метод проектирования на уроках информатики», а также с приложениями – разработками проектных работ учащимися разных классов).
Для проведения мониторинга информационно-коммуникативной компетентности учащихся и студентов для данного этапа обучения целесообразно использовать знакомые обучаемым методы контроля знаний, умений, навыков: фронтальный опрос, экспресс-опрос, проведение бланочных и компьютерных тестов, самоконтроль, письменный контроль, диагностическое тестирование, при этом учитывать важность проверки результатов, возрастную категорию.
Для учащихся и студентов с разным уровнем знаний, способностями, опытом работы с вычислительной техникой необходим индивидуальный, дифференцированный подход при выполнении практических и лабораторных работ, что позволит снять психологический барьер, адаптировать процесс обучения к особенностям учащихся и студентов, заинтересовать их при дальнейшем обучении.
Необходимо осуществлять связь информатики с другими учебными дисциплинами и учебно-воспитательными мероприятиями, с будущей профессиональной деятельностью обучаемых. Широко использовать современные средства в обучении, а именно: электронные учебники, разнообразные обучающие, демонстрационные, контролирующие мультимедийные программы, поиск полезной информации из сети Интернет.
Для постоянного взаимодействия школьных и вузовских преподавателей информатики, усилия которых направлены на решение общей проблемы – формирование высокого уровня информационно-коммуникативной компетентности учащихся и студентов, следует проводить совместные объединения, конференции, семинары для выработки эффективных единых методов, форм, средств и принципов обучения информатике в школе и вузе.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Обеспечение преемственности в обучении математики между 1 и 2 ступенями общеобразовательной школы
Основным принципом, положенным в основу программы начальной школы, является принцип преемственности между 1 и 2 ступенями, который предполагает следующие направления: 1....
МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ ПО ОБЕСПЕЧЕНИЮ КАЧЕСТВА РЕЗУЛЬТАТА ЕГЭ
Рекомендации нацеливают руководителей образовательных учреждений и учителей как на обеспечение повышения эффективности их профессиональной деятельности при работе с обучающимися всех параллелей, так и...
Обеспечение преемственности в обучении как условие повышения его качества
Одним из важных направлений преемственности в обучении является педагогический мониторинг и диагностика качества обучения. Анализ процесса внедрения вариативных систем начального образования сви...
Практикум «Использование интерактивной доски на уроках математики и информатики в 5, 6-х классах как способ обеспечения преемственности в обучении между начальным и средним звеном»
Опыт использования возможностей интерактивной доски SMART Board на уроках математики и информатики в 5, 6-х классах....
ОБЕСПЕЧЕНИЕ ПРЕЕМСТВЕННОСТИ В ОБУЧЕНИИ
Педагогическая статья...
Методические рекомендации по обеспечению проверки, достоверности и использованию результатов диагностических работ в образовательных организациях.
Проведение диагностических работ различного уровня прочно вошло в практику работы систем оценки качества образования. При проведении таких работ важно не только получить объективные результаты, но и п...
Обеспечение преемственности в обучениии английскому языку
В учебной работе хороших результатов учитель достигает тогда, когда, используя предыдущие знания, строит обучение с учетом перспективы, подготавливая учеников к восприятию более трудного материала. Эт...